Тихон (шевкунов): «несвятые святые» и другие рассказы

О чём книга «Святые несвятые» на примере рассказа «Чёрный пудель»

Понять, о чём эта книга, лучше всего можно, если ознакомиться с одним или несколькими рассказами из неё. Для этого даже не нужно приобретать книгу. Её можно читать онлайн, например, на сайте азбука.ру.

Азбука веры

Мы же здесь разберём только один рассказ. Называется он «Чёрный пудель», что уже должно натолкнуть на соответствующие ассоциации. В «Фаусте» Гёте в пуделя превращался Мефистофель. Позднее отсылку на этот образ сделал М.А.Булгаков в «Мастере и Маргарите», когда наделил Воланда тростью с головой пуделя.

Надо заранее оговориться, что в образе пуделя нет никакой дьявольщины. Его изобрёл Гёте в противовес доброму и безобидному белоснежному домашнему пудельку.

С первых строк автор убеждает читателя в наличии некого чуда:

Вступление довольно длинное — 10% произведения автор поучает читателя, что рассказ надо понимать именно в православном ключе, а то на том свете скептикам спохватиться будет поздно. Затем следует экспозиция — об атеистическом времени, о недобросовестных прихожанах, так что к четверти рассказа повествование ещё не начинается:

«Зелёная серия надежды», куда входит и сборник «Несвятые святые»

Постепенно обозначается сюжет: знакомый автора, Олег Александрович, празднует новоселье. Она просит священника освятить новый дом. Прибыв на место, священник встречает домашнего питомца хозяйской дочери:

Автор сходу отождествляет собачонку с образом Мефистофеля — ведь Елена, дочь хозяина, увлечена эзотерикой. Он вступает с девушкой в конфликт, сообщая, что собака — нечистое животное и в доме во время освящения её быть не должно.

Основным (ну или вторым после «нечистоты» животного) аргументом священника становится отсылка к «Фаусту» Гёте.

«Елена, почему, например, при ваших особых увлечениях мистикой у вас в доме живет именно черный пудель?

— И что же здесь странного?

— А хотя бы то, что как раз в виде черного пуделя Мефистофель явился Фаусту.

— Кто, простите, явился? Мефистофель?

— Именно он. Тот самый бес из романа Гёте».

Надо сразу исправить автора: «Фауст» — не роман, а трагедия, но сути спора это не меняет

Автор замечает, что спорить с девушкой было очень непросто, хотя он не однократно обращал её внимание на тот факт, что «купили не болонку, не тойтерьера, не белого пуделька, а именно чёрного»

В итоге автор всё же освещает квартиру и некоторое время покидает дом, а когда возвращается, обнаруживает, что девушке, которая увлекалась мистикой, на новоселье подарили чугунную скульптуру Мефистофеля. А чёрный пудель:

Совпадение напугало хозяев, и они упросили автора забрать статую, о которой тот на время забыл, но потом утопил в реке. Собственно, в этом совпадении и состоит сюжетное ядро рассказа «Чёрный пудель».

Писатель Павел Санаев о книге «Несвятые святые»

В течение последнего года, когда я читаю новости, у меня усиливается ощущение, что я живу в сумасшедшем доме. из которого ушли санитары.

К счастью, несколько лет назад в моей жизни произошло воцерковление — ценой больших скорбей и большого потрясения. Так уж мы устроены, что пока нас по голове не ударит, мы не приходим, и предпочитаем грязные сплетни тому, что есть на самом деле.

В этой книге узнаешь, что из себя представляет вера, эта книга объясняет многие сомнения, которые возникают у человека.

Ведь действительно люди приходят в храм, когда их по голове ударит, но ведь лучше, если бы люди приходили не ценой скорбей. Не хватает книги, где факты из жизни были бы собраны и были бы современными. Такая книга — лучших способ бороться с собственными сомнениями.

Борис Любимов, ректор Московского Театрального училища им. Щепкина о книге «Несвятые святые»

Книгу я прочитал два раза и начал третий. Книга написана очень одаренным литератором. Мы знаем отца Тихона как замечательного церковного строителя и незаурядного кинематографиста, выяснилось, что он замечательный писатель. Здесь юмор, ирония, пафос, трагизм, драматизм. Юмор не часто бывает удачным в церковной среде, легко скатывается в ерничество, кощунство. Здесь соблюдена та мера, которую можно назвать православным юмором.

Здесь есть разные поколения людей. Один из старейших по возрасту появившихся в этой книге — Псковский митрополит Иоанн, которого я в детстве помнил как наместника Троице-Сергиевой Лавры. Книгу можно рассматривать и как историю Русской Церкви — здесь, например, показаны связи Троице-Сергиевой Лавры и Псково-Печерского монастыря и через владыку Иоанна, и схиигумена Савву.

Мы видим людей в моменты их слабости, от которой никто не защищен. В моменты подвига. Мы видим тех, кто не выдержали испытания (глава «Августин»).

Читатель увидит здесь фрагменты Патерика 21 века. Но в то же время это живая современная и талантливая литература. Тут и фрагменты проповедей, и исповеди, и притчи. Книга написана человеком, упоенным церковной и монастырской жизнью.

Это книга о моем поколении, когда монастыри можно было перечесть по пальцам — я помню Киево-Печерскую Лавру до закрытия — и ощущение, что церковная жизнь во всей красоте — запаха ладана, живописи церковной, когда человек открывается в лучшие минуты.

Книга написана тем языком, который вбирает в себя и красоту и строй церковнославянского языка и вплоть до современного языка,  до жаргона, которым говорят батюшки, прошедшие узы заключения. Это книга об угодниках Божиих, служивших в 60-70-е года, которые втягивали молодых людей в церковную жизнь!

Книга быстро завоевала популярность, получила перевод и много переизданий

История Русской православной Церкви знает много примеров, когда желанного результата верующие добивались с неимоверными усилиями. Что ни инициатива — всегда препятствия, непредвиденные ситуации, интриги и козни. Но за эту книгу можно было хранить спокойствие с самого начала.

Издание произошло без скрипа. Аудитория быстро расхватала первый тираж, последовали переиздания. К 2017 году их насчитывалось уже 17.

17 изданий
выдержала книга «Святые несвятые» к 2017 году

Это неслыханный успех. Дело в том, что современный книжный рынок устроен очень жёстко. Спрос есть либо на классику, либо на новинки. И любое не самое известное имя может рассчитывать максимум на трёхтысячный тираж, после чего о книге никто больше никогда не услышит.

Пробиться к широкой аудитории не всегда помогает даже реклама. Но архимандриту Тихону повезло: всё взяло в свои руки издательство Сретенского монастыря.

Кстати, в 2012 году издание «Несвятых святых» появились и за границей. Всего сборник переведён на 13 языков.

Впоследствии серия книг, начатая «Несвятыми святыми», продолжилась другими авторами.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) о книге «Несвятые святые»

О чем эта книга?

Рядом с нашим миром, известным всем, который переходит из одного общественного политического состояния в другой, где все чаще и чаще страшные события становятся уже не только навязчивыми, но и привычными, в которых порой царит отчаяние а иногда и ужас, существует абсолютно реально иной мир.

Если назвать этот мир Церковь — многие не поверят. Для большинства наших соотечественников слово Церковь связано с массой стереотипов, которые порой крайне непривлекательны.
Стереотипы от официоза церковного до тоскливого мракобесия. Но на самом деле это все случайные черты. Как у Блока — «Сотри случайные черты и ты увидишь — мир прекрасен».

В этот поразительный мир каждый может легко и свободно зайти, ощутить себя в нем настоящим гражданином, участником поразительной, ни с чем не сравнимой жизни. Ощутить промысл Божий в своей судьбе, понять что жизнь идет совершенно по иным законам. Понять, что если сойти только с этого порой порочного и жестокого круга, в который втягивается человек, в том числе и церковные люди, то мы оказываемся в мире Божьем.

Земной мир Божий абсолютно не идеален, в нем есть место нашей свободе, которая порой перерастает в произвол. От этого не бывает ничего идеального, но бывает масса интересного, много познавательного, множество открытий. К идеальному все равно должны стремиться в том числе и вы. В этом мире есть и те, кто являют собой идеал не отвлеченный, а совершенно поражающий.

Как сказал один монах, я сам, может, плохой монах, но видел настоящих монахов. Отец Иоанн (Крестьянкин), немецкий барон отец Серафим (Розенберг), иеродиакон Анатолий, архимандрит Нафанаил и так далее и т.д.

Каждый человек, попробовавший что это такое, конечно не сможет никогда этого забыть, но и не перестать этим жить.

Эта книга не только о великих старцах, она и об обычных людях, живших в наше время, самых разных.

Эти истории объединяет лишь одно — от всего сердца мне хотелось передать истории, связанные с Промыслом Божиим. Это и есть самое поразительное и удивительное чудо, которое можно проверить на себе самом, стоит только опять же вступить в этот круг.

Один из подвижников сказал, что каждый христианин может написать свое Евангелие.

Даже если уничтожатся все священные книги, христиане вновь напишут Священное Писание. Мы все являемся свидетелями того, как Бог ведет этот мир, и это совершенно немыслимо и поразительно.

Хотелось, чтобы таких книг, которые (это далеко не первая книга, есть много православных писателей) свидетельствовали о промысле Божием о попечении Божьем в этом мире, все больше и больше появлялись в нашей Русской летописи.

О книге

Сталкиваясь с ежедневными стрессовыми ситуациями и изнурительными нагрузками, человеку в современном мире просто необходимо уметь снимать душевное напряжение. Чтение книг во все времена помогало людям побороть хандру. Позволяя фантазии читателя работать в полную силу, книги тем самым помогают отвлечься от жизненных неурядиц и бытовых проблем.

Для тех, кто является поклонником жанра биографии и мемуары, книга Архимандрита Тихона «»НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ» И ДРУГИЕ РАССКАЗЫ» будет представлять особый интерес. Близко принимая проблему, рассматриваемую в книге, автор вложил душу в своё творение, отдав нам частичку себя. Незаурядная сюжетная линия, интересные персонажи и тонко описанные пейзажи произведения без сомнения увлекут и захватят читателя.

Писатель Александр Проханов о книге «Несвятые святые»

Книгу я читал еще в рукописи и публиковал отрывок в своей газете. Когда я читал эту книгу, я понял, что читаю монастырскую прозу. У нас была городская прозы, деревенская, фронтовая. Это — монастырская проза. В этой книге предложен уклад, персонажи, типы, той среды, которая еще 20 лет назад казалась камерной, запертой за ограды. Теперь эти ограды распахнулись, появились новые монастыри, и жизнь их стала частью открытой общероссийской жизни.

В период гонений и нашествий иноплеменников, когда горели пожары, когда Рязань, другие русские города отворяли свои врата для монгольской конницы, в монастыри укрывались женщины, дети, летописцы, ремесленники, златошвеи — и монастыри сохранили для будущего этот удивительный фаворский свет.

И сегодня монастыри являются прибежищем в этом кромешном мире, в котором убивают, насилуют, грабят, богохульствуют. Но это не катакомбные прибежища — монастыри дают бой. На их стенах проходят непрерывные духовные схватки, постоянные сражения, которые не менее грозные, не менее опасные, чем бои на сегодняшнем Кавказе, с теми, кто посягает на целостность России.

Я думаю, что в этой книге не впрямую (а в следующем произведении отца Тихона, может быть, мы услышим более ясно), сказано о том, что русский народ по-прежнему является мессианским народом и что русская национальная правда без мессианской идеи бессмысленна. На русский народ и на Россию возложена идея альтернативного пути.

Я думаю, в следующей книге пойдет речь о русском чуде, о котором мы с отцом Тихоном как-то мельком говорили — о той категории, которая неподвластна историкам, но которая является правящей силой всей русской истории, исправляет все вывихи, когда Россия подходит к черте погибели — и вдруг возникает что-то неописуемое и непредсказуемое, что в очередной раз выносит нас из бездны и делает великим государством.

Это книга о неизбежной русской победе. И как бы тяжело сегодня не было России и русским людям, грядущая победа неизбежна. И отец Тихон — ее глашатай.

Автор книги учился на сценариста, а стал священником

Уместно сделать отступление и немного рассказать об авторе. Родился он в 1958 году, после чего в 1982 году получил образование во Всесоюзном государственном институте кинематографии. Но учился не прямо на кинодела, а на сценариста.

Нельзя сказать, что сценарий даже близко стоит к серьёзной литературе, но всё же это первый шаг в сторону издательского мира.

Автор книги — митрополит Тихон

Сразу после вуза будущий митрополит поступил в Псково-Печерский монастырь. Через 1986 года он — работник издательского совета, с 1991 года — монах. Затем он становится наместником Сретенского мужского монастыря и архимандритом, а также работает в Сретенской духовной семинарии ректором. Бывал в Чечне с гуманитарной помощью.

Постепенно активная деятельность в Русской православной церкви привела Тихона к сану митрополита Псковского и Порховского.

Образование кинематографиста позволило владыке Тихону снять 7 фильмов

Помимо этого на счету владыки:

  1. 5 книг на православную тематику («Святые несвятые» — это третья его книга).
  2. 7 документальных фильмов на социальную и христианскую тематику.

Митрополит Тихон — главный редактор портала «православие.ру», а также активный борец с алкоголизмом (участник проекта «Общее дело»).

С этой книгой читают

История одной зечки и других з/к, з/к, а также некоторых вольняшекЕкатерина Матвеева

Издательство «ШиК» представляет роман Екатерины Матвеевой, первое художественное произведение автора, прошедшего трудный путь сталинской каторги — «История одной зечки и…

4.9
 (1)

Пристрастные рассказыБрик Лиля Юрьевна

Впервые выходит в свет книга, написанная самой Лилей Брик. `Пристрастные рассказы` включают в себя много впервые публикуемых текстов, документов, фотографий, а также…

4.1
 (1)

Другая история Руси. От Европы до МонголииКалюжный Дмитрий Витальевич, Валянский Сергей Иванович, Д. Калюжный

В книге излагается оригинальная, вполне революционная версия истории Руси. Основываясь на теории Н.А.Морозова и собственных исследованиях, авторы доказательно опровергают…

3.3
 (4)

Норильские рассказыСнегов Сергей Александрович

Это сборник автобиографических рассказов о жизни в тюрьме и, в основном, в Норильском исправительно-трудовом лагере после ареста в 1936 году, сфабрикованного обвинения и…

4
 (1)

Дневник 1931-1934 гг. РассказыНин Анаис

Анаис Нин — американская писательница, автор непревзойденных по своей откровенности прозаических произведений. С ней дружили Генри Миллер, Гор Видал, Антонет Арто,…

4.2
 (4)

Какое ТЕБЕ дело до того, что думают другие?Фейнман Ричард Филлипс

Книга повествует о жизни и приключениях знаменитого ученого-физика, одного из создателей атомной бомбы, лауреата Нобелевской премии, Ричарда Филлипса Фейнмана. Первая…

4.4
 (3)

Рассказы ездового псаЕршов Василий Васильевич, Василий Ершов

Это книга рассказов-иллюстраций: о нелегкой летной работе, о задачах, об ошибках, о принятии решений, о стихии, о проблемах, просто о хороших людях. Все это было со…

4.7
 (5)

Прабхупада: Человек. Святой. Его жизнь. Его наследиеСатстварупа Дас Госвами

Биография А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896 — 1977), выдающегося философа и религиозного деятеля, который познакомил современный мир с древней духовной…

4.4
 (5)

Архимандрит Тихон (Секретарев) о книге «Несвятые святые»

Где-то с 80-х годов было заметно, что в обитель пришли «пришли пять Георгиев» — молодые творческие люди, которые под руководством отца Иоанна да и всей атмосферы монастыря получили начальное духовное образование. И среди них — архимандрит Тихон.

Старцы имеют отличительное свойство — их в первую очередь можно назвать воплощенным Евангелием. Свет евангельский настолько ярок, что некоторых слепит. А жизнь старцев — это свет рассеянный, который позволяет видеть предметы, окружающий нас мир, окружающих нас людей.

В этом рассеянном евангельском воплощенном свете жил и отец Тихон, о чем он и старается написать в своих книгах. Желаем ему творческих успехов, писательской рассудительности, здоровья и помощи Божией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector