«дальше христианину жить нечем». как на смену строгости приходит полное расцерковление?

Содержание:

Какие цели преследует человек в медитации? И какие — в молитве?

В медитации человек стремится с помощью определенных приемов (фокусировки внимания, повторения определенных слов, дыхательных упражнений) так изменить свое сознание, чтобы получить некий полезный, с его точки зрения, результат. Атеисты и агностики могут стремиться к обретению спокойствия, ясности и собранности ума. Некоторые верующие — искать «откровений» от Бога или других духовных существ. Другие (например, некоторые из последователей буддизма) — очистить ум и сердце. Адепты эзотерических учений — рассчитывать, что их ум, «правильно» настроившись, войдет в соприкосновение с некоей силой, энергией или иной реальностью и достигнет «просветления»… Общее во всех этих вариантах одно: человеком движет стремление достигнуть каких-то своих целей, и он использует для этого специальные технические приемы.

Христианская же молитва рождается из любви человека к Богу, из поиска общения с Тем, Кого любишь. Можно просить у Бога помощи и поддержки, можно благодарить Его или прославлять — в любом случае человек свободно предает себя Богу, не настаивая на своем, а повторяя вслед за Христом: Не моя воля, но Твоя да будет (Лк 22:42). Технические приемы, помогающие «уговорить» или тем более «принудить» Бога исполнить просимое, в молитве не просто неуместны — они противоречат самой ее сути.

Контролируйте свой собственный тон

Вообще же в обсуждаемом нами вопросе важно мыслить трезво и честно. В жизни каждого из нас бывают случаи, когда мы сами хамим

Думаю, нет человека, который бы ни разу не проявил грубости — так или иначе подобное греховное проявление случается практически у всех. В первую очередь, говорю о себе… И происходит это, как правило, по отношению к тем людям, которые смогут нас простить, перетерпеть наше хамство или же просто не могут ответить. Вот это совершенно недопустимо и недуховно.

— Если видишь за собой такой грех — срываться на близких — как с этим бороться?

— Тут однозначного ответа нет, разные бывают ситуации.

Случается, человек хамит, потому что привык так жить, и это его обычный, так сказать, способ общения. Бывает, на работе замучили, какие-то проблемы навалились, напряжение скопилось, и вот, человек срывается на ближних — на тех людях, которые его заведомо простят.

Знаю семьи, где терпят такие выбросы энергии, покрывая немощь любовью. То есть близкие видят, что человек замучен, устал, у него какие-то скорби, которые лежат на его душе тяжелым камнем, и с любовью служат неким громоотводом.

Бывает, человек резко заговорит или прикрикнет, и ему от этого легчает. Ближние проявляют мудрость и любовь и не отвечают негативом на негатив, раздражением на раздражение. Они понимают, что это вызвано не плохим отношением лично к ним, а сложностью ситуации, которую человек не может изменить.

Бесспорно, если видите в себе подобные проявления, необходимо их пресекать и блокировать.

О себе могу сказать, что когда чувствую, что могу что-то такое сказануть, притормозить помогает некая пауза в разговоре. За этот перерыв можно успеть прийти в себя и постараться сдержаться, промолчать.

Если ты сумел совершить малюсенький подвиг аскетизма — приглушить свою гневливость и раздражительность, Господь обязательно дает благодатное утешение, мир и спокойствие.

Происхождение термина “медитация”

Слово «медитация» произошло от римского слова meditatio, что означает “размышление”. Но это несколько однобокая расшифровка описываемого понятия, не отражающая всю полноту этой духовной практики.

Интересен путь прихода этого понятия в современный язык. В иврите существует слово хага, обозначающее умственное созерцание, размышление и шепот. Оно встречается в Торах. При переводе Писаний на греческий язык в качестве аналога для хага было подобрано слово melete, обозначающее «упражнение». Правда, не простое, а специальное упражнение в словесной риторике, применявшееся для обучения красноречию политиков и судей. А с греческого языка на латынь melete было переведено как meditatio.

иллюстрированный путеводитель по православным храмам России

Как бы нелепо это не прозвучало, но в современном мире существует мода не только на одежду, обувь и аксессуары, но и на виды спорта и даже на увлечения. Если говорить об условиях, тов последние годы стало модно заниматься йогой. Чаще всего люди, практикующие её, посещают йога классы ради физических упражнений, так называемых «асан», при этом, не проявляя интереса к самой сути йоги. Хотя, изначально занятия йогой предполагали не только совершенствование тела, но и духовное развитие.

Существуют разные мнения о такого рода увлечениях. Если вас интересует православный взгляд на медитацию и йогу, то познакомиться с этой информацией можно на интернет портале Анти Ом. Этот источник сообщает о том, что по состоянию на текущий год только в России действует более 400 сект и в их числе огромная часть — это восточные культы, которые практикуют медитацию и йогу. А правда состоит в том, что внушаемыми людьми легко манипулировать и им легко насаждать деструктивные идеи.

Изначально йога и медитация создавались исключительно с целью религиозно оккультных ритуалов индуизма. Существует мнение о том, что люди, которые занимаются йогой исключительно ради здоровья, неосознанно готовят себя к определенным духовным воззрениям и переживаниям, о которых, естественно, даже не догадываются. А цель йоговской практики состоит в том, чтобы раскрепостить человека, расслабить его, сделать его удовлетворенным, пассивным и, таким образом, восприимчивым к ожидаемым духовным идеям и впечатлениям.

Православная церковь не одобряет такое увлечение, считая его отступлением от истинной веры, негативно относится к восточным практикам и считает, что люди, которые занимаются такими практиками, автоматически отрекаются от Христа. На упомянутом интернет портале также можно найти информацию о том, что думают православные святые Старцы о медитации, йоге, сектах и оккультизме. Тем, кто серьёзно увлекся йогой и медитацией, священники советуют пойти и исповедаться в православном храме и жить, придерживаясь христианских заповедей.

Если вы проходили инициации, бывали в паломнических поездках по Востоку, длительное время увлекались йогой и медитацией или состояли в секте, то вам советуют немедленно обратиться в церковь и сделать это можно через форму на сайте. Укажите свои контактные данные, напишите короткое сообщение и отправьте заявку. Те, кому потребуется прохождение чина присоединения временно отпавших от Православия, могут помочь организовать его в православном храме в центре Москвы. 11.08.2020 20:15

Йога в православии

Не все люди понимают настоящую суть йоги. Ведь она заключается не только в регулярном повторении выполнения физических упражнений. Это целое философское учение, вера людей, основанная на определенной позиции.

Если человек, приверженец другой религии, занимается практикой, ему следует понимать, что он должен определенным образом пользоваться мантрами и исполнять некоторые технические особенности практики.

Существует даже так называемая православная йога, которая была создана американкой Лоретт Уиллис. Она создала специфическую систему практики, которая основана на совмещении ее с христианской верой.

Молитва и медитация — это разные названия для одного и того же?

Нет, это совершенно разные духовные практики. Молитва — это обращение, в котором непременно предполагается тот, к кому человек обращается: Сам Бог, кто-то из святых (например, Пресвятая Богородица), Ангел-хранитель. Даже если мы не слышим ответа на наше обращение, мы все равно рассчитываем на то, что нас слушают.

Молитва — это плод личных отношений между человеком и Богом. Кто не верует в Бога как в Личность, не может и молиться.

А медитация не обращена ни к кому конкретно. Медитируя, человек произносит слова или звуки, но только для того, чтобы определенным образом настроить самого себя, свое сознание.О многом говорит уже связь этого слова с латинским meditatio — «размышление»Впрочем, на латинском Западе в слово meditatio вкладывали и другие смыслы. С его помощью переводили, например, греческое μελέτη — «забота, упражнение». Им же обозначали интеллектуальный труд, связанный с «вдумчивым чтением» Священного Писания. — Прим. ред.. А индийский учитель йоги (в которой медитация играет особенно важную роль) Патанджали и вовсе называет медитацию «прекращением деятельности сознания». Словом, ничто не мешает заниматься медитацией даже абсолютно неверующему человеку.

Чем медитация отличается от молитвы: характеристика термина медитация

  • Если рассматривать понятие медитации с точки зрения религиозных верований, то для христиан это в первую очередь сосредоточение. Возможно, на каком-либо аспекте, теме, учении, а может быть и на религиозной тематике.
  • В западных христианских учениях понятие медитации трактовалось именно так. При этом в обоих значениях подразумевалась собственная работа, концентрация на своих мыслях, а не обращение к Богу, как это происходит во время молитвы.


Медитируем

  • С точки зрения восточных религий, в частности, индуизма и буддизма, аналога христианской молитвы нет. Здесь все сконцентрировано на человеческом сознании, на духовном самоочищении и совершенствовании, а не на живой связи с Богом.
  • Кроме того, часто понятие Бога в этих религиях сводятся к безличной реальности либо же к материальным идолам, с которыми трудно непосредственно общаться. Это ведет к тому, что идеалом становится не приближение к Богу, а достижение определенного состояния удовлетворенности, что достигается именно медитацией, а не молитвой.
  • Подобное восприятие наблюдается и в исламских суфийских практиках, которые в качестве молитв используют ритуальные движения, музыку и пр. Этим достигается определенное изменение сознания, что также является медитированием, но не молитвой. Но не только в этом медитация отличается от молитвы.

Почему медитация — это негативное явление

В центре медитации лежит самопознание, она отвлекает человека от суеты и суматохи, уводит в мир образов и красок. В процессе медитации приходит ощущение мира, но в то же время йоги предполагают концентрацию на познание собственного я.


Йога — часть индуизма

Это не молитва, в которой человек разговаривает лицом к лицу с Господом. Это просто поиск себя и стремление разжечь в себе что-то, чего ранее не было. Люди гонятся за покоем, который предполагает медитация и забывают, что в этой погоне можно забыть, что человек — всего лишь Божий раб.

Важно! Йога обезличивает человека и стирает из его сознания Бога. Уже одно это, может дать православному четкий ответ, что этой практики лучше воздерживаться

Человек перестает молиться, он начинает искать того покоя, который ему рисует сознание. Более того, медитация заставляет человека принять и понять, что он — бог, а это противоречит Заповеди Божьи, которые говорят, что один есть Господь.

Человек, постоянно занимающийся такой практикой, рано или поздно повторить грех Адама — решит, что он ничем не хуже Господа Бога и будет низвергнут.

«Спасение совершается не „в себе и через себя“, но в Боге» говорит богослов Иерофей (Влахос). А вот мастер дзен-йоги Борис Орион утверждает, что дзен или всеобщий мир — это свобода от религий, где нет Бога, а главное — это обращение к самому себе. Разве не то говорил первым людям змей в Эдеме?

Итак, йога предполагает:

важность опыта, независимо от того, положительный он или отрицательный;
отсутствие различий между добром и злом;
концентрация на человеческом «Я»;
отсутствие Бога;
достижение лже-покоя;
отрицание Господа.

Важно! Все то, что пропагандирует эта практика — покой, мир, спокойствие можно найти в Господе, в полном смирении и покорности. Православному христианину не следует искать это в йоге

Все слоганы звучат очень заманчиво, но в итоге они приводят человека к разрушению самого себя, отрицанию Господа и полному духовному крушению. Человек может достигнуть покоя и совершенства только придя к Господу и покорившись Ему.

Польза для христиан

В христианской религии существует такое понятие, как всепоглощающая любовь, которая часто упоминается в канонах этого учения. По сути, она является единой чертой христианства и медитации (разнообразных медитативных практик). При чтении молитвы, человек стремится достичь терпимости к окружающим. Он приходит к осознанию того, что не нужно быть эгоистом и жить только ради самого себя. Поэтому он пытается оказывать помощь нуждающимся, оказавшимся в сложных ситуациях.

К прочим положительным результатам медитации относится:

  • устранение бессонницы, улучшение аппетита, если он угнетен;
  • омоложение организма и улучшение здоровья;
  • устранение стрессов, обид и злости к окружающим людям;
  • внутреннее спокойствие и душевное равновесие.

Можно привести множество примеров, в которых медитация принесла неоценимую пользу. Благодаря этой практике, душа человека очищается, становится светлой и обновленной. В этом нет никакого противоречия церковному учению

Важно правильно относится к ней и прислушиваться к учителю в процессе медитации

В современном мире постоянно занятых людей, практика медитации вызывают все больший интерес. И все чаще люди, посещающие церковь и верующие в Бога, интересуются медитативным учением. У них возникает вопрос, а можно ли совмещать медитирование и веру в божественное начало?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, каждый должен решить для себя, нет ли у него каких-то внутренних душевных противоречий для этих двух учений.

Вписать восточное мировоззрение в православие невозможно

Индуизм — религия гостеприимная. В её контекст легко можно уложить другую конфессию или культ (например, божества Кали и Ганеша легко вписались в общую традицию). А вот православие герметично (но есть исключения, например, Параскева Пятница).

Для него фундаментально важно, чтобы человек жил с идеей о спасении, безоговорочно принимал Христа и помнил бы, что без любви Божией никогда бы снискал благодати. Восточные учения во главу всего ставят старания человека и только его вклад считают главным условием благоприятного посмертного существования души

Восточные учения во главу всего ставят старания человека и только его вклад считают главным условием благоприятного посмертного существования души.

Восточные учения не говорят о Спасении через Христа, а потому несовместимы с православием

Это принижение роли Бога — первый, но далеко не единственный конфликт православной и восточной традиций.

Какую медитацию практиковать — в пост и каждый день

Научитесь медитировать, как самые высокоэффективные люди на планете c Эмили Флетчер в ее авторском курсе для Mindvalley

Или попробуйте шестишаговую медитацию от основателей Mindvalley Вишена Лакьяни и Кристины Мянд-Лакьяни. Она поможет достичь состояния потока в считанные минуты

Mindvalley

Mindvalley — это глобальное сообщество людей, увлеченных идеей совершенствования: предпринимателей, новаторов, мыслителей, художников, цифровых кочевников. Нас объединяет желание получать эффективное и практичное образование во всех сферах своей жизни. Программы Mindvalley посвящены развитию мыслительных способностей, тому, как построить карьеру и сохранить востребованность в условиях развития робототехники, стать более счастливым в отношениях, создать тело мечты, развить интуицию и при этом сделать мир лучше. Показать все статьи Mindvalley »

Поделиться

Медитация и православие в условиях современности

Что говорится в православии о медитации, считается ли она грехом — этот вопрос беспокоит многих. Медитация не является грехом. Многие православные не знают, что в христианской религии есть своеобразный аналог медитативной практики — Иисусова молитва. Конечно, христиане не считают ее каким-либо образом относящейся к медитации, однако, их отличительные признаки схожи.

Сущность медитации состоит в концентрации внимания на некотором объекте. Поэтому любая процедура, требующая сосредоточенности и интересующая человека, относится к медитативной. Медитация является процедурой, направленной на релаксацию и контроль мыслей.

Считается, что медитация с православием несовместимы, но сейчас их границы стираются. Христиане проявляют все больший интерес к медитированию, так как находят много схожих черт с молитвой и стремлением к единению души. Разница лишь в том, что при чтении молитвы, в качестве мантры применяются молитвенные слова, которые также направлены на достижение духовного совершенства.

Правильный порядок выполнения

Если человек решил заняться медитированием, к этому следует подойти со всей ответственностью и вниманием. Только в этом случае получится прийти к желаемому результату

Такой метод находит поддержку в православии, где молитвенные речи произносятся в соответствии с определенными правилами.

Прежде чем медитировать, необходимо провести подготовительную работу:

  • Выбрать уютное место. Желательно светлое, просторное и чистое.
  • Вымыться, расчесаться, надеть чистую светлую одежду.
  • Занять сидячую или лежачую позу, разместившись на полу, стуле. Главным условием при этом является комфорт для тела, чтобы оно не затекло при длительном нахождении в одной положении.
  • Наладить правильное дыхание, которое является основой медитации. Выполняя процедуру, нужно попеременно совершать глубокие вдохи и медленные длительные выдохи.
  • Заняв удобную позицию, нужно закрыть глаза и попытаться отстраниться от посторонних мыслей. Необходимо освободить разум от влияния негатива. Читая мантры, прислушивайтесь к словам, которые звучат в душе. Погрузитесь в звучание священного писания. Изначально, неопытному человеку сложно отвлечься от посторонних дум, выкинуть из головы насущные проблемы и обиды. Однако, позже, человек сможет с легкостью впадать в транс.

Почему православным нельзя заниматься йогой

Православному христианину нельзя заниматься такой практикой по следующим причинам:

  • йога является частью религиозного вероучения, которое категорически противоположно христианству;
  • в ней нет Бога, нет стремления Его познать, нет осознания своей греховной натуры;
  • йога не предполагает покаяние или раскаяние в своих поступках;
  • это эгоистичная практика самопознания без Богопознания, а это категорически расходится с христианскими основами.

Регулярные занятия, медитации — все это приводит к тому, что человек начинает отворачиваться от Господа, обращаться в сторону своей эгоистичной натуры все более и более. Он впадает в различные заблуждения, перестает различать доброе и злое, что в итоге приводит к серьезному духовному падению. Никто не дает гарантий, сможет ли человек вернуться на путь истинный после этого падения или нет.

Совет! Во избежание подобных неприятностей, лучше всего воздерживаться от подобных спортивных занятий, тем более, что существует огромное количество самых разнообразных физических нагрузок без духовного подтекста.

Должен ли христианин заниматься йогой

Что такое христианская медитация?

Ответ

Псалом 18:15 говорит: «Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!» (примечание: вместо слова «помышление», используемого в русском Синодальном переводе, в некоторых других переводах встречается «медитация»). Чем, в таком случае, является христианская медитация, и как должны христиане медитировать? К сожалению, слово «медитация» может нести для нас смысл чего-то мистического. Для некоторых людей медитация значит очищение разума в неестественной позе. Для других она является общением с духовным миром, окружающим нас. Такие идеи определенно не соответствуют христианской медитации.

Христианская медитация не имеет ничего общего с практиками, используемыми в основе восточного мистицизма. Они включают сверхъестественную медитацию и многочисленные формы так называемой созерцательной молитвы. В основании этого лежит опасное предположение, что мы должны «слушать Божий голос» не через Его Слово, а через личное откровение посредством медитации. Некоторые церкви наполнены людьми, считающими, что они слышат «голос Господний», часто противореча друг другу и, таким образом, приводя к бесконечным разделениям в Теле Христовом. Христиане не должны пренебрегать Словом Божьим, которое «богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тимофею 3:16-17). Если Библия является достаточной для нашего основательного оснащения для всякого доброго дела, как мы можем полагать, что нам следует стремиться к некоему мистическому опыту вместо этого или в придачу к этому?

Христианская медитация должны основываться исключительно на Слове Божьем и на том, что оно открывает о Нем. Давид применял это и он описывает человека «благословенного», что «в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Псалом 1:2). Истинная христианская медитация является активным мыслительным процессом, посредством которого мы посвящаем себя изучению Слова, молитве над ним и просьбам дать нам понимание через Духа, обещавшего наставить нас «на всякую истину» (Иоанна 16:13). Тогда мы применяем эту истину на практике, используя Священное Писание как мерило жизни и повседневной деятельности. Это ведет к духовному росту и развитию познаний о Боге, так как мы обучаемы Его Святым Духом.

Христианство и медитация в современном мире

Как православие относится к медитации? В основном, церковь не разделяет мнения практикующих. Православие о йоге и медитации отзывается как о методе, лишающим человека части души. С одной стороны, он расслабляет ее, но с другой – теряет способность раскаиваться и исповедовать грехи. Исчезает потребность в покаянии и причастии.

Но в новом тысячелетии границы между мантрами и религиями исчезают. Раньше среди людей бытовало мнение, что медитация – это грех в православии. Сейчас она выступает как средство снятия напряжения и контролирования мыслей. Многие христиане находят что-то общее между медитацией и молитвой, посещают церковь и слушают тексты на санскрите.

Техника православного медитирования

Две несовместимые вещи – это медитация и православие, мнение священника такое является самым распространенным. Но в христианстве есть своеобразный аналог медитативной практики – Иисусова молитва. Человек должен постоянно молиться, используя при этом любые слова из Библии, наделяя их верой и смыслом. Сбиваясь, верующий должен снова возвращаться к чтению молитвы. Такой процесс похож на медитацию. Все что требует сосредоточенности и интереса человека является медитативной процедурой. Христианская медитация включает в себя 4 стадии:

  1. Трудовая или устная. Начальный этап, когда новичок учится удерживать свои мысли в правильном направлении.
  2. Сердечная. Здесь происходит общение с Богом. Верующий отвлечен от житейских проблем и наслаждается разговором с Всевышним. Сердце и голова мыслят одинаково.
  3. Творческая. Сила слов молитвы способна совершить невозможное.
  4. Последняя ступень скрыта от простых людей и доступна только ангелам.

Содержание молитвы может меняться. Главная цель – погружение в нее. Приходящие мысли стоит замечать, но не нужно на них отвлекаться. Поэтому раздумывая о том, можно ли слушать мантры православным христианам, каждому сначала надо выбрать для себя свой путь, который приведет к достижению духовной цели. Как бы плохо православие о медитации не отзывалось, она, как и молитва, направлена на очищение разума и души.

Польза медитаций для христиан

Вред медитации по православию не сравним с пользой, которую она приносит. Практика помогает:

  • наладить крепкий сон и вернуть аппетит;
  • омолодить организм и улучшить состояние здоровья;
  • избавиться от депрессий, стрессов и негативных эмоций, ворующих энергию;
  • обрести спокойствие и душевное равновесие.

Слушать мантры в начале лучше с духовным наставником. Он поможет настроиться и избежать распространенных ошибок.

Меню

Если обратить внимание на самое существенное, то медитации, о которых говорите — это размышления, внутренние рассуждения. Они не сопряжены с тем, что является главным условием молитвы — покаянием

Покаяние — это моление. Моление о чем? О своей греховности, о своей недостаточности, о своей неспособности жить так, как говорит Евангелие. Молитва же, как пишет святитель Игнатий, должна совершаться со вниманием, благоговением и сокрушением сердца. В медитациях это не требуется. Медитация, повторяю, — это сосредоточенное размышление по самым различным вопросам: богословским, бытовым, духовно-нравственным, и каким угодно

Есть в христианской практике очень важное и необходимое делание — богомыслие. Однако и оно отличается от названных медитаций тем, что богомыслие — это такое размышление по вопросам христианской веры и жизни, которое сопряжено со смирением, с правильной молитвой, с благоговейным внутренним подчинением своего возможного понимания вопроса воле Божией

Вот главное, что отличает молитву и богомыслие от медитации. Второе. Обращаясь к мантрам, мы входим в сферу иного учения, решительно, если хотите, отличного от христианского, точнее, от православного. Мантры, будучи чем-то внешне похожими на молитву, точнее на молитвенные заклинания, имеют совершенно другой характер. Они сопряжены с верой в действенность самих произносимых слов, часто, безотносительно к пониманию их смысла. Это находим в индуистской практике, например, в мантра-джапа, призывающая человека как можно больше, чаще, быстрее произносить имя божие, которое само по себе очищает человека, приводит его в состояние самадхи. Мантры, если хотите, являются одним из элементов магии и употребляются при языческих тайнодействиях. Подобную же идею пропагандировали наши имябожники. Однако не имя Божие само по себе освящает. Имя Божие — то же, что икона, оно является той связью, через которую мы обращаемся в молитвах к Первообразу. И очищение человека совершается не самим Именем, а правильной молитвой с произнесением имени Божия, как учили святые Отцы. Когда же молитва повторяется механически, как можно больше и скорее, тогда, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов), это уже «не молитва. Она мертва! Она — бесполезное, душевредное, оскорбительное для Бога пустословие». И сейчас наблюдается тенденция к «мантрийскому» пониманию молитвы. Появляются книги, рекомендующие начинать молитву Иисусову Господи Иисусе Христе, помилуй мя, с огромного числа (сразу 14400 м-в!), и произносить ее быстро-быстро: 3600 молитв в час, то есть молитву в секунду («его язык, как моторчик, непрерывно повторял односложную Иисусову молитву»). Эта практика находится в полном противоречии со святоотеческим опытом, который призывает творить любую молитву, в том числе и Иисусову, неспешно, с вниманием к словам молитвы, благоговением и чувством покаяния.

«Господи, я здесь»

— Приходишь в храм — сразу попадаешь в иное пространство, душа сама стремится к Богу. Мало кому доступна такая интенсивность переживания среди бытовых дрязг и забот.

— Конечно, если человек живет 30 лет в режиме новоначалия и в его жизнь вдруг не «ввалится» пиетизм, он скажет: «Нет, невозможно». Его же не учили этому повседневному христианству. 

— А вот научите. Как мне быть повседневным христианином? Читать правило с утра? 

— Еще есть варианты?

В церковь забежать, свечку поставить. Это разве плохо?

— Хорошо, но это именно новоначальный этап. Молитва не сводится к чтению молитвенных словес. Молитва — это пребывание в соприсутствии Божием, которое внутри себя надо нащупать и удержать. На самом деле, этому просто должен кто-то научить.

— Как некой духовной практике, типа йоги?

Это не йога, хотя внешние религиозные оболочки бывают и похожи. Наш Бог ­— всегда личный Бог. Это не уход в нирвану и даже не то, к чему мы привыкли, читая жития: алтарь раскрылся, хлынул свет, сонмы ангелов и так далее.

Нет, богообщение — это «скромная», тонкая, повседневная «двусторонность» взаимоотношений человека и Бога, подобная той, какую каждый человек познает в общении с любимыми людьми. Главное — эта взаимная направленность. Человек обращается к Богу, в душе своей: «Господи, я здесь». И тут же в ответ чувствует, ощущает, что Господь говорит: «И я здесь». 

Но к этому моменту нужно людей готовить. Вот пришел человек в церковь: «Батюшка, я хочу быть церковным человеком». Батюшка говорит: «Очень хорошо». И рассказывает ему, что первые годы ты будешь ходить в церковь, получая от всего внешнего чина большую духовную пользу, поддержку и радость. Потом это отойдет на второй план, начнется новый этап. Пусть сейчас ты этого не понимаешь, но потом обязательно поймешь.

Только от пастырей вы об этом почти не услышите. А вот в пиетистских книжках о подобном опыте говорится очень много.

— А что, если богообщение станет оправданием нашей лени? Если Бог в душе, то можно не идти в церковь к 9 утра в воскресенье? 

— Такая опасность есть. В 90-е и в нулевые, когда после советской пустыни восстанавливали церковную жизнь, хождение в храм и строгость исполнения внешних правил делали основной задачей. Такая строгость часто переходила в некое «самогнобление». Впоследствии на смену этой строгости приходит полное расцерковление. Уже и Священное Писание не такое, и исторический Иисус был другим, и Страшного Суда не будет, можно не заморачиваться и смело шагать в сторону облегченной психологии, этакого «коуч-христианства».

Человек был прилеплен к обряду, но клей высох, маятник полетел в обратную сторону и середину пролетел со свистом. А в середине — Христос.

Но пиетисты как раз умели работать с расцерковлением, а мы только к этому подходим.

Как относится православная церковь к йоге

Отношение православной церкви к йоге не однозначно. Дело в том, что многие воспринимают ее как некоторый комплекс физических упражнений. Но на самом деле она не только связанна с упражнениями. За такими занятиями стоит практика религиозно-философской системы. Она насчитывает более тысячи лет.

Недавно сам отец Кирилл патриарх Московский прокомментировал такое увлечение православных верян во многих странах. Патриарх вместе с другими священнослужителями не считает данную практику безобидной, так как она относится к языческой сфере.

Полезные статьи:

СЕМЬ ПРАВИЛ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ УЧЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ
1. Учите детей личным примером. Он во сто крат сильнее назидательных слов и поучений. «Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому». (Иоанн Златоуст)2. Не балуйте детей, воспитывайте их в скромной обстановке с твёр… Читайте далее

6 ЕЖЕГОДНЫХ ЧУДЕС ПРАВОСЛАВИЯ.
1. Схождение благодатного огня происходит ежегодно в Великую Субботу (канун празднования Светлого Христова Воскресения) в Иерусалимском Храме Гроба Господня. Множество людей почувствовали на себе Благодатный Огонь. Первые 5 — 10 минут он совершенно не жжет.2. Накануне дня … Читайте далее

Он не будет больше пить
Один молодой мужчина совершенно спился, все таскал из дома. Жена не выдержала такой жизни и ушла с ребенком. Друг его узнал, что в Вырице живет старый монах, который лечит алкоголиков, и начал уговаривать поехать: может быть, старец поможет исцелиться.Тот долго отказыва�… Читайте далее

Пожалуйста, заткнись! Заткнись и перестань говорить: «Слава Богу за все»… Свидетельство иеромонаха Синезия:
«Несколько лет назад я был приходским священником храма святого Василия (г. Пирей). Однажды меня пригласили в больницу исповедовать 42-летнего мужчину по имени Ксенофонт. Когда я приехал, то узнал, что его дни сочтены. Раковые метастазы добрались до его мозга. Соседняя койка … Читайте далее

Если более глубоко копнутся в этом вопросе, то следует отметить, что занятия йогой представляют собой медитации. В процессе их проведения используется медитация, во время проведения которой ум человека отрешается от земного мира и начинает обретает покой.

Священнослужители утверждают, что занятия восточной практикой ведет верующего христианина на путь заблуждения, которые в свою очередь приводят к ощущениям, которые сопровождаются различными феноменами. Поэтому каждому православному верянину в первую очередь нужно понимать и знать, что йога не является физкультурой.

Обязательно к прочтению:  Можно ли читать мантры православным

Чем медитация отличается от молитвы: характеристика термина медитация

  • Если рассматривать понятие медитации с точки зрения религиозных верований, то для христиан это в первую очередь сосредоточение. Возможно, на каком-либо аспекте, теме, учении, а может быть и на религиозной тематике.
  • В западных христианских учениях понятие медитации трактовалось именно так. При этом в обоих значениях подразумевалась собственная работа, концентрация на своих мыслях, а не обращение к Богу, как это происходит во время молитвы.


Медитируем

  • С точки зрения восточных религий, в частности, индуизма и буддизма, аналога христианской молитвы нет. Здесь все сконцентрировано на человеческом сознании, на духовном самоочищении и совершенствовании, а не на живой связи с Богом.
  • Кроме того, часто понятие Бога в этих религиях сводятся к безличной реальности либо же к материальным идолам, с которыми трудно непосредственно общаться. Это ведет к тому, что идеалом становится не приближение к Богу, а достижение определенного состояния удовлетворенности, что достигается именно медитацией, а не молитвой.
  • Подобное восприятие наблюдается и в исламских суфийских практиках, которые в качестве молитв используют ритуальные движения, музыку и пр. Этим достигается определенное изменение сознания, что также является медитированием, но не молитвой. Но не только в этом медитация отличается от молитвы.

Если медитация не заменяет молитву, то, может быть, дополняет ее?

Молитву христианскую, о которой мы здесь говорим, дополнять нечем и незачем: общение с Богом для верующего человека — самая главная ценность. Православный христианин понимает, что сделаться лучше или получить то, в чем он нуждается, можно только с помощью Божией. И в молитве смиренно просит Господа о такой помощи.

Медитация же — даже если человек верит в Бога или в богов — содержит в себе элемент принуждения: приводя себя в определенное психоэмоциональное состояние, человек как бы настаивает на том, чтобы с ним «вышли на связь», чтобы к его просьбам прислушались. Можно сказать, что он отправляется в духовный мир, не спрашивая, готовы ли с ним там общаться. Кроме того, такие «путешествия» чреваты развитием гордыни: человек, достигший успехов в медитации, может возомнить себя вполне самодостаточным, чуть ли не всемогущим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector