Степени монашества и чины пострижения

Содержание:

История

Известно, что первоначально монахи не могли принимать священный сан. Это было связано с тем, что они жили отшельнической жизнью и не могли заниматься пастырской, общественной деятельностью, с которой было сопряжено служение священника. Поэтому для первых веков христианства иеромонах — это что-то немыслимое, противоречивое. Однако в дальнейшем, когда монахи стали сплачиваться и образовывать свои общины, выраставшие в монастыри, у них возникла потребность и в своих лидерах, и в своих священниках. Поэтому некоторых из них стали избирать и представлять к рукоположению. Так появились первые священники из отшельников. Проповедь иеромонаха была ограничена монастырской братией и изредка пришедшими к ним паломниками. Древние обители располагались в пустынных, безлюдных местах, а потому миряне там появлялись нечасто. Впрочем, уже в раннем Средневековье все чаще начинают появляться монастыри в пригородах и даже внутри самих городов. Чаще всего они основывались правящими лицами – монархами, баронами и другими аристократами. Жизнь иеромонаха в такой обители, в отличие от его братьев на периферии цивилизации, была связана с политикой не меньше, а иногда и больше, чем со священническим и духовным служением. В современном мире монашествующие уже не прячутся от мира, как раньше, и поэтому очень много монастырей располагается в городской черте. Кроме того, если раньше сана священника удостаивались лишь избранные братья из числа насельников обители, то сегодня в мужских монастырях практически 100 % монахов являются священниками. Исключения из этого правила, конечно же, имеются, но тенденция именно такова.

Наказание раздеванием

Второй день работы конференции начался с выступления архимандрита Антипы об афонском монашестве. Вопросы отцу Антипе также задавали максимально практические. Например, существует ли на Афоне такая форма наказания монаха, как снятие с него монашеских одежд.

— В некоторых случаях с него могут снять куколь, и то, на малое время. И на Афоне, и в Греции тот, кто собирается стать монахом, некоторое время остается без рясы и потом, обращаясь в монастырский собор, чтобы стать полноценным членом братства, носит подрясник (женщины – специальное одеяние темного цвета).

С послушника подобное облачение может быть снято, но для монаха снятие рясы недопустимо – из слов отца Антипы выходит, что чтобы монаха наказать снятием рясы, его надо «расстричь». Что невозможно.

-Преподобный Федор Студит говорит, что схиму снять не может даже Собор или Синод, потому что монах дал клятвы, и никто не может у него их забрать. А снятие схимы – это все равно, что снятие крещения.

Отец Антипа призывает к бдительности постригающих – так, на вопрос , что делать с душевнобольными сестрами в женских обителях, он ответил:

-Мы должны избегать постригать людей с тяжелыми душевными болезнями. Если хотят, пусть они остаются в монастыре, но только как послушники

Психических болезней в настоящее время очень много, к таким людям игумен и игуменья должны относиться с большим вниманием и давать то послушание, которое они могут подъять

«Мы только монахи»

Председатель конференции, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Феогност в ходе обсуждения напомнил, что «Положение о монастырях и монашестве» не учитывает всех особенностей каждой обители – это общий документ, касающийся основных принципов жизни монашествующих. А монах — он от рядового насельника монастыря до архиерея остается монахом. «Мы только монахи, — подчеркнул владыка Феогност. – Пока мы это помним, все хорошо».

Архиепископ Феогност выразил надежду на то, что проведение таких мероприятий станет доброй традицией. «Если мы будем собираться для того, чтобы поделиться опытом и нашими переживаниями, чтобы выработать совместные принципы для преодоления сложностей, имеющихся в жизни монастырей и монашествующих, собираться есть смысл. Если же наши конференции превратятся в формальность – наверное, и смысла в них особого не будет», — заметил он.

Пока шансы на продолжение традиции велики. Формальным мероприятие не было, причем тон ему задал первый же доклад – митрополита Волоколамского Илариона. Постоянный член Священного Синода, лицо вполне официальное, в своем докладе – по большой части историко-богословского характера – подверг ряд пунктов обсуждаемого документа критике. Да и сам доклад вызвал оживленную дискуссию.

Постриг в монахи: подготовка

Что такое постриг в монахи? Так в Православии называется посвящение в иноческий образ (монашество). Это священнодействие не принадлежит к числу церковных Таинств. С другой стороны, оно занимает исключительное место среди остальных церковных священнодействий. При постриге христианином даются обеты, то есть обещания Богу. Давать эти обеты можно только один раз в жизни. Если монах самовольно отказывается от обетов и уходит из монастыря, он совершает тяжкое духовное преступление. Ведь тем самым он нарушает торжественное обещание, лично данное Господу. В царской России такой человек не имел права на церковное погребение после своей смерти.

Поэтому перед принесением обетов у послушника всегда есть время. До принятие малой схимы (пострига в монахи) может пройти от одного года до 10 лет. Это время, которое нужно потратить на размышления, на трезвую оценку своих духовных и физических сил. Хватит ли их для несения монашеского подвига до конца своих дней? В этот период еще можно поменять свое решение, отказаться от монашества и покинуть монастырь. В таком шаге не будет никакой трусости, это не позор. Лучше заранее понять, что монашество не по силам, чем затем нарушить обеты.

Керамическая мастерская приглашает художников и скульпторов

В Николо-Сольбинском монастыре есть своя керамическая мастерская. Здесь производят посуду, сувениры, статуэтки по технологии шликерного литья. Эта технология зародилась XVIII веке в Европе, а потом пришла в Россию. Керамическая мастерская состоит из трех цехов. Для того, чтобы изготовить одно изделие, нужно как минимум две недели и пять работников. «Чтобы сделать чашку, художник рисует на бумаге эскиз, потом из гипса на специальном станке вытачивает полную болванку, с которой снимает гипсовую форму. В нее заливается жидкая глина, которая находится там до тех пор, пока гипс ее не впитает. Каждое изделие в литье – сборное. Мы не приклеиваем, а именно приставляем, поэтому если хоть немного деформировать форму, например, при приставлении ручки, то глина запомнит эти деформации и после обжига в печи снова скривится», – рассказывает инокиня Тамара. После того, как изделия залили и они подсохли, начинается процесс оправки. Если оправщица неровно уберет швы или замажет края, то изделие сохранит деформацию. Когда оправка закончилась, изделие ставят в сушильный шкаф.

Процент брака при такой технологии очень низкий. Да и возникает он чаще всего по причине человеческого фактора или сбоя техники, но последнее встречается крайне редко. Если заливать изделие неаккуратно, небрежно, то образуются трещины. Если неправильно подготовить печку, то изделие может прилипнуть или склеиться. Для настоятельницы монастыря ключевой задачей было создать свой собственный стиль. Именно поэтому все изделия выполнены в красно-коричневых тонах с рисунком. Эскизы разрабатывает творческая группа. Монастырь постоянно нуждается в художниках и скульпторах с образованием. Работают в керамической мастерской не только монахини, но и обычные специалисты. 

По словам самих монахинь, поначалу их никто не воспринимал всерьез. Керамическому мастерству, как и любому другому, нужно учиться в специализированном заведении – так считает большинство. «Мы как-то ездили на производство и нам сказали: «Да что вы сможете, ведь этому надо учиться». Но у нас же получается, просто здесь другие законы работают. Людям надо вот это дать понять. У монашествующих стоит другая задача. К нам приехал как-то немец и говорит: «Кто же вам дал начальный капитал?» Я сказала, что никто нам не давал его. То есть образ мысли уже такой, что человек не может ничего сделать без начального капитала», – сказала сестра Тамара. Оказалось, что монастырь полностью живет на пожертвования. «Часто по послушанию приходится выполнять работу, с которой раньше никогда не сталкивался. Но мы молимся и просим у Господа вразумления. И Господь помогает», – добавляет мать Евпраксия. Керамическое производство существует в Николо-Сольбинском монастыре с 2011 года, но только в 2015 выработался собственный стиль. Совсем недавно со своей продукцией монастырь принял участие в фестивале российской керамики и занял там первое место.

Постриг в монахи: завершение

Завершается постриг в монахи братским целованием. Таково взаимное приветствие, при котором  присутствующие в церкви подходят к новопостриженному с вопросом: «Как твое имя, брат?» Инок, назвав свое новое имя, трижды полуобнимается с подошедшим, соединив с ним руки в рукопожатии.

Далее, чтобы монах побыл «наедине» с Господом, его могут на несколько ночей оставить одного в храме для молитвы.

Как происходит постриг в монахини? Пострижение в женской обители совершается  тем же порядком. Единственное отличие — пострижение совершается не настоятельницей монастыря, а иеромонахом (монахом, имеющим сан священника).

Степени монашества

Послушник

Монашеский подвиг начинается с послушничества. Послушник – это еще не монах, а мирянин, который желает стать монахом. Послушники не приносят обетов, не носят монашеской одежды, но живут в монастыре, постигая особенности распорядка, уклада монастырской жизни и выполняя «послушания» — различные работы.

Рясофор

Когда духовный наставник послушника видит, что его чадо демонстрирует достаточную твердость своего намерения, он дает новоначальному благословение стать рясофором. Рясофор – это еще не монах в полном смысле слова, а послушник, носящий монашеские одежды. Рясофоров иногда называют иноками.

Мантийный монах

Следующий этап – настоящий монашеский постриг. Человек произносит обеты, в которых полностью отрекается от мира, ему крестообразно постригают голову, и дают новое имя. С этого момента монах становится как бы другим человеком. Он отказывается от собственной воли, вверяя себя духовному наставнику, и от всех искушений мира. Эту ступень называют «мантийным монашеством», потому что частью облачения бывает мантия. Иногда такое монашество носит так же наименование «малой схимы», в отличии от «великой схимы», которая является высшей степенью монашеского подвига.

Схимник

Великая схима – это полное отречение от всего мира, даже от монастырского общежития. Монах, принявший схиму, вновь получает другое имя. Он не живет с другими монахами, его келия находится в стороне от других, если есть возможность – в скиту, расположенном в уединенном месте. Схимников не занимают работами, общими для всего монастыря. Отныне их дело – непрестанная молитва. Схимники в старину брали на себя обеты затвора или полного молчания. В этом смысле схимничество –подражание древним пустынникам.

Православный монастырь

В православном монастыре живут и трудятся верующие, добровольно избравшие для себя монашеский образ жизни. Они добровольно избрали путь духовного и нравственного совершенствования. Существуют отдельно мужские и женские обители. Христиане, принявшие постриг в монахи или только готовящиеся к нему, называются братией/сестричеством, или насельниками обители.

Постриг в монахи

Во время советской власти многие монастыри в России закрыли. Например, к 1965 году в Советском Союзе осталось всего 16 монастырей, хотя до революции их насчитывалось 970. Но монашество не исчезло, оно скрывалось преимущественно в приходских храмах. Там собирались небольшие общины из 2-3 (иногда более) тайных монахов или монахинь.

Возрождение монастырской жизни в России началось в конце 1980-х годов. К началу 2019 года в Русской Православной Церкви насчитывалось 1012 монастыря, 972 из которых —  непосредственно на территории России.

Черный и белый священник — в чем отличие?

Название черного и белого священства происходит от того же: является священник монахом или нет.

Черный священник это иеромонах (у монахов — черное облачение, от этого — черный).

Белый священник — это священник не монах. То есть, священник, который имеет семью и не имеет монашеских обетов.

Это абсолютно не значит, что священник-монах в чем-то лучше белого священника. Наоборот, в некоторых случаях, — например, в вопросах семейной жизни и некоторых ее сторон — лучше сможет дать совет именно священник, имеющий опыт жизни в семье и в мире — то есть не монах. Просто хотя бы потому, что он с ней сталкивался воочию — с практической стороны.

И те, и те становились в истории Церкви великими подвижниками и канонизировались как святые.

Не поленитесь: найдите и почитайте о них или их творения — это удивительные примеры духовной жизни:

Известные «белые» священники в XX веке:

  • святой праведный Иоанн Кронштадтский
  • святой праведный Алексий Мечев
  • святой протоиерей Сергей Мечев

Известные иеромонахи в XX веке

  • архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
  • архимандрит Кирилл (Павлов)
  • игумен Никон (Воробьев)
  • схиигумен Иоанн (Алексеев)

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1909) — один из самых известных пастырей в истории Русской Церкви. Пример, как можно жить святой жизнью, не уходя в монастырь.

Ставропигиальный монастырь — что это значит

Институт ставропигии существует в Православной Церкви на протяжении многих веков. Ставропигиальный монастырь – что это значит? Согласно «Положению о монастырях и монашествующих», принятому на Архиерейском Соборе РПЦ в 2017 году, статус ставропигии делает монастырь независимым от местной епархии и подчиняет его непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси. Руководство осуществляется через наместника (в мужских монастырях) или игуменью (в женских общинах), которые назначаются Патриархом или Священным Синодом (высший орган управления РПЦ) без участия местного епархиального архиерея.

Название статуса обусловлено тем, что крест в алтаре главного храма ставропигиального монастыря устанавливается лично патриархом. Крест водружается позади престола – самого священного места в храме, находящегося посреди алтаря. В России существует 28 ставропигиальных монастырей. Мужских из них – ровно половина.

Первым русским ставропигиальным монастырём ещё в 14 веке стала Симонова обитель, находящаяся возле Москвы. Однако в те времена Русская Православная церковь ещё не являлась автокефальной (независимой). Поэтому до конца 16 века русские ставропигиальные монастыри подчинялись Константинопольскому Патриарху. После обретения автокефалии институт ставропигии был введён патриархом Никоном. В Синодальный период (когда в России не было патриарха), ставропигиальные монастыри подчинялись Святейшему Синоду. 

Православным христианам важно понимать, что ставропигиальный статус не даёт монастырю какого-то духовного преимущества перед другими обителями, особой благодати и “силы молитвы”. Ставропигия является всего лишь организационно-управленческим статусом

Это результат признания культурно-исторической роли конкретного монастыря.

Как становятся монахами

Подготовка к принятию монашества называется послушничеством. Послушник живёт в монастыре и выполняет различные послушания. Этот этап необходим для того, чтобы человек понял, насколько ему близок такой образ жизни и чувствует ли он к нему призвание. Как правило, послушничество длится 3 года (Правила святых Вселенских Соборов). Если послушник остался твёрд в своих намерениях, то его посвящают в первую степень монашества. 

В наше время вступать в монашество могут и молодые люди. Как уйти в монастырь — сегодня популярный вопрос среди верующих. Однако в древности к постригу готовились очень долго. Стать монахом мог лишь достаточно зрелый человек.  Постриг был итогом многолетнего искуса (проверки) и подтверждал, что человек действительно призван к монашеству (митрополит Иларион (Алфеев), «Вы  – свет мира»).

Всего в русском Православии существует три степени монашества. Первая степень – рясофор (иночество). Вторая – мантия (малая схима). Третья – схима (великая схима). Все они отличаются друг от друга количеством даваемых Богу обетов, послушаниями и монашеским облачением. Схима, как последняя, высшая степень монашества, подразумевает практически полное отрешение от мира. Схимонахи не выполняют никаких послушаний, кроме непрестанной молитвы и, как правило, живут в затворе или отшельниками. В монашеском духовенстве (священстве) существуют следующие чины:  иеродьякон, архидьякон, иеромонах, архимандрит, игумен, епископ, архиепископ, митрополит, викарий, патриарх.

Посвящение в монахи называется постригом, поскольку оно сопровождается пострижением части волос будущего монаха. Такой символический обряд совершается в знак принадлежности монаха к Церкви, его добровольной жертвы Богу. Постригаемый произносит обеты, ему даётся новое имя и небесный покровитель, так как с этого момента начинается совершенно другая жизнь. Постриг со сменой имени совершается при каждом переходе на следующую степень монашества.

Для чего становятся монахами

Целью монашества является духовное совершенствование путём подражания образу жизни Иисуса Христа.

Монах призван отказаться от всего мирского и как можно больше приблизиться к этому идеалу. Почему это идеал для христианина? Потому что бренные земные ценности, как балласт, замедляют движение человека к главному  – к Богу. Очистившейся от мирских страстей душе намного легче идти ко спасению.

Преподобный авва Исаия сказал:

Слово «монах» образовано от греческого корня, который переводится как «один», «одинокий». Однако такая характеристика применима к монахам лишь с внешней, мирской точки зрения. В христианстве есть два пути спасения: брак и монашество. И оба этих пути решают задачу восполнения одиночества человека. Решая, как уйти в монастырь, человек не «хоронит себя заживо». Просто монашество делает это другими способами, нежели семья. Митрополит Иларион (Алфеев) писал, что неполнота, ущербность одиночества в браке преодолевается обретением другого человека. «В монашестве же этот другой – Сам Бог» («Таинство Веры»).

Литература

  • Монашество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Рясофор // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.Инок // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Испытание для лиц, желающих вступить в монашество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Домника (Коробейникова), игум. О рясофоре как о начальной степени монашеского чина // ЖМП. № 10, октябрь 2012.
  • Митрополит Волоколамский Иларион Монашество как Таинство Церкви

Канонические и неканонические имена

С течением времени канонические имена постепенно вытеснили в быту неканонические и стали употребляться как основное личное имя человека. При этом они зачастую принимали неканоническую форму в произношении и написании (так например библейское имя Иоанн трасформировалось в Иван). В то же время целый ряд как славянских, так и других («норманских» — германских, скандинавских) языческих, некалендарных имен светских и религиозных деятелей русского средневековья, канонизированных православной церковью, перешёл в разряд имен календарных (например, Глеб, Борис, Владимир, Ольга и др.). Использование их в качестве имен канонических могло иметь место только после канонизации данного святого. Все другие, неканонические славянские имена были, в конечном счёте, вытеснены православными (христианскими), и о них напоминют теперь только русские фамилии: Волков, Жданов (имя Ждан), Бирюков, Дружинин, Воронов, Зайцев и так далее.

Монахи в миру?

Отдельного интереса представляет тема «монашество в миру», также затронутая в докладе митрополита Илариона. В «Положении» сказано, что подобное явление является исключением из правила. Между тем, напомнил митрополит Иларион, монахи, не живущие в монастыре, часто служат на благо Церкви – это и преподаватели духовных учебных заведений, и ученые монахи, и, разумеется, архиереи.

Игуменья София (Силина), настоятельница Новодевичьего Воскресенского монастыря в Санкт-Петербурге, согласилась с владыкой, сославшись на мнение сщмч. Илариона (Верейского) о преподавателях духовных школ в монашеском чине: он считал, что они просвещают обучающихся. Также игуменья София отметила, что предложенное в «Положении» решение – всех без исключения монахов приписывать к обителям – «абсурдно с точки зрения монашеской жизни и никак не связано с налаживанием внутрицерковной дисциплины». Матушка подчеркнула, что формализм тут неуместен – монах должен жить в монастыре, нет смысла приписывать его туда просто потому, что так положено.

Епископ Феогност не согласился с этим утверждением: «Многие монашествующие несут послушание в миру, и то, что они должны быть приписаны к монастырю, по-моему, очевидно – должен быть какой-то контроль. «Блуждающие монахи», которые нигде не числятся – это проблема, которая со временем может стать крупной».

История возникновения

Монашество возникло в Египте, который был в начале нашей эры одной из провинций Восточной Римской империи. Аскеты, удалявшиеся в пустыню, чтобы жить вдали от мирских соблазнов, были известны еще в самые ранние, апостольские времена. Такого рода аскетические практики имеют происхождение еще от библейских подвижников дохристианских, ветхозаветных времен.

Полезные материалы

Однако, по-настоящему повсеместным явлением монашество стало в IV веке, со времен Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией в империи. Причиной тому стало стремление подражать ранним христианам, шедшим на муки ради утверждения и исповедания своей веры.

Основатель

Иконография: Антоний Великий, преподобный Датировки: XVI в. Вторая половина XVI века.Иконописная школа или художественный центр: Крит. Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 108 см, ширина 63 см Инв. № ИVIII 5277 ГИМ 53054. «Исторический музей»

Основателем монашества стал преподобный Антоний Великий, живший в середине четвертого века. Он поселился на берегу Нила, в строгом уединении. Однако, через некоторое время к нему стали приходить другие пустынники, в надежде получить от него наставления. Антоний поучениями не занимался, однако, не запрещал селиться недалеко от себя, устроив собственную «келью» из веток.

Интересный факт

Так возникла первая в истории христианства монашеская обитель, в которой иноки жили рядом друг с другом, но уединенно, практически не общаясь, но будучи связаны общим духовным подвигом.

Вслед за этой стали появляться и другие пустыннические обители.

Другим типом ранних монастырей стали киновии – монастыри

общежития. Их создатель Пахомий Великий – современник Антония Великого – в качестве образца тоже взял опыт ранних христиан, но не отшельнический, а общинный. Первые христиане жили общинами, имущество в которых было общим, царило равенство, и все подчинялись одному духовному наставнику.

Пахомий Великий, имевший опыт отшельнического, пустынного жития, понял, что для неофита уединение совсем не полезно, а, напротив, может быть и опасным. Поэтому он и создал киновию, как тип монастырского жизни, в которой главным является строгое послушание и регламентация всего жизненного уклада каждого из монахов.

В IV веке в Египте и в Палестине насчитывалось сотни монастырей обоих типов. Василий Великий, познакомившись с образом жизни в этих монастырях, создал обитель и у себя в Каппадокии. Он же составил и первый монастырский устав, который вскоре стал общеупотребительным для всего восточного монашества.

Монастыри-общежития и монастыри-лавры, в которых монахи живут в отдельных, находящихся рядом друг с другом келиях (лавра от греческого «городок, улица»), появились на Балканах, на территории Малой Азии. К числу самых известных монастырских центров того времени относится гора Афон. Именно отсюда монашество пришло и на Русь.

https://youtube.com/watch?v=wSytev7n240

Монашество невозможно без старчества

Архиепископ Лимассольский Афанасий (Кипрская Церковь) выступал с докладом «Монашеская традиция и современные монастыри» — он был посвящен институту духовничества.

Православное монашество в принципе является институтом, основанном на духовном водительстве – старчестве, и без него не существует, категорически утверждает владыка Афанасий: «Мы можем построить здание, сообразовать свою жизнь с уставами, можем написать еще тысячи новых правил и канонов, но жизнь внутри тела монашеской традиции возможна, только если присутствует духовный отец».

Владыка исходит из своего опыта: он пожил на Афоне, когда Святая гора переживала кризис – монахов было мало. «Затем, Промыслом Божьим и по молитвам Пресвятой Богородицы, Святая гора наполнилась большим количеством молодых новых монахов, — вспоминает владыка. – С человеческой точки зрения, возрождение Афона стало возможным только благодаря тому (помимо промысла Божьего и забот Пресвятой Богородицы), что на Афоне были богодухновенные и опытные старцы – наставники монашеской жизни».

Отношения между старцем и учеником составляют таинство, ибо между ними рождается особая духовная связь – отец духовно рождает чадо. Архиепископ Афанасий привел пример из Библии: в 11 главе книге Чисел Моисей обращается к Богу – он не может больше терпеть бунтов еврейского народа. Бог же отвечает: возьми семьдесят человек, расположи их вокруг скинии, а Я сойду с тобой, возьму твой дух от тебя и передам им. Старец Ефрем Кантунакский, у которого долгое время окормлялся владыка, объяснял этот фрагмент так: Бог мог бы Сам передать соответствующую благодать этим семидесяти, без участия Моисея, но сделал так, как описано в Писании, чтобы показать нам значение рождения от духовного отца.

Степени монашества

Послушник

Монашеский подвиг начинается с послушничества. Послушник – это еще не монах, а мирянин, который желает стать монахом. Послушники не приносят обетов, не носят монашеской одежды, но живут в монастыре, постигая особенности распорядка, уклада монастырской жизни и выполняя «послушания» — различные работы. 

Рясофор

Когда духовный наставник послушника видит, что его чадо демонстрирует достаточную твердость своего намерения, он дает новоначальному благословение стать рясофором. Рясофор – это еще не монах в полном смысле слова, а послушник, носящий монашеские одежды. Рясофоров иногда называют иноками.  

Мантийный монах

Следующий этап – настоящий монашеский постриг. Человек произносит обеты, в которых полностью отрекается от мира, ему крестообразно постригают голову, и дают новое имя. С этого момента монах становится как бы другим человеком. Он отказывается от собственной воли, вверяя себя  духовному наставнику, и от всех искушений мира. Эту ступень называют «мантийным монашеством», потому что частью облачения бывает мантия. Иногда такое монашество носит так же наименование «малой схимы», в отличии от «великой схимы», которая является высшей степенью монашеского подвига. 

Схимник

Великая схима – это полное отречение от всего мира, даже от монастырского общежития. Монах, принявший схиму, вновь получает другое имя. Он не живет с другими монахами, его келия находится в стороне от других, если есть возможность – в скиту, расположенном в уединенном месте. Схимников не занимают работами, общими для всего монастыря. Отныне их дело – непрестанная молитва. Схимники в старину брали на себя обеты затвора или полного молчания. В этом смысле схимничество –подражание древним пустынникам. 

Послушание превыше поста и молитвы?

В одной из записок владыке Илариону поступил крик души: загруженность послушаниями просто не позволяет вести духовную жизнь.

Митрополит Иларион справедливо заметил, что послушание само по себе являются частью духовной жизни, но в то же время признал, что в некоторых монастырях труды лишают монаха или послушника возможности не только посещать богослужения, но даже читать келейное правило и тем более Святых Отцов. «Эту постоянную жалобу, что все силы съедаются послушаниями, которые часто носят механический характер, приходится слышать постоянно. В первую очередь, задача игумена и игуменьи состоит в том, чтобы у насельника оставалось время на духовное делание», — подчеркнул он.

Смыслу монастырских послушаний был посвящен доклад иеромонаха Хризостома из монастыря Кутлумуш (Афон): «Литургическая жизнь в монастырях и смысл монастырских послушаний».  Отец Хризостом подчеркнул: послушание – не работа, послушание – служение в духе братолюбия, поэтому к послушанию следует относиться как к молитве. Тем более, что дух послушания и молитвы один – дух единения.

Можно ли пополнить ряды афонских монахов?

Фото: Pravoslavie.ru

На Афон приезжают и паломники, и туристы. Желающие могут остаться тут. Но им придется придерживаться установленных правил. Женщины на Святую гору не допускаются. Тут живут только мужчины.

Обязательно необходимо получить диамонитирион (официальное разрешение). Обычно его выдают не 4 дня. Но по благословению духовенства или по настоянию просителя срок пребывания на Афоне может быть и увеличен.

Когда человек чувствует, что больше не хочет или не может вести отшельнический образ жизни, ему можно уйти. Насильно никто никого не удерживает. Выдержать монашескую жизнь дано не каждому.

Здесь мало постоянных жителей. Отметим, что афонские монахи необязательно являются подданными Греции. Тут проживают люди разных национальностей, придерживающиеся православных традиций.

Очень много русских. Даже говорят здесь почти всегда на русском. Но общаются тут шепотом. Шуметь и громко говорить нельзя, иначе можно нарушить молитву соседа, помешать ему беседовать с Богом.

Многие люди приезжают сюда, чтобы принять важное решение, сделать выбор. Тишина, покой, труд, молитвы способствуют пониманию важных вещей.  Побывавшие здесь отмечают, что стали иначе смотреть на свою жизнь и полностью изменили прежние убеждения

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Чем питаются афонские монахи?

Фото: Athos.guide

Монахи придерживаются строжайшей диеты. Многие люди считают, что такое питание способствует долголетию. Послушники отказываются от мясных и рыбных продуктов полностью. Рыба включается в меню только в дни великих православных праздников.

В основном, насельники питаются:

  • овощами;
  • фруктами;
  • фасолевым супом;
  • оливками;
  • хлебом.

Вино пьют в умеренных количествах согласно правилам преподобного Афанасия, который определил меру употребления вина для монахов.

Использование растительных и животных также ограничено. Разрешено применять оливковое масло, но только по воскресным дням.

Питаются в основном тем, что вырастили сами. Продукты экологически чистые, выращенные с любовью.

В православии есть шесть степеней монашества

Практически все, поступившие в монастырь, кроме трудника (трудницы), послушника (послушницы) и рясофорного послушника (послушницы) принимают монашеский постриг. Под монашеским постригом понимается обет отречения от мира, так как монашество — это особый образ христианского жительства, заключающийся во всецелом посвящении себя на служение Бог.

Кроме того, монах или монахиня также приносят следующие обеты ради любви ко Христу: послушания, девства, или целомудрия, и нестяжания. Во время обряда пострижения в монахи у человека символически постригаются волосы. Кроме того, ему также дается новое имя, избираемое в память того святого, который становиться покровителем постригаемого.

Постриг
обет отречения от мира

В некоторых монастырях разработано шесть степеней подготовки к монашеству:

  1. трудник (трудница).
  2. послушник (послушница).
  3. рясофорный послушник (рясофорная послушница).
  4. инок (инокиня).
  5. малая схима (монах/монахиня.
  6. схима или великая схима (схимник, схимонах/схимница, схимонахиня).

Необходимо отметить, что в любом случае монах обязан исполнять своё основное служение в Церкви — непрестанное пребывание в богообщении и молитве за весь мир. Монахи благовествуют о Христе своим живым примером деятельного покаяния, любви к Богу и служения Ему.

Монашество основано на словах Господа Иисуса Христа:

Мф. 19, 21

Таким образом, это не продукт человеческой мысли, но Воли Божией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector