Кощунство

Содержание:

Личностное святотатство

В случае когда попираются права слуг Божиих, мы привыкли слышать слово «кощунство». Что такое святотатство над служителем церкви, как не надругательство не только над его мировоззрением, но и над личностью?

Святотатство личное означает непочтительное отношение к священнослужителю, причинение ему вреда или осквернение, унижающее его честь. Это кощунство может быть совершено тремя основными способами:

  1. Поднятие руки на священнослужителя или религиозного деятеля.
  2. Нарушение существующего церковного иммунитета. Жрецы с давних времен имеют право на освобождение от юрисдикции общих трибуналов. Смысл, следовательно, заключается в том, что тот, кто, несмотря на это, обращается в гражданский суд, иначе, чем предусмотрено канонами, объявляется виновным в кощунстве и отлучается от церкви.
  3. Любой поступок против обета или целомудрия — уже грех.

Применение слова в различных случаях

Использование анализируемого термина постепенно приобрело большие масштабы. Если изначально слово обозначало совершённое преступление, то во времена Цицерона в понятие «кощунство» входило уже словесное оскорбление.

В других древних религиях есть понятие похожее на кощунство – вид запрета на иное восприятие священных объектов. Предметы культа или обрядов должны рассматриваться только так, как положено, и никак иначе.

Кощунство над личностью

Термин применяется и в отношении служителей церкви, а не только религиозных предметов и веры. Непочтительное отношение выражается в причинении вреда священнослужителю, каком-либо его осквернении словами или действиями, унижающими его честь. Личное кощунство выражается 3 способами:

  • поступок против целомудрия и обета;
  • поднятие руки или избиение религиозного деятеля или священнослужителя;
  • нарушение церковного иммунитета, а именно привлечение служителей церкви к ответственности через гражданский суд не так, как предусмотрено канонами.

Остальные случаи использования выражения

Феодосий, император римского государства, со времён появления христианства представил кощунство не только в отношении церкви, но и самого себя. Святотатством Феодосий называл преступления против императора и уклонение от уплаты налогов. Во времена Средневековья святотатство обозначает физические действия, направленные против священных объектов. Именно это значение формирует все последующие обозначения термина в католических учениях.

На сегодняшний день в некоторых странах отменены законы против кощунства в силу выражения свободы мнения. Это не касается причинения имущественного вреда, травмы верующим и служителям церкви. Декриминализация не отменяет того факта, что кощунственные акты не одобряются со стороны общественности.

Отграничение святотатства от смежных преступлений


Очень часто святотатство путают с такими преступлениями, как вандализм и хулиганство.

Ведь совсем недавно статьи святотатство не было в кодексе и разрушение памятников, танцы у алтаря и другие невероятные преступные деяния можно было охарактеризовать и вменить наказание только по вышеупомянутым составам.

На сегодняшний день все проблемы такого рода полностью исчерпаны.

Очень важно знать определения вандализма и хулиганства. Вандализм признается учеными психологами да и теоретиками права, формой деструктивного поведения гражданина, которое может являться также дивиантным

Вандализм признается учеными психологами да и теоретиками права, формой деструктивного поведения гражданина, которое может являться также дивиантным.

Вандализм (ст.214 УК РФ) представляет собой действия, которые направлены на осквернение различных ценностей, начиная с предметов искусства, и заканчивая зданиями, строениями и сооружениями.

Многочисленные рисунки краской из баллона на новых красивых домах- как паз признак того самого вандализма.

Под хулиганством (ст. 213 УК РФ) также понимают действия, которые направлены на разрушение и несут в себе все показательное неуважению как к обществу в целом, так и к конкретным людям в частности.

Как правило, при хулиганстве грубо и резко нарушаются закоренелые устои, общество расслаивается.

Кто такой кощунник

Значение термина «кощунник» связано с языческим толкованием слова «кощюна», которое означало миф, сказание, легенду.

Кощюна-миф тесно связывался с колдовством, волхованием и загробным «кощьным» миром.

Вспомним образ Кощея Бессмертного, само имя которого указывает на потусторонний мир.

Поскольку кощьный мир являлся обителью языческих богов, то после крещения Руси все связанное с ним приобрело негативный оттенок и кащюнов-сказителей причислили к святотатцам.

Отсюда и определение, данное в толковом словаре Даля:

Так, постепенно кощунниками стали звать осквернителей святынь, религиозных учений, насмешников над чувствами верующих.

Библейское значение

Рассуждая о том, кто такой кощунник в Библии, можно опираться на Ветхий и Новый Заветы, где кощунник — насмешник, ругатель, осквернитель.

Например, Бог карает тех, кто пытается заглянуть в Ковчег Завета или без веского повода прикоснуться к этой святыне.

Библия считает кощунником того, кто пренебрежительно относится к предмету поклонения другого человека. Того, кто распространяет клевету, издевается и насмехается над церковными обрядами.

Современное понятие

Сегодня, аналоги рассматриваемого понятия — надругательство, глумление, осквернение, оскорбление и святотатство.

В наши дни кощунством является:

  • непочтительное отношение к религиозным ритуалам;
  • надругательство над реликвиями;
  • посягательство на личность священнослужителя;
  • похищение святыни или торговля религиозными ценностями с целью личного обогащения.

Классический же пример святотатства, не имеющего отношение к религии, — вандализм в отношении памятников воинской доблести.

Кощунство и богохульство в православии

Сегодня у слова «кощунство» достаточно много синонимов, но ранее, до 1917 года, все они имели конкретное значение. Например, «святотатство» употреблялось при описании страшных поступков варваров — ограбление могил и священных храмов, что нарушало всяческие законы морали.

А вот «татьба» — это воровство или преступление против церковной собственности. Отсюда и произошло «свято-татство», т. е. похищение святыни в 1653 году, когда слово стало означать в целом религиозное преступление точно так же, как и «богохульство».

«Кощунство» изначально определяло неуважительное отношение к церковным ритуалам и правилам христианства. Сегодня это все родственные выражения, которые говорят о нарушении морали и неуважительном отношения к вере.


Как православному человеку реагировать на кощунство?

Что такое кощунство в православии и как верующий человек должен реагировать на такое поведение? Существительное «кощунство» является и глаголом одновременно (кощунствовать), имеющие одинаковое значение — действие, оскорбляющее чувства религиозных людей.

Важно! Согласно Писанию, кощунник — это тот, кто является осквернителем и насмешником. Кощунник в православии — это человек, пренебрежительный и саркастически настроенный против предмета поклонения и почитания другого человека

Тот, кто «сеет» клевету, издевается и насмехается, не совершает должным образом обряды, установленные церковью или, не уважает Божье слово и повеления.

Также выделяют и кощунство над личностью — непочтительное отношение к служителям Церкви, причинение вреда, осквернение словами или действиями человека, служащего на ниве Божьей.

Такое кощунство может включать:

  • действие против целомудрия;
  • избиение священнослужителя;
  • привлечение служителей к ответственности по гражданским законам, а не по канонам.

Что значит богохульство для верующего? Для любого православного христианина Господь является Господом, Царем и Отцом. Он спас людей через Сына Своего Иисуса Христа и Его одного почитают. Когда кто-либо позволяет насмехаться над Ним, оскорбительно отзываться о Церкви и верующих все это причиняет боль христианину и, конечно, обиду.

Никто не хочет, чтобы оскорбляли и поносили родственников, семью, дорогих людей и вещи, но некоторые люди считают своим долгом унизить другого. Христианство — это религия любви, именно Христос заповедал людям «Любить ближнего своего как самого себя» и в этой заповеди нет исключения для богохульников и кощунников.

Совет! Любить следует всякого. Однако при этом не следует более сообщаться с такими людьми или слушать их. О них стоит просить Господа и молить об их спасении, но реагировать словесно или более того руками ни в коем случае нельзя!

Война — кощунство над природой, или Как уберечь от разрушения мир вокруг нас?

Наверное, меньше всего во время военных действий человек задумывается над тем, какое грандиозное негативное влияние он оказывает на окружающую среду. Это миллиарды вырубленных деревьев, стоптанных лугов и окровавленных, загрязненных рек, это и тонны мусора, антисанитария, неуважение к природе, пренебрежение к вымирающим видам растений и животных. Это настоящее кощунство. Что такое одно или несколько срубленных деревьев или засоренный пруд по сравнению с тем, сколько человеческих жизней пропадает и не возвращается никогда?

Однако это временно, ведь потом, через года и даже десятилетия, приходит осознание того, что лес постепенно вымер, а новым, не видавшим войны людям хочется дышать свежим воздухом, собирать грибы, купаться в чистой речке. Но война — страшная сила, которая не чтит правил этикета, и даже порой под ее страшной рукой погибают самые удивительные памятники природы. Поэтому многие всемирные организации (например, ЮНЕСКО и многие другие) учреждают специальные программы для сохранения памятников культуры и природы в зоне военных действий.

Оскорбление Бога в религии

Разберемся,кто же такой богохульник и что значит богохульство в иудаизме и христианстве.

В иудаизме

В иудейской теократии все, связанное с верой, изначально охранялось на законодательном уровне. Следовательно, и хула на Всевышнего считалась государственным преступлением, тем более что в Законе Моисея было ясно указано: поносящий Имя Господа должен быть предан смерти через побиение камнями.

В более широком смысле неуважение к религии в иудаизме обозначают как «хилул ха-Шем», поругание имени Бога, и «хилул ха-кодеш», поругание святыни. Если первое преступление, за которое побивали камнями, есть именно хула на Всевышнего, то второе более соответствует святотатству или кощунству.

Так называемый «карет» накладывался за умышленное осквернение святости в храме, нарушение ритуала, неправильный убой животного, приносимого в жертву, либо совершение обряда жертвоприношения в ненадлежащее время и непредназначенном для этого месте. Карались непосвященные, вступившие в святилище, а также те, кто вкусил храмовые дары, будучи нечистым в ритуальном смысле. Множество запретов и ограничений касались правил священнослужения, использования не по назначению храмовых предметов, например, фимиама. Страшным грехом считалось осквернение свитка Торы.

Впрочем, понятие «карет» трактовалось, в основном, как «небесная кара», и раскаявшиеся грешники после порки особым ремнем и штрафа смерти не предавались.

Нужно заметить, что ныне в Израиле действует закон, по которому за осквернение святых мест любой религии назначается тюремное заключение сроком до семи лет.

В христианстве

Христианская Церковь как религия, согласно учению которой после надлежащего покаяния прощается любой грех, стоит особняком от иных религий в плане оскорбления Всевышнего. Тем не менее, есть один существенный нюанс. Согласно Евангелию от Матфея (Мф.12:31-32), Христос говорил, что человеку простится любая хула, в том числе и на Сына Человеческого, но хула на Духа Святого «не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Таким образом, в христианстве поношение даже самого Христа может быть прощено, а Духа Святого — нет.

Этот постулат столетиями служил камнем преткновения в спорах богословов, которые совершенно закономерно отмечали: «Если Бог един в трех лицах, то оскорбление Бога Отца и Бога Сына есть и хула на Духа Святого».

Полторы тысячи лет гражданское и церковное право в христианских странах смешивали понятия «грех» и «преступление». Размежевать эти категории стало возможным лишь в Новое время, и только в ХІХ веке оскорбление Всевышнего перешло из юрисдикции мирского суда суду духовному. Одновременно это понятие было значительно расширено, оно стало означать не только словесное поношение Бога и святых, но и пренебрежение к догматам, ритуалам, приверженность культу Сатаны, колдовство и т. п.

В отличие от Средних веков, за это уже никто на костер не посылал, и практически единственным методом воздействия на закоренелых грешников оставалось только отлучение от церкви, которое, впрочем, всегда являлось самой страшной и весьма действенной карой для христиан.

Кощунство — что такое? Этимология и история появления термина

В классическом смысле этого слова кощунство — это надругательство над священным объектом или человеком. Под ним также подразумевается нанесение вреда, унижение чести, достоинства или памяти о чем-либо. Оно может проявляться в виде неуважения к священным лицам, местам и вещам. Когда содеянное преступление словесное, это называется кощунством, а когда физическое, то его часто называют осквернением. В более свободном смысле любой проступок против религиозных постулатов будет кощунством.

Само слово «кощунство» происходит от латинского sacer (священный), и legere (читать). Часто как его синоним употребляют слово «святотатство». Историю свою оно ведет еще с древнеримских времен, когда варвары грабили священные храмы и могилы. Ко времени Цицерона святотатство приняло более широкое значение, в том числе им считались словесные преступления против религии и унижение достоинства культовых объектов.

В большинство древних религий есть понятие, аналогичное кощунству: там оно часто рассматривается как вид табу. Основная идея заключается в том, что священные объекты не должны восприниматься таким же образом, как другие.

Кощунство

Кто насмехается над произведением, тот насмехается над самим художником. Ругаяйся человеку раздражает Сотворшего его (Притч. 17, 5). Кто посмевается над созданием Всеведущего, тот, сам того не разумея, посмевается над Творцом; потому что посмеяние над тварью от твари переходит к Творцу (прп. Ефрем Сирин, 34, 346–347). Источник.

* * *

И малые дети часто смеются, когда мы говорим о предметах серьезных и занимаемся вещами необходимыми, но смех (их) служит доказательством не ничтожности осмеиваемых предметов, а неразумия смеющихся (свт. Иоанн Златоуст, 45, 401). Источник.

* * *

Удивительно для тебя, говоришь ты, что Бог не щадит святилищ Своих, когда в страх приводит землю. Но точное объяснение этого имеешь в божественных книгах. И не смущайся, смотря на совершающееся ныне. Ибо если не пощадил святого Ковчега, но вместе с законопреступными жрецами предал иноплеменникам и град святыни, и херувимов славы, и первосвященническую ризу, и пророчество, и помазание, и явление отдал в попрание и осквернение язычникам, то и ныне не щадит Пречистых Тайн, чтобы непощадением дворов Своих привести в страх согрешающих, внушив им, что они за дела свои должны ожидать себе еще более грозного наказания. Рыдай, кипарис, ибо упал кедр (Зах. 11,2). Когда падает крепкое, да вразумляется сим немощное! (прп. Исидор Пелусиот, 60, 52–53).

* * *

…Погрешаем и в этом, когда мстим за сделанное против нас и оставляем без внимания сделанное против Бога. Ибо, когда обижены мы, всего полезнее кротость, а когда оскорблено Божество (что возможно только в представлении обезумевших, потому что никакой вред не может простираться на оное неприкосновенное Естество), тогда раздражение прекраснее скромности. Но мы поступаем напротив: к своим врагам неснисходительны, а к вооружающим язык на Бога кротки и снисходительны. Вознегодовал некогда прекроткий Моисей на сделавших тельца негодованием, лучшим всякой кротости; вознегодовал и Илия на идолослужителей, и Иоанн на Ирода, и Павел на Елиму, защищая не себя, но Божество, которое Само для Себя достаточно, но одобряет ненависть к злу добродетельных, презиравших оскорбления, им самим наносимые. Ибо эту добродетель почитали они любомудрием (прп. Исидор Пелусиот, 62, 290–291).

* * *

Один благочестивый человек, питавший особенную любовь к святому великомученику Артемию, взял свечей и масла и пошел к мощам его. На пути ему встретился знакомый и спросил: «Куда, друг, свечи и масло несешь?» «Иду помолиться святому Артемию», – был ответ. Тот, насмехаясь, сказал: «Не забудь, друг, от него болезнь захватить и сюда принести, когда назад пойдешь». Не отвечая на насмешку, путник поспешил к мощам святого и, совершив там молитву, пошел домой.

Что же? На обратном пути его действительно постигла болезнь; он почувствовал нестерпимую боль в теле, которое стало местами отекать, и он не в состоянии был дойти до дома. Неподалеку находился дом того самого друга, который насмехался над ним. С величайшим трудом путник добрел туда и почувствовал, что ему стало еще хуже. На него напало нечто вроде беснования, язык его онемел, и болезнь казалась смертельной. Однако вскоре он пришел в себя и, полагая, что несчастье случилось из-за кощунственных слов насмешника, подумал: «За что я так страдаю? Не ради ли насмешки моего друга?» Друг же, со своей стороны, вновь начал насмехаться над ним, и дело дошло уже до явной ссоры, так что многие прохожие останавливались, интересуясь, что же произошло? Больной поведал им о своей встрече на пути к святому Артемию с другом и о его кощунстве, а сказав это, тотчас почувствовал себя совершенно здоровым.

Но, о ужас! Его болезнь мгновенно перешла на кощунника, который начал кричать: «Увы мне! горе мне!» Присутствовавшие ужаснулись, видя это, и, прославив Бога и святого Артемия, сказали: «Праведен суд Божий! Ты бо еже искал еси, обрел, и прочии тобою да вразумлени будут не вменяти в хулу и посмех чудеса, бывающие от Бога святыми Его угодниками» (112, 121 –122).

Грех кощунства и богохульства

Церковь на протяжении всего своего существования многократно подвергалась оскорблениям и поношениям. Если в первые века людей, принявших Христа как своего Спасителя, убивали, распинали и умерщвляли любыми путями, то сегодня чувства их стараются унизить и оскорбить.

Как Господь реагирует на грех кощунства и есть ли наказание для таких людей — важный вопрос, но не менее важный и вопрос о том, как верующим следует реагировать на такие действия?

На последнем Архиерейском Соборе Церкви в 2011 году был разработан и принят программный документ, в котором содержится план действия в случае клеветы на Церковь и богохульства. Прежде всего, там описаны различия между конструктивной критики в адрес Церкви и ее оскорбления. В частности, объясняется, что именно считается богохульством — сознательная попытка унижения религиозных святынь, священных для православных верующих, выраженная словесно или конкретными действиями.


Архиерейский Собор Церкви

То есть если унижение направлено на конкретного священнослужителя как на человека, то это не считается богохульством, но если он подвергается насмешкам из-за веры, которую исповедает, то это уже грех богохульства, поскольку унижается Святой Дух, присутствующий в каждом верующем.

Важно! Следует также помнить, что Церковь — это организм и оскорбляя один его член, оскорбляют весь организм

Нерелигиозное кощунство, или Почему люди хотят воевать?

«Война есть одно из величайших кощунств» — это еще в далеком XIX веке сказал известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Он понимал это уже тогда: после наполеоновского вторжения страна потеряла очень много солдат и мирных людей, хотя по сравнению с событиями Великой Отечественной войны это была лишь предыстория. Военные действия страшны не только в плане миллионов смертей невинных, молодых, полных жизни и энергии людей. Они забирают также и самое главное в психологическом плане: счастье, веру, любовь, надежду и спокойствие, а вселяют страх, ужас и боязнь завтрашнего дня.

Даже сегодня, в развитом плюралистическом мире война имеет место на всех континентах в десятках стран: Египет, Израиль, Украина, Иран… И это неполный перечень государств, в которых происходят вооруженные конфликты. Что же заставляет людей воевать между собой, разрушать не только природные богатства, но и чьи-то жизни? Часто это политика, религия или месторождения полезных ископаемых. Очевидно только одно: гибнут люди и уходят в небытие города, а война в этом мире — вечна.

Как не стать кощунником

Исходя из того, что такое кощунство в православии, следует выделить две возможности допущения такой оплошности: по незнанию и намеренно.

Кощунство по незнанию может допускаться в связи с собственной необразованностью, отсутствием сведений об определенной культуре.

В частности, если мы говорим о православной традиции, то человек по незнанию может как-то неподобающе вести себя в церкви, обращаться к священникам и допускать подобные оплошности.

Такие проступки не особенно одобряются, но они являются мягкими и не так порицаются. Ведь в такой ситуации человек всегда может исправиться и более не допускать ошибок.


Совершенно иным вариантом является сознательное оскорбление и ценностей и святынь. Нередко источником подобного поведения даже называют различные происки бесов и других инфернальных сущностей, которые овладевают слабыми людьми и заставляют произносить кощунственные слова, портить какие-то религиозные предметы. Поэтому такой грех гораздо труднее искупить.

Если поразмыслить, что означает рассматриваемый термин, то из сугубо материального порядка мы перемещаемся к порядку душевному. На самом деле кощунство является определенным умонастроением, которое может принять человеческий разум.

Искренне верующий православный придерживается собственной веры и бережет свои святыни, но также бережно относится ко всему святому для других людей. Если предпочтения других являются странными и непонятными, то православный относится с пониманием и искренне надеется на приобретение такими людьми истинной веры

Так или иначе, речь идет о чутком и осторожном отношении к самым разнообразным ценностям других

Собственно, такое поведение соответствует заповедям Христа о любви к ближнему, что означает в том числе принятие и бережное отношение, намерение не повредить другому. Если развить в себе такое умонастроение, то станет чрезмерно трудным сделать нечто кощунственное.

Таким образом, значение слова кощунство следует также трактовать как определенное намерение души причинить ущерб чему-то ценному для другого. Для нормального верующего такое отношение является странным. Православному порой не составляет труда увидеть, как даже язычник может общаться с Господом через какие-то собственные символы и практики, и Господь является к нему через эти формы поклонения.

Поэтому святыни и являются святыми. Значит, следует чутко относиться к воззрениям и ценностям других людей и прежде всего исходить из концепции понимания, нежели противоборства и поругания.

Родственные выражения

Слово «кощунство» является существительным и склоняется по падежам. В русском языке есть глагол, обозначающий «совершать кощунство» – кощунствовать. Этот глагол означает оскорблять религиозные чувства верующих людей в православии, насмехаться над тем, что они так глубоко почитают. Прилагательным к слову «кощунство» является выражение «кощунственный». Совершать кощунственные действия или кощунствовать – непочтительно относится к чему-нибудь, что достойно уважения. Осквернитель, надругатель, насмешник – вот кто такой кощунник, согласно Библии. Кощунник в православии пренебрежительно и саркастически относится к тому, что для другого индивидуума составляет предмет почитания и поклонения. Кощунник – тот, кто грязно отзывается и неуважительно относится к чьим-то религиозным верованиям и святыне. Кто «сеет» клевету, травит издёвки, совершает издевательства, насмешки – тот кощунствует.

Откуда произошло слово «кощунство»

Достоверно найти источники образования термина невозможно, но по этому поводу существует несколько гипотез. Первый вариант этимологии слова – это происхождение термина от древнерусского «кощюны» и «кощюнствовать». Эти слова раньше писались через «ю». С течением времени учёные мужи много раз переписывали русский язык, меняя письменное написание термина.

Но также оно могло пойти от старославянского «кощун» – насмешка или запретный грех, интригую, насмехаюсь. Другая гипотеза образования слова заключается в совмещении латинских слов sacer, что переводится как священный и legere – читать. Наиболее часто оно употреблялось в контексте непростительного отношения против религиозных постулатов. Синонимом термина называют «святотатство» и «богохульство».

Отличие от выражений «святотатство», «богохульство»

У «святотатства» несколько другое происхождение. Употребление этого слова начинается со времён Древнего Рима. В те времена варвары разворовывали могилы и грабили священные храмы. В погоне за материальными благами они не останавливались даже перед глубоко почитаемыми законами морали.

Церковнославянское выражение «татьба» обозначает воровство, преступление, совершённое против собственности церкви. Такое значение слова («свято-татство» – похищать святыню) сохранялось вплоть до 1917 года.

В те времена значения слов святотатство, кощунство, богохульство очень различались:

  1. «Церковная татьба» долго расценивалась как простое корыстное злодеяние. Лишь с 1653 года термин приобрёл несколько другое значение и стал расцениваться как преступление против религии.
  2. Кощунство же изначально расценивалось как явное неуважение к обрядам, правилам, предметам христианства и православной церкви.
  3. Ещё одним синонимом выступает богохульство, но оно рассматривается уже как преступление против самой веры, в то время как кощунство – против обрядов, предметов культа.

Наказания за кощунственное поведение

В современной России наказание за данный вид преступления прописано в статье 148 Уголовного кодекса. Под действие статьи попадают те, кто унижает человеческое достоинство по признаку принадлежности к религиозному сообществу.

Наказания за святотатственное поведение практикуются во многих странах. Наиболее жесткие санкции предусматриваются законами исламских государств.

В ряде других странах также карают за святотатственные действия:

  1. Греческая православная церковь имеет статус государственной, и там есть несколько статей, предусматривающих наказание за кощунственные высказывания или действия.
  2. В Италии с 1999 года богохульство было переквалифицировано из уголовного преступления в административный проступок.
  3. В США нет общего федерального закона для стремящихся кощунствовать, но есть нормативные акты в отдельных штатах. Касаются они норм поведения на религиозных собраниях.

Значение слова кощунник

Примеры употребления слова кощунник в литературе.

Кощунники грят, что бьются поляне, древляне, дряговичи, хорваты, урюпинцы, вятичи, лютичи, бодричи, все-все другие племена и народы. Мир был совсем пуст, — нараспев вещал кощунник строгим торжественным голосом, — в нем ничего не было, даже времени, потому никто не скажет, сколько вранов или колод прошло, пока появилось Яйцо.

На дурня цыкнули, кощунник продолжил: — Взялись населять мир зверьми, птицами, рыбами, гадами и насекомыми.

Самое же странное, что нахальный кощунник, любитель ядовито охаивать чужих Богов, молился очень по-воински.

Могучий голос кощунника и пестрая кучка молодежи привлекли ее внимание, она быстро сбежала по ступенькам. Провозгласив Иннокентия кощунником и глумцом, наложил отец на недостойного епитимью, с чего и мается Иннокентий, лишь взором прикасаясь к пище земной и небесной

Провозгласив Иннокентия кощунником и глумцом, наложил отец на недостойного епитимью, с чего и мается Иннокентий, лишь взором прикасаясь к пище земной и небесной.

На самом деле они любят не столько храбрых, как поют кощунники, сколько осторожных.

Ты говоришь, что первый человек на свете — Пуруша, а кощунники поют, что первого выстругали из ивы, потому и назвали Ивашом.

Много баек мы слыхивали, кощунники и тута есть, но чтоб живые сюда забредали.

Илья Потапыч, который сам должен был присутствовать на празднике, отсоветовал ему: — Когда в здешних поганых фряжских обычаях к питию пьянственному мужи и жены в гнусных личинах и машкерах сойдутся, тут же приходят и некие кощунники, имея гусли и скрипели, и сопели, и бубны, бесяся и скача, и скверные песни припевая: каждый муж чужой жене питие подает с лобзанием, и тут будет рукам приятие и злотайным речам соплетение, и связь диавольская.

Сквернавцы и кощунники ересь свою в чистые головы втюхивали с твоего произволения и наглядно доказывали преимущества дьявольского умствования.

Но даже в самой невыносимой точке боли я не был в состоянии бросить камень в тех кощунников, которые являлись для меня лишь носителями общей вины, о которой впору бы думать и думать!

И кара настигала преступников и кощунников за воровство и татьбу, за дармоедство и лень, за пьянство и алчность, за похоть и тщеславие, гордыню и сребролюбие, драчливость и уныние.

Ойтец Тадеуш, ревниво относящийся к каждому незнакомому посетителю, так как в каждом подозревал невежественного туриста, норовящего шляться по святыне в шляпе или устраивать экскурсионное мероприятие чуть не во время обедни, и нервно ожидающий наплыва кощунников, желающих поглазеть на папу, сразу расположился к незнакомцу.

Значение слова кощунствовать

Но это так, к слову, Родина она одна, и обсуждению не подлежит, потому как трудно обсуждать ее и не кощунствовать, ну ее к бельмесу…

Работа в розыске – не война на передовой, не будем кощунствовать, но это мужская «соленая» работа, где тоже грязи и крови хватает и мало не покажется.

Ты избрал меня своим слугой не для того, чтобы я проклинал — я должен был бы благословлять детей моей отчизны, но сейчас благословить их — значит кощунствовать против святости твоей…

появляется обыкновение афишировать свое презрение к религии и церкви и демонстративно кощунствовать, в то же время отдаваясь своим низменным, порочным инстинктам.

Глядя на гражданина начальника, даже глубоко верующий человек может начать кощунствовать, Но не следует забывать, что тело всего лишь вместилище души, и не так уж важно – Аполлон он или Квазимодо. Старуха, кстати, могла выводить их, однако не разрешала кощунствовать над природой, при Андрианове вытолкнула как-то за дверь чистоплюя начфина с бородавкой на шее

Старуха, кстати, могла выводить их, однако не разрешала кощунствовать над природой, при Андрианове вытолкнула как-то за дверь чистоплюя начфина с бородавкой на шее.

Так вот, если бы оказалось, что Достоевский действительно бессмертен, а бесчисленное количество его верующих учеников и поклонников, та огромная масса серого (во всех смыслах) люда, о которой идет речь в «Великом инквизиторе», кончает свою жизнь со смертью, как и начинает с рождения — примирился ли бы человек, и не какой-нибудь первый попавшийся, а хотя бы сам Достоевский, которого я здесь не случайно назвал, а умышленно, как наиболее горячего защитника идеи справедливости (на земле бывали еще более горячие, страстные и замечательные защитники справедливости, может быть, их следовало бы назвать, — но на этот раз я не хочу кощунствовать, — кому Достоевский покажется малым, пусть сам назовет другого), итак, примирился ли бы Достоевский с такой несправедливостью, т.

Тогдашнее духовенство большею частiю погрузилось въ матерьяльные интересы, не понимало стремленiй народныхъ, дѣйствовало формально, по внѣшности, неимѣя духа и жизни; на свою обязанность смотрѣло какъ на оброчную статью, холодно, механически, небрежно относилось къ дѣлу вѣры, и надъ внѣшностью религiи подъ пьяную руку не боялось кощунствовать передъ народомъ.

Ну да, чтоб мы оставили их в покое, а они чтоб спокойно пили водку и закусывали ее салом.– Почему сразу пили и закусывали? – пожимал плечами Фима. – Нам что, заняться больше нечем?– Вон отсюда! – ревел Соломон. – Прочь с глаз моих, пока я не прибил тебя ханукальной менорой!– Семочка, прошу тебя, не надо кощунствовать, – осмеливалась подать голос Рахиль.– Где ты тут видишь Семочку, женщина? – напускался на жену Соломон. – Семочки в Гомеле семечками торгуют, а я – киевский раввин!Буря, впрочем, очень скоро утихала, угроза будущего брака рассыпалась сама собою, марьяж превращался в мираж, потому что сердце влюбчивого Фимы не умело долго принадлежать одной женщине.

Что такое кощунство

Это неуважение к:

  1. Храму или реликвии.
  2. Конкретному человеку (священнослужителю или верующему).

Причинение вреда, унижение достоинства, памяти о ком-то считается кощунством.

Когда совершенное преступление носит словесный характер, его называют кощунством, а когда физический — осквернением.

Термин вошел в обиход с тех пор, как начались грабежи усыпальниц. Позже этим считалось даже словесное оскорбление канонов религии.

В большинстве же древних верований есть аналогичное понятие: там оно часто рассматривается как то, что к священным объектам следует относиться с благоговением.

Этимология слова

Сразу несколько языков предлагают нам варианты происхождения слова:

  1. В старославянском языке кощуна обозначала «запретный грех, насмешка».
  2. В болгарском — кощу́н или кощу́ня значит «хитрю, интригую, насмехаюсь».
  3. По-татарски — «костан» — корыстный человек.

Значение понятия

Понятие, о котором идет речь, достаточно многогранно. У разных народов имеются свои понятия о ценностях и этических нормах. То, что для одних является святотатственным действием, для других не означает ничего кощунственного. Ведь до сих пор существуют племена каннибалов, чьи религиозные воззрения разительно отличаются от принятых, например, у православных христиан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector