Современные православные церкви (справка)

Современный приход

В 2009 г. Священным синодом Русской Православной Церкви была принята новая редакция приходского устава, по которому архиерею принадлежит вся полнота власти. Сегодня приход не только проводит богослужения, но, идя в ногу со временем, устраивает выставки произведений различных жанров церковного искусства, выпускает свои газеты, имеет веб-страницы в интернете. А в лучших традициях милосердия в причтовых домах приходов предлагают пищу всем, кто голоден, делятся предметами одеждами и духовной пищей – печатной продукцией.


Дети в приходе

В царской России приход строго ограничивался территорией проживания, существовала даже своего рода «приписка» к определенному приходу. И только в храмах своего прихода православный мог участвовать в богослужениях, именно в них совершать пожертвования. После революции количество приходов и храмов существенно уменьшилось, и тогда истинно верующие отправлялись на другие территории. Да и сегодня православные вольны выбирать храм сами. Ведь Православная Церковь является единой.

В ранней Церкви[ | ]

Само слово «Церковь»

греч. Ἐκκλησία (экклесия) уже изначально обозначало собрание христиан в общину, в приход.

В текстах соборных канонов встречается термин греч. Παροικία, который переводится на церковнославянский язык (см. в ) как «приход». Например, в «Книге Правил» — правило 25-е Трулльского собора (VII) словоупотребление παροικία означает «землячество», «поселение (колония)», поздн. — «пребывание чужеземцем без прав гражданина» от

греч. παρά —«близ» + греч. οἶκος —«дом» ).

Парикия

(приход) в раннем христианстве представляла собой элементарную форму церковного союза — церковный район населения, имеющий свой особый храм с епископом, совершающим священнодействия для прихожан. Для церковных отношений в раннем христианстве для прихода был необходим особый епископ, так как «церковь без епископа не бывает». В результате распространения христианства из городов в глубь селений сложились новые отношения. Возникли небольшие христианские общества, в которые ставить епископа было неудобно ввиду небольшого количества прихожан, и для их управления ставили пресвитеров. Позднее парикия — это община, управляемая пресвитером.

История

Введение христианства и его развитие в Этельберт Кента (с. 560-616) требуется организационное подразделение для управления церковью. От греческого paroikia , жилища священника, восьмой архиепископ Кентерберийский Теодор Тарсский (ок. 602–690) применил церковный термин «приход» к уже существовавшему формату. Обычно поселок и приход совпадали, но на севере некоторые поселки могли быть объединены, а на юге, где население было больше, два или более прихода могли быть образованы из одного поселка. Поселки, не входящие в состав прихода, были внебольничными. Возможно, было гораздо меньше единообразия, чем предполагают эти общие руководящие принципы. Расширенный после 973–975 годов правления Эдгара (ок. 943–975) процесс организации прихода, похоже, завершился в течение пятидесятилетнего правления Эдуарда III (1312–1377).

Пограничный знак прихода в память о древнем обычае выходить за пределы границы.

В целом приходы англиканской церкви обязаны своим происхождением созданию монастырской церкви корпусом духовенства. Этот обычно большой приход вскоре был разделен на постоянные более мелкие приходы, в соответствии с правовой доктриной, называемые древними приходами, каждый из которых был связан с усадебной церковью, основанной англосаксами или, позже, нормандскими землевладельцами, использующими шаблон фонда монастыря, с учетом их феодальных сборов и сюзеренов. . Предоставив землю и обычно здание, землевладелец оставлял за собой право, « советник », выбирать приходского священника с одобрения епископа.

Один приход мог охватывать два (или, реже, больше) округа или сотни, и многие из них простирались до отдаленных частей , обычно описываемых как «отдельные части». Они, как правило , обыкновенные, полная ферма или более скромный корпус или участок захоронения, в окружении земли другого прихода.

Большинство церковных границ приходов, в нескольких местах расхаживали каждый год бьют границы , слабо напоминает один или более большие поместья более тысяч лет назад , но более точно , как правило , на сегодняшний день из упрощений с 17 — го века , чтобы соответствовать приходу обновленным границы землевладельца принимались (принимались) на протяжении столетий, тем самым сводя к минимуму споры.

Некоторые малонаселенные районы Англии не входили ни в один приход, то есть внепарохиальные до 19-го века, хотя осталось очень мало технических исключений (в первую очередь королевских особей). Термин « непривлекательная территория» , используемый для большинства городских районов, относится к гражданским приходам, а не церковным приходам.

Статистика

Число прихожан сильно варьируется от прихода к приходу, даже в пределах одной епархии, что отражает местную демографию и религиозные обычаи. Приход «идеального» размера является предметом споров. Согласно исследованию Центра прикладных исследований Апостольства, средний приход в США вырос с 2260 прихожан в 2000 году до 3277 человек в 2010 году.

Число приходов также широко варьируется от епархии к епархии. По состоянию на декабрь 2012 года в мире насчитывалось 221 740 приходов из 456 503 пастырских центров. Некоторые статистические данные об общем количестве приходов в разных странах ведутся соответствующими епископальными конференциями и публикуются в Annuario Pontificio :

  • Франция — 18 844 (2005)
  • Германия — 12 488 (2005)
  • Италия — 25 694 человека; 26 000 (2006)
  • Польша — 10421; 10 162 (2006)
  • Испания — 22 674 человека (2010 г.)
  • США — 17 413 (2013)

католическая церковь

Небольшая римско-католическая приходская церковь в Врублике , Польша.

Соборная приходская церковь Святого Мартина в Опатове , Польша

В католической церкви каждый приход обычно имеет своего приходского священника (в некоторых странах его называют пастором ), который несет ответственность и каноническую власть над приходом.

То , что в большинстве стран английского языка называется «приходской священник» упоминаются как «пастырь» в Соединенных Штатах , где термин «священник прихода» используются любой священник , назначенного на приход даже в подчиненной мощности. Они называются «помощники священников», «приходских наместники», « », или, в Соединенных Штатах, «ассистенты пасторы» и «помощник пастора».

Каждая епархия (административный район) разделена на приходы, каждый со своей центральной церковью, называемой приходской церковью , где проходят религиозные службы. Некоторые более крупные приходы или приходы, которые были объединены под руководством одного приходского священника, могут иметь две или более таких церквей, или приход может отвечать за часовни (или часовни легкости ), расположенные на некотором расстоянии от материнской церкви для удобства дальних прихожан.

Обычно приход включает всех католиков, живущих в пределах его географически определенной области, но нетерриториальные приходы также могут быть созданы в пределах определенной области на личной основе для католиков, принадлежащих к определенному обряду , языку, национальности или сообществу. Примером могут служить личные приходы, учрежденные в соответствии с motu proprio Summorum Pontificum от 7 июля 2007 года для тех, кто присоединился к литургии до Ватикана II .

Большинство католических приходов входят в епархии латинского обряда , которые вместе охватывают всю территорию страны. Также могут быть перекрывающиеся приходы епархий восточно-католических церквей , личные ординарии или военные ординарии . Приходы обычно территориальные, но могут быть и личными.

Что такое приход в наше время?

Все общины РПЦ в России должны провести приходские собрания, принять переработанный в соответствии с типовым новый приходской устав, утвердить его у епархиального архиерея. Каждый приход должен утвердить свой устав и зарегистрировать его в Минюсте.

Епископ принимает решение о создании и упразднении прихода в своей епархии, назначает состав Приходского собрания, настоятеля.

Председатель приходского совета, которым является, как правило, настоятель, имеет право первой подписи на финансовых и банковских документах.

Каждый приход должен иметь воскресную школу, участвовать в крестных ходах, проводить огласительные беседы для желающих принять Крещение и крестных родителей, заниматься благотворительностью, выпускать газеты.

Приходы создаются в новых районах, восстанавливаемых храмах, в больницах, колониях и тюрьмах, хосписах.

Что такое приход в жизни больных и заключенных? Они могут исповедаться и причаститься, переосмыслить свою жизнь, поговорить по душам со священником, получить наставничество.

Кто такой прихожанин?

В Библии говорится, что Церковь — это мистическое тело Иисуса Христа, а приход составляет клеточку одного большого организма. По-настоящему верующий человек должен чувствовать свою причастность к Вселенской Церкви как раз через такую общность. Эта причастность, главным образом, осуществляется через таинство евхаристии, где происходит претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа (через эти святые дары православные соединяются с Господом), а уже через Него идет объединение со всей Вселенской Церковью. Само понимание «быть христианином», в первую очередь, включает в себя участие в таинстве евхаристии.

Современный приход

В 2009 г. Священным синодом Русской Православной Церкви была принята новая редакция приходского устава, по которому архиерею принадлежит вся полнота власти. Сегодня приход не только проводит богослужения, но, идя в ногу со временем, устраивает выставки произведений различных жанров церковного искусства, выпускает свои газеты, имеет веб-страницы в интернете. А в лучших традициях милосердия в причтовых домах приходов предлагают пищу всем, кто голоден, делятся предметами одеждами и духовной пищей – печатной продукцией.


Дети в приходе

В царской России приход строго ограничивался территорией проживания, существовала даже своего рода «приписка» к определенному приходу. И только в храмах своего прихода православный мог участвовать в богослужениях, именно в них совершать пожертвования. После революции количество приходов и храмов существенно уменьшилось, и тогда истинно верующие отправлялись на другие территории. Да и сегодня православные вольны выбирать храм сами. Ведь Православная Церковь является единой.

«Прихожане»

Важным противоречием приходской жизни
РПЦ МП является антиканоническое ограничение числа
членов Приходского собрания 10 лицами. Тем самым, УП
разделил верующих и расколол приход — сотни верующих не
признаны членами Прихода, необоснованно лишены
канонического статуса и прав.

Приходской Устав 1917 гласит: «Право
участия в Приходском собрании с решающим голосом имеют
все члены причта и прихожане обоего пола, достигшие
25-летнего возраста и занесённые в приходскую книгу» (Гл.
4, ст. 44). 

Устав 10.10.2009 г. ограничивает
Приходское собрание десятью членами: «В состав
Приходского собрания входят штатные священнослужители
Прихода… а также совершеннолетние граждане. Общее
количество членов Приходского собрания не может быть
менее десяти» (ст.7,1).

При этом, ранее по церковной традиции
все прихожане заносились в Приходскую книгу и
участвовали в Приходском собрании. Вписываясь в
Приходскую книгу, христианин получал статус «прихожанина»,
упразднённый Уставом. 

Сейчас приходы РПЦ не фиксируют прихожан.
Устав предлагает гражданам приносить пожертвования и
содержать храм, не признавая их членами прихода. Смысл «Приходского
собрания» искажён: он означает не общину, а «орган
управления». 

Этот лукавый минимум во всех приходах
РПЦ МП по сути ограничивает максимум Приходского
собрания и создаёт раскол прихода: десяток членов
Приходского собрания противостоит сотням и тысячам
бесправных прихожан, лишённых статуса и голоса. Таким
образом, часть прихожан лишь имитирует общину, составив
фиксированное «объединение граждан РФ» из 10 человек.
Получается, что только они, создавшие неканонические
образование, допущены к самоуправлению и называются «Приходским
собранием».

Более того, члены собрания принимаются и
увольняются по личному заявлению или решением епископа
(УП, 7,3). Если раньше сохранялась добровольность, что
сейчас состав объединения определяет воля постороннего
лица. 

Каждый христианин обязан принадлежать
конкретному Приходу. Исключение верующих из членов
Прихода является актом извержения из Церкви. Пребывание
в храме, участие в молитвах и таинствах противоречит
неканоническому положению членов Церкви, необоснованно
лишённых статуса и голоса в Приходе. Устав Прихода РПЦ
МП формирует бесправие всей массы верующих граждан РФ.

Значение слова приход

и опять погрузился в мутную воду прихода, где на его старую голову падали лиловые булыжники, превращаясь в пачки невероятно больших колес, и бритый корзинин говорил в телефонную трубку: «приход номер два, приход номер два», и никак не мог спихнуть с себя маленьких игрушечных поросят, но старик Дер Иглустоссер не стал выводить его из этого блаженного состояния, ибо много видел он всяких приходов на своем веку и хорошо знал, что приход — это не дверь на дереве, в которую как войдешь, так и выйдешь.

Так они воспримут и приход немцев, ибо этот приход отвечает их желанию: “…приходите и владейте нами”».

Люди серьезно думали, что, устраивая приходское хозяйство, богадельню, или создавая богослужебную бутафорию, они вдыхают подлинную евангельскую жизнь в омертвелый приход, а через приход и в «параличную Церковь».

Каллипсол пробовал, этот с приходом, с глюками, ханка тоже с приходом, но без глюков, винтом угощали, я даже сам с ними его варил, приход какой-то Дуровой, я испугался: вдруг передоза?

Он — занятой человек, его огромный приход разбросан по обширной территории, и потому ему приходится строго распределять свое внимание.) Быть может, это действительно произошло, когда они переехали сюда… Его старый приход в Торнтоне, где родились дети, в целом был более мягким и оживленным краем, но тут лучше условия жизни и здание пастората больше. Любознательного посетителя, приехавшего в какой-нибудь праздник в этот приход, приводили в приходскую потребительскую лавку, в приходское ссудо-сберегательное товарищество, на приходский фельдшерский пункт, в приходскую богадельню

Любознательного посетителя, приехавшего в какой-нибудь праздник в этот приход, приводили в приходскую потребительскую лавку, в приходское ссудо-сберегательное товарищество, на приходский фельдшерский пункт, в приходскую богадельню.

Когда он принял здешний приход, старые девы вышили ему епитрахиль и украсили рисунками его молитвенники; однако когда выяснилось, что он к их знакам внимания равнодушен, они стали требовать от приходского совета и от епископа, чтобы его уволили как пьяницу.

Чтобы получить хороший приход — суй на приходе сигарету в рот!»- твое творение, твой налипающий на зубы стишок.

Когда он женился на Агнессе Хэриот, ему дали самостоятельный приход, как раз на границе восточной и западной части Лондона; он так и остался в этом приходе после смерти жены.

Таким образом, «амбивалентность» Кремля, который перед выборами фактически выразил поддержку кандидатуре Тадича, будет использована против национальных интересов России — точно так же, как это было с приходом к власти в Грузии Михаила Саакашвили — сначала ему «простили» нелигитимный приход к власти, а затем помогли «свалить» аджарского лидера Аслана Абашидзе, передают из Софии…

Территориальное устройство

Церковь Святого Джеймса в Манорбье , Пембрукшир , является приходской церковью XII века и является памятником архитектуры I степени.

Приходская церковь Святой Маргариты, Берндорф , Австрия

Вообще говоря, приход является стандартной единицей в епископальной системе управления церковью, хотя части прихода могут быть разделены на часовню с часовней или сыновней церковью, служащей местным местом поклонения в случаях трудностей с доступом к церкви. главная приходская церковь.

В более широкой картине церковного устройства приход представляет собой подразделение епархии или престола . Приходы в пределах епархии могут быть сгруппированы в благочинные или (или просто викариатства ), под надзором благочинного или викария , или, в некоторых случаях, под руководством протоиерея . В некоторых церквях англиканской общины есть благочиния как единицы архидиаконства .

Загородные станции

Пригород — это недавно созданная община, термин, обычно используемый, когда церковь является евангелической или миссией, особенно в африканских странах, но также исторически в Австралии. Они существуют в основном в католических и англиканских приходах.

Англиканская епархия Камеруна описывает свои пригороды как результат разъяснительной работы, «инициированной, спонсируемой и контролируемой материнскими приходами». Когда в одном месте собирается достаточно большая группа прихожан, появляется застава, названная епископом епархии. Ими руководят « катехизаторы / евангелисты» или читатели-миряне, а их надзор за приходом-создателем или архидьяконией .

Загородные дома не являются самоокупаемыми и в бедных районах часто имеют очень простую конструкцию. Настоятель прихода навещает как можно чаще. Если и когда община достаточно вырастет, то пригород может стать приходом, и к нему будет приставлен приходской священник.

У деноминации Ассамблей Божьих есть церкви и пригороды по всему миру.

Какими были приходы после Революции?

Что такое приход после Революции? В связи с историческими переменами в России многие храмы были закрыты, священники расстреляны или сосланы в лагеря. Понятие «церковный приход» постепенно стало менять свое первоначальное значение.

Люди молились в катакомбных церквях, совершали требы тайно. Дома отпевали покойников и крестили младенцев, служили молебны и читали акафисты. Эта жизнь была сокрыта от мира завесой тайны, ведь верующих наказывали, изгоняли из учебных заведений, увольняли, сажали в тюрьмы.

Церкви были разрушены, переоборудованы под склады, дома культуры, спортивные залы. Приход собирался не вокруг определенного места, а держался за определенного священника.

К тому периоду, когда церкви снова начали открываться, понятие общины стало синонимом слова «приход», которая складывается как из тех христиан, что живут рядом с храмом, так и из посещающих его постоянно, по зову души.

В России в XIX веке[ | ]

В синодальную эпоху значение выборного начала при замещении церковных мест неуклонно снижалось на протяжении XVIII века и концу века было сведено к выяснению мнения «лучших прихожан» о нравственных качествах ставленника; важной причиной такой тенденции был введённый образовательный ценз для лиц духовного звания: ставленник должен был быть выпускником духовной школы, а также укоренение практики наследования должности. В 1841 году устройство приходов было урегулировано Уставом Духовных Консисторий (переиздан с дополнениями и изменениями в 1883 году), а также рядом иных нормативных документов

Учреждение и закрытие приходов относилось к компетенции Святейшего Синода, но право установления границ между приходами предоставлялось епархиальному архиерею.

Приходской причт от лица государства вёл официальный учёт прихожан, составляя метрические книги, выполняя функции современных ЗАГСов, нотариусов и паспортных столов, регистрировал рождения, бракосочетания и смерти лиц, приписанных к данному приходу (в том числе и не православных), переезды с другого места жительства (и выезды с намерением поселиться где-то), акты купли, продажи, дарения и даже фиксировалась политическая благонадёжность каждого прихожанина; за исключением случаев крайней необходимости, прихожанин был обязан отправлять требы только в своём приходе (брак мог совершаться в приходе либо жениха, либо невесты).

Особый приход мог образоваться, если имелся храм и достаточные средства для содержания клира, в приходе свыше 700 прихожан мужского пола — из священника, дьякона и псаломщика, а в приходе, имеющем менее 700 душ, — из священника и псаломщика. Исключения, по особым положениям, существовали для епархий западно-русских и кавказских, где приход могли учреждаться и при меньшем числе прихожан. Многолюдным считался приход в 1500-2000 прихожан (Катков, М.Н.).

Право прихожанам избирать членов причта, как общее, было отменено, но за прихожанами оставалось право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви. Имущество каждой церкви и её земельные владения составляли её неотъемлемую собственность. Общее собрание прихожан выбирало из своей среды членов приходского попечительства и доверенного человека для ведения церковного хозяйства — церковного старосту, избираемого прихожанами на три года, с согласия причта, при благочинном, и утверждаемого епархиальным архиереем, причём, если возникают сомнения в правильности выбора, дело рассматривается в консистории. При приходах учреждались церковно-приходские общества и братства для организации благотворительности в кругу прихожан.

В 1885 году Московским земством был поднят вопрос о восстановлении древнего права приходов избирать излюбленных людей на должность приходских священников. Святейшим правительствующим синодом этот вопрос был разрешён отрицательно ввиду того, что избрание кандидата, как соединённое с нравственной ответственностью епископа, должно зависеть от личного его усмотрения и что если в истории и практиковались приходские выборы, то с большими беспорядками и злоупотреблениями и лишь по неимению специально подготовленных к священству кандидатов, а теперь такого недостатка не чувствовалось. Впрочем, Синод признал, что «право прихожан в смысле заявления ими епископу своего желания иметь преимущественно известное лицо или в смысле свидетельства о добрых качествах ищущего рукоположения лица не было отменяемо и, как показывают восходящие в Синод дела, нередко применяется и в настоящее время».

В западных губерниях Российской империи приход часто обозначался словом парафия

(польск. раrаfiа ← лат. раrосhiа ← греч. παροικία). В губерниях, где было распространено протестантство (лютеранство), использовался германизмки́рхшпиль (нем. Kirchspiel,от нем. Kirche —кирха (церковь) ) — приход протестантской церкви.

Структура прихода

Также с благословения архиерея происходит создание братств и сестричеств, которые привлекают к заботам о храме других прихожан, занимаются благотворительностью, просветительской деятельностью, религиозным воспитанием. Они производят отчисления на нужды церкви и строго подчиняются решениям епархии и приходских настоятелей. В случае отделения они также лишаются имущества, прекращая всякую деятельность в рамках не только прихода, но и церкви.

Возглавляет приход настоятель, которого назначает архиерей епархии. Он руководит духовенством прихода, следит, чтобы в храме были все атрибуты, необходимые для богослужений, организовывает деятельность братств и сестричеств, проводит приходские собрания, следя, чтобы его решения неукоснительно соблюдались, представляет интересы вверенного ему прихода в государственных органах, ведет богослужебный журнал, выдает свидетельства о таинствах крещения и брака.


Прихожане

В храме, как правило, находятся 3 человека: священник, дьякон и псаломщик. Если приход небольшой, дьякона в составе может не быть. Если же наоборот – по решению епархиальной власти состав может быть увеличен. Его обязанность – духовная и нравственная составляющие состояния прихода. Перейти в состав другой епархии священнослужитель может исключительно с разрешения архиерея.

И, наконец, прихожане, т.е. православные, постоянно посещающие храм, участвующие в богослужениях, исполняющие правила церкви, причащающиеся и исповедующиеся. Кроме того, именно прихожане должны заботиться о том, чтобы содержать храм в должном состоянии.

История приходов

Но такой свободой выбора прихожане пользовались не всегда.

Раньше приходские храмы вели метрические книги. В них фиксировались даты рождения и смерти, венчания. Каждый гражданин обращался в соответствии со своей верой в синагогу, мечеть, церковь, к которой он был закреплен по месту жительства.

Там же учитывались договора купли-продажи, переезды, давались характеристики прихожан, сведения о благонадежности. Такая форма учета существовала вплоть до Революции 1917 года, затем эти функции были переданы ЗАГСам.

Все требы выполняли строго в своем приходе, а венчаться могли в церкви прихода жениха или невесты.

Церковные приходы формировались непосредственно по месту жительства, без учета личных пожеланий.

На приход меньше 700 человек приходился священник и псаломщик, а если прихожан было больше, то полагался еще и дьякон.

В давнее время прихожане могли выбирать духовенство, затем только рекомендовать епископу.

Община выбирала на общем собрании старосту, которому поручалось ведение церковного хозяйства. Что такое приход был в плане территории? Епископ сам утверждал границы между церквями епархии. Для ведения благотворительности создавались братства из членов общины.

Примечания

  1. В современном греческом языке для обозначения прихода используется термин ἐνορία. Термин Παροικία встречается, среди прочего, в текстах соборных канонов, где переводится на русский (см. в «Книге Правил») как «приход»: см., например, правило 25-е Трулльского собора (VII); в современном греческом означает «землячество», «поселение (колония)».
  2. словоупотребление παροικία — «пребывание чужеземцем без прав гражданина, поздн.»
  3. «Греческо-русский словарь» И. Коссовича — М., 1848, Ч. 2, стр. 327.
  4. «пребывание на чужбине», новозаветное См., например, Деян. 13:17.
  5. Древнегреческо-русский словарь. (составитель И. Х. Дворецкий) — М., 1958, Т. II, стр. 1265.
  6. The Oxford Dictionary of Byzantium : : in 3 vol. / ed. by Dr. Alexander Kazhdan. — N. Y. ; Oxford : Oxford University Press, 1991. — P. 770. — ISBN 0-19-504652-8., T. 3, p. 1589 →
  7. Игнатий Антиохийский «Послание к смирнянам» Глава 8. Ничего не делайте без епископа
  8. Болотов, Василий Васильевич II. Лекции по истории Древней Церкви. Раздел 7. Отдел второй. Церковный строй Формы церковного союза. 1. Парикия, управляемая епископом, и образование приходов в позднейшем смысле
  9. Толковый словарь живого великорусского языка, В. Даль
  10. «Этимологический словарь русского языка.» — М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964—1973.
  11. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка : Материалы для лексической разработки заимствованных слов в рус. лит. речи / Сост. под ред. А. Н. Чудинова. — Санкт-Петербург : В. И. Губинский, 1894. — (4), IV, 989, III с.; С. 390
  12. По определению о приходе, принятому 7 (20 апреля) апреля 1918 года Поместный собор Православной российской церкви 1917—1918: «Приходом в Православной Церкви называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединённых при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального архиерея, под руководством поставленного последним священника-настоятеля» (Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви . Вып. 3, стр. 13.)
  13. Устав РПЦ, Гл. XI, пункт 1
  14. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 10 октября 2009 года // ЖУРНАЛ № 85
  15. Циркуляр № 4072 от 20 ноября 2009 года Сайт Московской епархии РПЦ.
  16. Об изменениях в типовом уставе прихода РПЦ МП 15 декабря 2009.
  17. Протоиерей Павел Адельгейм. ЛИКВИДИРОВАТЬ МИРЯН КАК КЛАСС. 22 декабря 2009.
  18. Церковная вертикаль: круче кремлёвской. 22 декабря 2009.
  19. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы На официальном сайте РПЦ, 23 декабря 2009.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector