Самые распространенные религии в мире
Содержание:
Одним опросом не обойтись
Яков Тестелец
Яков Тестелец, доктор филологических наук, заведующий отделом кавказских языков Института языкознания РАН:
— Когда опросом занимаются специалисты, результаты, скорее всего, достоверны. Если мы хотим понять что-то про большую совокупность, нужно сделать выборку. Условно говоря, положить все в мешок, хорошенько потрясти, перемешать и вынуть первые сто попавшихся. Это случайная выборка, и распределение признаков будет с высокой вероятностью таким же, как и в генеральной совокупности.
Но в социологии такие методы неприменимы, поэтому создаются искусственные выборки по некоторым основным характеристикам — допустим, возраст или образование. Если выборка составлена профессионально, результат совпадет с тем, что получится, если бы опросили вообще всех людей. Могут быть ошибки, если какой-то важный признак не учли.
Результаты опроса — это то, что люди про себя сообщают. А интерпретировать такие факты, объяснять изменение данных по годам — гораздо более сложная задача. Люди могут допускать, что религия — определенная часть их жизни по каким-то мотивам. Очень трудно понять, насколько все это серьезно. Это можно выяснить только в результате очень долгого кропотливого анализа, который одним опросом не делается. Это работа для социологов и религиоведов высокой квалификации.
В 1990-е годы в академической среде было довольно много разговоров на тему религии. Возникало ощущение, что христианство возвращается в общественную жизнь. Сейчас стало понятно, что самостоятельной общественной роли у христианства нет, религия больше стала относиться к жизни индивидуальной. Верующих часто рассматривают как чудаков, которые ходят в своего рода фан-клубы или занимаются исторической реконструкцией.
Мы знаем, что есть общий и очень давний тренд на секуляризацию. Религия в большинстве стран оказывает все меньше влияния на жизнь людей. Хотя, например, в опросе 29% респондентов ответили, что соблюдают посты. Вернее, они говорят, что соблюдают посты — понятно, что по строгому уставу постятся немногие, а некоторые имеют в виду, что хорошо бы их иногда соблюдать. Но это совсем не маленький процент для современного мира.
Раньше Церковь давала ответ на поиск тайны
Борис Кнорре
Борис Кнорре, религиовед, доцент НИУ ВШЭ, доцент Высшей школы европейских культур РГГУ:
— Что касается цифр, то доверять им можно. ВЦИОМ — это достаточно серьезная служба, хотя, конечно, у всех бывают погрешности. Для своих научных работ я сравнивал, допустим, данные ВЦИОМа, ФОМа, «Среды» и других центров за разные годы — там были расхождения, иногда неслабые, на 5–10%. Но это не дает основания говорить, что цифры искажают реальность: в общем и целом, с погрешностями, но они отражают реальную картину.
Православных верующих действительно становится меньше, я бы сказал это и по собственным наблюдениям — сегодня продолжает накапливаться доля разочарованных. Может быть, даже разочарование не в православии как таковом, а в том институте Церкви, который сейчас существует и тесно взаимодействует с государством. К тому же в 90-е годы люди смотрели на Церковь романтически, это была область тайны. Разрушенные храмы намного больше привлекали душу человека, чем те, которые сегодня очень хорошо отреставрированы или просто заново построены. Они могут отвечать запросу на какую-то деятельность, на желание найти какое-то сообщество, преодолеть одиночество, но загадочность они потеряли.
Мир становится более структурированным, и этот фактор тоже сказался, потому что Церковь, с одной стороны, давала ответ на поиск тайны, ощущение своей связи с Богом, а с другой — еще и на поиск новой системы жизни, что в начале постсоветского периода было очень актуально. Теперь же связанное с Церковью свободное ощущение неотмирности практически испарилось. Люди видят, что она стала выполнять идеологическую роль и опираться на административные ресурсы.
В конце 80-х – начале 90-х годов люди искали свободную духовность — их интересовали и ориентализм, эзотерика, и нью-эйдж, — а когда реально соприкасались с церковной жизнью, видели, насколько сильнее и выигрышнее институт православной Церкви по сравнению со всеми вот этими непонятными вещами. И действительно, они шли в Церковь. Но теперь начался процесс, когда они, устав от бюрократизированной структуры, стали искать неинституциональную духовность.
А главное — сегодня люди в Церкви часто не ощущают роста.
Человек внутренне осознает себя причастным к великой традиции, но при этом не может реализоваться. Он ограничен в самостоятельности и той социальной активности, которую пытается развивать, для него не приветствуется свободный поиск своей мировоззренческой позиции, чреватый опасностями, но необходимый для внутреннего роста.
Еще одна причина заключается в том, что православные ищут связи с Богом, но под эту связь компилируют поиск своего внутреннего уютного мирка. И человек этим какое-то время наслаждается, а потом вдруг осознает, что ничего у него в жизни не клеится, и чувствует свою неполноценность. Он понимает, что происходящее на многих приходах — это некоторая имитация. Да, послужили, чай попили, обсудили, какой батюшка что сказал — и все.
Я бы не сказал, что падение числа верующих — общемировая черта. Здесь мы говорим о разнонаправленном процессе, потому что наша реальность такова, что в каких-то странах верующих становится больше, а где-то их нет вообще. Другое дело, что в Европе сейчас господствует идеология социального развития, о которой тоже не могу сказать ничего хорошего. России это пока не грозит, но на Западе религиозные институты боятся декларировать свою религиозность. Допустим, если они оказывают помощь, то заранее заявляют, что не будут навязывать никаких религиозных взглядов. Это происходит в силу страха перед идеологией, которая требует секулярного подхода. Такая крайность — тоже своеобразный «евангелизм», если говорить о том, насколько рьяно сторонники социального развития отстаивают свою идеологию и веру, узкий набор ценностей. И подобных «верующих» становится все больше.
Вообще нашу жизнь сегодня пронизывает принцип VUCA: волатильность, неопределенность, сложность и двусмысленность. Он представляет большой вызов не только для православия, но и для многих других традиционных конфессий. И как на него ответить — я не знаю.
Трезвость — норма жизни
Дмитрий Сладков
Дмитрий Сладков, православный публицист:
— Результаты последнего опроса ВЦИОМ не сообщают ничего нового. Противоречия между публичным образом Церкви и ее реальной жизнью социологи фиксировали давно (взять хотя бы исследования Алины Багриной). Прежде всего, это несоответствие распространенного самоопределения граждан как «православных» и показателей практической воцерковленности, которые относительно невелики и никак не позволяют говорить о «церкви большинства».
Уверенное утверждение себя как «церкви господствующей», интенсивность традиционалистской, коллективистской и клерикальной риторики могут создать видимость «духовного возрождения». Но в реальности Россия по сию пору представляет собой секулярную, маловерующую страну с атомизированным обществом.
Возрождение церковной жизни — очевидная реальность рубежа 80–90-х годов минувшего столетия. Оно сопровождалось несомненным приливом масштабной и разнообразной церковно-общественной активности, которая затрагивала относительно небольшую часть общества, но имела все шансы к росту, распространению, качественному развитию. Быть может, сильное гражданское общество, состоящее из православных христиан, могло стать реальностью еще тогда. Но довольно скоро эта самодеятельная низовая активность была введена в рамки и пригашена церковным руководством как проблемная, политически и управленчески небезопасная.
На смену этой социальной и культурной реальности пришла мифология «духовного возрождения», использованная в дальнейшем при строительстве гражданской религии нынешней Российской Федерации.
Происходящее сейчас изживание этой мифологии заставляет трезво взглянуть на реальное место церковного народа и церковного управления в обществе и государстве, выводит в широкое публичное пространство сложные и противоречивые процессы в самой Церкви и вокруг нее.
Здесь и фактическая подчиненность церковного управления государственному по важным для государства вопросам, и неотличимость — в глазах государства и значительной части общества — церковного управленческого аппарата от собственно Церкви, полноты церковной, народа Божия. Собственно, аппарат в таком понимании и есть Церковь. И сама Церковь уже не выглядит сплошным монолитом: в поле публичного внимания оказались как монастырские порядки, церковные финансы, доходы епископата, бесправие клира, так и содержательные разногласия, проблематизирующие многое в нынешнем церковном устроении — язык богослужения, его состав и продолжительность, порядок исповеди и причащения, календарь и многое другое.
Поскольку историческая память большинства добрых христиан сегодня вполне мифологизирована, а навыки исторического зрения не развиты, относительно недавнее происхождение нынешних «от века сущих» церковных порядков, а стало быть, их немалозначимая относительность, еще недавно не усматривались. Теперь видимость полного единомыслия быстро исчезает.
В этой поистине проблемной ситуации нашей Церкви необходимо широкое христианское свидетельство, личное и общинное, предполагающее и образованность, и душевную развитость, и интеллектуальную оспособленность, и укорененность в культуре, и соответствие повседневной жизни евангельскому идеалу. С памятью о том, что истина не доказуется, а показуется.
Думаю, движущей силой этого свидетельства станет христианская общественность, в которую на равных основаниях входят сегодня миряне и клирики. Самоопределение православного христианина в ожидающее нас непростое время будет строиться на основе служения Богу, Церкви и людям, осуществляемого на свою личную ответственность и руководимого личной совестью.
10 самых неверующих стран мира
В этих местах религия не является важной составляющей жизни большинства горожан
10. ВЬЕТНАМ 34%
Согласно опросам, только треть населения Вьетнама считают религию важной частью своей жизни. Возможно, преобладание марксистско-ленинской идеологии в стране и влияние коммунистического правления во Вьетнаме отвечают за атеистическую позицию большинства жителей
Среди религиозных верующих в стране, буддизм является основной религией, затем идут католики и другие меньшинства.
9. ОБЪЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО 30%
Здесь количество верующих еще меньше, всего 30% жителей утверждают, что религия играет важную роль в их повседневной жизни. Исходя из недавних опросов, выяснилось, что каждый пятый британец – атеист.
Из 1550 взрослых людей, опрошенных в Великобритании, 19% заявили, что они атеисты, 7% — агностики, а 3% — гуманисты.
По данным других опросов, оказалось, что больше половины всех британцев считают, что религия приносит больше вреда, чем пользы и только 8% опрошенных считают себя религиозными людьми.
8. НИДЕРЛАНДЫ 26%
Согласно опросам, в Нидерландах намного больше атеистов, чем верующих. Только 26% жителей сказали «Да» на вопрос о том, играет ли религия важную роль в их повседневной жизни.
7. ГОНКОНГ, SAR (СПЕЦИАЛЬНЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГИОН) КИТАЯ
Религиозные верования минимально погружены в сильную, основанную на вере систему, и лишь 24% населения уделяют религии большую роль. Однако этот район выглядит несколько более религиозным, чем сам Китай в целом. Несмотря на высокий процент атеистов – 34%, Гонконг позволяет каждому гражданину исповедовать свою религию без вмешательства государства в данный аспект жизни.
6. ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА 23%
Чехи считаются одной из наименее религиозных общин в мире, тут очень низкая посещаемость церквей и отсутствует формальная принадлежность большей части жителей к любой церкви.
Только 23% процента населения этой страны не представляют свою жизнь без религии.
Хотя большинство чехов не являются строгими последователями какой-либо официальной религии, но многие верят в магию или в так называемые «невидимые религии».
5. ДАНИЯ 19%
В данной стране атеисты – это большая часть населения. Всего лишь 19% жителей Дании придают значения религии, согласно недавно проходившим там опросам. Для этих людей религия играет лишь церемониальную роль в их обществе. Следовательно, человек может наслаждаться религиозными праздниками без необходимости верить в его происхождение.
4. ШВЕЦИЯ 19%
Как и соседняя Дания, Швеция также является одной из наименее религиозных стран в мире
Всего лишь 19% шведов признают, что религия имеет важное влияние на их повседневную жизнь
Несмотря на то, что шведская церковь утверждает, что 6,3 миллиона шведов являются членами церкви, только 5% из них – обычные прихожане.
В последние годы в стране наблюдается рост посещаемости исламской мечети и еврейской синагоги, что объясняется большим количеством иммигрантов.
3. ЭСТОНИЯ 16%
16% эстонцев считают, что религия – важная часть их повседневной жизни. Однако несмотря на такой низкий процент веры, более половины населения этой страны верят в духовные силы. Только около одной пятой части жителей состоят в различных религиозных группировках, а церкви по всей стране практически пусты, даже в дни традиционно благочестивых воскресений.
2. ЯПОНИЯ 13%
31% японцев сегодня считают себя атеистами, только 13% придают религии важную роль в их жизни. Несмотря на то, что до сих пор наблюдаются поверхностные религиозные практики, такие как традиционные браки, официальные виды религий не практикуются большинством населения Японии.
1. КИТАЙ 7%
Китай официально считается наименее религиозной страной в мире, при этом почти половина населения страны составляют неверующие. Проведенные опросы показывают, что скромная доля в 7% китайцев считают, что религия играет важную роль в их жизни.
Хотя китайское государство официально признает пять религий: буддизм, ислам, католицизм, протестантизм и даосизм, правительство утверждает, что позволяет своим гражданам исповедовать любую религию и даже поощряет атеизм.
Однако Коммунистическая партия Китая имеет право преследовать организованные религии в стране, учитывая, что такая практика угрожает режиму страны или угрожает религиозными свободам других китайских граждан.
Вайке созерцатель
- Активность: 57k
- Пол: Женщина
Вайке созерцатель