Высоцкий монастырь серпуховский мужской икона неупиваемая чаша. адрес, история
Содержание:
- Значение лика
- Когда совершается празднование
- Вехи развития
- Тропарь, кондак, величание
- Серпухов Колюпаново источник
- Современная жизнь обители
- Высоцкий монастырь сегодня
- Высоцкий монастырь в настоящее время
- Архитектурный ансамбль монастыря
- Исчезновение лика
- «Неупиваемая чаша»: от чего помогает?
- По предстательству преподобного Варлаама
- Как доехать
- История монастыря
- Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Значение лика
Данный образ по типу относят к Оранте. На холсте изображен Христос, находящийся в чаше. Емкость является символом причащения. Богоматерь изображена за младенцем. Она подняла руки вверх. А это говорит о том, что Матерь Божия молится обо всех грешниках, она призывает людей направить свой взор к источнику радости и утешений.
Таким престал лик перед человечеством в 1878 году. Но во времена революции святыня бесследно исчезла. О ней ничего не известно и по сей день. Сейчас есть две копии, которые считаются благотворными. Находятся эти списки в двух разных обителях города Серпухова. В монастыри регулярно съезжаются верующие со всей России и не только. К иконе приезжают люди иного вероисповедания.
Фото 3. Одна из икона хранится в Высоцком храме.
Те верующие, которые лично не имеют возможности приехать по каким-то причинам, отправляют к братьям обители письма, в которых просят помолиться за них перед чудотворным ликом. Удивителен тот факт, что за долгие годы служители стали свидетелями многих чудес. В каждом из двух храмов монахи ведут книги, в которых регистрируются чудеса, произошедшие около «Неупиваемой чаши». Описание исцелении впечатляет людей.
Когда совершается празднование
В XIX столетии икону относил к иконографическому типу — «Оранта», поэтому решили праздновать с днем образа «Знамение» 27 ноября/10 декабря. В конце ХХ века Патриарх Московский установил день иконы «Неупиваемая чаша» на 5/18 мая в честь памяти преподобного Варлаама Серпуховского.
Но на сегодняшний день в Серпуховском монастыре восстановили традицию зимнего празднования данного образа Богородицы.
В каких храмах икона «Неупиваемая чаша» находится:
- Высоцком храме в Серпухове;
- Владычном монастыре в Серпухове.
- Много списков данного образа были распространены по всему миру.
Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Архангела Михаила
Вехи развития
Ветер воинской славы постоянно веял над стенами мужского монастыря. На Куликовом поле в 1380 году произошло страшное сражение.
Серпуховской князь Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый вместе со своим двоюрным братом Дмитрием Донским участвовали в битве на Куликовом поле.
После сражения останки погибших воинов были погребены на территории обители в братской могиле. В честь погибших героев был построен белокаменный собор. Он был освящен в 1381 году Митрополитом Киприаном.
В течение сорока лет Серпуховский монастырь расцветал и богател.
В 1395 году после смерти Афанасия младшего игуменом обители становится преподобный Никита, который являлся родственником и учеником Сергия Радонежского. После 19 лет настоятельства он решает перейти в Высоко-Покровский монастырь, который находится недалеко от города Боровск Калужской области.
Интересно, что там у него в послушании семь лет пребывал еще один всероссийский святой: Пафнутий Боровский, который позже станет основателем другой известной обители: Боровского монастыря.
Часто жителям святой обители приходилось принимать участие в защите рубежей города от внешних врагов. Во время учений царских войск монастырь наполнялся знатью. Нередко в особых «царских палатах» останавливался и сам царь. Это давало возможность получать деньги на помощь в дальнейшем строительстве и укреплении монастыря.
Но в 1571 году недальновидная политика Ивана Грозного и неподготовленность русских к обороне дала возможность отрядам татар хана Девлет-Гирея захватить, сжечь и разграбить город. Пострадал и монастырь на Высоком. Пришло Смутное время. Резко ухудшились материальное и духовное состояния.
И только смена правителей дала возможность возродить жизнь обители. Много средств было вложено членами рода Нарышкиных. За их счёт и на пожертвования прихожан были воздвигнуты 4 угловые башни, соединенные каменными стенами. В то время монастырь процветал, прирастал земляными владениями и угодьями. Но царская милость не постоянна. В 1764 году сильные мира отобрали у монастыря всё богатство.
В дальнейшем годы развития сменялись периодами упадка. Если к началу 20 столетия Высоцкий монастырь, Серпухов считался одной из самых благоустроенных обителей, то а 1928 году он был совсем закрыт. Покровская церковь оставалась действующей, но и она в 1931 году закрылась.
Лишь в 1991 году Священный Синод РПЦ принял решение о возрождении деятельности Серпуховского Высоцкого мужского монастыря.
Реставрационные работы в 3-х отдельных храмах ведутся до сих пор. Строятся 2 новых.
Сегодня на территории монастырского комплекса действуют 6 храмов: Никольский, Зачатьевский, Покровский, Сергиевский, во имя Трёх святителей и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Тропарь, кондак, величание
Тропарь, глас 4: Днесь притецем вернии / к божественному и пречудному образу Пресвятыя Богоматере, / напаяющей сердца верных неупиваемой чашей небеснаго Своего милосердия. / И людем верным чудеса показующей. / Яже видяще и слышаще духовно празднуем и тепле вопием: / Владычице милосердная, / исцели наша недуги и страсти, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, // и спаси души наша.
Кондак, глас 6:
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
Серпухов Колюпаново источник
Программа поездки
Группу сопровождает православный гид. Посещение треx монастырей. Участие в водосвятном молебне в монастыре перед иконой «Неупиваема Чаша » в Серпухове, и возможность совершить омовение в святом источнике прп. Давида в с. Талеж .
Сбор группы метро Октябрьская
Приезд в Высоцкий мужской монастырь, в Серпухов, где находится икона «Неупиваемая чаша». Монастырь основан св. прп. Сергием Радонежским в 1371 году. Молебен у иконы «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША» (~ 10:30-11:00) Экскурсия* по монастырю Святыни: — среди монастырей в Серпухове чудотворная икона «Неупиваемая чаша», — одно из главных сокровищ! (у которой молятся об избавления от недуга пьянства и наркомании). — Мощи преп. Афанасия Высоцкого и другие святых, чудотворные иконы.
Посещение Введенского Владычного женского монастыря Святыни: — Мощи прп. Варлаама Серпуховского, — мироточивые иконы (более 20 икон). В этом монастырье по благословению митрополита Дроздова, в течение 40 лет подвизалась Ефросиния Колюпановская.
Переезд в село Колюпаново. Свято-Казанский женский монастырь Xрам в честь Казанской Иконы Божией Матери был построен на месте сгоревшей Казанской церкви. В этом xраме в 1855 году была погребена блаженная старица Евфросиния, Xриста ради юродивая.
Омовение в Святом источнике, собственноручно вырытым св. блаж. Евфросинией Колюпановской. Вода Святого источника считается целебной и излечивает больныx онкологическими а также и другими тяжкими заболеваниями.
Расчетное время прибытия в Москву 19.00 — 20.00
(время расчетное, возможны задержки в зависимости от дорожной ситуации).
Чтобы совершить паломничество, ощутить благодать, прикоснуться к чудесам, которые щедро дарует нам Господь, не обязательно ехать за тридевять земель — в Палестину, Израиль, Турцию, Грузию и другие страны. Россия издревле считается осененной особой благодатью Всевышнего, и святых чудотворных мест, монастырей, икон явлено нам в изобилии. Паломническая служба «Товия» поможет вам как доехать до Высоцкого монастыря, иконы «Неупиваемая чаша» и других Серпуховских святынь, так и услышать интересный рассказ от профессионального экскурсовода, который подробно ответит на все вопросы.
В старинном городе Серпухове в Покровском храме находится Чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Перед этим образом — день и ночь неугасимо горит лампада. Это символ молитв, которые обращены к Божией Матери о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными. Большое количество даров, украшают святую икону. И это и есть свидетельство благодатной помощи, полученной от чудотворной иконы. «Начало и причина страстей, – говорит святой Григорий Синаит, — есть злоупотребление, злоупотребления – склонность, склонности – движение желательного навыкновения, исполнение желания есть прилог, коим попускается обнаруживать, каково наше самовластие» (Добротолюбие, т. 5, М, 1889, с. 210).
Так, подчас незаметно, страсть парализует волю человека. К числу таких страстей относится и страсть пьянства. Последствия алкоголизма известны всем, — в числе их разрушение семьи, деградация личности, и, в конечном итоге, вечная смерть, ибо «пьяницы… Царствия Божия не наследуют» (1 Кор. 6,10).
Все мы должны расчитывать на Божие милосердие. и Божью Милость к нам, к многогрешным.
Господь видит, что многие, страдающие пьянством, искренне хотят избавиться от этой страсти, исцелиться от своей губительной болезни, но не находят в себе силы, поэтому Господь явил нам всем чудотворную икону «Неупиваемая Чаша», как неистощимый источник благодатной помощи, духовных благ и исцеления. Она молится за всех грешников, всем хочет помочь спастись.
Явление первообраза иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Один крестьянин Ефремовского уезда Тульской губернии, заслуженный отставной солдат, был одержим страстью пьянства.
На сегодняшний день монастырь насчитывает всего 10 насельников. Игуменом обители является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской. Богослужения в монастыре проходят по полному суточному кругу. Ежедневно служатся молебны перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Практически все паломники ощущают после службы особую благодать: молитвенную настроенность, стремление к покаянию и очищению души, успокоение в «Доме Пресвятой Богородицы» Давидова пустынь.
Монастырь основан 31 мая 1515 года преп. Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем Сегодня монастырь насчитывает 12 насельников. Настоятелем обители является игумен Сергий (Куксов). Ежедневно в стенах обители совершается литургия.
Современная жизнь обители
В Серпуховском мужском монастыре благоговейно хранятся и почитаются верующими около 300 частиц святых мощей угодников Божьих. Особым почётом пользуется чудотворный образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В ней хранится частица пояса Пресвятой Богородицы.
Эта икона совершает чудеса исцеления от различных видов зависимости: алкоголизма, табакокурения, наркомании и новой зависимости – игромании. Ходит много легенд, как святой образ даже на расстоянии спасает семьи от развала, да и саму жизнь людей опустившихся, но нашедших возможность поверить в святые силы.
Здесь же хранятся святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего, чудотворца и защитника Серпухова. Их обретение состоялось 24 сентября 1994 года. Сейчас рака с ними находится в Покровском храме.
Монастырь готовит священнослужителей различного ранга, посылает их из рассадника иночества для основания и ведения дел в новых обителях и приходах. И хотя это памятник истории и архитектуры, место сбора и хранения культурных ценностей, главное – это святое намоленное место, где молитвы произносятся в течение многих долгих веков.
Служба в храмах идёт ежедневно. Принимаются заявки на исполнение треб. Монастырь даёт возможность приобщиться к традиции паломничества и трудничества.
Паломники живут в кельях, принимают пищу в трапезных монастыря и обязательно принимают участие в духовных службах. Трудники выполняют работы, которые проводят иноки для жизни в монастыре.
Знакомство с жизнью монахов даст возможность лучше узнать себя, оценить свою жизнь и понять значимость жизни каждого для всех. Только поняв себя как личность, можно принести пользу обществу, даже уйдя из реальности в другую монастырскую жизнь.
До революции Серпуховский монастырь, имел около 70 монахов. А сейчас, в 2021 году, здесь проживает 12 братьев, которые приняли постриг.
Высоцкий монастырь сегодня
Серпуховской мужской монастырь окружен крепостной стеной. Ведь раньше он стоял на холме в отдалении от каких-либо населенных пунктов. А сейчас разросшийся город Серпухов уже «прописал» обитель в свои городские кварталы.
Но вид от крепостных стен, по-прежнему восхитительный. Отчетливо видна река с небольшим водопадом, монастырские пруды, в которых сейчас разводят рыбу и уток. А еще нам рассказали, что здесь даже водятся нутрии.
Чтобы войти на территорию обители, нужно пройти сквозь красочную арку под колокольней.
После чего Вы окажетесь на территории монастыря.
Здесь есть все: удивительной красоты храмы, сад, трапезная и гостиница для паломников.
Покровский храм
Слева от входа под черным куполом находится церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Над входом расположена икона Покрова Божьей Матери, а перед храмом растут голубые ели.
Их иголки в лучах жаркого летнего солнца выглядят удивительно пушистыми!
Высоцкий монастырь в настоящее время
Восстановление Высоцкого мужского монастыря началось в 1991 году. Здесь по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был написан новый образ Богородицы, и, таким образом, вернулась ее икона «Неупиваемая Чаша», были обретены святые мощи преподобного Афанасия Высоцкого (день памяти 24 сентября).
С благоговением хранятся здесь многие святыни – частица Животворящего Креста Господня с Голгофы, частицы от Гвоздя и от Гроба Господа Иисуса Христа. Часть нательной рубашки батюшки Серафима с его кровью, когда он был избит, вещи праведного Иоанна Кронштадтского чудотворца, множество святых мощей.
Сейчас игуменом монастыря является Преосвященнейший Роман, Епископ Серпуховской. Ежедневно совершается в монастыре полный суточный круг богослужения, а также проходит молебен перед чудотворным образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Действующие храмы монастыря: Никольский, Зачатьевский, Покровский, Сергиевский, во имя Трёх святителей (в колокольне) и в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (в настоятельском корпусе).
Покровский храм и его святыни
Слева от входа в монастырскую ограду расположен храм Покрова Пресвятой Богородицы.
8
Сентябрь
1994 года
Покровский храм был освящён после восстановления. Имеет придел в честь Похвалы Богородицы.
Сейчас здесь проходят все уставные богослужения. В центре главная святыня – икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша», здесь же рака с мощами преподобного Афанасия Высоцкого – в особом приделе – часовне в его честь. Множество икон в резных киотах, сводчатый потолок с лепниной и росписью, лампады, свечи, цветы – красота и тихая благодать.
Часовня преп. Афанасия Серпуховского
Между Покровским храмом и Зачатьевским собором высокая лестница подымается на галерею собора. Здесь между храмами стоял еще один – в честь Афанасия Афонского, но был разрушен. В разобранном основании храма в 1994 году были обретены мощи Афанасия Высоцкого младшего. Он ведь и завещал похоронить его под лестницей храма, так что по завещанию святого, здесь после многих перестроек опять лестница. А мощи святого теперь покоятся в часовне в его память – приделе Покровского храма, вход как раз слева от лестницы.
Зачатьевский собор
Это памятник XIV века. Князь Владимир Серпуховской после победы на Куликовом поле посвятил собор Зачатию Пресвятой Богородицы праведной Анной. На освящение храма прибыл сам преподобный Сергий Радонежский. Не прибыл – пешком пришел. И по преданию возжег неугасимую лампаду, как символ Христова Света.
Храм перестраивался и достраивался, но центральная внутренняя часть сохранилась, в особенности нижняя кладка. Храм обнесен крытой каменной галереей с двумя пределами – один Рождества Богородицы, а другой – более поздний — Никольский, превращен в самостоятельную церковь. На высоченных сводах Зачатьевского собора имеются только небольшие фрагменты настенной росписи 16 века, после реставрации все расписано заново, в соборе устроен высокий пятиярусный иконостас. Белокаменный собор под голубыми куполами – Зачатьевский, а рядом Никольский и Сергиевский храмы составляют единый архитектурный комплекс. Зачатьевский собор заново был освящен в 2002 г.
Храм святителя Николая Чудотворца
Никольский храм расположен в южной части Зачатьевского собора, как раз на месте начала строительства монастыря, где еще преподобным Сергием был водружен первый деревянный крест. В эпоху гонений 20 века храм был очень сильно разрушен, в девяностые годы приведен в порядок, и полностью восстановлен.
Храм первоначально устроен как зимний, потолок невысокий сводчатый, поэтому в храме очень уютно. Внутри вдоль всех стен храма стоят ковчежцы, и маленькие и побольше, и круглые, и квадратные – все это мощевики. Всего в храме более 350 частиц мощей разных святых.
Всехсвятская церковь
Самое дальнее строение комплекса монастыря – церковь Всех Святых. Церковь стоит вдалеке от входа на территорию монастыря, но ее трудно не заменить – с декоративным шатровым верхом, с каменной галереей, двумя лестницами, с массивным каменным крестом. Построена в 1896 г. для семьи местных дворян Коншиных по проекту архитектора Р.И.Клейна, как усыпальница, на месте тогдашнего кладбища, которое было за пределами монастыря. Позже и кладбище и церковь включили в монастырскую ограду. Кладбище пришлось приводить в порядок, потому что все захоронения были разорены.
Архитектурный ансамбль монастыря
Посетителей Высоцкого монастыря у входных ворот с оборонительными башнями встречает высокая колокольня надвратного храма Всех Святых. Ее 1 уровень оборудован 3 арочными проездами (центральными из них являются Святые ворота), на 2 ярусе крестообразная по форме Трехсвятительская церковь, а на 3 – восьмигранная колокольная башня с декоративными непроходными нишами и звонными арками.
Считается, что свой современный вид колокольня над вратами монастыря приобрела в 1831 г., когда Е. Г. Малютин предложил свой проект по ее воссозданию. Сооружение было построено в стиле ампир. Выступающие части церкви на втором ярусе колокольни украшают портики из пилястров, а также фронтоны и аттики. На третьем уровне здания главенствуют башенные часы, которые видны со всех 4 сторон.
Надвратную Трехсвятительскую церковь в 1843 г. освятил митрополит Филарет Дроздов. До того, как обитель закрыли, верхняя колокольня имела 14 колоколов.
Далее на глаза попадается величественный Зачатьевский собор с голубыми куполами и галерейными арками на массивных столбах. Справа от храма расположилась пристроенная к нему церковь С. Радонежского, а слева – Покровская церковь, неоднократно перестраивавшаяся со времен основания.
Монастырский архитектурный ансамбль также включает в себя:
- часовню Афанасия Младшего со звонницей;
- паломнический корпус с реставрирующийся рядом церковью;
- сектор с бывшим древним некрополем;
- покровскую церковь;
- колокольню;
- братский и настоятельский корпуса.
Исчезновение лика
Известие о том, что икона исцеляет быстро разнеслась по регионам. К лику потянулись люди. Купец Стефан Федоров после молитвы избавился от алкоголизма. В знак благодарности он сделал для образа резной иконостас и серебряный оклад. После этого икона была поставлена на почетное место в Соборном храме. Для себя Федоров сделал первый список.
Фото 2. К сожалению, до наших дней не сохранился оригинал иконы.
Образ почитали до момента закрытия обители в 1919 года. Местные жители, желая защитить святыню от варваров, перевезли ее в Никольский монастырь. В храме реликвия хранилась еще 10 лет. Но потом его тоже закрыли, а иконы сожгли. К этому моменту мастерами было создано 9 копий. Но все они были сожжены в огне. В 20 веке обитель передали Церкви. Для храма написали список по сохранившейся иллюстрации из газеты. Еще не успели закончить написание иконы, как произошло очередное чудо. Одна из прихожанок избавилась от алкогольной зависимости. Женщина подарила для лика старинный оклад, хранившийся у нее в доме. Когда икону принесли в храм, оказалось, что оклад идеально подошел к лику.
«Неупиваемая чаша»: от чего помогает?
Зная значение иконы «Неупиваемая чаша», легко понять, в чем она помогает. По сути, святыня спасает семьи от зла, которое несут в себе вредные привычки – пьянство, наркомания и курение. Именно из-за этих зависимостей чаще всего губятся человеческие жизни и счастливые браки.
Однако сейчас принято трактовать, что святыня помогает, прежде всего, в таких вещах:
- Исцеляет от алкогольной зависимости. Причем исцеление приходит к больному даже тогда, когда он не сам за себя молится, а за него молятся родные люди. При этом не обязательно идти в церковь. Если дома есть икона, можно молиться у нее, прося чудотворный образ о спасении души родного человека.
- Помогает человеку оздоровиться от разных недугов. Однако для этого больному нужно лично молиться у святыни, просить себе здоровья и сил. Во время чтения молитвы обязательно нужно благодарить Небесную Царицу за ее вселенскую материнскую любовь.
- У святыни можно помолиться о скорейшем разрешении сложных жилищных вопросов, только при этом вы не должны думать о корысти, выгоде для себя – мысли должны быть чистыми и светлыми:
- при сделках купли или продажи;
- при обмене недвижимости;
- при решении спорных вопросов, связанных с юридическими проблемами (например, в процессе вступления в наследство).
- У иконы родители, которые вынуждены отпустить свое чадо во взрослую жизнь, просят помочь им, чтобы все трудности и беды обходили детей стороной, чтобы они не стали жертвами плохого аморального общества. Царица Небесная наставляет детей на праведный путь.
По предстательству преподобного Варлаама
Матушка, 23 года назад в Вашей жизни стремительно, одно за другим, произошли два важных события: 8 апреля – монашеский постриг, 5 мая – открытие Введенского Владычнего монастыря и назначение Вас сюда настоятельницей. К тому времени Вы уже были знакомы с историей явления одной из особо чтимых святынь обители – чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»?
Я коренная серпуховичка, Серпухов – мой родной город. Здесь в возрождающемся Высоцком монастыре началась моя духовная жизнь, здесь я несла свои первые послушания. А когда стали появляться мысли об уходе в монастырь, то мой взгляд невольно обращался на другой берег реки Нары, где стояла разрушенная Владычняя обитель. В 1993 году на один из двунадесятых праздников в Высоцкий монастырь приехал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. После Литургии я подошла к Владыке под благословение и спросила его: «Когда откроют Владычний монастырь?» Он ответил: «Молитесь…» Я стала усердно молиться. Не буду подробно описывать свой путь к монашеству и настоятельству, скажу только, что историю уже тогда ставшего дорогим моему сердцу монастыря я знала. Может быть, не в деталях.
Детали, в частности, явления этого чудотворного образа удивительны. Наверное, среди сестер обители, трудников и множества паломников нет таковых, кто бы, услышав их, остался равнодушен. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о том событии 140-летней давности.
До закрытия советской властью Введенского Владычнего монастыря в нем служил будущий священномученик Иоаков Бриллиантов, который написал акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». В своем «Сказании» о явлении этой чудотворной иконы батюшка приводит рассказ монахини Елисаветы, бывшей в момент обретения первообраза церковницей при храме, куда по велению «старичка благообразного вида» из своих сновидений добрался крестьянин Тульской губернии, отставной николаевский солдат. Часть пути бедолага прополз на четвереньках, так как из-за пьянства у него отнялись ноги и идти он не мог. Другую часть – после того, как сердобольная старушка-хозяйка, принявшая его на ночлег, дважды растерла ему ноги – он смог преодолеть, опираясь на палки. Вначале шел с двумя палками, затем – с одной. Возможно, так и закончил бы он свою земную жизнь горьким пьяницей, пропивавшим пенсию до последней копейки, если бы не тот, кто являлся ему в сновидениях. Первый раз «старичок» сказал: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будешь здоров и душою и телом». Во второй и в третий разы уже грозно потребовал исполнить его приказание. Крестьянин даже не представлял, где находится Серпухов. В самой обители тоже не слыхали об иконе с таким наименованием. Но человек дополз, дошел до неизвестного ему ранее монастыря, а в монастыре вдруг вспомнили об иконе с изображением чаши, висевшей в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу. Вспомнили и с удивлением увидели на обратной стороне надпись: «Неупиваемая Чаша». Однако это еще не все! Когда путника подвели к раке преподобного Варлаама, тот узнал в нем снившегося ему старца. Домой бывший пьяница возвращался здоровым, а весть о чуде быстро распространилась не только по городу Серпухову, но и далеко за его пределами.
В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было установлено совершать общецерковное празднование иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая по новому стилю. Какие чувства Вы с сестрами испытали, узнав об этом?
Конечно, мы обрадовались. И вместе с тем появилась некая нотка грусти. Причина этого следующая: празднование установили не в тот день, который был до революции – 10 декабря по новому стилю (в один день с иконой Божией Матери «Знамение», поскольку эти иконы схожи по иконографии). Настоятель Высоцкого монастыря архимандрит Иосиф (Балабанов), ныне – митрополит Курганский и Белозерский, написал прошение на имя Его Святейшества с просьбой приурочить этот праздник ко дню памяти преподобного Варлаама Серпуховского, потому что святой причастен к явлению чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша». Нас несколько огорчило, что празднование «Неупиваемой Чаши» затмит празднование памяти строителя и первого настоятеля нашего монастыря (до этого – келейника Святителя Алексия). Совершаемое в день его преставления, 18 мая, оно как бы уйдет на второй план. Но со временем все привыкли к мысли, что в мае месяце хорошо ходить крестным ходом, на что нас благословил еще в 2003 году митрополит Ювеналий.
Как доехать
Доехать до Серпуховского Высоцкого монастыря можно на автомобиле из Москвы на юг, на Тулу по трассе М2, расстояние около 100 км, чуть больше часа в пути. Обязательно соблюдайте правила движения и, выезжая, помолитесь Богородице, святителю Николаю, Ангелу Хранителю.
В Серпухове у монастыря следует парковаться на обозначенных местах. В интернете есть отзывы паломников, машины которых с неустановленных мест забирал эвакуатор.
Адрес монастыря: 142200, Московская обл., г. Серпухов, ул. Калужская д. 5/3, Высоцкий мужской монастырь.
Из Москвы можно добраться до Серпухова также на электричке или автобусе. Электрички с Курского вокзала идут каждые 30 минут с 7 утра. Время в пути 1ч 50 мин.; стоимость проезда 242 руб. Автобусы идут от метро Лесопарковая с 7 часов каждые 30мин, время в пути 1 ч. 35 мин. В Серпухове от вокзала до монастыря можно добраться автобусами №№ 3, 8, 20, или на маршрутном такси «Высоцкий монастырь».
История монастыря
Основание
Основание монастыря совпало с нелегким, но героическим временем возрождения русского национального самосознания.
В 1374 году серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый, двоюродный брат Юрия Долгорукого, решил построить в родном городе новый православный монастырь. Преподобный Сергий Радонежский лично одобрил выбор места и благословил князя на строительство. Кроме того, прибывший вместе с Сергием Афанасий, его ученик, остался в Серпухове по просьбе князя, чтобы руководить организацией монастыря.
Афанасий стал и первым игуменом Высоцкого монастыря. Вся эта история была подробно описана на стене Церкви Сергия Радонежского и Афанасия Афонского, которая входила в монастырский комплекс до 1967 года. Практически сразу после благословения на месте будущей обители была выстроена деревянная церковь.
Строительство храма Зачатия Пресвятой Богородицы
Князь никогда не жалел денег на строительство. После победы русского войска на Куликовом поле, где князь Владимир Храбрый отличился особо, был построен первый каменный храм Зачатия Пресвятой Богородицы. Храм поставили над братской могилой погибших на Куликовом поле серпуховчан.
Сожжение монастыря
Город Серпухов всегда занимал приграничное положение, первым отражая атаки Орды. Фактически, это была крепость. Когда в 1382 году хан Тохтамыш решил отомстить за поражение на Куликовом поле, первый удар получил именно Серпухов. Монастырь был разграблен и сожжен.
Строительство нового храма
Чуть позже была сожжена и Москва. К сожалению, ордынские набеги не закончились с Куликовской битвой и продолжались еще столетие. Монастырь, как и большинство православных монастырей, пришел в запустение, и возрождаться стал лишь при Иване Грозном в 16 веке. Старый Зачатьевский храм был разрушен, а на его месте построен новый, который и дожил до наших дней.
Смутное время
В начале 17 века наступили тяжелые времена для всей Московии. В историю это время вошло под названием «Смутное». Монастырь не раз подвергался набегам ногайских татар, поляков и запорожских казаков. Лишь при царе Алексее Михайловиче Романове здесь заново возвели монастырские стены, Церковь Покрова и обновлен Зачатьевский храм.
XIX — XX века
С начала 19 века монастырь активно строился. Была сооружена трехъярусная колокольня с Трехсвятительским храмом на втором ярусе, построены трапезные и величественный храм Афанасия Афонского и Сергия Радонежского. С 1823 по 1826 год здесь жил знаменитый прорицатель Авель. Записей его прорицаний не сохранилось, но известно, что по просьбе Павла первого Авель записал свои предсказания о судьбе династии и России.
Пророчества спрятали в ларце, и император приказал открыть их ровно через 100 лет после своей смерти. Что было в тех записях и насколько они соответствовали действительности, сказать сложно. Но таинственность породила множество слухов и Авелю приписывали предсказания обо всех важных событиях в истории России.
После Октябрьской революции монастырь, как и тысячи других обителей, был расформирован, уничтожены иконы и колокольни, а в монастыре в разное время располагались казармы латышских стрелков, концлагерь, военное училище, склады и коммунальные квартиры.
Очередное возрождение монастыря началось после развала СССР. В 1991 году начались восстановительные и реставрационные работы, а в 1994 году обитель обрела мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего. Этот настоятель не только внес огромный вклад в развитие монастыря, но и не раз защищал Серпухов от многочисленных набегов вместе с жителями города.
В 2002 году прошло торжественное освящение главного храма – Зачатьевского собора.
Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Сказание это принадлежит Владычнему монастырю, но более оно все-таки есть сказание монахини Елизаветы (+1910), потому что она была церковницей при том храме, где обретена была чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» и в то самое время. Святой иконе она прислуживала до самой своей кончине.
Случившееся произошло в первый год игуменства матушки Марии ( г.). Один крестьянин Тульской губернии Евфремовского уезда, отставной николаевский солдат, с пенсией, имел слабость к вину. Он пропивал все в доме и всю пенсию и дошел до нищенского состояния. В довершение бедственности у него отнялись ноги. Но и при этом он не переставал пить. Находясь в таком разладе душевном, телесном и материальном, он видит однажды сон: приходит к нему старичок благообразного вида и говорит ему: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там в Георгиевском храме есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен и будишь здоров и душою и телом». Но крестьянин, несмотря на то, что сон, видимо, был необыкновенный, не пошел в Серпухов, потому что не знал, как добраться туда без ног и без гроша денег. Тогда тот же старец явился ему во второй и в третий раз и уже настолько грозно потребовал исполнить его приказание, что наш крестьянин решился немедленно отправиться в путь. Двигался он на четвереньках. По лежащим на пути селениям останавливался для отдыха и подкрепления пищей. На одной из таких остановок старушка-крестьянка приняла его на ночлег, напоила и, в облегчение болезненности ног, растерла их и уложила больного и усталого путника на печь
И вот что тогда случилось: ночью, проснувшись, путник почувствовал приятное ощущение в ногах и тут же с большой осторожностью, спуская их с печи, пробует встать на ноги. Хотя и очень слабо но он может стоять на ногах! И с нетерпением ждет утра, что бы отправиться в дальнейший путь: теперь уже, может быть, не на четвереньках, а на ногах, хотя и с помощью палок! Но добрая старушка удержала его еще на сутки и опять на ночь растерла ему ноги
Видимо больному стал лучше. И он действительно теперь уже идет, правда, сначала с двумя палками, а потом уже и с одной. Так дошел он до Серпухова и до Владычнего монастыря. Обут был в теплые валеные сапоги, несмотря на июль месяц.
Во Владычнем монастыре он поведал о своих дивных сновидениях послушнице Захарии (в последствии монахиня Елизавета) церковнице при храме великомученника Георгия и настойчиво просил, чтобы отслужен был молебен Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша». Последним он вводил всех в большое затруднение, потому что в монастыре никто не знал иконы Божией Матери с таким наименованием. Тогда явилась мысль: уж не та ли это икона, которая висит в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу. На ней есть изображение чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне этой иконы действительно усмотрели надпись: «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что когда нашего путника подвели к раке преподобного строителя Варлаама, то в его святом лике он сразу же признал того благолепного старца, который явился ему во сне и повелел идти в Серпухов во Владычний монастырь к Матери Божией «Неупиваемая Чаша».
Весть о чудном явлении быстро распространилась по городу Серпухову и затем по ближним и дальним весям Серпуховского уезда и далеко за его пределами. Стали приходить и приезжать одержимые пьянственной страстью, чтобы помолиться Матери Божией пред ее новоявленною иконою. Некоторые же являлись снова, чтобы благодарить Царицу Небесную за ее великие милости, за исцеления. Как на одно из таких исцелений от пьянственной страсти после моления Матери Божией перед ее иконой «Неупиваемая Чаша» можно указать на совершенное избавление от запоя одного московского купца, Стефана Федоровича Федорова, который в благодарном чувстве соорудил прекрасный иконостас для иконы, возложил на нее сребропозлащенную ризу, взамен фольговой и для своего дома имеет теперь точную копию с чудотворной иконы Матери Божией. Вскоре после прославления святая икона «Неупиваемая Чаша» из ее прежнего помещения была перенесена в соборный храм и поставлена на чрезвычайно удобном месте.