А. н. майков
Содержание:
Идейное содержание стихотворения
Поэт говорит, что лес осенью утратил свою загадочность, он «свою тайну совлек»
Все, что летом вызывало восхищение и привлекало внимание, останавливало на себе взгляд, в осеннюю пору уходит:. К тому же осенью деревья теряют листву, которая скрывала многие тайны леса, и все вокруг становится более свободным, ясным, понятным
Пространство, которое летом представлялось непроходимой чащобой, просматривается, как на ладони. Описание такой простоты поддерживает лаконичность строк стихотворения, создающаяся за счет трехстопного дактиля с мужскими рифмами
К тому же осенью деревья теряют листву, которая скрывала многие тайны леса, и все вокруг становится более свободным, ясным, понятным. Пространство, которое летом представлялось непроходимой чащобой, просматривается, как на ладони. Описание такой простоты поддерживает лаконичность строк стихотворения, создающаяся за счет трехстопного дактиля с мужскими рифмами.
Этот новый пейзаж увядающего леса рождает в душе лирического героя не упадническое настроение, а радость. Эмоциональное состояние стихотворения выражается строчками: «любо в лесу мне бежать», «весел душой», «счастьем дыша».
Даже строка «Нет мне здесь прежних утех» заканчивается на приподнятой ноте, что пунктуационно выражено восклицательным знаком. Такие восклицания лирического героя встречаются на протяжении всего произведения и как бы разрывают тишину засыпающей природы, создавая ей контраст. Другое средство выражения противопоставленности состояния природы и состояния героя произведения – антитеза. Она воплощается соседствующими строками о смерти и о песне:
Почему же общее печально-увядающее настроение пейзажа производит обратный эффект на состояние автора и его героя? Ответ находим в самом стихотворении:
Воспоминание о летней поре, когда герой общался с каждым цветком, наполнили душу лирического персонажа теплыми, светлыми воспоминаниями на всю осень и предстоящую зиму.
Анализ стихотворения «Весна» Майкова
Стихотворение «Весна» А. Майкова — пример жизнеутверждающей лирики поэта, мастера гармонической поэзии мыслей и чувств. Созданное в конце XIX века, оно является одним из образцов классической русской поэзии.
Произведение написано в 1880 году. Посвящено Коле Трескину — сыну писателя, цензора Н. А. Трескина. А. Майков хорошо знал его семью, мальчик был крестником его младшего брата Леонида Майкова.
Поэту в эту пору 59 лет, он признанный литератор и переводчик. За плечами служба в министерстве и в Румянцевском музее. Его стихи ценят Ф. Тютчев и Ф. Достоевский.
Жанр стихотворения — лирика, размер — четырехстопный хорей с перекрестной рифмой, состоит оно из 5 строф. Композиция построена на антитезе: решительном наступлении весны и бегстве зимы, решена в духе реализма, пейзажной лирики, с ноткой шутливости и задора.
Чувствуется, что стихи адресованы ребенку, что поэт как бы приглашает мальчика вместе гнать зиму и праздновать победу весны. Лирический герой появляется с первой же строки и сразу обозначает свою позицию. В стихе много экспрессии, восклицательных знаков: уходи, зима седая! Военные действия напоминает лексика: армией, отряд, лук, стрелы.
Эпитеты традиционны и просты: армией воздушной, победным флагом, теплых ливней. Применен прием инверсии: летит отряд. Есть повторы в начале четверостиший: уходи. Сравнение в последних строках: победным флагом пестрых бабочек отряд.
Олицетворения усиливают картину происходящего: зима седая, поползла в овраг, бабочек отряд, улыбнулась, старой, тщедушной. Метафора «колесница золотая» подразумевает солнце, «царица цветов» — и есть сама весна, «белый саван» — снег. Впрочем, подобные выражения могут быть и перифразом, и аллегорией.
Поэт использует также устаревшие слова: благовонных (ароматных), колесница (повозка), уменьшительные суффиксы слов: ветерков.
Образ весны полон света, цвета, движения, звуков, она побеждает одной лишь улыбкой. Ее превосходство подчеркивается тем, что слово «весна» поэт пишет с прописной буквы, как имя, тогда как «зима» такого не удостаивается, поскольку равной соперницей весне быть не может.
Стихотворение Аполлона Николаевича Майкова «Весна» — лирическая вершина русской поэзии о временах года, написанное в 1880 году. Поэт, заслуженно носивший звание певца природы, сумел создать произведение, которое по праву вошло в круг детского чтения.
Изобразительно-выразительные средства
Для придания выразительности произведению автор использует эпитеты, которые помогают ярче нарисовать картину осеннего леса: лист золотой, кудрявых груздей, холодно глядит, прозрачных небес, пурпур кистей.
Присутствуют в стихотворении метафорические образы. Так, осень сравнивается со смертью: опавшие листья – это ее жатва:
Осенний лес в стихотворении можно не только увидеть, но и услышать: сучья трещат, листья шумят под ногой.
Стихотворение Майкова «Осень» продолжает пушкинские поэтические традиции: точность и лаконичность описаний, логическая ясность в развитии темы, простота образов.
Анализ стихотворения «Ласточки» Майкова
Аполлон Майков начал публиковать свои стихотворения, когда ему было всего 13 лет. К юному поэту долго не приходило осознание того, что он обладает уникальным талантом. Свои произведения он воспринимал с долей иронии, иногда даже насмехался над ними, так был уверен, что все это не серьезно. И только после поступления в университет Аполлон стал задумываться о том, что писательское дело — его призвание.
Наполненное трогательных мотивов стихотворение «Ласточка» было написано в 1856 году. Автор раскрывают вечную тему скоротечности жизни, а также то, что одному человеку не под силу изменить ход событий, и в любом случае исход будет один.
Такие негативные настрои обусловлены приходом осени, в частности видом осеннего сада. Майков страдает от осенней хандры и выразил свои переживания на листе бумаги. Он признается, что ему тяжело наблюдать за тем, как увядает природа до весенней поры.
Сам того не желая, Аполлон Майков обращает внимание на опустевшее ласточкино гнездо. Совсем недавно в нем жила пара ласточек с птенцами, а сейчас оно практически развалилось
На этом примере автор показывает быстротечность времени. Птенцы выросли и покинули дом вместе с родителями в поисках лучшего варианта для себя. Автор испытывает грусть, так как за короткое время их прибывания под крышей, он успел привязаться к птицам. В минуты печали поэту нравилось наблюдать за ними.
Лирический герой убежден, что сейчас птицы в теплых краях, где по-прежнему тепло и ярко светит палящее солнце, которое дарит радость и умиротворения. Именно этого и не хватает поэту, которому приходится наблюдать за приходом осени. Он мечтает о том, чтобы у него, словно у птицы, появились крылья, и он смог улететь далеко. Туда, где тепло и где нет места грусти. Майков понимает, что ему это не удастся, и природа не будет к нему так благосклонна, как к птицам, которым все же удалось найти счастье на чужой земле. И именно осознание собственного бессилия становится причиной грусти и апатии, которые Аполлон не в силах преодолеть.
В своем произведении поэт отказался от сложный конструкций, сделав его максимально простым и нежным. Стихотворение ориентировано на каждого, оно доступно как для взрослых, так и для детей.
Автор широко использует художественные приемы, позволяющие сделать стихотворение более выразительным. Можно заметить эпитеты, метафоры, олицетворения, метонимии и даже синекдоху.
О жизни
Кто вас, детки, крепко любит
Кто вас, детки, крепко любит,
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночью глаз
Все заботится о вас? Мама дорогая.
Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говорит? Мама золотая.
Если, детки, вы ленивы,
Непослушны, шаловливы,
Что бывает иногда —
Кто же слезы льет тогда? Все она родная.
Ангел и Демон
Подъемлют спор за человека
Два духа мощные: один —
Эдемской двери властелин
И вечный страж ее от века;
Другой — во всем величьи зла,
Владыка сумрачного мира:
Над огненной его порфирой
Горят два огненных крыла.
Но торжество кому ж уступит
В пыли рожденный человек?
Венец ли вечных пальм он купит
Иль чашу временную нег?
Господень ангел тих и ясен:
Его живит смиренья луч;
Но гордый демон так прекрасен,
Так лучезарен и могуч!
В чем счастье
В чем счастье?..
В жизненном пути
Куда твой долг велит — идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и — верить.
Искусство
Срезал себе я тростник у прибрежья шумного моря.
Нем, он забытый лежал в моей хижине бедной.
Раз увидал его старец прохожий, к ночлегу
В хижину к нам завернувший (Он был непонятен,
Чуден на нашей глухой стороне.) Он обрезал
Ствол и отверстий наделал, к устам приложил их,
И оживленный тростник вдруг исполнился звуком
Чудным, каким оживлялся порою у моря,
Если внезапно зефир, зарябив его воды,
Трости коснется и звуком наполнит поморье.
Мечтания
Пусть пасмурный октябрь осенней дышит стужей,
Пусть сеет мелкий дождь или порою град
В окошки звякает, рябит и пенит лужи,
Пусть сосны черные, качаяся, шумят,
И даже без борьбы, покорно, незаметно,
Сдает угрюмый день, больной и бесприветный,
Природу грустную ночной холодной мгле,—
Я одиночества не знаю на земле.
Забившись на диван, сижу; воспоминанья
Встают передо мной; слагаются из них
В волшебном очерке чудесные созданья
И люди движутся, и глубже каждый миг
Я вижу души их, достоинства их мерю,
И так уж наконец в присутствие их верю,
Что даже кажется, их видит черный кот,
Который, поместясь на стол, под образами,
Подымет морду вдруг и желтыми глазами
По темной комнате, мурлыча, поведет…
О чем в тиши ночей таинственно мечтаю
О чем в тиши ночей таинственно мечтаю,
О чем при свете дня всечасно помышляю,
То будет тайной всем, и даже ты, мой стих,
Ты, друг мой ветреный, услада дней моих,
Тебе не передам души своей мечтанья,
А то расскажешь ты, чей глас в ночном молчаньи
Мне слышится, чей лик я всюду нахожу,
Чьи очи светят мне, чье имя я твержу.
Сенокос
Пахнет сеном над лугами…
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля.
Там — сухое убирают;
Мужички его кругом
На воз вилами кидают…
Воз растет, растет, как дом.
В ожиданьи конь убогий
Точно вкопанный стоит…
Уши врозь, дугою ноги
И как будто стоя спит…
Только жучка удалая
В рыхлом сене, как в волнах,
То взлетая, то ныряя,
Скачет, лая впопыхах.
Христос Воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес…
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Колыбельная
Спи, дитя моё, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я к тебе взяла
Ветер, солнце и орла
Улетел орёл домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трёх ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
“Где изволил пропадать?
Али звёзды воевал?
Али волны всё гонял?”
“Не гонял я волн морских,
Звёзд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!”