Несторианцы
Содержание:
- Несторианский спор
- Антропология Максима Исповедника
- Несторианский раскол [ править ]
- Монофелитство и Максим Исповедник
- “Богородица” или “Человекородица”?
- Сочинения
- Кирилл Александрийский и монофизитство
- Несторий в изгнании
- Источники
- Последствия эфеса
- Более поздние события
- Размежевание несторианства и основного христианства
- История
Несторианский спор
Вскоре после прибытия в Константинополь Несторий оказался втянутым в споры двух богословских фракций, различающихся по своей христологии . Несторий пытался найти золотую середину между теми, кто подчеркивал тот факт, что во Христе Бог был рожден человеком и настаивал на том, чтобы называть Деву Марию Богородицу ( греч . Θεοτόκος , «Богоносец»), и теми, кто отвергал этот титул, потому что Бог как вечное существо не мог родиться. Несторий предложил титул Христотокос ( Χριστοτόκος , «носитель Христа»), но он не нашел признания ни с одной из сторон.
« Несторианство » относится к доктрине, согласно которой во Воплощенном Христе есть две различные ипостаси: одна Божественная, а другая человеческая. Учение всех церквей, принимающих Эфесский собор, состоит в том, что в воплощенном Христе есть единая ипостась, Бог и человек одновременно. Это учение известно как Ипостатический союз .
Противники Нестория обвинили его в разделении божественности и человечности Христа на две личности, существующие в одном теле, тем самым отрицая реальность Воплощения . Неясно, действительно ли этому учил Несторий.
Евсевий , мирянин, впоследствии ставший епископом соседнего Дорилея, первым обвинил Нестория в ереси, но самым ярым противником Нестория был патриарх Александрийский Кирилл . Это, естественно, вызвало большое волнение в Константинополе, особенно среди духовенства, которое явно недолюбливало Нестория, пришельца из Антиохии.
Кирилл обратился к Селестине из Рима с просьбой принять решение, и Селестина поручила Кириллу отлучить Нестория от церкви, если он не изменит свое учение в течение 10 дней.
Летом 430 года Несторий договорился с императором о созыве совета. Теперь он поспешил, и повестка была направлена патриархам и митрополитам 19 ноября, до того, как приговор папы, вынесенный через Кирилла Александрийского, был вручен Несторию.
Император Феодосий II созвал общий церковный собор в Эфесе, который сам был особым местом поклонения Марии, где была популярна формула Богородицы . Император и его жена поддержали Нестория, но папа Селестин поддержал Кирилла.
Кирилл возглавил Первый Эфесский собор в 431 году, открыв дебаты до прибытия давно назревшего контингента восточных епископов из Антиохии . Совет низложил Нестория и объявил его еретиком .
По словам Нестория,
Пока шел собор, прибыл Иоанн I Антиохийский и восточные епископы и пришли в ярость, узнав, что Несторий уже осужден. Созвали собственный синод, на котором Кирилл был низложен. Обе стороны обратились к императору.
Первоначально имперское правительство приказало низложить и сослать Нестория и Кирилла . Нестория заставили вернуться в свой монастырь в Антиохии, и Максимиан был рукоположен в архиепископа Константинополя вместо него. В конце концов, Кириллу разрешили вернуться после подкупа различных придворных.
Антропология Максима Исповедника
Максим говорит, что в человеке мы различаем его природу и его личность. Свойства природы добры, воления природы тоже добры, в природе человека нет зла. Возникает вопрос — а откуда вообще зло приходит?
Он говорит, что зло — это неправильное применение природных свойств, и оно возникает на уровне личности. Чтобы различать, он говорит о воле природы. Природа нам предлагает спектр возможностей. Есть воля живота, кулаков, совести — разная воля. Духовная воля — к молитве. Но на уровне личности человек делает выбор: «Да, этому я дам возможность осуществиться, реализоваться в себе».
Скажем, мое брюхо получит свой «сникерс», гамбургер, чизбургер, а вот это подождет. Сегодня матч, а помолиться можно и завтра — это никуда не денется. Или наоборот, пойду навещу соседку, которая нуждается в помощи, а вот детектив подождет. Не буду читать мемуары Монштейна, а почитаю Максима Исповедника, или наоборот.
Это выбор, который осуществляет личность. Здесь возникает опасность в том, что человек может наделить смыслом, ценностью то, что не достойно ценности и смысла. Он может придать некоторым своим желаниям большее значение, чем то, которого они заслуживают. Эту ошибку допускают Адам и Ева.
Человек получает химеры, мнимости, фантастические смыслы, в котором пространство искажается.
У Клиффорда Саймака есть фантастическая книга «Братство талисмана». Некая космическая нечисть оккупировала Землю, она пресекает любые движения прогресса, человечество не может развиваться, но при этом случайно в Англии в одном аббатстве находят древнюю рукопись, Евангельский манускрипт, и если подтвердится, что он древний, а знает это только один человек, это даст новую силу человечеству сражаться со злом.
Между Оксфордом и аббатством эта нечисть выжгла все, заселилась, караулит и ждет. И вот, некий отряд идет, пробивает эти оккупированные территории к Оксфорду, чтобы узнать, подлинный или не подлинный манускрипт. Нечисть начинает создавать то холмы какие то, то перспективу изменяет, то какие-то пейзажи возникают, которых на самом деле нет — все, чтобы сбить эту группу с пути.
Нечто подобное происходит с человеком, когда он грешит. В этом падение Адама, в этом суть греха, когда человек присваивает ложные смыслы, ставит ложные цели, и все его природные свойства разворачиваются к ним. Чем человек талантливее, чем он гениальнее, тем печальнее последствия этого разрушения.
Наша задача — себя образумить, сориентироваться и сделать правильный выбор. Природа спасена, а вот воля нет — мы должны свою собственную волю устремить к Богу.
Несторианский раскол [ править ]
Несторианство стало отдельной сектой после несторианского раскола , начавшегося в 430-х годах. Несторий подвергся критике со стороны западных богословов, в первую очередь Кирилла Александрийского . У Кирилла были как теологические, так и политические причины для нападок на Нестория; Помимо ощущения, что несторианство было ошибкой против истинной веры, он также хотел очернить главу конкурирующего патриархата. необходима цитата Кирилл и Несторий попросили Папу Селестину I высказать свое мнение по этому поводу. Селестина обнаружила, что титул Богородицы был православным и уполномочил Кирилла просить Нестория отречься. Кирилл, однако, использовал возможность для дальнейшего нападения на Нестория, который умолял императора Феодосия II созвать совет, чтобы все обиды могли быть озвучены.
В 431 году Феодосий созвал Эфесский собор. Однако совет в конечном итоге встал на сторону Кирилла, который считал, что Христос содержал две природы в одной божественной личности ( ипостась , единство существования), и что Дева Мария, зачавшая и несущая эту божественную личность, воистину названа Богородицей ( Богородица , то есть Богоносец). Совет обвинил Нестория в ереси и низложил его как патриарха. По возвращении в свой монастырь в 436 году он был сослан в Верхний Египет. Несторианство было официально предано анафеме, и это постановление было подтверждено на Халкидонском соборе в 451 году. Однако ряд церквей, особенно те, что связаны с Эдесской школой, поддержал Нестория — хотя и не обязательно его учение — и порвал с церквями Запада. Многие сторонники Нестория перебрались в Иранскую Сасанидскую империю, где проживало яркое, но преследуемое христианское меньшинство. В Верхнем Египте Несторий написал свою Книгу Гераклида , отвечая на два Собора в Эфесе (431, 449).
Древо христианского вероисповедания править
Основные конфессиональные семьи в христианстве:
Западное христианство
Восточное христианство
Протестантизм
Евангелизм
Анабаптизм
Англиканство
Кальвинизм
Лютеранство
(Латинская церковь)
католическая церковь
(Восточно-католические церкви)
Восточная Православная Церковь
Восточные Православные Церкви
Церковь Востока
Несторианство
Раскол (1552)
Ассирийская Церковь Востока
Древняя Церковь Востока
Протестантская реформация
(16-ый век)
Великий раскол
(11 век)
Эфесский собор (431)
Халкидонский собор (451)
Раннее христианство
Государственная церковь Римской империи
» Великая Церковь «
( )
- (Не показан не- Никейский , nontrinitarian и некоторые реставраторы деноминация.)
Монофелитство и Максим Исповедник
Софроний пишет «Окружное послание», где обличает ересь монофелитства. Представьте себе ситуацию: монголы захватили полстраны (фашистов не приведу в пример, потому что фашисты — это какая-то изнанка человеческого сознания), и вот некий епископ вдруг в какой-нибудь захваченной монголами Туле или Киеве выступает против Матери-Церкви, против Москвы. Это серьезный шаг.
Софроний считает, что есть вещи, которые важнее патриархизма и приверженности империи. Он обращается с «Окружным посланием», из которого следует, что он православный и готов отстаивать интересы Церкви. Послание доходит до Римского Папы, до Константинопольского Патриарха Сергия и вызывает в Константинополе раздражение.
Софроний умирает. Его подвиг продолжает Максим Исповедник, который проводит серию абсолютно антигосударственных, с точки зрения права, действий: он пишет обличительные тексты, едет в Рим, где проходит Собор, подвергает анафеме патриарха Сергия, опровергает монофелитство, утверждает Православие, дискутирует с Константинопольским патриархом Пирром.
Что говорит Максим в диалоге с Пирром? Пирр — монофелит. Этой ценой предлагает «купить» консолидированную империю, которой надо сражаться с исламом, Сергий, отрабатывающий заказ императора. Он предлагает отождествить личность с волей. Одна воля во Христе — Божественная.
Максим включает голову и эрудицию и начинает говорить на языке Аристотеля…
“Богородица” или “Человекородица”?
Вопрос о природе Христа тогда носился в воздухе, и все споры по существу сводились к проблеме, как называть Деву Марию – Богородицей или «человекородицей».
Несторий считал, что Пресвятую Деву не следует называть Богородицей, ибо она родила не Бога, а человека, Эммануила, с которым соединилось предвечное Слово Божие.
Это решение было с большим негодованием встречено среди народных масс, так как в богослужении слово «Богородица» уже стало привычным – о «человекородице» и слышать не хотели. В качестве компромисса Несторий предложил называть Марию «Христородицей», но это не решало проблемы, а лишь обходило ее.
Очевидно было, что речь идет не о словоупотреблении, а о понимании сущности Воплощения. По империи стала распространяться молва о новой ереси.
В конце концов Несторий получил письмо от александрийского патриарха Кирилла с решительным опровержением своего учения. Ответное письмо Нестория исполнено чувства оскорбленного достоинства.
6 декабря 428 года в соборе Святой Софии Несторий торжественно провозглашает свои взгляды и начинает жестокое преследование своих противников среди константинопольского духовенства и монашества. В ответ египетское монашество обвинило Нестория в ереси и стало бурно выступать в защиту Православия.
Без сомнения, важную роль в конфликте играла политическая борьба между Антиохией и Александрией. К тому же в 430 году произошел следующий инцидент.
В столицу прибыла группа спасающихся от гонений пелагиан, как раз тогда осужденных на Западе стараниями блаженного Августина.
В лице Нестория они нашли гостеприимного хозяина, который их радостно принял и обласкал. Побеседовав с ними, он не нашел в их учении ничего предосудительного и даже написал негодующее письмо папе Целестину по поводу несправедливого осуждения пелагианства.
Одновременно Кирилл Александрийский тоже написал папе письмо с выражениями преданности и с жалобами на Нестория и его неправильную Христологию.
Папа римский, мало понимавший в богословской стороне вопроса, был целиком на стороне Кирилла, будучи раздражен Несторием, который не только укрывал пелагиан, но к тому же писал грубые письма.
Сочинения
Очень немногие произведения Нестория сохранились. В записях Ефесского Собора сохранилось несколько писем, а также фрагменты некоторых других писем. Сохранилось около 30 проповедей, в основном отрывочных. Единственный полный трактат — это длинная защита его богословской позиции, Базар Гераклида , написанный в изгнании в Оазисе, который сохранился в сирийском переводе. Он должен был быть написан не ранее 450 г., поскольку он знает о смерти императора Феодосия II (29 июля 450 г.). Есть английский перевод этой работы, но он был раскритикован как неточный, как и более старый французский перевод. Дальнейший научный анализ показал, что в тексте было сделано несколько ранних вставок примерно во второй половине V века.
Базар Гераклида
В 1895 году рукопись книги XVI века, содержащая копию текста, написанного Несторием, была обнаружена американскими миссионерами в библиотеке несторианского патриарха в горах в Кудшанисе, Хаккари . Эта книга пострадала во время мусульманских завоеваний, но практически не пострадала, а копии были украдены. Сирийский перевод назывался « Базар Гераклида» . Оригинал рукописи XVI века был уничтожен в 1915 году во время резни в Турции ассирийских христиан . Издание этой работы в первую очередь должно быть приписано немецкому ученому Фридриху Луфсу из Университета Галле.
В « Базаре» , написанном около 450 г., Несторий отрицает ересь, за которую он был осужден, и вместо этого утверждает, что Христос «тот же двоякий» — выражение, которое некоторые считают похожим на формулировку Халкидонского собора . Однако более ранние сохранившиеся сочинения Нестория, включая его письмо, написанное в ответ на обвинения Кирилла против него, содержат материал, который был истолкован некоторыми как подразумевающий, что в то время он считал, что у Христа было две личности. Другие рассматривают этот материал как просто подчеркивание различия между тем, как предвоплощенный Логос является Сыном Божьим, и тем, как воплощенный Эммануил , включая его физическое тело, действительно называется Сыном Божьим.
Кирилл Александрийский и монофизитство
В полемику с Несторием вступает Кирилл Александрийский, который будет, ссылаясь на Афанасия Александрийского и других авторов, настаивать на том, что Бог воплотился, вочеловечился.
Начинается преодоление несторианства. Кирилл направляет Несторию двенадцать тезисов, с которыми он должен согласиться, чтобы не быть анафеманствованным. Тот отказывается, его ссылают.
Проходит Вселенский собор 431-го года. На волне торжества Кирилла Александрийского возникает новая ересь. Монофизитство — во Христе есть единая природа, божественная. Так, начиная с Нестория, в ересях идет переход от триадологической к христологической проблематике.
Константинопольский архимандрит Евтихий, вдохновленный пафосом очень интересного богословия Кирилла Александрийского, предполагает, что во Христе есть только одна природа, божественная, а человеческое естество, как капля в море, растворяется тончайшей пленочкой, его уже практически не заметно.
Империя уже в руках православных, уже есть репрессии, в ходе которых сжигаются книги. Чтобы их сохранить, еретики подписывают книги именами тех, кто прославлен в лике святых. Ученики Аполлинария Лаодикийского надписывают его тексты именем Афанасия Александрийского.
Подмена текстов приводит к тому, что Кирилл заглатывает эту наживку. Он ошибается и полагает, что Афанасию Александрийскому принадлежит выражение «Единая природа Бога Слова воплощенная», и тоже водружает его на знамя. Афанасий не мог ошибаться! Для Кирилла это очевидно, и с этим знаменем он бросается в бой. Потом огромные усилия прилагают Максим Исповедник и некоторые другие авторы, чтобы дать православную интерпретацию этой неверной формулы, оправдать Кирилла, отстоять его православие.
Мы видим текст и контекст — оказывается, что контекст не менее важен. Напомню, в Новом Завете встречается цитата из Ветхого, которую приводит диавол, искушая Христа: он цитирует Псалтирь, смысл текста выворачивая наизнанку
Очень важно понимать, что есть вопрос интерпретации, толкования, слово не существует без контекста, не существует суждений без смысловой оболочки
Отсюда — один из принципов нашей полемики и дискуссии. Если вы не уверены в своих силах, лучше вести дискуссию на своей территории, в своей терминологии, в понятном вам пространстве. Если вы входите на чужую территорию, то вы должны владеть контекстом, учением, понимать, как оно устроено. Это сложнее, но это более убедительно.
Борьба с монофизитами приводит к созыву Халкидонского Собора (IV Вселенского) в 451-м году. Лев Великий, Папа Римский, участвует в этом Соборе, в ходе которого принимают знаменитые четыре отрицания: природы во Христе соединяются «неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно». Они не растворяются, они остаются и человеческой, и божественной, не разделяясь, как у несториан.
«Неслитно» — против Евтихия, «нераздельно» — против Нестория. «Неразлучно» — против ныне забытого учения о том, что после второго Пришествия, после конца земной истории Логос сбросит эту бренную оболочку: «неразлучно» означает, что и за чертой времени Христос не расчеловечится, что это единство не будет разорвано даже в момент, когда время закончится. Его вочеловечивание, как луч, имеет точку начала, но не имеет завершения. Бог не гнушается творением.
Начинается уточнение термина, дискуссия о словах. Монофизиты не принимают Халкидонские догматы, подозревая Запад в несторианстве. Идут попытки примирения.
Несторий в изгнании
24 июня наконец прибыла антиохийская делегация и открыла свой собственный собор с сорока тремя участниками.
Этот антиохийский собор не замедлил низложить Кирилла Александрийского и Мемнона Эфесского. Когда император получил два отчета о происходящих беспоядках, он рассердился и послал в Эфес отряд полиции для успокоения страстей.
Войска окружили город. Хотя низложение Нестория не было подтверждено, он был арестован и сослан в Ливию, откуда ему не суждено было вернуться. Эфесский собор тем временем продолжал заседать.
22 июля было выпущено постановление против каких бы то ни было добавлений к Никейскому Символу веры.
31 июля Кипру была пожалована автокефалия – по всей видимости, не иначе как с целью ограничить власть Антиохии, претендовавшей на церковную власть на Кипре.
Чтобы окончательно разрешить все проблемы, император решил низложить всех троих смутьянов. Несторий, как известно, уже находился в ливийской ссылке.
Кирилл и Мемнон также были посажены под арест. Кирилл, даже и находясь под арестом, умудрился засыпать императрицу экзотическими африканскими подарками. Спустя некоторое время Феодосий отпустил всех домой, намеренно или непреднамеренно забыв только о Нестории.
Источники
- Россаби, Моррис (1992). . Коданша Интернэшнл Лтд. ISBN 4-7700-1650-6.
- Стюарт, Джон (1928). Несторианское миссионерское предприятие, история горящей церкви . Эдинбург: Т. и Т. Кларк.
- Луиза Абрамовски, «Der Bischof von Seleukia-Ktesiphon als Katholikos und Patriarch der Kirche des Ostens», в книге Дмитрия Бумажнова и др. Ханс Р. Силигер (hg), Syrien im 1.-7. Jahrhundert nach Christus. Akten der 1. Tübinger Tagung zum Christlichen Orient (15–16 июня 2007 г.). (Тюбинген, Мор Зибек , 2011) (Studien und Texte zu Antike und Christentum / Исследования и тексты в древности и христианстве, 62),
Леонард, Пинто (2013). «Краткая история христианства в Шри-Ланке» .
Последствия эфеса
Феодосий II запирает Мемнона Эфесского, Кирилла Александрийского и Нестория Константинопольского, призывая их к примирению, не получив ни малейшего результата. Поэтому можно задаться вопросом, почему император не был тверже, когда его предшественники умели стучать по столу, когда в этом возникала необходимость. Это потому, что двор Константинополя был разделен, потому что Кирилл роскошными дарами заручился поддержкой сильных мира сего. Ситуация за кулисами развивается в пользу Кирилла, с одной стороны, из-за консенсуса, достигнутого отсутствием оппонентов, а с другой — его щедростью.
В октябре года Максимиан заменил Нестория, и он вернулся в свой монастырь в Антиохии, прежде чем был сослан в Петру [ исх. желаемый] . Как только он уверен , что Нестории не будут восстановлены, Кирилл соглашается подписать с Иоанном Антиохии Символа Союза с по следующей формуле:
-
- «Рожденный от Отца согласно божественности, он был рожден от Девы Марии согласно человечеству. «
Тем не менее 3 августа 435 г., Под влиянием своей сестры Pulchérie , Феодосий II снова изгоняет Несторий в западной пустыне Египта , в большой оазис в Аль-Харга , где он умер в 451 году , между созыва и проведения заседания Совета Халкидон .
Более поздние события
В последующие месяцы 17 епископов , поддерживавших учение Нестория, были удалены со своих престолов. В конце концов, Иоанн I Антиохийский был вынужден покинуть Нестория в марте 433 года. 3 августа 435 года Феодосий II издал императорский указ, изгнавший Нестория из монастыря в Антиохии, в котором он находился в монастыре в Великом оазисе Хибис ( аль-Харга ), в Египте, безопасно в епархии Кирилла . Монастырь подвергся нападению пустынных разбойников, и в одном из них Несторий был ранен. Похоже, что Несторий дожил там по крайней мере до 450 г. (судя по свидетельству Книги Гераклида ). Несторий умер вскоре после Халкидонского Собора в 451 году в Фиваиде , Египет.
Размежевание несторианства и основного христианства
Несторианская стела в Сиане (781 г.) — древнейший христианский памятник Китая
В 431 году на Третьем Вселенском соборе в Эфесе (не признаваемом Вселенским собором в АЦВ) Несторий был предан анафеме, его учение осуждено. Раздельно заседавшая антиохийская делегация объявила еретиком его оппонента — Кирилла, спор был решён вначале императором Феодосием II, который после бегства предупреждённого об аресте Кирилла Александрийского утвердил постановление первоначально возглавляемой Кириллом и ставшей более умеренной после его отъезда в Александрию александрийской делегации. Затем разногласия были урегулированы согласительным исповеданием.
Против несторианства собирался и Второй Эфесский собор 449 года, проведённый по инициативе монофизитского патриарха Александрийского Диоскора, впоследствии объявленный «Разбойничьим собором».
По мнению ряда авторов, анафема несторианам была произнесена и на Халкидонском соборе в 451 году. Но христиане Церкви Востока несторианами себя не считают. «Хотя эта Церковь почитает Нестория святым, она не является Церковью, основанной Несторием, — пишет современный богослов Ассирийской Церкви Востока мар Апрем, — Несторий не знал сирийского, а сирийская Церковь Востока, находившаяся в Персидской империи, не знала греческого… Только после смерти Нестория сирийскую Церковь Востока, которая не принимала никакого участия в христологическом конфликте между Несторием и Кириллом и вообще не знала ничего об этих спорах при их жизни, стали, к сожалению, воспринимать как основанную Несторием». Будучи гонимыми в Византии, большая часть собственно несториан ушла в Персию, где присоединилась к Церкви Востока, где преобладала антиохийская богословская традиция. Как оппозиционное византийскому христианству направление учение Церкви Востока закрепилось в церкви Персидской империи, в результате чего эта церковь обособилась от всего остального христианского мира, но после Халкидонского собора наметилось сближение с православием в противостоянии монофизитству. Часть верующих и иерархов церкви признавала халкидонский символ веры (Сахдона), нет в трудах Исаака Сирина доказательств, что он отрицал халкидонский символ веры. «Несторианской» называется только одна из литургий Церкви. Именно монофизиты (так их называл А. В. Карташёв вслед за Иоанном Дамаскином, хотя сейчас, ввиду несогласия их с учением Евтихия, эти Церкви с их согласия уважительно принято называть миафизитскими) впервые широко использовали термин «несториане», но называют так и сторонников Церкви Востока, и православных и католиков. Осуждение почитаемого за создание литургии Церкви Востока Феодора Мопсуестийского было проведено императором Юстинианом I с целью примирения с миафизитами. Этого добиться не удалось, но в результате произошёл канонический разрыв с Церковью Востока в целом, независимо от отношения отдельных её представителей к Халкидонскому символу веры, но не разрыв евхаристического общения. Соответственно, в отличие от миафизитов, Церковь Востока признавала Вселенские соборы православных поместными соборами Церкви Запада. С тех пор, считая себя и халкидонитов православными и совместно противостоящими миафизитам и претендуя на руководство халкидонитами на своей территории, Церковь Востока отказывалась и направлять своих представителей на Вселенские соборы, и рассматривать их как Вселенские. Но по правилам Вселенских Соборов для общения с общинами, прославляющими еретиков, требуется только анафематствование ими сути ереси, а не самого еретика как личности, а учение Нестория о Христородице и Богоприимице Церковью Востока никогда и не признавалось, поэтому служение халкидонитов, таких как Сахдона и, видимо, Исаак Сирин, в Церкви Востока правомерно. В отличие от отношений с другими древневосточными церквами, православные церкви и Церковь Востока никогда не анафематствовали друг друга. Неясно, когда в Церкви Востока утвердилось впоследствии признанное протестантами особое учение о евхаристии, которое в наше время сделало невозможным евхаристическое общение c не являющимися сторонниками христологии и терминологии Нестория и неанафематствованными «несторианами». Его не было ещё в XIII веке. Находившаяся в евхаристическом общении с Церковью Востока Русская церковь в XIV веке была признана истинно православной Константинопольским патриархатом, его богословы считали русских «истинными ромеями», кардинально отличающимися от христиан-«варваров» — славян Балканского полуострова и католиков.
История
Несторианские священники в шествии на Вербное воскресенье, на настенной росписи седьмого или восьмого века из несторианской церкви в Qocho, Китай
Несторианство было осуждено как ересь на Эфесский собор (431). В Армянская Церковь отклонил Собор Халкидона (451) потому что верили Халкидонское определение было слишком похоже на несторианство. В Персидская несторианская церковь, с другой стороны, поддерживал распространение несторианства в Персармения. Армянская церковь и другие восточные церкви видели в росте несторианства угрозу независимости своей церкви. Петр Иберийский, а Грузинский князь, также решительно выступал против Халкидонского символа веры. Так, в 491 г. католикос Армении Бабкен I вместе с албанский и Иберийский епископы встретились в Вагаршапат и выступил с осуждением халкидонского определения.
Несториане считали, что Халкидонский собор доказал православие своей веры и начали преследовать нехалкидонских или монофизитских сирийских христиан во время правления Пероз I. В ответ на просьбы о помощи со стороны Сирийская Церковь, Армянский прелаты выпустил письмо, адресованное персидским христианам, в котором подтвердило их осуждение несторианства как ереси.
После исхода в Персия, ученые расширили учение Нестория и его наставников, особенно после переселения Школа Эдессы в (тогда) персидский город Нисибис (современный Нусайбин в индюк) в 489 году, где он стал известен как Школа Нисибиса.[нужна цитата] Несторианские монастыри, проповедующие учение школы Нисибис, процветали в Персармении VI века.
Несмотря на начальную экспансию на Восток, миссионерский успех несторианцев в конечном итоге был остановлен. Дэвид Дж. Бош отмечает: «К концу четырнадцатого века, однако, несторианская и другие церкви, которые когда-то усеяли ландшафт всей Центральной и даже части Восточной Азии, были практически полностью уничтожены. Отдельные очаги христианства выжили только в Индии. Религиозные победители на обширном центральноазиатском миссионерском поле несториан были ислам и буддизм».