Осипов а.и. / все видео

Детство

Осипов Алексей Ильич появился на свет 31 марта 1938 года в небольшом городке Белев, расположенном в Тульской области. О семье и близких родственниках, а также о ранних годах будущего богослова данных немного, известно, что его родители были обычными служащими: папа – военным, а мать Ольга Михайловна работала в местном магазине.

Из-за специфики профессиональной деятельности отца семья была вынуждена поменять несколько мест проживания, но в конце концов Осиповы переехали в Смоленскую область и обосновались в городе Гжатске, который впоследствии был переименован в Гагарин.

Алеша Осипов в детстве с родными и отцом Никоном

О собственном детстве Алексей Ильич рассказывает скупо и неохотно, каждый раз делая акцент, что принародную исповедь отменили еще в ΙΙΙ столетии до н.э. Уже в те далекие времена люди понимали, человеку следует исповедоваться наедине со священником, поэтому профессор говорит, что большой аудитории ему сказать нечего.

Когда будущему богослову было около семи, его мама начала посещать храм, где настоятелем был отец Никон (А. А. Воробьев). Спустя время батюшка оказал фундаментальное влияние на мировоззрение юного Алексея, а через несколько лет стал духовным наставником парня.

До самой смерти, произошедшей в 1963 году, игумен Никон был для Осипова примером добродетельного христианина, справедливого и грамотного учителя, мудрого и чуткого друга. Школу Алеша окончил в 1955 году в Гжатске. Тогда паренек был очень малорослым (остановился в росте из-за травмы позвоночника).

Позднее на выступлениях богослов рассказывал об этом моменте и врезавшимся в память воспоминании, связанном с наставником игуменом Никоном. На протяжении летних каникул церковный служитель измерял рост мальчика линейкой и ставил зарубку на двери, каждый раз добавляя: «Ну вот, гляди, ты опять подрос».

Алексей Осипов и игумен Никон

Отец Никон так укрепил веру Алеши, что он вырос, и когда паренек 1 сентября пришел в школу, все изумились – он стал выше на целых 15 см. Сейчас Алексей Ильич произошедший феномен объясняет силой убеждения духовного отца и на протяжении многих лет воспитывает в себе это уникальное качество.

Служить Богу через мамону?

Иудаизм, кажется, должен быть близкой нам религией. На самом деле, мы видим в нем глубочайший материализм. Помните, самое большое обещание Десятисловия? «Да благо ти будет и да долголетен будеши на земли». Уже не говоря об истории иудаизма после пришествия и во время земной жизни Христа. Вспомните реакцию иудеев, когда Христос говорил: трудно богатому войти в Царствие Небесное, нельзя служить Богу и маммоне. Смеялись над Ним! Какой глупый, как это — нельзя служить Богу и маммоне? Мамона и есть способ служения Богу!

Дальше произошла еще большая деградация. Иудаизм отступил даже от самых основополагающих ветхозаветных истин. В Ветхом Завете признание бытия Бога являлось первейшей истиной, а что мы видим во времена Христа? Саддукеи не верили ни в ангелов, ни в душу, ни в Воскресение. Души у человека нет, ангелов нет, никакого духовного мира нет. Никакого Воскресения, оказывается, не будет.

Это что такое? — материализм. Атеизм.

Отец Александр Мень говорил: «В иудаизме нередко понятие Царства Божия связывают с внешним торжеством Израиля и фантастическим благоденствием на земле».

На язычников удивляться не приходится, но даже здесь, в наибольшем соприкосновении с Божественным откровением, идет деградация религиозного сознания. И в язычестве, и в ветхозаветной религии — огромнейший пласт материализма.

Личный Бог

В этом и есть сущность христианства. Сущность любой религии выражается в ее понимании Высшего начала. Например: мы говорили о том же индуизме, там очень много течений. Суть индуистского, то есть языческого понимания (причем не какого-нибудь, а мудрого!) крупнейшие исследователи выражали: «Монизм против монотеизма». Объясню: монотеизм — это признание единого Бога, а монизм — это единое начало. Вот Брахман — это не Бог, а просто начало, некий бездонный океан. Личное существо не признается, начало безлично.

Представляете, какая разница: отношение человека к Личному Существу или безликой силе?

Кстати, на признании этой безликой силы зиждутся все оккультные системы, вся суть которых сводится к тому, чтобы узнать законы ее существования, узнать рычаги, с помощью которых можно ее поймать, и воспользоваться ею для исключительно земных целей. Вы когда-нибудь слышали, чтобы колдуны говорили о вечной жизни? Вот пришли к колдунье и сказали: матушка колдунья, как мне в царство Божие попасть после смерти. Она вам скажет… На метлу сядет или вас посадит в трубу. Оккультистов не интересует никакая вечная жизнь, какое там Царство Божие! Тайную силу нужно найти, поймать с помощью каких-то слов и действий — и уже с ее помощью будем властвовать над людьми. То же «будем как боги».

Буддизм — атеистическая религия

Сейчас куда вы ни поедете на Запад, всюду увидите буддийские оранжевые халаты. А что такое — буддизм? Какие ценности он предлагает? Смотрите, что говорит сам основатель буддизма, то есть тот исток, который дал начало всему этому направлению: «Не ищите опоры ни в чем, кроме как в самих себе. Сами светите себе, не опираясь ни на что, кроме как на самих себя». Сам о себе он говорит: «Я все знаю. У меня нет учителя. Никто не равен мне. В мире людей и богов никакое существо не похоже на меня. Я священный в этом мире. Я учитель. Я абсолютный сам. Я Будда. Я добился покоя и получил нирвану. Не проси ничего у Молчания (с большой буквы), — ибо оно не может ни говорить, не слышать».

Мне кажется, достаточно прочитать эти слова, чтобы понять, чьи слова он совершенно откровенно повторяет, и их знает каждый, кто открывал хотя бы первые страницы Библии: «будете как боги». Я все знаю, я учитель, я всего достиг, не просите ничего у Молчания. Кроме меня самого всюду не Бог, а Молчание.

Архимандрит Савва (Тутунов), настоятель храма пророка Илии в Черкизово

Правда, сильные высказывания? А ведь очень многие восторгаются!

Буддизм предлагает очень высокую мораль

Кто соприкасался с ним, наверное, помнит, какая аскеза в восьмеричном пути спасения, какое внимание к своему сознанию, уму, чувствам и желаниям. По внешней форме эта аскеза напоминает христианскую, они похожи друг на друга как два яйца

Но если мое маленькое «я», становится Я с большой буквы, то естественно, никакого Бога уже не нужно.

Буддизм так и называют — «атеистическая религия».

«Я — это бог»?

Не удивительно ли? Сытый голодного не разумеет. Для нас, читавших Евангелие, слышавших о Христе, христианские истины стали само собой разумеющимися. А представьте себе людей, которые никогда ничего подобного не слышали, живущих умом и только умом… У них голова распухает до размеров бегемота в попытке понять: где же истина? Какова же суть вещей? Кто такой Бог и есть ли Он вообще?

И вот они слышат, что вся суть, весь бог — это я. Что, в конце концов, даже если есть Дух бесконечный (Брахман), то он себя осознает как Я. Мое «Я» и есть его осознание. Каков тогда смысл жизни? Все внешнее, весь этот мир, вся эта суета, все эти заботы и страсти — как это ужасно! Это не реальность, а заблуждение, иллюзии и обман.

Оказывается, все мы являемся неким индивидуальным выражением бесконечного духа Брахмана. Смысл жизни в том, чтобы это понять это и затем завершить свое существование подобно соляной кукле, которая, погружаясь в океан, полностью растворяется в нем.

Один из текстов говорит, что по мере возрастания этого сознания человеческая личность, человеческое «я» исчезает и в конце растворяется. Сама нирвана, если хотите переходить на буддийский язык, или мокша, на языке индуизма, есть ни что иное, как полное погружение в этот бесконечный океан, в котором человек, как соляная кукла, растворяется.

Вивекананда имел огромный успех среди интеллигенции — людей, заинтересованных проблемами смысла жизни, религии, Бога. Он жил очень недолго — не дожил до сорока. Говорят, он вошел в состояние нирваны, самадхи и умер около дерева в скрюченной, скорченной позе. Как говорили ученики, он не захотел выйти из самадхи. Он и стремился к состоянию экстаза. А что такое экстаз? — концентрация всех сил тела и души. Долго это продолжаться не может — человеческое существо не выдерживает, погибает.

Наставник Алексея – игумен Никон

Игумен Никон (Николай Воробьев) – священник и духовный писатель. Известный в православных кругах подвижник, ведущий исключительно чистую, аскетическую жизнь, исполненную молитвой и любовью к окружающим людям. Будущий старец Никон прошел через горнило революции, гражданской междоусобицы и войны. Не миновал его и опыт потери веры, увлечение науками и философией.

Потратив годы, он разобрался, что науки не изучают душу человека, не занимаются вопросами смерти и греха, а напротив, имеют лишь поверхностное знание о главнейших, с его точки зрения, вопросах

Тогда он углубился в изучение православия и дошел до глубин понимания очевидности Богоявления и важности духовного пути. Этим путем веры он и следовал всю свою жизнь

В возрасте 36 лет Николай принял монашество. В те годы монастыри были закрыты, и поэтому ему пришлось вести трудную жизнь монаха в миру. Так он подвизался до самой своей смерти в 1963 году. В его жизни были и лагеря, и изгнания, и много других горестей и напастей, но он не озлобился, а остался светлым человеком, преданным Богу и Вере Христовой.

После себя игумен Никон оставил много статей религиозной и апологетической направленности, а также большое количество писем, в которых его оппонентами были обычные люди, искавшие у старца совета и молитв.

Отчего погибнет мир?

Был задан пессимистичный вопрос: если люди даже десяти заповедей или кодекса строителя коммунизма не исполняли, откуда уверенность, что призыв любить подействует? Алексей Ильич на это ответил, что он этого и не говорил.

— Более того, его так никто не исполнял и исполнять не будет, и потому мир погибнет, — «успокоил» он. — За нарушение юридических законов человек попадает в тюрьму. Нарушение природных законов приводит к экологическому кризису. Ученые говорят, что жизнь на Земле прекратится уже в середине нашего века.

Закон указывает нормы, но достигаются они в разной степени. А многие не хотят вообще никаких норм соблюдать. Напился в самолете и начал бузить — вот вам и нормы.

Кстати, в моральном кодексе строителя коммунизма многое было взято из Нового завета. Ленин говорил: «Кто не работает, то не ест», — хотя это слова апостола Павла.

Зрелый возраст

В 1964 году, в 26 лет Алексей Осипов после пройденного курса в академии завершает обучение в аспирантуре.

Преподавание

После окончания курса молодой человек получает приглашение поработать в академии и остается преподавать в ней основы богословия и новую на тот момент дисциплину экуменизм (всехристианская сплоченность). Занимаясь преподавательской деятельностью, одновременно Алексей Ильич читает лекции по основам богословия, христианской веры и западным вероисповеданиям на 1-ом курсе в академии и на 5-ом в семинарии.

А.И. Осипов почти всю свою жизнь вел преподавательскую деятельность
В 1969 году молодой ученый становится доцентом, а в 1975 году получает звание профессора духовной академии. С 1990 года на протяжении трех лет работает при академии главным редактором печатного издания «Богословский вестник».

Работа в РПЦ

В 1964 году Алексей Осипов получает должность секретаря комиссии РПЦ, занимающейся подготовкой материалов для составления религиозно-этической энциклопедии, издательство которой планировалось осуществить в Афинах. С 1973 года и по сей день профессор является одним из наиболее активных сотрудников РПЦ. Алексей Ильич был членом:

  • учебного комитета при Священном синоде до 1986 года;
  • Юбилейного Поместного собора в 1988 году;
  • координационного комитета по взаимодействию ВС РФ и РПЦ с 1994-го по 1995 год;
  • постоянного Президиума Всемирных русских соборов нескольких созывов с 1995-го по 1997 год;
  • Синодальной рабочей группы по созданию основ концепции РПЦ;

а также участвовал в диалогах РПЦ с иными религиозными конфессиями.

А.И. Осипов с удовольствием делится накопленными знаниями как с обычными людьми, так и со служителями церкви

Однако стоит заметить, что в настоящее время отношение РПЦ к мировоззрению и лекционному материалу профессора Осипова разнится. В сфере апологетики (основы богословия) Алексей Ильич однозначно признан величайшим специалистом.

Но касательно Догматического богословия его суждения подвергаются сомнениям. По вердикту Синодальной комиссии лекции Алексея Ильича выходят за рамки православного вероучения, базирующегося на откровении Божьем.

Общественно-политическая деятельность

  • А. И. Осипов активно погружен в события общественности и политической жизни родной страны:
  • С 1967 по1987 год и с 1995 по 2005-й профессор был членом редколлегии сборника «Богословские труды».
  • С 1991 по 2016 год являлся сопредседателем (от религии) международной конфессии «Наука. Философия. Религия».
  • Участвовал в ассамблеях Всемирного совета церквей, конференциях европейских церквей и в Христианской мирной конференции.
  • Присутствовал как почетный гость на всемирных церковных и общественных конференциях и ассамблеях в России и заграницей.
  • Выступал с лекциями на телевидении, на собраниях верующих, а также на встречах с учениками духовных семинарий и академий.

Кроме того, профессора Осипова регулярно приглашают провести свои интереснейшие и поучительные лекции, задают множество вопросов, на которые он с удовольствием обстоятельно отвечает. Его выступления регулярно транслируются на православном телеканале «Союз».

Помимо этого, Алексей Ильич продуктивно занимается публицистикой. Работы профессора регулярно печатаются в российских изданиях («Богословские труды», «Журнал Московской патриархии») и зарубежных СМИ.

Профессор Осипов — постоянный участник различных церковных конференций и конфессий

О предопределении, сомнении и зарытых в землю талантах

– Вы привели пример с Рылеевым. Исходя из этого, судьба и жизнь уже известны Богу. Если Бог знает, что человек выберет в этой жизни, то, значит, есть определение Божие. Тогда зачем пост, молитва и вся духовная жизнь?

– Если бы так было, то это верно. Но в том-то и дело, что когда Кальвин, один из отцов Реформации XVI века, вносил учение, что Бог заранее предопределил одних к спасению, других – к погибели, то Церковь осудила это. Заявила: что за страшное такое учение? Бог есть Любовь. Как Он может предопределить кого-то к каким-то мучениям. Наша будущность в наших руках. В наших руках! Потому что Бог – как солнце. Представьте себе, что солнечные лучи при каком-то нашем состоянии здоровья нам необходимы. Мы это точно знаем. Хотите излечиться – пожалуйста, на солнышко. От нас зависит, придем мы на это солнышко или скажем: «Нет-нет-нет, всё это чушь. Да не хочу я никакого солнышка».

Спасение в наших руках, потому что Господь со своей стороны сделал всё необходимое. Всё. От тебя теперь, человек, зависит. Поэтому никакого предопределения нет и даже и быть не может в принципе. Не для того Бог творил человека, чтобы подвергнуть его нескончаемым мучениям, – сказал святой Исаак Сирин. Но помучиться за грехи придется. Ведь что такое грех? Рана. Рана! Тебе говорят: не ходи по гвоздям. А это интересно. Ах, наступил? Ну попрыгай теперь, пока ножка твоя не излечится. Тебе говорят, предупреждают: не ходи по гвоздям. Вот что такое заповеди Божии. Это предупреждение Божье о том, чтобы мы не приносили себе зла, вот и всё. Но когда мы это делаем, естественно, будем страдать, пока наша рана не залечится. А предопределение христианская Церковь решительно отвергает.

– Когда мы произносим слова «Да будет воля Твоя, Господи», мы возлагаем на Господа свою надежду. А как же быть с вопросами веры? Если сомневаться в получении просимого, то сбудутся слова из Евангелия «По вере вашей да будет вам», и мы ничего не получим. Или же Господь дает полезное нам, вне зависимости от того, верим мы или нет?

– Что значит «По вере вашей да будет вам»? Ну что это такое? Я поверю, что улечу в космос, и я полечу в космос, что ли? Речь-то идет о чем? О том, что когда мы обращаемся к Богу, то мы должны знать, сам Христос что сказал? Вот если бы имели веру с зерно горчичное, сказали горе этой: «Двинься», – и она двинулась. А мы как молимся? Посмотрите. Только посмотрите в себя: молимся и не верим. И молимся, и не верим.

Помните, как один сказал откровенно: «Господи, верую. Помоги моему неверию». Здорово сказал, просто замечательно. Веры-то у нас нет. Вот беда-то какая. А если б мы действительно верили, то, наверно, были бы прямыми чудотворцами. Кстати, Иоанн Кронштадтский именно так этот дух, что называется, обнаружил. У него случилось. Он с такой искренней верой помолился о просьбе – и совершилось. Конечно, по вере вашей. Но надо прочитать и наоборот: и по неверию вашему будет вам так же, тогда ничего не получите.

– Можно ли подходить к причастию, если нет твердого решения жить по заповедям? И как заставить себя принять такое решение, если даже мысль об этом вызывает внутреннее сопротивление?

– Пользу от любого таинства можно выразить, знаете, таким высоким научным языком, сказав, что она прямо пропорциональна нашей решимости жить по заповедям. Вот на грош решился – ну на грош и пользу получишь. Действительно решился – ой, какую пользу получишь. А мы так: таинство – значит, уже всё. Да ничего подобного. Любое таинство для человека дается только как семечко, а не весь дар.

Пользуясь случаем, скажу и о крещении. Что происходит? Привожу вам слова Симеона Нового Богослова: «Тогда в крещении Бог-Слово (то есть Христос) входит в крещеного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем, как семя». Вот, оказывается, что происходит в крещении-то. Одно дело – земля незасеянная. Сколько угодно копай, ничего там нет, ничего не вырастет. А другое дело – семя дает. Но только семя. А уже в какой степени это семья разовьется и даст плоды, зависит от нас. Недаром говорят, египетские пирамиды открыли, три тысячи лет лежали там семена пшеницы, и, представляете, никакого плода не дали. Так и у нас часто.

Покаяние

Христианство дало еще то, чего мы не встречаем в иных религиях.

Я понимаю, что это закон Любви, но только я спотыкаюсь на каждом шагу. Я завидую, я осуждаю, я гневаюсь, а то и ненавижу. А христианство говорит: если Бог есть Любовь, — а Он Любовь,-то оказывается, можно покаянием смыть эту рану своей души. Каждый грех есть рана, и самый страшный грех — это грех нелюбви по отношению к другому человеку. Ты хочешь себе блага? — Люби. Нарушаешь? — Кайся. Кайся пред кем? — Пред Богом прежде всего.

Не жди, когда пойти в церковь — священнику скажешь самое главное сказать. Души каются перед Богом. Вспомните дневники Иоанна Кронштадтского: «Опять я потщеславился, опять позавидовал…. И обратился к Богу моему: прости меня! И опять я ощутил пространство в душе своей. И возблагодарил я Бога».

Кто получал явственно прощение своих грехов, знает, что такое «пространство в душе своей». Правда, замечательно? Оказывается, наш Бог не просто где-то. Христос открыл нам планету, на которой находится Бог. Астрономы, правда, ее не знают. Царство Божие внутрь вас есть. Сами понимаете, не может быть царства без царя, и этот царь, Любовь и смирение, живет внутри нас.

Итак, не нарушайте основного закона бытия, а если нарушили, — кайтесь.

Кого нужно спасать?

Кто может уверовать во Христа? Мы подчас легко к этому подходим. Вот я, например, апологетику преподаю. Я сейчас докажу, что есть Бог, потом — что Христос был, и что Он действительно Мессия, и люди поверят. Но когда мы говорим о вере во Христа, мы говорим не о признании того, кто Он есть, а о направленности жизни по Христу, а не вопреки Ему.

Что такое вера? Если сейчас крикнуть: «Пожар!» — все ринутся во все двери и в окна. А может быть бесовская вера: «Ну да, Бог есть. Христос есть, но Он Сам по Себе, а я сам по себе».

Замечательный подвижник и наставник Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Не может уверовать во Христа тот, кто не видит своих грехов, не кается в своих грехах, доволен своим состоянием. Такому человеку Христос не нужен. От чего его спасать, когда он и так хорош?»

Ну да, верю в будущую жизнь. Там, в какой-то будущей жизни, меня спаси. А здесь меня чего спасать, я и так хорош.

Истинную веру во Христа может иметь только тот, кто видит, что не могу я справиться хотя бы с этой несчастной завистью. Господи, помоги мне. Я вижу, что я негодный. Если хотите, я подлец. Как я себя веду по отношению к людям явно, и что я думаю о них тайно? Когда человек осознает себя таким образом, увидит себя нуждающимся в спасении, — вот такой только человек может признать действительно Христа как Спасителя.

Кто-то ходит в храм, исповедуется, причащается, ставит свечки, подает записки, ходит с крестными ходами,- и слава Тебе, Господи. Постом съем пескарика и закушу человечком. Или человека съем, а закушу пескариком. И хорош православный христианин.

Зачем нам все это дано: исповедь, Причащение, хождение в церковь и прочее? Только для того, чтобы мы в конце концов поняли, что мы — грешные люди, а не святые. А мы подчас надеемся, как язычники, на внешние формы, и всё христианство только к ним и сводим.

Вот так можно до невозможности извратить христианство — суть выбросить, оставить одну форму, вспомогательные средства. Когда они превращаются в самоцель, от нашего христианства ничего не останется.

Есть ли ад?

В последнее время в воздухе висит вопрос о смерти. Вот и теперь к профессору Осипову обратился катехизатор: Как научиться сострадать родственникам усопших?

— В древней Церкви день кончины мученика назывался dies natalis, день рождения и отмечался как день торжества. Память мученика мы отмечаем не рыданиями и воплями, а говорим, что это праздник.

В отношении людей не святых — во-первых, мы не знаем, кто более свят перед Богом. Если бы не евангелист Лука, никому и никогда бы не пришло в голову, чтобы первый в рай вошел бандит. Так и мы часто смотрим на человека: он негодяй, вор, убийца — а души его не знаем. Но мы верим, что Бог есть Любовь, и Он не взыщет с человека ни на одну йоту больше того, чем он мог бы сделать. Эта надежда на Бога-Любовь вселяет в нас радость. Это надо иметь в виду. Нельзя же представить себе, чтобы Бог, зная, что человек в своей жизни изберет зло и следовательно пойдет в бесконечные мучения, дал ему бытие. Как Любовь может дать бытие для бесконечных мучений? Коль уж Бог-Любовь дал человеку жизнь, то значит, он дал ее в конечном счете, пусть и через страдания, но для его блага. Это мысль подтверждается множеством святых отцов, вселяет надежду и импульс радости.

Впрочем, существования ада и загробных мук профессор не отрицает — так он понимает учение о мытарствах на примере видения блаженной Феодоры.

— Какую она выразила суть? Действительно, мы будем страдать за все свои бессовестные поступки, если не покаемся. Сколько мы будем переживать — зависит, видимо, от силы раны, которую мы наносим себе. О форме страдания ангел сказал преподобному Макарию прямо: «Всё что ты видел здесь, есть слабое подобие того, что там».

Представьте, что вы хотите слепому объяснить, что есть цвета: красный, оранжевый, голубой и т. п. Вы нажимаете ноту до — и говорите, что это красный цвет, ре — оранжевый цвет и так далее. Так и Феодоре было показано самое слабое подобие того, что будет там.

Муки будет претерпевать душа. Страсти нас уже мучают. Совесть может мучить. Злоба или зависть могут мучить. Когда тело сбросится, страсти откроются с еще большей силой. Здесь мы заснули, и кажется, забылись. А там уже не заснешь, и страсти будут мучить в тысячу раз больше, чем здесь.

Вот, что такое мытарства и страдания, потому Бог и призывает: «Спасайтесь, кайтесь здесь», пока не поздно. Старайтесь жить по заповедям, чтобы избежать мук.

Каких мук, кстати? Душа вступает в мир вечности. Там нет времени, поэтому там наступают страдания, которые называются вечными.

На преждевременную, в частности детскую смерть христианин смотрит оптимистично:

— Мы идем по очень трудной горной дороге. Обрывы, обвалы, скалы, а то и леопарды, разбойники, дорога ужасная, обледенелая. Представьте себе, вы идете с ребенком, и вдруг подлетает вертолет и оттуда говорят: «Есть одно место, мы летим по пути с вами». Что вы скажете? «Возьмите ребенка — хоть он спасется».

Он уже дома. А мы еще идем. Наш дом не этот. Не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем. Только глупый человек думает, что вся жизнь здесь. Нет же. Здесь миг — и жизни нет. Наша жизнь там, и это не просто жизнь души, а всеобщее воскресение. Там будет настоящий полноценный человек. Возможно, он избежал таких скорбей и страданий, о которых мы даже и не предполагаем.

Почему христиане, даже испытывая страдание от того, что расстались с ребенком, радуются: может, он уже избежал таких бед и невзгод, о которых мы даже подумать не могли.

Откровение миру: Бог — любовь смиренная

А что такое христианство? Что оно дало человеку?

Христианство заявило о целом ряде вероучительных, догматических вещей, которых никогда не было и быть не могло. До чего-то доходили древние мудрецы. Сократ говорил: «Неужели вы думаете, что только у нас есть разум, и больше нигде разума нет?» Платон пишет фактически о единстве Божества — мудрости, высшего разума. Пифагор учил о космосе, красоте мира — значит, Тот, Который создал эту красоту — всемогущ.

Люди доходили до того, что, если Бог есть, то Он — всемогущий и всеведущий Творец. Но никто не никогда не доходил до мысли — да и где же было дойти! и сейчас даже многие христиане не могут принять того положения, которое открыто нам в Евангелии — что Бог есть Любовь. В ветхозаветном откровении на это были только намеки — но никто не мог прямо заявить, что Бог есть Любовь, причем не просто любовь. Христианство возвестило нечто, не вмещающееся в человеческое сознание. Он — такая Любовь, что крест претерпел ради страданий человеческих, ради греха человеческого, чтобы избавить человека.

Это не просто любовь, а еще и смирение — вот этого уже понять вообще невозможно. Бог и смирение? Бог — сила, Бог — власть, Бог — разум и всемогущество. Любовь — ну ладно, милосердие. А смирение? Это же несовместимые понятия.

Да, крест — это свидетельство смирения. Зрак раба приим в образе человеческом… На Богородичные праздники читается этот Апостола: Иисус Христос по Своему человечеству почитал для себя хищением быть равным Богу (в русском тексте все наоборот — НЕ считал хищением, но правильно в славянском).

Троица: необходимая тайна

Мне очень хочется довести до вашего сознания: заявление о том, что Бог есть Любовь и Смирение, беспрецедентно, вы такого учения не встретите ни в одной религии. Откуда могло быть такое потрясающее откровение? Причем, это не философы говорили. Кто такой Иисус? Он даже нигде не учился. А кто такие апостолы? Рыбаки. И вдруг такие потрясающие идеи.

А учение о Боге-Троице? Даже ветхозаветное откровение его не знало. Тогда еще и не нужно было это знать. Это теперь надо было узнать обязательно, иначе мы не могли понять, кто такой Христос.

Нужно прямо сказать, что Троица для человеческого сознания — тайна, неразрешимая, непостижимая. Тем не менее, хотя бы, насколько это можно, в достаточно грубых образах она предложена, чтобы мы поняли, кто такой Христос, и почему Он действительно может быть Спасителем. Потому что Он не просто человек. Ни один человек не мог сделать того, что может сделать Богочеловек.

Сильнее согрешил – глубже раскаешься?

– Как отличить добро, сделанное Христа ради, от сделанного по природе душевной? Иной раз и врага страдающего пожалеешь и поможешь просто так, из прямого сострадания.

– Мы можем заметить на себе, что даже когда мы хотим сделать что-то ради Бога, у нас всё равно появляется этот змееныш тщеславия, или расчета, или лицемерия, или человекоугодия. Поэтому святые отцы говорят: не смущайтесь тем, что появляется, а боритесь с этим, и познавайте, что в нашей душе есть. Мы думали, что у нас всё, там одна благодать в душе, а оказывается, море пространное, в котором гады, их же нет числа.

Надо просто познавать себя. И тут дается такая возможность. Почему Симеон Новый Богослов и писал, что тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи, открывает ему его немощи. Я же исполняю заповедь, кажется, по заповеди даю человеку. По заповеди! И что вижу? И вдруг вижу «змея Горыныча», который готов меня проглотить.

– Как правильно понять: убийство врага на поле боя не является грехом, более того, является доблестью, но не является враг тем же образом Божиим, убийство которого запрещено внутри страны, и не лицемерие ли это?

– На поле боя, как правило, нет личных отношений, когда вот он мне лично враг, или я ему враг. Там идет борьба не личностей, а борьба совсем другого плана. Идет, допустим, защита своего отечества от зла, от насилия, от издевательств. Над кем? Над тем, кто стоит за мной, народом моим. И я защищаю. Я убиваю не потому, что я злобу питаю к этим, которые нападают, а этот гнев есть праведный гнев.

Не смущайтесь, есть праведный гнев. У меня нет никаких личных отношений с ними, с этими людьми, которые нападают. Это вот идет зло, с которым я должен бороться. Каким образом? Вот таким образом, уничтожая всех тех носителей зла, которые движутся на кого? На того, кто стоит за мной и за кого я должен отдать свою жизнь. Поэтому здесь нет нарушения заповеди «Не убий».

Когда убийство совершается по злобе, по расчету, по неприязни, по корысти – да, это убийство. На войне – совсем нет. Могут быть какие-то элементы, поэтому и говорят, что надо всё-таки покаяться. Но суть дела здесь не в ненависти к человеку, а к тому злу, которое сейчас идет на мой народ.

– Распятый по правую сторону разбойник спасся благодаря раскаянию. Блудный сын раскаялся и был принят отцом с почестями. Всю жизнь я стремилась быть хорошей, и раскаяние мое ни холодное, ни жаркое. А если бы был сильный грех – и раскаяние было бы сильнее. У грешников не короче ли путь к Богу, чем у праведников?

– Ну да, так некоторые считают: сейчас погрешу, а потом раскаюсь.

Материализм в религии

Есть опасения, что скоро от христианства ничего не останется. Не потому, что христианская религия как таковая перестанет существовать, а совсем по другой причине: акцент в христианстве может сползти с главного на второстепенное, с целей на средства. Представьте себе: наша цель — построить дом, а мы начнем бесконечные разговоры, споры и дискуссии, о строительных материалах, проектах, конструкциях… Это нужно? Естественно. Но ведь можно утонуть в обсуждении средств и забыть о самом доме. Зима идет, строить надо, а мы еще никак не решили, какие употребить гвозди и балки.

Эта опасность есть в любой религии, в том числе и в христианстве.

Сейчас мы оказались перед огромным количеством различных религиозных, мистических, оккультных, сектантских направлений. Человек, который еще ничего не знает, который только что вышел из эпохи единственно научного атеистического мировоззрения, оказывается в растерянности: а где он, правильный путь? Где она, истина?

Я, например, обратил внимание на секту Муна (он, кстати, не так давно скончался). Он говорит: «Мессия должен быть самым богатым человеком в мире

Если он не будет таковым, то будет страдать и он сам, и Сам Бог», «сексуальность — это высочайшая ценность человека».

Это направление очень многих увлекало и увлекает. Понятно, что оно практически ничем не отличается от грубого материализма.

Почему так важно святоотеческое наследие

Видите, какой вопрос поставлен – вопрос о духовной жизни. Если мы хотим об этом говорить, то, наверное, прежде всего стоит вспомнить самое главное: чем принципиально отличается православие от всех других христианских конфессий, то есть исповеданий? Тем, что оно утверждает, что правильным, истинным, верным является только то, в чем мы находим согласие святых отцов. К сожалению, не богословов – история показала, что как только бразды правления даются в руки богословам, начинается такой винегрет, что потом люди не знают, куда деваться. Изумленные народы действительно не знают, что делать – ложиться спать или вставать. Помните?

Так вот, в этом специфика православия, и это критерий, по которому мы можем оценивать многочисленные выступления, книги, публикации, которые касаются какой бы то ни было темы церковной, христианской, духовной жизни. Святые отцы. Почему святые? По очень простой причине. Мы верим, и не без оснований, что душа очищенная видит лучше, чем грязная. Так же, как мы говорим: глаза незасоренные. Если глаза плохо видят, мы начинаем протирать их, чтобы увидеть лучше. Душа видит истину по силе жизни. Это замечательные слова святого Исаака Сирина. Душа видит истину (истину, то есть правильное) по силе жизни, а не по силе вспотения мозга. Мозг подчас, бывает, и очень сильно вспотевает, а проку от этого никакого.

Я очень прошу обратить на это внимание. Особенно в наше время, когда со всех сторон мы слышим и проповеди, и публикации, и выступления, и чего только не слышим

Критерий у нас есть для тех, кто интересуется православием. И критерий этот истинный потому, что душа видит истину по силе жизни, а не по какой-либо причине. Даже огромная эрудиция еще ничего не значит сама по себе. Потому что тут, как в музыке, всё зависит от ключа, который будет поставлен перед нотами, и музыка будет соответствующей. И как она еще меняется, в зависимости от ключа, так и здесь тоже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector