Христианство в африке — christianity in africa
Содержание:
Руанда из Восточной Африки
Неотъемлемой частью населения Африки является народ руанда (ньяруанда, баньяруанда), большинство которого сосредоточено в одноимённой стране, расположенной в экваториальной зоне материка. Общая численность этой группы составляет 13.5 млн.
Распределение по странам (млн чел.):
- Республика Руанда — 10.
- Конго — 3.
- Уганда — 0,9.
- Бурунди — 0,12.
- Танзания — 0,04.
Общество чётко разделено на социальные группы, которые называются: скотоводы-тутси (14%), земледельцы-хуту (85), пигмеи-тва (1%).
Все люди баньяруанда используют один язык — киньяруанда, который наряду с английским и французским имеет статус государственного. Большинство руандийцев исповедуют католичество, хотя и придерживаются традиционных верований, всё большее распространение получает ислам.
Основные занятия руанда — это земледелие, скотоводство, всевозможные ремёсла. Последнее время всё больше людей заняты в добыче полезных ископаемых.
В 1985 году мир впервые узнал о невероятной технике прыгучего танца воинов инторэ во время их выступления на Всемирной выставке в Брюсселе.
Африканские народы с христианством как доминирующей религией
В следующих странах 90% или более населения страны связаны с христианством.
1. Сан-Томе и Принсипи
Небольшая островная нация Сан-Томе и Принсипи расположена в Гвинейском заливе у побережья Центральной Африки. Острова были заселены совсем недавно после их открытия португальскими моряками в 15 веке. Островная нация была одним из важных центров африканской работорговли. Будучи наследием португальского правления в стране, римская католицизм является доминирующей религией здесь. 97, 0% населения Сан-Томе и Принсипи связаны с христианством, а католики составляют 55, 7% населения.
2. Демократическая Республика Конго (ДРК)
Христианство служит религией большинства населения в ДРК. 95, 8% населения страны принадлежат к религии. В стране около 35 миллионов католиков. Католическая церковь страны управляет образованием большинства детей в стране. Большая сеть больниц, магазинов, ферм и т. Д. Управляется церковью. В стране также проживает около 25 миллионов человек, которые являются членами Церкви Христа в Конго или протестантской церкви, что делает ее одним из крупнейших протестантских органов в мире.
3. Ангола
В Анголе также проживает большое количество христиан, что составляет 95% населения страны. Более 50% христиан страны являются католиками, а около четверти являются членами протестантских церквей, включая методистов, конгрегационалистов, баптистов и других. Христианство было распространено в стране благодаря работе христианских миссионеров, действующих в Анголе. Христианские учреждения также проводят социальную работу в Анголе, например, помогают бедным путем предоставления бесплатной медицинской помощи, образования и т. Д.
4. Руанда
93, 6% населения Руанды являются христианами, а католицизм является доминирующей христианской конфессией в стране. Однако геноцид в Руанде привел к сдвигу в убеждениях и массовому обращению в протестантизм. В настоящее время католики составляют 43, 7% населения Руанды. 37, 7% населения имеют отношение к протестантизму, а 11, 8% — адвентисты седьмого дня. Христианство в Руанде часто сливается с традиционными верованиями с руандийским богом Имана, которого многие коренные руандийцы считают синонимом христианского бога.
5. Сейшельские Острова
В островном государстве Сейшельские Острова 93, 1% населения страны связаны с христианством, в том числе 76, 2% католиков и 10, 6% протестантов. Нехристианские конфессии составляют только 1, 1% населения страны, в то время как остальные не являются религиозными или не связаны с какой-либо религией.
6. Экваториальная Гвинея
Христианство является основной религией в стране, где 93% населения являются христианами. Из этого числа около 87% являются католиками и около 5% являются протестантами. Только 2% населения исповедуют ислам, а остальные 5% связаны с различными верованиями, такими как вера бахаи, анимизм и т. Д.
7. Лесото
В Лесото, крошечной не имеющей выхода к морю стране, граничащей со всеми сторонами Южной Африкой, 90% населения исповедуют христианство. 45% населения являются протестантами, а евангелисты являются основным протестантским вероисповеданием и составляют 26% населения страны. Англиканцы и другие протестантские группы составляют 19% населения. Остальные 45% христианского населения являются католиками. Другие религии и нерелигиозное население составляют оставшиеся 10% населения Лесото.
8. Намибия
90% населения Намибии составляют христиане. Большинство христианского населения страны являются протестантами, причем 75% населения страны представлено этой христианской конфессией. Как наследие финской и немецкой миссионерской работы в Намибии, почти 50% протестантского населения страны являются лютеранами. Католики, англиканцы, мормоны и другие христианские конфессии составляют остальное христианское население страны. Оставшееся население Намибии исповедует различные местные религии.
9. Свазиленд
Христианство также является самой распространенной религией в Свазиленде. Более 40% населения являются членами протестантских и коренных африканских церквей. Около 20% населения являются католиками. Ислам, вера бахаи и индуизм — это религии, за которыми следует небольшое меньшинство населения Свазиленда, а за традиционными религиями следует значительное меньшинство населения страны.
Религии народов Северной и Северо-Восточной Африки
Народы Северной и Северо-Восточной Африки с древнейших времен развивались по собственному пути, отличавшемуся от пути развития племен Тропической и Южной Африки. Здесь издавна существовали цивилизации, основанные на земледелии и скотоводстве, самой известной из которых была цивилизация Древнего Египта. К западу от нее располагались могущественные рабовладельческие государства: Карфаген и Нумидия. Понятно, что религиозные системы народов Северной Африки были более развиты, а племенные культы стали весьма редким явлением. Уже в начале нашей эры Египет стал одним из центров зарождения христианства, вскоре распространившегося почти по всей Северной Африке.
Но торжество христиан было недолгим. В VII—VIII вв. арабские завоевания привели к торжеству ислама, вытеснившего христиан практически из всех африканских стран. Исключение составили большая часть Эфиопиии области Египта, где сохранились приверженцы христианства — коп-ты. На остальной территории Северо-Восточной Африки утвердился ислам. Следует отметить, что в африканских странах он сильно видоизменился, приспосабливаясь к месгным условиям. В некоторых местах население усвоило лишь внешние формы мусульманства, сохраняя свои традиционные верования. Тем не менее ислам считается господствующим в Алжире, Тунисе, Марокко, Судане, Сенегале, Мавритании, Сомали, Ливии, Центрально-Африканской Республике и некоторых других государствах.
Новая эпоха распространения христианства в Африке была связана с европейскими колониальными захватами. При этом нередко католические и протестантские священники не только распространяли христианство, но и пролагали дорогу колонизаторам, облегчая им подчинение новых территорий. В целом, однако, успехи христианизации оказались достаточно скромными. Основными причинами этого стали: межконфессиональная вражда и сопротивление местного населения, часто сохранявшего верность традиционным культам. Значительное число приверженцев христианства проживает сейчас в Южно-Африканской Республике, Нигерии, Либерии, Уганде и ряде других стран.
Эпоха деколонизации и образование независимых государств на Черном континенте заставила христианскую церковь пересмотреть свою ПОЛИТИКУ там. Возросло число миссионеров, стремившихся действительно помочь народам Африки в преодолении отсталости и наследия колониализма. Среди церковных иерархов, в том числе и высшего ранга, появились выходцы из Африки. Отношение к местным культам стало более толерантным, да и вообще христианство оказалось в большей степени, чем другие мировые религии, способно к взаимодействию с первобытными верованиями.
Можно выделить несколько основных концепций, общих для первобытных религий и для христианского учения. Это близость к природе, любовь к земле, осознание слабости человека и признание необходимости в поддержке его со стороны высшей силы для обеспечения благополучной жизни. Сюда же можно отнести глубокое убеждение в том, что кроме нашего мира существует другой мир после смерти, где жизнь очищается и преобразуется. Не в каждой первобытной религии присутствуют все эти черты, но в большинстве из них можно найти немало общего с христианством. Итогом этого стало возникновение в Африке большого количества новых религиозных течений, образовавшихся в результате смешения христианства с местными религиями.
Культы и религии Африки
Занимающиеся земледелием племена Африки колоссальное значение предавали общинам и культу аграрных богов покровителей. Существовали общины, которые поклонялись своим духам (повелители водоемов, холмов, долин и лесов). Многие почитали местных божеств, а других игнорировали.
Тяжело говорить о религиях и культах Африки. Каждый народ имеет множество особенностей, о любом из них рассказывать долго.
Распространен на этом континенте культ предков. Он один из самых главных. У представителей разных народов под влиянием традиций он трансформировался. Но есть общее.
Они считают, что жизнь после смерти есть и усопшие предки становятся духами. Они невидимые, не имеют формы, сохраняют облик (как при жизни) и вселяются в животных, растения (в камни, водоемы).
Практически все народы верят, что усопшие пращуры любят находится недалеко от места, где жили. Помогают людям в домашних делах, оберегают от неправильных поступков, могут наказать нерадивого потомка.
У африканцев непростая иерархия духов. Верхнюю позицию занимали те, кого почитали как родоначальников. В отдельную категорию выделялись духи предков семьи, рода, общины, племени, народа. В отдельные категории входили умершие естественной либо насильственной смертью люди.
Одними общинами почитались в большей степени предки мужчины, другими — женщины, в отдельных общинах одинаково почитались все. В давние времена местные жители верили, что почитание усопших поможет духам спокойно обитать в потустороннем мире, и пращуры не откажутся помогать живым потомкам.
Народ баньяруанда (Руанда) верит, что души усопших людей находятся рядом, когда почитаются живыми и соблюдаются все обряды. Бамилеке (Камерун) полагали: чтобы сохранить душу умершего, надо сберечь череп человека.
Это касалось предков-вождей. Поэтому их черепа хранились в хижинах, к ним приходили с жертвами, обращались с мольбами. Люди верили, что утерять череп – к беде. Дух нанесет селению вред
Это говорило о том, что душе усопшего не уделялось внимание, не проявлялись уважение и забота
Многие столетия культ предков – устойчивая форма традиционных африканских религий, и этот культ плавно вошел в современную жизнь.
Традиционные религии
Африканские традиционные религии, исповедуемые примерно 15 % африканцев, включают в себя разнообразные представления фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждого этноса.
Общими чертами для большинства африканских религий является представление о Боге-творце (демиурге), который создал Вселенную (например, Олодумаре в религии йоруба), а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах. Также часто встречаются истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо.
Общим также является отсутствие веры в рай, ад, чистилище, однако существует представление о потусторонней жизни; нет материальных носителей божественного вроде святых писаний или пророков. Популярны также анимистические представления, вера в магию. Есть религии, основанные на приёме психоактивных растений (бвити, бьери), сочетающие в себе различные элементы перечисленного.
Многие африканские христиане и мусульмане сочетают в своих религиозных представлениях некоторые аспекты традиционных религий.
Африканские традиционные религии легли в основу вуду (унаследовавшего большое количество черт религии йоруба), а также кандомбле в Бразилии.
Христианско-африканские культы
Христианско-африканские культы — синкретические культы, сочетающие элементы христианства и местные традиции. Формировались среди коренного христианизированного населения, в первую очередь, на юге африканского континента, с конца XIX века.
Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом африканских народов, стремление создать «чёрное христианство». Кроме того, африканцам, успевшими к началу XX века. познакомиться с основными догматами христианства, было непонятно, как принцип равенства, добра и справедливости, провозглашаемый в качестве основного христианскими проповедниками, мог соответствовать колониальным захватам.
Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания, указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.
Первая афрохристианская секта была основана в 1882 году в Капской колонии.
Некоторые африканисты рассматривают создание афро-христианских церквей как способ борьбы с колониализмом :
С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращённым возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у её адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир.
В начале XX века количества церквей существенно выросло.
Сегодня афрохристианство имеет собственную догматику, обрядность и иерархию. Для него характерна мессианистская направленность, а также заимствованное из традиционных африканских религий представление об отстранённости бога-демиурга и вера в предсказания, получаемые посредством человека.
Афрохристианство подразделяется на пять больших групп:
- Адаптированно-христианские секты
- Мессианские секты
- Языческо-христианские секты
- Эфиопские секты (Чёрные церкви)
- Ветхозаветные секты
Наиболее значимым являются:
- растафарианство;
- кимбангизм — церковь последователей Симона Кимбангу, (возникшая в 1920-е годы в Белигийском Конго, современный ДРК).
Группы
Согласно классификации предложенной Токаревым в его работе «Религия в истории народов мира», коренное население Африки можно разделить, по уровню социально-экономического развития, на три группы:
Первая группа
Бродячие охотничьи племена, не знающие земледелия и скотоводства.
В первой группе самым распространенным является так называемый охотничий культ. Суть его заключается в том, что представители племен проходят обряд посвящения связанный с охотничьим ремеслом, и просят у некоего духа или божества ниспослать им удачу в предстоящей охоте.
Вторая группа
Земледельцы и скотоводы (готтентоты, народы банту, народы Судана и бассейна Великих озер).
Представители большинства народов черной Африки — к югу от Сахары – это, как правило уже давно достигшие более высокого уровня общественного развития группы. Эти народы издавна знают земледелие, многие из их, особенно в восточной и южной Африке, разводят домашних животных; земледелие и скотоводство находятся в разных соотношениях в различных районах.
Из этого, как правило у народов второй группы проистекает некий общей архетип некоего бога-демиурга напрямую связанный с земледелием.
Отличительными чертами второй группы являются: культ предков, тотемизм, зоолатрия, земледельческие культы, фетешизм, жречество, культ кузнецов, племенные боги и т.д.
Третья группа
К третьей группе относятся народы древних цивилизаций (коренное население Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Египта, Эфиопии, Сомали).
Перечень отличительных черт третей группы очень схож со перечнем второй группы: культ предков, тотемизм, зоолатрия, земледельческие культы, фетешизм, жречество и т.д. Отличие лишь в сформированности культов.
Проблема исследования
При изучении истории, неизбежно натыкаешься на вопрос, почему при наличии немалых археологических данных, и даже широко известных, мы практически ничего не знаем о самой истории Африки, подавляющее большинство литературы, которая касалась темы Африки крутиться в основном вокруг культуры и антропологии, в то время как история бралась лишь поверхностно, а чаще всего по просто с начала колониального периода? И не смотря на огромные достоинства этих работ, у них есть один общий недостаток, они все датируются 60-ми, а в лучшем случае 70-ми годами ХХ века.
Ответ в общем то вытекает из вопроса. Колониальный период, в массе своей изничтожил нарождавшееся африканское общество, которое было застигнута врасплох их более расторопными европейскими коллегами по историческому процессу. Тут можно без деталей, сказать просто: традиции, письменность и культура были в массе своей утрачены безвозвратно. Однако, даже то что дошло до нас в форме устных преданий еще только предстоит проанализировать и систематизировать. А связанная с этим проблемы вытекает всё из того же. Видя особое пристрастие коллег по историческому процессу к приращению собственных богатств за счет местного населения, они, годы спустя, не спешат открывать все свои истории и источники.
Негры — русское название для представителей темнокожих рас
Повезло, что мы живём не в западных странах, ибо там с классификацией темнокожих людей всё запутано. Для русскоговорящего человека любой такой человек — просто негр.
И если в Америке однокоренные его варианты несут оскорбительный характер, то в лоне русской культуры это слово нейтральное, так что мы можем свободно его применять.
Оно и к лучшему, ибо как иначе лаконично обозначить темнокожих людей и в Африке, и в Америке, и на других материках.
Вдаваться в происхождение рас не будем, но подчеркнём, что негры, по общепринятой версии, происходят из Африки. Как, впрочем, и всё человечество.
Негры-иудеи из Америки. Фото: icdn.lenta.ru
Авраамические религии
Большинство африканцев — последователи авраамических религий: христианства и ислама. Эти религии широко распространены в Африке и часто адаптированы к африканским культурным особенностям и местным верованиям.
Христианство
- Основная статья: Христианство в Африке
Баптистская церемония в Бенине
Христианство в Африке насчитывает две тысячи лет. Заметная ныне в Египте, Эфиопии и Эритрее Коптская Православная Церковь была основана, по преданию, Апостолом Марком приблизительно в 42 году. Миссионерская активность в время Колониального периода, так же как и деятельность евангелистов и пятидесятников в наши времена, надёжно укрепила христианство в Африке, в частности в Центральной, Южной и Восточной Африке, а также в районе Гвинейского залива. Христианство в Африке сильно упрочило свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей Африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов.
- См. также статью: растафарианство
Ислам
- Основная статья: Ислам в Африке
Каирские мечети
В Африке много последователей ислама; вероятно, эта религия имеет наибольшее количество приверженцев. Это доминирующая религия в Северной Африке; сильны её позиции в Западной Африке (в частности, в Кот-Д’Ивуаре), северной части Ганы, на юго-западе и севере Нигерии, в Северо-Восточной Африке (Африканский Рог) и вдоль восточного побережья континента. Как и христианство, ислам проник на континент через Эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через Египет и Синайский полуостров.
Иудаизм
- Основная статья: Иудаизм в Африке
Последователи иудаизма, разбросанные по Африканскому континенту, включают Бета Исраэль в Эфиопии, Абаюдайя в Уганде и Дом Израиля в Гане. Этнически они относятся к негроидной расе или к эфиопской малой расе, однако, некоторые из них (проживающие в Эфиопии) добились официального признания их статуса евреев Израилем. Раввинат признал их потерянным Дановым коленом. С конца 1980-х годов эфиопские евреи массово переселяются в Израиль.
Небольшое количество последователей иудаизма есть среди этноса игбо, проживающего в Нигерии. Игбо находят много общих черт между своей историей и историей евреев (в том числе, напряженные отношения с соседними народами; см. также: en:Igbo Jews).
В Африке также проживают этнические евреи, бежавшие от Холокоста, большинство из которых осело в ЮАР (ашкеназы); это в основном потомки литовских евреев. Небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в Тунисе и Марокко. Многие из них в 1990-е годы мигрировали в Израиль.
Демография
Информация о переписи
Переписи 2001 при условии , что последние национальные статистические данные по религиозным конфессиям. Форма переписи 2011 года не включала вопросы о религии из-за низкого приоритета. В опросе сообщества 2016 года и опросе между переписями, проведенном Статистическим управлением Южной Африки , снова был введен вопрос о религии, и результаты были представлены в виде круговой диаграммы.
Религия | Номинал | 1996 г. | 2001 г. | Изменение в% | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Приверженцы | % | Приверженцы | % | |||
Христианин | Промежуточный итог | 30 051 008 | 75,5 | 35 765 251 | 79,8 | |
Голландские реформатские церкви | 3 527 075 | 8.9 | 3 005 698 | 6,7 | ||
Сионские христианские церкви | 3 867 798 | 9,7 | 4 971 932 | 11.1 | ||
Католические церкви | 3 426 525 | 8,6 | 3 181 336 | 7.1 | ||
Методистские церкви | 2 808 649 | 7.1 | 3 305 404 | 7,4 | ||
Пятидесятнические / харизматические церкви | 2 204 171 | 5.5 | 3 422 749 | 7,6 | ||
Англиканские церкви | 1,600,001 | 4.0 | 1,722,076 | 3,8 | ||
Миссия апостольской веры | 1,124,066 | 2,8 | 246 190 | 0,5 | ||
Лютеранские церкви | 1 051 193 | 2,6 | 1 130 987 | 2,5 | ||
Пресвитерианские церкви | 726 936 | 1,8 | 832 495 | 1.9 | ||
iBandla lamaNazaretha | 454 760 | 1.1 | 248 824 | 0,6 | ||
Баптистские церкви | 439 680 | 1.1 | 691 237 | 1.5 | ||
Конгрегационалистские церкви | 429 868 | 1.1 | 508 825 | 1.1 | ||
Православные церкви | 33 665 | 0,1 | 42 251 | 0,1 | ||
Другие апостольские церкви | 3 517 059 | 8,8 | 5 609 070 | 12,5 | ||
Другие сионистские церкви | 2 159 257 | 5,4 | 1,887,147 | 4.2 | ||
Церкви эфиопского типа | 800 897 | 2.0 | 880 414 | 2.0 | ||
Другие реформатские церкви | 386 456 | 1.0 | 226 495 | 0,5 | ||
Другие африканские независимые церкви | 229 038 | 0,6 | 656 644 | 1.5 | ||
Другие христианские церкви | 1,263,914 | 3.2 | 3,195,477 | 7.1 | ||
Нехристиан | Промежуточный итог | 1,369,986 | 3,4 | 1,676,391 | 3,7 | |
Другие нехристианские религии | 193 830 | 0,5 | 269 200 | 0,6 | ||
ислам | 553 585 | 1.4 | 654 064 | 1.5 | ||
индуизм | 537 428 | 1.4 | 551 669 | 1.2 | ||
Африканская традиционная религия | 17085 | 0,0 | 125 903 | 0,3 | ||
Иудаизм | 68 058 | 0,2 | 75 555 | 0,2 | ||
Нет религии / не указано | Промежуточный итог | 8 385 603 | 21,1 | 7 378 137 | 16,5 | |
Нет религии | 4 638 897 | 11,7 | 6 767 165 | 15.1 | ||
Не указано | 3,746,706 | 9,4 | 610 971 | 1.4 |
Другие оценки
Опрос Win-Gallup International Religiosity and Atheism в 2012 году показал, что количество южноафриканцев, считающих себя религиозными, снизилось с 83% населения в 2005 году до 64% населения в 2012 году. Однако опрос Ipsos Mori в 2017 году показал 88%
заявляют, что религия была важной частью их жизни.
По оценкам исследования 2015 года, около 6500 верующих мусульманского происхождения обратились в христианство, и в последнее время их число увеличилось.
По оценкам Ассоциации архивов религиозных данных (опираясь на мировые христианские тенденции) в 2010 году, 82,0% южноафриканцев идентифицировали себя как христиане , 7,1% идентифицировали себя с коренными религиями , 5,4% идентифицировали как агностики , 2,4% идентифицировали как индуисты , 1,7% идентифицировали как мусульмане. 0,5% идентифицировали себя как бахаи , по 0,3% идентифицировали как буддистов и атеистов , 0,2% определили как евреев , и менее 0,1% идентифицировали друг с другом группы.
Согласно Всемирному исследованию ценностей, в период с 1981 по 2001 год Южная Африка была одним из трех обществ, в которых наблюдался рост религиозного участия, и она была лидером среди них, при этом количество посещений церквей за этот период увеличилось на 13%, с 43%. 57% опрошенных являются прихожанами.