Молдаване — это… происхождение, внешность, характеристика, численность и особенности менталитета

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Религиозные верования и национальная принадлежность в Центральной и Восточной Европе» . Pew Research Center. 10 мая 2017 . Проверено 9 сентября 2017 .
  2. ^ «Митинг молдаван в знак протеста против официального признания ислама» . RadioFreeEurope / RadioLiberty .
  3. ^ «Статистика СПД и церковные факты — полное членство в церкви» . Мормонский отдел новостей . Проверено 13 апреля 2018 года .
  4. ^ Статистика, Национальное бюро (2009-09-30). «// Перепись населения 2004 года» . www.statistica.md . Проверено 6 августа 2018 .
  5. ^ «Recensamântul Populației si al Locuințelor 2014» . recnsamant.statistica.md . Проверено 6 августа 2018 .
  6. ^ «Традиционная религия и политическая власть: изучение роли церкви в Грузии, Армении, Украине и Молдове» . fpc.org.uk . Центр внешней политики . Проверено 13 апреля 2018 года .
  7. ^ Д. Карневале — Контекстно-обоснованный подход к религиозной свободе: случай православия в Молдавской Республике, https://www.mdpi.com/458996
  8. ^ «Новый процесс по делу Филата: перед судом предстал бывший премьер» . Jurnal.MD — Ca să ştii total! .
  9. ^ «Апелул ÎПС Митрополит Владимир адресует статус репетитора института, причастного к cercetarea lazuli Domnului Vlad Filat» . Mitropolia Chişinăului şi a ntregii Moldove . Архивировано из оригинального 20 октября 2015 года.
  10. ^ «Mitropolia Moldovei Este nemulțumită de imzitare» . Deschide.md .
  11. ^ ȘTIRILE, PUBLIKA.MD — AICI SUNT (4 ноября 2016 г.). «Молдавские священнослужители участвуют в предвыборной агитации, делают СКАНДАЛЬНЫЕ утверждения» . publika.md . Проверено 13 апреля 2018 года .

Статья основана на общедоступной веб-странице USDoS 2004 года . Иерархический след : USDOS Бюро по вопросам демократии, прав человека и труда > Релизы> международной религиозной свободы> 2004> Европы и Евразии> Молдова

Республика Молдова — светское государство, но православие в стране преобладает

Конституция Республики Молдова закрепляет светский характер государства, и поэтому в этом государстве нет официальной религии. Её 31 статья гарантирует свободу совести, которая должна проявляться в духе терпимости и взаимного уважения. В отношениях между религиозными культами запрещаются любые проявления вражды.

Запрещаются и наказываются законом призывы к религиозной розни (ст. 9). Несмотря на светский характер Молдавского государства на 2004 год 93,3 % населения страны считают себя православными. Эти данные позволяют легко ответить на вопрос: какая религия у молдован главная?

Здание Парламента Молдавии. Конституция Молдавия, принятая Парламентом, гарантирует свободу вероисповедания. Фото: upload.wikimedia.org

В целом в Молдавии насчитывается порядка 20 конфессий. Межконфессиональные противоречия не являются ярко выраженными.

При этом на территории страны действуют две параллельные (что обычно считается канонической аномалией) православные юрисдикции: Бессарабская митрополия Румынской Церкви и более многочисленная Молдавско-Кишинёвская митрополия (Православная церковь Молдовы) в канонической юрисдикции Московского патриархата.

Согласно социологическим опросам, 86 % населения страны принадлежат Молдавской Православной Церкви, 11 % — Бессарабской митрополии.

93,3%
столько граждан Молдавии считает себя православными

К основным православным церквам примыкают представители старообрядчества (0,15 % населения), армяно-григориане (2 общины), духовные молокане (2 общины) и истинно-православные из РПЦЗ. Кроме православных в Молдове присутствуют других ветвей христианства — католики (20 тыс. человек) и протестанты (около 100 тыс. верующих). Также здесь ведут проповедь протестанты: евангелисты (30 тыс. верующих) пятидесятники (24 тыс. верующих).

Герб Молдавии, высеченный на стене церкви в монастыре Четацуя в Яссах. Хританство (православие) появилось в Молдавии в древние времена. Фото: upload.wikimedia.org

Кроме того, в стране действуют Союз свободных церквей (харизматический культ), адвентисты-реформисты, лютеране, Новоапостольская Церковь, Армия Спасения, Пресвитерианская Церковь Мира и др. Еврейская община состоит из 31,3 тыс. человек.

Действуют в Молдавии и Свидетели Иеговы. Численность мусульман оценивается в диапазоне от 3 до 15 тысяч человек. Среди новых религиозных течений стоит назвать кришнаитов, бахаи, мунитов, виссарионовцев и мормонов (2 общины общей численностью 250 человек).

0,4%
или 12 тысяч жителей Молдавии считают себя атеистами

Кроме того, по данным переписи 2004 года атеистами назвали себя 12 тыс. человек (0,4 % населения страны).

Демография

По данным переписи 2014 года, около 2 998 235 человек (без Приднестровья ), из которых 2 804 801 человек были фактически охвачены переписью. Из них 2 068 068 или 73,7% заявили себя молдаванами и 192 800 или 6,9% румынами . . Некоторые организации, такие как Либеральная партия Молдовы , раскритиковали результаты переписи, заявив, что румыны составляют 85% населения, и что сотрудники переписи заставляли респондентов объявлять себя молдаванами, а не румынами и намеренно не охватывали городских респондентов, которые с большей вероятностью заявляют сами румыны в отличие от молдаван.

Результаты предыдущей переписи 2004 года показали, что из 3 383 332 человек, проживающих в Молдове (без Приднестровья ), 2 564 849 человек или 75,81% заявили себя молдаванами и только 73 276 человек или 2,17% — румынами . Группа международных наблюдателей сочла, что перепись в целом проводилась на профессиональном уровне, хотя они сообщили о нескольких случаях, когда счетчики призывали респондентов называть себя молдаванами, а не румынами.

Перепись 2001 года в Украине насчитала 258 600 молдаван и 150 989 румын. В самоидентификации молдаване живут в основном в южных и северных районах исторической Бессарабии ( в частности , в Буджаке районе Одесской области и в Новоселица районе в Черновицкой области ), в то время как самоидентификация румыны живут в основном в Северной Буковине и Херец области в Черновцах Область .

В России по переписи населения 2010 года было учтено 156 400 молдаван . Они сконцентрированы в основном в Москве , но также и в некоторых сельских районах Кубани , юга Сибири и Дальнего Востока , куда они были депортированы несколько поколений назад. Около 14 000 молдаван проживают в Казахстане , в основном в бывшей столице Алматы , но также и в некоторых сельских районах на севере страны (еще один пункт назначения советских депортаций).

В Молдавии активно развивается протестантизм

Протестантизм в Молдавии — второе по численности верующих (после православия) направление христианства в стране.

Под протестантами, при этом, в стране понимают верующих традиционных протестантских конфессий, евангельских христиан и прихожан свободных не-деноминационных церквей.

Первые протестанты на границах Молдовы появились ещё при жизни Мартина Лютера. Активную же деятельность они начали вести в 18-м веке, когда на территорию Молдавского княжества прибыли немцы-лютеране.

Государь-протестант Иоан Якоб Гераклид (1511—1563) попытался произвести в Молдавии «Реформацию сверху». Попытка ввести протестантизм в Молдавии, предпринятая Иоаном Якобом Гераклидом провалилась. Фото: upload.wikimedia.org

В 1883 году еврейский публицист и общественный деятель Иосиф Рабинович основал в Кишинёве иудео-христианскую общину «Собрание израильтян Нового Завета». Это была иудео-христинская община, и она достаточно быстро распалась.

С середины 80-х годов XIX века среди немецких колонистов Аккерманского и Измаильского уездов начали распространяться идеи адвентизма. В 1906 году молоканский проповедник А. Ф. Иванов пришёл к осознанию необходимости водного крещения, отсутствовавшего у молокан. В результате в Молдавии появилась первая община баптистов.

100 тыс
такова численность протестантов в Молдавии

Молдавские пятидесятники возникли в 1925 году. Это было община Ивана Воронаева. В начале XXI века в Молдавии появились ряд неопятидесятнических движений, таких как Всемирная церковь «Царство Божие», «Часовня победы» и др.

С 1991 года в Молдавии действует Новоапостольская церковь. Армия Спасения начала служение в стране в 1993 году. В 1994 году миссионерскую деятельность в Кишинёве начали пресвитериане, создав пресвитерианскую «Церковь Мира».

Храм израильтян Нового Завета Иосифа Рабиновича. Иудео-христианская община Иосифа Рабиновича была необычным явлением для Молдавии конца 18 века. Фото: upload.wikimedia.org

В настоящее время в стране проживает около 100 000 протестантов. По этническому происхождению большинство прихожан протестантских общин в стране являются молдаванами; немалую долю среди протестантов составляют также украинцы, гагаузы и русские.

Протестантские церкви распространены по всей территории Молдавии, однако наибольшего присутствия они добились на севере и юге страны. Самые крупные общины расположены в Кишинёве (более 10 тысяч протестантов), Бельцах, Гагаузии, Бричанском, Кагульском, Сынжерейском и Хынчештском районах (более 5 тысяч в каждом).

Верность святым покровителям

Приятным и удивительным открытием для меня стали традиции молдаван в сельской местности. Эти регионы – настоящая сокровищница национальной культуры. Каждая деревня имеет своего святого покровителя, день которого жители отмечают с особым размахом. 

Накануне праздничного дня, посвящённого святому защитнику села, люди наводят чистоту, хозяйки готовят вкусные угощения для праздничного стола. Любимые традиционные блюда молдаван – кырнацеи, мититеи, мамалыга и сэрмулуцэ (что напоминают привычные нам голубцы).

В главный день посёлка или города молдаване отправляются на народное гуляние, что происходит на главной площади. Дети и взрослые с удовольствием участвуют в играх, а победитель конкурсов получает ценный приз – барашка. 

Кстати, традиция праздновать День города и день святого покровителя прочно закрепилась и в крупных городах. Например, Кишинёв отмечает свой праздник в Покров Божьей Матери, 14 октября.

Немало традиций молдаван связано и с искусством

Народные песни и танцы стали важной частью любого праздника. Особенно яркими становятся выступления женских ансамблей. В их исполнении звучат пастушьи песни Молдавии, что уже успели стать символом народного творчества. 

В их исполнении звучат пастушьи песни Молдавии, что уже успели стать символом народного творчества. 

Меня же впечатлили коллективные танцы, хора. Их можно увидеть на любом празднике города или села. Как правило, для хора отводится место в конце торжества, а к зажигательному танцу могут присоединиться все желающие.

Гостей молдаване встречают пышным хлебом и вином

Католиков в Молдавии не более 20 000 человек

Католическая религия в Молдавии появилась на территории нынешней Молдавии в 1227 году, когда она вошла в образованную Римским папой Григорием IX епархию Милковии. После татаро-монгольского нашествия епархия Милковии перестала существовать.

Расцвет католицизма в Молдавии пришелся на 27 апреля 1883 года, когда Римский Папа Лев XIII учредил епархию в Яссах (Румыния). Большая часть территории современной Молдовы вошла в её состав. В епархии активно действовали иезуиты, которые основывали многочисленные церковные, образовательные и благотворительные учреждения.

Первый епископ епархии Кишинёва Антон Коша. Католическая община Молдавии малочисленна. Фото: upload.wikimedia.org

Во времена СССР деятельность Католической церкви в Молдавии ограничили. До 1970 года на территории Молдавии действовал только один католический храм в Кишинёве, который находился на местном кладбище.

В 1979 году советскими властями была запрещена деятельность единственного католического священника в Молдавии.

20 тыс
такое количество граждан Молдавии — католики

Возрождение молдавского католицизма началось только после обретения Молдавией независимости в 1993 году. В наше время стране действует единственная католическая епархия Кишинёва.

Численность католиков составляет около двадцати тысяч человек. Из-за того, что большинство жителей Республики Молдова — православные, перспективы развития католицизма в стране удручающие.

Песенные и танцевальные традиции Молдовы

Дойны и колинды — народные песни молдаван, необычайно красивые и мелодичные, до сих пор используются в проведении народных обрядов — свадеб, Крещения, Рождества и многих других. Лиричность и плавность дойн особенно выражаются в женском и ансамблевом пении. Изначально они были напевами пастушков, позже переродились в один из символов национальной культуры.

Зажигательные молдавские народные танцы — жок, молдовеняска, хора — известны всем. В советские времена блистал на мировых сценах танцевальный коллектив «Жок». Сейчас народными танцами можно полюбоваться на национальных праздниках и фестивалях искусства.

Неразрывно связано с Молдовой имя Евгения Доги — советского композитора, автора прекрасного «Вальса» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» и многих других произведений. Молдавская певица Надежда Чепрага, популярная в свое время исполнительница эстрадных и национальных песен, воспитывалась на народных напевах и уникальных традициях песенной культуры.

Песенные и танцевальные обряды молдаван бережно и с любовью хранятся как величайшая ценность. До сих пор их можно увидеть — например, на праздновании свадьбы. Народная музыка создает радостное, возвышенное настроение. И молодожены, и родители, и гости с удовольствием участвуют в пении, танцах под музыку, исполняемую на народных инструментах (флуер, най, цимбалы, кобза).

Русская и румынская православные церкви

После распада СССР что Московский Патриархат даровал бывшей Кишиневской епархии статус автономной Молдавской Церкви, но Священный Синод Румынской Православной Церкви в декабре года решил восстановить на этой территории собственную Бессарабскую митрополию.

Русская и Румынская Церкви вступили в переговоры, чтобы разрешить конфликт, но к середине года они все ещё были безрезультатными. Молдавское правительство не разрешило регистрацию связанной с Бухарестом Бессарабской митрополии.

27 сентября года правительство Молдавии утвердило новый статус Молдавской митрополии Русской Православной Церкви. Согласно этому документу, единственным правопреемником исторической Бессарабской митрополии на территории Молдовы власти страны признают каноническую структуру Московского Патриархата. В феврале верховный суд аннулировал решение правительства. В апреле 2004 года, в ответ на апелляцию, поданную правительством, верховный суд отменил своё февральское решение. Бессарабская митрополия отказалась признать это решение, и заявила о намерении передать дело в Европейский суд по правам человека.

Бессарабская митрополия была вновь создана в 1992 году, когда некоторые священники откололись от Молдавской митрополии, и была официально признана только в 2002 году. До Второй мировой войны, Бессарабская митрополия подчинялась Румынской Православной Церкви, однако она прекратила свое существования после присоединения Бессарабии к Молдавской ССР. С точки зрения Московского патриархата воссоздание Бессарабской митрополии создало «параллельную» юрисдикцию на территории Молдавии.

Свобода религии

Конституция предусматривает свободу вероисповедания, и правительство в целом соблюдает это право на практике; однако Закон о религиях 1992 года, кодифицирующий религиозные свободы, содержит ограничения, препятствующие деятельности незарегистрированных религиозных групп. Хотя в 2002 году в закон были внесены поправки, многие ограничения остаются в силе. Закон предусматривает свободу вероисповедания, включая право каждого человека исповедовать свою религию в любой форме. Он также защищает конфиденциальность конфессий, позволяет конфессиям создавать ассоциации и фонды и заявляет, что правительство не может вмешиваться в религиозную деятельность конфессий. В законе указывается, что «для организации и функционирования» религиозные организации должны быть зарегистрированы в правительстве, а незарегистрированные группы не могут владеть собственностью, нанимать сотрудников или получать места на общественных кладбищах от своего имени.

Традиционные брачные ритуалы

Свадебные торжества традиционно назначались по осени. После окончания уборочной страды наступало самое подходящее время для гуляния всем миром, и со всей широтой души. Закрома ломились от свежих фруктов и овощей, и поспевало молодое вино, а основная тяжелая работа на полях была окончена.

Свадьба в Молдавии никогда не затевалась на скорую руку. От сговора молодых до дня свадьбы проходил год, а то и больше. Все это время велась подготовка к грандиозному действу и последующему пиру. Каждая мелочь скрупулезно учитывалась, а дата венчания выбиралась со всем тщанием: она не должна была приходиться на пост или неблагоприятные дни. Выбирались свидетели бракосочетания и советники-нашаулы. Ими могла стать только крепкая семейная пара, старше новобрачных, но младше их родителей, которая будет помогать молодым во время проведения торжеств, а затем станет давать мудрые советы в семейной жизни.

Сватовство и помолвка

Старинные традиции молдавской свадьбы подразумевают обязательный ритуал сватовства. Для этого обязательно выбирались благоприятные дни – четверг, суббота или воскресенье, но только не в большие церковные праздники или в дни поста. В дом выбранной девушки засылались сваты, причем присутствия жениха не требовалось. Они в красочных выражениях расписывали все достоинства молодого удачливого охотника, заприметившего столь желанную добычу. В иносказательных речах и тщательном соблюдении освященного веками ритуала кроется сакральный смысл: только так будущая семья будет ограждена от несчастий.

Если родители девушки давали предварительное согласие на брак, то ее личная вещь передавалась жениху или его представителю. Затем следовал бурный торг между обеими сторонами, когда за невесту требовали выкуп, порой весьма серьезный. Как только стороны приходили к согласию, назначалась дата окончательного согласия. Это время, обычно составлявшее до двух недель, давалось на раздумья и взвешивание всех «за и против». По окончании данного срока соглашение могло быть либо подтверждено, либо разорвано без взаимных претензий. После этого назначалась помолвка. Обычно подготовка к ней составляла около семи-десяти дней.

В этот день родственники невесты наносили ответный визит в дом жениха, удостоверяясь, что все, сказанное о нем сватами – правда. И молодой охотник – действительно достойный выбор, что он крепкий хозяин с умелыми руками и сумеет достойно содержать семью. Радушные хозяева накрывали обильное застолье, и начинался неторопливый разговор. Обсуждали детали будущих брачных торжеств, список гостей, назначался день и приданое невесты.

Из-за размера приданого, бывало, разгорались немалые споры. Обычно за девушкой давали роскошные ковры ручной вышивки и ковровые дорожки на пол, расшитые полотенца и белье, кухонную утварь. Родители парня со своей стороны выделяли земельный участок, материалы для строительства дома, рабочую лошадь и инструменты.

Подготовительный период

К выбору нашаулов подходили с огромным тщанием. Далеко не каждая пара годилась на столь ответственную роль. А уж без их присутствия бракосочетание и вовсе не могло состояться – это столь же непреложный элемент молдавской свадьбы, как новобрачные. Выбранная семейная пара обязательно должна была иметь родственные связи с молодыми, быть счастлива в браке. Также, важным критерием было их крепкое материальное положение и готовность помогать и наставлять молодую семью.

Пригласительными открытками выступали любовно выпеченные руками молодой хозяйки сдобные изделия – баранки, калачи или пряники. Игнорирование приглашения считалось серьезным оскорблением, поэтому без серьезной причины от столь ответственной миссии не отказывались. По сути, эти люди становились вторыми родителями для новобрачных.

В наши дни на роль нашаулов приглашают хороших знакомых, друзей родителей или семейные пары из числа ровесников молодоженов. После этого подается заявление на регистрацию брака в ЗАГС, выбирается и бронируется банкетный зал, если свадьбу планируется проводить в ресторане и уточняется сценарий праздника.

Традиционные одеяния и современные наряды

Национальные свадебные костюмы молдаван – это шедевры, вышитые вручную изумительными узорами. На их изготовление уходит много времени и сил, но оно того стоит – никакое покупное платье не сравнится с изысканной простотой и удивительными узорами народных свадебных облачений. Для вышивки используется шелк, хлопковые крашеные нити, бисер, бусы. Основа – белый цвет, на который нашиваются красные, черные и синие узоры. Шьются рубахи, кушаки и штаны для жениха, платье для невесты по подолу, вороту и рукавам обязательно вышивается, повязывается расшитый фартук и пояс.

Регистрация по украинской программе «Брак за сутки»

— Основной сложностью в свадебной организации стали хлопоты с документами и отсутствие времени. Мы были в нём ограничены, поэтому решили воспользоваться специальной украинской программой «Брак за сутки». Она позволяет молодожёнам расписаться без очереди.

Справка-Пояснение

«Брак за сутки» — программа Министерства юстиции Украины, позволяющая заключить брак по упрощённой процедуре в течение 24 часов за определённую плату. Оказывают эту услугу не все загсы страны. Граждане других государств должны также подтвердить в миграционной службе легальность пребывания на территории Украины.

— Единственное, на что потребовались нервы и время, — это проверки миграционной службы. Она в течение пяти дней проверяла, если я легально нахожусь в стране. Сначала нам пришлось съездить во Львов в миграционную службу, подать специальное заявление, через время забрать его, только потом подавать документы в загс.

А за две недели до самого торжества мы поехали в Бельцы знакомиться с моими родственниками и приглашать их на свадьбу. В течение того времени, пока мы находились у меня на родине, мы также продолжали готовиться к торжеству. Покупали какие-то мелочи и продумывали мой свадебный наряд.

Платье и аксессуары, которые мне понравились, нашла именно в Бельцах на рынке Байдукова. Наряд жениха покупали на Украине и решили отойти от традиционного чёрного костюма, заменив его на серо-голубой.


Платье невесты, как и многие элементы свадебного декора, были куплены в Бельцах буквально за пару недель до торжества.


Наряд жениха покупали на Украине и решили отойти от традиционного чёрного костюма, заменив его на голубой.

Народные ремесла

Древнейшее ремесло Молдовы — гончарное — заслужило признание во многих уголках Европы. Керамика ручной работы декорирована национальным орнаментом и рисунками с изображениями животных и растений. Горшочки и другая глиняная посуда широко применяются в молдавской кухне, запеченные овощи и мясо получаются особенно вкусными.

Молдавские мастера резьбы по дереву создают восхитительные узорные сувениры и предметы интерьера. Также распространено украшение резьбой деревянных построек. Особенно красивы дома в Каларашском, Резинском и Страшенском районах Молдовы.

Каждый народ имеет свои уникальные традиции и обычаи. Молдова — страна с особенным колоритом, ее культурное наследие отличается яркими красками и солнечным настроением.

Религии [ править ]

Восточная Православная Церковь

Основная религия — христианство , по данным переписи 2014 года , 90,1% населения номинально исповедует православие . В административном отношении есть две автономные церкви, принадлежащие двум автокефальным церквям (русской и румынской) в составе восточно-православного сообщества . Автономная митрополия Кишинев и Молдова (принадлежащая Русской православной церкви ), по данным Государственной службы по делам религий, имеет 1194 прихода; Автономная Митрополия Бессарабия (принадлежащая Румынской Православной Церкви) насчитывает 124 прихода. Помимо старообрядчества, Русская Православная Церковь ( старообрядцы ) составляют примерно 0,09% населения.

Религиозные традиции восточного православия неразрывно связаны с культурой и наследием страны. Многие самопровозглашенные атеисты обычно отмечают религиозные праздники, крестятся и даже зажигают свечи и целуют иконы, если того требуют местные традиции и обстоятельства. [ необходима цитата ]

Во время переписи 2004 года 93,34% населения заявили, что исповедуют православие.

Католическая церковь

Молдова образует единую епархию — Кишиневскую Римско-католическую епархию . Он не является частью какой — либо церковной провинции , и , следовательно , непосредственно зависит от Святого Престола для митрополита власти. Около 0,5% молдаван исповедуют католическую веру.

Другие вероисповедания

Приверженцы других конфессий включают баптистов , пятидесятников , адвентистов седьмого дня , мусульман , Свидетелей Иеговы , бахаи , евреев , членов Церкви Объединения , молокан (русская группа), мессианских евреев (которые верят, что Иисус был Мессией), лютеране , пресвитериане , Харе Кришна и некоторые другие харизматические христианские и евангельские христианские группы. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней(Мормоны) имеют в стране 3 собрания, в которых в общей сложности около 370 членов. Согласно последним имеющимся данным, еврейская община насчитывает около 31 300 человек, в том числе около 20 000 человек, проживающих в Кишиневе , около 3100 человек в Бельцах и прилегающих районах, около 2200 человек в Тирасполе и около 2000 человек в Бендерах .

Религия в Молдове (перепись 2004 и 2014 )
Религия 2004% 2014%
Кристиан православный 93,34 90,14
Христианин: протестант 1,89 0,9
Христианин: Свидетели Иеговы 0,62
Христианин: адвентист 7-го дня 0,32
Христианин: католик 0,14 0,1
Христианин: старообрядец 0,15 0,09
ислам 0,07
Иудаизм 0.11 [ необходима ссылка ] 0,02
Другая религия 0,88 0,03
Атеист 0,38 0,2
Агностик 0,02
Не религиозный 0,98
Нет ответа 2,24 6,88
100% 100%

Семейные традиции молдаван

С ходом времени многие обычаи претерпевают изменения, однако молдавская свадьба стала одним из тех праздников, где свято хранятся даже старинные ритуалы. Накануне торжества жених и невеста выбирают семейную пары, что станет их добрыми наставниками.

Впоследствии молодая семья должна прислушиваться к советам своих “посажёных родителей”. Не менее интересный свадебный обряд называется Маса Маре (Большой Стол).

Он подразумевает процесс дарения подарков молодожёнам. Каждый гость должен рассказать о своём подарке и произнести пожелание молодой паре. Чаще всего наиболее значимым оказывается подарок родителей, что первыми начинают Маса Маре.

Когда же в семье происходит пополнение, молдаване устраивают обряд кумэтрия. Это – крещение младенца. У малыша может быть большое количество крёстных, до 50 человек. Каждому из них родители дарят калачи, а те в ответ приносят подарки маленькому крестнику.

Черты менталитета

Если говорить о чертах национального характера, то молдаване – это целый набор характерных признаков, одна часть которых соответствует действительности, другая – часто относится к разряду клише.

Большинство отмечают их трудолюбие, доброжелательность, опрятность, гостеприимность, приверженность семейным ценностям, умение искренне веселиться и праздновать.

Расхожее представление о трех основных целях (посадить дерево, выстроить дом и вырастить сына) соответствует жизненным ценностям многих молдаван. Параллельно, как они сами отмечают, включается принцип «кум се каде» («как у людей», «не хуже, чем у других»). И это, с одной стороны, мотивирует на достижение определенных жизненных целей, с другой – часто приводит к стремлению соответствовать неким навязанным идеалам.

Еще одной чертой характера молдаван можно назвать исполнительность, а также чинопочитание и готовность соблюдать иерархию, как в профессиональной, так и в личной жизни.

Интересны идеологические ценности молдаван. Здесь можно выделить два ключевых элемента. Это подчеркивание преемственности Молдавии и Римской империи, а также некоторая мифологизация фигуры господаря Стефана чел Маре (Великого). Именно при нем Молдавское княжество переживало период расцвета и ненадолго стало активным игроком на политической арене Европы.

Русская и Румынская православные церкви[править | править код]

Собор Святой Феодоры из Сихлы, кафедральный собор Бессарабской митрополии

После распада СССР Московский Патриархат даровал бывшей Кишинёвской епархии статус самоуправляемой Молдавской Церкви. Священный Синод Румынской Православной Церкви, со своей стороны, в декабре 1992 года принял решение о восстановлении ликвидированной в 1944 году собственной Бессарабской митрополии.

Русская и Румынская Церкви вступили в переговоры, чтобы разрешить конфликт, но к середине 1998 года они все ещё были безрезультатными. Молдавское правительство не разрешало регистрацию связанной с Бухарестом Бессарабской митрополии.

Бессарабская митрополия была официально признана правительством Молдовы в 2002 году. С точки зрения Московского Патриархата воссоздание Бессарабской митрополии создало ненормальную каноническую ситуацию «параллельной» юрисдикции на территории Молдавии.

27 сентября 2001 года правительство Молдавии утвердило новый статус Молдавской митрополии Русской православной церкви. Согласно этому документу, единственным правопреемником исторической Бессарабской митрополии на территории Молдовы власти страны признавали структуру Московского Патриархата. В феврале верховный суд аннулировал решение правительства. В апреле 2004 года, в ответ на апелляцию, поданную правительством, верховный суд отменил своё февральское решение. Бессарабская митрополия отказалась признать это решение, и заявила о намерении передать дело в Европейский суд по правам человека.

22 июня 2010 года официальный представитель Московского Патриархата заявил о безосновательности заявления и. о. президента Молдавии Михая Гимпу, подвергшего критике Молдавскую митрополию за «несамостоятельность».

Строители-“оборотни”

Ещё один распространённый стереотип о молдаванах — мнение, будто большая часть населения Молдовы занята в сфере строительства. Конечно, это совсем не так, однако молдавские строители ценятся в самых разных странах мира. Поговаривают, что даже Меланья Трамп для ремонта Белого дома в Вашингтоне наняла молдаван. Причём президент был обрадован быстрыми сроками работы и крайне скромной стоимостью услуг

Молдаване действительно заняты на многих стройках в различных уголках земли, однако на родине к отечественным строителям относятся настороженно. Нет, никто не сомневается в качестве работ, однако происходит нечто удивительное.

Владельцы недвижимости в Кишинёве не перестают жаловаться, что соотечественники, возвратившись домой, заламывают невероятные суммы за ремонт, причём работа может тянуться крайне долго. Именно поэтому строительством в Молдавии часто занимаются наёмные рабочие из Турции.

Молдаванин из Кишинева

Религия молдаван

Если говорить о религиозной составляющей, то здесь картина достаточно однородна. Ответить на вопрос, какой веры молдаване, просто: православной. Это подтверждается статистическими данными.

Практически 98 % верующего населения исповедует православие. Но вот внутри православной религии молдаван выделяется два основных направления. Здесь представлены Молдавско-Кишиневская и Бессарабская метрополии. Первая относится к Московскому патриархату, имеет шесть епархий. В целом, на ее долю приходится почти 90 % всех приходов страны. Она действует с 1992 года, а фактически является преемницей созданной в начале XIX века Хотинско-Кишиневской метрополии.

Бессарабская метрополия Румынской церкви остается в меньшинстве, ее приверженцами являются 11 % верующих. Она автокефальная, имеет ряд особенностей, и находится в довольно неоднозначных отношениях с государственными властями.

Основное различие двух метрополий – язык церковного служения. В первом случае используется церковно-славянский, во втором – старомолдавский. При этом обе метрополии используют еще и греческий. Надо отметить, что каких-то явных и серьезных трений между ними не наблюдается.

Одним из значимых религиозных трудов в Молдове считается Катехизис (136 жизненных заповедей со множеством комментариев).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector