Мое путешествие с приключениями на остров в могочино

Святыни

  • Икона святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. К иконе прикреплены украшения — цепочки, часы, крестики, оставленные прихожанами в благодарность за молитвенное ходатайство святой Анны перед Господом.
  • Икона святого Спиридона Тримифунтского, под иконой – часть его тапочка.
  • Свято-Крестовская икона Пресвятой Богородицы. Ежедневно перед ней проводится водосвятный молебен. Свято-Крестовская икона Божией Матери была написана по благословению митрополита Ставрoпольского и Владикавказского Гедеона после событий, связанных с захватом заложников в г. Буденновске. Очевидцы утверждают, что Её образ появился в небе после захвата заложников. Видение продолжалось несколько дней вплоть до дня их освобождения.

История

Свято-Никольский монастырь в старинном поселке Могочино основан 1 октября 1989 года, когда в только открывшийся Никольский приход приехал иеромонах Иоанн (Луговских) с монахиней Ириной (Селивёрстовой). Под храм был оборудован деревенский дом. Приход приобрёл так-же 3 близлежащих дома — они и стали территорией будущего монастыря.

Строительство обители велось без централизованного финансирования, за счет пожертвований благодетелей. Причина появления такого духовного глубинке тесно связана с подвигом невинно сосланных сюда в период репрессий, а также с духовным очищением этих древних языческих мест, никогда не встречавшихся с церковной благодатью.

Тяжелейшие годы выпали на становление Могочинского монастыря, который основывался на пустом месте. 270 лет поселку — и никогда не было церкви. Не было и дорог. Одна дорога — это река, единственный транспорт — это теплоход и баржа.

В этих условиях строить монастырь, казалось бы, совершенно невозможно. Но ГОСПОДЬ судил иначе. Он послал сюда таких людей, которые своим трудом, своей верой подтвердили слова Господа, что «сила БОЖИЯ в немощи совешaется» (2 Кор. 12, 9).

Поселок Могочино находится на северных широтах,климат здесь суровый: зимой морозы до -50 градусов, жаркое лето наступает в июне, а в конце сентября уже, бывает, ложится снег. Строительный сезон поэтому длится иногда всего 3-4 месяца. Стройматериалы нужно доставлять или по реке, или на грузовиках через паромную или ледовую переправу.

Разметку под фундамент будущей церкви иеромонах Иоанн выполнил в первые же дни приезда в Могочино (начало октября 1989 года). Первыми строителями были рабочие, сокращенные в местном РСУ, и Николай Менчиков, привезенный отцом Иоанном по благословению митрополита Гедеона из Новосибирского епархиального управления.

Строительство монастыря

К 14 ноября, на удивление самих рабочих, бетонная лента фундамента для храма уже была залита. Всю зиму по благословению митрополита Гедеона завхоз епархиального управления Иван Андреевич Соснин занимался доставкой кирпича для строительства церкви (через несколько лет он был пострижен в монашество руками нашего наместника с именем Феодор).

За сезон 1990-1991 годов были воздвигнуты белокаменные стены церкви, Колокольня и шлаколитой гараж. При строительстве по благословению о. Иоанна не применялисъ современные мерные инструменты, все делалосъ по древней технологии. Поэтому в здании храма существует незначительная асимметрия, придающая ему живой вид.

В 1992 году была воздвигнута крыша и храм отштукатурен изнутри. Началось ручное рытье котлованов под фундамент монастырских стен-корпусов. К осени бетонные подземные кубы длиной 50 метров и шириной 10 метров были залиты.

В 1993-1995 годах на воздвигнутом фундаменте руками братии были воздвигнуты трёхэтажные южный и восточный корпуса.

Весь 1996 год был посвящен земляным и бетонным работам по сооружению «нулевого цикла» замыкающего круг монастырского корпуса. К осени бетонный круг фундамента был замкнут.

С ранней весны 1997 года началось масштабное строительство, т.к. нужно было освоить огромный объем работ. Работали все, помогали старушки и малые дети. За сезон был построен трёхэтажный корпус в форме буквы «П», замыкающий круг монастыря. Отец Иоанн про этот год сказал так: «7 лет строили полмонастыря, а вторую половину — за один год…» В 1998 году были подняты белокаменные башни по бокам монастыря и начато рытье монaстырских дренажных коммуникаций. Через год они были забетонированы, и началась заливка бетоном всей площади монастыря.

2000 год: забетонирован фундамент под гостиничный корпус в центре монастыря.

В 2001 году вся площадь монастыря стала сплошным монолитом, и началось возведение стен гостиничного корпуса. Кроме того, весь этот год прошел под знаком восстановления пострадавшего от пожара Свято-Никольского храма.

В 2002 году рядом со Свято-Никольским храмом поднялся красный кирпичный корпус с гаражом и гостиницей.

В 2003 году отштукатурены и отделаны изнутри гостиница, построена на гостиничном корпусе церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а также снесен и заново залит уже обветшавший третий этаж южного монастырского корпуса, построенного в 1993 году.

В 2004 году цepковь Покрова отштукатурена; снесен, Зaново залит и надстроен третий этаж игуменского и части западного корпуса и построена надвратная башня.

В 2005 году закончен круг зубцов и башен на монастырских стенах, сделан переход между корпусом Покровского храма и западной стеной, построены новые кельи в южном корпусе. В 2006 году проведены подготовительные работы для постройки келий в новых корпусах, начат завоз стройматериалов на Волок для строительства Свято-Преображенского монастыря.

О духовнике Тимашевской мужской обители

Родился о. Георгий 6 февраля 1942 г. После окончания школы ушел на послушание в Преображенский монастырь на Закарпатье. В 1961 г., когда обитель закрыли, он уехал в Николаевскую область. В 1962 г. призван на службу в армию. По возвращении уехал жить в Иркутск. Там в декабре 1968 г. принял постриг с именем Георгий. Затем рукоположен в иеродиакона и следом в иеромонаха. Нес служение сначала в Мурманской, а после в Архангельской области. В 1978 г. учился в Московской семинарии.

В Краснодарскую епархию о. Георгий приехал вслед за митрополитом Исидором, который в то время был еще епископом. 19 лет посвятил он на благоустройство «островка духовности» в г. Тимашевск. Здесь принял постриг в великую схиму с именем Саввы. За годы его служения произошло много перемен – отстроена церковь Преображения Господня, добавились постройки хозяйственного назначения и четыре подворья в близлежащих населенных пунктах.

Однако более известен настоятель своим даром исцеления травами и молитвой. Он был травником, хорошо знающим свое дело. Искусству использования даров природы в лечении различных болезней он обучился в годы юности, будучи послушником в г. Черновцах (в Украине), на границе с Румынией.

К нему всегда стояла очередь. Люди ехали получить духовное и телесное лечение, Свято-Духов Тимашевский мужской монастырь посещали тысячи. Батюшка давал сборы трав, которые помогали вылечить те болезни, с какими не могли справиться врачи официальной, признанной медицины.

Жизнь монахов сегодня

Поначалу его населяло всего 12 монахов. Со временем их количество выросло до 80. Следуя древним правилам жительства монашеских общин, они кормятся от трудов рук своих.

Сегодня для монастыря, под посадку сельскохозяйственных культур, выделено 400 га земли. Братия несет разные послушания. Одни занимаются выращиванием овощей, фруктов, зерновых, трав, другие – работают в братской трапезной, на просфорне, в гаражах. Имеется разведение птицы, крупного рогатого скота и свиней. Избыток продуктов – яиц, молока и мяса – идет на продажу.

При возведении церкви все отделочные работы выполняли иноки: расписывали храмовые стены, делали деревянные резные киоты. Сегодня все благолепие храма можно увидеть на фото.

В 2011 г. о. Георгий отошел к Господу, но монахи продолжают его «дело» — собирают травы и делают по сохранившимся рецептам всевозможные сборы и чаи от разных недугов. Все это продается в монастырской лавке. Те, кто уже много раз пробовали фитосборы, оставляют о них положительные отзывы.

Что говорят в самом монастыре?

В понедельник стало известно о смерти отца Анатолия, протодиакона Свято-Никольского монастыря. По информации его близких, у мужчины была пневмония и признаки COVID-19.

О причинах смерти протодиакона в монастыре не знают, однако поясняют, что жил он не в самом монастыре, а в Могочино. Что касается здоровья остальных проживающих в Свято-Никольском людей, то серьезных заболевших отвозят в районную больницу, но коронавирус ни у кого с начала пандемии не подтвердился. Об этом корреспонденту рассказала матушка Анастасия.

«Одну увозили в Молчаново, думали — точно COVID, но анализ не подтвердился. И так было со всеми. Всего — около четырех человек. Конечно, смертность в монастыре высокая, у нас тут большинство престарелых — в районе 80 лет. Но что говорят про нас — не стоит верить. Знаете, лет 15 многие собирают неправду. Мы уже и судились. Нет бы что хорошее сказать», — сказала Анастасия.

Медпункт в монастыре скудный, признается матушка. Во многом потому, что падает выручка от паломничеств. При этом, несмотря на пандемию и ряд ограничений, подобные мероприятия не прекращены в монастыре. К примеру, в начале ноября Могочино собирается посетить группа паломников из Кузбасса. Будут они чествовать икону Казанской Божьей Матери. Сейчас формируется группа на двухдневный визит. Обычно большая часть из них пожилые люди.

«В самом монастыре о коронавирусе ничего не слышали. У нас просто болеют, кто болеет — едут в больницу. Кого забирают — легкие чистые. Приезжали к нам врачи в «скафандрах», и ничего. Мы думаем — это сезонно, да и старенькие все. У некоторых брали мазки. <…> Не знаю, кто вам это сказал. Наверное, те люди, которым вечно что-то нужно, как-то хотят осквернить, расшатать. Мы монахи готовы к смерти», — рассказали корреспонденту в монастыре.

Молчановский район Томской области

Первыми жителями села Могочино, первоначально — Могочинских юрт, были селькупы. Основание поселка относится к 1726 году. В середине прошлого века в юртах насчитывалось 7 дворов, в которых проживало 11 мужчин и 8 женщин. Основным их занятием было рыболовство, дополняемое охотой и собирательством. К концу столетия селение выросло до 28 дворов и 225 человек.

Выгодное расположение поселка на берегу Чулыма вблизи других речек обеспечивало ему роль центра лесопереработки района. Основным промышленным предприятием Могочина стал лесопильный завод, построенный в 1925 году.

Могочино, как и весь Нарымский край, служило местом ссылки. Так, на начало 1934 года на лесозаводе работало 1523 человека, в том числе 679 так называемых трудпереселенцев.

Для надзора за ссыльными в Могочине действовала комендатура трудовых поселений НКВД. Даже школа в поселке подчинялась культурно-воспитательной части комендатуры, а не районо.

Низкий жизненный уровень, тяжелые условия труда, социальная незащищенность вызывали протест рабочих, коллективные обращения к властям. Председатель фабрично-заводского комитета лесозавода Головачев в 1933 году отвечал прокурору по поводу проверки коллективного письма рабочих, что факты смертности, подмешивания в муку травы подтверждаются. Рядовые рабочие получали в месяц 40, а квалифицированные машинисты и токари — по 117 рублей. Мука же на базаре стоит 30-40 рублей, дешевле купить было негде. Зарплату рабочим не выплачивали по 2-3 месяца, они голодали, продавали вещи, некоторые стали заниматься воровством.

В сентябре 1933 года директор завода Марченко получил анонимное письмо. В нем говорилось: «Выслушай наше письмо от наболевших наших сердец, ты знаешь, что вольная торговля хлебом закрылась и купить его невозможно. Говорят, что паек будет прибавлен 1 августа. Даем последнее предупреждение, то смотри, отправим тебя в небесную канцелярию, вредитель наших малых детей».

Немудрено, что в 1937 — 1938 годах в поселке были обнаружены представители «эсеро-монархической повстанческой организации», участники «контрреволюционной шпионско-диверсионной повстанческой «Польской организации Войсковой» и многие другие «враги народа».

Особо напряженно работал Могочинский завод в годы Великой Отечественной войны. На фронт ушло с завода 190 человек. Завод шефствовал над одним из томских госпиталей, отправлял туда продуктовые посылки, вещи, деньги, представители завода ездили ухаживать за ранеными. Большой вклад в Победу внесли все жители поселка. Так, учащиеся Могочинской школы получили благодарность Верховного Главнокомандующего за заботу и помощь Красной Армии.

После войны началось наращивание мощностей завода, превращение его в одно из крупнейших лесоперерабатывающих предприятий Томской области. Вместе с ним рос и развивался поселок, который стал не только промышленным, но и культурным центром района. В поселке работают две средние общеобразовательные и музыкальная школа, Дом культуры. А школьный музей А.С. Пушкина известен далеко за пределами области.

Что говорит оперштаб?

Оперативный штаб Томской области информацию о вспышке и о нехватке лекарств не подтверждает.

По официальным данным, на сегодняшний день в Могочино диагноз «коронавирусная инфекция» подтвержден у восьми жителей поселка. Беременная женщина госпитализирована в Томск, остальные заболевшие находятся на самоизоляции под наблюдением врача, инфекция у них протекает бессимптомно или в легкой форме.

«Эпидемиологическое расследование продолжается, контактные лица отправляются на карантин. В Могочино действует общая врачебная практика, где прием ведет врач-терапевт. Противовирусных препаратов в аптеке имеется в достаточном количестве, подана заявка на получение дополнительных антибактериальных препаратов», — рассказали в оперштабе.

Редакция vtomske.ru просит томичей побеспокоиться о своем здоровье, ограничить социальные контакты и по возможности оставаться дома. Берегите себя!

Дорога в монастырь

Это случилось в 2005 году! Мне мой духовный отец как-то рассказал о таком замечательном монастыре расположенном на острове. А до этого я все у него пере спрашивалась, где можно приобрести жилье, чтоб недорого и возле церкви…

Я по натуре очень люблю путешествовать, но все больше осознаю, что самое интересное где-то совсем рядом, здесь, у нас: в русской глубинке. Так вот, мой духовный отец благословил меня съездить, в это село Могочино на остров. Дело было также где-то середина августа.

Проживала я как Вы знаете недалеко от города Бийска. И решила я ехать с детьми, в то время у меня было их еще 2е, старшему сыну – почти 4 года, а дочери вроде 2 годика.

Вначале мы добирались на поезде до Томска. А поселок Могочино, куда мы направлялись расположился в Молчановском районе Томской области России, где-то 230-240 км. от Томска. По совету своего духовного отца, я вместе с ребятишками от Томска до Нарги добирались современным комфортабельным автобусом.

Но, когда автобус въехал в Наргу мы все очутились как будто в другом мире. Современный транспорт выглядел прямо таки диковинкой среди серой неказистой жизни. От автостанции до паромной пристани, примерно 1000 метров, добирались пешком. Перед глазами встал примитивный паром(который кстати я раньше видела только на картинках и в кино), как нельзя лучше вписался в местные реалии.


Переправа через Обь на пароме

Переправа через широкую Обь впечатляла и постепенно переносила в новый удивительный мир местных владений.

На пароме ехали с небольшим микроавтобусом с паломниками. Скромно одетых, молчаливых людей, которых часто можно встретить в этих местах. Особенно в православные праздники сюда съезжаются паломники со всей России. А в последние годы небольшой паром все чаще перевозит туристов, среди них много иностранцев: немцев, австрийцев.

Я как истинный путешественник, который постоянно ищет на свою “…” приключения, очень люблю открытия,и узнавать что- нибудь новое для себя. Понимая, что лучше местных жителей никто не поведает мне про эти удивительные места, подсаживаюсь к худенькому старичку, расспрашиваю про Могочино.

Когда-то село Могочино было рыбацким поселком и называлось Могочинская юрта, да и поселком в далеком 1726 году, когда появились первые несколько построек, его никто не называл. Но не рыбный промысел превратил одинокие избы рыбаков в промышленный поселок. С 1926 года в этих лесистых местах началось строительство Могочинского лесозавода, благодаря которому количество жителей выросло втрое. Старичок этот вздохнул, посмотрел в глубокие воды черной реки и перекрестился. История, которую поведал могочинский старожил, потрясла всех.

https://youtube.com/watch?v=OW9PHaku7SI

Визит Архипастыря в канун праздника Преображения Господня

18 августа в канун праздника Преображения Господня епископ Колпашевский и Стрежевской посетил нашу обитель и совершил вечернее Богослужение.

Его Преосвященству сослужили игумен Спасо-Преображенского монастыря с. Волок Матфей (Черевикин), секретарь епархиального управления иеромонах Симеон (Койнов), духовенство мужской и женской епархиальных обителей, дьякон кафедрального Вознесенского собора Сергий (Баянов) и Александр (Мусрепов). За богослужением молились игуменья Ирина (Селиверстова), сестры Могочинского и братия Волокского монастырей, многочисленные прихожане обители.

Это интересно: Никольский храм в Пушкино

Первый день инфо-тура «Золотое кольцо Томской области»: Мельниково, Могочино, Тогур, Колпашево.

17-19 марта 2020 года прошел ознакомительный информационный тур для СМИ Томской области по разработанному Томским отделением Русского географического общества туристическому маршруту.

Отъезд участников инфо-тура состоялся в 8:00 от Лагерного сада (парковка у 10 корпуса ТПУ) на комфортабельном автобусе Mersedes. В дальнейшем, отъезд туристов планируется с парковки за Театром Драмы. В туристическую программу войдет обязательное посещение Воскресенской горы и знакомство с историко-географическим развитием Томска и Томской области. Всего маршрут пройдет по 7 районам Томской области.

В 10:05 журналисты прибыли в с. Мельниково. Здесь нас ждал визит в Краеведческий музей Шегарского района. Нас с радостью познакомили с русским бытом и загадочными предметами старины.

Очень интересно было познакомиться с экспозицией, посвященной жизни Иннокентия Смоктуновского, который был уроженцем данного района.

Отец Александр рассказал замечательную легенду о Богородской чудотворной иконе Пресвятой Богородицы. Эта икона была утеряна в 30-х годах, но 9 лет назад ее удалось найти. Говорят, если икона в селе, то паводок проходит без затоплений. Каждый год, 10 августа, верующие совершают крестный ход с этой иконой от храма села Мельниково. В крестном ходе принимает участие порядка 1500 человек, очень много паломников. По окончании своего рассказа, Отец Александр благословил дальнейший путь участников инфо-тура и подарил каждому иконку-сувенир.

А сотрудники Промышленно-коммерческого техникума приготовили для нас сибирские старинные угощения: имбирный сбитень, морковные конфеты и пироги.

В 12:30 мы прибыли на переправу через реку Обь в с. Могочино. Лед на переправе поразил нас своими чудными узорами. Ничуть не хуже чем на Байкале.

В с. Могочино нас встречал заместитель главы Молчановского района по социальной политике Прудников Иван Иванович. Вместе с ним мы посетили Свято-Никольский женский монастырь. В стенах монастыря есть и школа, и столовая, и гостиница. Монастырская гостиница может принять до 120 человек паломников. Атмосфера в монастыре непередаваемая, духовная, трогает сердце.

Рядом с монастырем живет и трудится один из создателей росписей в храме Свято-Никольского женского монастыря Водзинский Юрий Николаевич. Заниматься иконописью он начал в 94-м году и считает это своим призванием. Кроме иконописи Юрий Николаевич прекрасно поет и играет на гитаре, иногда выступает на различных творческих мероприятиях.

Следом за Могочино нас ждал г. Колпашево.

Колпашево был мало значимым населенным пунктом, пока здесь не открыли пристань в 1854 году. Затем в начале 20 века происходит его бурное развитие.

Вот один из домов того времени:

Город известен благодаря Колпашевскому яру — бывшей территории НКВД. Здесь в 1937 году происходили массовые расстрелы. По общим данным количество расстрелянных человек составляло около 4000 человек. В 79-м году, когда река подмыла берега яра, массовые захоронения людей обнажились. Трупы расстрелянных даже плыли по реке. Конечно власти пытались скрыть данный факт, оцепили место, подогнали два катера к берегу и винтами перемалывали трупы. Трупы, которые плыли по реке вылавливали.

После обзорной экскурсии по городу и плотного ужина заскочили в с.Тогур, где расположен Храм Воскресения Господня — одного из старейших в области, построенного в 1818 году. Это единственный сохранившийся каменный храм того времени на севере Томской области. Храм построен в стиле «Сибирское барокко» и является историко-культурным памятником Федерального значения.

Закат этим днем мы встретили на колокольне храма.

Отец Алексей рассказал, что, когда в советские времена власти запретили верующим посещать храм, люди молились прямо у дверей храма. В этот момент в окнах храма можно было наблюдать, как внутри загораются лампадки.

Конец этого дня мы провели в Колпашевском краеведческом музее, включающим 11 залов

Самое интересное в этом музее то, что некоторые экспонаты можно подержать в руках, и не важно, зуб мамонта это или штурвал самолета

Фотографии, не содержащие водяной знак «PRESSTOMSK.RU», выполнены Евгением Кожевниковым.

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
  • Нажмите для печати (Открывается в новом окне)

Настоятели

  • Ефрем (Березовский) (1605 — 1663) строитель
  • Варлаам (упом. 1648)
  • Исаия (1660 — 1668) схиигум.
  • Варлаам (1668 — 1698)
  • Иона (1698 — ?) архим.
  • Павел (1703 — 1705) строитель
  • Мартиниан (1705 — 1706) архим.
  • Савватий (1706 — 1711) архим.
  • Иосиф (1711) иером.

Василид (1711 — 1722) архим.
Сильвестр (1722) архим.

Дионисий (1723) иером.

Порфирий (Боровский) (12 июня 1723 — 1733)
Рафаил (1733 — 1738) иером.
Лаврентий (1738 — 1744) архим.
Авксентий (1744 — 1746) иером.
Герасим (1746 — 1750) иером.
Исаия (Русанович) (1750)
Феодосий (1760 — 1769) архим.
Нафанаил (1769 — 1774) игум.
Прокопий Петров (1774) прот.
Филофей (1775 — 1777) игум.
Виктор (Калиновский) (1777 — 1780)
Алексий Михайловский (1780) прот.
Иннокентий (1781 — 1786) игум.
Палладий (Флоровский) (1787 — 1798)
Даниил (Черкасов) (1798)

Григорий Стефановский (1805 — 1807) прот.

Феофилакт (1807 — 1818) архим.
Иероним (Кириллов) (1818 — 1829)
Иоанникий (Агишев) (1829 — 1836)
Амфилохий (Свешников) (1836 — 1839)
Виктор (Лебедев) (1839 — 1883)

Лазарь (Генерозов) (1883 — 31 августа 1897 ) и.о.

Иннокентий (Солодчин) (31 августа 1898 — 9 февраля 1899)
Сергий (Титов) (июль — 6 октября 1899 ) игум.
Иона (Изосимов) (1901 — 27 июля 1908)

1908 — нач. 1920-х — см. список епископов Барнаульских

Гавриил (Воеводин) (14 сентября 1921 — не позднее 1923)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector