Христианство в африке — christianity in africa

Руанда из Восточной Африки

Неотъемлемой частью населения Африки является народ руанда (ньяруанда, баньяруанда), большинство которого сосредоточено в одноимённой стране, расположенной в экваториальной зоне материка. Общая численность этой группы составляет 13.5 млн.

Распределение по странам (млн чел.):

  1. Республика Руанда — 10.
  2. Конго — 3.
  3. Уганда — 0,9.
  4. Бурунди — 0,12.
  5. Танзания — 0,04.

Общество чётко разделено на социальные группы, которые называются: скотоводы-тутси (14%), земледельцы-хуту (85), пигмеи-тва (1%).

Все люди баньяруанда используют один язык — киньяруанда, который наряду с английским и французским имеет статус государственного. Большинство руандийцев исповедуют католичество, хотя и придерживаются традиционных верований, всё большее распространение получает ислам.

Основные занятия руанда — это земледелие, скотоводство, всевозможные ремёсла. Последнее время всё больше людей заняты в добыче полезных ископаемых.

В 1985 году мир впервые узнал о невероятной технике прыгучего танца воинов инторэ во время их выступления на Всемирной выставке в Брюсселе.

Африканские народы с христианством как доминирующей религией

В следующих странах 90% или более населения страны связаны с христианством.

1. Сан-Томе и Принсипи

Небольшая островная нация Сан-Томе и Принсипи расположена в Гвинейском заливе у побережья Центральной Африки. Острова были заселены совсем недавно после их открытия португальскими моряками в 15 веке. Островная нация была одним из важных центров африканской работорговли. Будучи наследием португальского правления в стране, римская католицизм является доминирующей религией здесь. 97, 0% населения Сан-Томе и Принсипи связаны с христианством, а католики составляют 55, 7% населения.

2. Демократическая Республика Конго (ДРК)

Христианство служит религией большинства населения в ДРК. 95, 8% населения страны принадлежат к религии. В стране около 35 миллионов католиков. Католическая церковь страны управляет образованием большинства детей в стране. Большая сеть больниц, магазинов, ферм и т. Д. Управляется церковью. В стране также проживает около 25 миллионов человек, которые являются членами Церкви Христа в Конго или протестантской церкви, что делает ее одним из крупнейших протестантских органов в мире.

3. Ангола

В Анголе также проживает большое количество христиан, что составляет 95% населения страны. Более 50% христиан страны являются католиками, а около четверти являются членами протестантских церквей, включая методистов, конгрегационалистов, баптистов и других. Христианство было распространено в стране благодаря работе христианских миссионеров, действующих в Анголе. Христианские учреждения также проводят социальную работу в Анголе, например, помогают бедным путем предоставления бесплатной медицинской помощи, образования и т. Д.

4. Руанда

93, 6% населения Руанды являются христианами, а католицизм является доминирующей христианской конфессией в стране. Однако геноцид в Руанде привел к сдвигу в убеждениях и массовому обращению в протестантизм. В настоящее время католики составляют 43, 7% населения Руанды. 37, 7% населения имеют отношение к протестантизму, а 11, 8% — адвентисты седьмого дня. Христианство в Руанде часто сливается с традиционными верованиями с руандийским богом Имана, которого многие коренные руандийцы считают синонимом христианского бога.

5. Сейшельские Острова

В островном государстве Сейшельские Острова 93, 1% населения страны связаны с христианством, в том числе 76, 2% католиков и 10, 6% протестантов. Нехристианские конфессии составляют только 1, 1% населения страны, в то время как остальные не являются религиозными или не связаны с какой-либо религией.

6. Экваториальная Гвинея

Христианство является основной религией в стране, где 93% населения являются христианами. Из этого числа около 87% являются католиками и около 5% являются протестантами. Только 2% населения исповедуют ислам, а остальные 5% связаны с различными верованиями, такими как вера бахаи, анимизм и т. Д.

7. Лесото

В Лесото, крошечной не имеющей выхода к морю стране, граничащей со всеми сторонами Южной Африкой, 90% населения исповедуют христианство. 45% населения являются протестантами, а евангелисты являются основным протестантским вероисповеданием и составляют 26% населения страны. Англиканцы и другие протестантские группы составляют 19% населения. Остальные 45% христианского населения являются католиками. Другие религии и нерелигиозное население составляют оставшиеся 10% населения Лесото.

8. Намибия

90% населения Намибии составляют христиане. Большинство христианского населения страны являются протестантами, причем 75% населения страны представлено этой христианской конфессией. Как наследие финской и немецкой миссионерской работы в Намибии, почти 50% протестантского населения страны являются лютеранами. Католики, англиканцы, мормоны и другие христианские конфессии составляют остальное христианское население страны. Оставшееся население Намибии исповедует различные местные религии.

9. Свазиленд

Христианство также является самой распространенной религией в Свазиленде. Более 40% населения являются членами протестантских и коренных африканских церквей. Около 20% населения являются католиками. Ислам, вера бахаи и индуизм — это религии, за которыми следует небольшое меньшинство населения Свазиленда, а за традиционными религиями следует значительное меньшинство населения страны.

Религии народов Северной и Северо-Восточной Африки

Народы Северной и Северо-Восточной Африки с древнейших времен развивались по собственному пути, отличавшемуся от пути развития племен Тропической и Южной Африки. Здесь издавна существовали цивилизации, основанные на земледелии и скотоводстве, самой известной из которых была цивилизация Древнего Египта. К западу от нее располагались могущественные рабовладельческие государства: Карфаген и Нумидия. Понятно, что религиозные системы народов Северной Африки были более развиты, а племенные культы стали весьма редким явлением. Уже в начале нашей эры Египет стал одним из центров зарождения христианства, вскоре распространившегося почти по всей Северной Африке.

Но торжество христиан было недолгим. В VII—VIII вв. арабские завоевания привели к торжеству ислама, вытеснившего христиан практически из всех африканских стран. Исключение составили большая часть Эфиопиии области Египта, где сохранились приверженцы христианства — коп-ты. На остальной территории Северо-Восточной Африки утвердился ислам. Следует отметить, что в африканских странах он сильно видоизменился, приспосабливаясь к месгным условиям. В некоторых местах население усвоило лишь внешние формы мусульманства, сохраняя свои традиционные верования. Тем не менее ислам считается господствующим в Алжире, Тунисе, Марокко, Судане, Сенегале, Мавритании, Сомали, Ливии, Центрально-Африканской Республике и некоторых других государствах.

Новая эпоха распространения христианства в Африке была связана с европейскими колониальными захватами. При этом нередко католические и протестантские священники не только распространяли христианство, но и пролагали дорогу колонизаторам, облегчая им подчинение новых территорий. В целом, однако, успехи христианизации оказались достаточно скромными. Основными причинами этого стали: межконфессиональная вражда и сопротивление местного населения, часто сохранявшего верность традиционным культам. Значительное число приверженцев христианства проживает сейчас в Южно-Африканской Республике, Нигерии, Либерии, Уганде и ряде других стран.

Эпоха деколонизации и образование независимых государств на Черном континенте заставила христианскую церковь пересмотреть свою ПОЛИТИКУ там. Возросло число миссионеров, стремившихся действительно помочь народам Африки в преодолении отсталости и наследия колониализма. Среди церковных иерархов, в том числе и высшего ранга, появились выходцы из Африки. Отношение к местным культам стало более толерантным, да и вообще христианство оказалось в большей степени, чем другие мировые религии, способно к взаимодействию с первобытными верованиями.

Можно выделить несколько основных концепций, общих для первобытных религий и для христианского учения. Это близость к природе, любовь к земле, осознание слабости человека и признание необходимости в поддержке его со стороны высшей силы для обеспечения благополучной жизни. Сюда же можно отнести глубокое убеждение в том, что кроме нашего мира существует другой мир после смерти, где жизнь очищается и преобразуется. Не в каждой первобытной религии присутствуют все эти черты, но в большинстве из них можно найти немало общего с христианством. Итогом этого стало возникновение в Африке большого количества новых религиозных течений, образовавшихся в результате смешения христианства с местными религиями.

Культы и религии Африки

Занимающиеся земледелием племена Африки колоссальное значение предавали общинам и культу аграрных богов покровителей. Существовали общины, которые поклонялись своим духам (повелители водоемов, холмов, долин и лесов). Многие почитали местных божеств, а других игнорировали.

Тяжело говорить о религиях и культах Африки. Каждый народ имеет множество особенностей, о любом из них рассказывать долго.

Распространен на этом континенте культ предков. Он один из самых главных. У представителей разных народов под влиянием традиций он трансформировался. Но есть общее.

Они считают, что жизнь после смерти есть и усопшие предки становятся духами. Они невидимые, не имеют формы, сохраняют облик (как при жизни) и вселяются в животных, растения (в камни, водоемы).

Практически все народы верят, что усопшие пращуры любят находится недалеко от места, где жили. Помогают людям в домашних делах, оберегают от неправильных поступков, могут наказать нерадивого потомка.

У африканцев непростая иерархия духов. Верхнюю позицию занимали те, кого почитали как родоначальников. В отдельную категорию выделялись духи предков семьи, рода, общины, племени, народа. В отдельные категории входили умершие естественной либо насильственной смертью люди.

Одними общинами почитались в большей степени предки мужчины, другими — женщины, в отдельных общинах одинаково почитались все. В давние времена местные жители верили, что почитание усопших поможет духам спокойно обитать в потустороннем мире, и пращуры не откажутся помогать живым потомкам.

Народ баньяруанда (Руанда) верит, что души усопших людей находятся рядом, когда почитаются живыми и соблюдаются все обряды. Бамилеке (Камерун) полагали: чтобы сохранить душу умершего, надо сберечь череп человека.

Это касалось предков-вождей. Поэтому их черепа хранились в хижинах, к ним приходили с жертвами, обращались с мольбами. Люди верили, что утерять череп – к беде. Дух нанесет селению вред

Это говорило о том, что душе усопшего не уделялось внимание, не проявлялись уважение и забота

Многие столетия культ предков – устойчивая форма традиционных африканских религий, и этот культ плавно вошел в современную жизнь.

Традиционные религии

Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса.

Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, Олодумаре в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.

Общим также является отсутствие веры в рай, ад, чистилище, однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков. Популярны также анимистические представления, вера в магию. Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити, бьери), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.

Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.

Африканские традиционные религии легли в основу вуду (унаследовавшего большое количество черт религии йоруба), а также кандомбле в Бразилии.

Христианско-африканские культы

Христианско-африканские культы — синкретические культы, сочетающие элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века.

Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, африканцам, успевшими к началу XX века. познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.

Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания, указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.

Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии.

Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом :

С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.

В начале XX века количества церквей существенно выросло.

Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека.

Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:

  • Адаптированно-христианские секты
  • Мессианские секты
  • Языческо-христианские секты
  • Эфиопские секты (Чёрные церкви)
  • Ветхозаветные секты

Наиболее значимым являются:

  1. растафарианство;
  2. кимбангизм — церковь последователей Симона Кимбангу, (возникшая в 1920-е годы в Белигийском Конго, современный ДРК).

Группы

Согласно классификации предложенной Токаревым в его работе «Религия в истории народов мира», коренное население Африки можно разделить, по уровню социально-экономического развития, на три группы:

Первая группа

Бродячие охотничьи племена, не знающие земледелия и скотоводства.
В первой группе самым распространенным является так называемый охотничий культ. Суть его заключается в том, что представители племен проходят обряд посвящения связанный с охотничьим ремеслом, и просят у некоего духа или божества ниспослать им удачу в предстоящей охоте.

Вторая группа

Земледельцы и скотоводы (готтентоты, народы банту, народы Судана и бассейна Великих озер).

Представители большинства народов черной Африки — к югу от Сахары – это, как правило уже давно достигшие более высокого уровня общественного развития группы. Эти народы издавна знают земледелие, многие из их, особенно в восточной и южной Африке, разводят домашних животных; земледелие и скотоводство находятся в разных соотношениях в различных районах.

Из этого, как правило у народов второй группы проистекает некий общей архетип некоего бога-демиурга напрямую связанный с земледелием.
Отличительными чертами второй группы являются: культ предков, тотемизм, зоолатрия, земледельческие культы, фетешизм, жречество, культ кузнецов, племенные боги и т.д.

Третья группа

К третьей группе относятся народы древних цивилизаций (коренное население Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Египта, Эфиопии, Сомали).

Перечень отличительных черт третей группы очень схож со перечнем второй группы: культ предков, тотемизм, зоолатрия, земледельческие культы, фетешизм, жречество и т.д. Отличие лишь в сформированности культов.

Проблема исследования

При изучении истории, неизбежно натыкаешься на вопрос, почему при наличии немалых археологических данных, и даже широко известных, мы практически ничего не знаем о самой истории Африки, подавляющее большинство литературы, которая касалась темы Африки крутиться в основном вокруг культуры и антропологии, в то время как история бралась лишь поверхностно, а чаще всего по просто с начала колониального периода? И не смотря на огромные достоинства этих работ, у них есть один общий недостаток, они все датируются 60-ми, а в лучшем случае 70-ми годами ХХ века.

Ответ в общем то вытекает из вопроса. Колониальный период, в массе своей изничтожил нарождавшееся африканское общество, которое было застигнута врасплох их более расторопными европейскими коллегами по историческому процессу. Тут можно без деталей, сказать просто: традиции, письменность и культура были в массе своей утрачены безвозвратно. Однако, даже то что дошло до нас в форме устных преданий еще только предстоит проанализировать и систематизировать. А связанная с этим проблемы вытекает всё из того же. Видя особое пристрастие коллег по историческому процессу к приращению собственных богатств за счет местного населения, они, годы спустя, не спешат открывать все свои истории и источники.

Негры — русское название для представителей темнокожих рас

Повезло, что мы живём не в западных странах, ибо там с классификацией темнокожих людей всё запутано. Для русскоговорящего человека любой такой человек — просто негр.

И если в Америке однокоренные его варианты несут оскорбительный характер, то в лоне русской культуры это слово нейтральное, так что мы можем свободно его применять.

Оно и к лучшему, ибо как иначе лаконично обозначить темнокожих людей и в Африке, и в Америке, и на других материках.

Вдаваться в происхождение рас не будем, но подчеркнём, что негры, по общепринятой версии, происходят из Африки. Как, впрочем, и всё человечество.

Негры-иудеи из Америки. Фото: icdn.lenta.ru

Авраамические религии

Большинство африканцев — последователи авраамических религий: христианства и ислама. Эти религии широко распространены в Африке и часто адаптированы к африканским культурным особенностям и местным верованиям.

Христианство

Основная статья: Христианство в Африке

Баптистская церемония в Бенине

Христианство в Африке насчитывает две тысячи лет. Заметная ныне в Египте, Эфиопии и Эритрее Коптская Православная Церковь была основана, по преданию, Апостолом Марком приблизительно в 42 году. Миссионерская активность в время Колониального периода, так же как и деятельность евангелистов и пятидесятников в наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной, Южной и Восточной Африке, а также в районе Гвинейского залива. Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.

См. также статью: растафарианство

Ислам

Основная статья: Ислам в Африке

Каирские мечети

В Африке много последователей ислама; вероятно, эта религия имеет наибольшее количество приверженцев. Это доминирующая религия в Северной Африке; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д’Ивуаре), северной части Ганы, на юго-западе и севере Нигерии, в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров.

Иудаизм

Основная статья: Иудаизм в Африке

Последователи иудаизма, разбросанные по Африканскому континенту, включают Бета Исраэль в Эфиопии, Абаюдайя в Уганде и Дом Израиля в Гане. Этнически они относятся к негроидной расе или к эфиопской малой расе, однако, некоторые из них (проживающие в Эфиопии) добились официального признания их статуса евреев Израилем. Раввинат признал их потерянным Дановым коленом. С конца 1980-х годов эфиопские евреи массово переселяются в Израиль.

Небольшое количество последователей иудаизма есть среди этноса игбо, проживающего в Нигерии. Игбо находят много общих черт между своей историей и историей евреев (в том числе, напряженные отношения с соседними народами; см. также: en:Igbo Jews).

В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста, большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко. Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.

Демография

Информация о переписи

Переписи 2001 при условии , что последние национальные статистические данные по религиозным конфессиям. Форма переписи 2011 года не включала вопросы о религии из-за низкого приоритета. В опросе сообщества 2016 года и опросе между переписями, проведенном Статистическим управлением Южной Африки , снова был введен вопрос о религии, и результаты были представлены в виде круговой диаграммы.

Религия Номинал 1996 г. 2001 г. Изменение в%
Приверженцы % Приверженцы %
Христианин Промежуточный итог 30 051 008 75,5 35 765 251 79,8
Голландские реформатские церкви 3 527 075 8.9 3 005 698 6,7
Сионские христианские церкви 3 867 798 9,7 4 971 932 11.1
Католические церкви 3 426 525 8,6 3 181 336 7.1
Методистские церкви 2 808 649 7.1 3 305 404 7,4
Пятидесятнические / харизматические церкви 2 204 171 5.5 3 422 749 7,6
Англиканские церкви 1,600,001 4.0 1,722,076 3,8
Миссия апостольской веры 1,124,066 2,8 246 190 0,5
Лютеранские церкви 1 051 193 2,6 1 130 987 2,5
Пресвитерианские церкви 726 936 1,8 832 495 1.9
iBandla lamaNazaretha 454 760 1.1 248 824 0,6
Баптистские церкви 439 680 1.1 691 237 1.5
Конгрегационалистские церкви 429 868 1.1 508 825 1.1
Православные церкви 33 665 0,1 42 251 0,1
Другие апостольские церкви 3 517 059 8,8 5 609 070 12,5
Другие сионистские церкви 2 159 257 5,4 1,887,147 4.2
Церкви эфиопского типа 800 897 2.0 880 414 2.0
Другие реформатские церкви 386 456 1.0 226 495 0,5
Другие африканские независимые церкви 229 038 0,6 656 644 1.5
Другие христианские церкви 1,263,914 3.2 3,195,477 7.1
Нехристиан Промежуточный итог 1,369,986 3,4 1,676,391 3,7
Другие нехристианские религии 193 830 0,5 269 ​​200 0,6
ислам 553 585 1.4 654 064 1.5
индуизм 537 428 1.4 551 669 1.2
Африканская традиционная религия 17085 0,0 125 903 0,3
Иудаизм 68 058 0,2 75 555 0,2
Нет религии / не указано Промежуточный итог 8 385 603 21,1 7 378 137 16,5
Нет религии 4 638 897 11,7 6 767 165 15.1
Не указано 3,746,706 9,4 610 971 1.4

Другие оценки

Опрос Win-Gallup International Religiosity and Atheism в 2012 году показал, что количество южноафриканцев, считающих себя религиозными, снизилось с 83% населения в 2005 году до 64% ​​населения в 2012 году. Однако опрос Ipsos Mori в 2017 году показал 88%

заявляют, что религия была важной частью их жизни.

По оценкам исследования 2015 года, около 6500 верующих мусульманского происхождения обратились в христианство, и в последнее время их число увеличилось.

По оценкам Ассоциации архивов религиозных данных (опираясь на мировые христианские тенденции) в 2010 году, 82,0% южноафриканцев идентифицировали себя как христиане , 7,1% идентифицировали себя с коренными религиями , 5,4% идентифицировали как агностики , 2,4% идентифицировали как индуисты , 1,7% идентифицировали как мусульмане. 0,5% идентифицировали себя как бахаи , по 0,3% идентифицировали как буддистов и атеистов , 0,2% определили как евреев , и менее 0,1% идентифицировали друг с другом группы.

Согласно Всемирному исследованию ценностей, в период с 1981 по 2001 год Южная Африка была одним из трех обществ, в которых наблюдался рост религиозного участия, и она была лидером среди них, при этом количество посещений церквей за этот период увеличилось на 13%, с 43%. 57% опрошенных являются прихожанами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector