Выборгский район. собор сампсона странноприимца

Историческая ценность

Уникальность собора трудно переоценить, ведь данное здание — одно из немногих сохранившихся строений восемнадцатого века. К тому же Сампсониевский собор сочетает в себе несколько стилей. Он соединил традиционное старославянское зодчество с европейскими тенденциями Петровской эпохи. Это особенно заметно во внешнем облике колокольни. Она венчается необычным восьмигранным куполом с несколькими окошками. Данная традиция была характерна для церквей Ярославля семнадцатого века. Колокольня имеет несколько ярусов и напоминает своим видом шатер.

Все строения соборного комплекса имеют голубую окраску, что невероятно гармонично смотрится на фоне неба. Сам храм выстроен из кирпича, а все купола будто собраны на одном барабане, венчающем крышу. Это придает собору немного нетрадиционный вид, не совпадающий со старорусскими обычаями.

Как мы уже упоминали, колокольня поделена на несколько этажей. Нижний расширен двумя пристроенными зданиями, что придает ему основательности. Оба верхних этажа украшены пилястрами, средний ярус имеет арку и «глухие окна». На третьем этаже расположена звонница. До наших дней сохранился колокол, который был быть водружен на свое место еще в восемнадцатом веке. Сейчас он является гордостью соборного комплекса.

Часовня выстроена в стиле барокко Растрелли. Она очень сильно отличается от собора и колокольни, да и датируется началом двадцатого века, самым поздним периодом в истории строительства комплекса. Часовня украшена многочисленными колоннами, скругленными фронтонами и художественными композициями. Это сооружение выглядит более сложным и современным по сравнению с остальными подобными.

История храма

В 1709 году русские войска во главе с Петром I победили шведов под Полтавой. Это событие произошло 27 июня — в день, когда православная церковь отмечает память Святого Сампсония.

После возвращения в Санкт-Петербург император принял участие в закладке деревянной церкви, которую в благодарность за победу посвятили Святому Сампсонию Странноприимцу. Новый храм поставили на окраинах города, возле дороги, ведущей на Выборг и в Швецию.

Во время правления царицы Анны Иоанновны на месте обветшавшей деревянной церкви было решено построить каменную. Предполагают, что проект здания выполнил талантливый архитектор и признанный мастер стиля барокко – Пьетро Антонио Трезини. Часть денег на храм пожертвовал купец из Ярославля И. А. Лапшин, а остальные взяли из казны.

Вид на Сампсониевский собор с Большого Сампсониевского проспекта

Строительство заняло более 10 лет и было закончено в 1740 году. Изначально собор был одноглавым, но в 1760-х годах вокруг главного купола пристроили еще четыре главки.

До 1711 года жителей города хоронили рядом с приходскими храмами или возле домов. Потом при Сампсониевской церкви разбили два общегородских кладбища — для православных христиан и иноверцев – католиков, лютеран и представителей других религий. Места для могил на общегородских погостах предоставлялись бесплатно.

Примечательно, что идея кладбища для иностранцев исходила от Петра I. По мнению императора, на благо Санкт-Петербурге трудилось много пришлых людей, поэтому логично было хоронить их под защитой покровителя всех странников — Сампсона Странноимиимца.

Вид Сампсониевского собора с тыла

Долгое время в кладбищенском храме на Выборгской стороне проходили обряды отпевания и поминальные молебны. В 1734 году здесь был погребен один из лучших архитекторов начала XVIII века – Доминико Трезини, однако его могила не сохранилась.

Шло время, и Санкт-Петербург разрастался. Чтобы решить возникающие проблемы, императрица Екатерина II инициировала несколько важных градостроительных реформ. Государыня издала указ о переносе петербургских погостов в пригороды, поэтому в 1785 году оба кладбища при Сампсониевском соборе закрыли.

В 1830 году в храме прошла большая реконструкция. Строители заменили старые чугунные полы на каменные и полностью отремонтировали внутренне убранство церкви.

Вид Сампсониевского собора с Гренадерской улицы

В конце XIX века из Пантелеймоновского храма возле Фонтанки в собор перенесли частицу мощей Святого Сампсония. В начале прошлого века на южном и северном фасадах появились памятные доски со словами Петра Великого, которые он говорил воинам русской армии.

В 1935 году православный храм стал архитектурным памятником. Это спасло его от разрушения во время активной антирелигиозной кампании в стране. Через три года по решению Выборгского комитета собор закрыли для верующих и с колокольни сняли все колокола. До войны внутри здания был склад и магазин одежды, а в послевоенные годы – книгохранилище.

В 1980-е годы старинный храм присоединили к музею-памятнику «Исаакиевский собор». Благодаря этому, удалось провести капитальную реставрацию. Первые посетители смогли увидеть восстановленное здание в 1999 году, а через уже год собор стал памятником-музеем. Первое богослужение здесь прошло в 2002 году.

Вход в Сампсониевский собор

Достопримечательности

Военно-медицинская академия

Фасад по набережной Невы

Главный корпус Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, выходящий на улицу Академика Лебедева.

Педиатрический университет

Современный фонтан кампуса педиатрического университета перед зданием клиники XIX века.

Гирей Баиров , известный детский хирург, мемориальная доска

Средняя общеобразовательная школа № 104

Школа носит имя советского героя-офицера Великой Отечественной войны Михаила Харченко и находится на улице его имени, входом на угол Кантемировской улицы.

Дом Специалистов

Дом Специалистов (Санкт-Петербург)  

Корпус 1 из 3 жилого комплекса Дом специалистов на Лесном проспекте, 61, с лучшими помещениями 1930-х годов для ученых, заводского руководства и работников искусства.

Памятная доска основателю Радиевого института профессору-радиохимику Виталию Хлопину.

Воссозданное предупреждение о Второй мировой войне, что эта сторона улицы наиболее опасна во время артиллерийского огня противника.

Бывшее здание колледжа целлюлозно-бумажной промышленности, а затем Конструкторского бюро специального машиностроения

Расположение и история

Вместе со всем районом, округ сосредоточен вокруг южной части старой дороги из Санкта — Петербурга в Выборг , пограничный город , который был основан Швецией , но был взят российской армией впервые во время Великой Северной войны боролась в первой четверти 18 в. Эта война была отмечена в округе: решительная победа русских в Полтавской битве пришлась на праздник Святого Сампсона Гостеприимного , построили Сампсониевскую церковь, а затем и нынешний собор , а нескольким улицам были присвоены шведские названия города и поселки в Финляндии. Южную часть магистрали назвали Большим Сампсониевским проспектом (Большой проспект Сампсона), а когда в постсоветское время муниципальные округа планировались в составе ранее существовавших городских районов, этому округу также было присвоено имя Сампсона. На гербе округа изображен его тезка — ветхозаветный герой Самсон , фигура которого, разрывающая пасть напавшего на него льва, в XVIII веке использовалась как риторический символ победы России над Шведской империей, воплощенной в его золотой статуе в г. центр Петергофского дворца фонтанный парк. Новые связи со Швецией установила семья предпринимателей Нобель во второй половине 19 века, построившая на этой территории фабрику и жилые помещения. Многоквартирные дома для семей рабочих местных заводов часто возводились в конце 1920-х — первой половине 1930-х годов в стиле конструктивизма .

Памятник Петру I

К двухсотлетию со дня победы над Полтавой церковь просто преобразилась. В первую очередь напротив нее был установлен памятник Петру I. Над скульптурой работал талантливый мастер М. Антокольский, открытие памятника сопровождалось праздничными мероприятиями и народными гуляниями. Сампсониевский собор обновился и получил несколько дополнительных зданий. Архитекторы смогли превратить церковь в настоящий комплекс и построили на месте первоначального деревянного строения часовню. Ее дополнили сторожкой и специальным зданием с комнатами для служителей храма. В нем же расположилась небольшая библиотека. В честь двухсотлетия Полтавской битвы его назвали «Юбилейным домом». На фасады колокольни реставраторы установили чугунные плиты с речами Петра I.

Комплекс зданий собора

На сегодняшний комплекс Самосониевского собора включает три здания: основной храм, колокольню и часовню. Также на территории храма есть юбилейный домик и памятник.

Здание храма представляет собой одноэтажное здание высотой (вместе с куполом) более 35 метров. В центре крыши — луковичные купола, стоящие на единственном барабане. Здание выкрашено в нежные голубые тона. Пилястры, наличники и карниз имеют белый цвет. Над аркой установлен фронтон с изображением трубящих ангелов, а рядом ниши с лепными херувимами. Притвор соединён с зимней церковью, которая оформлена в стиле минимализма.

Колокольня состоит из 3 ярусов: нижнего, имеющего боковые постройки, и двух узких верхних. В середине первого яруса — арка и проезд. Верхние ярусы украшены многочисленными пилястрами. Второй ярус украшен декоративными окнами, а третий — звонницей, на которой установлен колокол, сохранившийся в первозданном виде с XVIII века и являющийся одним из крупнейших подлинных колоколов Санкт-Петербурга. На боковых фасадах выгравирована речь Петра Великого, произнесённая накануне Полтавской битвы. Колокольня также выкрашена в нежно-голубой цвет, купола окрашены — в тёмно-синий.

Часовня, будучи достроенной позже, выделяется на фоне остальных сооружений комплекса. Примечательно, что она построена на том самом месте, где изначально находилась старая деревянная Сампсониевская церковь.

Юбилейный домик сооружён в стиле петровского барокко. Он был возведён с целью переноса храмовой сторожки вглубь предоставленного участка. Памятник Петру у Сампсониевского собора расположен на противоположной стороне проспекта.

Сампсониевский собор

Как добраться до Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге

Сампсониевский собор расположен в стороне от основных достопримечательностей и туристических маршрутов Санкт-Петербурга, но все же недалеко от центра. поэтому добраться до него не составит труда.

Сразу несколько видов общественного транспорта останавливаются рядом с ним или в радиусе 500 метров:

  • автобус № 14, 86
  • маршрутное такси № К-32, К-262
  • трамвай № 61.

Их остановки расположены напротив собора, у Сампсониевского сквера. Главная остановка называется «Большой Сампсониевский проспект». До нее ходит автобус № 14, трамвай № 61 и маршрутка № К-32. Перпендикулярно проспекту идет Нейшлотский переулок, где расположена одноименная остановка. От нее до собора — 300 метров пешком. Останавливаются здесь автобус № 86 и маршрутное такси № К-262.

Но в большом городе удобнее и быстрее всего передвигаться на метро. Сампсониевский собор находится рядом со станцией метро «Выборгская» (Красная линия). От Невского проспекта путь займет всего три станции с пересадкой на станции «Площадь восстания». Поездка займет 15 минут. От станции метро «Выборгская» нужно пройти пешком около 500 метров вдоль Сампсониевского сквера: собор будет виден на горизонте — бело-голубого цвета.

Схема Петербургского метрополитена

Кроме того, добраться до Сампсониевского собора можно на автомобиле: у входа есть бесплатная парковка. Или же можно воспользоваться приложениями такси: Яндекс.Такси, Uber, Gett и другими.

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге — панорама Google Maps:

Видео-обзор Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге:

↑ История создания

Битву под Полтавой, которая состоялась 27 июня 1709 года, русские солдаты выиграли, заставив шведов капитулировать. В честь победы Петр Первый приказал построить деревянный храм рядом с дорогой, которая ведет в Выборг по направлению в Швецию. Церковь освятили в честь святого Сампсония, поскольку 27 июня признан церковью днем этого святого.

Построили храм очень быстро, и уже в 1710 году состоялось его освящение. Вскоре возле церкви стали хоронить людей. Этому способствовали особенности местности и удаленность храма от дороги. На кладбище были похоронены такие известные зодчие, как Д. Трезини, Г. Маттарнови, скульптор К. Расстрели, художники Л. Каравак и С. Торелли. От кладбища сейчас ничего не осталось. Сохранилась только братская могила, в которой похоронены А. Хрущов, И. Еропкин, А. Волынский. А в 1885 году поставили памятник по велению Екатерины 2.

Сампсониевский собор фото

На месте храма в 1728 году построили Сампсониевский собор, который сильно пострадал после 1917 года. Больших разрушений собору принесла Великая отечественная война, хотя на тот момент храм являлся недействующим (закрыт советской властью в 1938 году). В конце 1970-х гг. провели реставрацию фасадов собора, в начале 2000-х гг. разрешили проводить в приделе собора богослужения. Статус музея-памятника Сампсониевский храм получил в 1999 году.

Сампсониевский собор и его незаурядный архитектурный ансамбль

Экскурсии по петербургским храмам – всегда незабываемы. Побывать в городе на Неве и не посетить его святыни, значит – никогда не проникнутся духом этого удивительного и прекрасного города, питавшим его жителей с закладки первого камня Северной столицы.

Сампсониевский собор представляет собой поистине впечатляющее строение. Его уникальная архитектура пленит и вдохновляет на творчество. Смешение форм и стилей под эгидой «анненского барокко» породило неповторимый внешний облик, перекликающийся одновременно с исконно русскими и европейскими зодческими традициями.

Особого внимания заслуживают с исключительным мастерством расписанные стены Сампсониевского собора:

  • главный резной золоченный иконостас Св. Сампсония Странноприимца;
  • южный иконостас в приделе Архистратига Михаила;
  • северный иконостас в приделе Иоанна Богослова.

Площадь храма и вся его территория представляют собой историко-культурное наследие и являются духовным символом Санкт-Петербурга.

comments powered by HyperComments

Сампсониевский собор – символ Полтавской баталии и поминовения усопших

Предназначение храма воодушевлять воинов прослеживается с брошенного даже мельком взгляда на стены его колокольни. Они буквально испещрены текстами речей царя-реформатора, выгравированными на чугунных досках и прославляющими отечество, доблесть и дух русского человека.

Через пару лет после освещения у церкви вырос погост. Здесь свою основополагающую роль сыграло отдаленное местоположение храма от обильно обжитого Выборга. Кладбище Сампсониевского собора приютило множество знаменитостей, среди которых: архитектор Д. Трезини, скульптор К. Растрелли, первый российский экономист-теоретик И. Посошков, художники Л. Каравак и С. Торелли и многие другие выдающиеся личности, включая казненных «врагов Бирона».

История создания храма

Место для будущего собора выбрано не случайно. Выборгская дорога ведёт в сторону Швеции. В первые годы церковь была деревянной и не поражала красотой и масштабами, но во второй половине XVIII века началась её перестройка. Был возведен каменный храм. Строительство началось при Петре Великом и завершилось только при Анне Иоанновне.

После закладки фундамента собора при нём сразу же было решено организовать кладбище. На нём традиционно хоронили людей, имевших самое прямое отношение к искусству. Например, здесь похоронены такие известные люди, как Торелли, Растрелли и Леблон. К сожалению, в XX веке кладбище было реорганизовано в парк, поэтому большинство могил и памятников не сохранилось.

Строительство основного собора и колокольни при нём завершилось в 1740 году. Архитектор — Д. А. Трезини. Часовню при соборе достраивали уже в начале XX века, выдержав стиль аннинского барокко. Часовня имеет черты, характерные для многих проектов Растрелли, поэтому немного выделяется из основного ансамбля своей стилистикой.

В конце первой половины XX века, в 1938 году, храм решено было закрыть. Чуть позже были демонтированы и колокола. В помещении бывшего собора оборудовали лавку с платьями, затем — библиотеку Академии Наук, после — городской универмаг. И только в начале нынешнего столетия собор был взят под надзор государства и превращен в историко-культурный музей с государственным статусом. В праздничные и воскресные дни стали проводиться богослужения, которые впоследствии стали ежедневными.

↑ Архитектура

Построен собор в анненском архитектурном стиле — барокко, который развивался в России при императрице Анне Иоанновне. Точно неизвестно, кто был автором архитектурного проекта. Есть несколько версий того, под чьим руководством происходило строительство собора. Историки считают, что это могли быть П. Трезини, Джузеппе Трезини, Михаил Земцов.

фрагмент Сампсониевского собора фото

Собор состоит из часовни, главного храма и колокольни, которые были возведены в 1740 году. Часовня же появилась позже – в 1909 году. Стены собора выкрашены в светло-голубой цвет, здание стоит на бутовом фундаменте, выполненного из лещадной плиты. Цоколь построен из известняка, а стены выложены кирпичом.

Собор венчают луковичные купола, собранные в одном барабане. Часовня построена уже в елизаветинском архитектурном стиле барокко.

Памятник Петру I

С запада от храма, за Большим Сампсониевским проспектом стоит памятник основателю собора – Петру Великому. Выразительный монумент появился в 1909 году, когда Россия отмечала 200-летия битвы под Полтавой.

Памятник Петру Великому на против Сампсониевского собора

Бронзовую статую отлили по модели, которую в 1872 году создал известный скульптор-реалист Марк Матвеевич Антокольский. Проект гранитного постамента выполнил архитектор Николай Евгеньевич Лансере. Деньги на строительство были пожертвованы правнуками генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева, который командовал русской армией под Полтавой.

Памятник Петру I простоял 20 лет и в 1929 году был демонтирован. Скульптуру отправили в фонды Третьяковской галереи, а гранитный постамент полностью разобрали. Только в 2003 году, когда город на Неве отмечал 300-летие своего основания, исторический монумент восстановили на прежнем месте.

Царь-преобразователь изображен в полный рост в мундире любимого им Преображенского полка. В левой руке император держит подзорную трубу, а правой опирается на массивную трость. На груди Петра I можно увидеть орден Андрея Первозванного.

Интерьеры Сампсониевского собора

Архитектура

Сампсониевский собор в Петербурге — это яркий образец стиля барокко XVIII века

Он привлекает внимание посетителей как внешним видом, так и интерьерами

Внешнее убранство

В облике Сампсониевского собора можно видеть элементы как допетровской эпохи на Руси, так и архитектуры европейских стран. Так, например, колокольня храма завершается шатром с восемью гранями, окнами и куполом, что было характерно для многих церквей Москвы в XVII веке. К собору примыкают трапезная и небольшая колокольня, которые вместе образуют единый архитектурный ансамбль.

Собор изначально имел один большой купол, но после восшествия на престол дочери Петра I Елизаветы Петровны вернулось в обиход и моду строительство пятиглавых храмов, как было в допетровское и отчасти петровское время. В 1761 году к собору пристроили еще четыре купола меньшего размера. Они и создали современный облик здания.

Вход в Сампсониевский собор оформлен фронтоном с горельефом с фигурами ангелов с трубами (скульптор — Гейдлих по рисунку Н. Е. Лансере), и двумя белыми полунишами.

Здание вытянуто с запада на восток, такой стиль называется «Корабль». То есть впереди находится алтарь, а за ним — все остальные части храма.

Часовня построена в 1909 году в стиле елизаветинского барокко по проекту епархиального архитектора А. П. Аплаксина. Она представляет собой трехъярусную квадратную по форме башню, верхняя часть которой — восьмигранный шатер, завершенный куполом. На площадке третьего яруса колокольни находится чугунный колокол XVIII века.

Денис Гарипов

Внутреннее убранство

Внутри собор оформлен в барочном стиле — изысканно и величественно. Стены и иконы его украшены позолотой. Напольное покрытие сохранилось двух видов: у алтаря деревянный паркет, в остальной части — камень.

Главная ценность собора-музея в том, что в нем находится большая часть икон-подлинников, датированных 1720 — 1760 годами. Интересны также росписи стен, которые были созданы в разное время. Одна из них изображает Петра Великого — победителя Полтавского сражения, восседающего на коне.

Но самая главная реликвия собора — его алтарь, созданный в стиле барокко из сосны и липы. Он украшен золотом и включает в себя несколько десятков икон. Здесь же находятся малые иконостасы с четырьмя ярусами, в них размещено по 18 и 22 образа соответственно.

На северной и южной стенах трапезной находятся крупнейшие в Санкт-Петербурге Лицевые святцы, которые древнее самого собора и датируются концом XVII века.

Денис Гарипов

Внутреннее убранство храма

Самое главное сокровище храма можно увидеть, только войдя в Сампсониевский собор. Интерьер и убранство церкви были частично сохранены с восемнадцатого века, частично восстановлены современными мастерами. Но особую историческую ценность представляет золотой иконостас, выполненный из ценных пород древесины. Он имеет в высоту одиннадцать метров и сочетает в себе все традиции старорусской резьбы по дереву. Все иконы храма написаны кистью мастеров восемнадцатого века — Баженова Т. и Поспелова А. Они создали великолепные образы для большого иконостаса и других частей собора. Коллекция редчайших икон является гордостью Сампсониевского собора, таким собранием не может похвастаться ни одни храм в Санкт-Петербурге, да и в России в целом.

Реставраторы храма сумели в точности воссоздать украшения и элементы внутреннего убранства. Примечательно, что в советские годы бесценные образцы искусства пострадали от безалаберности людей, а не от злонамеренного разрушения. Поэтому собор удалось сохранить для потомков, и сейчас он предстает перед глазами горожан практически в своей первозданной красоте.

Существует в церкви и еще одна святыня — мощи Преподобного Сампсония. Часть их была перенесена под своды собора еще в конце девятнадцатого века. За время советского забвения мощи удалось сохранить, и сейчас они доступны для прихожан в часы работы храма.

Россия имеет массу памятников культуры, которые представляют огромную историческую ценность. Они были практически забыты и заброшены в советскую эпоху и девяностые годы прошлого века. Но сейчас культурное наследие нашей страны активно восстанавливается и занимает достойное место в сокровищнице России.

Наружное убранство Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге

В облике храма можно видеть элементы допетровской эпохи и европейской архитектуры. Так колокольня храма завершается восьмигранным шатром с небольшими окнами и луковичной головкой, что было характерно для многих церквей Москвы и Ярославля в 17 веке.

Колокольня

55451

Храм увенчан куполом на высоком граненом барабане. К нему примыкают трапезная и многоярусная шатровая колокольня. В 1761 году вплотную к главному барабану пристроены 4 малые главки.

Главный барабан и 4 маленькие главки

55418

В 1909 году, в год празднования 200-летия Полтавской битвы, напротив колокольни храма был открыт памятник Петру Первому (скульптор М.Антакольский). Также на фасадах с северной и южной стороны были установлены мемориальные доски со словами Петра Первого, обращенными к воинам России до и после Полтавской битвы.

Памятник Петру I у Сампсониевского собора

55421

На южной стороне слова: «Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества, Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ….за Отечество, за Православную нашу Веру и Церковь. …а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога; жила бы только Россия, благочестье, слава и благосостояние ея».

Реконструкция храма: этапы

Со временем популярность церкви росла. Спустя три года после начала функционирования Сампсониевского собора при нем был открыт приют для нищих, или богадельня, как ее тогда называли. Часто сюда приходили странники и получали на несколько дней кров и пищу.

Количество прихожан росло с каждым годом, и собор уже не мог вмещать в себя всех желающих. Тем более что со временем деревянная церковь под воздействием природных явлений начала разрушаться, ветшала сама конструкция и внешнее убранство. Поэтому через девятнадцать лет после знаменательного Полтавского сражения было принято решение о возведении нового собора рядом со старой деревянной церковью.

Начать строительства помогли пожертвования мецената Лапшина, к которым добавились деньги, жертвуемые частными лицами. Архитекторами нового храма стали два человека — Дж. Трезини и Земцов В. Г. Но хотелось бы уточнить, что авторство храма отдано этим архитекторам по предположительным сведениям, так как более достоверной информации о проекте собора так и не было найдено до наших дней.

Возведение церкви началось с западного крыла, которое было практически полностью закончено к началу тридцатых годов восемнадцатого столетия. На этом строительство остановилось, но храму все же суждено было появиться. Анна Иоанновна, вернув Санкт-Петербургу статус столицы и переехав сюда со всем своим двором, взяла под контроль возведение собора. В итоге в августе 1740 года новое здание храма освятили. В первоначальный проект были внесены некоторые конструктивные изменения, и рядом с собором выросла красивая колокольня. Со временем единственный купол дополнился четырьмя малыми маковками, что сделало внешний вид сооружения более традиционным для Руси. Ведь еще с пятнадцатого века было принято завершать церкви пятью куполами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector