Житие петра и февронии муромских, иконография и в чем помогают святые
Содержание:
Змий и заяц
Сегодня миф о Петре и Февронии выглядит на диво актуальным. Православная риторика лишь стыдливо прикрывает его мощную языческую энергетику. Экранизировать эту историю стоило бы в духе «Игры престолов». Здесь много крови, волшебства и откровенного неприличия. Неудивительно, что этой легендой на протяжении столетий так увлекались наши предки.
Начинается история с того, что к жене старшего брата Петра начинает ходить «на блудное дело» «злой крылатый змий». Змей — это древнейший эротический символ славянского фольклора. Он не опасен — никого не убивает, не выдыхает огонь, только предается любовным утехам. Земной женщине, вступившей с ним в связь, змей дарует невероятное потомство — героев, волшебников, красавцев.
В нашей истории змей еще и оборотень — сначала он является княгине под видом ее мужа. А потом предается с ней любовным утехам уже в виде чудовища. Проявляя своеобразный юмор, он в облике князя сидит вместе с княгиней во дворце, и придворные ничего не замечают. Ни о чем не догадывается и муж.
Наконец, жена все-таки рассказывает князю про змея
Проявляя разумную осторожность, он не кидается на врага, а велит ей разузнать у любовника, как его вообще можно убить. Разомлев от ласк, змей доверчиво рассказывает княгине: «Смерть мне суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча»
Тогда князь зовет на помощь младшего брата, которого как раз зовут Петром. Тому во время молитвы является некий отрок и указывает тайное место, где хранится Агриков меч. Очень заметно, что Ермолай-Еразм Прегрешный хорошо знаком с европейским фольклором. Агриков меч и история его обретения близко напоминает историю с мечом короля Артура.
Ворвавшись в спальню княгини, Петр убивает змея, однако кровь чудовища попадает ему на кожу, и княжич весь покрывается струпьями. Его лечат разные врачи, но безуспешно. Прослышав, что в Рязанской земле живет много искусных лекарей, Петр велит везти себя туда. Там, в деревне Ласково, слуга Петра видит в одном доме девушку. Она сидит и ткет, а на полу перед ней скачет заяц.
Заяц появляется в легенде неспроста. Он главный герой так называемых «целовальных песен» и всего брачного фольклора. Для славян-язычников заяц — популярный и мощный дух плодородия. Он отвечает за половую силу и может обеспечить обильное потомство. Все эти «заинька, поскачи!» донесли до наших времен отголосок древних языческих заклинаний. Прыгая перед девушкой, заяц признаёт ее силу и служит ей. Значит, это очень непростая девушка.
Молитва святым Петру и Февронии (утверждена Московским Патриархатом)
* если молебен совершается для готовящихся вступить в брак, то молитва читается в следующей редакции:
Где находятся мощи святых и иконы с частицами мощей
Особо почитаемые иконы – это иконы с частицей мощей святых, такие иконы есть на многих счастливых приходах, например в храмах:
- Вознесения Господня на Б. Никитской ул., Москва, Большая Никитская ул, 18. (ст. метро Охотный Ряд, Арбатская (Библиотека им. Ленина);
- в храме преподобных Сергия и Германа Валаамских, в Москве, на 2-ой Тверской ул., 52 (м. Белорусская);
- в храме иконы Божией Матери «Знамение» за Петровскими воротами при ГУ МВД России, г.Москва, 1-й Колобовский переулок, д.1, (м.Пушкинская/Чеховская);
или в далеком храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Федосеевка, в Старооскольском районе Белгородская области.
Главная святыня – мощи благоверных Муромских князей Петра и Февронии почивают в Свято-Троицком женском монастыре (г.Муром Владимирской обл., пл.Крестьянина, 3-а).
О чем молятся пред этой иконой
Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония
Молитва святым Петру и Февронии перед их иконой поможет:
- пройти сквозь жизненные невзгоды и испытания, сохранив семью;
- сохранить любовь и согласие между супругами;
- поможет в хранении благочестия и святых брачных обетов;
- привлечет благословение на детей, даст помощь в исцелении от болезней;
- молодым по их молитвам и вере поможет обрести вторую половинку и создать семью;
- зачать в браке здоровых детей и воспитать их в христианской вере.
Примеры помощи, по молитвам к этим святым
Протоиерей Святослав Зулин, настоятель храма прмц. Елисаветы г.Томска рассказывает: «Известно много случаев, когда после молитвенного обращения к святым князьям Господь даровал отчаявшимся бездетным супругам ребенка.
Так сестры обители (Свято-Троицкого монастыря г.Мурома) рассказывают, что у супруги одного из спонсоров, помогавших восстанавливать монастырь, по молитвам святых, родилась дочь. Супруге в это время было 42 года, и детей у нее не было, не смотря на то, что в браке они состояли с мужем уже более 10 лет.
Многие супружеские пары у святых мощей утверждались в мысли, что необходимо венчаться. Долго не складывались у одной женщины отношения с мужем, дело шло к разводу, но молитвами святых Петра и Февронии в семье все наладилось. Матушка одного московского батюшки рассказывала, что она молилась у святых мощей о даровании благочестивого супруга, и Господь устроил ее жизнь…».
Икону святых благоверных князей Петра и Февронии можно встретить сейчас в каждом храме, и неважно, будет это старинный образ, или совсем новый, современного письма, главное – с какой верой будет совершаться наша молитва. Святые Петр и Феврония соединили свои сердца, обретя вечную Любовь, которая никогда не перестает, пусть и наши сердца освящает молитва к ним
Молитва, которую читают пред иконой святых
О вели́цыи уго́дницы Бо́жии и преди́внии чудотво́рцы благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, гра́да Му́рома предста́тели и храни́тели, и о всех нас усе́рднии ко Го́споду моли́твенницы! К вам прибега́ем и вам мо́лимся с упова́нием кре́пким: принеси́те за нас гре́шных святы́я моли́твы ва́ша ко Го́споду Бо́гу и испроси́те нам у бла́гости Его́ вся благопотребная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, в до́брых де́лех преуспе́яние, ми́ра умире́ние, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, душа́м и телесе́м здра́вие и ве́чное спасе́ние. Исхода́тайствуйте у Царя́ Небе́снаго: ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Испроси́те Це́ркви святе́й и всей держа́ве Росси́йстей мир, тишину́ и благоустрое́ние, и всем нам житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Огради́те оте́чество ва́ше, град Му́ром, и вся гра́ды Росси́йския от вся́каго зла и вся правове́рныя лю́ди, к вам приходя́щия и моще́м покланя́ющияся, осени́те благода́тным де́йством благоприя́тных моли́тв ва́ших, и вся проше́ния их во бла́го испо́лните. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, со умиле́нием вам возноси́мых, но бу́дите о нас при́снии предста́тели ко Го́споду и сподо́бите нас по́мощию ва́шею святою спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати; да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Живые покойники
Вернувшись в Муром, Петр женится на Февронии. Вскорости умирает его старший брат, не оставивший наследника. Петр становится князем Мурома. Однако приближенные устраивают бунт. Предлогом является то, что знатные муромские дамы не хотят подчиняться крестьянке Февронии.
Тут мы видим, что довольно жесткая Феврония решительно рулит и семьей, и государством. Когда вспыхивает бунт, Петр перекладывает ответственность на ее плечи, попросив ее разобраться с заговорщиками. Феврония говорит, что уйдет из Мурома, если ей отдадут то, что она попросит. Заговорщики соглашаются. Тогда она забирает своего мужа и уходит с ним в леса.
Заговорщики начинают драться за княжеский престол уже между собой. Льется кровь, летят головы. Устав от гражданской войны, знатные муромчане зовут Петра и Февронию обратно на престол, те возвращаются и мирно правят княжеством до самой смерти.
Их одновременная смерть опять отсылает к языческим погребальным обычаям, практиковавшимся на Руси до принятия христианства. В могилу умершего князя закапывали и его жен, и его рабов, и любимого коня. Однако в «Повести о Петре и Февронии» эта тема смягчена тем, что князь с княгиней одновременно принимают постриг и мирно отдают богу душу.
Похоронить их они завещают в специально вытесанном из камня «двуспальном» гробу. Но приближенные кладут Петра в гроб в соборной церкви Мурома, а тело Февронии оставляют в монастыре за городом. Наутро люди с изумлением видят, что оба гроба пусты. Ночью покойники каким-то непонятным способом переместились в свой каменный гроб и улеглись там рядышком.
Поворот, достойный «Вия», не правда ли? Устрашившись живых покойников, муромчане со всеми почестями хоронят их в одном гробу. После чего Петр и Феврония незамедлительно принимаются творить чудеса.
Как это было
За фольклорным узорочьем «Повести о Петре и Февронии» проглядывает интересная историческая подоплека. Ее можно попытаться реконструировать по разбросаным в тексте намекам.
Очевидно, на рубеже XII—XIII веков в Муроме шла ожесточенная борьба за престол. У Давида Юрьевича действительно был старший брат, только звали его Владимир, а не Павел (как в легенде). Возможно, Давид Юрьевич обвинил жену брата в измене или действительно застал ее с любовником. То ли он убил любовника и устроил скандал, заставив князя развестись. То ли он убил его жену. Во всяком случае, князь остался без потомства. А значит, ближайшим наследником трона стал Давид Юрьевич.
Вероятно, разгневанный князь изгнал брата из своих владений. Тот отправился в Рязанскую землю, где собрал бойцов и заручился поддержкой местных волхвов. В обеспечение союза с волхвами он взял в жены дочь одного из них — хотя ему не очень-то и хотелось.
Вернувшись в Муром с дружиной, Давид Юрьевич убил брата и захватил престол. Но тут объявились новые претенденты — его младший брат со своими приближенными. Они и стали требовать от князя уйти по-хорошему. А предлогом для атаки на него стала загадочная Евфросиния. Возможно, дочь волхва раздражала муромчан тем, что хотела вернуть языческие порядки.
Князь вместе с женой возвращается в рязанские леса, там с помощью волхвов набирает соратников и готовится к походу на Муром. Его люди, оставшиеся в городе, организуют посольство к князю и умоляют его вернуться. Давид Юрьевич вновь берет Муром и правит там дальше безо всяких эксцессов.
4 сильных молитвы Петру и Февронии
Молитва Петру и Февронии о сохранении семьи и семейном благополучии
«Святые супруги праведные, Петр и Феврония благочестивые, молящие за каждого страждущего да в помощи Господней нуждающегося! Отведите от дома моего горести, раздор да склоки, сохраните брак мой, Господом благословенный, присно и вовеки веков. Как вы в мире да согласии жили, так и я с супругом хочу жить, Отцу нашему служить, наставления Его выполнять, Царствие Его познать. На милость вашу уповаю всем сердцем да на молитвы ваши о семье моей Господу Всевышнему. Не покиньте нас, супругов (имена), в печали, не оставляйте в радости. Благословите на жизнь семейную праведную да Господу Богу угодную. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.»
Молитва Петру и Февронии о зачатии ребенка
«О угодницы Божии, благовернии княже Петре и княгине Февроние, к вам прибегаем и к вам со упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных (имена), святыя молитвы ваши ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние. Исходатайствуйте нам у Царя Небеснаго житие благополучное и добрую христианскую кончину. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога во веки веков.»
Молитва Петру и Февронии о любви и замужестве
«О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.»
Молитва Петру и Февронии о возвращении любимого человека
«Обращаюсь к великим чудотворцам, угодникам, святым Петру и Февронии! Склоняюсь в покаянии перед Вами, вымаливаю любовь раба Божьего (имя). Уповаю на милость и помощь. О Великие Муромские Чудотворцы, упросите Господа Бога одарить благословением. Прошу помочь сердцу моему успокоиться, ниспослать мне любовь раба Божьего (имя). Верую в правду и силу Вашу.»
Богиня-феминистка
Отправляясь из города Мурома в рязанскую глушь, Петр словно совершает путешествие во времени. Напомним, дело происходит на рубеже XII—XIII веков. До княжеского двора в Муроме христианство уже дошло, но глубинка по-прежнему в массе своей живет в язычестве.
Интересно, что отец Февронии — «древолазец». То есть человек, который лазит по деревьям и добывает дикий мед. Именно в лесах обитали, скрываясь от новой религии, жрецы славянских языческих культов. Можно предположить, что отец Февронии — это могущественный волхв, передавший свое знание дочери.
Феврония, если отбросить позднейшие недомолвки, работает местной колдуньей. Она мастерица в ткачестве и ремеслах. Она знает загадки и заговоры. Она лечит от всех болезней. Она может и строго наказать за неповиновение. В общем, это позднейшая версия великой богини-матери. Другой ипостасью этой богини в нашем фольклоре является Василиса Премудрая.
Феврония лечит Петра магическим зельем. Это «кисляждь» — хлебная закваска в горшочке. Подув на нее и произнеся заклинание, она велит отнести князя в баню и там натереть его язвы и струпья.
Испокон веков баня была для русских местом колдовства, местом силы. Волхвы считали, что бог создал первочеловека в бане, вытирая свой пот. Петр проходит в бане магический ритуал, мажется мазью — и выздоравливает. Теперь он должен расплатиться с Февронией.
Перед тем как лечить Петра, колдунья потребовала, чтобы он женился на ней. Оцените смелость этой средневековой феминистки. Феврония прямо требует брака, хотя это нарушает и этикет, и закон того времени: княжич просто не мог взять в жены простую деревенскую девушку.
Поэтому, вылечившись, Петр просто уезжает из деревни, даже не думая выполнять своего обещания. Но стоит ему вернуться в Муром, как он опять покрывается струпьями. Приходится ему поехать в деревню и просить прощения у Февронии. Неумолимая девушка отвечает, что вылечит его, только если он женится на ней.