Прокимен и аллилуиарий

Глас 1

Про­ки­мен: Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, / я́коже упова́хом на Тя.

Пере­вод: Да будет, Гос­по­ди, милость Твоя на нас, / как мы упо­ва­ем на Тебя (Пс.32:22).

Стих: Ра́дуйтеся, пра́веднии, о Го́споде, пра́вым подоба́ет похвала́.

Пере­вод: Радуй­тесь, пра­вед­ные, о Гос­по­де – пра­вым подо­ба­ет хва­ла (Пс.32:1).

Алли­лу­иа: Бог дая́й отмще́ние мне и покори́вый лю́ди под мя.

Пере­вод: Бог совер­ша­ет мще­ние за меня и поко­ря­ет наро­ды мне (Пс.17:48).

Стих: Велича́яй спасе́ния царе́ва и творя́й ми́лость хри­сту́ Сво­е­му́ Дави́ду и се́мени его́ до ве́ка.

Пере­вод: Вели­че­ствен­но спа­са­ет царя и тво­рит милость пома­зан­ни­ку Сво­е­му Дави­ду и семе­ни его наве­ки (Пс.17:51).

Великие прокимны

Великих прокимнов в Православии четыре, каждый относится к определенному празднику.

Во время вечернего богослужения накануне праздников Воскресения Христова, Фомина Воскресения (следующее воскресение после Пасхи), Пятидесятницы (пятидесятый день после Пасхи) и Рождества Христова (7 января по новому стилю) на звучит прокимен:

На Вечерни праздников Крещения Господня (19 января), Преображения (19 августа), Вознесения (сороковой день после Пасхи) и Воздвижения Животворящего Креста Христова (27 сентября) исполняется прокимен:

На вечерней службе перед Прощеным воскресеньем (перед началом Великого поста), перед вторым и четвертым воскресеньем Великого поста поется прокимен:

Для первого, третьего и пятого воскресенья Великого поста установлен прокимен:

На Светлой недели после Пасхи также произносятся великие прокимны.

Для Светлого Понедельника — «Бог наш на небеси́ и на земли́ вся, ели́ка восхоте́, сотвори́» (113 Псалом).

Для Светлого Вторника — «Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, гла́сом мои́м к Бо́гу, и вня́т ми́» (76 Псалом)

В Светлую Среду — «Внуши́ Бо́же моли́тву мою́, и не пре́зри моле́ния моего́» (54 Псалом).

Для Светлого Четверга — «Возлюблю́ Тя Го́споди кре́посте моя́, Госпо́дь утверже́ние мое́» (17 Псалом).

Для Светлой Пятницы — «Дал еси достоя́ние боя́щимся Тебе́, Го́споди» (60 Псалом).

Согласно Уставу, во время пения великого прокимна на вечернем богослужении совершается вечерний вход духовенства. Соответственно, отменяется прокимен дня недели. Исключение бывает, если такой день совпадает с субботой. Тогда произносится воскресный прокимен, а пение великого прокимна совершается днем ранее.

Прокимен Отцов

Для двунадесятых и храмовых праздников имеется прокимен праздника. Его пение совершается на Утрени даже, если праздник приходится на воскресенье. Прокимен праздника можно найти в богослужебных книгах Минеи и Триоди.

Например, на седьмой неделе после Пасхи по Уставу Церкви перед перед Апостолом положен прокимен глас 4, песнь Отцов:

Ежегодно в воскресенье на седьмой неделе после праздника Пасхи Церковь вспоминает Святых Отцов первого Вселенского Собора. На этом Соборе была опровержена ересь Ария, утверждавшего, что Иисус Христос, Сын Божий, был сотворен Богом Отцом, и, следовательно, не равен Богу Отцу по божеству. В результате на Соборе были сформулированы Догматы о Пресвятой Троице и составлен Символ Веры.

Рождество Христово. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен .

Прокимен, глас 8:

Вся земля да поклонится Тебе, и поет
Тебе, да поет же имени Твоему Вышний.

Вся земля да поклонится Тебе, и поет
Тебе, да поет же имени Твоему, Всевышний.

Стих: Воскликните Господеви вся
земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его.

Воскликните Господу вся земля, пойте
же имени Его, воздайте славу хвале Его.

Прокимен в исполнении хора Московского Сретенского
монастыря.

Скачать

(MP3 файл. Продолжительность 1:40 мин. Размер 1 Mb)

Апостол к Галатом, зачало 209.

Братие, егда же прииде кончина лета,
посла Бог Сына Своего Eдинороднаго, раждаемаго от
жены, бываема под законом,

Братья, когда пришла полнота времени,
Бог послал Сына Своего Единородного, Который
родился от жены, подчинился закону,

Да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем.

Чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить
усыновление.

И понеже eсте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в
сердца ваша, вопиюща: Авва Oтче.

А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши
Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва,
Отче!»

Темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и
наследник Божий Иисус Христом.

Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и
наследник Божий через Иисуса Христа.

Аллилуиа, глас 1.

Небеса поведают славу Божию, творение
же руку Его возвещает твердь.

Небеса проповедают славу Божию, и о
творении руки Его возвещает твердь. (Пс. 18, 2.)

Стих: День дни отрыгает глагол, и
нощь нощи возвещает разум.

День дню передает слово и ночь ночи
возвещает знание (ст. 3).

Евангелие Матфеа, зачало 3.

Иисусу же рождшуся в Вифлееме
Иудейстем во дни Ирода царя, се, волсви от восток
приидоша во Иерусалим, глаголюще:

Когда же Иисус родился в Вифлееме
Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим
волхвы с востока и говорят:

Где eсть рождейся Царь Иудейский? Видехом бо
звезду Его на востоце и приидохом поклонитися Eму.

Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели
звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

Слышав же Ирод царь смутися, и весь Иерусалим с
ним.

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь
Иерусалим с ним.

И собрав вся первосвященники и книжники людския,
вопрошаше от них: где Христос раждается?

И, собрав всех первосвященников и книжников
народных, спрашивал у них: где должно родиться
Христу?

Oни же рекоша eму: в Вифлееме Иудейстем, тако бо
писано eсть пророком:

Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так
написано через пророка:

И ты, Вифлееме, земле Иудова, ни чимже менши eси
во владыках Иудовых: из тебe бо изыдет Вождь, Иже
упасет люди Моя Израиля.

И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше
воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь,
Который упасет народ Мой, Израиля.

Тогда Ирод тай призва волхвы, и испытоваше от них
время явльшияся звезды,

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них
время появления звезды

И послав их в Вифлеем, рече: шедше испытайте
известно о Oтрочати: eгда же обрящете, возвестите
ми, яко да и аз шед поклонюся Eму.

И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно
разведайте о Младенце и, когда найдете, известите
меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

Oни же послушавше царя, идоша. И се, звезда, юже
видеша на востоце, идяше пред ними, дондеже
пришедши ста верху, идеже бе Oтроча.

Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую
видели они на востоке, шла перед ними, как наконец
пришла и остановилась над местом, где был
Младенец.

Видевше же звезду, возрадовашася радостию велиею
зело,

Увидев же звезду, они возрадовались радостью
весьма великою,

И пришедше в храмину, видеша Oтроча с Мариею
Материю Eго, и падше поклонишася Eму: и отверзше
сокровища своя, принесоша Eму дары, злато и ливан
и смирну.

И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью
Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища
свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

И весть приемше во сне не возвратитися ко Ироду,
иным путем отыдоша во страну свою.

И, получив во сне откровение не возвращаться к
Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Причастен: Избавление посла
Господь людем Своим. Аллилуиа,
трижды.

Текст службы дается с параллельным русским
переводом профессора Киевской духовной
академии  М.Н. Скабаллановича по изданию
«Христианские праздники. Рождество
Христово»,  Киев, 1916.

Версия для печати

Богослужебные указания

В ежегодно выпускаемом Московской патриархией руководстве “Богослужебные указания на каждый год” содержится полный порядок богослужений. Он составлен в соответствии с Богослужебным Уставом и учитывает разнообразие богослужений. Например, на 31 мая 2020 года приходится 7-я неделя по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает память 318 святых отцов Первого Вселенского Собора (325). В Указаниях отмечено, что воскресная служба должна совершаться вместе со службами попразднства Вознесения и святых отцов по богослужебной книге Триоди. Описан порядок чтений Священного Писания. Также отмечен прокимен дня, прокимен Отцов, стихиры, воскресные тропари, тропарь отцов.

Для «непросвещенного» прихожанина церкви эти указания непонятны. Что такое прокимен? Почему он бывает разным? Разберемся в этом.

Православный храм во время богослужения

Богослужебные указания

В ежегодно выпускаемом Московской патриархией руководстве “Богослужебные указания на каждый год” содержится полный порядок богослужений. Он составлен в соответствии с Богослужебным Уставом и учитывает разнообразие богослужений. Например, на 31 мая 2021 года приходится 7-я неделя по Пасхе. В этот день Церковь вспоминает память 318 святых отцов Первого Вселенского Собора (325). В Указаниях отмечено, что воскресная служба должна совершаться вместе со службами попразднства Вознесения и святых отцов по богослужебной книге Триоди. Описан порядок чтений Священного Писания. Также отмечен прокимен дня, прокимен Отцов, стихиры, воскресные тропари, тропарь отцов.

Для «непросвещенного» прихожанина церкви эти указания непонятны. Что такое прокимен? Почему он бывает разным? Разберемся в этом.


Православный храм во время богослужения

Прокимен дня

Для каждого дня недели имеется свой прокимен. Он остается неизменным вне зависимости от приходящегося на этот день праздника или памяти святых.

Для воскресного дня прокимен: «Госпо́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся» (Псалтирь, 92).

В понедельник: «Се ны́не благослови́те Го́спода, вси раби́ Госпо́дни» (133 Псалом).

Во вторник: «Госпо́дь услы́шит мя, внегда́ воззва́ти ми к Нему́» (4 Псалом).

Прокимен среды: «Ми́лость Твоя́, Го́споди, пожене́т мя вся дни живота́ моего́» (22 Псалом).

Для четверга: «Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя и в си́ле Твое́й суди́ ми» (53 Псалом).

Для пятницы: «По́мощь моя́ от Го́спода, сотво́ршаго не́бо и зе́млю» (120 Псалом).

Прокимен субботы: «Бо́же, Засту́пник мой еси́ Ты, и ми́лость Твоя́ предвари́т мя» (58 Псалом).

По великим праздникам установлено пение особенных великих прокимнов. Если служба выпадает на воскресный день, пение прокимна может откладываться на другой день. Такой порядок установлен для сохранения «на своем месте» обязательного прокимна воскресения.

Для будничных дней Великого поста характерно пение двух прокимнов вместо одного. Они меняются ежедневно и не являются фиксированными, на каждый день недели.

Преподобному Ферапонту Белоезерскому, Можайскому, Лужецкому чудотворцу (тропарь, кондаки и молитва)

Тропарь, глас 4:

Житие́м чи́стым просвети́вся,/ в моли́твах и посте́х пусты́ни яви́лся еси́ до́брое прозябе́ние/ и, духо́вному твоему́ учи́телю после́дствуя,/ ум свой к Небе́сным упра́вль,/ ста́ду твоему́ наста́вник был еси́,/ тем тя мо́лим, о́тче Ферапо́нте,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 4:

Преблаги́й Спас наш Христо́с/ умно́жил есть ми́лость Свою́ к нам,/ дарова́в нам в засту́пника и цели́теля/ преподо́бнаго отца́ на́шего Ферапо́нта,/ и́же просвеща́ет нас о́бразом свята́го жития́ своего́/ и ны́не моли́твами свои́ми огражда́ет храм свой от враго́в и от разруше́ния,/ страну́ сию́ от гла́да и напра́сныя сме́рти,/ чту́щих же па́мять его́ всех// от боле́зней и от лю́тых страсте́й.

Ин кондак, глас 8:

Христо́вым жела́нием распали́вся,/ стра́сти плотски́я воздержа́нием оттря́с,/ по́стническое стяжа́в жи́тельство, преподо́бне,/ сего́ ра́ди Госпо́дь труды́ твоя́ ви́дев,/ да́ром чуде́с обогати́ тя,/ источа́еши бо исцеле́ния и мо́лишися о нас к Бо́гу,/ мы же, ра́дующеся, вопие́м ти:// ра́дуйся, Ферапо́нте, о́тче наш.

Молитва

О всечестны́й и преблаже́нный о́тче наш Ферапо́нте! Тебе́ даде́ся благода́ть моли́тися о нас, и ве́мы, я́ко, предстоя́ Престо́лу Го́спода, при́сно явля́еши любо́вь твою́ к нам непреста́нными о нас твои́ми хода́тайствы. Но поне́же мы ежеча́сно умножа́юще грехи́ на́ша, кра́йняго твоего́ отвраще́ния досто́йни сотвори́хомся, сего́ ра́ди в покая́нии, со слеза́ми припа́дающе, мо́лим тя: не премени́ твое́й ми́лости к нам на гнев за нече́стия и скве́рны на́ша, яви́ у́бо нам ми́лость твою́ до конца́ и согреша́ющих нас очи́сти твои́ми моли́твами, возведи́ к покая́нию, укрепи́ на дела́ блага́я, сохрани́ в Правосла́вии и во вся́кой святы́ни. Да́руй нам пребыва́ти в ми́ре, тишине́ и братолю́бии, испроси́ нам времена́ безмяте́жна и изоби́лие плодо́в земны́х, изба́ви от огня́, и от потопле́ния, и от лю́тых боле́зней, и от смертоно́сныя я́звы. Посли́ тружда́ющимся благи́й успе́х, путеше́ствующим путь безпреткнове́нный, в мо́ри пла́вающим приста́нище ти́хое, плене́нным осла́бу и освобожде́ние, си́рым по́мощь и заступле́ние, во́инству на́шему ве́рность, му́жество и побе́ду и всем нам вся поле́зная ко вре́менней и ве́чней жи́зни. Да, любо́вию твое́ю огражде́ннии, благода́рственная всегда́ пое́м просла́вившему тя Го́споду Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва и честь со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Назад к списку

Что такое Литургия и из каких частей она состоит

Содержние Литургии восходит к раннему христианству. Не зря ее второе название – Бескровная жертва. Во время богослужения перечисляются все события жизни Спасителя до Вознесения, а момент Причастия символизирует Божественную жертву во искупление всех грехов. Поэтому каждый, кто искренне принимает Святые Дары, освобождается от грехов, очищая душу и тело.

Последовательность Литургии неизменно и состоит из нескольких частей:

Часы

Непосредственно перед началом Литургии алтарником читаются 3-й и 6-й часы – краткие молитвословия, вспоминающие о сошествии Святого духа на апостолов и распятии Господа Иисуса Христа. Они призваны обратить мысли прихожан к Господу Богу.

Проскомидия

Повествует о земной жизни Христа. В этот момент подготавливаются и разрезаются просфоры. Алтарь во все время первой части Литургии остается закрытым, а Проскомидия читается на Жертвеннике.

Литургия оглашенных

Эта часть службы посвящена тем, кто готовится к принятию Причастия. Дьякон произносит короткие молитвы о больных, страдающих, пребывающих в горе, о мире и излечении больных, о Православной Церкви и Патриархе.

После этого идет Великая ектения, во время которой делается ряд прошений к Господу о мире и благополучии, о котором молятся все прихожане.

Далее читается первый, второй и третий антифон, между которыми провозглашаются малые ектении. Открываются царские врата Алтаря. Священник выносит Евангелие, и крестит им собравшихся, после чего возвращается обратно и читает текст из Евангелия, который прихожане слушают стоя.

После этого алтарник выходит с книгой и читает прокимен и отрывки из послания апостолов. Порядок чтения апостола зависит от дня года.

Завершается вторая часть Литургии чтением Ектении об Оглашенных.

Литургия верных

Перед третьей частью открываются царские врата Алтаря и хор исполняет Херувимскую песнь. Священник в это время читает тайные молитвы, в которых просит Бога очистить его душу от греховных побуждений.

После этого совершается Великий вход — вносятся Святые Дары – хлеб и вино, читается просительная ектения, и наиболее важная из молитв всей Литургии «Символ веры», которую произносят все молящиеся в церкви.

Священник благодарит Господа за искупление, а хор отвечает: «Аминь». И, наконец, совершается кульминационная часть всего богослужения – переложение хлеба и вина в Тело Христово, прославление Богородицы и общее чтение молитвы «Отче наш», после чего начинается Причащение. Во время Причастия хор исполняет «Тело Христово приимите..», по окончании поют «Аллилуиа».

Завершается таинство провозглашением Отпуста, когда священник дает прихожанам крест для целования и молитвой благословляет покинуть храм.

Как проходит Литургия в православной церкви

Обычно Литургия совершается в воскресные или праздничные дни, но в больших храмах может проходить ежедневно.

Чаще всего для Евхаристии выбирается утреннее время (в отдельные праздники существуют и дневные службы). Продолжительность службы примерно 1,5-2 часа.

Чинопоследование Литургии совершается по Иерусалимскому Уставу, и ее полная схема доступна лишь для служителей Церкви. Но знание общего порядка действий и пояснений к этапам богослужения желательно каждому христианину для того, чтобы правильно понимать духовное богатство, накопленное за века.

Сейчас в церквях в разное время совершается 4 литургических чина:

  • святителя Иоанна Златоуста – совершается вседневно, а в Постную Триодь – по субботам и в Вербное воскресенье;
  • святителя Василия Великого – служится в Сочельник, Четыредесятницу и на Страстную Седьмицу;
  • святителя Григория Двоеслова – во время Великого поста, кроме выходных дней;
  • Апостола Иакова – совершается в день памяти мученика.

Так же отличается большей торжественностью и продолжительностью архиерейская Литургия.

Задать вопрос

17 Октябрь 2017

галина спрашивает:
какого числа были проводы Масленицы в 1930

Андрей Х отвечает:
Сыропустная неделя (воскресенье) в 1930 году выпала на 23 февраля. Сырная седмица (Масленица) проходила с 24 февраля по 1 марта.

13 Октябрь 2017

Наташа спрашивает:
Спаси Вас Господи!

Андрей Х отвечает:
Во славу Божию.

13 Октябрь 2017

Сергей спрашивает:
Можно ли принимать душ на день покрова

Андрей Х отвечает:
Принимать душ правила не запрещают.Нельзя в большие праздники посещать бани.

12 Октябрь 2017

Наташа спрашивает:
Где можно посмотреть богословский анализ праздника Сретенье и дать толкование содержание 9-ой песни канона праздника

Андрей Х отвечает:
Наташа, к сожалению, я не знаю.

11 Октябрь 2017

Татьяна спрашивает:
Спаси Господи!

Андрей Х отвечает:
Во славу Божию!

11 Октябрь 2017

Татьяна спрашивает:
У нас в храме во вторник служится молебен с акафистом муч.Иоанну Воину. На Бог Господь после тропарей И.Воину какой Богородичен? Брать из Октоиха отпустительный Богородичен вторника?

Андрей Х отвечает:
В данном случае берется Богородичен из числа воскресных, 3 приложение.

10 Октябрь 2017

Катерина спрашивает:
Есть ли отдельно схема Архиерейского Богослужения ? Если да,то где можно посмотреть?

Андрей Х отвечает:
Катерина, насчет схемы не знаю. А порядок архиерейских богослужений можно посмотреть здесь
http://deacon.ru/library/bogoslugenie-ukazaniya/54-ostrovsky.html

05 Октябрь 2017

Роман спрашивает:
Заменяется ли пение Взбранной Воеводе после отпуста 1 часа на кондак праздника во дни попразднества двунадесятых праздников? И зависит ли это от знака праздника (бдение, полиелей, славословие…)?

Андрей Х отвечает:
Да, такой обычай существует, на двунадесятый праздник и до его отдания вместо «Взбранной Воеводе» поется кондак этого праздника. Праздничный знак других служб при этом не имеет значения.

02 Октябрь 2017

Наталия спрашивает:
Сегодня у нашего настоятеля, о.Игоря, именины. И он вчера вечером благословил служить всенощное бдение князю Игорю. У нас возникло затруднение, какие отпустительные тропари петь перед благословением хлебов, т.к. еще и попразднство. В итоге, спели тропарь праздника, «Богородице Дево…» и тропарь князю. Было ли это правильно для бденной службы седмичного дня в период попразднства?

Андрей Х отвечает:
В данном случае поется тропарь святого дважды и тропарь праздника.

02 Октябрь 2017

наталья спрашивает:
расскажите о приложениях

Андрей Х отвечает:
Наталья, я не совсем понял суть вопроса. О каких приложениях идет речь и что именно рассказать.

Глас 4

Про­ки­мен: Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, / вся прему́дростию сотвори́л еси́.

Пере­вод: Как вели­че­ствен­ны дела Твои, Гос­по­ди, / всё пре­муд­ро­стью Ты сотво­рил (Пс.103:24).

Стих: Бла­го­сло­ви́, душе́ моя́, Го́спода, Го́споди Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́.

Пере­вод: Бла­го­слов­ляй, душа моя, Гос­по­да! Гос­по­ди Боже мой, воз­ве­ли­чен Ты весь­ма (Пс.103:1).

Алли­лу­иа: Наля­цы́ и успева́й, и ца́рствуй, и́стины ра́ди и кро́тости, и пра́вды.

Пере­вод: Укре­пись, и про­цве­тай, и цар­ствуй ради исти­ны, и кро­то­сти, и прав­ды (Пс.44:5).

Стих: Возлюби́л еси́ пра́вду и возненави́дел еси́ беззако́ние.

Пере­вод: Ты воз­лю­бил прав­ду и воз­не­на­ви­дел без­за­ко­ние (Пс.44:8).

Прокимен: что это такое?

С греческого слово «прокимен» переводится как «вперед поставляемый, впереди лежащий». Это название относится к стиху из псалма, который соответствует определенному дню или празднику. Прокимен отцов, как и любой прокимен, произносится чтецом или диаконом, а клирос повторяет его.

Традиция петь псалмы с припевами к каждому стиху относится к 4-5 веку. Такое пение было более легким и удобным для молящихся верующих. На Лаодикийском Соборе (около 360 года) было установлено особое пение

Прокимны как раз и являются таким промежуточным пением между псалмами.

Для Православной Церкви характерно следующее исполнение прокимнов.

Во время исполнения прокимна первый стих псалма произносит чтец или диакон. Певчие на клиросе с пением повторяют его. Затем чтецом или диаконом читаются последующие стихи (второй, третий, четвертый), а хором поется первый стих. Потом чтецом или диаконом производится первая половина первого стиха. Вторую половину заканчивает хор.

Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен.

Прокимен,
глас 4: Благословен Грядый во имя Господне,
Бог Господь и явися нам. Стих:
Исповедайтеся Господеви яко благ, яко в век
милость Его:

Апостол к Титу,
зачало 302.

 Братие, явися
благодать Божия спасительная всем
человеком,

 Братья, явилась
благодать Божия, спасительная для
всех человеков,

 Наказующи
нас, да отвергшеся нечестия и
мирских похотей, целомудренно и
праведно и благочестно поживем в
нынешнем веце,

 Научающая
нас, чтобы мы, отвергнув нечестие
и мирские похоти, целомудренно,
праведно и благочестиво жили в
нынешнем веке,

 Ждуще
блаженнаго упования и явления
славы великаго Бога и Спаса нашего
Иисуса Христа,

Ожидая блаженного
упования и явления славы великого
Бога и Спасителя нашего Иисуса
Христа,

 Иже дал eсть
Себе за ны, да избавит ны от
всякаго беззакония и очистит Себе
люди избранны, ревнитeли добрым
делом.

 Который дал
Себя за нас, чтобы избавить нас от
всякого беззакония и очистить Себе
народ особенный, ревностный к
добрым делам.

 Егда же
благодать и человеколюбие явися
Спаса нашего Бога,

 Когда же
явилась благодать и человеколюбие
Спасителя нашего, Бога,

 Не от дел
праведных, ихже сотворихом мы, но
по Своей Eго милости, спасе нас
банею пакибытия и обновления Духа
Святаго,

 Он спас нас
не по делам праведности, которые
бы мы сотворили, а по Своей
милости, банею возрождения и
обновления Святым Духом,

 Eгоже излия
на нас oбильно Иисус Христом,
Спасителем нашим,

 Которого
излил на нас обильно через Иисуса
Христа, Спасителя нашего,

 Да
оправдившеся благодатию Eго,
наследницы будем по упованию жизни
вечныя.

 Чтобы,
оправдавшись Его благодатью, мы по
упованию соделались наследниками
вечной жизни.

Аллилуиа,
глас 4: Принесите Господеви сынове Божии:
Стих: Глас Господень на водах:

Евангелие Матфеа,
зачало 6.

 Во время оно
приходит Иисус от Галилеи на
Иoрдан ко Иоанну креститися от
него.

 Тогда приходит
Иисус из Галилеи на Иордан к
Иоанну креститься от него.

 Иоанн же
возбраняше Eму, глаголя: аз требую
Тобою креститися, и Ты ли грядеши
ко мне?

 Иоанн же
удерживал Его и говорил: мне
надобно креститься от Тебя, и Ты
ли приходишь ко мне?

 Отвещав же
Иисус рече к нему: остави ныне:
тако бо подобает нам исполнити
всяку правду. Тогда остави
Eго.

 Но Иисус
сказал ему в ответ: оставь теперь,
ибо так надлежит нам исполнить
всякую правду. Тогда Иоанн
допускает Его.

 И крестився
Иисус взыде абие от воды: и се,
отверзошася Eму небеса, и виде
Духа Божия сходяща яко голубя и
грядуща на Него.

 И,
крестившись, Иисус тотчас вышел из
воды, – и се, отверзлись Ему
небеса, и увидел Иоанн Духа Божия,
Который сходил, как голубь, и
ниспускался на Него.

 И се, глас с
небесе глаголя: Сей eсть Сын Мой
возлюбленный, о Немже
благоволих.

 И се, глас с
небес глаголющий: Сей есть Сын Мой
возлюбленный, в Котором Мое
благоволение.

Причастен:
Явися благодать Божия спасительная всем
человеком.

Версия для печати

Глас 6

Про­ки­мен: Спа­си́, Го́споди, лю́ди Твоя́ / и бла­го­сло­ви́ достоя́ние Твое́.

Пере­вод: Спа­си, Гос­по­ди, народ Твой / и бла­го­сло­ви насле­дие Твоё (Пс.27:9).

Стих: К Тебе́, Го́споди, воз­зо­ву́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от Мене́.

Пере­вод: К Тебе, Гос­по­ди, я воз­зо­ву. Боже мой, не про­мол­чи, пре­зрев меня (Пс.27:1).

Алли­лу­иа: Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся.

Пере­вод: Живу­щий помо­щью Все­выш­не­го под кро­вом Бога небес­но­го водво­рит­ся (Пс.90:1).

Стих: Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́.

Пере­вод: Ска­жет Гос­по­ду: «Заступ­ник мой Ты и при­бе­жи­ще моё, Бог мой и упо­ваю на Него» (Пс.90:2).

Глас 2

Про­ки­мен: Кре́пость моя́ и пе́ние мое́ Госпо́дь, / и бысть мне во спасе́ние.

Пере­вод: Кре­пость моя и пение моё Гос­подь, / и Он мне во спа­се­ние (Пс.117:14).

Стих: Наказу́я нака­за́ мя Госпо́дь, сме́рти же не пре­да­де́ мя.

Пере­вод: Настав­ляя, нака­зал меня Гос­подь, смер­ти же не пре­дал меня (Пс.117:18).

Алли­лу­иа: Услы́шит тя Госпо́дь в день печа́ли, защи́тит тя и́мя Бо́га Иа́ковля.

Пере­вод: Да услы­шит тебя Гос­подь в день печа­ли, да защи­тит тебя имя Бога Иако­ва (Пс.19:2).

Стих: Го́споди, спа­си́ царя́ и услы́ши ны, во́ньже а́ще день призове́м Тя.

Пере­вод: Гос­по­ди, спа­си царя и услышь нас в день, когда мы при­зо­вём Тебя (Пс.19:10).

Глас 5

Про­ки­мен: Ты, Го́споди, сохрани́ши ны / и соблюде́ши ны от ро́да сего́ и во век.

Пере­вод: Ты, Гос­по­ди, сохра­нишь нас и сбе­ре­жёшь нас / от рода сего и вовек (Пс.11:8).

Стих: Спа­си́ мя, Го́споди, я́ко оску­де́ преподо́бный.

Пере­вод: Спа­си меня, Гос­по­ди, ибо не ста­ло пра­вед­но­го (Пс.11:2).

Алли­лу­иа: Ми́лости Твоя́, Го́споди, во век вос­пою́, в род и род воз­ве­щу́ и́стину Твою́ усты́ мои́ми.

Пере­вод: Мило­сти Твои, Гос­по­ди, вовек буду петь, в род и род воз­ве­щу исти­ну Твою уста­ми мои­ми (Пс.88:2)

Стих: Зане́ рекл еси́: во век ми́лость сози́ждется, на небесе́х угото́вится и́стина Твоя́.

Пере­вод: Ибо Ты ска­зал: «Навек будет осно­ва­на милость», – на небе­сах утвер­дит­ся исти­на Твоя (Пс.88:3)

Прокимен: что это такое?

С греческого слово «прокимен» переводится как «вперед поставляемый, впереди лежащий». Это название относится к стиху из псалма, который соответствует определенному дню или празднику. Прокимен отцов, как и любой прокимен, произносится чтецом или диаконом, а клирос повторяет его.

Традиция петь псалмы с припевами к каждому стиху относится к 4-5 веку. Такое пение было более легким и удобным для молящихся верующих. На Лаодикийском Соборе (около 360 года) было установлено особое пение

Прокимны как раз и являются таким промежуточным пением между псалмами.

Для Православной Церкви характерно следующее исполнение прокимнов.

Во время исполнения прокимна первый стих псалма произносит чтец или диакон. Певчие на клиросе с пением повторяют его. Затем чтецом или диаконом читаются последующие стихи (второй, третий, четвертый), а хором поется первый стих. Потом чтецом или диаконом производится первая половина первого стиха. Вторую половину заканчивает хор.

Глас 7

Про­ки­мен: Госпо́дь кре́пость лю́дем Свои́м даст, / Госпо́дь благослови́т лю́ди Своя́ ми́ром.

Пере­вод: Гос­подь силу наро­ду Сво­е­му даст, / Гос­подь бла­го­сло­вит народ Свой миром (Пс.28:11).

Стих: Принеси́те Го́сподеви сы́нове Бо́жии, принеси́те Го́сподеви сы́ны о́вни.

Пере­вод: При­не­си­те Гос­по­ду, сыны Божии, при­не­си­те Гос­по­ду моло­дых овнов (Пс.28:1).

Алли­лу­иа: Бла́го есть испове́датися Го́сподеви и пе́ти И́мени Тво­е­му́, Вы́шний.

Пере­вод: Бла­го есть сла­вить Гос­по­да и петь име­ни Тво­е­му, Все­выш­ний (Пс.91:2).

Стих: Возвеща́ти зау́тра ми́лость Твою́, и и́стину Твою́ на вся́ку нощь.

Пере­вод: Воз­ве­щать ран­ним утром милость Твою и исти­ну Твою во вся­кую ночь (Пс.91:3).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector