Сан-джованни ин латерано

История

Собор Святого Павла поражает своим величием и торжественным внешним видом. Поэт Пруденций в поэме, написанной в честь императора Гонория, увековечил красоту святого места в стихотворной форме. Живописная базилика расположена за Аврелиановой стеной, то есть, формально за границей Рима по меркам раннехристианской эпохи.

Храм был построен над могилой святого Павла в Риме, которого казнили в самом начале нашей эры. На могилу изначально приходило много верующих, поэтому она была украшена мемориальной плитой. Чтобы почтить память усекновенного апостола при императоре Константине I в 4 веке н.э. была построена церковь.

Расширена постройка была по распоряжению Валентиниана I, а по-настоящему красиво ее оформил Феодосий I. В 590-604 годах, при папе Григорие Великом, церковь снова перестраивалась: построили новый алтарь, двор украсили более чем сотней колонн. В центре наружного дворика установили памятник Сан Паоло, держащему в руках большую книгу и меч. Памятник выполнен настолько реалистично, что взглянув на него, понимаешь — апостол готов был отдать свою жизнь за христианскую веру.

Первое повреждение церковь в IX веке получила от сарацин, а в 1823 году случился большой пожар. Спустя 31 год ее отстроил заново, и освятил Пий IX, а помогал ему в этом весь христианский мир, в том числе и Россия. Собор был отделан новым фасадом, фресками и мозаикой с изображениями святого Павла, Иисуса, четырех пророков. В XIII веке при Соборе в Риме был открыт монастырь.

Как добраться паломникам

Адрес: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano, Ватикан

Храм виден почти из любой точки исторического центра Рима, ведь это самое высокое здание: строить дома выше издавна запрещено. Близ площади св. Петра находится станция метро Ottaviano. Можно добираться также такси. 

В большинстве католических церквей нет особых требований к внешнему виду входящих, да и на площади св. Петра не возбраняется быть одетым, как угодно. Однако при входе существуют некоторые правила: 

  • исключить открытую обувь типа сланцев; 
  • женщинам не рекомендуется быть в чрезмерно открытой одежде; то же касается маек, шорт мужчин, а также шляп. 

А вот требования покрывать голову для женщин, обычного для православных, на сайтах туристических агентств, организующих экскурсии, нет. 

История

В 308 году было начато строительство базилики по приказу императора Максенция. Базилика имела гражданское назначение, в ней планировалось разместить городскую префектуру, объединившую всех представителей римской администрации. Закончилось строительство через несколько лет, в 312 году, незадолго до смерти императора.

Но в этом же 312 году после гибели Максенция уже при императоре Константине (Flavius Valerius Aurelius Constantinus) были внесены значительные изменения в проект и здание частично перестроено. Поэтому данный объект по-другому называют Базилика Максенция и Константина.


Если при Максенции здание имело 20-метровую апсиду с западной стороны со статуей Максенция и вход с восточной, то Константин отдал приказ добавить апсиду с северной стороны и еще один вход с южной, а вместо изваяния предшественника установить собственное скульптурное изображение из мрамора и бронзы. В настоящее время от этой скульптуры сохранились два элемента: ступня 2-метровой длины и голова, представленные для обозрения во внутреннем дворике Палаццо деи Консерватори (Palazzo dei Conservatori) на Капитолийском холме (Campidoglio).

Фото и описание

Латеранский дворец — бывший Апостольский дворец, старинное строение эпохи Римской империи, а позднее — главная резиденция Папы Римского. Расположенный неподалеку от базилики Сан Джованни ин Латерано, кафедрального собора Рима, Латеранский дворец ныне занят Историческим музеем Ватикана, в котором представлена история Папской области. Здесь также находятся офисы Римской епархии и апартаменты генерального викария Рима, папского наместника для ведения дел епархии. Вплоть до 1970-го года во дворце также хранилась коллекция Латеранского музея, ныне ставшая частью Ватиканских музеев.

Место, на котором стоит базилика Сан Джованни ин Латерано, в эпоху Римской империи было занято домусом (дом-особняк одного рода) семейства Латерани, члены которого служили нескольким императорам. Один из членов семейства, Платиус Латеранус, стал известен тем, что Нерон обвинил его в заговоре против императора. Обвинение вылилось в то, что вся собственность Латерануса была конфискована и роздана. В 4-м веке Домус Латерани был передан епископу Рима, а его базилика была переделана и расширена, в конечном счете став кафедральным собором Рима и получив название базилика Сан Джованни ин Латерано.

В 10-м веке дом и базилика были отреставрированы после страшного пожара, а позднее богато украшены по приказу Папы Римского Иннокентия III. Неподалеку от строений был установлен Латеранский обелиск, имеющий древнеегипетское происхождение. Достигая высоты в 45,7 м, обелиск и сегодня считается самым высоким в Риме и самым большим стоящим древнеегипетским обелиском в мире (весом около 230 тонн).

Латеранский дворец лишился своего возвышенного положения после того, как Папа Римский был изгнан из Рима и на несколько десятков лет поселился в Авиньоне (так называемое Авиньонское пленение пап). В 1307-м и 1361-м годах дворец подвергался разрушительным пожарам, и, несмотря на то, что на его восстановление были выделены огромные суммы, он так никогда и не вернул былого величия. После возвращения Папского двора из Авиньона, резиденцией Папы Римского сначала была базилика Санта Мария ин Трастевере, а затем — Санта Мария Мадджоре. Папа Сикст V, более расположенный к рациональному планированию городского устройства, чем к сохранению древних строений, в 1586-м году приказал снести то, что осталось от античного Латеранского дворца и возвести на его месте меньшее по размерам здание. В 1589-м году архитектор Доменико Фонтана выполнил его приказ. От старинного дворца сохранились только три элемента — Святая лестница, часовня Санкта Санкторум и триклиний (пиршественный зал) Папы Лео III. В этом зале можно увидеть некоторые старинные мозаики.

В конце 17-го века Папа Иннокентий XII организовал в части Латеранского дворца приют для сирот, которые работали на небольшой шелковой фабрике. В 19-м столетии во вдорце был создан музей религиозного искусства и языческой культуры. А в 1925-м году к нему был добавлен этнографический музей, коллекция которого была собрана миссионерами. Здесь же в 1929-м году были подписаны Латеранские соглашения — система договоров, регулирующих отношения между Папским престолом и Итальянским государством. Позднее коллекции Латеранского музея были переданы Ватикану, а во дворце разместился Исторический музей Ватикана, открытый в 1991-м году.

Строительство

Полагают, что ее начали строить на месте небольшой молельни около 326 г., а закончили примерно через 30 лет. Церковь была достаточно большой, имея 5 престолов. 

Интересной особенностью архитектуры его, видимо, уже тогда стала особая, с современной точки зрения, ориентация алтаря – на запад, а не на восток, как ныне принято. 

Папа Римский Бенедикт XVI отмечает эту особенность в книге «Богословие литургии», но не указывает ее причин. Возможно, к этому времени просто не сложилась традиция строить церковные здания алтарем к востоку, потому христиане просто следовали традиции римского храмового строительства: ведь в языческие храмы вход всегда был с востока, а алтарная часть ориентировалась на запад.  

Отличительная черта церкви, по мнению Бенедикта XVI, вызвала к жизни католическую традицию молитвы священника «лицом к народу». На самом деле изначально он просто при молениях обращался на восток, то есть к противоположной от алтаря стороне. 

Из истории базилики известно, что: 

  • именно здесь уже с IV в. проходила интронизация предстоятелей Римской Церкви; 
  • сюда, на гробницу ап. Петра папа Римский Лев Великий (V в.), находившийся в тесном молитвенном общении во св. Петром, принес послание патриарху Константинопольскому Флавиану о ересях Нестория и Евтихия; 40 дней предстоятель с постом молился Апостолу, прося исправить возможные ошибки, неточности; «Прочитал и исправил» — таким был ответ святого на усердное моление; 
  • 25 декабря 800 г. у гроба св. Петра прошла коронация первого императора Запада после уничтожения Западной Римской империи – Карла Великого. 

Со временем базилика стала центром западного христианского мира. Сюда собирались древние святыни, здесь нашли упокоение святые Папы Лев Великий, Григорий Двоеслов.

Новый храм 

К XV в. церковь начала ветшать, ведь ее возраст составлял уже более 1000 лет. Ее не раз пытались ремонтировать, пока, наконец, папа Юлий II не задумал выстроить на месте базилики великую церковь, великолепие которой затмило бы все существующие

Архитектура

Собор святого Петра в Риме – сейчас самый большой храм в христианском мире: 

  • его площадь более 15000 кв. м (длина 186, ширина 137,5 м); 
  • храм вмещает до 15000 верующих; площадь св. Петра – еще около 60000; 
  • богослужение совершается на 44 престолах. 

Над проектами грандиозного здания работали последовательно: 

  • Донато Браманте, обессмертивший свое имя именно этим проектом; собор задумывался по форме так называемого «греческого», равностороннего креста; тем самым архитектор пытался соединить архитектурные традиции католического Запада и православного Востока, воплощая мечту о будущем соединении частей некогда единой Церкви; 
  • Рафаэль Санти, переделавший проект под форму латинского креста с одним длинным концом; 
  • архитекторы Бальдассаре Перуцци и Антонио де Сангалла, принявшие решение о прямоугольной форме здания, так называемой базиликальной; 
  • наконец, Микеланджело Буонаротти, который все же вернулся к греческому кресту, но пристроил ко восточному входу длинный портик со множеством колонн. 

Однако в начале XVII в. архитектор Карло Мадерна все же вернул здание к форме латинского креста. 

Особенности купола 

Купол собора

Купол проектировался Микеланджело как своего рода архитектурная кульминация всего здания. Он окружен 4 куполами меньшего размера и возносится на 138 м. 

Карло Мадерна, правда, изменил замысел купола, сделав смысловым центром фасад, тогда как купол виден входящим лишь издалека

Ныне великолепный вход – практически первое, на что обращает внимание паломник: 

  • поражают 8 мраморными колонн; диаметр каждой из них 3 м; 
  • над входом высятся статуи Христа и апостолов (кроме Петра), высота каждой более 5,5 м; 
  • по центру фасада – так называемая Лоджия благословения, балкон, с которого Папа обращается к верующим. 

О месте Собор Св. Иоанна Латеранского

Большая базилика Святого Иоанна Латеранского является старейшей из четырех главных базилик Рима. С момента своего существования и до начала XIV века этот собор был официальной  резиденцией Папы. Несмотря на то, что собор утратил свой почетный статус много веков назад,  среди католиков его до сих пор негласно называют   «Матерью церквей всего мира». История создания
На месте, которое сегодня занимает собор, некогда стоял семейный дворец знатного рода Латерани. Но после того как один из членов благородного семейства был обвинен в заговоре против императора Нерона, всё имущество Латерани конфисковали и перераспределили среди власть имущих. Так Латеранский дворец сначала попал в руки императора, а после, в 313 году, был передан, в качестве подарка, епископу Рима. Дворец базилики, в конечном счете, был преобразован и расширен, после чего стал резиденцией Папы Сильвестра I. И уже в 324 году было проведено официальное посвящение  в честь Христа Спасителя, базилики и прилегающих к ней помещений. Намного позже в  X и XII было повторно проведено освящение базилики, после которых её небесными покровителями стали святой Иоанн Креститель и святой Иоанн Богослов. Тем не менее, сегодня эти святые считаются лишь со-покровителями собора. На протяжении многих веков, каждый новоизбранный Папа занимал собор св. Иоанна Латеранского. Но во время правления французского Папы  Климента V, в  начале XIVвека официальным местом католической церкви стал французский город Авиньон. За это время покинутый собор дважды горел и пришёл в полный упадок.  По возвращению Папы в Рим, которое произошло в 1376 году, официальной резиденцией понтификата стал Ватикан.В конце XVIвека Папа Сикст V приказал снести пришедшую в упадок старую базилику, а на её месте построить  новый храм. Завершили строительство нового собора  лишь в 1735 году под руководством архитектора Аллесандро Галилеи.Архитектура
Фасад базилики украшают 15 статуй различных святых, в том числе есть здесь статуи, изображающие основных покровителей собора. Высота каждой статуи 7 метров. В соборе пять дверей, одну из которых открывают только в Юбилейный год. Остальные же двери  открыты постоянно.
Что же касается внутреннего интерьера, то он тоже видоизменялся несколько раз. От древней базилики, построенной  императором Константином в IV веке, осталось очень мало. В основном удалось сохранить и перенести в новый интерьер базилики фрески и мозаику, а также некоторые реликвии, религиозного значения, например папский жертвенник, появление которого датируется XIVвеком. Сегодня базилика состоит из пяти нефов с множественными пересечениями. Можно здесь увидеть и огромную апсиду, которая богато украшена мозаикой и которую удалось восстановить  лишь в XIX веке. В этой же апсиде находится и Папская кафедра. Основной дизайн интерьера был выполнен Франческо Борромини в XVIвеке.
Впечатляюще выглядит  святая Лестница, которая  также украшена фресками  изображающие распятие Христа и другие сцены из Библии. Лестница состоит из 28 ступенек, подниматься по которым можно лишь на коленях.Окрестности
При выходе из баптистерия базилики, на площадке можно увидеть самый впечатляющий обелиск Рима. Вес его около 500 тонн. На территории собора находится и монастырь, где жили монашеские общины. Его также перестраивали несколько раз. Единственное что сохранилось от древней постройки, так это витые, инкрустированные мрамором колонны, построенные в XIIIвеке.Туристу на заметку
Работает собор ежедневно с 7-00 до 19-00. Зимой с 7-00 до 18-00. Вход свободный.

Особенности архитектуры и интерьер церкви

Храм неоднократно перестраивали, в результате он представляет собой смешение различных архитектурных стилей, но не теряет своего величия. Базилика сохранила раннехристианскую ориентацию: главный вход обращён на восток, к восходу солнца, а алтарь — на запад.

Мозаика главной апсиды частично сохранила изображения IV—V веков. Мозаика была отреставрирована в 1288—1292 годах Якопо Торрити и Якопо да Камерино. Изображения обновлены в 1840-х годах. В центре представлен Триумфальный крест на горе, из которой вытекают четыре реки Рая. В основании горы — феникс (символ бессмертия), внизу река Иордан, вокруг олени, рыбы, птицы, символизирующие природу (подобные композиции повторяются во многих базиликах Рима). Над этой сценой изображён Христос в золотом нимбе, а над Ним — голубь Св. Духа. По обе стороны от креста — Богоматерь и Иоанн Креститель. К этой композиции Торрити добавил коленопреклонённую фигуру папы Николая V, изображения апостолов Петра и Павла, Андрея и Иоанна, между ними — уменьшённые фигуры святых Франциска Ассизского и Антония Падуанского. В центре апсиды, за престолом — мраморный трон епископа. Нижний ярус стен отделан разноцветной мраморной мозаикой геометрического стиля.

В средокрестии храма находится готический табернакль на четырёх колоннах (XIV в., частично изменён в XVI в.). На его вершине в реликвариях из позолоченного серебра, выполненных в форме фигур апостолов с нимбами, хранятся святые мощи: головы апостолов Петра и Павла. В боковых нефах находится множество капелл, скульптурных надгробий, мозаик и фресок. Гербы римских пап, в течение столетий субсидировавших строительство, размещены на плафоне и пилонах. Пол храма в технике мраморной мозаики создан мастерами семьи Космати. В 1220-е годы был устроен клуатр с аркадами на сдвоенных колоннах, украшенных мозаикой из разноцветных кусочков мрамора и смальты, — работа мастеров отца и сына Вассаллетто. В центре кьостро — Святой колодец IX в. В 1430—1440-х годах пристроена сакристия.

В 1646—1650 годах Латеранскую базилику, получившую название Сан Джованни (Святого Иоанна) перестраивал выдающийся архитектор римского барокко Франческо Борромини. Он сохранил нижнюю часть стен и уникальные полы. В табернаклях нефа установили огромные статуи двенадцати апостолов, выполненные учениками Дж. Л. Бернини.

На площади Сан Джованни ин Латерано перед базиликой в 1588 году архитектор Доменико Фонтана установил египетский обелиск, доставленный в Рим в IV веке. Ранее он украшал Большой Цирк (Чирко Массимо) у подножия Палатина. Фасад северного трансепта (выходящий на площадь с обелиском) с лоджией и двумя колокольнями с шатровым покрытием, создан по проекту Д. Фонтана в 1586—1588 годах.

Фасад храма с главной, восточной стороны оформил в палладианском стиле в 1732—1735 годах архитектор Алессандро Галилеи. Фасад имеет два яруса. Нижний занимает нартекс, верхний — папская Лоджия Благословения. Над огромным порталом, колоннами и пилястрами композитного ордера, увенчанными мощным карнизом, на аттике высятся семиметровые скульптурные изображения Христа Спасителя, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и двенадцать фигур Отцов (учителей) Церкви. В нартексе — огромная мраморная статуя Константина I Великого, взятая из римских терм Константина на Квиринале (IV в., установлена в 1737 году). Из нартекса в главный неф ведут пять дверей. Центральные бронзовые двери установлены в 1656 году Ф. Борромини, они перенесены из Курии Юлия на римском Форуме. Крайняя правая — Святая Дверь, открывающаяся только в Юбилейные Годы.

Рядом с базиликой сохранилось несколько сооружений, выдающихся памятников истории и искусства. Среди них — Латеранский баптистерий в форме октогона (восьмигранника), заложенный императором Константином и Триклиний папы Льва III. В музее базилики собраны сокровища храма, дары и реликвии, связанные с историей строительства.

Рядом с базиликой также находится Святая лестница (лат. Scala Santa) — мраморная лестница, находившаяся в старом Латеранском дворце, по древней христианской традиции привезённая святой Еленой из Иерусалима, по которой Иисус Христос несколько раз поднимался во дворце Пилата на судилище, предшествовавшее Распятию. В XVI веке эта святыня была поставлена в отдельном здании перед папской капеллой Святая Святых (Санкта-Санкторум) рядом с Латеранской базиликой, где находится и в настоящее время.

Архитектурные особенности

При разработке плана постройки и его декора древние мастера взяли за образец термы Каракаллы (Le Terme Di Caracalla) и Диоклетиана (Le Terme Di Diocleziano). Особенность постройки заключалась в том, что верхнее перекрытие было сводчатым, а не состояло, как в предшествующих постройках такого же типа, из балок.

Базилика Максенция по своей конструкции напоминала термы тех времен, имевшие сводчатые потолки над основным пространством. Свет должен был проникать через оконные проемы в стенах среднего и боковых нефов. Основанием для крестообразного свода являлись столбы из бетона и колонны из монолитного порфирского мрамора высотой 14,5 метров.

По проекту общая площадь основного пространства базилики превосходила 4 тысячи м². Стены были выполнены из бетона и обложены кирпичом, у восточного входа построили лестницу большой ширины. Своды также были бетонными, но украшенные позолотой.

Центральный неф был длиной 80 метров и высотой 39 метров, боковые соответственно – 20,5 метров в длину и 24 в высоту. Богатство внутреннего убранства подчеркивалось отделкой мрамором: белые мраморные плиты на стенах, цветные – на полу.

Пристроенный по указанию Константина вход с южной стороны, от Священной дороги, был украшен портиком с колоннами коринфского ордера. Пристроенная с северной стороны апсида была декорирована скульптурами и закрывалась воротами, так как там проводились заседания суда по разбору дел, в которых фигурировали имена высокопоставленных особ, членов Сената.

Кроме своего прямого назначения, здание использовалось как место деловых переговоров и др.

Реконструкция

Было несколько попыток реконструкции archbasilica до окончательной программы Сикста V . Сикст V нанял своего любимого архитектора Доменико Фонтана для руководства большей частью проекта. Первоначальный Латеранский дворец был снесен и заменен новым зданием. На площади перед Латеранским дворцом находится больница Сан-Джованни Аддолората и самый большой стоящий древний египетский обелиск в мире, известный как Латеранский обелиск . Он весит примерно 455 тонн. Он был построен по заказу египетского фараона Тутмоса III и возведен Тутмосом IV перед большим карнакским храмом в Фивах, Египет . Намеренный императором Константином I доставить в Константинополь , очень озабоченный Констанций II отправил его в Рим, где он был установлен в Большом цирке в 357 году нашей эры. Через некоторое время он сломался и был похоронен под цирком. В 16 веке он был обнаружен и раскопан, и 3 августа 1588 года Сикст V приказал возвести его на новом постаменте на его нынешнем месте.

Дальнейшая реконструкция внутренней части archbasilica, завязалась под руководством Франческо Борромини , по заказу папы Иннокентия X . Двенадцать ниш, созданных по его архитектурной схеме, в конце концов были заполнены в 1718 году статуями апостолов , созданными самыми выдающимися римскими скульпторами в стиле рококо .

Основной корпус базилики после радикальной трансформации Франческо Борромини .

Планирование реконструкции Папы Климента XII было амбициозным: он объявил конкурс на разработку нового фасада. В конкурсе приняли участие более 23 архитекторов, в основном работающих в стиле барокко . Предположительно беспристрастное жюри возглавил Себастьяно Конка , президент Римской академии Святого Луки . Победителем конкурса стал Алессандро Галилей .

Фасад в том виде, в каком он выглядит сегодня, был завершен в 1735 году. На латыни написано: Clemens XII Pont Max Anno V Christo Salvatori In Hon SS Ioan Bapt et Evang ; эта сильно сокращенная надпись расширена следующим образом: Clemens XII, Pont Max , Anno V, Christo Salvatori, in hon Иоан Bapt et Evang . Это переводится как « Папа Климент XII , Большой Понтифик, на пятом году своего правления посвятил это здание Христу Спасителю в честь святых Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова». Фасад Галилея удалил все остатки традиционной, древней, базиличной архитектуры и придал фасаду неоклассический вид.

Органы

Главный орган

Главный орган трансепта

История органа Латеранской базилики восходит к 16 веку. В 1597 году было введено в эксплуатацию строительство большого органа, построенного мастером Лукой Бьяджи и завершенным в 1599 году. Этот инструмент несколько раз реставрировали и расширяли. Последняя крупная реставрация была проведена в 1984 году мастером по изготовлению органов Франческо Мореттини, после того как на инструменте нельзя было играть почти 50 лет. Инструмент имеет в общей сложности 28 остановок на двух мануалах. Педали прикреплены. Римские цифры в качестве обозначения регистров относятся к .

Расположение главного органа

I Органо позитиво C — f 3
1. Руководители 8-я ‘
2. Оттава 4 ′
3. Флауто в VIII 4 ′
4-й Флауто в V 2 23  ′
5. Флауто в XV 2 ′
Шестой Корнетто II
7-е XV (2 ‘)
8-е. XIX ( 1 13  ‘)
9. XXII (1 ‘)
10. XXVI ( 23 ′) 
11. XXIX ( 12 ′)
12-е Тромбончино басси
II Organo Biagi Contra-FGABH-C– 3
13. Руководители 24 ‘ (16 ‘)
14-е Principale profondo 24 ‘ (16 ‘)
15-е Оттава 12 ′ (8-я ‘)
16. XV 6 ′ (4 ‘)
17-е Флауто конико в VIII 6 ′ (4 ‘)
18-е Флауто конико в XV 3 ′ (2 ‘)
19-е XIX
20-е XXII
21. XXVI
22-е XXIX I
23 XXIX II
24. XXXIII I
25-е XXXIII II
26 XXXVI I
27 XXXVI II
28. Тромба 12 ′ (8-я ‘)
тремоло

Регистр эффектов : Rosignolo

Посланный орган

Два органа хора

В церкви также есть два хоровых органа, которые были построены в 1886 году Никола Мореттини . Орган Epistle имеет 46 остановок на трех мануалах и педали, орган Евангелия всего 24 ступени на двух мануалах и педали.

Расположение органа послания

I Grand ‘Organo C — г 3
1. Руководители 16 ′
2. Руководители 8-я ‘
3. Flauto 8-я ‘
4-й Bordone 8-я ‘
5. Флауто Армонико 8-я ‘
Шестой Виола гамба 8-я ‘
7-е Дульчана 8-я ‘
8-е. Оттава 4 ′
9. Flautino 4 ′
10. Quinta 2 23  ′
11. Terza 1 35  ′
12-е Пиено 1 В
13. Pieno 2 V
14-е Бомбарда 16 ′
15-е Тромба 8-я ‘
16. Тромбина 4 ′
II руководства C — g 3
17-е Bordone 16 ′
18-е Руководители 8-я ‘
19-е Траверс 8-я ‘
20-е Flauto 8-я ‘
21. Эолина 8-я ‘
22-е альт 8-я ‘
23 Флауто Бордоне 8-я ‘
24. Фугара 4 ′
25-е Bassone 16 ′
26 Кларино 8-я ‘
III Recitativo C — g 3
27 Bordone 8-я ‘
28. Флауто Армонико 8-я ‘
29 Виола гамба 8-я ‘
30-е Salicionale 8-я ‘
31. Voce Celeste 8-я ‘
32. Оттавино Армонико 4 ′
33. Flagioletto 2 ′
34. Тромба Армоника 8-я ‘
35. гобой 8-я ‘
36. Voce Umana 8-я ‘
Педали C — f 1
37. Контробассо 16 ′
38. скрипка 16 ′
39. Subasso 16 ′
40. Оттава 8-я ‘
41. Bordone 8-я ‘
42. виолончель 8-я ‘
43. Flauto 8-я ‘
44. Оттава 4 ′
45. Бомбарда 16 ′
46. Тромба 8-я ‘
  • Сцепление : II / I, III / I, I / P, II / P, III / P
  • Вспомогательные средствакомбинации , тремулянт (весь орган)

Распоряжение евангельского органа

I Grand ‘Organo C — г 3
1. Руководители 16 ′
2. Руководители 8-я ‘
3. альт 8-я ‘
4-й Bordone 8-я ‘
5. Флауто Армонико 8-я ‘
Шестой Оттава 4 ′
7-е Пиено I
8-е. Пиено II
9. Фаготто 16 ′
10. Тромба 8-я ‘
II руководства C — g 3
11. Quintaton 16 ′
12-е Руководители 8-я ‘
13. Dolce 8-я ‘
14-е Flauto 8-я ‘
15-е Salicet 8-я ‘
16. Bordone 8-я ‘
17-е Оттавино 4 ′
18-е Cromorno 8-я ‘
Педали C — f 1
19-е Контрабассо 16 ′
20-е Суббассо 16 ′
21. Оттава 8-я ‘
22-е Flauto 8-я ‘
23 Оттава 4 ′
24. Бомбарда 16 ′

Нотр-Дам де Пари

Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери) – величайшее сооружение ранней готики. Построен на месте древнеримского храма Юпитера, позже замененного христианской базиликой. Строительство велось с 1163 до 1345, однако из-за разрушений, войн собор сильно обветшал и уже в 1793 был под угрозой сноса. В 1802 собор вновь освящен, а с 1844 по 1864 архитектором Виолле-ле-Дюком производилась его реставрация. Фасад собора разделен по вертикали на три яруса, в центральном ярусе которого находится окно-роза (1220–1225) диаметром 10 м. По ширине фасада проходит т.н. «галерея королей». Интерьер собора (длина – 130 м, ширина – 50 м, высота – 35 м) разделен цилиндрическими пятиметровыми столбами на пять нефов, вокруг трансепта проходит двойная галерея.

Святая лестница

Scala Санкт

Святая лестница , или Святой Лестницы, белые мраморные ступени заключенных в деревянных. Они образуют лестницу, которая когда-то вела к преторию Понтия Пилата в Иерусалиме и, следовательно, была освящена стопами Иисуса Христа во время Его Страстей . Мраморная лестница просматривается через отверстия в деревянных подступенках. Их перевод из Иерусалима в Латеранском дворце в 4 — м веке зачисляется Санкт Императрицы Елены , мать тогдашнего императора Константина I . В 1589 году папа Сикст V перенес ступени на их нынешнее место перед древней небной часовней под названием Sancta Sanctorum . Ферра Фензони завершил несколько фресок на стенах.

Интерьер

Внутреннее пространство базилики Сан Джованни, а Порта Латина разделено на три нефа. Два ряда по пять колонн из разного мрамора украшены капителями ионического ордера, на которые опираются полукруглые арки. Выше находятся оконные проемы, дающие свет в дневное время суток. Конструкция деревянной крыши выставлена напоказ, потолок сняли во время реставрации XX века.

Центральный неф заканчивается полукруглой апсидой, имеющей снаружи форму усеченного шестиугольника. На каждой из трех граней — удлиненный арочный проем, «застекленный» пластинами из полупрозрачного медово-желтого оникса, наполняющего церковь золотистым светом. В центральном окне установлено деревянное Распятие, фигуры Мадонны и святого Иоанна работы мастеров ремесленной школы из Валь-Гардены. Апсидальная фреска выполнена между XVI и XVII вв. Кавальером д’Арпино, как называли итальянского живописца-маньериста Джузеппе Чезари. Главный алтарь декорирован резным полуабстрактным изображением виноградной лозы.

Роспись апсиды, Rabax63

Боковые нефы завершаются небольшими второстепенными апсидами. Левая украшена серафимом на золотом фоне и окружена орнаментом из цветов и птиц. Правая посвящена Богородице, здесь можно увидеть средневековую фреску, изображающую Мадонну с Младенцем. На стенах боковых нефов просматриваются фрагменты древних росписей.

Рядом с алтарем сохранились остатки напольного мозаичного покрытия с геометрическим рисунком, выполненным в стиле косматеско. Незамысловатый орнамент из красного и зеленого порфира, чередующегося с белым мрамором, характеризуется периодом до XII века.

Реставрации 1940—1941 гг. привели к открытию цикла уникальных древних фресок, дающих представление о средневековом искусстве Рима. Росписи центрального нефа представляют 46 сцен из Ветхого и Нового Завета, от сотворения мира до славы Нового Иерусалима. Предполагается, что они были выполнены несколькими живописцами под руководством одного мастера.

На амвоне (специальном возвышении, предназначенном для чтения проповедей) находится черепица древней крыши с печатью эпохи Теодориха Великого, короля Италии с 493 по 526 гг. Она может свидетельствовать о том, что церковь была построена при папе римском Геласии I, понтификат которого приходится на 492–496 гг. Хотя не исключается, что черепица могла использоваться повторно.

Интерьер базилики Сан Джованни у Латинских ворот, Rabax63

Режим работы

Базилика Сан Джованни, а Порта Латина открыта ежедневно с 07:30 до 18:00, перерыв — с 12:30 до 15:00.

Свадебный офис работает в среду-пятницу с 16:00 до 18:00, в субботу — дополнительно с 10:00 до 12:30. Возможные часы свадебных торжеств — 10:00, 12:00, 16:00.

Святые мессы проводятся в часовне расположенного рядом миссионерского колледжа Розмини. В будние дни — в 06:45, в воскресенье и праздники — в 10:00—11:30.

Индивидуальные доказательства

  1. Полное латинское название: Papalis archibasilica patriarchalis maior Cathedralis arcipetralis Sanctissimi Salvatoris et Sanctorum Ioannis Baptistae et Evangelistae apud Lateranum, omnium urbis et orbis ecclesiarum mater et caput .
  2. ↑ Роберта Викки: Патриархальные базилики Рима. Скала, Антелла (Флоренция), 1999, стр. 64-65.
  3. Педро Барсело : Римская империя в эпоху смены религии поздней античности. Император и епископы в конфликте . Verlag Friedrich Pustet, Регенсбург 2013, ISBN 978-3-7917-2529-1 , стр. 47.
  4. ↑ Роберта Викки: Патриархальные базилики Рима. Скала, Антелла (Флоренция), 1999, с. 66.
  5. Роберта Викки: Патриархальные базилики Рима. Скала, Антелла (Флоренция), 1999, с. 69.
  6. ↑ Роберта Викки: Die Patriarchalbasiliken Roms , Scala, Antella (Флоренция), 1999, с. 74.
  7. з. Б. в 1729 г. по случаю канонизации Иоанна Непомука . Этот фасад изображен на медной гравюре, принадлежащей Альбертине в Вене.
  8. Роберта Викки: Патриархальные базилики Рима. Скала, Антелла (Флоренция), 1999, стр. 78-79.
  9. ↑ Roberta Vicchi: Патриархальный базилик Рима. Скала, Антелла (Флоренция), 1999, стр. 79-80.
  10. ↑ Роберта Викки: Патриархальные базилики Рима. Скала, Антелла (Флоренция), 1999, с. 73.
  11. ↑ Роберта Викки: Патриаршая базилика Рима. Скала, Антелла (Флоренция), 1999, с. 78.
  12. Роберта Викки: Патриархальные базилики Рима. Скала, Антелла (Флоренция), 1999, стр. 75-76, здесь: 76.
  13. Роберта Викки: Патриархальные базилики Рима. Скала, Антелла (Флоренция), 1999, с. 64.

Базилика Сан-Джованни ин Латерано

Собор Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме (Basilica di San Giovanni in Laterano) – это папская архибазилика, расположенная в Риме. В иерархии католических храмов Латеранская базилика стоит на самой высшей ступени, превосходя древние и почитаемые церкви такие, как Санта-Мария-Маджоре (Basilica di S.Maria Maggiore) и собор святого Петра (Basilica di San Pietro). Именно в этой церкви находится кафедра и трон папы римского.

В дохристианские времена земли возле холма Целио (Celio) принадлежали богатой римской семье Латеранов (Laterani). В «Анналах» Тацита осталось упоминание о том, как в I веке н.э. Плауцио Латерано (Plauzio Laterano) был изобличен в интригах против императора Нерона (Nerone).

Переворот сорвался, и все имущество мятежного римлянина ушло в императорскую казну.

Во II веке н.э. на месте Латеранской базилики был разбит мощный конный корпус для войск императора Септимия Севера (Settimio Severo).

Подтверждения этого факта были обнаружены в ходе раскопок в окрестностях храма. Основателем же базилики считается римский император Флавий Валерий Константин (Flavio Valerio Costantino). Перед решающим боем с Максенцием, Константин Великий увидел в небе хризму – монограмму имени Христа, которая предвестила победу. Таким образом, в начале III столетия правитель империи признает свободу вероисповедания, а в Риме появляется первая христианская церковь.

Храм Христа Спасителя в IX столетии также был посвящен Иоанну Предтече (San Giovanni Battista), в XII – Иоанну Богослову (San Giovanni Evangelista). С IV и по XIV века кафедральный собор святого Иоанна Крестителя оставался единственным папским храмом. В прилегающих постройках располагались папские резиденции. В самой церкви был установлен трон понтифика. Церковь стала свидетелем 5 вселенских соборов – наивысших церковных собраний, на которых рассматривались краеугольные религиозные вопросы.

Архитектурные особенности

Главный фасад имеет два уровня, каждый из которых разделен на 5 величественных арок, формирующих крытую галерею и атриум храма. На крыше базилики установлена скульптурная группа, состоящая из огромных статуй Иисуса Христа с крестом в руках и в окружении епископов Церкви. В атриуме установлена древнеримская статуя императора Константина Великого. Своды арок поддерживаются 24 мраморными коринфскими и дорическими колоннами. Северный фасад, выполненный по проекту Доменико Фонтана, зажат между двумя старыми колокольнями. Он имеет портик с лоджией. На потолке последней находятся фрески с изображениями ангелов и католических святых.

Латеранский дворец

Древний Латеранский дворец, перестроенный в конце 16 века по проекту Доменико Фонтана, возвышается севернее базилики. Внутри красивого сооружения сегодня находятся администрация Римской епархии и часть Ватиканского исторического музея. На месте же старого дворца осталась реликвия – Священная лестница. По преданию, она была доставлена из имения Понтия Пилата, и именно на ней происходил суд над Христом. На вершине ее есть небольшая часовня, хранящая некоторые важные реликвии.

Латеранский монастырь и баптистерий

Рядом с базиликой есть также старая монашеская обитель. Ее внутренний двор которой окружен портиком с изящными мраморными колоннами. Внутри монастырь украшен фресками работы Арнольфо ди Камбио. Перед дворцом и базиликой расположено восьмиугольное здание баптистерия, построенное в 5 веке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector