Если бог не обладает телом, то как тогда человек был создан по его образу и подобию?

По образу Божию

Когда Бог сотворил человека по своему образу и подобию, он определил, что человечество (как мужчина, так и женщина) будет иметь определенные сходства с Богом и разделять определенные божественные прерогативы. Относительно этого мы отмечаем:

Хотя Бог есть дух (Иоанна 4:24) и не имеет тела, подобно человеку, когда Он явным образом предстал перед людьми в соответствии с Ветхим Заветом, Он сделал это в форме человеческого тела (например, Бытие 18:1-2, 32:24, 28, 30). Д-р Генри Моррис пишет: 

Кроме того, человеческое тело было создано в той форме, в которой Бог Сын будет воплощен или «создан по подобию людей» (Филиппийцам 2:7). Таким образом, Бог создал человека в той телесной форме, которую Он Сам однажды должен был принять, — форме, в которой Он хотел открыть Себя.

Бог наделил человека интеллектуальными способностями, которые намного превосходили и превосходят способности любого животного. Таким образом, человеку был дан разум, чтобы слышать и понимать Божье общение с ним, эмоции, чтобы отвечать Богу любовью и преданностью, и воля, которая позволяла ему выбирать: повиноваться или не повиноваться Ему. Таким образом, человек был сформирован не только для того, чтобы «любить Бога и повиноваться Ему всегда», но и заниматься Божьим трудом на земле — быть членом Его совета и управлять творением в сотрудничестве со своим Создателем.

Это видно в Божьем повелении Адаму и Еве осуществлять господство над землей и ее животными (Бытие 1:26,28), в задаче Адама о совершенствовании сада (Бытие 2:15) и в повелении Адаму дать имена животным на земле (Бытие 2:19-20).

Интеллектуальные дары человека также видны в его способности проектировать вещи, а затем создавать их, ценить красоту, сочинять славную музыку, рисовать картины, писать, считать большие числа и решать математические задачи  контролировать и использовать энергию для своих собственных нужд (например, огонь, электричество, ядерная энергия), организовывать, рассуждать, принимать решения, быть сознательным, смеяться над собой и мыслить абстрактно. Все это поведение не является инстинктивным, в отличие от поведения животных, и поэтому оно имеет неограниченное разнообразие.

Только человек из всех созданий Бога имеет дух или понимание Бога, то есть способность познавать Его и поддерживать духовное общение с Ним через молитву, прославление и поклонение. Со времени грехопадения (Бытие 3) человек имел врожденное нравственное осознание добра и зла или же совесть, которую он чувствует в своем духе.

Человек был создан не только невинным (то есть без греха), но и святым, иначе Адам не мог бы иметь общения с Богом, который не может смотреть на беззаконие (Аввакум 1:13). Это подтверждается в Бытие 1:31, когда Бог утверждает, что все, что Он сделал (включая человека), было «весьма хорошим», что не являлось бы правдой, если бы человек был нравственно несовершенным.

Социальная природа Бога и внутренняя любовь видны в учении о Троице. Бог – Который есть любовь – создал человека с социальной природой и необходимостью в любви. В Бытие 3:8 говорится, что «они услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня». Это предполагает, что Адам и Ева наслаждались обществом и общением с Богом, возможно, ежедневно.

Бог также обеспечивал человеческое общение и любовь особым и сокровенным образом. Прежде, чем Он создал Еву, Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему»(Бытие 2:18). Затем он создал Еву из ребра, взятого у Адама (Бытие 2:21-24), – факт, который Иисус использовал в своих дискуссиях с фарисеями, чтобы защитить святость брака и близость любви в брачных отношениях (Матфея 19:4-6, Марка 10:6-8).

День рождения в Вечность

С первых христианских, катакомбных времен, еще до утверждения на седьмом Вселенском соборе догмата об иконопочитании в Церкви жила жажда святого образа. Не только образа Спасителя, образа Божьей Матери, но и образа людей, живших рядом, на которых почил Святой Дух. Христиане знали, видели, что мученики, отдавшие за Христа свои жизни, стали обителью Благодати, стали Богоносцами. Вслед за апостолом Павлом, утверждавшим, что для него «…жизнь — Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1.21), и другие христиане отдавали за Христа свои жизни. Как говорил третий епископ Антиохийский, священномученик Игнатий, прозванный Богоносцем: «Я осужден на смерть не ради злодеяния, но ради Единого моего Бога, любовью к Которому я объят и к Которому стремлюсь. Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом». Так же мог сказать каждый мученик и исповедник за Христа. Каждая смерть мученика становилась победой, днем рождения в новую жизнь.

Правописание существительного с предлогом «на подобие» в винительном падеже

Если при изучении слова в контексте предложения мы приходим к выводу, что это существительное с предлогом, то дальше выясняем его падеж.

В определении падежа нам поможет вопрос «на что?», заданный от глагола к существительному с предлогом «на подобие». Существуют и синонимы, способные заменить данное словосочетание: на идентичность, на сходство, на схожесть, на похожесть и другие:

  1. В доказательство нам указали на подобие (на сходство) этих статуй.
  2. На подобие (на идентичность) этих двух людей указывали все исследования.
  3. Путешественники были изумлены, глядя на подобие (на похожесть) этих статуй с теми, что находились за тысячи километров отсюда.

Правописание слов на подобие

Вариант второй: слова пишутся раздельно в случае, если это предлог «на» с самостоятельной частью речи – существительным «подобие», то есть «схожесть».

Так как предлог «на» употребляется с существительным в винительном падеже, то и в этом случае «подобие» тоже пишется в винительном падеже. При этом окончание существительного 2 склонения совпадает с окончанием в именительном падеже: «видим что? – подобие», «смотрим на что? – на подобие».

Хотя предлог наподобие и предлог с существительным на подобие схожи между собой, однако употребляются они в разных случаях, и путать их не следует. Так, если соблюдаются условия:

слова нельзя заменить синонимами «похожий на» и «такой, как»;

между предлогом «на» и существительным можно вставить прилагательное, например: «на великое подобие»,

то это именно предлог с существительным и пишется раздельно.

При этом окончание у него будет также Е. Может ли на подобие иметь окончание И? Может – в случае, когда пишется в предложном падеже: «где? На подобии». Однако подобное случаи такого употребления так редки, что им можно пренебречь и запомнить правильным правописание через Е.

Примеры предложений

  1. Туристы долго и с интересом любовались на маленькое подобие Тауэрской башни в городском саду.
  2. Юрист делал ставку на подобие между двумя домами и не прогадал.
  3. Чашка с кофе стояла на унылом подобии журнального столика.

Образ и подобие

Откровение говорит, что человек сотворен по образу и подобию, однако же не раскрывает значений этой пары понятий. Задаваясь вопросом, что же такое образ и подобие Божье в человеке, святые отцы отвечали по-разному. Прежде всего некоторые из них отождествляли эти понятия, то есть считали, что эти термины синонимичны

И такая точка зрения имеет основания, так как в нашем языке нередко употребляется ряд синонимичных понятий для того, чтобы подчеркнуть важность процесса или состояния, о котором говорим. То есть вполне допустимо говорить о совпадении объема смыслов пары понятий образ и подобие(11)

Некоторые отцы различали эти понятия, полагая, что их можно соотносить как статичное и динамичное. У св. Диадоха есть такое выражение: «Все мы, люди, созданы по образу Божию. Быть же по подобию Божию есть принадлежность только тех, которые по великой любви свободу свою поработили Богу»(12). Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Выражение: “по образу” – указывает на способность ума и свободы; тогда как выражение: “по подобию” – означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека»(13).

Таким образом, большинство святых отцов считали, что образ – это способность двигаться к обожению, а подобие – сам процесс, направленный к обожению. Можно привести сравнение: образ и подобие соотносятся между собой как талант и его развитие в человеке. Многие имеют художественные или музыкальные способности, но только усердные добиваются успехов в этом роде деятельности.

Рассмотрев соотношения пары понятий образ/подобие, зададимся вопросами, что же такое образ Божий в человеке, какое именно смысловое наполнение этого понятия. Нередко святые отцы видели в образе ум, свободу, царственное положение(14), бессмертие или совокупность всех этих свойств(15).

Однако можно предположить, что было бы не совсем корректно поставить знак равенства между образом и одним из или всеми вместе перечисленными выше свойствами. Скорее, следует утверждать, что вышеуказанные отдельные свойства человеческой природы являются способом проявления образа Божьего, сам же образ остается непознаваемым.

Владимир Лосский говорит об определенной растерянности среди многообразных святоотеческих мнений по вопросу, что же такое образ Божий в человеке(16). В результате он приходит к выводу, что «образ непознаваемый, ибо, отражая полноту своего Первообраза, он должен также обладать и Его непознаваемостью. Поэтому мы и не можем определить, в чем состоит в человеке образ Божий»(17). Несмотря на определенную правильность этого утверждения, все же не следует полагать, что святоотеческое учение по этому вопросу осталось неразработанным и/или спутанным. Многообразие толкований лишь подчеркивает трудновыразимость этой тайны.

Святые отцы практически единогласны в том, что образ Божий относится к душе человека(18). Исключением в данном случае является мнение святого Иринея Лионского(19), полагавшего, что образ Божий включает и телесность человека. Епископ Сильвестр причину такого мнения святого отца видит в полемической необходимости доказать тем, кто отрицал людскую телесность и видел в ней зло, что и тело человека создано Творцом(20).

Важное место в понимании библейского рассказа о сотворении человека по образу Божьему занимает сопоставление библейского повествования о сотворении по образу с апостольскими выражениями о Христе как образе ипостаси Бога Отца (Евр. 1:3; 2 Кор

4:4). Подлинный Образ Бога Отца есть Вторая Ипостась, Божественный Логос. Именно по Образу Логоса сотворен человек(21): «Образ Божий есть Его Слово образ же Слова – истинный человек… который поэтому называется сотворенным по образу и по подобию Бога»(22). Эта идея нашла дальнейшее развитие в учении о том, что человек не просто образ Второй Ипостаси, но образ Воплощенного Логоса(23).

Кроме того, будучи сотворенным по образу Второй Ипостаси – Бога Сына, человек еще и выделяется из общего ряда творения в особое состояние, сыновство, которое было утрачено в следствие грехопадения, но восстановлено во Христе: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26), «Мы в себе стенаем, ожидая усыновления» (Рим. 8:23), «Бог послал Сына Своего (Единородного)… дабы нам получить усыновление» (Гал. 4:4–6), «Ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4:7)(24).

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)

Примечания:

Правописание слова наподобие

Для начала определим, какой частью речи слово выступает в предложении. Вариант первый: слово пишется слитно в случае, если оно – производный предлог. Этот предлог образован от существительного «подобие», то есть «похожесть» и предлога «на», но утратил самостоятельность и стал служебной частью речи.

Чтобы понять, что это именно предлог, нужно убедиться, что:

  • после него следует существительное, которое с чем-то/кем-то сравнивают: «уши наподобие слоновьих»;
  • его можно свободно заменить словами «похожий на», «такой как», «вроде» или другим синонимичным: «уши, похожие на слоновьи», «такие же, как слоновьи», «вроде слоновьих» и так далее;
  • между «на» и «подобие» нельзя вставить никакое другое слово.

Если все эти условия соблюдены, значит, перед нами предлог, пишущийся всегда слитно. Кроме того, так как предлог в русском языке – неизменяемая часть речи, то он пишется всегда одинаково – с буквой Е на конце.

Примеры предложений

  1. Иван долго не спал, пытаясь выдать что-то наподобие стихов, но в итоге сдался и под утро уснул.
  2. Еж выкатился из кустов наподобие шара и замер: было видно, что он напуган.
  3. Павел издал звук наподобие лошадиного ржания и показал Маше язык.
  4. Ирина сшила платье наподобие старинного кринолина и с нетерпением ждала новогоднего вечера.
  5. Иван мечтал стать писателем и даже делал какие-то потуги наподобие новеллы, но безуспешно.

ПОДОБИЕ БОЖИЕ

Перейдем к более детальному анализу подобия. Еврейское слово д’мут (подобие) и сокращенная форма его дам имеют и внешнюю (фонетическую), и идейную связь со словом дам (кровь). Дело в том, что в образовании отвлеченного понятия сходства и подобия вообще, древние евреи исходили из представления о единстве крови, обуславливающем одинаковость природы нескольких существ (по-русски «единокровных», «кровинушек»). Понимаемое в таком смысле слово д’мут (подобие) указывает не на внешнее, не на случайное сходство в чем бы то ни было, а на сходство внутреннее, существенное. Таким образом, когда Бог положил в Своем совете создать человека, как подобие свое, то это свидетельствовало о том, что Он вознамерился даровать человеку некоторые из таких свойств, которые принадлежат Ему Самому (Богородский. 1903, № 1, с.57-58). Что это за свойства?

Вот некоторые из душевных добродетелей, которые по мнению св. отцов составляют подобие человека Богу:

– подобие Богу это – чистота, бесстрастие, блаженство, всего дурного отчуждение (Григорий Нисский. 1995, с.16-17);

– «подобие Христу составляют истина, кротость, правда, и вместе с ними смирение и человеколюбие» (христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.31).

Стяжание этих и других добродетелей есть путь к реализации заповеди Иисуса Христа о совершенстве: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Каждому христианину необходимо прилагать к этому усилия, учиться: «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лк. 6, 40).

Учитель у всех христиан один – Иисус Христос, но способ и форма обучения – своя: «Раскрытие образа Божия в нас есть задача, особая у каждого. Мы призваны к творчеству, к разрешению этой задачи, к «несению» своего креста» (Зеньковский. 1993, с.54).

Сотворение человека

Человек — венец Божьего творения. Бог поставил его главой над всей землей.

Созданы по образу и подобию Бога

Согласно Священному Писанию, Бог создал человека на шестой день творения. Человек стал его заключительной частью. Особенность его в том, что подход к его созданию был совершенно иным, отличным от других живых существ.

Здесь мы видим две важнейшие характеристики человека: он есть образ и подобие Бога и поставлен главенствовать над всем творением. Интересно, что здесь же Библия уточняет, что он был создан разнополым существом как мужчина и женщина. Соединяясь вместе и образуя семью, мужчины и женщины сотрудничают в исполнении возложенной на них Богом миссии — размножаться, плодиться, наполнять землю и управлять ею.

Небесный Отец

Бог Библии активно участвует в жизни творения, в том числе, человека. Он не самоустранился, а продолжает направлять и заботиться о нем. Люди не сироты в мире. У них есть Отец на Небесах.

Отношение Бога к человеку сравнивается с отношением отца к детям. Бог знает нас, печется о нас и воспитывает, а мы со своей стороны должны оказывать Ему положенное почтение.

Отцовство Бога подразумевает равенство людей перед Ним. Независимо от национальности, социального статуса, материального состояния или возраста каждый человек — дитя Божье.

Библия призывает нас доверять Небесному Отцу. Христос однажды сказал: “Если вы, будучи злы, умеете давать доброе вашим детям, то тем более Отец Небесный даст блага просящим у Него”.

Для чего создан человек?

Всеобъемлющая цель жизни человека — прославить Бога. Это значит не только воздать Ему хвалу, но и отобразить Его славу. Мы были созданы по образу и подобию Божьему; соответствие этому образу — цель нашей жизни.

Наши мысли, слова, дела и мотивы должны прославлять Бога.

Бог открывает Себя в творении. Но человеку дана свобода выбора — поступать достойно своего Создателя или нет. Как творение Божье, мы призваны прославить Его. Один из способов сделать это — добрые дела. Когда мы делаем добро, то становимся похожими на Небесного Отца.

Итог

Сотворение человека изначально было спланировано Богом. Он благословлен Им размножаться и владычествовать над творением. Цель жизни человека — прославлять Создателя, образ и подобие Которого он носит.

Прп. Петр Дамаскин

Ибо Адам назван по четырем странам света: «Α» — восток, «Δ» — запад, «Α» — север и «Μ» — юг. И опять, человек на тогдашнем языке, то есть сирийском, называется огнем, сходно с природою. Ибо от одного человека произошел весь мир, как от одной свечи можно зажечь сколько угодно других, и та первая от этого не оскудеет. По смешению же языков иной (язык) производит слово «человек» от забвения, которое свойственно человеку, другой — от других его свойств, а эллинский — производит слово «человек» от взирания вверх. Но естество его есть собственно слово, потому и называется он словесным, ибо один только человек обладает этим свойством; по иным же своим названиям он имеет себе соименников между другими творениями.

Творения. Книга вторая.

НЕПОСТИЖИМОСТЬ ОБРАЗА БОЖИЯ

И в заключение хотелось бы удержать читателя против слишком рационалистического подхода к определению образа Божия. Да, что-то о нем известно более определенно, – то, над чем св. отцы больше потрудились. Но что такое образ Божий по своей глубинной сущности? «Образ Божий в человеке по самой своей сущности, как отображение Неизреченного и Неопределимого, также не может быть полностью определен и обозначен словами» (Иванов. 1997, с.151). И далее: «Выражаясь философским языком, образ Божий в человеке – это ноумен, а его проявление вовне – феномены» (там же, с.152).

Бог есть неисследимая пучина тайны и бездна несказанного и непостижимого. Следовательно и созданный по этому божественному образу человек носит в себе печать этого непостижимого и эту тайну. Человек есть таинственная криптограмма, которую никто никогда не сможет до конца разгадать и удовлетворительно прочитать (Киприан (Керн). 1996, с.385).

Страница добавлена 10.05.2011. Последнее обновление 01.10.2018.

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Проблема образа и подобия Божия в человеке имеет свои практические аспекты, которые относятся не только к христианам, но и, практически, к каждому человеку: необходимо очищать образ и стремиться к подобию.

Каждый из «сынов и дочерей Адама» является носителем образа Божия, но этот образ нуждается в очищении от последствий грехов. Про Адама в Библии сказано, что он создан по образу Божию, но про сына Адама сказано уже по-другому: «Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему, по образу своему, и нарек ему имя: Сиф» (Быт. 5, 3). Это означает, что образ Божий в человеке остался, – ибо он находится в самом человеческом существе – но светлость его затмилась и красота исказилась. Адам прибавил к нему нечто свое, то есть грехи (христ.: Варнава (Беляев). 1995, с.57).

Это то, что в святоотеческой традиции называется прародительским грехом, ибо грех во всех людей перешел от прародителей (Ч. 2: Григорий Богослов. О душе. 1994, с.35). «Человеческое естество бывает грешно от самого зачатия своего. Бог не создал человека грешным, а чистым и святым. Но когда первозданный Адам потерял сию одежду святости, не от другого какого греха, а от одной гордости, и сделался тленным и смертным; то и все люди, происходящие от семени Адамова, бывают причастны прародительского греха от самого зачатия и рождения своего. Кто сим путем родился, хотя бы не сделал еще никакого греха, уже грешен есть тем прародительским грехам» (христ.: Симеон Новый Богослов. Т. 1. 1993, с.309).

Образ Божий важен для воспитания и образования. Дореволюционная школа имела две главные задачи: первая – обучение грамоте и нужным предметам; вторая – духовно-нравственное воспитание. В наше время как-то забылось, что «само слово «образование» подразумевало воспитание по образу и подобию Божию» (доп.: Половинкин. 1997, с.15).

Важен образ Божий и для обычной жизни – как основа позитивного отношения к другим людям: «Люди по существу, в глубине все лучше, чем в своем проявлении в жизни. Одно дело – образ Божий и благодать, полученная в таинстве крещения; это и есть личность человека, его «Я». Это великий дар Божий» (христ.: Никон (Воробьев). 1988, с.109).

Именно подход к человеку, как образу Божию, и делает возможным и реальным любовь к любому человеку, независимо от личного к нему отношения. Это та любовь к врагам, о которой говорил Иисус Христос: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 43-44).

Эта любовь распространяется и на заблуждающихся, ибо христианин «помнит, что и его самого, и ближнего сотворил один Бог; поэтому и в заблуждающемся человеке чтит Творца; любит его как своего собрата по изгнанию, сожалеет о его неведении и молится о нем» (христ.: Климент Александрийский. Строматы. 1996, с.281). Своим непочтением к Богу заблуждающиеся наказывают сами себя: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия…» (Рим. 1, 28-29).

Где искать образ Божий

Чтобы быть образом Господа следует знать и понимать о чем идет речь. Для этого следует стремится в Богопознание, стремится к личным глубоким взаимоотношениям с Господом, чтобы не на словах, но на делах понимать сущность Господа Бога. Для этого следует очистить свое сердце, отбросить невежество и примитивные рассказы, и направить свой дух и сердце к Творцу.


Образ Божий заключается в способности души мыслить, чувствовать, исполнять принятые решения

Существует несколько верных способов поиска Господа. Необходимо только быть с открытым сердцем и твердой верой. Лик Бога узнается следующими методами:

  1. Чтение Писания — в Псалмах, Евангелиях, в великих и малых пророках приводится бесчисленное количество примеров того, какой есть Господь. Углубленно изучая святые тексты, можно увидеть Божественные качества.
  2. Молитва — личное общение с Богом помогает познать Его. Когда мы хотим узнать человека, мы проводим с ним большое количество времени в разговорах и совместных занятиях, а с Богом также необходимо разговаривать, открывая Ему свое сердце и стремясь увидеть и услышать Отца Небесного.
  3. Пребывание в общине — посещение богослужений и церковных мероприятий не только полезно для наставления духа, но и помогают познать Господа. Не только из проповедей, чтения текстов святых отцов, акафистов и пр., но и из совместного общения.

Важно! Каждый человек является подобием Бога, поэтому познать образ Его можно и с помощью других христиан. Поиски — это постоянное занятие, требующее усилий и веры

Господа невозможно узнать полностью, Он лишь может открыть некоторые Свои качества для человека. Поиски же Творца занимают всю жизнь, главное — стремится найти Его

Поиски — это постоянное занятие, требующее усилий и веры. Господа невозможно узнать полностью, Он лишь может открыть некоторые Свои качества для человека. Поиски же Творца занимают всю жизнь, главное — стремится найти Его.

Божественный совет

В этом интригующем стихе Бог, кажется, разговаривает с кем-то. Кальвин сказал: 

«Это язык одного, который, по-видимому, обсуждает … он консультируется». 

Многие другие комментаторы называют это «советом». Но если это так, с кем Бог советуется? И почему? Дает ли Библия какой-либо намек?

Поскольку Господь не нуждается в другом советнике, любая такая консультация должна была состояться в Боге – между Богом-Отцом, Богом-Сыном и Богом Святым Духом.,  В Послании к Евреям 1:2 в переводе с английского говорится, что, когда Бог создал мир или вселенную, он создал ее чрез Своего Сына.

Бог мог легко создать человека Своим собственным Словом, как Он это делал в случае с животными (Бытие 1: 20,24) и растениями (Бытие 1:11), но Он решил не делать этого. Человек не является ни близким родственником животных, ни дальним родственником примитивной растительной жизни. Скорее, он — кто-то великий, замечательный и другой, самый превосходный из всех произведений Бога, человек — это особое выражение божественной природы, созданное личной деятельностью Бога. Бог создает его с торжественностью, достоинством и честью глубокого обдумывания со стороны Божества.

Хотя человек был образован из праха земли, Бог лично «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою»(Бытие 2:7). Таким образом, жизнь человека не является результатом спонтанной реорганизации молекул внутри его тела и она не была вызвана эволюцией от какого-либо животного или «низшего гоминида» (как утверждают теистические эволюционисты), но является непосредственным подарком от Бога. Это дополнительно подчеркивается в Библии в генеалогии Адама в послании от Луки, где он называет Адама не сыном антропоидной обезьяны, а «сыном Божиим» (Лк. 3:38).

Почему Бог обсуждал это с Сыном? В Откровении 13:8 говорится, что Агнец Божий (то есть Иисус) «заклан от создания мира». К шестому дню Недели Творения основа мира была по-настоящему хорошо заложена, но с созданием человека Бог собирался положить начало той цепи событий, которая неумолимо привела бы к будущему распятию и смерти Господа Иисуса Христа на Кресте в качестве искупления за грех человечества. 

Своей земной жизнью Иисус подтвердил готовность исполнить волю Отца в этом отношении, в Гефсиманском саду (Матфея 26:39, 42). Возможно ли, что он сделал это и на небесном совете, непосредственно перед тем, как Бог создал Адама?

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Толпа или сонм образов?

На иконе Всех святых мы видим выполненное в миниатюрной манере письма множество образов ликов святых их. Людей на иконе и сосчитать трудно, тем более — разглядеть. Но мы помним и верим, что каждый из них посвятил свою жизнь Богу, каждый из них соединился со Христом, уподобился Ему, стяжав своим подвигом, своей жизнью благодать Духа Святого

И, прикладываясь к этой иконе, важно осознавать и помнить о том, как провели свою жизнь эти люди, каждый из которых – уникальная личность, которая смогла воплотить в своей жизни волю Божию о себе. Вот почему в иконах недопустима никакая схематичность

На древних образах, даже самых миниатюрных, например, в Синайских минологах, мы видим не условный знак с подписью, а образ конкретного человека с его неповторимым обликом, с его неповторимой душой. Даже на многофигурных иконах, где мы видим множество святых, каждый человек неповторим и уникален.

Иногда на улице или даже стоя в храме за богослужением, мы видим, к сожалению, лишь толпу людей. Ни в коем случае нельзя забывать, что каждый из тех, кто стоит рядом с нами, — это тоже икона Божья, создание, сотворенное по образу и подобию Божию. Вот в чем связь наших сообществ с иконой Всех святых. Каждый человек призван к святости, к соединению со Христом, к обожению. И на каждом из нас — пусть в малом залоге, пусть в малой частице — Дух Святой стремится почивать, войти в нас и стать нашей жизнью, нашим дыханием

И как важно открыть перед Ним путь в наши души, в наши сердца, дать Ему эту возможность, чтобы семя веры прорастало в нас, чтобы огонь разгорался. Как сказал Спаситель: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк

12.49). Это Его слова об огне Духа Святого.

Как важно видеть, что не толпа перед нами, а люди, которые призваны стать иконами Божьими. И это касается не только тех, кто сейчас рядом с нами в церкви, в семье, но людей, которых мы видим на улицах, площадях, в деревнях, селах — повсюду творение Божье

День воспоминания Всех святых объединяет всю вселенную, так же, как день сошествия Святого Духа. Неделя Всех святых – это продолжение праздника Пятидесятницы, плоды действия Духа святого на земле.

Ссылки и примечания

Два других стиха, где используется множественная форма в речи Бога (совещание): Бытие 3:22 и 11:7.

Джон Кальвин, Бытие, перевод и издание Джона Кинга, издательство The Banner of Truth Trust, Эдинбург, 1965, с. 91.

Исаия 40:13; Римлянам 11:34.

Иоанна 16:13 свидетельствует о том, что Святой Дух говорит.

Множественная форма «Бог» (Элохим) и местоимения во множественном числе «нас» и «наш», используемые с глаголом в единственном числе в Бытие 1:26, предопределяют доктрину Троицы. Сравните Бытие 1:1-3 и Матфея 28:19.

Также смотрите Иоанна 1:3: «Всё чрез Него начало быть (т.е. через Слово = Иисус Христос), и без Него ничто не начало быть, что начало быть», и Иоанна 17:24, где Иисус говорит о том, что Бог Отец возлюбил Сына «прежде основания мира».

Некоторые толкователи Писания различают слова «образ» и «подобие» Бога. Другие рассматривают их как синонимы, желая подчеркнуть идею о сходстве. По-видимому, Моисей больше согласен со вторым мнением: т.е. он использует слово «подобие» как объяснение «образа» в Бытие 1:26 (между двумя фразами в послании к Евреям нет никакого союза «и»); он использует слово «образ» дважды и ничего не говорит о «подобии», о котором говорится в Бытие 1:27; он использует «подобие» (только) в Бытие 5:1, и «образ» (только) в Бытие 9:6.

Мы понимаем, что это был Господь Иисус Христос, поскольку «Бога (Отца) не видел никто никогда» (Иоанна 1:18).

Генри Моррис, Описание Бытия, издательство Master Books, Эль-Каджо, Калифорния, 1976, с. 74.

Животные общаются несколькими различными способами, включая голос, выражения лица, поза тела и запахи, но, ни одно животное не может говорить с помощью грамматических фраз и предложений

Обратите внимание на то, что в Бытие 1:27 говорится, что Ева также была сотворена по образу Бога, а повеление в Бытие 1:26 и 28 находится во множественном числе «их», т.е. касается Адама и Евы, а значит и всех их потомков (всех людей)

Таким образом, человеку был дан во владение весь земной мир (животный, минеральный, растительный) не для того, чтобы он эксплуатировал его для собственной выгоды и вел себя как тиран, но для того, чтобы быть представителем Бога. Это задание, требующее посвящения и ответственности. Человек во всём ответственен перед Богом. (Откровение 20:12).

Человек – это существо, имеющее три составных, т.е. единство тела, души и духа. Растения имеют тело и неосознанную жизнь. Животные имеют тело и осознанную жизнь (с евр.: nephesh, обычно переводится как «душа»). Человек имеет тело, осознанную жизнь (душа, включающая человеческий интеллект или ум, эмоции или чувства, и право выбора или воля), и дух (осознание Бога). Человек – это бессмертный и уникальный образ Бога во всех трёх аспектах. Некоторые толкователи Писания сравнивают это триединство человека с Троицей Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.

Адаптированная версия работы Генри К. Тейссена, Лекции по систематической теологии, издательство Eerdmans, Мичиган, 1977, сс. 156-7.

Создание Евы из Адама является абсолютным камнем преткновения для толкований теистической эволюции. Некоторые говорят, что «из праха – Адам» символизирует эволюцию от низших форм, но что означает «из ребра – Ева»?

В словаре Даля

ср. (доба, время, пора, срок, год, година: добрый, удобный, сдобный и пр.) сходство, согласие, одновидность, схожесть. И подобия нет подлинника. | Вещь сделанная по образцу или в подражанье; изображенье чего; образ чего-либо. Иссеченное из камня подобие человека. Весьма неудачное подобие, подражанье. Подобный, похожий на что, схожий с чем, близкий, подходящий, одного вида, образа, свойств или качеств. Этот дом подобен моему. И я видел подобный сему случай. Подобные треугольники, в математ. в коих углы равны, и стало быть стороны опостен (т. е. параллельны). Человек подобен Богу и подобен скоту. | церк. стар. удобный, своевременный, кстати; должный, приличный, пристойный: достойный. Искаше подобна времени, да предаст его, Лука. И мы, великий государь, не замедлим по подобну времена побывать, стар. Подобный возраст для брака, по Кормчей, юноше 15, девеце 12 лет. Земля в подобно время (в должное) плода не подаде, понеже не бысть дождя, стар. Он человек подобный, южн. каким быть подобает, обходительный, образованный. Это не подобное дело! невероятное; негодное, дурное. Подобно, хорошо, кстати, прилично; должно. Неподобно жить, южн. непотребно, дурно. | Подобно чему, подобне церк. как, так, таким же родом, образом, способом, побытом; схоже с чем. Туманное солнце светит подобно луне. Подобать безличн. быть должну, приличну, пристойну; идти, быть кстати, следовать, надлежать. Многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие. Много баять не подобает, семинарское. Подобаться чему, сходствовать или походить, уподобляться, быть похожим. Это лето подобится плохой осени. | Мне подобится, подобается вещь эта, южн. малорос. нравится, подходит. Сподобиться чего, удостоиться. Уподобиться чему, быть похожу, походить. Подоба ж. церк. естественная потребность, побужденье. Подобен и. церк. образцовый стих, напев, по коему поют прочие стихи. Подобень м. южн. вор. поличие, портрет, образ; | снимок с чего. Подобец м. подобная ж. ровня, дружка, противень, пара. Подобник, -ница, подобный кому, подражатель, последователь. Подражатель Господень апостольский подобник. Всяк с подобником своим, со своим братом знается. Подобообразный или подобовидный, схожий, похожий. Подобонравные братья. Подобострастный церк. с такими же страстями, как и другие люди. Илия человек бе подобострастен нам, Иак. Y, 17. 11 Раболепный, пристрастно приверженный или рабски покорный. Подобострастно склонив повинную, оу стоял у дверей. C подобострастным взором выжидал он приказаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector