Значение фразеологизма «ищите да обрящете»: происхождение и применение в речи

Примеры в речи

Коммуникативных ситуаций может быть довольно много, хотя смысл фразеологизма «ищите да обрящете» один. При желании привнести в слова яркости или вдохновения нужно правильно подбирать момент для высказывания. Выражение максимально корректно используется при попытках подбодрить человека в его начинаниях, похвалить упорство и решительный настрой.

Но не менее значимыми слова будут для людей, которые долго ищут счастье, работу или удачные вложения. Не нужно забывать о поступках, цитата из Библии должна употребляться в достойных ситуациях, которые не противоречат закону страны и моральным принципам граждан. В противном случае такие действия можно смело расценивать как иронию, и надежды на то, что запланированное свершиться не будет.

Несуществующее значение

Викисловарь приписывает глаголу «искать» также и значение «предъявлять иск, требовать чего-то в судебном порядке». То есть, выражаясь юридически корректно, вчинять иск. Имея представление о строе русского языка не выше уровня «негра преклонных годов» Маяковского, ударение в таком случае надо бы ставить на первую гласную: и́скать. В результате получается нечто вроде «пи́мкать», «у́ткать», «а́пкать», что бы сие ни значило всё вместе и по отдельности. Несуществующее слово «и́скать» немало позабавит читателя-юриста. Что же до остальных, то подобное абсурдное «смыслотворчество» может представлять интерес разве что для психиатра, да и то чисто профессиональный.

***

ПишемПравильно.ру

Правописание этих слов надо знать:

Проверить еще слово:

Грамматика

Слово «искать» – переходный невозвратный глагол несовершенного вида 1-го спряжения (спрягается по I типу). Некоторые языковеды считают спряжение «искать» изолированным вследствие наличия среди его форм страдательного причастия настоящего времени особого вида написания (см. ниже), но на грамматику и орфографию данного глагола это никак не влияет. Состав слова: корень «иск-», суффикс «-а-» и глагольное окончание «-ть». Есть также течения в лингвистике, выделяющие в «искать» корень «ис-» (или даже корень «-с-» с приставкой «и-»), суффиксы «-к-», «-а-» и то же глагольное окончание «-ть». Но опять-таки, рядовому грамотно пишущему гражданину такие сугубо профессиональные баталии не важны, так как правописания предмета дискуссий не изменяют. Постановка ударения и разделение переносами также в любом случае иск-а́ть; ис-ка́ть.

Соответствующие глаголы совершенного вида «выискать», «изыскать», «отыскать» «разыскать», «сыскать»: действие или закончено и его результат налицо, или результат обязателен («найти во что бы то ни стало»), или же несомненен («найдётся непременно»). «Изыскивать» и «поискать» совершенными видами к «искать» не являются, поскольку сам несовершенны: действие либо совершается и не закончено, либо же его только ещё предстоит совершить, и кто знает, найдётся ли искомое? Потерянное или неведомое само к ищущему не придёт. Переходный в настоящем случае означает, что ищущий субъект совершает действие по отысканию кого-то или чего-то – объекта действия (поиска), на который действие и переходит. Бывает, конечно, необходимо найти самого себя, но цельной личности нет нужды разыскивать себя же. Возвратная форма к «искать» – «искаться», выискивать что-то на себе или в надетой на тело одежде. Образуется типичным для русских глаголов способом, при помощи возвратного постфикса (послеокончания) «-ся». Личные формы глагола «искать» таковы:

Второе лицо:

  • (Ты) и́щешь (наст.)/ иска́л (иска́ла) (прошедш.)/ <бы> иска́л (иска́ла) или иска́л (иска́ла) <бы> (сослагательн.)/ ищи́ (повелительн.).
  • (Вы) и́щете (наст.)/ иска́ли (прошедш.)/ <бы> иска́ли или иска́ли <бы> (сослагательн.)/ ищи́те (повелительн.).

Третье лицо:

  • (Он) и́щет (наст.)/ иска́л (прошедш.)/ <бы> иска́л или иска́л <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> и́щет (повелительн.).
  • (Она) и́щет (наст.)/ иска́ла (прошедш.)/ <бы> иска́ла или иска́ла <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> и́щет (повелительн.).
  • (Оно) и́щет (наст.)/ иска́ло (прошедш.)/ <бы> иска́ло или иска́ло <бы> (сослагательн.)/ <Пусть> и́щет (повелительн.).

(Они) и́щут (наст.)/ иска́ли (прошедш.)/ иска́ли или иска́ли (сослагательн.)/ и́щут (повелительн.).

Действительное причастие настоящего времени и́щущий; прошедшего иска́вший. Страдательное причастие настоящего времени иско́мый; прошедшего и́сканный. Деепричастие настоящего времени ища́; прошедшего иска́в, иска́вши.

Помощь свыше

Поскольку выражение плотно связано с верой в Бога и искренним желанием добиться запланированного результата эксперты отмечают несколько нюансов. Господь сможет помочь только людям, идущим правильным путем, к ним относятся:

  1. Человек с доброй душой.
  2. Добропорядочные граждане.
  3. Способные помочь нуждающимся.
  4. Христиане, не совершившие тяжких грехов.

Обратившись к любому священнослужителю, можно удостовериться во всем вышесказанном, без веры людям довольно тяжело жить, поэтому это важно. Фразеологизм «ищите да обрящете» способен вдохновить любого человека, который уже долгое время сталкивается с проблемами на жизненном пути

Особенно ценными такие словосочетания станут при общении с родственником или близким другом, ведь они точно не желают зла.

Разобравшись во всех мелких подробностях, обязательно возникнет желание внести цитату из Библии в свой словарный запас, ведь благодаря ей можно быть максимально серьезным и авторитетным при любой светской беседе

Необходимо лишь правильно подобрать момент и внимание окружающих будет приковано исключительно к произнесшему слова, отвечая на интересующие вопросы, обязательно завяжется дружеская беседа, и круг общения расширится

Лопухин А.П.

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам

Замечательно, что в этом стихе не существует никаких “разночтений.” Перевод точен. Но связь этого стиха с предыдущими объяснить еще труднее, чем 6-го. Некоторые толкователи не находят здесь вовсе никакой связи, и стих 6-й является у них написанным как бы невпопад в общем изложении. Некоторые объясняют дело так. Из предыдущих стихов было видно, что всякий должен стараться быть мудрым и добрым, чтобы сослужить как можно больше службы другим людям, своим собратьям. Кто же может это сделать? Мы не можем сделать этого своими собственными силами. Но это возможно для нас, если Бог даст нам Свою помощь. Поэтому Спаситель и заповедует обращаться к Богу с молитвой о нужных нам дарах и благодати. Не трудно видеть, что такая связь чисто внешняя и нисколько не затрагивает сущности дела.

Из экзегетов, с которыми мы успели ознакомиться, ближе всех, по-видимому, подходит к делу Августин. Но объяснение его, как сейчас увидим, отличается некоторыми странностями. “Когда”, говорит он, “была дана заповедь не давать святыни псам и не бросать жемчуга пред свиньями, то слушатель, сознавая свое невежество, мог сказать: я не вижу, чтобы у меня было то, что Ты запретил мне давать свиньям. И потому хорошо Спаситель присовокупил, говоря: “просите и получите”. Нам кажется, что если бы Августин выразился только немного иначе, то лучше бы объяснил дело. Спаситель не заповедовал того, чтобы люди при обращении с земными благами были скупы. Но совсем иное должно быть отношение людей к духовным благам. Тут требуется некоторая сдержанность или даже скупость, потому что иначе святыня может попасть в распоряжение таких людей, которые, будучи нечистыми, или осквернят ее, или, не понимая ее ценности, растопчут ее. Следовательно, эти люди, не понимающие и не ценящие святыни, должны быть лишены ее. Она дана верующим, останется у них и приумножится. А чтобы она приумножилась, для этого нужно обращаться с прошениями к Отцу Небесному. Вы не давайте, а вам будет дано.

В словах, обозначающих, как люди должны просить себе благ, заметна некоторая постепенность и переход от меньшего к большему. Сначала просто “просите”; затем подразумеваются большие усилия и труд в сравнении с обыкновенной просьбой: “ищите”; затем, когда и эти действия не приведут к цели, “стучите”.

Выражения 7-го и 8-го ст. Матфея буквально повторяются у Луки 11:9,10, но в другой связи, и там эта связь, по мнению экзегетов, “искуснее”. После “молитвы Господней” речь у Луки о человеке, который просит хлеба у своего друга. Последний сначала просит не беспокоить его, а потом, по его неотступной просьбе, дает ему то, чего он просит. Затем следуют слова: “просите” и проч. до 11 стиха буквально сходные с словами Матфея, а с 11 встречается разница. Думают, поэтому, что и у Матфея выражения 7-го и 8-го ст. только тогда имели бы связь с предыдущим, если бы стояли после 6:15, и что если не предполагать, что Матфей заимствовал эти стихи из “Логий” и поместил их в ненадлежащем порядке, то связь вообще объяснить трудно. Но это едва ли представляется особенно важным. Гораздо важнее вопрос, чего именно должен просить себе человек. Стих 11 с ясностью показывает, что люди должны просить себе благ у Бога.

Каких благ?

Большинство толкователей утверждает, что тут разумеются исключительно духовные блага. Типом такого толкования могут служить слова Иоанна Златоуста: “ничего не проси мирского, но всего духовного, и получишь все”. Однако Сам Спаситель не ограничивает наших просьб только духовным и вообще ничего не говорит о том, каково должно быть содержание наших просьб. Речь же, изложенная в 7-11 стихах, одна из самых привлекательнейших и любезнейших для человеческого сердца. По-видимому, и церковь понимает эти слова в более широком смысле, а не в одном только духовном, т.е. что Спаситель, в ответ на просьбы верующих, обещал им преподание не только духовных, но и вещественных благ. Эти слова читаются у нас на молебнах Спасителю, совершаемых по разным случаям и при различных обстоятельствах. Следовательно, мы можем, согласно словам Спасителя, просить себе у Бога всяких благ, и духовных и телесных, и надеяться на получение их. Но мы считаем благом многое, что на самом деле не есть никакое благо. Вещественные блага, по евангельскому учению, находятся в ближайшей связи с духовными, и, следовательно, мы можем просить и вещественных благ, каковы благосостояние, здоровье, жизненные успехи, имея постоянно в виду близкую зависимость вещественного от духовного, и особенно же стремиться к правде Божьей, будучи уверены, что остальное все приложится нам.

Толковая Библия.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 7-8 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят

Выше Спаситель предложил великие и чудные заповеди, повелел возвышаться над всеми страстями, привел к самому небу, и заставил уподобляться не ангелам или архангелам, но, сколько возможно, самому Владыке всяческих; а ученикам повелел не самим только исполнять все это, но и других исправлять, и различать злых от не злых, и псов от не псов (много ведь в людях прикровенного), чтобы не говорили, что это трудно и неисполнимо, так как и действительно, впоследствии времени, Петр сказал нечто подобное: Кто же может спастись? И еще: Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться (Мф.19:25, 10).

Итак, чтобы и теперь не сказали подобного, Спаситель и прежде уже показал удобоисполнимость предписываемых Им заповедей, приведя ряд убедительных доказательств, и наконец представляет самый, так сказать, верх этой удобоисполнимости, именно – помощь от беспрерывных молитв, подающих немалое утешение в трудах.

Он говорит, что не самим только должно стараться, но и свыше призывать помощь, которая непременно придет, и предстанет, и облегчит наши подвиги, и все сделает для нас легким. Потому и просить повелел, и обещал исполнение прошения. Впрочем, не просто повелел просить, но с великим тщанием и усилием, – что и выражается словом: ищите

В самом деле, кто ищет, тот, выбросив все из своих мыслей, напрягает свое внимание только к тому, чего ищет, и ни о чем настоящем не помышляет. Мои слова понимают все те, которые, потерявши золото или рабов, после ищут

Это-то и означает Спаситель словом: ищите.

А сказав: стучите, показывает, что должны приступать к Богу с силою и теплою мыслию. Итак, не унывай, человек, не прилагай старания о добродетели гораздо меньшего, нежели какое имеешь о богатстве. Богатства ты часто не находишь, хотя бы и много раз принимался искать его.

И тем не менее, хотя и знаешь, что не всегда найдешь его, все-таки употребляешь все способы к его приобретению. А о добродетели, хотя и имеешь обещание, что непременно получишь помощь, не хочешь показать даже и частицы такого старания. Если же не тотчас получаешь, то и в таком случае не отчаивайся. Христос ведь для того и сказал: стучите, чтобы показать, что, если и не скоро отверзет двери, должно ждать.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Словарь крылатых слов и выражений

#
A
B
C
D
E
F
G
H
I
J
K
L
M
N
O
P
Q
R
S
T
U
V
W
X
Y
Z

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я

Ищите и обрящете

Ищите и обрящете Ищите и обрящете
Из Библии (церковно-славянский текст). В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 7—8) сказано (рус. пер.): «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
То же самое говорится и в Евангелии от Луки (гл. 11, ст. 9): «И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».
Часто эти слова Иисуса цитируются на церковно-славянском языке: «Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется» (ищите, и найдете; стучите, и вам откроют).
Шутливо: добивайтесь своего, ваше упорство будет вознаграждено.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс»

2003

См. также `Ищите и обрящете` в других словарях
Ищите и обрящете`Фразеологический словарь русского литературного языка`

Ищите и обрящете
Устар. Ирон. Старайтесь приложить волю, усилия, и только в этом случае можно надеяться на результат. — Не волнуйтесь, с «перекидными» (календарями) у нас полный порядок: мы выпускаем их вполне достаточно. Ищите и обрящете! (В. Жегис. Всё врут календари). Не зря говорится: ищите и обрящете… Один из московских заводов осваивал отведённый ему участок под дачное строительство… И через год Крупенин получил вполне современную, готовую, что называется «под ключ», дачку (Н. Сизов. Зачем?).
— Евангельское изречение. В переводе с церковнославянского означает «ищите и найдёте».
Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ

Ищите и обрящете`Толково-фразеологический словарь Михельсона`

Ср. Wer sagt: ich suchte, doch ich fand nicht, glaub\’, er lügt.

Wer sagt: ich suchte nicht und fand; glaub\’, er betrügt.

Wer sagt: ich sucht\’ und fand; dem glaub\’, er redet wahr;
Anstrengung und Erfolg sind ungetrennt ein Paar.
Rückert. Weisheit des Brahmanen.

Ср. Матф. 7, 7. Лук. 11, 9 и др.

Ищите и обрящете`Словарь синонимов`

ищите и обрящете

См. находить…
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,
1999

Ищите и обрящете`Большой словарь русских поговорок`

Ищите и обрящете

Книжн. архаичн. Для того, чтобы что-то найти, необходимо ; для того, чтобы чего-то достичь, необходимо действовать. /em> Выражение — цитата из церковнославянского текста Библии. БМС 1998, 234

Большой словарь русских поговорок. — М: Олма Медиа Групп

2007

Помощь поисковых систем

Что такое Ищите и обрящете
Определение термина Ищите и обрящете
Толкование слова Ищите и обрящете
Что означает понятие Ищите и обрящете

Обратная связь

Непосредственное значение

Суть выражения понять достаточно просто, большинство вопросов интересующихся людей связаны со словом «обрящете». Его по праву можно назвать устаревшим, но не забытым. Употребляют подобные обозначения только пожилые люди, от современного человека такое редко услышишь, а молодежь и вовсе не поймет о чем они. Для разъяснения сути специалисты используют несколько терминов:

  1. Обрести.
  2. Найти.
  3. Получить.

Если произвести интеграцию и частично перевести фразеологизм на современный язык, то выйдет «ищите и найдете», такое словосочетание будет понятно даже самому юному члену семьи. Смысл также разобрать легко, если какая-то личность добивается желаемого и прикладывает все силы, то обязательно найдет.

Ждать пока что-то само попадет в руки не стоит, эти действия заведомо обречены на провал. Есть похожие выражения, которые встречаются в Священном Писании, например: стучите и вам отворят. Все довольно просто, но без усилия, как говорится в русских народных сказках, рыбку из пруда не вытащить.

Прот. Иоанн Бухарев

И не судите, и не судят вам: (и) не осуждайте, да не осуждени будете: отпущайте, и отпустят вам

Между словами не судите и не осуждайте различие состоит в том, что под суждением можно разуметь пересуды незлобные, а под осуждением злобные. Сии последние обыкновенно происходят от самолюбия и самомнения, а не по необходимости, и лишь по личным каким побуждениям, для разговоров, часто для унижения и насмешек, и за незначительные нравственные недостатки, и притом ведутся такими людьми, которые сами часто порочнее судимых. (Злат, и Феоф.)

«Поучая не осуждать, по всей вероятности, Господь особенно имел в виду фарисеев, которые, гордясь своею мнимою праведностию, строго судили о действиях других (как наприм. один из них в притче о мытаре и фарисее, Лк. 18:10-), а самих себя не старались исправлять, напр, убийцу по закону осуждали на смерть, а сами беззаконно убивали пророков, прелюбодеев подвергали наказанию, а сами прелюбодействовали, воров губили, а сами были похитителями чужих состояний,» пишет св. Афанасий Великий. Такое суждение о других и Апостол тоже строго запрещает, когда говорит: кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает (Рим. 14:4).

Суждение же благонамеренное и оценка действий других, основанные на истинном понимании дела и на ревности о славе Божией и пользе ближнего, и сообразное с этим суждением свое собственное действие, конечно, не запрещается; так как оно необходимо вообще в жизни, особенно же в жизни общественной. И Сам И. Христос, (Мф. гл. 23) и Апостолы, (напр. Деян. 5:5-) и все истинные их последователи (св. отцы на соборах) всегда судили и осуждали, напр., действия, противные вере и благочестию и принимали против всего, по их суждению, злого, известные меры (Мих.). И если бы не было обличителей и наказателей, все пришло бы в расстройство и в церкви, и в гражданских и семейных обществах. Что Господь не запрещает судить всем без исключения, а только тем, которые сами, будучи заражены многими и тяжкими грехами, порицают других и за маловажные проступки, это видно из дальнейших слов Его (Лк. 6:41-42).

Отпущайте (прощайте), и отпустят вам (и прощены будете), сказано в соответствие словам: не судите, и не будете судимы, т. е. будьте снисходительны, и Сам Господь, Судия будет милостив к вам. У еванг. Матфея здесь прибавлено (Мф. 7:2): каким судом судите, таким будете судимы, какою мерою мерите, такою и вам будут мерит. Эти слова были поговоркой у евреев. Здесь разумеется суд как людской, так в особенности Божий. Как мы судим о других, так же точно и другие судят о нас. А Господь осудит нас за то, что мы судили других, самих же себя не исправляли. «Осуждая другого, мы осуждаем не его, а себя самих. Ибо как отпущение грехов первоначально зависит от нас, так и в сем суде мы же полагаем известную меру собственного осуждения,» пишет св. Златоуст.

Толкование на Евангелие от Луки.

Исторические факты

Для более детального разбирательства в словосочетании «ищите да обрящете» нужно познакомиться с этимологией, ведь от происхождения также многое зависит. Цитата была взята из Библии, этот факт известен многим, если быть подробным, то открыв книгу на Евангелии от Матфея и зачитав стихи 7-8 главы 7, получится прочитать оригинальное исполнение фразы.

Не менее интересно, что такие наставления от Иисуса были повторены, а именно в послании от Луки глава 11 стих 9. Сын Бога пытался донести до своих учеников одну простую истину, каждый человек, который добивается чего-либо, обязательно дойдет до поставленной цели и получит желаемое, но это не должно расходиться с законами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector