О соборовании

Соборование на дому или в больнице

Священника можно вызвать на дом или в больницу. Совершенно таким же образом, как и в храме, можно ориентироваться на расчет со священником, специально вызванным к больному на дом или в больницу. Сами священнослужители называют этот вопрос хоть и распространенным, но не совсем корректным. В этой ситуации та же история с возможностями «клиента».

Избегая прямого ответа на подобный вопрос, некоторые иереи уклончиво отвечают: сколько, мол, дадите. Тогда надо понастойчивее попросить сориентировать хотя бы приблизительно, спросив, сколько дают обычно. «Неграмотным» ответом будет нечто типа «сколько не жалко». Этим можно поставить людей в неловкое положение: может, теоретически им не жалко и большую сумму выделить, а вот практически…

Жертва, пожертвование… Хорошо, если люди, вызвавшие батюшку к болящему, вполне понимают значение этих слов, относятся уважительно и жертвуют от чистого сердца, не рассчитывая на то, что, как мы знаем, Господь за все воздает сторицей.

Популярное за 7 дней

Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53

Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31

Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49

Осенняя Лавра
16.09.21 12:36

Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39

Осенний Шишкин
14.09.21 11:41

Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55

Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44

Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50

Кому следует принимать участие в обряде

Участвовать в елеосвящении разрешено всем верующим людям, достигшим возраста 16 лет. В некоторых случаях ритуал также проводится для детей от 8 лет. Малышам, которые еще не достигли 7-летия, соборование не требуется, поскольку они считаются безгрешными. Таинство необходимо только больным крохам.

Существуют обстоятельства, в которых соборование проводится обязательно:

  • во время тяжелой болезни. В подобных случаях собороваться можно в любое время;
  • при вероятности скорой смерти. Если человек прикован к постели, обряд может проходить вне храма, по месту его жительства или в больнице. Соборование объединяется вместе с исповедью для того, чтобы облегчить уход души из тела;
  • накануне Великого и Рождественского поста. Таинство проводится в церкви. Присутствовать на нем обязательно стоит тем мирянам, которые имеют проблемы со здоровьем, утратили прежнюю веру, пребывают в скорби, чувствуют за собой старые прегрешения и испытывают муки совести.

Молитвы для Соборования, что делать после Соборования

Во время Елеосвящения читается молитва об исцелении. Прочтение ее может отличаться в разных храмах. Но Совершительная молитва для всех одна, ее читают во время осуществления помазания маслом. Читается молитва Совершительная семь раз. Раньше батюшки приходили семь дней подряд к болеющему человеку и молились о его выздоровлении, мазали его священным маслом. Именно такая процедура совершалась по преданию апостолов.

После Соборование в обязательном порядке идет процедура причастия. Следует также помнить, что таинство не направлено на отпускания всех грехов. А нужно это для того, чтобы человек осознал все свои деяния и при необходимости покаялся. Поэтому после Елеосвящения, согрешив, нужно не забывать о покаянии и исповедаться. Но лучше всего не допускать грехи в своей жизни.

Это таинство известно не многим верующим, но от этого его значимость не уменьшается. Обряд способен не только излечить душу, но и тело. Главное подходить к Елеосвящению осознанно и с глубокой верой. И исцеление наступит обязательно. Собороваться нужно не только тяжело болеющим, но и здоровым людям, для исцеления ран душевных.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео из которого Вы узнаете о Таинстве Соборования:

  • Традиции православия
  • Это необходимо знать каждому

Как проводится на дому

Соборование на дому, как правило, проводится для тяжелобольных людей, которые не могут физически присутствовать в храме. Однако, если священнослужитель пришел к вам в дом, он может провести данный обряд для всех желающих домочадцев. Данный ритуал не требует от человека особой подготовки, но он должен понимать смысл таинства и иметь желание исповедаться.

Как подготовиться к приходу священника

Перед приходом священнослужителя необходимо поговорить с ним, обсудив, как будет проходить таинство. Желаете ли вы провести обряд только для больного или другие члены семьи тоже хотят пройти соборование. Если больной не может прийти в церковь или если он вообще до этого не был в храме, для него стоит также провести исповедь и причастие.

Не стоит слишком затягивать с соборованием. Существует мнение, что данный обряд является подготовкой к смерти, из-за этого люди зачастую откладывают проведение таинства до момента, когда больному становится совсем плохо. Это неправильно, таинство не является само по себе подготовкой к смерти, так как его проходят даже здоровые люди перед Великим постом.

При этом совершенно необязательно делать это только перед смертью человека. Смерть и соборование не связаны напрямую, просто перед смертью тяжелобольного верующего принято проводить обряд в обязательном порядке.

Как проходит

При соборовании священник елеем крестообразно мажет тело человека: лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и каждую из рук. Помазание происходит семь раз по очереди. При этом священнослужитель читает молитвы об отпущении грехов. После этого священник кладет больному на голову Евангелие, пока тот читает «Господи, помилуй». Больной целует Евангелие, и в этот момент считается, что Господь посылает человеку благодать, отпуская его грехи.

Как проходит Соборование в церкви в Великий пост

По обыкновению, процесс Соборования – продолжительный. Церковь основательно готовиться к проведению обряда. В нём участвуют семь священников. Это символизирует совершенную полноту, семиобразную божественную благодать и семь даров Духа Святого: духа премудрости, разума, совета, крепости, веденья, благочестия и страха Божьего. Но в отдельных случаях Таинство совершается одним, двумя либо тремя священниками от имени всей Церкви.

Исповедь как правильно исповедоваться перед причастием

Как готовиться к Соборованию в церкви в Великий пост? Человеку, который хочет принять Таинство елеосвящения, Соборования, необходимо получить на него благословение священника и за несколько дней до этого обряда исповедаться. В первую очередь в день Соборования необходимо заблаговременно прийти в церковь и внести свои имена в списки. Принести с собой свечи, пшеничное зерно и вино.

Сам обряд Соборования происходит примерно следующим образом: люди становятся в широкие ряды так, чтобы священнику было легко проходить между ними. Затем батюшки оглашают все внесённые имена и происходит прочтение с прихожанами молитв о покаянии, исцелении и придании им сил и здорового духа и семи различных отрывков из Евангелия, призывающих Божественную благодать.

В конце прочтения кладётся Евангелие обязательно вниз текстом на голову человека, за которым происходит чтение. Это означает, что сама рука Господа благословляет человека. Затем обряд Соборования продолжается: священники семь раз крестообразно помазуют прихожан елеем, смешанным с вином. Задействуется каждый, заблаговременно поисповедовавшийся и не находящийся в состоянии нераскаянного смертного греха. Помазание всегда осуществляется сверху вниз по чётко определённым зонам:

  • Лоб, то есть происходит освящение ума и избавление от навязчивых мыслей, различных маний, ложных представлений;
  • Ноздри;
  • Губы;
  • Глаза;
  • Грудная клетка;
  • Ладони с тыльной частью рук.

Если после совершения Таинства Соборования остался елей, то его используют для промазывания тех мест, где человек испытывает болезненные ощущения. Все органы пронизываются высшей энергией Святого Духа.

После священники один за другим читают молитвы о том, чтобы сам Господь руками священнослужителей прикоснулся своим целительным перстом к душе и телу каждого страждущего, избавил от душевных и физических болезней, просветил сознание, умирил сердца, восставил дух мира, бодрости, радости и крепости. Народ молится от всего сердца и души.

В конце Соборования все прихожане в церкви становятся на колени, и священники читают тропари к Богородице, иногда еще и к апостолу Иакову. После принятия Таинства елеосвящения спадает великий груз, происходит освобождение от энергетических узд и кандалов, просветление мыслей, сердце наполняет радость и умиротворение.

Молебное пение

Молебное пение – первая часть чинопоследования – есть сокращение утрени, совершаемой во дни поста. Совершающие Таинство священники (или священник) становятся перед столом лицом к иконам, держа в руках незажженные свечи. Один из священнослужителей совершает каждение икон, стола, на котором лежит Святое Евангелие, и всех принадлежностей, а также больного.

Начинается служба возгласом священника: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков». Затем читается обычное начало: Трисвятое по «Отче наш». Далее следуют молитвы: Господи, помилуй (12 раз), Слава и ныне, Приидите, поклонимся… (трижды). Псалом 142-й помогает человеку осознать свое нынешнее положение и то состояние, в котором он прибегает к этому спасительному Таинству: «Господи! Услышь молитву мою… Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших, и уныл во мне дух мой, онемело во мне сердце мое».

Продолжается чинопоследование Таинства темой покаяния и осознания своей немощи. Поется Аллилуиа с покаянными стихами: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь», и поются покаянные тропари («Помилуй нас, Господи») и 50-й псалом.

После покаянных тропарей и 50-го псалма поется канон о елее. В нем священники просят Господа «елеем благоутробия утешить души и телеса человеческие» и «подать люте страждущему благодать свыше». В молитве елея есть прошения: «Неизреченною любовию, Преблагий Господи, ущедри раба Твоего, покровом славы Твоея подай здравие ему и недугов избавление».

Далее следуют стихиры, в которых выражена та же мысль: «Помазанием елея Твоего и священников, Человеколюбче, осязанием раба Твоего освяти свыше, недугов свободи, душевныя скверны очисти… соблазнов избави, обстояние отжени, скорби потреби…»

Оканчивается молебное пение молитвами: Трисвятое по «Отче наш» и пением тропаря «Скорый в заступление…»

Какие грехи прощаются в таинстве Соборования?

Обычно за прощением грехов мы идем на исповедь. Но у каждого есть грехи, которые по невнимательности к тому, что происходит в нашей душе, отсутствии навыка самоанализа мы не осознаем. Либо, согрешив, тут же забываем это, или вовсе не считаем за грех.

Но неосознанные грехи – это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься – что и происходит в таинстве Соборования.

Если в таинстве Соборования мы участвуем сознательно, понимая, что сейчас будет с нами происходить, то обязательно получим прощение таких неисповеданных (помимо нашей воли) грехов. После того, как человек соборовался в храме (можно и незадолго до Соборования), очень хорошо исповедоваться

После же Соборования и исповеди очень важно причаститься Святых Христовых Таин

Правила поведения на соборовании

После ознакомления с тем, что такое соборование и для чего оно нужно, необходимо упомянуть также правила, которые соблюдаются при проведении этого таинства.

В тот день, на который назначено соборование, в церкви устанавливается стол с крестом и возложенным на него Евангелием. На него ставится несколько сосудов – с пшеном, вином и елеем. На столе зажигается семь свечей, окунаются в сосуды семь специальных палочек для помазания.

Когда таинство начинается, все пришедшие в церковь должны стоять лицом к священнослужителю со свечами в руках и слушать молитвы, которые читает батюшка. Лицо, руки и участок, расположенный ниже шеи, должны быть открыты во время совершения помазания.

Оно происходит ровно семь раз, между прочтением молитв. Верующие должны при себе иметь два платка. Одним они держат в руках свечку, а другим промакивают открытые участки тела от елея. Стоит сказать, что выбрасывать после этого платок нельзя, его следует либо сжечь уже по приходу домой, либо постирать.

Как только зачитана последняя молитва, на головы пришедшим в храм текстом вниз возлагается Евангелие, которое по окончании таинства верующие должны поцеловать. После этого люди уходят из храма, глубоко веря в благословение бога и отпущение грехов.

Соборование в среднем длится около двух часов. Оно является состоявшимся, если в нем участвует как минимум два человека, пришедших собороваться. Если же людей окажется слишком много, то вся процедура может занять гораздо больше времени. Если после таинства остается немного елея, его могут раздать верующим для домашнего причастия. Елей также можно добавлять в еду.

Современный чин таинства Соборования

Установленное единообразие порядка богослужения Елеосвящения сохраняется с XVI века до настоящего времени.

В последних изданиях православных богослужебных книг, в Чине Соборования установлен следующий порядок.

1 Для совершения таинства подготавливают столик, на который размещают блюдо с пшеницей. В пшеницу ставят и зажигают 7 свечек, которые поочередно тушат после совершения каждого помазания. Ставят сосуд для елея, полагается св. Евангелие.

Чтение подготовительных молитв к совершению таинства Елеосвящения

2 Молебен начинают с каждения всего помещения. Совершают молебное пение о болящем. Оно включает в себя: псалмы, ектении, аллилуиарии, покаянные тропари, канон Елеосвящения, стихиры и молитвословия.

3 Освящают елей.

Служащий иерей читает «молитву над елеем», содержащую следующие слова:

«Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушения душ и телес наших, Сам Владыко, освяти елей сей, якоже быти помазующимся от него во исцеление, и в пременение всякия страсти, скверны плоти и духа, и всякаго зла, да и в сем прославится Твое пресвятое имя, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

При этом совершают чтение: ектении с прошениями, молитв и песнопений, тропарей о болящем, тропарей и кондаков святым целителям, апостолам и Богородице. Елей предварительно смешивают с водой и вином.

Приготовление елея на освящение для таинства Соборования

4 Совершают молитвенный цикл, состоящий из 7 разделов.

Каждый раздел состоит из следующих элементов:

  • прокимен;
  • чтение Апостола;
  • аллилуиарий;
  • чтение Евангелия;
  • сугубая ектения;
  • молитву с помазанием.

5 В завершении чина над больным прочитывают молитву об исцелении и прощении грехов. При этом на его голову возлагается текст раскрытого Евангелия, символизирующий десницу Христову. После молитвы больной целует Евангелие.

6 В завершение читается сугубая ектения, стихиры бессеребренникам, богородичен, и возглашается отпуст. Больной принимает у священников благословение.

При совершении таинства, у больного помазывают крестообразно специальной кисточкой лоб, щеки, ноздри, уста, грудь, кисти рук с двух сторон.

Помазание рук священником при совершении Соборования

Обряд совершается над одном болящем, над группой христиан, или всем церковным приходом. Для этого молебен проводится в помещении храма.

Проведение таинства Соборования над всем приходом. Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, г.Москва

Полный богослужебный чин длиться 1.5 — 2 часа. Над христианами, находящимися в больнице, реанимации, или на смертном одре, — совершают краткий чин Соборования, опубликованный в богослужебных сборниках. Собрать собор из 7 священников в больничную палату невозможно.

Совершение таинства Елеосвящения над больными в реанимации

Над болящими производится только одно помазание, и таинство считается совершенным. Опускается чтение псалмов, канонов, стихир и тропарей. Читается молитва, Евангелие, производится благословение.

Православная церковь рекомендует принимать таинство Соборования всем больным и здоровым христианам раз в году.  В таинстве, кроме исцеления телесного и духовного, человек получает прощение забытых и неосознанных грехов, от которых никто не застрахован.

Из глубины веков

Таинство Елеосвящения, как и прочие таинства, имеет евангельское происхождение, оно было установлено Самим Христом. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (6-я глава), “призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли”. Согласно этому свидетельству, еще до голгофских страданий Спасителя существовало такое священнодействие, оно подавало помощь больным и телесно, и духовно. Затем мы находим сведения о Таинстве Елеосвящения в послании святого апостола Иакова (5-я глава, стихи 14-15). “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему”.

Богослужебный чин таинства Соборования известен в нынешнем виде только с XV века. Чин (то есть порядок совершения таинства) видоизменялся на протяжении веков, становясь более пространным, более фиксированным.

Какие же тут были этапы? Сразу скажу, что известно нам далеко не всё. О первых веках мы знаем очень мало. В самых ранних памятниках, которые имеют отношение к этому чину (III-IV века), существуют такие чины, как “благодарение воды и елея” и молитва о приносимом елее. Молитва о елее включала в себя просьбу благословения у Бога на этот елей для помазания болящих и для потребления его ими в пищу. В IV веке освящение елея иногда совершал епископ – впрочем, в то время и другие таинства совершались преимущественно епископами.

Затем, в византийских богослужебных книгах VIII века, мы видим уже более детализированную последовательность молитв, первая из которых – та, что начинается словами: “Отче Святый, врачу душ и телес…” Эта древняя молитва и в наше время произносится при совершении Соборования, и более того – является, говоря богословским языком, тайносовершительной формулой.

Иногда спрашивают – а когда Соборование начали воспринимать именно как таинство, когда его включили в число семи церковных таинств? Кстати, представление о том, что таинств ровно семь, не догматизировано в Православии, это западная богословская традиция, которая вошла и в наши учебники. Но некоторые святые отцы считали таинствами и другие священнодействия, например, Великое освящение воды в праздник Богоявления, монашеский постриг… Как бы там ни было, Елеосвящение достаточно рано стало восприниматься как таинство и на Востоке, и на Западе.

Впрочем, в Католицизме понимание этого таинства до недавнего времени отличалось от православного. В средневековой западной традиции Елеосвящение принято было совершать только над умирающими людьми, отсюда и его католическое название, “extrema unctio” – “последнее помазание”. Надо сказать, что такое название таинства, вместе с соответствующим пониманием, проникло в XVII-XVIII веках и в нашу Церковь, утвердилось в официальных церковных документах. И только в XIX веке Святитель Московский Филарет (Дроздов) настоял на том, чтобы это название таинства как несоответствующее православному пониманию было изъято из употребления – что и произошло в Русской Церкви. Но и на Западе не сохранилось средневекового понимания этого таинства. В последние десятилетия, после II Ватиканского собора, католики изменили отношение к Соборованию, и теперь уже называют его как-то иначе – например, “таинством больных”.

Суеверия, связанные с Таинством Соборования

К суевериям, связанным с Елеосвящением, относятся фантазии, которые, по слову апостола Павла, нельзя принимать ни в коем случае: Негодных бабьих басен отвращайся (1 Тим. 4; 7). Это «мнения», что выздоровевшему после Елеосвящения якобы никогда больше нельзя употреблять мясную пищу, что надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник, что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т.п. Эти баснословия подрывают веру в благодатную силу Таинства и разрушают духовную жизнь принявшего эти выдумки человека. Кроме того, они вносят соблазн в умы «внешних», не принадлежащих к Церкви, но сочувствующих ей людей.

Условия совершения елеосвящения

Елеосвящение можно совершать только над верующими, находящимися в сознании, которым на момент совершения таинства уже есть семь полных лет и которые страдают телесной болезнью или душевной (непроходящим отчаянием, унынием, скорбью). Елеосвящение запрещено совершать над буйными психическими больными.

Елеосвящение может совершаться как в храме, так и вне его (в лечебных учреждениях или дома). Елеосвящение может быть совершено последовательно над несколькими людьми. Елеосвящение можно совершать над одним человеком несколько раз.

По традиции, унаследованной из Византии, раз в год, в Великий четверг, в кафедральных соборах могло совершаться также елеосвящение над номинально здоровыми людьми, хотя помазание при этом совершалось не семь раз, как в полном чине, а однократно. В России в настоящее время общее соборование совершается во многих храмах по крайней мере единожды во время Великого поста (изредка также во время остальных постов), без отличий с обычным чином елеосвящения.

Поскольку в греческих церквах исповедь принимают только заслуженные монашествующие священники (и, как правило, после продолжительной епитимии в монастыре), то верующим дозволяется приступать к причащению без исповеди. Поэтому для облегчения бремени грехов у греков может использоваться таинство елеосвящения, которое традиционно совершается накануне массового причащения в Великий четверг и в Великую субботу в качестве средства воссоединения с Православной церковью накануне Пасхи.

Кроме собственно исцеления от болезней, в таинстве елеосвящения у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл (но не сознательно утаил) на исповеди. Считается, что телесные и душевные болезни Бог попускает человеку за грехи. Таким образом, по учению церкви, когда человеку прощаются грехи, особенно которые остались нераскаянными по забвению, то тем самым ему подаётся исцеление от недугов душевных и телесных.

В Русской церкви существует обычай совершения соборования умирающего человека, даже если он находится уже без сознания (когда уже невозможно его причастить), но только если он при жизни своей был активным прихожанином и сотрудником храма. После наступления смерти освящённым на этом соборовании елеем священник в конце отпевания крестообразно поливает накрытое саваном тело, незадолго до смерти соборованного почившего[]. Поэтому в простонародье ещё бытует поверье, что елеосвящение нужно только перед смертью.

Как правильно подготовиться

Многие церковнослужители, не первый раз проводящие обряд соборования, утверждают, что особой подготовки от желающего поучаствовать не требуется. Однако приходить совсем неподготовленным тоже не следует, ведь таинство подразумевает соблюдение ряда условий.

Акафисты

Соборование – не просто комплекс ритуалов, к которым следует подходить, как к рутинной процедуре. В первую очередь, это очищение души, которая должна уверовать в творимое священнодействие. Готовиться к этому, очистив разум от посторонних мыслей, поможет чтение акафистов. Акафисты – специальные церковные песнопения, в которых возносится благодарность ключевым личностям в христианской религии. Перед соборованием рекомендуется читать акафисты:

  • Божией Матери;
  • Спасителю;
  • Святым, ставшим почитаемым благодаря чудотворным исцелениям страждущих.

Исповедь

Несмотря на очищающую силу соборования, рекомендуется заранее исповедаться, убрав с души мучающие вас деяния. Такая подготовка поможет настроиться на нужный лад, оставив на милость Божью лишь неосознанные или забытые прегрешения. Это действо не относится к разряду обязательных, но, по словам церковнослужителей, очень помогает в дальнейших свершениях.

Молитвы

Еще одним инструментом, помогающим подготовиться перед обрядом, считается чтение молитв. Рекомендуется выделять на него хотя бы по 10-15 минут, но каждый день, это лучше, чем молиться весь день исключительно перед соборованием.

Продукты

Ни одно елеосвящение не происходит без использования определенного списка продуктов. В него входят:

  • крупа;
  • кагор;
  • масло рафинированное.

Крупа

Понадобится для проведения обряда на дому. Зерном наполняют чашу, в которую будут вставляться зажженные церковные свечи. Крупа символизирует начало новой, чистой жизни, без болезней и прегрешений. По окончании процедуры чистое от воска зерно разрешается использовать для приготовления пищи.

Рафинированное масло

Рафинированное масло используется как в домашних соборованиях, так и в обрядах, производимых в храме. Если дело происходит в храме:

  • сосуд с маслом ставится на специальный столик;
  • по окончании обряда священнослужитель подходит к столу и добавляет в каждый сосуд некоторое количество освященного елея.

Кагор

Кагор покупается только для соборования на дому, так как у церкви есть свои запасы этого напитка. Вино, наряду с хлебом, считается божественным даром от самого спасителя. Если брать духовную составляющую, то вино интерпретируется, как кровь господня, со всеми вытекающими из этого свойствами. Стакан с вином располагается рядом с сосудом, заполненным крупой, в котором стоят свечки, и стаканом с маслом.

Благотворительность

Соборование, как и любые другие церковные таинства, проводится на безвозмездной основе и не подразумевает фиксированной оплаты. Отблагодарить церковнослужителя и храм можно при помощи добровольных пожертвований. Сумма пожертвования зависит от возможностей каждой отдельной семьи.

Некоторые храмы, по просьбам прихожан, вывешивают списки с ориентировочными размерами пожертвований для тех или иных обрядов, чтобы желающим было проще ориентироваться. Эти суммы различаются не только от региона к региону, но даже между соседними храмами.

Что взять с собой

При посещении храма для прохождения обряда соборования необходимо иметь с собой:

  • сосуд с рафинированным или оливковым маслом;
  • церковные свечи, купить которые можно непосредственно в храме;
  • носовые платки или салфетки. Они понадобятся, чтобы избавиться от излишков елея, после помазания.

Остальные вещи вам в храме не понадобятся, так как все необходимое для обряда есть у церковнослужителей.

Одежда

Выбирать наряд для соборования необходимо с умом, чтобы не попасть в неприятную ситуацию во время священнодействия

Обращайте внимание на следующие вещи:

  1. Одежда должна быть скромной, без лишних вырезов и ярких раскрасок.
  2. В процессе помазания священник наносит крестообразные символы на запястья, лицо и верх груди. Соответственно, необходимо обеспечить свободный доступ к данным частям тела. Для этого одевайте удобную кофту, у которой есть молния или пуговицы.
  3. Не рекомендуется облачаться в водолазку или свитер, так как он ограничит доступ к верхней части груди для помазания.
  4. Не одевайте дорогую одежду, с которой впоследствии будет трудно свести следы елея.
  5. Мужчинам не стоит одевать майки или рубашки с коротким рукавом, а также шорты.
  6. Мужчинам запрещается находиться в храме в головном уборе, поэтому не забудьте снять его перед входом.
  7. Женщинам подойдут скромные, просторные наряды, скрывающие тело от посторонних взглядов.
  8. В отличие от мужчин, женщинам не разрешается находиться в храме с непокрытой головой.

Что такое соборование в православии, зачем нужно собороваться?


Соборование в церкви Соборование или еще называется елеосвящение — это таинство. В православной церкви есть 7 таинств, верующий человек старается соблюдать их. Эти таинства установил и соблюдал со своими учениками сам Христос, и нам велел. Это такие таинства:

  • Таинство Крещения. С ним мы сталкиваемся в младенчестве или взрослыми, когда проводится крещение человека в церкви. Оно выглядит как погружение в воду или обливание водой младенца 3 раза с произнесением молитвы.
  • Таинство Миропомазания. Священник в церкви проводит кисточкой помазание церковным маслом в виде креста — лба, груди, рук, ног только что крещенного человека, в основном младенца.
  • Таинство Бракосочетания. Его мы можем наблюдать при венчании в церкви молодоженов, и возложении на головы невесте и жениху венцов.
  • Таинство Причащения. Святое причастие в виде Тела и Крови Христовой дает нам батюшка со словами молитвы в церкви после того, как мы исповедуемся в своих грехах. В знак отпущения грехов мы получаем ложечку святого причастия, затем запиваем его водой.
  • Таинство Соборования. Если будет на то Божья воля, то после соборования тяжелобольной человек может исцелиться. Во время этого таинства читается, обычно несколькими священнослужителями, семь молитв. После каждой молитвы священник упоминает имя больного человека и мажет лоб, грудь и руки освященным елеем, а после последней молитвы священник кладет на голову больному Евангелие и просит у Бога прощение его грехов.
  • Таинство Покаяния. Мы приходим в церковь к батюшке и хотим исповедаться ему в своих грехах. В ответ священник нам назначает придерживаться небольшого поста (не есть мясо, яйца и молочное), не грешить, и читать молитвы каждый день. Через определенное время мы опять приходим в церковь, рассказываем священнику о содеянных грехах, глубоко сожалея при этом. Если священник берется отпустить вам грехи, он читает 2 молитвы, примиряющую и просящую о помиловании вас перед Богом.
  • Таинство Священства. Это Таинство предназначено тем, кто решил посвятить себя Богу – священнослужителям при получении чина.

По мнению служителей церкви во время соборования, человеку отпускаются те грехи, которые он не осознает, что это грехи или забыл о них, и не упоминает на исповеди. Собороваться можно и лежащим тяжелобольным людям на дому, и больным, которые могут прийти в церковь. Священнослужители отказывают в соборовании только людям, лежащим без сознания и буйным больным с психическими заболеваниями.

Обряд Соборования формировался на протяжении веков

Чудеса исцеления, как в ранней церкви, так и на протяжении всего времени ее существования, Господь являл разными способами.

Они совершались при возложении рук, прикосновении к предметам одежды святых людей, окроплении святой водой, помазании елеем, принятием Тела и Крови Христовой, и от молитвы.

Церковь выделила помазание елеем в таинство по причине частых и множественных болезней людей, которые постоянно обращались к священникам за помощью.


Таинство Елеосвящения. Роспись Преображенского храма в Ростове. 1675 год

В трудах церковных историков и святых отцов III — IV веков находится множество упоминаний о помазании елеем больных и умирающих со ссылкой на цитату Апостола Иакова.

Отцы, оставившие свидетельства о помазании елеем с целью исцеления:

  • Тертуллиан упоминает о врачеваниях маслом, начало III века;
  • свщмч. Ириней Лионский говорит о практике помазания умирающих, начало III века;
  • Ориген (III в.) и прп. Иоанн Кассиан Римлянин (V в.) упоминают о помазании елеем с целью прощения грехов, со ссылкой на цитату Иакова;
  • свт. Иоанн Златоуст (III — IV вв.) сообщает о христианах, помазывающихся от лампадного масла с целью исцеления;
  • сульпиций Север (IV — V вв.) свидетельствует об исцелении девушки св. Мартином освященным елеем;
  • свт. Григорий Турский (VI в.) отмечал случай исцеления елеем св. Непотианом больного лихорадкой;
  • свт. Кесарий Арелатский (IV — V вв.) в своих проповедях рекомендовал помазывать благословенным елеем для исцеления и прощения грехов;
  • в «Истории египетских монахов» (кон. IV в.) пишется об освящении елея для помазании болящих;
  • блж. Иероним Стридонский (IV — V вв.) в книге «Житие св. Илариона» описывает чудо исцеления находящейся при смерти дочери одной женщины;
  • в соответствии с «Лавсаиком» Палладия (V в.), исцелял елеем прп. Вениамин, который получил от Бога такой дар;
  • в описании «Жития прп. Феодора Сикеота», составленном в VII в., упоминается об исцелении людей и животных через помазание освященным елеем. В этой же книге приведены молитвы на освящение елея.

III

в конце этого века появились первые упоминания о применении святого масла для врачевания

Конкретное упоминание в Римской церкви о помазании, как о таинстве, — приводится в Послании папы Римского свт. Иннокентия, 416 г. к епископу Декентию. Он описывает порядок освящения масла, способы помазания, и называет это одним из таинств.

В Восточной церкви елеосвящение указывается как самостоятельное таинство в слове «О почивших в вере», написанном прп. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). в нем различаются святое миро, и елей, которым пресвитер помазывает страждущих.

Суть священнодействия

Священнодействие приобрело свое название от количества совершающих этот ритуал священников, то есть соборно.

Простые обыватели часто интересуются вопросом: «Как проходит таинство соборования?» Обряд заключается в помазании тела человека специфическим освященным маслом (елеем) с целью призыва Божьей благодати, прогоняющей душевную и физическую немощь. К тому же верующий, прошедший этот обряд, получает прощение своих греховных поступков, которые незаметно, в силу нашей грубости и расслабленности, прошли мимо нашего сознания. Например, человек способен просто забыть о своем преступлении или не знать, что поступок им является.

О грехах:

Интересно! Соборование — это обряд, который находит свое предназначение уже в апостольские времена. Апостол Иаков утверждает, что церковные пресвитеры, молясь над больным и помазав его маслом, являлись орудием Господа, который имеет силы вылечить смертельно больного и простить все грехи.

В истории служении существует колоссальное количество примеров божественного исцеления после проведения таинства соборования. Люди совершенно выздоравливали после таинства физически и душевно. Однако нет абсолютной гарантии в том, что обряд поможет каждому.

Соборование — это священнодействие с целью избавления от грехов и недугов, оно проводится семью священнослужителями. Это количество несет символическое значение для полноты православной Церкви. Таинство состоит в прочтении именно семи отрывков из апостольских наставлений, повествующих об чудесных исцелениях, покаянии, сострадании и необходимости упования в могущество Всевышнего. После каждого прошения в молитвенном смирении больному совершают семикратное помазание елейным маслом.

Важно! Церковь разрешает проводить Таинство Соборования и одному священнику, но в том случае, если он способен совершать священнодействие от лица собора. Таинство Соборования

Таинство Соборования

Схема суточного круга

Существует определенная, традиционно установленная последовательность богослужений внутри одного дня. В христианской традиции эту последовательность принято называть суточным кругом богослужений.

Полностью круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого часов, литургии. Этот порядок может определенным образом меняться во время Великого поста.

Во время больших православных тожеств, а также по воскресеньям, объединяются вечерняя, утренняя служба вместе с первым часом. Это называется Всенощным бдением. В большинстве современных храмов девятый час, повечерие и полунощница не проводятся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector