Откуда в центре столицы появился китай-город
Содержание:
- Достопримечательности
- Как укреплялся
- Китай-город
- Только стены и название
- Примечания
- Откуда возникло название Китай-город
- История названия
- Улицы Китай-города
- Метро «Китай-город»: окунись в историю
- Устройство и архитектура
- Станция «Китай-город» Калужско-Рижской линии
- Откуда произошло название
- Дела давно минувших дней
- Литература
Достопримечательности
Это одно из популярных старинных мест, которое включает в себя множество достопримечательностей, ежегодно привлекающих огромное количество туристов из разных уголков мира:
Китайгородская стена. Первоначальное назначение конструкции, длиной более 2 километров, носило оборонительный характер. Знаменитая конструкция пережила множество событий. Тридцатые годы стали роковыми для исторического объекта, возведение было практически разрушено. На территории данного строения возводились новые постройки, и только после распада СССР началась масштабная реконструкция Китайгородской стены, которая закончилась восстановлением нескольких исторических фрагментов;
Казанский храм
- Казанский храм. На пересечениях Красной площади, Китай-города и Никольской улицы располагается Казанский храм, названный в честь иконы Казанской Божьей Матери. Этот храм связан со сражением 1612 г. с поляками и стоит на его месте. Когда Москву освободили, была привезена чудотворная икона, в честь которой и был построен храм;
- Воскресенские врата. В 90-х годах данная достопримечательность обрела вторую жизнь и была полностью реконструирована после сноса. Воскресенские врата представляют собой две проходные арки с расположенными над ними величественными башнями с палатами;
- Гостиный двор. С давних времен и по сей день является центром торговли. На своей территории он размещает богатые торговые ряды и специальные помещения, предназначенный для хранения товара. Самое первое здание располагалось на улочке Ильинке, современное здание имеет тот же адрес;
Книжные лавки в Никольском тупике
- Никольский тупик существовал до середины XX века. Его предназначением был проезд к Церкви Троицы в Полях, возведенной в XVI веке. До разрушения в связи со строительством станции метро здесь располагались лавочки букинистов. Сейчас на месте церкви стоит памятник первопечатнику Ивану Фёдорову. О существовании самого Никольского тупика напоминает лишь магазинчик «Книжная находка», а так же Московский военный комиссариат;
- Покровский собор (Храм Василия Блаженного). Одной из популярных достопримечательностей среди туристов и местных жителей является Покровский собор, возведенный во времена правления Ивана Грозного;
Интересный факт: данный исторический объект находится под охраной государства и располагает в своих стенах музей.
- Церковь Троицы в Никитниках. Во время пожара прежняя деревянная церковь выгорела до тла, но в 17 веке была полностью восстановлена и олицетворяет собой образец московского узорного творчества;
- Печатный двор. Данный объект является исторической родиной книгопечатанья в нашей стране. С середины 16 века начинается массовый выпуск книг. Во времена пожаров печатный двор был изрядно разрушен, но вскоре была произведена реконструкция исторического здания.
Рассматриваемое сооружение насчитывает множество достопримечательностей и огромное количество богослужебных зданий.
Церковь Троицы в Никитниках
С каждым годом все больше людей стремятся посмотреть на исторические памятники культуры, погулять по старинным улицам и насладиться архитектурным величием данного места и погрузиться в историю древней Руси.
Как укреплялся
Возле самой плохо защищённой части посада незамедлительно принялись копать ров и возводить заграждения из бревенчатого частокола.
На протяжении полувека данная защита являлась единственной. На 1534 г. приходится время правления Елены Глинской. После ее указа вдоль посада выкопали новый, более длинный и глубокий ров, и приняли решение о строительстве из наиболее крепкого материала – камня.
Это интересно: к участию в данном виде работ привлекались практически все жители г. Москвы, не считая более зажиточных.
1535 г. послужил началом возведения сооружения из камня. Митрополит Даниил прилюдно в торжественной обстановке заложил в основание камень, который послужил началом возведения фундамента. Известный архитектор Петрок Малый Фрязин, прибывший из Италии, полностью контролировал процесс возведения.
Важно знать: главной технической разработкой для возведения конструкции считалось превосходство над Кремлевской стеной в устойчивости к артиллерийским атакам. Для этого Китайская имела более низкую высоту, но толщиной превосходила Кремлевскую в разы.
Главные характеристики Китайгородской стены:
- длина составляет около 2570 метров;
- в конструкцию входило 12 различных башен;
- в стенах располагались ворота: Сретенские; Космодемьянские; Троицкие и Всехсвятские.
Со временем наименования данных ворот менялись в зависимости от переименования прилегающих улиц. С 1680 г. там появляются дополнительные ворота с окончательным названием — Иверские, расположенные неподалеку от часовни, названной в честь Иверской иконы Божьей Матери.
Современный Китай-город — это исторический район Москвы, который, как говорит Википедия «…начинается от Красной площади, граничит на севере с Охотным Рядом, Театральной площадью и Театральным проездом, на востоке с Лубянской и Старой площадями, на юге с Москвой-рекой».
Китай-город
Основная статья: Китайгородская стена
План Китай-города Аполлинарий Васнецов. Улица в Китай-городе. XVII век.
В 1394 году в ожидании нашествия Тамерлана вокруг посада стали спешно рыть ров по линии нынешнего Большого Черкасского-Владимирского-Псковского переулков. На протяжении более чем столетия он был единственной защитой посада. При Елене Глинской было принято решение построить каменные укрепления. Весной 1534 года был вырыт новый ров, защищавший уже большую площадь (закончен 20 мая), причём в работе участвовали все москвичи, кроме наиболее знатных и видных.
16 мая 1535 года состоялась торжественная закладка каменной стены, причём первые камни в фундамент заложил митрополит Даниил. Строительством стены руководил итальянец Петрок Малый Фрязин, который строил её по последнему слову тогдашней фортификационной науки, рассчитанной на развившуюся артиллерию, что особо бросается в глаза при сравнении с кремлёвскими укреплениями: стены Китай-города были ниже, но зато толще, с площадками, рассчитанными на орудийные лафеты.
Никольские ворота и церковь Владимирской Богоматери. 1840-е гг.
Стена, законченная в 1538 году, имела длину 2567 м и 12 башен. Первоначально было устроено четверо ворот, носивших названия: Сретенские (с начала XVII века именовались Никольскими), Троицкие (заложены в конце XVII века), Всехсвятские (с XVII века — Варварские) и Космодемьянские (заложены уже к 1616 году). Ильинские ворота впервые упоминаются в 1583. В 1692 Никольские ворота были заложены в связи с постройкой рядом церкви в честь Владимирской иконы Богоматери; взамен в стене рядом с башней были пробиты ворота, получившие по церкви название Владимирские. Никольскими позже стали именоваться проломные ворота у Малого Черкасского переулка.
На Красной площади имелись двойные ворота — Спасские с юга и Воскресенские с севера. Последние были известны также как Иверские, по приделанной к ним часовне Иверской Божьей Матери (с 1669 г.).
В течение XVIII—XIX веков для удобства москвичей в стене, потерявшей былое оборонительное значение, были проломаны несколько ворот. Наиболее известны среди них Третьяковские. Участки стены, примыкающие к Кремлёвской стене, были снесены в начале XIX века.
Китайгородская стена была (кроме небольших участков) снесена в 1934 году. В настоящее время от древних укреплений остались только участки стены на площади Революции и вдоль Китайгородского проезда, а также фрагмент белокаменного фундамента Варварской башни в подземном переходе станции метро «Китай-город». В конце 1990-х годов Воскресенские ворота и отдельные участки стены в районе Театральной площади и Третьяковского проезда были воссозданы, хотя не совсем в том виде, который они имели до сноса. Панорама Китай-города, 1887 год. Вид (справа налево) от Ильинских ворот к Варварским. Между ними глухая Граненая (Многогранная) башня. За Ильинскими воротами видна церковь Николы Большой Крест, близ Граненой башни — церковь Троицы в Никитниках, правее — каланча Городской полицейской части
Только стены и название
С XVII века Китай-город активно застраивается каменными строениями. Появляются новые церкви, дома, государственные учреждения. В 1804 году все деревянные строения здесь были снесены, оставлен один трактир. Высказывалось предложение снести и Китайгородскую стену и на её месте устроить бульвары для гуляний, но здесь за московскую старину вступился сам император Александр I. Он с этими предложениями не согласился и пожелал, чтобы все древние строения Москвы остались в первозданном виде.
Мощный удар по Китай-городу нанесло наполеоновское нашествие, район сгорел почти полностью. Позднее начал застраиваться только каменными домами. В конце XIX века эти места превратились в деловой центр старой столицы. XX век не пощадил Китай-город. К середине XX века стены практически были уничтожены, и только в 1995 году началось их восстановление. Сегодня Китай-город – одна из заповедных зон столицы, на которой всё ещё сохраняются интересные памятники истории и культуры.
Китай-городская стена в Москве. 1900-е годы
А в сентябре 2018 года в средствах массовой информации прозвучало, что реставрацией ряда зданий на Москворецкой набережной может заняться китайская девелоперская группа China Vanke. Если это произойдёт, то мы с вами ещё раз вернёмся к теме, какое отношение Китай имеет к Китай-городу.
Обложка: Ильинские ворота в начале XX века. Источник всех иллюстраций: https://pinterest.com
Примечания
- (англ.). Электронный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС». Институт русского языка имени В. В. Виноградова Российской академии наук. Дата обращения: 13 декабря 2017.
- . bigenc.ru. Дата обращения: 13 декабря 2017.
- Китай-город // Словарь современных географических названий / Рус. геогр. о-во. Моск. центр; Под общ. ред. акад. В. М. Котлякова. Институт географии РАН. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
- (сравн. совр. укр. «китиця» (кытыця)). В частности, «кита» означало косичку, жгут, султан из перьев, часть воинского обмундирования, в частности, русского. Например, гусары носили киты — высокие султаны на шапках. Привычное сегодня слово «султаны» — это уже более позднее название кит, а в XVII в. они ещё назывались по-старому — китами. Это видно, например, из следующей цитаты, взятой из источника второй половины XVII в., где описывается воинское обмундирование: «Конь ездной, седло на нём гусарское… чапрак шит золотом, кита, перье то же (то есть кита из того же пера)». Автор XVII века пишет: «У шапок имели киты». Таким образом, «кита» означала часть воинского снаряжения. Слово «кита» — с тем же смыслом — существует и в других славянских языках, например, в польском как kita (см. там же; в современном польском kita=хвост, то есть в том же смысле).
- Zubacheva, K. . Russia Beyond the Headlines (17 января 2020). Дата обращения: 29 января 2020.
- Китай-город, часть Москвы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- ↑
- Воротникова И.А., Неделин В.М. Кремли, крепости и укрепленные монастыри Русского государства XV-XVII веков. Крепости Центральной России. — М. : БуксМАрт, 2012. — С. 777—779. — 888 с. — ISBN 978-5-906190-01-7.
- ↑
Откуда возникло название Китай-город
В 1534 году торговый и ремесленный посад к востоку от Кремля был обнесен рвом и древоземлянными укреплениями, а затем на их месте в 1535—1538 годах была возведена знаменитая Китайгородская стена, кое-где сохранившаяся и поныне (в частности, близ гостиниц «Россия» и «Метрополь»). Никакого китайского городка, поселения или даже квартала в этом древнем славянском посаде никогда и в помине не было! Что же касается названия, то здесь мы должны констатировать простое совпадение звучания слов, не связанных общим происхождением (птица орел – город Орел, оружие лук – растение лук, французский город Брест – восточнославянский, белорусский город Брест. Такие слова в лингвистике называются омонимами).
Ну, а что же московский Китай-город и его название? О происхождении этого действительно необычного словосочетания существует несколько интересных гипотез.
Некоторые исследователи считают, что название Китай-город означает «средний», «средний, срединный город между Кремлем и Белым городом» (укреплением, проходившим по линии современного Бульварного кольца). Иначе говоря, Китай-город – это средняя по своему местоположению крепость в кольце крепостных сооружений старинной Москвы. Само слово китай в этом значении попало к русским из монгольских языков. Этой версии придерживался известный исследователь истории Москвы и собиратель старомосковских названий П. В. Сытин. В какой-то мере такая версия поддерживается той гипотезой, согласно которой название Кремль объясняют как «внутренняя крепость» (об этом вы уже узнали, прочитав статью «Кремль»).
Согласно другой гипотезе, слово китай – тюркское и переводится на русский язык просто как «крепость, укрепление, укрепленное место». Оно могло со временем превращаться в название населенного пункта, выросшего на месте такой крепости – так же это бывало с русскими словами городок, городец. Подобные названия, образованные от слова китай, были известны, правда, не в Волго-Окском междуречье, а в других российских землях, например на юге Украины, еще в XIX веке (то есть там, где древнерусский язык соприкасался с тюркскими языками).
И все же представляется, что наиболее близка к истине собственно русская, славянская версия истории московского названия Китай-город. Известный историк Москвы И. Е. Забелин и другие видные отечественные ученые считали, что оно связано с восточнославянскими, русскими словами кита, кит, сохранившимися в диалектах. Означает оно – «плетенничный», «как плетень», то есть построенный по принципу плетня – переплетения толстых вертикальных кольев или бревен молодыми гибкими побегами. Такие крепкие плетеные стены ставились на некотором расстоянии друг от друга, а промежуток между ними заполнялся, забутовывался землей, глиной, крупным щебнем, камнями. Так возводилась чрезвычайно прочная стена, которую трудно разрушить, пробить стеноломными машинами и даже пушечными ядрами. В качестве одного из дополнительных доказательств можно привести и запись, сделанную в летописи о древних московитянах: «Устроиша хитрцы велми мудро, наченъ отъ каменыя болшия стны, исплтаху тонкий лсъ около болшого древия и внутрь насыпаху землю и велми крпко».
История названия
Китайгородский район считается одним из самых древних в Москве. Первоначальное наименование было – Великий Посад.
Небольшая часть данного сооружения располагалась на территории Кремля. После расширения кремлевских границ Иваном Калитой и Дмитрием Донским, посад перемещается за ее пределы восточнее и занимает огромную территорию, называемую Китай-город.
Наиболее важные события из истории:
- 18-19 век — местность становится центральной частью торговли и принимает очертания района купеческого расселения, так как на данной территории располагались Гостиный двор и Торговые ряды. На 19 век так же приходится возведение здания – Биржи, которое заключало в себе различные банковские конторы. В 20 веке местность становится довольно популярной и привлекает огромное количество москвичей. Рассматриваемый объект становится центром книгопечатания на Руси;
- С 1707 г. по начало 1708 г. под чутким наблюдением строительного инженера Кормчина ворота были закрыты и наглухо заложены, а перед данными объектами возведены бастионы из земли;
Обратите внимание: 1934 стал роковым годом для сооружения, которое было практически уничтожено.
- С 1819 г. по начало 1823 приходится событие по устранению защитных бастионов и долгожданное открытие Ильинских ворот;
- 1871 служит годом создания Третьяковского проезда;
- Во времена правления Александра I возникла идея сноса стены, которой так и не удалось воплотиться в жизнь из-за не поддержания данной инициативы императором;
- С приходом советской власти большинство исторических построек было подвержено исчезновению.
Улицы Китай-города
Третьяковский проезд
-
Никольская
- торговая улица;
- дорога на Ярославль и Ростов;
- с XVII века — аристократическая;
- название по Николо-Греческому монастырю;
- ранее находился Государев Печатный двор, позднее — Синодальная типография.
-
Ильинка
- имела посольское значение;
- стоял главный Посольский двор 1,5 тыс. человек;
- торговали мехом, серебром, шелком;
- названа по церкви Ильи Пророка;
- в г. — строительство здания Гостиного Двора;
- с XIX века — «Московский Сити»
- самая богатая улица (банки, конторы);
- крупные магазины;
- 1879 год — здание Биржи;
- Новотроицкий трактир.
-
Варварка
- существует с XIV века;
- расположена в Зарядье;
- названа по церкви Святой Варвары;
- Палаты бояр Романовых.
- Великая, позднее — Мокринский переулок (не сохранилась)
- находилась на месте Москворецкой набережной;
- улица-порт;
- Мытный двор;
- церковь Николы Мокрого.
План Китай-городских торговых рядов на Красной площади, 1743 год
Метро «Китай-город»: окунись в историю
Метро «Китай-город» — это, пожалуй, одна из самых интересных станций столичной подземки. В южном вестибюле можно увидеть подлинный фрагмент белокаменного фундамента, который некогда принадлежал древней башне Китай-города, а внутреннее помещение располагается на том же месте, где давным-давно был построен Белый город.
Кроме этого, ценителей истории заинтересует надпись, выполненная рукой Богдана Хмельницкого. Ее можно обнаружить, если спуститься в подземный переход у входа в Политехнический музей.
Метро «Китай-город». Общая информация и история
Расположенное между «Таганской» и «Кузнецким мостом», «Китай-город» метро является важным пересадочным узлом столичного метрополитена. Станция считается кроссплатформенной. Это означает, что в этом месте пересекаются сразу две ветки: Калужско-Рижская и Таганско-Краснопресненская. Кроме того, заметим, что это первая точка такого рода в Москве, и изначально она создавалась как опытная.
Станция метро «Китай-город» начала свою работу в январе 1971 года, став составной частью двух радиусов, Калужского и Ждановского. Хотя нельзя не отметить, что изначально высадка пассажиров производилась в одном зале, а посадка в другом. И только спустя пять лет, перед самым Новым годом, обе стороны заработали полноценно.
История названия этого места весьма интересна. До 1990 года данный транспортный узел носил название «Площадь Ногина».
На момент принятия решения о переименовании у администрации города было уже несколько рабочих вариантов. В конце концов отдали предпочтение «Китай-городу» в честь близлежащего района столицы. Данный топоним фигурировал уже в древних записях XVI века. Он не имеет никакого отношения ни к Китаю, ни к жителям Поднебесной. Лингвисты считают, что это название уходит корнями в монгольский или тюркский языки. Однако по другой версии слова «кит» или «кита» могли означать строение, возведенное по принципу плетня.
Метро «Китай-город». Как оно выглядит изнутри?
С одной линии на другую можно попасть через станционный зал. Данная станция колонного типа считается глубокой. Она заложена на 29 м, и имеет три свода. Станции проектировались группой архитекторов и оформителей под руководством А. Стрелкова. Художественным дизайном занимались А. Лапина, Х. Рысин и Д. Бодниек.
На сегодняшний день станцию украшают необычные алюминиевые чеканные карнизы, которые расположены непосредственно под колонами. Также на серых мраморных путевых стенах посетители могут увидеть вставки из металла, изображающие серп, молот и зажженный факел. Стальные колоны отделаны желтым и серым мрамором.
У этой станции нет наземных вестибюлей, поэтому попасть на поверхность можно только при помощи подземных переходов на Ильинские или Варварские ворота, Солянский тупик и Славянскую площадь.
Метро «Китай-город». Что можно посмотреть в окрестностях?
Вообще, с уверенностью можно сказать, что «Китай-город» — метро, которое может похвастать своим уникальным и весьма удачным месторасположением в историческом центре города.
Самыми известными памятниками культуры и архитектуры считаются Китайская стена, Церковь Троицы и Гостиный Двор. Любители музеев, как правило, с удовольствием посещают Исторический и Политехнический музеи. Тем, кто стремится познакомиться поближе со столицей, обязательно рекомендуется заглянуть в Музей истории Москвы
Коллекция уникальнейших кукол мира привлечет внимание как взрослых, так и маленьких посетителей
Благодаря особенностям месторасположения станции, в ее окрестностях можно отметить очень развитую инфраструктуру. Неподалеку работают несколько школ и детских садов, как государственных, так и частных, целый ряд медицинских заведений, множество магазинов. Особой популярностью пользуются выставочные залы и библиотека.
На станции можно встретить много студентов, и в этом нет ничего удивительного, так как именно на станцию «Китай-город» следуют те, кто уже учится или только собирается поступить в РГГУ, ЛМГУ и другие столичные ВУЗы.
Устройство и архитектура
Станция имеет два зала, перейти в один из другого (с одной ветки метрополитена на другую) можно по пешеходному переходу. Для изменения направления движения пассажирам предлагается кросс-платформенная пересадка – переход на другую сторону платформы. Станция метро «Китай-город» имеет два зала. В первом из них осуществляется посадка на поезда в сторону станции «Новоясеневская» (ранее – «Битцевский парк»). Здесь установлены колонны восьмигранного сечения, основная облицовка стен и декоративных элементов – белый мрамор. Платформа украшена декоративными панно с изображениями летящих голубей, пятиконечных звезд, серпов и молотов. Светильники скрыты под карнизом из черного мрамора. Во втором зале колонны широкие, облицованы газганским мрамором. А стены отделаны белым мрамором и имеют цоколь из серого камня. Помещения украшены декоративными панно с изображением горящих факелов. В одном из вестибюлей можно увидеть скульптурный портрет В. П. Ногина – человека, в честь которого станция метро «Китай-город» называлась когда-то ранее «Площадь Ногина». Основная отделка при входах/выходах из метрополитена также выполнена из белого мрамора. Полы в вестибюлях выложены розоватым и серым камнем, а колонны в тамбурах – светло-коричневым.
Станция «Китай-город» Калужско-Рижской линии
Полностью вступила в строй: 17.12.1975. Открыта при продлении Ждановского радиуса на запад и Калужского радиуса на север. Конструкция станции — колонная трехсводчатая глубокого заложения.
Комплекс из двух конструктивно независимых станций. Обделка сборная чугунная. Центральный зал сооружен с обратным сводом. Проходы между колоннами образованы клинчатыми перемычками.
Современное название станции происходит от одноименного района Москвы. Станция совмещенного типа, состоит из двух параллельных залов: западного и восточного. В западный зал прибывают поезда Таганско-Краснопресненской линии (в сторону станции «Таганская») и Калужско-Рижской линии (в сторону станции «Третьяковская»).
По форме колонн западный зал назван «Гармошкой». Десятигранные колонны облицованы цветным газганским мрамором. Путевые стены покрыты белым коелгинским мрамором, цоколь — тёмным газганом. Пол выложен светло-серым янцевским, тёмно-серым жежелевским гранитом с геометрическим узором узких полос чёрного габбро. Светильники размещены на своде станционного зала.
В восточный зал прибывают поезда Таганско-Краснопресненской линии (в сторону станции «Кузнецкий мост») и Калужско-Рижской линии (в сторону станции «Тургеневская»).
Свод восточного зала поддерживают два ряда граненых колонн (по их форме проектировщики дали залу название «Кристалл»), облицованных желтоватым мрамором. Широкие чеканные карнизы из алюминия, анодированного под медь с изображением горящего факела (художники Х. М. Рысин, А. Я. Лапинь, Дж. Я. Бодниек), протянувшиеся над колоннами по всей длине зала, скрывают светильники.
Колонны и путевые стены отделаны белым коелгинским мрамором. Путевые стены украшены чеканными вставками с изображением серпа и молота. Пол выложен цветным газганским мрамором.
В центре зала имеется переход из одного зала в другой. Переход также осуществляется через общие для двух залов вестибюли.
Южные торцы станционных залов соединяются с общим подземным вестибюлем. Северные торцы залов соединены лестницами с коридором, соединенным эскалаторами с подземным вестибюлем. В коридоре, который также служит и как переход между залами, установлен бюст В. П. Ногина (скульптор А. П. Шлыков).
Выход в город по переходам на площадь Ильинские ворота, Славянскую площадь, Солянский тупик и площадь Варварские ворота.
Откуда произошло название
- Первой версией считается применение при строительстве необычного приспособления «киты». Хитрая конструкция состояла из нескольких рядов специальных плетней, которые были переплетены между собой жердями и вкапывались достаточно глубоко в землю. На поверхности линии из засыпанных жердей сооружалась стена частокола с острыми концами. Вокруг неприступной конструкции раскапывали ров. Именно такие связки из жердей в старорусском языке и прозвали «китами»;
- Другая версия образовалась в конце 17 столетия. Известный историк Сытин П.В. предположил, что в переводе с монгольского языка «китай» означает «средний», а в переводе с древнего русского языка «город» означает «крепость», и, если сопоставить слова, то получится словосочетание: «Китай-город» — «средняя крепость».
- В древних рукописных заметках 17 в. сохранилось упоминание: князь Юрий Долгорукий назвал московский посад в честь своего сына — Андрея Боголюбского, в день крещения названным матерью вторым именем — Китаем Георгиевичем.
- В 18 в. появляется придание: выстроенное сооружение в переводе с татарского языка – средний город, имеет местоположение между Кремлем и Белым городом. Как оказалось, данная версия имеет историческое несоответствие. Раньше, в то время, когда строили Китай-град, Белого города еще не было на картах и говорить о среднем положении между двумя сооружениями не является возможным.
- Краевед В.Б. Муравьев высказал предположение, согласно которому данное наименование произведено от государства Китай в XIX столетии. В середине данного века проезд на старых городских картах упомянут как Китайский.
Название людям приглянулось, что называется, «пошло в народ», и дало имя улочкам и даже торговым центрам, например, в СПб есть свой Китай город — это ТК на Выборгском шоссе.
Дела давно минувших дней
Сердцем Москвы, да и всей России, является столичный Кремль. А немногим позже него образовался и один из старейших районов Китай-город. И с самого начала в нем не было китайских эмигрантов — в древние времена они слишком редко посещали нашу страну, а еще реже переезжали в нее насовсем, так что вряд ли бы собралось достаточное количество жителей Поднебесной для строительства целого района. Наоборот, он изначально был элитным для русских, с XVI века тут вообще проживали почти исключительно приближенные царя, дворяне и богатые купцы. Окончательно особый статус за Китай-городом закрепился после открытия Печатного двора и Московской биржи.
Впервые название «Китай-город» упоминается в летописях XVI века. Но нигде в исторических источниках не объясняется, как оно появилось. Так что ученым остается только гадать.
Литература
- Скворцов Н. Уничтоженные в Московском Китай-городе церкви. — М., 1895, 44 с.
- Стеллецкий И. Я. Китайгородская стена // Старая Москва. Сборник. Вып. 2 / Под ред Н. Н. Соболева. — М., 1914. — С. 53—67. (Факсимильное издание — М.: Столица, 1993. — ISBN 5-7055-1169-8).
- Боборыкин П. Д. Китай-город. Роман в пяти книгах. — М.: Моск. рабочий, 1947. — 336 с. (Ашукин Н. С. Предисловие — С. 3-4).
- Антипин Г. Г. Зарядье. Проспект-путеводитель. — М.: Реклама, 1973. 64 с., ил.
- Либсон В. Я. Стены и башни Китай-города // «Строительство и архитектура Москвы», 1973, № 1.
- Либсон В. Я. Глава 4. В КИТАЙ-ГОРОДЕ // «Возрожденные сокровища Москвы», 1983.
- Казакевич И. И. Московское Зарядье. — М.: Искусство, 1977. 208 с.
- Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. — М.: Искусство, 1982. 502 с.
- Щенкова О. П. Китай-город — торговый центр Москвы в конце XVIII—первой половине XIX в. // Архитектурное наследство. — М., 1985. — № 33. — С. 31-39.
- Щенкова О. П. Архитектура Китай-города Москвы периода классицизма. // Архитектурное наследство. — М., 1988. — № 36. — С. 175—186.
- Белоусова Т. М. Тайны подземной Москвы / В книге использованы фотографии А. Зайцева, С. Тер-Оганезова, А. Задикяна, А. Лухты. — М.: Московский рабочий, 1997. — 240 с. — 11 000 экз. — ISBN 5-239-01908-8. (обл.)
- Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 2: Москва в границах Садового кольца. — М., 2004, 744 с, 16 л. ил. — ISBN 5-7119-0013-7. (т.2); ISBN 5-212-00500-0.
- Вострышев Михаил. Москвоведение от А до Я. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2007.