Кришнаизм, как традиция поклонения обману и смерти

Практика

Святые места

Вриндаван часто считается святым местом в большинстве традиций кришнаизма. Это центр поклонения Кришне, и в этом районе есть такие места, как Говардхана и Гокула, связанные с Кришной с незапамятных времен. Многие миллионы бхактов или преданных Кришны ежегодно посещают эти места паломничества и участвуют в ряде фестивалей, связанных со сценами из жизни Кришны на Земле.

С другой стороны, Голока считается вечной обителью Кришны , Сваям-бхагаваном в соответствии с некоторыми школами вайшнавов , включая Гаудия-вайшнавизм и Сваминараян сампрадай . Библейское основание для этого взято в Брахма Самхите и Бхагавата Пуране .

Как все начиналось?

Как-то отдыхая на зимних каникулах, в соцсети у меня завязался разговор с одним парнем. Мы переписывались как хорошие знакомые, он отучился в нашем университете и делился ностальгическими воспоминаниями о студенческой поре. Наше общение продолжалось пару недель и касалось в основном вегетарианства, философии ненасилия и т.п. Он пригласил меня на встречу со своими друзьями и назвал адрес. Меня должна была встретить одна из них. В назначенное воскресенье я приехала на другой конец города, меня действительно вышла встречать красивая высокая девушка В.. Она была в длинной юбке, на её лбу я увидела знак, нарисованный охрой или желтой глиной. Выяснилось, что она учится в Академии искусств, она будущий дипломированный художник. Она была очень обаятельна и отвечала на вопросы с женской уклончивостью и глубокими взглядами. Стоит ли говорить, что её образ надолго врезался в мою память как образец женственности?

Она привела меня в двухэтажный дом, на первом располагались комнаты, где люди переодевались, а также кухня. На втором уже вовсю люди предавались экстатическому пению харе кришны. Все девушки и женщины были одеты прилично, на их головах красовались разноцветные платки, среди них выделялась М., она встретила и расспросила меня, обняла, посадила на удобное место. Все располагались на полу, поднимавшиеся на второй этаж первым делом клали земной поклон в сторону алтаря, а потом во все стороны – преданным. Я на фоне выделялась тоже, на мне была офисная юбка-тюльпан и никакого платка. Где-то позади сидел А., который меня и пригласил. Он кивнул мне, я просияла и успокоилась, предавшись созерцанию. Девушки сидели слева, мужчина справа. Они разговаривали только по большой надобности, в основном все женщины приветствовали друг друга, словно они являлись родными сестрами.

Я думаю, что вам не нужно объяснять, что там я обнаружила чувство всеобщей любви и принятия.

Далее я знакомилась со всеми матаджи и прабху. Оказалось, что место, в котором мы находились, – это ашрам (их храм), здесь живут наиболее аскетичные брахмачари, их образ жизни я опишу позже. Мне подарили еще пару книг, позже на другой встрече в ином месте на нама-хате я получила в дар четки и обучилась читать джапу. Нужно было вычитывать мантру харе кришна – 16 кругов по 108 раз. Делать это предлагалось под голос святого человека – Прабхупады.

Брахмачари встают рано, читают джапу и работают по хозяйству, организовывают санкиртаны (раздача литературы за пожертвования с объяснением сути сознания кришны).

Так я провела два месяца своей жизни. Когда я не попадала на программы, тот преданный, с которым я познакомилась, приносил мне прасад. Прасад – это еда, которую готовят матаджи по высоким стандартам и предлагают кришне. Так она освящается и становится пригодной для пищи. Нужно сказать, что я никогда после этого не ела такой вкусной вегетарианской еды. Реклама: Натяжные потолки в Вильнюсе и Йонаве по хорошей цене здесь. Там были вкусные сладкие шарики, и имбирный напиток, и рагу с адыгейским сыром. Названия этих яств уже давно вылетели из моей головы, ровно как и суть учения.

Медитация по Zoom

Какие еще интернет-возможности используют современные сектанты?

Корреспондент ФАН получила в свое распоряжение письма из рассылки религиозной организации «Сант Мат» («Путь Мастеров»).

Помимо регулярных напоминаний о важности домашних медитаций, кураторы движения отправляют сообщения с приглашениями на Zoom видеоконференции. Так адепты «Сант Мата» получают возможность общаться с друг другом в условиях пандемии коронавируса

Также руководитель местного отделения организации предлагает заказывать различную печатную и видеопродукцию, освещающую деятельность движения.

«Сант Мат» — не единственное название религиозной группы. Она также известна под именем «Сурат Шабд Йога» — «йога света и звука». Александр Дворкин рассказал, что скрывается за этими названиями.

Люди с обугленными сердцами

Сектанты, покинувшие секту или
собирающиеся её покинуть, составляют третью большую
категорию тех, с кем нам приходится вести беседу. Их
можно сравнить с ветеранами войн, вернее, с
освобожденными узниками концлагерей. Их вера в Бога
рассыпалась в прах, и это как бы оправдывает в их глазах
их последующее безверие. Главная проблема заключается в
том, что, отрекаясь от конкретной секты с ее сектантской
иерархией, лжеучением и прочими атрибутами сектантского
бытия, человек нередко неспособен отречься от
мировоззрения и идеологии, навязанных ему сектой. Отказ
от веры в закон кармы и перевоплощений неизбежно ставит
перед бывшим адептом кришнаизма вопрос об
ответственности за свою жизнь, которая вдруг свалилась с
плеч гуру на его собственные плечи. Избавившись от
власти секты, адепт одновременно избавляется и от её
пусть фальшивой, но защиты от необходимости выбора между
Божией волей и своеволием, стоящей перед каждым
человеком. Эта досадная неприятность приводит к тому,
что многие из покинувших секту кришнаитов-прабхупадистов
в скором времени оказываются в другой неоиндуистской
секте.

Андрей Колобов

Ставрос — 10.05.2017.

Западные кришнаиты: кто они?

В шестьдесят шестом году прошлого века проповедник Бхактиведанта Свами Прабхупада основал религиозную организацию «Международное Общество Сознания Кришны». Он исполнил волю своего наставника Бхактисиддханты Сарасвати и перевёл основы наудия-вайшнавизма на английский язык. В то время римское христианство переживало кризис. Новые веяния захватили жаждущих сакрума своей экзотикой. Основатели «Международного Общества Сознания Кришны» сначала зарегистрировались в США, потом подобные организации начали появляться и в Западной Европе. С падением так называемого железного занавеса религиозные общины стали появляться и на территории бывшего Советского Союза. Но эти люди в белых и шафрановых одеяниях, выбривающие себе голову — не единственные, кто верит в Кришну. «Общество Сознания» — лишь одна из многочисленных религиозных направлений внутри вишнуизма. Они называют Кришну верховным божеством, Абсолютом.

Атрибуты и имена Кришны

Различные ветви и учения внутри индуизма дают этому божеству другие названия. Аватару Вишну часто именуют Гопалой или Говиндой. Эти имена прямо указывают на пастушка и идеального любовника. А для жителей Ориссы Кришна – это Джаганнатха. У Вишну более тысячи имён, многие из них присущи и его аватару. Но у кришнаитов есть своё толкование названия божества. Если делать ударение на букву «а», то имя переводится как «тёмно-синий». А если на «и», то Кришна означает «привлекающий». От такого толкования зависят и атрибуты божества. Говинда изображается как прекрасный смуглый юноша, часто с флейтой. Он стоит в расслабленной позе, скрестив ноги. Часто его рисуют в обществе возлюбленной Радхи. Но иногда у Кришны проявляются божественные атрибуты Вишну – множество рук, голов или чакра.

Образ Кришны в индийской мифологии

Индийский пантеон богов отличается своим разнообразием и уникальностью, а многие особенности небожителей были успешно переняты другими народами, известными современным исследователям.

Тем не менее, довольно сложно найти аналог синекожему богу Кришне, который представляет собой одно из центральных божеств.

Стоит заметить, что многие читатели, которые открывали индийские религиозные произведения, полагают, что подобное решение художника вызвано лишь желанием выделить персонажа среди его окружения.

Но это не так. В предания индийцев ясно видно, что синяя кожа является важным атрибутом, благодаря чему бог и получил свое имя.

Если искать перевод на санскрите, то можно увидеть, что кришна означает синий. А в религиозных текстах, где описывается божество индийцев, его внешний вид указан как сходный с голубыми облаками.

В результате можно прийти к выводу, что изображения, которые использованы при иллюстрации священной книги Бхагавад-Гита, являются совершенно точными, и в них нет и намека на выдумку художника.

И в данном случае у европейских исследователей нового времени не редко возникали вопросы. Ведь в некоторых из текстов Кришна предстает перед читателями в образе удивительного малыша, который доставляет огромную радость родителям, ворует молоко и масло с родительского стола и совершает другие мелкие проказы.

В других книгах он уже юноша, который пасет огромные стада, либо предстает в образе идеального любовника.

Одни из самых известных произведений представляют Кришну в образе могучего воина, который наставляет другого индийского героя – Арджуна.

И здесь очень важно отметить, что Кришна в первую очередь – аватар бога Вишну, восьмой по счету. Данное воплощение является последним, и становится ключевым для пантеона индийцев

***

Косте утром надо покушать. Но зайти в
кухню нельзя. Там – «божество». Идол Кришны – Нарисимхадев.
Его она сначала «будит». Украшает цветами. Ему минут сорок
молится на полу и поет… И лишь потом Косте готовится сухой
желтый рис на воде… Причем пища не подается сразу на стол.
Минут 15 она предлагается идолу Кришне… Мы с Костиком
вынуждены есть мясо тайком. Урывками. Губим свой организм. А
жена кричит – «Своим тайным мясоядением ты губишь себя и
ребенка. Либо молись Кришне, либо вон отсюда!»…

Смерть моего отца – на совести
кришнаитской секты, воспитавшей таких адептов! Для жены все
некришнаиты плохи. Это, практически, все «демоны»… Их надо
либо заставить служить Кришне, либо убрать с дороги…

Вчера – в субботу, жены не было весь
день. Она распространяла книги Шрилы Прабхупады вместе с
другими кришнаитами на улицах нашего родного Новосибирска.
Несла этот ужасный духовно-тоталитарный СПИД нашим людям…

Сегодня воскресенье. И она вновь едет в
«храм кришнаитов». На целый день! Будет витийствовать под
рок-музыку и там. В бывшем нашем детском саду. А перед
отъездом она… так схватила сына за уши, припоминая всех
демонов, что Костик закричал на всю квартиру!!…

Она закричала, что вышвырнет нас из
квартиры. Квартиру продаст. Часть денег положит на Костю. А
на остальные якобы поедет в Индию, в кришнаитскую деревню
Вриндаван. Купит, мол, там домик. И будет жить… Вот вам
политика отъема кришнаитами собственности в действии. Чтобы
ни сделала Люся с квартирой – выигрывают кришнаиты! Если она
ее продаст – значит, она их вечная раба. Жить-то ей тогда
(кроме их «храма») больше негде. Если выгонит меня с Костей
– значит, в квартире будет молельный кришнаитский дом…

Мы изверги! Демоны! Мы, не кришнаиты…
Но демоном она называет и своего умершего в 1992 году отца.
Фронтовика! Первоклассного хирурга. Он ведь не кришнаит – значит, демон… «.

Вот одна строчка из письма ко мне
понявшего весь ужас этой секты кришнаита из г. Владимира:
«…К маю месяцу меня вынудили расстаться с семьей… Нам и
в кошмарном сне не могло присниться все то, что с нами
произошло. Кому рассказать – СУЩИЙ АД!!!»
И так по всей России! Трагедии и слезы.

Я предлагаю опубликовать эту исповедь
всем заинтересованным в борьбе с сектантством средствам
массовой информации! Я вижу сейчас полные тоски карие глаза
своего Костика. Уже в 8 лет он понимает, что в нашем доме
беда. Что от нас отрекается его мать и моя жена. Отрекается
только за то, что мы не согласны стать кришнаитами!… Мы с
Костей осиротели при живой маме…

С уважением к вам. Крещенный в
православном храме раб Божий Сергий».

Сергей Алтухов, новосибирский писатель

Центр свщмч. Иринея Лионского, г. Москва

«Бесплатный сыр»

Дворкин дает несколько рекомендаций, которые позволят избежать опасности, связанной с деятельностью сект.

Елена Повиликина тоже сформулировала несколько советов, которые могут помочь уберечься от опасных религиозных групп.

Еще одним характерным моментом вербовки являются эмоциональные качели. Если в одной организации сегодня вам было радостно, а на следующий день вас намеренно доводят до слез и требуют что-то сделать для того, чтобы снова стать хорошим, — это признак манипуляции. Однако порой подобные манипуляции очень трудно распознать.

Стоит проявить бдительность и в случае, когда вас пытаются ограничивать в общении за пределами организации.

Кроме того, Елена Повиликина посоветовала обратить внимание, если человека подталкивают пожертвовать своими целями в угоду группе

Отношения в семье

Отдельной строкой стоит упомянуть мои отношения с семьёй. Они были никакие. Отца похоронили уже больше десяти лет назад, отчим не видел меня в упор, брат думал только о себе, а мама была всей душой либо на работе, либо где-то в другом месте, но только не в диалоге со мной. Что тут говорить о недостатке любви и поддержки?

И вот я оказалась одна в новом незнакомом городе и начала учиться. Параллельно шли знакомства с огромным числом новых людей, они были самые разные: тусовщики, спортсмены, девушки-тихони, прочитавшие целую библиотеку, случайные люди. Сама я вращалась в нашей «общажной» тусовке и в обществе волонтеров. Тогда одна девушка, которая впоследствии уехала жить в Америку, узнав о моем вегетарианстве, подарила мне книжку, которую подарили ей кришнаиты на улице (Господи, зачем она это сделала?). Наверное, так я сделала еще один шаг в направлении некритичного восприятия кришнаизма.

Тонкий лёд кришнаитского терпения

В случае встречи с человеком,
подкованным в кришнаитском жаргоне в частности и
индийской ментальности вообще, кришнаит очень быстро
«сдувается» и ретируется, теряя всякий интерес к
собеседнику и самой беседе, поэтому советовать кому-либо
штудировать научные труды по индологии или опусы
основателя секты, Бхактиведанты Свами, при подготовке к
беседе с кришнаитом, довольно бессмысленно. Чем лучше вы
знаете кришнаизм и разбираетесь в его несуразном
мировоззрении, тем менее подходите на роль собеседника
для члена секты. Звучит парадоксально, но вполне логично
в свете вышеизложенной тактики ведения беседы самими
кришнаитами. Людей, столкнувшихся с этим двухходовым
кришнаитским приемом и научившихся противостоять
навязыванию этой схемы разговора, нередко поражает тупая
настойчивость, с которой кришнаиты прибегают к ней, не
пытаясь хоть как-то разнообразить спектр своих
полемических приемов. Объяснить подобную упертость
несложно. Дело в том, что одним из последствий влияния
прабхупадовского кришнаизма на личность своей жертвы
является заметная задержка в умственном, эмоциональном и
социальном развитии и общее сужение её кругозора.
Помните, что уровень развития типового 40-летнего
кришнаита, стоящего перед вами, нередко соответствует
уровню 13-15 летнего подростка. А иногда и до этого
уровня не дотягивает. Никого ведь не удивляет факт того,
что приемы попрошайничества цыганских детей, которых
родители отправляют на уличные заработки, не
претерпевают никакого развития и не меняются уже веками.

Начиная беседу с кришнаитом, следует
выяснить, как давно он находится в поле зрения секты и
насколько глубок уровень поражения его сознания.

Прабхупада придумал новых «древних мудрецов», которых никогда не было

Кроме того, там очень много неточностей. Тот же Прабхупада придумал новых «древних мудрецов», которых никогда не было. Или напихал своих выражений в рот тем авторам, которые реально существовали и чьи произведения известны. Он ссылается на произведения: вот, мол, там это сказано. Ладно. А я вот не поленюсь, пойду и найду это произведение. Находишь, читаешь – а там вообще ни слова этого нет, ни мысли этой. Она там отсутствует. Тогда откуда он это взял? А в Индии в принципе не принято точное цитирование. Это часть культуры. Там полагаются полностью на авторитет человека. Если он мудрец, если он уже заслуженный, все ему и так поклоняются, то он рот открыл, заявил: «Сказано в пуране» – или: «В такой-то упанишаде сказано, что вот эта мантра – спасительна». Никто же не проверяет. Даже если в большом собрании подобных себе – они просто говорят: «Там так сказано». И всё. Никто цитату проверять не бежит. Это часть культуры. Здесь она не приживается либо приживается тяжело, потому что если «сказано» – докажи, ведь есть тексты. Вот это их большая проблема на самом деле. И я думаю, что я бы гораздо раньше вышел из этого бреда, если бы в то время больше было доступно текстов и исследований. Мне очень не хватало серьезной литературы. На протяжении всего своего сектантства я готов был читать, я был открыт этому. Но я мало что находил. Потом я специально закопался уже в научную литературу, но это работа, это уже не просто чтение. А популярной литературы об этом советский период почти не оставил. Поэтому мы были достаточно беззащитны перед вот этим валом.

Почему с ними трудно говорить?

Трудность вызвана двумя причинами.

Первая – вы говорите с ними на разных
языках. Язык кришнаита только кажется русским по
звучанию, но по сути уже не является таковым. Это
язык-мутант, язык-жаргон, социолект, наполненный
специфической сектантской лексикой и фразеологией.
Главная проблема заключается даже не в том, что их
собеседники чаще всего незнакомы с его
санскритско-бенгальской составляющей, а в том, что они
незнакомы с его русской составляющей. Дело в том, что
все базовые духовно-религиозные и морально-этические
понятия, которые не требуют перевода в среде обычных
русскоговорящих людей, в устах кришнаита теряют
привычный и понятный всем нам с детства смысл и
приобретают новый, нередко радикально отличающийся от
общепринятого.

Вторая – в разговорах с внешними т.е. не
членами секты, кришнаиты практически всегда пользуются
определенной двухступенчатой тактикой. Целью первого
этапа является дезориентация собеседника. Поток
незнакомых санскритских терминов, перескакивание с темы
на тему, несколько заготовленных острот и анекдотов
приносят прекрасный результат в среде неподготовленной
публики. Это тактика цыган: запутать человека, создать у
него видимость серьезной проблемы, а затем помочь ему
решить ими же созданную проблему, но уже за его деньги.
Кришнаитам нужны не ваши деньги. Во всяком случае, не
при первом знакомстве

В качестве платы за свои услуги
по выводу вас из состояния ими же спровоцированной
дезориентации, они взимают ваше время и внимание. Это
цель второго этапа и одновременно конечная цель контакта
с вами

Полагаю, не нужно объяснять, что их «объяснения»
трудных мест и терминов носят отнюдь не просветительский
характер и не направлены на расширение вашего кругозора,
хотя кто-то по наивности полагает, что именно так дело и
обстоит. Они являются банальной сектантской вербовкой.

Итак, приступая к диалогу с вами,
кришнаит рассчитывает на два этих преимущества:

— ему знаком ваш язык, а его язык вам не
знаком;

— он пользуется продуманной и
многократно проверенной тактикой превращения любой
беседы в любых обстоятельствах в акт проповеди
кришнаизма, а вы, в лучшем случае, вооружены лишь планом
беседы, списком вопросов, которые собираетесь обсудить с
ним или же вообще действуете спонтанно.

Именно поэтому беседы не клеятся, а
родственники жертв кришнаизма постоянно жалуются на то,
что с ними стало невозможно говорить и любая беседа
заканчивается ссорой. Дело в том, что одна из сторон
изначально не настроена на диалог и не намерена вести
его. Собеседники должны молчать и слушать.

Кришна в культуре

Храм Радхи-Кришны в Лондоне

Люди, поклонявшиеся Кришне, встречались в ашрамах – импровизированных своеобразных храмах, которыми становились простые дома. Все заинтересованные во главе с гуру собирались для приобщения к духовным практикам, важную роль в которых играла философия. Подобные собрания характерны тем, что на них осуществляются жертвоприношения в виде еды – прасада. Само слово «ашрам» понимается как «защита».

Посещавшие место сбора общины находились под своеобразной опекой, распространявшейся Кришной. В таких местах располагались скульптуры божества и его изображения в компании с подругой Радхой. Ей посвящены мифы, повествующие о женщине, сопровождавшей Кришну. Многие ассоциируют Радху с воплощением бога в образе женщины.

Радха

Кришна – почитаемый религиозный кумир в Индии, поэтому его изображения присутствуют в каждом доме. Многочисленные сувениры, предлагаемые туристам, воспевают культ многоликого божества. Его день рождения отмечается большим фестивалем под названием «Кришна Джанмаштами».

Считается, что Кришна родился 19 июля 3228 года до н.э. по христианскому календарю, но праздник, по традиции азиатских верований, отмечается в августе-сентябре. День рождения бога приходится на 8 лунный день. Его именуют «Кришна Аштами».

Популярнейшей мантрой стала «Харе Кришна», провозглашаемая на санскрите. Она содержит 16 слов, переводимых как имена единого бога. Мантра придумана в 16 веке, а повсеместную популярность обрела в середине 20 века благодаря многочисленным проповедям кришнаитов. Считается, что регулярное повторение мантры позволяет очистить разум и карму, достигнув высшей любви – любви к Кришне.

Кришна с флейтой в руках

Кришна – своеобразный религиозный эталон. Этого бога воспринимают как пророка и защитника. В то же время он – мудрый философ и учитель, друг и лидер. Вся индийская культура пронизана его учениями и наставлениями. Отражение заповедей Кришны можно найти в литературе, изобразительном искусстве, фольклоре, философии и религии.

Божественные писания, например, «Кришна Карнамрита», содержат множество фактов, взгляд на которые со временем модифицируется. Так, кришнаиты уверены, что Кришна не ел мясо и, становясь последователями учения, переходят на вегетарианство. На самом деле священные тексты содержат опровержения этим домыслам.

За меня молились. Я знаю, сколько слез было в этой молитве. И я начал трезветь

Так вот, возвращаясь к моему уходу. Я относился к когорте учеников Харикеши Свами. Все нынешние руководители русского кришнаизма – его бывшие ученики. И вот он покинул ИСККОН, снял с себя статус саньясина и женился. Это известная история 1998 года. Это тоже для меня была такая серьезная встряска. То есть Господь не просто вел оттуда, да уже толкал. В конце концов погиб очень близкий мне человек из кришнаитов. Ну и тогда меня совсем уже… накрыло… И я начал очень серьезно думать над тем, что происходит

Где я? Что со мной? Как я здесь оказался? И в этот момент – я думаю, что это очень важно подчеркнуть, – за меня молились. Я знаю, кто молился

Я знаю, как долго. Я знаю, сколько слез было в этой молитве. И я начал трезветь. Я жил тогда в Москве. И я еще посещал кришнаитский храм на Беговой. И однажды меня привели в Сретенский монастырь, где я купил себе крест. Он до сих пор на мне. Я потом с ним крестился, много лет спустя. А тогда, в первый раз, просто надел его и уже понял, что не сниму. Вот так началось. И примерно в те же дни я взял свои четки…

Отец Георгий: Именно кришнаитские четки?

Андрей Колобов: Да. Четки – это не простая вещь, это очень серьезно. Я читал по четкам каждый день круги – 16 кругов, как положено, и 25 кругов в экадаши – я соблюдал принципы – ну, всё, что необходимо… Кришнаиты знают, о чем речь. Я не оставлял общения – это же очень важный момент в кришнаизме, что нельзя изолироваться. Это постоянно подчеркивается, что если ты один, если ты оторвался от общины, от общения с вайшнавами, то ты очень быстро потухнешь. Так вот, я взял четки и понял, что никогда больше не буду читать. Я их не стал выбрасывать. Аккуратно так, почтительно положил в стол. Жена потом выкинула, позже. Через несколько дней… Я снял малу с шеи, тогда же – вот эти бусы. Они из священного для индусов дерева делаются – и четки, и бусы. И я понял, что я читать джапу больше не буду никогда. Не то что я себе слово дал, а просто это было внутреннее такое понимание. То есть она мне больше не нужна. Я посчитал как-то раз, мне было любопытно, сколько за годы в кришнаизме я вычитал вот этих так называемых «святых имен». Сейчас даже не вспомню. Ну, больше миллиона точно. Все они просто рассыпались в прах, как идол. Знаете, как чудеса, о которых читаешь в житиях: идол взял и рассыпался. Представьте: вот человек сидел столько лет, читал, медитировал, посвящал этому свое время – я ведь очень многих людей туда привел, я книги распространял, я проповедовал, я читал лекции. Это ценно, это огромный кусок твоей жизни, это песня сердца твоего… И вдруг это всё рассыпается в прах от легчайшего дуновения. Просто пальцем коснулся.

Отец Георгий: Но к христианству вы пришли не сразу?

Андрей Колобов: Да. Я надел на себя крест и внутренне чувствую: это мое. Думаю: буду носить его, и всё. Без каких-то обязательств. Ну, мало ли что почувствовал… Я ведь и четки когда-то взял, я и малу на себя надевал – поэтому уже трезвее к этому относишься. Но понимал: я хочу носить этот крест. Он мне нужен. Я не могу без него. А дальше посмотрим, что будет. И затем был еще очень запомнившийся момент. Меня привозят в Коломенское. Там излучина реки, очень красивый храм, шатровая архитектура времен еще Ивана Грозного. Я выхожу, вижу этот храм белоснежный, солнце, лето… И там такой дядька был, с билами, стоял и звонил в них. И я услышал музыку русской духовности, как я тогда это понимал. Как она, Русь, звучит. То есть то, что слушали мои предки. Я смотрел на это, слушал. И меня вдруг такой наплыв чувств охватил. И это была не сентиментальность, столь популярная у кришнаитов. Я практически пережил катарсис. Я вдруг увидел Русь. Столько лет я жил в России, а русского ничего не видел. Сам не видел – не то что его не было. А тут вдруг увидел. Вот это был второй шаг – стало чем дышать. Я вдруг очутился в христианском мире. И далее – книги. Очень много. Я читающий человек, я и в кришнаизме много читал. И меня осеняет простая мысль: а почему бы мне не почитать христианского?

Портрет будущего сектанта

В свои школьные годы я искала Бога, симпатизировала идее вегетарианства. Не ела мясо в 10-11 классах. Никто не осуждал меня, а я просто жалела животных. Не ела в школьной столовой всё подряд, отдавала сосиски более толстокожим одноклассникам. Читала и слушала психологические лекции Торсунова, Руслана Нарушевича, Олега Гадецкого, Марины Таргаковой. Любовалась платьями Катерины Дороховой. Мечтала о жизни, в которой будет простой быт и возвышенное мышление. Что же в этом плохого, казалось бы?

Вроде бы ничего. Но теперь я понимаю, что так я подготавливала своё мышление для некритичного восприятия вайшнавской культуры. Я переехала в столицу нашей республики и начала учиться в педагогическом вузе. Было очень трудно, друзья появлялись с большим скрипом. Я всю жизнь была замкнутой, повернутой на литературе, духовности и психологии. Такие люди не очень быстро находят друзей.

Культ

Как и во всех индуистских религиях, адепты этого учения собираются в ашрамах. Это не храм в христианском смысле слова. Ашрамом может быть обычная квартира или дом. Это место, где собирается община, чтобы под руководством гуру заниматься духовными практиками. Само слово «ашрам» означает «защита». То есть, туда приходят под опеку, которую даёт привлекающий Кришна. Фото, на которых изображены ашрамы, показывают, что там есть скульптурное изображение божества, часто не одно, а с подружкой Радхой. Она, кстати, ассоциируется с женской ипостасью Кришны. Божеству верующие преподносят прасад — ритуальную еду, которую готовят из любви к Богу и его детям.

История Кришны

Согласно священным текстам, в четвёртом тысячелетии до нашей эры в материальный мир из духовного сошёл Вишну, родившись в образе человека в городе Матхуре, как восьмой ребёнок Васудевы и его жены, принцессы Деваки. Он пришёл, чтобы явить людям свои религиозные принципы и показать божественные деяния. В эпизоде рождения Кришны действительно прослеживается немало сходных черт с жизнеописанием Иисуса Христа. Так, брату его матери было предсказано, что тот умрёт от руки восьмого племянника. И этот царь делал всё, чтобы убить ребёнка своей сестры. Немного другим образом, чем Христос, спасся от смерти Кришна. Это было мистическое перенесение младенца к приёмным родителям — пастуху Нанде и его жене Яшоде. В этот период жизни Кришну изображают как идеального юношу, играющего с девушками-пастушками и своей возлюбленной Радхой. Когда он возмужал, вернулся в Матхуру, убил своего дядю и вернул трон деду. После этого Кришна подружился с принцем Арджуной и давал ему моральные наставления перед битвой при Курукшетре. Но охотник с красноречивым именем «Старость» (Джара) ранил его своей стрелой.

История Кришны

Согласно священным текстам, в четвёртом тысячелетии до нашей эры в материальный мир из духовного сошёл Вишну, родившись в образе человека в городе Матхуре, как восьмой ребёнок Васудевы и его жены, принцессы Деваки. Он пришёл, чтобы явить людям свои религиозные принципы и показать божественные деяния. В эпизоде рождения Кришны действительно прослеживается немало сходных черт с жизнеописанием Иисуса Христа. Так, брату его матери было предсказано, что тот умрёт от руки восьмого племянника. И этот царь делал всё, чтобы убить ребёнка своей сестры. Немного другим образом, чем Христос, спасся от смерти Кришна. Это было мистическое перенесение младенца к приёмным родителям – пастуху Нанде и его жене Яшоде. В этот период жизни Кришну изображают как идеального юношу, играющего с девушками-пастушками и своей возлюбленной Радхой. Когда он возмужал, вернулся в Матхуру, убил своего дядю и вернул трон деду. После этого Кришна подружился с принцем Арджуной и давал ему моральные наставления перед битвой при Курукшетре. Но охотник с красноречивым именем «Старость» (Джара) ранил его своей стрелой.

Как я вышла из секты?

Мой родной брат всё это время нисколько не интересовался моей жизнью. Однако он заметил мои фото в сари в соцсети и решил, видимо, узнать, в чем дело. Одна моя двоюродная сестра, работающая в МВД, как-то пригласила меня в гости и расспросила о том, кто такой Торсунов, что такое Веды и пр. Это она, конечно, сделала с наводки брата. Когда я рассказала еще одной двоюродной сестре о своем новом увлечении, моя родня вдоволь посудачила обо мне и моей глупости, как я теперь понимаю.

Я приехала домой на свой день рождения, где меня ждала мама и брат. Они грубо расспросили меня, чем я занимаюсь. Начали доказывать, что это секта. Тыкать меня головой в экран. Брат применил силу – у меня остались синяки на лице. Мать начала угрожать, что расскажет обо всем в моем университете, меня исключат, тогда мне придется поступать на другой год в другой университет в городе, от которого до дома рукой подать. Я уступила, в душе не соглашаясь с доводами братца и матери. Кстати, брат и сам буквально пару лет назад попадал в коммерческую секту и отнес туда всю нашу с ним пенсию за несколько месяцев. Он, кажется, понимал, что секта – это гиблое дело.

Придя со мной в мою комнату в общежитии, он заставил меня выгрести всю литературу и четки, заставил выбросить это. Я была в подавленном состоянии, но не была сломлена. Еще спустя неделю я ехала уже в направлении ашрама, но брат позвонил мне и заставил поехать домой. Так опозорено я себя еще никогда не чувствовала. Мои родственники знали, что со мной происходит, но поступили крайне зло и нетактично. Позже мне еще не раз упоминали мой проступок. А я недоумевала, что со мной произошло? Кому я помешала? Мои друзья остались там…

Мифы и легенды

Существование Кришны оправдано мифологией. В соответствии с ней Земля, чьи силы были исчерпаны атаками грешников и дьявола, обратилась к создателю – богу по имени Брахма – за помощью. Он передал мольбы Вишну, и тот послал в мир аватар, чтобы восстановить любовь и справедливость, изгнав злые силы. Судьба привела его в царскую семью, глава которой по имени Камса не славился порядочностью. Царю было предсказано, что ему суждено погибнуть от рук своего племянника, поэтому он убивал детей сестры сразу после рождения. Кришну отдали в приемную семью пастухов, поэтому наказание миновало его.


Кришна в юности

Детство и отрочество бога прошли на вольных хлебах, в кругу простых людей и скота. В юные годы одной улыбкой он дарил счастье окружавшим его людям. Его любили и животные, и люди. Кришна отличался умом и мудростью. Основные идеи праведной жизни он обсуждал со старцами, а с детьми участвовал в играх и затеях. Юношей он не знал страха перед дикими животными.

Вернувшись на родину, Кришна свергнул с трона дядю и, вернув власть наследнику Уграсену, стал принцем. Разделив власть между семьями Кауравы и Пандавы, одним он доверил армию, а вторым – свои заповеди и наставления. Сам же выбрал роль простого извозчика принца и полководца Арджуны.

В день битвы главнокомандующий войском Пандавы стушевался, так как был против кровопролития. Кришна пришел на помощь, и слова, произнесенные им, впоследствии упоминаются как цитаты из «Бхагавад-Гиты», или «Песни господней». В ней в 18 главах описывается значение долга и подвига в человеческой жизни.


Кришна в окружении пастушек

Это учение помогает найти путь измученной душе и тем, кто нуждается в поддержке. Произведение воспевает бессмертие и существование высшего «я», которому не страшна гибель, так как оно вездесуще и не нуждается в телесном воплощении. Кришна также завещает людям учение о душе и о Дхарме – пути, благодаря которому человек знакомится с собственным «я» и узнает бога.

После того как межклановая рознь была пресечена, слава Кришны распространилась повсеместно. Однажды бог направился в лес на медитацию. Там его подстрелил охотник, принявший Кришну за оленя. Любопытно, что имя стрелка в переводе означает «старость». Кришна умер 18 февраля 3102 года до н.э. Некоторые считали, что причиной его смерти стали проклятия матерей, чьи сыновья погибли в войне между семьями Кауравы и Пандавы.


Кришна и его жена Рукмини

Любопытно, что Кришна упоминается в священных писаниях как любвеобильный бог. Его женами были 16 108 женщин, среди которых большинство – принцессы. Идеальной супругой считается его жена Рукмини.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector