Чин великого освящения храма бываемого от архиерея

Содержание:

Освящение храма — это его «крещение», наделение здания духовной сущностью

Освящение храма — традиция не новая. Ещё древние иудеи представляли Иерусалимский храм обителью Всевышнего, местом особым, святым, к которому надлежало относиться с благоговением.

Современная христианская традиция освящать храм возникла примерно в V веке. Быть может, и раньше. Но именно тогда её утвердили на IV Вселенском соборе.

V веке

утверждена традиция освящения храма

Поскольку это произошло ещё до раскола, то и ритуал с некоторыми различиями унаследован основными ветвями христианской Церкви — католичеством и православием. Но особенности обряда меняли ещё в течение пяти веков.

В православии чин освящения храма архиереем называется обновлением. То есть, в представлении верующего человека, это не просто формальная вычитка молитв и совершение ритуальных действий, а настоящая трансформация здания, наделение его новой, духовной сущностью.

Храм, как и человек, должен войти в Церковь через ритуал.

Аналогичным образом и человек, который проходит через крещение, умирает для греховной жизни и открывается новому, духовному существованию.


Престол храма — место, где проводится основной обряд освящения

В «Настольной книге священнослужителя» сказано:

Малое освящение храма проводят, если не осквернён престол

Малое освящение храма может проводить любой священник. Оно проводится, если алтарь ремонтировали, но престол не затронули. Также если престола коснулись неосвящённые руки, либо в храме пролилась кровь, либо кто-то умер, будет уместна такая служба.

Обновлению храма поспособствует простое окропление его святой водой, а также чин «На отверзение Церкви от еретик оскверншагося», его текст есть в требнике.

Об особенностях малого освящения храма рассказывает заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ священник Николай (Емельянов):

Николай (Емельянов)

заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ, священник

Освящённый антиминс — это плат, в который вшивают мощи. Его кладут на престол. В некоторых службах он незаменим.


Антиминс — плат с мощами, нужный для освящения храма

Грех, живущий во плоти.

В Пс. 118:105 написано: “Слово Твоё – светильник ноге моей и свет стезе моей.” В свете Слова Божия и посредством побуждений Святого Духа, мы можем видеть грех, живущий в нашей природе, несмотря на добрые намерения. Резкий тон, грубые слова и необдуманные комментарии, которые сорвались с языка, в то время, когда мы стараемся быть добрыми и помогать тем, кто нуждается в этом. Мы делаем то, что ненавидим. Это поступки, о которых пишет Павел в Римл. 8:13 и называет их “делами плотскими.” “Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.” 1 Иоанна 1:7.

Шаг за шагом, ходя в свете (соглашаясь с Божьим судом над нашим грехом, и принося в смерть грех, который открывается нам), мы очищаемся от греха. (Римл. 8:13) Тогда в нас проявляются жизнь Иисуса и Его добродетели, и таким образом, мы всё больше и больше преобразовываемся в Его образ! Это является чудесной и славной надеждой для каждого христианина, который стремится к преобразованию.

История традиции

Освящение храма — древняя традиция, берущая начало в ветхозаветные времена. В Ветхом Завете описаны обряды освящения каменных жертвенников и синий, которые совершались древними патриархами и во имя Господа.


Ветхозаветная Скиния

Ветхозаветный обряд заключался в следующих действиях:

  • внесении в церковь скрижалей с текстом заповедей;
  • пении псалмов;
  • жертвоприношении с возлиянием на алтарь крови животного;
  • помазании жертвенника и стен скинии благовонным маслом;
  • всеобщей молитвой.

Некоторые древние традиции были восприняты новозаветной Церковью. В первые века становления христианства у верующих людей не было возможности для открытого освящения храмов. Но в это же время зародилась традиция ставить церковь на месте погребения мучеников.

Со временем она переросла в обычай закладывать под церковный престол частицу святых мощей. Он был официально закреплён на IV Вселенском соборе одновременно с утверждением необходимости архипастырского благословения.

Полный чин освящения строительства и обновления храма сложился к IX в. Он включает следующие части:

  1. Богослужение при основании постройки, который совершается после подготовительных работ. В ходе его осуществляется закладка камня, на котором высекается информация о наименовании культового здания, времени события и правящем архиерее.
  2. Установление креста подразумевающее совершение торжественного богослужения перед установкой куполов и крестов, их венчающих.
  3. Благословение колокола совершается перед его поднятием на звонницу.
  4. Чин обновления храма архиереем, проводящийся по завершении строительства.

Освещают новые и осквернённые храмы, а также здания, где затронули престол

Освящение храма обычно производят в нескольких случаях.

В новом здании. Это наиболее распространённая ситуация. Подобно тому, как в православии крестят младенцев, только построенный храм посвящают христианской Церкви. При этом есть несколько чинов, которые нужно отслужить в процессе строительства и по его завершении:

  • «Чин на основание храма»;
  • «Чин на поставление креста»;
  • «Чин благословения колокола»;
  • «Чин освящения часовни».

При повреждении или смещении престола. Такое происходит, например, при ремонте.

В осквернённом здании.

О том, когда храм считают осквернённым, говорит священник Георгий Христич:

Григорий Христич

иерей

Также осквернить храм могут какие-либо греховные действия в нём: убийство, насилие и т.д.

Малое освящение храма проводят, если не осквернён престол

Малое освящение храма может проводить любой священник. Оно проводится, если алтарь ремонтировали, но престол не затронули. Также если престола коснулись неосвящённые руки, либо в храме пролилась кровь, либо кто-то умер, будет уместна такая служба.

Обновлению храма поспособствует простое окропление его святой водой, а также чин «На отверзение Церкви от еретик оскверншагося», его текст есть в требнике.

Об особенностях малого освящения храма рассказывает заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ священник Николай (Емельянов):

Николай (Емельянов)

заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ, священник

Освящённый антиминс — это плат, в который вшивают мощи. Его кладут на престол. В некоторых службах он незаменим.


Антиминс — плат с мощами, нужный для освящения храма

МОЛИТВА НА ОСВЯЩЕНИЕ ВСЯКОЙ ВЕЩИ

А вы знаете, что каждая новая покупка несет определённую энергетику от других людей? Перед покупкой какого-либо предмета, он проходит через руки изготовителей, грузчиков, водителей, продавцов и т.д. И как результат вас могут ждать возможные утраты, болезни, неудачи. А все потому что энергетика обновки со знаком минус. Именно поэтому влияние негативной посторонней энергии нужно устранить.

А в этом может помочь сильная православная молитва на освящение всякой вещи. Не пренебрегайте божественной защитой, ведь негативная материя способна заполнить вас от единственного прикосновения.

Молитва мирянина на освящение всякой вещи

Почему в это необходимо верить? А вспомните, телевизионные передачи по телевизору с экстрасенсами. Они могут считывать информацию с любого предмета от одного прикосновения, или вообще даже не касаясь его. Все дело в том, что они могут взаимодействовать с энергетическим полем любой вещи.

Да и вы сами могли раньше ощущать, что вещь чужая, когда одеваете одежду другого человека, энергетика которого не совместима с вашей. К тому же вещи очень долго могут хранить информацию о человеке, который к ним прикоснулся.

Как правильно читается молитва на освящение всякой вещи мирянином

На протяжении многих столетий Церковь собирает очищающие молитвы. Такое молитвословие направлено не только на очищение вещей, но и на заряд позитивной энергетикой. Поймите, люди, которые изготавливали этот предмет, могли вложить в него негатив, обладая гневом, дурным глазом или ненавистью.

Как правило, от таких сомнительных производителей страдают чувствительные люди или люди со слабой энергетической защитой. Молитва на освящение всякой вещи снимет все негативные воздействия с предмета и наполнит его благодатью.

На сегодняшний день в церковной библиотеке собрано огромное количество молитвословий, которые могут и способны избавить от негативных полей. Но подсказать, какую молитву использовать, поможет священнослужитель или требник.

Освятить вещь можно самостоятельно, а также можно обратиться к служителям церкви. Зачастую очень дорогие приобретения (квартира, автомобиль, драгоценности) лучше доверить батюшке. Самостоятельно можно освятить менее ценные и обычные предметы. Священнослужители советуют освящать всегда детские вещи:

Самые популярные молитвословия для очищения:

-молитва Кресту Христову Да воскреснет Бог;

-молитва Святому Духу Царю Небесному;

-молитва Создателю и Содетелю Человеческого рода.

Вот пример молитвословия для самостоятельного очищения любой вещи:

Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

(И кропить вещь святой водой трижды).

Если вы хотите совершить серьезную покупку, на которую возлагаете большие надежды, то лучше обратиться к священнику. Для этого посетите ближайший храм или церковь, найдите батюшку и договоритесь с ним о времени, когда хотите произвести освящение. Служители церкви обязательно вам помогут.

Пусть хранит Вас Господь!

Смотрите видео, в котором святой отец расскажет об освящении вещей:

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

>Православные иконы и молитвы

Великое освящение храма проводит архиерей, либо иерей при помощи антиминса

Великое освящение храма обычно проводит архиерей. Это наиболее распространённая и каноническая практика. Только у высшего духовенства есть достаточно полномочий, чтобы провести такой обряд.

Но чин великого освящения может провести и другой священник — по благословению архиерея, хотя процедура тогда будет несколько отличаться. Существуют следующие варианты:

  • Храм освящает сам архиерей. Также он освящает и антиминс. Полный чин есть во второй части требника и называется «Чин освящения храма от архиерея творимаго».
  • Архиерей освящает только антиминс. В таких случаях обряд освящения выполняет другой священник, который ниже по чину: архимандрит, игумен и т.д. Тогда чин освящения храма священником менее торжественный, но сути действа это не меняет.

В «Настольной книге священнослужителя» написано:

Великое освящение храма проводит архиерей, либо иерей при помощи антиминса

Великое освящение храма обычно проводит архиерей. Это наиболее распространённая и каноническая практика. Только у высшего духовенства есть достаточно полномочий, чтобы провести такой обряд.

Но чин великого освящения может провести и другой священник — по благословению архиерея, хотя процедура тогда будет несколько отличаться. Существуют следующие варианты:

  • Храм освящает сам архиерей. Также он освящает и антиминс. Полный чин есть во второй части требника и называется «Чин освящения храма от архиерея творимаго».
  • Архиерей освящает только антиминс. В таких случаях обряд освящения выполняет другой священник, который ниже по чину: архимандрит, игумен и т.д. Тогда чин освящения храма священником менее торжественный, но сути действа это не меняет.

В «Настольной книге священнослужителя» написано:

История традиции

Освящение храма — древняя традиция, берущая начало в ветхозаветные времена. В Ветхом Завете описаны обряды освящения каменных жертвенников и синий, которые совершались древними патриархами и во имя Господа.

Ветхозаветный обряд заключался в следующих действиях:

  • внесении в церковь скрижалей с текстом заповедей;
  • пении псалмов;
  • жертвоприношении с возлиянием на алтарь крови животного;
  • помазании жертвенника и стен скинии благовонным маслом;
  • всеобщей молитвой.

Некоторые древние традиции были восприняты новозаветной Церковью. В первые века становления христианства у верующих людей не было возможности для открытого освящения храмов. Но в это же время зародилась традиция ставить церковь на месте погребения мучеников.

Со временем она переросла в обычай закладывать под церковный престол частицу святых мощей. Он был официально закреплён на IV Вселенском соборе одновременно с утверждением необходимости архипастырского благословения.

Полный чин освящения строительства и обновления храма сложился к IX в. Он включает следующие части:

  1. Богослужение при основании постройки, который совершается после подготовительных работ. В ходе его осуществляется закладка камня, на котором высекается информация о наименовании культового здания, времени события и правящем архиерее.
  2. Установление креста подразумевающее совершение торжественного богослужения перед установкой куполов и крестов, их венчающих.
  3. Благословение колокола совершается перед его поднятием на звонницу.
  4. Чин обновления храма архиереем, проводящийся по завершении строительства.

Дополнительные вариант молитв

Вариант II

И кропят вещь святой водой трижды.Примечание:

К молитве можно добавить обычное «Зачало» + Псалом 90 + «Да воскреснет Бог:

Феофан Затворник о благодати

Цитата:

«Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех,кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

Великое освящение храма проводит архиерей, либо иерей при помощи антиминса

Великое освящение храма обычно проводит архиерей. Это наиболее распространённая и каноническая практика. Только у высшего духовенства есть достаточно полномочий, чтобы провести такой обряд.

Но чин великого освящения может провести и другой священник — по благословению архиерея, хотя процедура тогда будет несколько отличаться. Существуют следующие варианты:

  • Храм освящает сам архиерей. Также он освящает и антиминс. Полный чин есть во второй части требника и называется «Чин освящения храма от архиерея творимаго».
  • Архиерей освящает только антиминс. В таких случаях обряд освящения выполняет другой священник, который ниже по чину: архимандрит, игумен и т.д. Тогда чин освящения храма священником менее торжественный, но сути действа это не меняет.

В «Настольной книге священнослужителя» написано:

Чин освящения храма

Обновление храма проводится как в новых зданиях, так и церквях, в которых ранее проводились Богослужения. Последовательность, правила и особенности выполнения обряда в практически неизменном виде перешли в Русскую Православную Церковь из Византии.


Патриарх Кирилл проводит освящение храма Торжества Православия в Москве

Последовательность

Перед днём проведения обряда проводят малую вечернюю службу и Всенощное бдение. Утром служится ранняя Литургия с водосвятным молебном. Также заранее приготавливаются предметы, жидкости и благовония, необходимые для проведения обряда.

Обряд обновления состоит из нескольких последовательных действий, каждое из которых имеет глубокое символическое значение.

  1. Устроение престола символизирует распятие Иисуса на кресте и помазание его тела благовонным маслом. На этом этапе к престолу прибивают верхнюю крышку. Шляпки гвоздей покрываются воскомастихом, состоящим их воска, мастики и благовоний.
  2. Омовение водой и помазание миром собранного престола. Омовение совершается розовой водой, смешанной с вином. Жидкость наносится на крышку престола крестообразным движением. Она символизирует кровь Спасителя, вытекающую из его ран. Затем на престол наносится миро, благоухание которого символизирует присутствие в храме Благодати Божией.
  3. Облачение престола и жертвенника в специальные покровы. Так как престол символизирует и гроб Господень, и Славу Его, то его накрывают двумя слоями ткани. Белоснежный покров — символ плащаницы, в которую апостолы поместили тело Христа. Яркая верхняя накидка, украшенная вышивкой, знаменует Небесную Славу Бога.
  4. Освящение стен здания путём каждения символизирует покрытие первого христианского храма Моисея облаком Святого Духа. Помимо окуривания благовониями, стены окропляют святой водой и миром.
  5. Перенесение мощей, помещаемых в основание престола и антиминс. До торжественной даты святыня хранится в ближайшей церкви, откуда крестным ходом она переносится в новопостроенную церковь. Это действие символизирует вхождение в новый дом Царя Небесного, пребывающего в мощах своего предстоятеля.
  6. Заключительная всеобщая молитва священнослужителей и мирян.

В новом освященном храме Божественная литургия проводится ежедневно в течение недели.

Малое и великое освящение храма

Обновление храма может проходить по малому или по великому чину. Выбор конкретного обряда зависит от предыдущих событий.


Чин великого освящения Казанского храма (г. Аша)

Полный чин совершается в следующих случаях:

  • возведение нового культового здания;
  • капитальный ремонт действующей церкви;
  • культовое здание использовалось в светских целях;
  • в церкви проводили собрания неправославные общины;
  • престол был передвинуть или поврежден.

Церковная традиция запрещает проводить Великий чин обновления в следующие дни:

  • в престольный праздник данного храма;
  • в дни праздников Господа, Богородицы и великих святых мужей;
  • церкви в честь Христова Воскресения освящают в воскресные дни, кроме дат Богородичных праздников, Великого поста, Пасхи и Троицы.

Малый чин освящения совершается при следующих обстоятельствах:

  • ремонтных работах, не требующих перемещения престола;
  • прикосновении к престолу рук непосвящённых людей;
  • осквернение церкви нечистотами;
  • смерти человека в культовом здании;
  • кровопролития, произошедшего в церкви.


Малое освящение храма святого Александра Невского при МГИМО

В малый чин входят следующие действия:

  • окропление престола, алтаря и церковных стен святой водой;
  • окуривание помещения благовониями;
  • чтение специальных молитв.

Малый чин может выполняться местными священниками.

Значение слова «придел»

1. Устар. Пристройка, пристроенное помещение. || Меньшая, не основная часть помещения. Придел, то есть вторая (меньшая) половина пятистенки, все еще оставался без пола и потолка и, конечно, без печки. Исаковский, На Ельнинской земле.

2. Пристройка православного храма со стороны южного или северного фасада или специально выделенная часть основного здания с дополнительным алтарем для отдельных богослужений. Необычайная подвижность бросается в глаза и в самом пасхальном служении. Царские врата во всех приделах открыты настежь. Чехов, Святою ночью.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Эти дополнительные компартименты могут иметь различные формы и по-разному распределяться в пространстве храма, усложняя его структуру и иногда превращая его в целый комплекс.

Приделы или пареклесии или капеллы устраиваются, в частности, для установки в храме дополнительного престола (престолов), чтобы в один день в одном храме можно было совершать более одной литургии, так как в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле.

ПРИДЕ’Л, а, м. 1. То, что приделано (обл.). || Пристройка, пристроенное помещение (устар.). 2. Добавочный, обычно боковой алтарь в церкви (церк.). Левый п. Правый п.

приде́л

1. архит. боковая пристройка в православном храме с дополнительным алтарём ◆ В одном месте мужики подносили ему хлеб-соль и образ Петра и Павла, и просили позволения в честь его ангела Петра и Павла, в знак любви и благодарности за сделанные им благодеяния, воздвигнуть на свой счёт новый придел в церкви. Толстой, «Война и мир»

Делаем Карту слов лучше вместе

Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: видеотека — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Центральный престол всегда освящали в честь того, кому посвящен храм

Например, если центральный придел освящен в честь святителя Николая, то и храм будет именоваться Свято-Никольским.

Или же, если храм освящен в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, то храм будет именоваться Воскресенским.

Или же, если храм посвящен Казанской иконе Божией Матери, то храм будет именоваться Свято-Казанским. И так, далее.

Количество дополнительных приделов может быть и 2 и 3.

Дополнительный церковный придел, освящаются обычно в честь особо почитаемых святых той местности, в которой и построен храм.

Их количество может варьироваться о одного до нескольких. В древности, делали обычно так: строили небольшой храм, в честь Господа или Божией Матери, освящали его, а уже потом, постепенно пристраивали со всех сторон трапезные части, из которых, и делали дополнительные приделы к храму.

Само собой, что не в каждом храме есть дополнительные приделы, иногда в храме лишь один центральный придел.

Возникает закономерный вопрос: зачем созданы дополнительные приделы, неужели не достаточно одного, главного, центрального? Ответ на данный вопрос прост.

Согласно канонам Церкви, то есть тем правилам, которых придерживаются все православные люди, нельзя совершать больше одной Божественной Литургии на одном престоле.

Нельзя совершать за одни сутки две литургии в одном алтаре.

А так как во многих храмах, из-за большого количества прихожан совершается за день две, и более литургий в день, особенно в особо почитаемые дни памяти святых, или крупных — двунадесятых праздников, то и были созданы приделы, в которых как раз и совершаются литургии.

Освящение храма — это его «крещение», наделение здания духовной сущностью

Освящение храма — традиция не новая. Ещё древние иудеи представляли Иерусалимский храм обителью Всевышнего, местом особым, святым, к которому надлежало относиться с благоговением.

Современная христианская традиция освящать храм возникла примерно в V веке. Быть может, и раньше. Но именно тогда её утвердили на IV Вселенском соборе.

V веке
утверждена традиция освящения храма

Поскольку это произошло ещё до раскола, то и ритуал с некоторыми различиями унаследован основными ветвями христианской Церкви — католичеством и православием. Но особенности обряда меняли ещё в течение пяти веков.

В православии чин освящения храма архиереем называется обновлением. То есть, в представлении верующего человека, это не просто формальная вычитка молитв и совершение ритуальных действий, а настоящая трансформация здания, наделение его новой, духовной сущностью.

Храм, как и человек, должен войти в Церковь через ритуал.

Аналогичным образом и человек, который проходит через крещение, умирает для греховной жизни и открывается новому, духовному существованию.

Престол храма — место, где проводится основной обряд освящения

В «Настольной книге священнослужителя» сказано:

Придел или предел, как правильно пишется?

Придел или предел, как правильно пишется это слово, и каким правилом определяется правописание в этом случае? Имеют ли место оба варианта — приведите примеры предложений на применение этих существительных.

Предел и придел — это два разных слова. Предел — это ограничение, граница, черта. Приставка пре- в слове предел придает слову значение предельной степени. Например, предел мечтаний, предельная величина. Придел — часть храма.Это может быть или пристройка к храму, или специальное место в храме для размещения в нем дополнительного алтаря для богослужений, чтобы можно было в одном храме совершать более одной литургии. Известно, что в православной церкви в один день можно совершать на одном престоле не более одной литургии. Значение приставки при- в слове придел — пространственная близость, приближение, присоединение.

Также чтобы лучше освоить правописание приставки прочтите как пишется ввиду

Как правильно пишется прИдел или прЕдел? Так это два разных слова и каждое имеет свое значение.

Предел

— пределом называют черту, границу и ограничение, то есть приставке пре в слове предельное значение.

Предел — это также является одним из понятий в математического анализа. В математическом понятии под пределом понимается, когда члены последовательности приближаются или стремятся с ростом номера.

Вот как это выглядит на формулах и числах:

Так же различают предел последовательности и предел функции.

Под пределом последовательности называют элемент, который обладает свойством «притягивать» элементы заданной последовательности.

Предел функции — такая величина, к которой стремится значение рассматриваемой функции при стремлении её аргумента к данной точке.

Примеры произношения: наступил предел нервам, предельная величина, предел мечтаний.

Слово «предел» имеет две гласные и четыре согласные буквы в слове. Ударной считается вторая буква «е» в слове. В слове 3 звонкие согласные (р,д,л) и 1 глухая (п).

Придел

Приделом называют специальную часть здания храма или специальную пристройку, которая располагается как правило с северной или южной стороны храма. В этой специальной части храма находится престол с алтарем для богослужений.

Придел в храме может быть разной формы и по-разному располагаться, порою превращая храм в целый комплекс и усложняя его форму.

Новые приделы в храме ставят, чтобы в один день в одном храме можно было совершать более одной литургии, ведь в православном храме можно совершать 1 литургию в день на одном престоле.

Давайте сделаем морфологический и синтаксический разбор слова:

Придел — это существительное, мужской род, неодушевленное, имеет 2-е склонение. Имеет 2 гласные и 4 согласные буквы в слове.

Читайте так же полезные ответы:

  • Ознакомьтетесь или ознакомтесь: как правильно пишется?
  • Эконом класс, как правильно пишется?
  • Как пишется выражение
  • При этом, выделяется запятыми или нет?
  • Перманентное состояние, что это?
  • Игры для детей «учим азбуку», «учим буквы»?

Великое освящение храма проводит архиерей, либо иерей при помощи антиминса

Великое освящение храма обычно проводит архиерей. Это наиболее распространённая и каноническая практика. Только у высшего духовенства есть достаточно полномочий, чтобы провести такой обряд.

Но чин великого освящения может провести и другой священник — по благословению архиерея, хотя процедура тогда будет несколько отличаться. Существуют следующие варианты:

  • Храм освящает сам архиерей. Также он освящает и антиминс. Полный чин есть во второй части требника и называется «Чин освящения храма от архиерея творимаго».
  • Архиерей освящает только антиминс. В таких случаях обряд освящения выполняет другой священник, который ниже по чину: архимандрит, игумен и т.д. Тогда чин освящения храма священником менее торжественный, но сути действа это не меняет.

В «Настольной книге священнослужителя» написано:

Чин Великого освящения храма в Православии

Освящение камня в основании православной часовни в честь погибших воинов на территории парка «Патриот»

Если храм выстроен заново, освящению храма предшествуют:

  • «Чин на основание храма» после заложения основания (фундамента)
  • «Чин на поставление креста» перед установкой креста на кровле
  • «Чин благословения колокола» перед подвеской колокола на колокольне

Чин освящения храма архиереем

По 4-му Правилу IV Вселенского Собора, освящение храма должен совершать архиерей. Если же архиерей не может сам освятить храм, то он посылает освящённый им антиминс, который священник возлагает во время освящения храма, на установленный и освящённый им престол.

Освящение храма архиерейское и иерейское называется великим

. Различают следующие чины великого освящения храма:

  • Храм освящает сам архиерей — при этом он освящает и антиминс. Чин изложен в особой книжке и в Дополнительном Требнике (или в Требнике в 2-х частях, часть 2-я): «Чин освящения храма от архиерея творимаго».
  • Архиерей освящает только антиминс . «Возследование, како освящати антиминсы архиерею» — находится в «Чиновнике архиерейскаго священнослужения», а также в упомянутом «Чине освящения храма от архиерея творимаго».
  • Храм освящает священник, получивший от архиерея освященный антиминс для положения в храме . Чин богослужения находится в Большом Требнике, гл. 109: «Последование како освященный антиминс положити в новозданном храме, данный от архиерея архимандриту или игумену, или протопресвитеру, или пресвитеру, избранному на сие и искусну».

Приготовления к освящению храма

Молитвы и обряды освящения храма возводят наши взоры от храмов рукотворенных к храмам нерукотворенным, членам духовного тела Церкви, каковыми являются все верные христиане (2 Кор. 6, 16). Поэтому при освящении храма делается подобное тому, что делается для освящения каждого человека в таинствах крещения и миропомазания.

Накануне в обновляемом храме служится малая вечерня и всенощное бдение.

Чин освящения храма включает:

  • устройство престола в знак вселения Бога в храм;
  • омовение и миропомазание его в знак излияния благодати Божией;
  • облачение престола и жертвенника (возлагаются две одежды, соответствующие духовному значению престола как гроба Господня и Престола Царя Небесного);
  • освящение стен храма. Каждение всего храма изображает славу Божию, a помазание стен Миром знаменует освящение храма;
  • перенесение из соседнего храма и положение под престолом (только если обновление проводит архиерей) и в антиминс мощей означает, что благодать освящения переходит и преподается через первые храмы.

При освящении церкви освящаются также и все её принадлежности, в том числе иконостас и другие иконы.

Во вновь освященном храме литургия совершается семь дней подряд. История чина обновления восходит к дохристианским временам и ежегодному семидневному празднику обновления в Иерусалимском храме.

Готовиться к подвигам

В торжественном богослужении в подмосковной Кубинке приняли участие архиереи Русской православной церкви, министр обороны Сергей Шойгу и его заместители, а также представители местных властей. Патриарх Кирилл помолился за упокой душ павших воинов и прочел молитву об избавлении от «губительного поветрия» — она была утверждена в марте этого года.

В своей проповеди предстоятель РПЦ отметил, что храм стал одним из символов исторического поворота народа и его Вооруженных сил к вере, «от бессмысленного бытия к осмысленному». Он призвал военнослужащих оставаться верными присяге и помнить, что за их спинами — весь народ и вся страна.

— Пусть Господь хранит всех, кто, по слову апостола Павла, имеет меч при бедре, и который этот меч способен обнажить только тогда, когда наступает опасность для возлюбленного отечества, — сказал патриарх.

храм


Церемония освящения главного храма Вооруженных сил РФ в парке «Патриот» в Московской области, 14 июня 2020 года

Фото: РИА Новости/Пресс-служба Патриархии РПЦ

Глава Минобороны назвал освящение собора знаменательным событием не только для Вооруженных сил, но и для всей страны. Он поблагодарил всех, кто принял участие в строительстве собора и поддерживал его.

— Я абсолютно уверен, что все приходящие сюда будут вспоминать о прошлых подвигах и готовиться к будущим, — заявил Сергей Шойгу.

Патриарх сообщил собравшимся на службу, что принял решение возложить на себя обязанности настоятеля храма. По его словам, теперь главный храм Вооруженных сил будет патриаршим собором.

— Я буду иметь особое попечение о свершении богослужения и о пасторской деятельности, которая будет совершаться в приделах этого храма, памятуя о том великом значении, о той роли, которую имеют для нашего народа Вооруженные силы, Российская армия, Военно-морской флот и российская авиация, — подчеркнул глава РПЦ.

Отметим, что официально настоятелем храма считается председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами епископ Клинский Стефан.

храм


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и министр обороны РФ Сергей Шойгу во время церемонии освящения главного храма Вооруженных сил РФ в парке «Патриот», 14 июня 2020 года

Фото: РИА Новости/Пресс-служба Патриархии РПЦ

Храмов, которые находятся под личным ведением патриарха, множество, пояснил «Известиям» протоиерей Игорь Фомин. Но в каждом из них есть так называемый ключарь, который отвечает за хозяйственную деятельность, богослужебную, приходскую жизнь. Именно эту роль и будет выполнять владыка Стефан.

Образ спасения: какие тайны откроет реставрация Успенского собора

Главный храм Московского Кремля пострадал от либерализма Александра II

— Для нас всех появление еще одного храма, не важно с каким статусом, — это еще одно место соприкосновения человека с Богом, — отметил протоиерей Игорь Фомин. — Военные храмы были и до революции, один из самых известных — Морской собор в Кронштадте

В Москве такими примерами являются Преображенский собор, построенный для отдельного полка, и Благовещенский храм в Сокольниках.

Русская православная церковь молится о вооруженных защитниках, которые выполняют свой долг не только на территории России, но и за рубежом, рассказал «Известиям» владыка Стефан.

— Сегодня крепость воинских формирований определяется в том числе и силой духа, готовностью к самопожертвованию, защите своих товарищей по оружию. А это невозможно без любви к Богу и к ближнему. И именно это может дать главный храм Вооруженных сил — научить человека молитве, которая помогала бы ему в самых серьезных обстоятельствах служения, — заявил священнослужитель.

Новый храм имеет важное значение не только для верующих, но и для всех граждан России из-за своего музейного комплекса, отметил он

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector