Что можно делать и что нельзя в пасхальную неделю: старые традиции

А вот об этом забудьте

В дореволюционное время в нашей стране Пасхальная неделя считалась выходной. Сейчас отдых приурочен к светским майским праздникам. Так что многим приходится не отдыхать, а трудиться после Пасхи. Однако церковь не приветствует излишний трудоголизм в это время и призывает по возможности отказываться от рутинных хлопот, сводя их к необходимому минимуму.

Категорически же воспрещалось (да и не приветствуется по сей день):

  • гнетущие помыслы и уныние;
  • объедание и пьянство (что иные воспринимают в качестве компенсации воздержания в пост), но и строго ограничивать себя в еде, как во время Страстной седмицы, не положено;
  • брань и склоки;
  • отказ от молитв и возвышенных помыслов;
  • панихиды, посещение дорогих могил и поминки — тоже не входят в список разрешенного на Великоденской неделе;
  • не планируйте на это время венчания — ни один храм не будет совершать данного обряда до Красной горки.

Другие дни и советы по празднованию

Все, что нужно знать о Пасхальной неделе, прививается истинно верующим с младенчества и входит в традиционное религиозное воспитание. Человек, у которого веруют родители или дедушка с бабушкой, знают, что на Светлой Седмице надо соблюдать следующие правила:

  • до сорокового дня приветствовать друг друга словами «Христос Воскресе», ответом на которые должна быть форма «Воистину Воскресе»;
  • утренние и вечерние молитвы заменяются на пение пасхальных часов;
  • крестный ход на Пасхальной неделе совершается ежедневно, как и причащение святых тайн, колокольный звон во все колокола;
  • постные дни (среда и пятница) отменяются, достаточно просто не есть с полуночи и до момента совершения обряда святого причастия.

Традиции, церковные и народные, в православии тесно переплетены между собой. Отсюда многочисленные народные обряды, приметы и верования, церковные праздники, определяющиеся днем Пасхальной недели. В понедельник после Пасхи православная церковь отмечает День Мучеников Мануила, Феодосия и Матроны Солунской.

Пасхальная неделя: названия дней

В народе каждый день Светлой седмицы имел свое название.

Понедельник — Поливальный. В этот день было принято обливаться водой, «смывая» грехи и болезни.

Вторник — Купальница. В этот день также была традиция обливаться. Это считалось формой обрядовых игр с участием парней и девушек.

Среда — Хороводница. В этот день молодежь водила хороводы, в ходу были и другие забавы, а также различные обрядовые игры.

Четверг — Пасха мертвых, или Навский день (от древнерусского слова «навь» — потусторонние силы). В этот день в некоторых славянских областях было принято особо поминать умерших, оставляя им угощение, чтобы усопшие разделили с живыми радость Христова Воскресения.

Пятница — Прощеная. В этот день было принято мириться с родителями и близкими.

Суббота — Артос. В этот день, по апостольской традиции, верующим раздают хлеб (по-гречески «артос»).

Воскресенье — Антипасха, или Фомино воскресенье; народное название — Красная горка. На Руси с Красной горки начинался весенний свадебный сезон.

Светлая неделя: названия дней

В славянской традиции каждый день Светлой седмицы имел свое название.

Понедельник называли Поливальным. В этот день было принято обливаться колодезной водой, чтобы смыть грехи и болезни.

Вторник называли Купальницей, в этот день также были в ходу обливания холодной водой, но на этот раз парни и девушки обливали друг друга, это считалось формой заигрывания.

Среду называли Градовой, или Хороводницей. В этот день старались не выходить в поле, иначе, как считалось, урожай градом побьет. А вот ритуальные хороводы, в которых участвовали как девушки, так и парни, были самым подходящим развлечением для пасхальной среды.

Четверг называли Навский (от древнерусского слова «навь» — покойник, потусторонний мир), или Пасха мертвых. В этот день вспоминали умерших, которые, по поверью, приходили к живым попировать и разделить радость Христова Воскресения, прообраз воскрешения всех мертвых.

Пятницу звали Прощеной, в этот день в молодых семьях принято было мириться с родителями: зять мирился с тестем и тещей, невестка — со свекром и свекровью.

Суббота называется Артос: в этот день священники по традиции раздают прихожанам хлеб (по-гречески «артос», традиция идет от апостолов), а родители навещают недавно поженившихся детей.

Воскресенье Светлой недели в православии называется Антипасхой, или Фоминым воскресеньем; народное название — Красная горка. Это первый после начала Масленицы день, когда церковь разрешает венчания. На Руси с Красной горки начинался весенний свадебный сезон, жениться в это время считалось очень престижным.

Подробнее о свадебных традициях на Красную горку читайте в материалах Федерального агентства новостей.

Пасхальная неделя: народные традиции

В народном календаре славян Пасхальная неделя называется также Христовочка, Гремяцкая, Красная, Песочная или Великоденская, а ее традиции порой противоречат церковному уставу.

Согласно народным верованиям, именно в это время на землю возвращались души усопших, а потому главной традицией было их поминать. В Навский четверг, или Пасху мертвых, ходили на кладбище и приглашали умерших за праздничный стол.

Светлая неделя также считалось подходящим временем для смотрин и заключения браков. Были в ходу и массовые смотрины, когда незамужних девушек собирали, наряжали и предлагали в жены каждому мужчине, который встречался на пути.

В общем и целом, если опустить обрядовую часть, в Светлую неделю было принято веселиться: ходить по гостям, петь песни и устраивать праздничные трапезы и народные гуляния.

Как поминали предков?

Церковь считает, что поминать умерших на кладбище нужно только молитвой, а приносить еду и устраивать поминальную трапезу рядом с местом захоронения не нужно. Но на протяжении многих столетий белорусы создали свой неповторимый церемониал, который целиком напоминал семейно-родовую беседу в пространстве своего, родительского дома. Поэтому и на кладбище мы приходим с угощениями и чтим ту традицию, которая родилась и закрепилась в сознании десятков поколений людей.

За несколько дней до Радоницы люди приходили на кладбище и наводили «домашний» порядок: собирали пожухлые листья, красили оградку, подсыпали свежий желтый песок и т.п. Если это была могила мужчины, на крест повязывали новый рушник, если могила женщины – фартушек, могилу девушки украшали веночком, детскую могилу – «неживыми»(!) цветами (засушенными бессмертниками или цветами, сделанными из бумаги).

Утром поминального дня хозяйка готовила ритуальную еду, после чего семья одевалась в праздничную светлую одежду. В корзину укладывали льняную скатерть, пасхальные яйца, блины, колбасу, сало, освященную соль и шли в церковь. После богослужения люди отправлялись на кладбище.

На могилу ближе к кресту или памятнику ставили нечетное количество (чаще всего семь, т.к. «Трэба ведаць свой род аж у сёмае калена») ритуальных атрибутов: одно блюдце, одну рюмку (в нее наливали водку), накрывали одним кусочком хлеба, одно пасхальное яйцо, кусочек сала или домашней колбасы, одно домашнее печенье, одну конфету.

Хочется обратить внимание наших современников: речь идет о непарном количестве, потому что в поминальной обрядности, которая характеризуется уходом, разрывом, определяющим символом является нечетность! Обряды, нацеленные на перспективу (рождение ребенка, свадьба, новоселье и т.п.), подчинены парности, т.е. созданию пары

Поэтому современная традиция ходить на похороны с парным числом цветов, к тому же живых, выглядит парадоксально.

Еще лет десять назад на деревенских кладбищах обязательным был обряд «христосования» с мертвыми. Хозяйка брала пасхальное яйцо и «качала» его крест-накрест по свежему песку, которым обсыпали могилы, оставляя след вдавленного креста. А потом по кругу «пускали» поминальную рюмку с медовухой. Начинал самый старший из присутствующих: первую треть он отливал на могилу, вторую треть выпивал сам, а последнюю – «слезу» – оставлял на дне.

Дальше рюмку снова наполняли и передавали от старшего к младшему по возрасту, который поступал так же. В ритуале не участвовали неженатая молодежь и дети – те, кто еще не продолжил свой род. Поминальная рюмка по кругу возвращалась к самому старшему, а тот выливал «слезу» на могилу и переворачивал рюмку дном вверх, говоря этим: «Поминание закончилось!»

Освященное пасхальное яйцо резали на столько кусочков, сколько родственников собралось возле могилы, и каждый брал свою долю. В такие минуты понимали: когда на могилы приходят потомки, твой Род бессмертен. Подумайте об этом на Радоницу, стоя у могил своих предков.

Среда-хороводница — великое повечерие

Празднование набирает силу. Церковь к середине Светлой седмицы разрешает употреблять вино и скоромную пищу. Но крепкий алкоголь все равно не приветствуется. К вечеру начинаются народные гулянья – хороводы.

В Беларуси ходит название «градовая среда» и «ледовый день». Люди ставили свечки в церкви от повреждения посевов. В некоторых местах праздничные хороводы, начавшиеся сегодня, продолжались каждый вечер,  вплоть до Троицы.

Болгары в светлую среду совершали обряд Мара Лишанка. Из подручных материалов создавалась кукла. Ее наряжали в платье невесты и украшали. Девушки собирались, по очереди передавали друг другу оберег и пели приворотные куплеты. Затем все расходились. По другим источникам, кукла вызывает дождь. Для большего эффекта ее нужно искупать в реке или и вовсе, пустить ее в плаванье.

Можно ли отмечать Пасху, если не постился?

Распространенный вопрос: можно ли идти в Церковь, если не постился или пропустил богослужения Страстной недели? И даже забыл, когда в последний раз исповедовался и причащался. Понятно, что у нас всегда найдутся веские причины, почему абонент занят или недоступен, когда Господь зовет в храм. И что, Бог ответит нам тем же? Отлучая от радости Воскресения Христова? Как ни странно, нет. Да, когда мы отсутствуем на важнейших богослужениях, не приходим на Божественную литургию, не причащаемся, то есть не принимаем Тела и Крови Господних, мы сами себя отлучаем от Христа. Но, как ни удивительно, каким бы несправедливым это ни казалось некоторым истовым верующим, Господь не отвергает и таких неприлежных, называя их детьми «одиннадцатого часа». То есть пришедших к Господу не рано утром, а за час до полуночи, едва ли не в последний миг. Во время ночной пасхальной службы в церквях торжественно читается знаменитое «Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста» и звучит такая утешительная для всех нас весть: «Любочестив сущий Владыка: приемлет последнего, как и первого… Потому-то все войдите в радость Господа своего… Богатые и убогие, друг с другом ликуйте. Прилежные и ленивые, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь… Никто да не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее царство. Никто да не плачет о своих прегрешениях, ибо прощение от гроба воссияло. Никто да не убоится смерти: освободила нас Спасова смерть..». То есть Христова Любовь — жертвенная, действенная — уравнивает нас всех! Она выше земных представлений о справедливости

И это крайне важно

Что нельзя делать в Светлую неделю

В Светлую седмицу нельзя поститься, церковь этого не одобряет. Скоромное разрешено во все дни, включая среду и пятницу. Также церковь не благословляет посещать в пасхальную неделю кладбища, для этого есть специальный поминальный день — второй вторник после Пасхи (Радоница, 28 апреля). Увы, и в Светлую седмицу, и на Радоницу кладбища будут закрыты во избежание распространения инфекции.

Также в Светлую неделю запрещены венчания, чтобы мирское не отвлекало верующих от радости Воскресения Христова. Венчать начинали с Красной горки, поэтому Светлую неделю можно было посвятить подготовке к свадьбе.

Значение недели после праздника

Праздничный период, наступающий после Пасхи, называется Светлая неделя или Святая седмица. В это время верующие празднуют воскрешение Христа. По сути, вся неделя, следующая за этим событием, – это один большой праздник. Каждый из ее дней имеет свою историю.

Понедельник

Первый понедельник после Пасхи называют поливальным или чистым. Раньше в этот день было принято обливаться водой. Считалось, что таким образом человек может смыть с себя грехи. Обливались люди обычно ранним утром.

В течение остального дня мужчины ходили в гости. Женам и дочерям в этот день следовало оставаться дома. Они встречали гостей, подавая им к столу пасхальные угощения: мясо, куличи, разукрашенные яйца.

Вторник

Этот день имеет много общего с предыдущим. Во вторник люди обливали водой уже друг друга. Традиционно этим занимались молодые парни и девушки. Обливание друг друга считалось формой обрядовых игр.

Во вторник также принято было ходить в гости. Обычно люди устраивали большие застолья, на которые приглашали не только близких, но и друзей с соседями. Вторничный вечер не рекомендуется проводить в одиночестве. Кроме того, во вторник на Светлой неделе нельзя печалиться, чтобы в жизни не появлялись новые поводы для грусти.

Среда

Другое название этого дня – Хороводица. Появилось оно не просто так. На третий день недели среди молодежи было принято устраивать гуляния на улице. Парни и девушки водили хороводы, знакомились и веселились. Хорошей приметой было в этот день покачаться на качелях.

Четверг

С четвертым днем Светлой недели связано сразу несколько интересных традиций. В первую очередь, стоит сказать, что в этот день у девушек было принято зазывать весну. Парни же в это время присматривали себе вторую половинку. Начиная с четверга разрешалось проводить смотрины.

В народе четверг также называли Навским днем. Такое название произошло от древнерусского слова «навь», обозначающего потусторонний мир, в который люди уходят после смерти. В этот день многие ходят на кладбище, чтобы помянуть усопших и оставить для них угощение. Считается, что таким образом мертвые могут разделить с живыми радость.

Пятница

В пятницу принято мириться с близкими. В пятницу люди часто ходят в гости. Девушки в этот день с самого утра умывались водой, которая всю ночь стояла в серебряной емкости. Считалось, что такой обряд позволяет оставаться здоровой и красивой весь год. Сейчас его вполне можно повторить, положив в кувшин с водой какую-то серебряную вещь.

Суббота

В этот день принято делать хорошие дела. По апостольской традиции верующим в субботу раздают святой хлеб. Обычные люди могут помочь нуждающимся. Это касается как родных и близких, так и незнакомцев, попавших в сложную ситуацию.

Воскресенье

Последний день этой недели называют Фоминым воскресеньем или Красной горкой. Раньше именно с этого дня начинался весенний свадебный сезон. Большинство людей планировало свадьбу на вторую половину весны и начало лета.

Поливальный или Светлый понедельник

В восточной Европе дети в ночь на понедельник исполняли под окнами соседей особые, «волочебные» песни. За свои таланты они получали подарки от хозяев дома. Молодые парни и девушки ходили к реке, где обливали друг друга, желая здоровья. Чтобы избежать «купания», нужно было откупиться писанками. На Буковине поступали более «жестоко». Холостяки приходи во двор к потенциальной невесте, просили ее выйти, а затем по очереди выливали ей на шею родниковую воду. После чего «мучителей» приглашали к столу.

В польских деревнях молодые люди пробирались к девушкам в комнаты и обливали их прямо в постели, а также шуточно стегали розгами. Это был знак симпатии, поэтому никто не обижался на источенные вещи. Другое название праздника Дынгус-Шмигус, который отражает основную традицию.

Снова праздник аж семь дней

Неделя после главного христианского весеннего праздника Пасхи имеет несколько названий:

  • Великоденская неделя.
  • Светлая Седмица.
  • Великая (или Пасхальная) неделя.
  • Красная неделя.

Закончится она тоже большим и любимым православным людом праздником — Красной горкой.

Радость, снизошедшая на верующих Воскресением Христа, продолжает укрывать их своими крылами. В храмах идут праздничные литургии, совершаются крестные ходы. Скоромная пища теперь разрешена, а вот венчания, как и службы за упокой — под запретом.

То, что Пасха позади, не означает освобождение от ежедневных утренних и вечерних молитв. Наоборот, вознесенные от всего сердца именно в эти дни, они считаются наиболее действенными. Обращаются к Богу в это время с благодарностью, а просят, как обычно:

  • о вере;
  • о здоровье близких и собственном;
  • о прощении и снисхождении к слабостям.

Как считается православная Пасха: правила и примеры

Чтобы определить, как отсчитывается день Пасхи, нужно исходить из 2 основных правил:

  1. Хотя календарная весна наступает 1 марта, христиане начинают вести отсчет с 20 марта. Это день весеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи равны с точностью до минуты (по 12 часов). Причем в этот же день наступает и так называемая астрономическая весна – уже на следующие сутки продолжительность дня становится больше долготы ночи. Так будет продолжаться до осеннего равноденствия (22-23 сентября).
  2. Начиная с этого дня нужно ожидать первого полнолуния. Его называют первым весенним, а также пасхальным. Как только Луна станет полной, в ближайшее же воскресенье будут отмечать Светлую Пасху.

Однако здесь возникает еще один вопрос. Например, в 2019 году первое полнолуние состоялось как раз 21 марта, а Пасху отметили только 28 апреля. В чем же дело?

Здесь нужно иметь в виду, что светская страна Россия живет по Григорианскому календарю (новый стиль), как и большинство других стран мира. Однако православная церковь до сих пор рассчитывает все дни по Юлианскому календарю (старый стиль), т.е. на 13 позже.

Классический пример – это тот самый старый новый год, который, как мы знаем, отмечается в ночь с 13 на 14 января.

Таким образом, с этой точки зрения очень просто понять, как высчитывается Пасха у православных:

  1. Исходим из того, что весна наступает 2 апреля (по старому стилю, т.е. по Юлианскому календарю, который до сих пор используется в православии).
  2. Определяем ближайшее к этой дате полнолуние по Лунному календарю.
  3. Ближайшее воскресенье – это православная Пасха.

Пасхальная седмица — история

Изначально Пасхой именовался не один день, а четырнадцать: неделя до – Страстная, и после – Светлая. Но эти названия появились только после Вселенского собора в 325 году н.э.

Характерной чертой праздника является пение. Если во время Великого поста особое место отводилось чтению, то здесь все наоборот. Даже время, отведенное под изучение текстов псалмов, сопровождается а капельным их исполнением.

Верующие перестают ограничивать себя в пище по средам и пятницам. Земные поклоны и покаянные молитвы тоже временно прекращаются. Зато каждый день совершают крестный ход. Такие послабления нужны, чтобы человек отдохнул от напряжения поста. Кроме того, радость от воскрешения Спасителя отодвигает на задний план чувство покаяния.

Невский четверг или Пасха мертвых


Среди язычников была сильна вера в возвращение душ. Она претерпела преобразований с приходом христианства, но сохранила свою силу. Поэтому в ночь со среды никто не ходил в церковь. Считалось, что там идет богослужение для мертвых и живые подвергаются опасности в такой час.

У русских есть обычай рисовать на могиле крупой крест и катать по нему красные яйца, славя Воскресенье Христово. Украинцы пронесли через года поверье о рахманах, живущих под землей. Они не видят солнца, поэтому не могут определить, когда наступит Пасха. Чтобы сообщить им о радостном событии, люди кидают в реку цветную скорлупу.

В Воронежской губернии до сих пор жив обычай «водить кобылу». На шест надевают голову лошади из папье-маше, к другому концу привязывают хвост, накрывают импровизированной «попоной». Мужчина в костюме цыгана ходил с ряженой палкой по селу, предлагая прокатиться всем желающим. Современные православные славяне празднуют день поминовения мертвых в последний день Масленицы – Прощеное Воскресенье или на Красную горку.

Как следует поминать усопших

Главное занятие во все дни поминовения усопших — не уборка и украшение могилы, а творение чина Литии (дословно в переводе с греческого «усердное моление»). Она совершается приглашенным священнослужителем согласно Типикону (уставу) либо самими мирянами.

Факт! 

В этот день нет какого-то особого последования молитв, поэтому зачитываются соответствующие тропари и псалмы, в том числе Пс. 90, заключительная ектения об усопших и Отпуст.

Помолиться Богу об умерших можно и самостоятельно, своими словами, а еще лучше вслух прочитать последование поминовения «Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище», которое состоит из молитв, 90 псалма, 4-го гласа тропаря, 5-го гласа седален (кафисмы), 8-го гласа кондака и икоса.

Еще в Молитвослове содержится «Акафист об упокоении всех усопших», который состоит из 25 кондаков и икосов (богослужебные песнопения) с заключительной молитвой.

Народные обычаи и поверья на радуницу

В другой части Руси на Радуницу было принято поминать умерших родственников в церквях и дома. И ходить на кладбище не принято.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

На Фоминой неделе считалось, что предки приходят в дом навестить свою родню. Поэтому на столе оставляли «завтрак», «обед» и «ужин». Или на окошко ставили стакан с водой и крошки хлеба.

Очистительный обряд мытья в бане на Радуницу до сих пор существует в некоторых регионах Белоруссии. Ведь запрет на посещение бань существовал от Страстного Четверга до самой Радуницы.

На Радуницу кстати можно было красить яйца не только в красный цвет, но и в желтый и зеленый цвета.

Родительские дни

Во времена СССР, когда церковь находилась под запретом, люди все равно шли в поминальные дни на кладбища. Поэтому были в некоторых регионах учреждены «родительские дни». Но интересно что они существуют до сих пор. И часто жители городов приезжают в станицы и села в воскресенье на Пасхальной неделе на «Родительский день».

Хотя церковь эту традицию не приветствует, многие люди вообще ходят на кладбище два раза, и в «родительский день» и на «Радуницу» во вторник

Но конечно, важно не только в какой день будет проведен этот обряд, но и отказаться от «пира — горой» на могилах, усопших, а лучше всего приходить в этот день только с ритуальными блюдами и вспоминать о родственниках с теплотой и молится о них. Обо всем этом смотрите ещё одно наше видео о том почему именно радуница это главный поминальный день в году и у христиан и ранее до этого был он таковым и по более древним славянским традициям

Ну а этом на сегодня о пасхальной неделе и радунице и её традициях придётся закончить, но вы всегда можете ознакомиться более подробно, о том какие существуют поминальные дни в христианстве и православии, а также о том, когда надо отмечать православный праздник Радуница, о его обычаях и суевериях, о том как же все-таки правильно себя вести на Радоницу, и как именно надо почитать своих умерших предков.

Ну и самое главное узнать о том, почему по христианским традициям и обычаям вообще ни в коем случае нельзя ходить на кладбищ именно в пасхальное воскресенье. А также не забудьте отдельно посмотреть о том, можно ли вообще носить носить еду на поминки и кладбище, и зачем это делают. И вообще чаще смотрите наш видео канал обучения и саморазвития, очень много интересного Пасхе, традициях, днях поминовения усопших, о приближающейся Троице и других важных праздниках.

Названия от народа и церковный календарь

Светлая Седмица с ее радостным и ликующим настроением, веселыми обрядами, присмотром невест, наговорами и действами для достижения семейного мира и согласия, урожая, несмотря на внешнюю беззаботность, наполнена великим сакральным смыслом. Он отражается в народных верованиях и в церковных датах, в названиях для каждого дня:

Светлый Вторник назывался Купальницей из-за того, что проспавшего утреннее моление обливали водой из реки или колодца. В отличие от Понедельника, в гости отправлялись женщины, а мужчины – к родственникам. Начинались игры и гулянья, именуемые ранее Великодними святками. Во вторник отмечается День Иверской и Шуйской иконы Божией Матери.

  • Светлая Среда, третий день Пасхальной недели, называлась Градовой. В этот день категорически запрещалось работать, чтобы не потерять выращиваемый урожай от града. В народе Светлую Среду называли хороводницей, потому что в этот день отменялся запрет на вождение хороводов. В среду на Светлой Седмице отмечают День Касперовской иконы Божией Матери и мучеников, пострадавших при Иулиане. В третий день Светлой Седмицы состоялся также Собор преподобных отцов на горе Синай.
  • Светлый Четверг, по официальной версии – День Преподобного Иоанна Лествичника и Святителя Софрония, в народе именовали Навским (Навьим) Четвергом, иначе говоря – Пасхой мертвых. Частые вопросы, когда мертвая неделя – до Пасхи или после, вызваны разночтениями у разных славянских народов. Она считалась возможной и на Страстной неделе, и на Пасхальной, и на Радоницкой. Это обычай поминовения мертвых без скорби на четвертый день Радостной недели, когда нельзя горевать об умерших, их нужно просто поминать, говорить о них добрые слова, ведь по народным поверьям усопшие спускаются на Землю и находятся на ней до самой Троицы.

  • Светлая Пятница, пятый или Прощенный день, посвящался молодоженам, к которым приходили родственники. Название пошло от символического обряда примирения тещи с зятем. Девушки умывались утром холодной водой, чтобы стать здоровыми и красивыми. Церковь проводила малое водосвятие и праздновала День иконы Божьей Матери «Живоносный Источник».
  • В Светлую Субботу молятся в церкви, происходит раздробление артоса (специального церковного хлеба), его раздача верующим. В честь этого события, которое совершается после литургии, день называется также Святым Артосом.

Светлое Воскресенье носит название Фомин день, в честь памятного события с Апостолом Фомой. Для влюбленных он знаменателен вновь открывающимся разрешением на таинство брака. В народе его также называют Антипасхой, потому что именно в этот день Иисус Христос явился своим одиннадцати ученикам. По церковным преданиям, это произошло на восьмой день по Воскресении.

Неделя после Пасхи – непрерывный праздник, где отменены обязательные постные дни, горевание, скорбь, темные помыслы, сквернословие, обильные возлияния. Зато можно радоваться, веселиться, петь и танцевать, приветствовать друг друга и вспоминать своих усопших, не посещая кладбища до самой Радоницы.

Что нельзя делать на Пасху?

Чаще всего отвечают: «Нельзя работать, грех». Да, Пасха — праздник праздников и посвящают ее Воскресшему Христу и Его победе над смертью, отложив ради радостной вести «Христос Воскресе» все заботы. Но ведь есть врачи, военные, люди, снабжающие нас электричеством, водой, едой… Они не только могут, должны нести трудовую вахту, это их долг перед ближними, долг любви, если хотите.

«Воскресение Господне», эскиз. М. В. Нестеров. Нач. 1890-х.

Ошибка приходить на Пасху на кладбище, это противоречит самой сути праздника. О смерти и о мертвых в Светлое Христово Воскресение вспоминается чаще, чем в другие праздники. Но на Пасху — это победное воспоминание о том, что Своею смертью Богочеловек Христос победил смерть как таковую, потому что Воскрес! И теперь это путь для всех нас, верующих во Христа. Праздник Пасхи, как учат святые, — это «утешительнейшее исповедание того, что дарована жизнь и «сущим во гробах»». Потому на Пасху не бывает поминальных молений, не отпевают умерших. И это мудро. Хотим мы того или нет, но даже самые воцерковленные из нас, знающие назубок слова Символа веры «ожидаю воскресения мертвых», приходя на могилы близких, скорбят. Горечь потери оживает в нашем сердце, что естественно. Поэтому, чтобы мы не испытывали противоречия в своих чувствах: то ли скорбь, то ли радость о Воскресении Христа, чтобы не ввергать нас в фальшь в каком-либо из этих, одинаково дорогих для Церкви переживаний, Церковь и не поощряет походы на кладбище на Пасху и во время всей последующей Светлой недели. Для поминовения усопших дан особый день — Радоница (11 мая).

Есть еще один запрет на Пасху и всю Светлую неделю. В честь Пасхи на Светлую неделю отменяется пост, но это касается только пищи. На Светлой седмице еще не венчают и плотские утехи не поощряются — радость-то у нас духовная, поэтому не будем смешивать. С праздником!

«Воскресение Христа», графика. Питер Брейгель Старший, середина XVI в.

Сколько дней празднуем Пасху? Как?

Длится Пасха не один день, а сорок: настолько значительное это событие — Воскресение Христа, Его победа над смертью. Отдание Пасхи, то есть окончание ее празднования, в 2021 году приходится на 9 июня. То есть до 9 июня верующие будут здороваться друг с другом словами пасхального приветствия: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!».

«Воскресший Христос со святыми». Фра Бартоломео, 1516 г.

Больше того, сам праздник Воскресения Христова, начинаясь торжественной пасхальной службой в ночь с субботы на воскресенье (обычно в 23-30), плавно перетекает в Светлую седмицу — первую неделю после Пасхи (3 — 8 мая). Вся Светлая неделя — как один день Светлой Пасхи, богослужения Светлой недели похожи на богослужения самой Пасхи. И это значит, что если вы не сумели выбраться в храм в сам день Воскресения Христова, приходите туда в Светлую неделю, когда народу в храмах значительно меньше. Если же вы не смогли причаститься в Пасхальную ночь, это можно будет сделать на Светлую седмицу (так на церковнославянском называют неделю).

Праздничное Пасхальное богослужение начинается ночью в Великую субботу. Плащаницу — полотно с изображением лежащего во гробе Иисуса Христа), которое три дня находилось в центре храма, символизируя трехдневное пребывание Христа во гробе, уносят в алтарь, в храме гасят свет, только в руках верующих горят свечки — мы почти физически ощущаем мрак и ужас палестинской ночи, когда Иисус лежал во гробе, и еще никто не знал, чем это кончится. Постепенно загорается свет, звучит песнопение: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…» Царские врата открываются и из алтаря выходит процессия, впереди крестного хода несут фонарь, следом икону Божией Матери, церковные знамена, Евангелие, икону «Воскресения Христова». Обойдя храм и подойдя к главному ходу, процессия останавливается, и настоятель (главный священник этой церкви) провозглашает: «Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице!» «Христос воскресе из мертвых!..» — запевают священнослужители и все молящиеся. Врата храма отверзаются, и мы входим в храм — как во Гроб Господень. Потрясающий момент для всех участников крестного хода: храм залит светом и хор поет, напоминая нам о том, что «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех». Начинается пасхальная утреня, которая переходит в Литургию.

«Ангел отваливает камень от гроба». А. А. Иванов. 1850-е гг.

Понятно, что после карантина 2021 года, когда многие вынуждены были молиться во время трансляции Пасхального богослужения, в 2021 году всем хочется прийти в храм. Надо только помнить, что пандемия еще не закончилась, и, исполняя заповедь Христа «возлюби ближнего как самого себя», во время богослужения необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические требования.

Обычно после ночной Пасхальной службы начинается разговение — когда после 49-дневного поста верующие приступают к праздничному пасхальному обеду. На столе уже будут и куличи, и крашеные яйца, и творожная пасха, и ветчина… На такой праздничный обед, обычно, созываются гости. Но 2021 год и здесь внес свои поправки. Как и в традицию троекратно целоваться после приветствия: «Христос Воскресе»!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector