Переход через красное море

Пророческая миссия

Отправившись в Египет, Муса заблудился по пути – он не нашел дороги и не смог разжечь костер, с помощью которого они могли бы согреться со своей семьей и приготовить себе пищу. Это случилось с ним по велению Всевышнего Аллаха, ведь в эту ночь суждено было ниспослание пророчества Моисею. Когда Муса увидел огонь, он приказал своей семье оставаться на месте, а сам поднялся на гору, чтобы попросить огонь. Они не могли пойти все вместе, поскольку жена Моисея была беременной и ей трудно было подниматься в гору. Подойдя же к тому месту, где Моисей видел огонь, он увидел настолько чудесное зрелище, что из всех, описанных в Коране чудес, оно было самым невероятным: это не было огнем – свет исходил из большого дерева с колючками, и это зрелище очень удивило Мусу. Когда же он приблизился к этому дереву, он услышал Глас Божий, и нет таких слов, которыми можно было описать эту непосредственную речь между Всевышним Аллахом и человеком, и сравнить ее можно разве что лишь с речью Пророка Мухаммада ﷺ в ночь исра валь миградж.

Глас Божий произнес: «О Муса! Воистину, Я – твой Господь. Сними же свою обувь. Ты находишься в священной долине Тува. В долине, называемой – Тува, на горе – Тур» (сура Та Ха, 12-й аят). Тогда пророк Муса (Моисей) снял свою обувь. Тогда Всевышний Аллах спросил у Мусы, что у него в руке, и Муса ответил, что это посох, на который опирается он во время пути и сбивает им листья, чтобы накормить овец, а также использует его для других целей. В другом аяте сказано, что Всевышний приказал Мусе бросить его посох. И Муса увидел, что посох стал извиваться и двигаться с быстрой скоростью, превратившись в змею. Муса испугался и убежал с того места, но Всевышний позвал его и приказал ему не бояться, успокоив его, что он находится в безопасности.

Когда пророк Муса вернулся, Всевышний приказал ему взять посох, который превратился в змею, но Муса боялся, поскольку змея была очень большая, но Всевышний приказал ему не бояться и сказал, что скоро змея снова станет посохом.

Тогда Всевышний сказал: «Прижми свою руку к боку, и она выйдет белой, без следов болезни. Вот тебе еще одно знамение!» (сура Та Ха, 22-й аят). И тогда Муса сунул руку в щель своего одеяния так, что достал до своей подмышки, а когда он снова достал руку, от нее исходил свет. Всевышний повелел Моисею отправиться к фараону с пророческой миссией, сказав, что оба этих чуда – доказательства для Фараона и его знати. Господь сказал о Фараоне и его приближенных, что они являются нечестивцами и преступили границы дозволенного.

Тогда Муса обратился к Всевышнему с мольбой: «Господи! Раскрой для меня мою грудь! Облегчи мою миссию! Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь» (сура Та Ха, 25-28 аяты), говоря о том, что его речь не чиста, имелось ввиду, что он не обладал достаточным красноречием, и люди могли не воспринять его призывы всерьез. В ответ на его мольбы Всевышний сделал так, когда Муса начинал призывать к вере и речь его лилась предельно красноречиво, а когда он просто разговаривал, то данное красноречие покидало его.

Муса также обратился к Всевышнему Аллаху с ходатайством за своего брата Харуна (Аарона): «Назначь мне помощника из моей семьи — Харуна, моего брата. Умножь благодаря ему силу мою, и позволь ему разделить со мной мою миссию, чтобы мы славили Тебя многократно и поминали Тебя многократно. Воистину, Ты видишь нас» (сура Та Ха, 29-35 аяты), и Всевышний Аллах назначил Аарона помощником Моисея, с помощью которого умножил силу пророка Моисея и сделал его брата Аарона также пророком, чтобы он разделил с Моисеем его миссию.

Странствия евреев по пустыне под предводительством Моисея.

Через три месяца после исхода из Египта, Моисей привел евреев к горе Синай. Здесь Богоизбранный народ стал свидетелем явления Господа. Здесь, на горе Синай, Бог перезаключил Завет со Своим народом и дал ему 10 заповедей и большое количество законов, описанных в главах 21 – 24 Книги Исход. Законы эти призваны были регулировать повседневные отношения евреев.

Евреи оставались жить у горы Синай в течение года. За это время здесь был построен походный храм (скиния), были назначены священники из левитов. Первосвященником стал Аарон. Здесь же была первая перепись евреев, согласно которой среди них было более 603 тысяч здоровых мужчин, которые способны воевать.

История Моисея

В возрасте 40 лет Моисей увидел, как надсмотрщик бьет еврея, и в гневе убил египтянина. Испугавшись последствий Моисей сбежал из Египта в Аравию. Там он женился на дочери священника Иофора – Сепфоре, от которой родились два сына – Гирсам и Елиезер. Следующие 40 лет своей жизни пророк Моисей провел в семье своей жены, будучи обычным пастухом.

Однажды он пас стада и ушел далеко от дома к горе Хорив. Там он увидел терновый куст (Неопалимая Купина), который горел, но не сгорал. И услышал голос Бога из середины куста, Который приказывал ему вернуться в Египет и вывести из рабства израильский народ. При этом Бог наделил Моисея даром творить чудеса. А так как он был косноязычен (видимо, заикался), Бог назначил ему в помощнику его брата Аарона.

По преданию, косноязычие Моисея объясняется случаем из детстве. Моисей сидел на коленях фараона и играя случайно дернул его за бороду. Фараон за такой проступок хотел приказать казнить Моисея. Но дочь фараона попыталась доказать невинность поступка. Моисею протянули кусок золота и горячий дымящийся уголь. Ребенок выбрал уголь. Обжег пальцы и засунул их в рот, чтобы остудить, тем самым повредив и язык.

Терновый куст, увиденный Моисеем, получил название Неопалимая Купина. Это символ Богородицы, рождшей Бога и не поврежденной.

Этапы жизни Моисея

Коранический сюжет об истории жизни Мусы является одним из самых длинных, ему уделено большое внимание. Во многом история Моисея дополнена и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ

История жизни пророка Мусы подразделяется на пять этапов:

  1. время, когда Муса родился, оказался во дворце египетского Фараона, где проходило его детство;
  2. время, когда он переселился из Египта в Мадиану, где он прожил при пророке Шуайба больше десяти лет;
  3. время, когда на него была возложена Богом пророческая миссия, он возвратился в Египет и начал борьбу с египетским Фараоном и его сторонниками;
  4. время, когда произошел исход Моисея и его племени из Египта, а преследовавший их египетский Фараон со своей армией погибли под волнами Красного моря;
  5. время, когда пророк Моисей получил знамение на горе Синай, поиски земли обетованной и началось противостояние Моисея и сынов Израиля, народа, который пошел за ним и следовал за ним по пустыне.

Исход израильтян из Египта

Придворные фараона во главе с человеком по имени Хаман, стали уговаривать фараона, чтобы он расправился со всеми израильтянами. Однако, среди придворных был один человек, который в тайне принял религию Мусы. Этот человек единственный, кто отговаривал фараона от этой чудовищной затеи. Но его усилий не хватило, и придворные все-таки сумели уговорить фараона на это страшное деяние – убить всех израильтян до единого. Муса и Харун узнали об этом от праведного египтянина, и темной ночью вывели весь народ Израиля из Египта и путь их лежал в сторону Шама. Нужно было действовать быстро, поскольку Муса знал, что фараон непременно пошлет за ними погоню.

Когда фараон узнал об исходе народа Израиля и был взбешён настолько, что приказал настигнуть их и сам встал во главе этого войска. Войско фараона практически настигло израильтян у берега моря. Однако, Всевышний Аллах приказал Мусе ударить посохом и произошло великое чудо – море расступилось перед народом Израиля. Израильтяне двинулись по морскому дну не боясь утонуть, а когда на берегу появился фараон с войском, то, не раздумывая, бросился в погоню. Однако, как только войско исполнило приказ фараона и вступило на морское дно, то море вновь сошлось в прежнее состояние и потопило египетские полчища. Здесь, надменный фараон склонился и стал просить Господа миров о том, чтобы Всевышний простил ему грехи.

Однако Господь миров рассказывает нам в Своей Книге о том, что эта молитва не была принята и покаяние фараона осталось без ответа. Почему же? Всё дело в том, что фараон стал каяться понимая, что это его последние мгновения на земле. А ведь у него было много возможностей покаяться до этого. Муса долго призывал его к истине, но фараон лишь надменно отвергал всё и считал богом самого себя. А теперь, когда смерть смотрела ему в глаза, фараон решил покаяться, но было уже слишком поздно.

Народ Израиля освободился от гнёта фараона. Ни самого тирана, ни его армии уже не было. Муса вёл народ Израиля через пустыню к благословенной земле. Впереди их ждали тяжёлые испытания и трудности, которые пройдут лишь немногие из израильтян.

История пророка Мусы и его народа ещё не закончена. По воле Аллаха в следующей серии мы узнаем новые события из их жизни. А пока давайте же сделаем дуа и попросим Всевышнего Аллаха, чтобы он сделал нас хотя бы на капельку такими же смелыми и крепкими верой, какими были Муса и его брат Харун (мир им).

Израильтяне за свое неверие 40 лет скитались по пустыне

После того, как закончился переход через Красное море, начался переход израильтян по пустыне. Странствовали они недолго, так как через три месяца достигли горы Синай (Исх. 19:11). Здесь евреям явился Бог в неопалимой купине, а пророк Моисей получил от него десять заповедей.

Кроме того, у горы Синай заключен завет (договор) между Богом и израильским народом. В этом же месте по Его воле соорудили Скинию (походный Храм), а мужчин из колена Левия назначили священниками, первосвященником же стал Аарон.

Гора Синай, раскрашенная гравюра из книги Picturesque Palestine, около 1880 года. После перехода через Красное море израильтяне жили целый год у горы Синай. Фото: costroma.k156.ru

У горы Синай израильтяне жили год, и течение этого времени Моисей провел их перепись (Чис. 1:46). Согласно ей среди израильтян насчитывалось 603 550 способных воевать мужчин.

От горы Синай они отправились в Ханаан, обещанную Богом «обетованную землю». Шли евреи через пустыню Фаран. У границ Ханаана израильтяне остановились и отправили туда 12 разведчиков.

Первоначально израильтяне отправили в Ханаан двенадцать разведчиков.

Из двенадцати разведчиков назад вернулись десять и они высказали сомнения о том, что израильский народ сможет завоевать Ханаан. Дальше уже все израильтяне стали сомневаться в том, что Бог сможет обеспечить победу над хананеянами и начали роптать.

За это Бог наказал их и заставил 40 лет скитаться по пустыне. Пока Моисей сорок лет водил евреев по пустыне, умерли все, кто был на этот момент старше 20 лет.

Сражение с амаликитянами. Николо-Надеинская церковь, Ярославль. В Ханаане (земле обетованной) израильтяне первыми разбили амаликитян (амореев). Фото: pravoslavie.ru

Таким образом, все усомнившиеся за это времени умерли, а оставшиеся верили в то, что Бог поможет им завоевать обетованную землю. По прошествии установленного Богом срока израильтяне обошли с востока Моав (историческая область в западной Иордании), они разбили в битве амореев (амаликитян).

После этого у горы Нево они вышли к берегу реки Иордан и многолетние изгнание евреев и их египетских плен окончился.

Пророк Моисей при этом не вошёл в «землю обетованную» так как во время скитаний по пустыне со своим народом ослушался воли Бога. Он только назначил своим преемником Иисуса Наивна и смог с возвышенности посмотреть на неё.

Какая вера у евреев в Израиле и России

Этапы жизни Моисея

Коранический сюжет об истории жизни Мусы является одним из самых длинных, ему уделено большое внимание. Во многом история Моисея дополнена и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ

История жизни пророка Мусы подразделяется на пять этапов:

  1. время, когда Муса родился, оказался во дворце египетского Фараона, где проходило его детство;
  2. время, когда он переселился из Египта в Мадиану, где он прожил при пророке Шуайба больше десяти лет;
  3. время, когда на него была возложена Богом пророческая миссия, он возвратился в Египет и начал борьбу с египетским Фараоном и его сторонниками;
  4. время, когда произошел исход Моисея и его племени из Египта, а преследовавший их египетский Фараон со своей армией погибли под волнами Красного моря;
  5. время, когда пророк Моисей получил знамение на горе Синай, поиски земли обетованной и началось противостояние Моисея и сынов Израиля, народа, который пошел за ним и следовал за ним по пустыне.

Сонник — Мора

У южных и западных славян Мора — демон, который душит и мучает спящего человека, наваливаясь ночью ему на грудь. Поляки и кашубы считают, что если в семье подряд рождаются шесть или семь дочерей, то последняя становится Морой. По чешским верованиям, Морой становятся дети, родившиеся с зубами, а по сербским и хорватским, — дети, рожденные в «рубашке», обычно кровавой или синей. Сербы полагают, что Мора — девушка, родившаяся в кровавой сорочке, которую повитуха сожгла на огне. Сербы и хорваты также считают, что Мора — дочь вештицы, а также, что Морами становятся дети, зачатые женщиной в праздник или во время месячных. По польским поверьям, девочка, из которой получается Мора, имеет две души — добрую и злую, при этом злая душа вылетает из тела спящей Моры и вредит людям, но сама Мора ничего не подозревает. Демонические свойства Моры проявляются ночью, а в остальное время она ничем не отличается от окружающих. Западные славяне считают, что Моры душат людей помимо своей воли, когда придет их час. Согласно болгарским и польским поверьям, Моры — души людей, умерших без исповеди, похороненных с нарушением погребального ритуала, а также детей некрещеных или неправильно окрещенных младенцев. У поляков, чехов и лужичан известны поверья и о Морах-мужчинах. Поляки считают, что Мора невидима или выглядит, как неясно различимая человеческая тень, у нее прозрачное тело, она худа, костлява, у нее ненормально длинные ноги, руки, ногти. По сербским поверьям, Мора может принимать вид ночной бабочки или комара, а также животных, связанных с потусторонним миром: летучей мыши, кота, мыши. Мора забирается на грудь спящего человека, давит и мучает его, пьет у него кровь, а у женщин сосет из грудей молоко. По некоторым поверьям, существует несколько разновидностей Мор: одна сосет и душит людей, другая сосет сок деревьев, третья — овощи и сорняки. Жертва Моры бледнеет, чахнет и скоро умирает. Мора может проникнуть в помещение через любое, даже самое маленькое отверстие, в том числе через замочную скважину. Поляки и кашубы полагают, что Мора передвигается в решете, на метле, колесе от тачки, мотовиле, коловороте от прялки (ср. Прялка) или в тележке с одним колесом. В качестве оберегов от Моры используются нож, иголка, воткнутая в одежду, топор или другой железный предмет, чеснок, пояс, который кладут поверх одеяла, хлеб, зеркало. Чтобы прекратить посещение Моры, необходимо ее распознать. Для этого человек, которого душит Мора, должен сказать ей: «Приходи утром, дам тебе хлеба и соли». Первая пришедшая утром женщина и будет Морой . Ей нужно дать обещанное, после чего она больше не будет приходить в этот дом. От Моры можно избавиться, поймав то животное, в которое она обернулась, и искалечив его. Новорожденному с зубами давали в рот кусок дерева, чтобы на него перешла вредоносность ребёнка. Мора происходит из двоедушников. Польская мора душит спящих людей. Хорваты трижды закрещивали мору, который мучил ребенка, кукишем, предварительно на него плюнув).

Значение рассечения Красного моря [↑]

Что же произошло? Недавние рабы атакованы войском фараона. Против пеших людей с детьми на руках действуют 600 железных колесниц-танков. Евреи в отчаянье; их сердца устремляются к Б-гу. И Б-г чудесным образом спасает свой народ, уничтожая сильнейшую армию того времени.

В честь этого чудесного избавления, ставшего символом нашей веры в Б-га, установлен отдельный праздник — Седьмой день Песаха. Это праздник рождения из вчерашнего раба нового свободного человека, полностью уповающего на Б-жественное Провидение

И во всех поколениях, когда от еврея требуется подобная самоотверженность и самоотдача, мы сравниваем себя с Нахшоном сыном Аминадава, первым зашедшим в воду и двигавшимся вперед, пока вода не дошла ему до самого носа — Нахшоном, который заставил своим поступком расступиться море. Полное упование на Б-га вершит чудеса!

Моисей не доверил Богу

Если бы Моисей просто проговорил скале. Тогда всякому неверию был бы положен конец. Потому что Бог видит и слышит. И Ему не все равно до тебя. Вот, что Бог хотел показать. Что Он хотел продемонстрировать тогда

Но вместо этого, Моисей предстал пред народом и начал кричать: «Эй вы, непокорные, мы что должны извлечь для вас воду»?Обратите внимание: и поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды. Чьим жезлом? Не забудьте, его жезл всегда был с ним

Но в этот раз Моисей должен был отложить свой жезл и взять, как Бог сказал ему, жезл Аарона — жезл благодати. И сказать скале. Итак, Моисей использует жезл суда и ударяет по скале. Он ударяет дважды. Тогда, когда Бог сказал ему: «скажи скале».

Он дал вам власть не для того, чтобы вы били Его детей. А чтобы, вы их питали. Кто то из вас может сказать: я никогда не бью никого, ни говорю плохо о других. Но я сам себя очень много осуждаю. Бичую себя, таким образом наказываю. Но ведь ты тоже тело Христа.

9Сооружение скинии

После этого начал Моисей сооружать посреди стана скинию, как показал ему Господь на горе. Это было делом всего народа Израильского. Поставили скинию в первый день первого месяца, т. е. ровно через год после выхода из Египта. Скиния состояла из трех частей: Святая Святых, Святилища и двора. Святая Святых являлась самой главной частью храма. В ней находился Ковчег Завета, который представлял собой ящик из дерева ситтим, обложенный внутри и снаружи коваными золотыми листами. Ковчег считался самой большой и главной святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом поставил сосуд с манной. Когда Скиния была закончена, Моисей ее освятил, помазав все ее священные предметы елеем. Тогда же для совершения богослужений при Скинии были избраны Аарон и его сыновья из колена Левия. Если до дарования закона у евреев любой глава семьи мог выполнять священнические обязанности, т. е. приносить жертвы Богу, то теперь священниками могли быть только потомки Аарона. Во главе священников стоял первосвященник. Первым первосвященником был Аарон, которого помазал Моисей. Для помощи в службе священникам при скинии были поставлены остальные представители колена Левия (не потомки Аарона) — левиты. Когда скиния была сооружена, тогда покрыло ее облако, «и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40.34). Облако над скинией было символом присутствия Господа среди Израиля.

Чудеса

Дорога через пустыню была трудной. Народ израильский часто роптал на Моисея, вспоминая свою жизнь в Египте. Пророк, данной ему Господом силой, совершал чудеса для спасения людей. В Аравийской пустыне люди страдали от жажды, вода была горькой от соли. По велению Моисея в воду бросили дерево, и она стала сладкой. Скот погиб в пустыне, и нечего стало есть. Малодушный народ стал требовать мяса. Бог, по молитве Моисея, в течение всего времени исхода посылал для пропитания манну небесную.

По прошествии нескольких лет манна приелась, евреи стали требовать мяса. Разгневанный Бог наслал стаю перепелов, которых стали с жадностью поедать, а затем умирать от обжорства. Когда амалекитяне напали на стан евреев, пророк молился все время битвы, сидя на горе с поднятыми руками, потому что когда он от усталости опускал руки, то враг начинал побеждать.

Путь к земле обетованной мог бы закончиться намного быстрее, если б отправленные Моисеем соглядатаи не сообщили, что земли, к которым их привел Моисей по указанию Господа, заселены великанами. Рассерженные евреи хотели убить пророка и вернуться в Египет. После этого Иегова осудил их и назначил бродить по пустыне 40 лет, пока не умрут те, кто вышел из Египта.

С наступлением сорокового года евреи вышли к границе страны Иудемейской, в пустыне Син. Из-за сильной жажды они снова начали роптать на Моисея. По указу Господа он должен был один раз ударить жезлом по скале, из которой забьет источник. Но Моисей усомнился в словах Бога и ударил два раза. За неверие в силу Божию, Иегова предрек ему, что он и Аарон умрут вне земли обетованной.

10 заповедей

На горе Синай пророк увидел Бога и получил от него наставления. На третий месяц исхода евреи подошли к подножию горы Синай. По повелению Иеговы Моисей один взошел на гору, запретив остальным приближаться к ней.

Три дня сверкали молнии, гремел гром. Царь Небесный провозгласил десять заповедей для своего избранного народа. После чего Моисей спустился вниз и записал их в Книгу. По велению Бога он снова поднялся на Синай, где 40 дней и ночей не ел, не пил, молился Господу. Господь дал ему наставления о сооружении скинии и начертал ему заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Первые 4 заповеди раскрывают отношения человека и Бога, остальные 6 – между людьми.

Золотой телец

В отсутствие Моисея народ решил создать себе египетского идола, отлив Золотого Тельца. Изготовление Тельца было нарушением первой Заповеди, вероотступничеством. Спустившийся с горы пророк в гневе разбил скрижали, Золотого Тельца сжег и развеял его пепел. По его велению было убито 3000 зачинщиков.

После этого Моисей вернулся на вершину Синая и в течение 40 суток молил Иегову простить его народ. Господь внял его просьбе и повелел вернуться на гору с новыми скрижалями. Еще 40 дней и ночей постился и молился Моисей. Господь явился ему, он упал ниц, но божественный отблеск сохранился на его лице.

Сооружение скинии

Спустя 6 месяцев была сооружен походный храм (скиния), как повелел Бог. Священнослужителем был определен Аарон со своими сыновьями. Моисей поместил туда скрижали с Заветом Господа и накрыл завесой. На храм опустилось божественное облако для освящения скинии. Никто не мог войти внутрь собрания. Когда облако покинуло храм, израильтяне продолжили свой исход.

Смерть

Подходил к концу сороковой год странствий. Моисей испросил у Бога, кому передать бразды правления народом израильским, благословил его и поднялся на вершину горы Нево. Господь показал ему землю обетованную, обещанную Аврааму, Исааку и Иакову. После этого Моисей умер и был похоронен у Иордана, близ Иерихона. Тридцать дней оплакивал пророка его народ.

Песня на море — Шират а-Ям [↑]

Чудесный переход через море, ощущение всемогущества Творца, Его пристальной опеки и заботы неимоверно возвысили духовный уровень каждого еврея. Как выражались наши мудрецы (см. Раши на Шмот, 15:2

): «Даже служанка созерцала на море в большей степени, чем будущие пророки!». В тот момент весь народ удостоилсяРуах а-Кодеш (духовного уровня, близкого к пророчеству), на них снизошло видение скрытой реальности и постижение будущего, и именно в этом состоянии они вознесли Творцу неповторимую хвалебную песнь — Песнь Красного моря (Шират а-Ям).

Песню благодарения у Ям Суф сначала пел Моше, а потом ее повторяли сыны Израиля.

Хотя песня выражает благодарность за спасение у Ям Суф, большинство ее благодарений относится к будущему, к великому и окончательному избавлению, которое нам предстоит пережить во времена Машиаха.

Поскольку, согласно закону Торы, мужчинам и женщинам запрещено петь вместе, женщины пели благодарственную песню сами, отдельно. Пророчица Мирьям взяла в руки цимбалы и пела песню женщинам, которые потом повторяли ее точно так же, как это делали Моше и мужчины.

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах, называется Шабат Шира («Суббота Песни») — несмотря на то, что эта глава содержит описание многих других важнейших событий, в том числе — выхода из Египта, перехода через море, дарования многих законов, историю выпадения мана (манны) и колодца, шедшего за евреями по пустыне. Именно Песня на море является выражением наивысшего духовного подъема, пережитого еврейским народом.

Жизнеописание[править | править код]

Основной источник сведений о Моисее — библейское повествование. Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.

Паоло Веронезе. Нахождение Моисея. 2-я треть XVI в. Картинная галерея. Дрезден

Рождение и детствоправить | править код

Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену Леви (Исх.). Моисей родился в Египте в царствование фараона, который «не знал Иосифа» (Исх.), бывшего первым вельможей при его предшественнике. Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил израильтян в рабов.

Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. В ту пору в семье Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иохаведе (Йохевед) удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание.

Поняв, что перед ней один «из еврейских детей» (Исх.), она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мариам (Исх.), издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мариам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына» (Исх.).

Существуют предположения, что этой доброй принцессой была Термутис, дочь Рамсеса II, или, по другому предположению, Хат-асу (Хатшепсут ??), дочь Тотмеса I, знаменитая впоследствии самостоятельная правительница Египта из XVIII династии.

Моисей был посвящен «во всю мудрость египетскую», то есть во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он во главе египетского войска совершил блестящий поход в Эфиопию и женился на эфиопской принцессе Фарбис.

Из Библии известно только, что Моисей, глубоко огорчённый рабским положением своего народа, однажды в порыве ярости убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с рабами-израильтянами, и, опасаясь наказания, «убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской» Исх. у священника Иофора (Итро), Исх., или (второе имя) Рагуила . Там он женится на его дочери Сепфоре (Ципоре) и пасёт скот своего тестя.

Откровение и Исходправить | править код

Пася скот у горы Хорев (Синай), он из «неопалимой купины» получил призыв Бога к освобождению своего народа и, возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта.

Рембрандт. Моисей, разбивающий скрижали,

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб; мор скота; болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом; нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота.

Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через море. В третий месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Моисей получил от Бога Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Моисеево законодательство и особенно знаменитое «Десятословие» легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества. Так Сыны Израиля стали настоящим народом — евреями. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и законам богослужения.

Моисей дважды всходил на гору, оставаясь там по 40 дней, и видел Бога лицом к лицу. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца, перед которым израильтяне начали служить и веселиться. Моисей в гневе уничтожил тельца.

Дальнейшая жизньправить | править код

Жил Моисей 120 лет. Сорок лет провёл во дворце, другие сорок — со стадами овец в земле мадиамской, и последние сорок — в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне, которое было сопряжено для Моисея со множеством невзгод. Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести свой народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых и приход Мессии. Но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершенного ими у вод Меривы в Кадесе (не проявили достаточной веры, чтобы явить святость Божию). Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную и был похоронен на горе Нево. Его могила была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа.

Гнев народа

Через некоторое время народ Израилев обрушился на Моисея с гневом, что им не хватает хлеба и мяса. Моисей успокоил их, заверил, что вечером они наедятся мяса, а утром насытятся хлебом. К вечеру налетели перепела, которых можно было ловить руками. А утром выпала манна небесная, как иней, лежала она на поверхности земли. По вкусу она было похожа на лепешку с медом. Манна стала их постоянной пищей, посылаемой Господом, которую они ели до самого окончания их долгого странствования.

На следующем испытательном этапе у них не оказалось воды, и опять они обрушились на Моисея с гневными речами. И Моисей по воле Божьей своим жезлом ударил по скале, и пошла из нее вода.

Через несколько дней на Израильтян напали амаликитяне. Моисей сказал своему верноподданному слуге Иисусу, чтобы тот выбрал крепких мужей и сразился, а сам стал молиться на высоком холме, подняв к небу руки, как только его руки опускались, враги начинали побеждать. Тогда двое израильтян стали поддерживать руки Моисея, и амаликитяне были разбиты.

Синайский Завет и 10 Заповедей

В 3-й месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай и расположились станом против горы. Сначала на гору взошел Моисей, и Бог предупредил его, что появится перед народом на третий день.

И вот пришел этот день. Страшными явлениями сопровождалось явление на Синае: облако, дым, молния, гром, пламя, землетрясение, трубный глас. Это общение продолжалось 40 дней, и Бог передал Моисею две скрижали — каменные таблицы, на которых был записан Закон.

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его) ничего, что у ближнего твоего.

Закон, который был дан древнему Израилю Богом, имел несколько целей. Во-первых, он утверждал общественный порядок и справедливость. Во-вторых, он выделял еврейский народ как особую религиозную общину, исповедующую единобожие. В-третьих, он должен был произвести внутреннее изменение в человеке, нравственно усовершенствовать человека, приблизить человека к Богу через привитие человеку любви к Богу. Наконец, закон Ветхого Завета подготавливал человечество к принятию в будущем христианской веры.

Десятословие (десять заповедей) легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества.

Кроме десяти заповедей, Бог продиктовал Моисею законы, в которых говорилось о том, как должен жить народ Израиля. Так Сыны Израиля стали народом — евреями.

Невероятные гипотезы

Так, в частности, израильский геолог Егуди Менахем в 2005 году заявил, что обнажение дна Красного моря во время перехода его Моисеем было связано с сильным землетрясением, произошедшем на Аравийском полуострове во второй половине XIII века до нашей эры. Землетрясение вызвало стремительный отлив воды в Аденский залив, а затем обернулось разрушительным цунами, которое, скорее всего, и погубило армию фараона. Американский востоковед Дэвид Уоррен после анализа китайских хроник того периода предположил, что легендарный отход воды был вызван гравитационными силами крупной кометы, замеченной тогда в небе. Ему вторит английский исследователь Чарльз Мастерсон, который в 2009 году заявил, что библейское чудо было вызвано… планетой Ниби-ру, приблизившейся в тот день к Земле на минимальное расстояние. По мнению Мастерсона, негативным воздействием космической гостьи объясняются и знаменитые «казни египетские», обрушившиеся на подданных Рамсеса II. Не менее любопытной представляется версия Британского уфологического общества, по мнению членов которого, обнажение дна было вызвано воздействием… инопланетного корабля. Эта гипотеза, по мнению уфологов, находит подтверждение в ряде древнеегипетских источников, отражена она и в поздних римских летописях, где упоминается огненная колесница, осенявшая с неба путь кораблям, направлявшимся в порты Красного моря. Косвенно об этом упоминает и Библия, указывающая, что дорогу Моисею в его опасном путешествии освещало яркое облако, посланное якобы богом Яхве. Сегодня многие ставят под сомнение реальность событий, описанных в библейских источниках. И это не удивительно, ведь современному человеку трудно представить себе, насколько безграничным и необъяснимым может быть влияние высших сил, о существовании которых было хорошо известно людям прежних исторических эпох.

Метки: Древний Египет, Тайны 20 века, вода, море, библия, гипотеза, Красное море, евреи, исход, Моисей

  • Назад
  • Вперед

Предыстория исхода евреев из Египта.

Род Израиля переселился в Египет из-за голода, который царил в Ханаане. Согласно Ветхому Завету, евреи жили в Египте на протяжение более 400 лет. За это время значительно возросла их численность. В книге Исход говорится:

На трон взошел новый фараон, который боялся, что народ Израильский со временем может покорить местное население, а потому отправил евреев на изнурительные работы, чтобы сократить их численность. Следующая мера, которую предпринял фараон, — убийство еврейских мальчиков. Он приказал повивальным бабкам убивать всякого мальчика, рождавшегося в еврейской семье, однако женщины были богобоязненны и не исполняли жестокого приказа фараона. Тогда фараон просто приказал топить мальчиков.

В это время родился Моисей, которому предначертано было вывести народ Израиля из египетского плена. Мать Моисея, чтобы спасти сына, положила его в корзинку и отправила по течению реки. Моисея нашла дочь фараона и взяла во дворец.

Моисей рос в доме фараона. Однажды он увидел, как египетский надсмотрщик жестко обращается с одним из евреев на каторжных работах. Моисей вступился за бедолагу и убил надсмотрщика. Фараон приказал убить Моисея за этот поступок, однако тот успел сбежать в землю Мадиамскую, где женился на дочери местного священника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector