Береговой, георгий

Деятельность в сфере науки и политики

Наряду с летной и учебной работой Георгий Тимофеевич занимался написанием научных работ, связанных со сферой космонавтики и инженерной психологии. Он стал соавтором нескольких существенных открытый в области физики, занимал должность председателя союза ветеранов. Немаловажную роль в его биографии играет тот факт, что Береговой занимался написанием художественных произведений. За все время профессиональной деятельности Георгий был избран депутатом Верховного Совета. Дата смерти этого летчика, космонавта, ученого и писателя – 30.06.1995.

Не остается сомнений в том, что Береговой – Космонавт с большой буквы. За время деятельности ему удалось совершить множество открытий и изменить этот мир к лучшему.

Испытание невесомостью

Вслед за первым полетом Юрия Гагарина на корабле «Восток» последовали другие, позволившие проанализировать влияние условий полета на функционирование организма человека. Так, в октябре 1964 года Советский Союз запустил экипаж из трех человек различных специальностей на корабле «Восход». Затем был осуществлен выход космонавта в открытый космос через шлюзовую камеру.

Основные успехи отечественной космонавтики связывают с именем Сергея Павловича Королева. Однако в январе 1966 года случилось несчастье — сердце выдающегося ученого и конструктора остановилось во время плановой хирургической операции. Но правительство не собиралось менять планы, поторапливало конструкторов. Три первых беспилотных запуска корабля «Союз» завершились аварийно, «сырой» корабль ещё не доведен. В апреле 1967 года в полет на «Союзе-1» отправился один из самых подготовленных офицеров отряда Владимир Комаров, однако при спуске космонавт погиб. Эти неудачи фактически приостановили советскую пилотируемую программу. Ко всем несчастьям добавилась гибель Гагарина в марте 1968 года во время рядового тренировочного полета.

Но было необходимо двигаться дальше. Следующим шагом планировалось осуществить стыковку в космосе в ручном режиме. В октябре 1968 года с Байконура стартовали беспилотный «Союз-2» и «Союз-3» с человеком на борту. Выполнение задания назначили Георгию Береговому — самому возрастному и опытному, единственному на тот момент из отряда, кто имел богатейший опыт летчика-испытателя.

Георгий Береговой во время предполетной тренировки в центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина в Звездном городке, 1968 год Валентин Черединцев/ТАСС

Хотя взлетел корабль успешно, на орбите все пошло не по плану. Стыковку хотели провести в тени Земли, при отсутствии связи. Сближение двух кораблей шло нормально, но затем «Союз-2» отклонился от установленных параметров, исправить положение Береговому так и не удалось, несмотря на старания.

В те годы медики не имели достаточной информации о воздействии на организм невесомости и привыкании к ней вестибулярного аппарата, потому стыковка в ручном режиме представляла чрезвычайно сложную задачу. У блестящего летчика при земном притяжении не было возможности ранее столкнуться с подобной проблемой, что возникла у него на орбите. Позднее выяснилось, что космонавт заводил «Союз-3» на соединение в «перевернутом состоянии».

Краткая биографическая справка

Точная дата рождения героя – 15 апреля 1921 года, место – поселок Федоровка, который нынче располагается в Полтавской области на территории Украины. Немного позже Береговой сменил место постоянного жительства на город Енакиево, что находится в Донецкой области. Еще со школьной скамьи Георгий Тимофеевич начал увлеченно интересоваться спортивной авиацией в стенах городского аэроклуба.

Увлекало его и моделирование боевой техники. В итоге он заработал звание руководителя этой секции. А после завершения 8-летнего обучения в школе стал слесарем на металлургическом заводе. В семнадцать лет он окончил обучение в аэроклубе и впоследствии 3 года обучался в школе военных летчиков. Еще одно почетное звание, которого удостоен Береговой – космонавт. Но о его заслугах в данном направлении речь пойдет позже.

«Чтобы поступить в аэроклуб, юноша бросил школу и пошел на завод»

— Как Георгий Тимофеевич стал летчиком?

 — Первым примером для него стал его старший брат Виктор — летчик, начальник парашютной станции Челябинского аэроклуба. Его, к сожалению, в 1937 году арестовали и расстреляли, как и многих других невинных людей разных профессий, — продолжает Виктор Георгиевич. — Средний брат — Михаил Георгиевич — генерал-лейтенант в отставке, в свое время командовал радиотехническими войсками ПВО страны. Сейчас ему 93 года.

На снимке слева: Георгий Береговой полетел в космос в 47 лет, в то время как туда летали мужчины не старше сорока

Отец же, как и дядя Витя, с юности бредил небом. Школьником хотел поступить в Енакиевский аэроклуб. Сказали, что туда берут только рабочих. Так папа после восьмого класса бросил школу, устроился на металлургический завод. Опять незадача: 16-летних в аэроклуб не принимали. Помог друг дяди Виктора начальник летно-парашютной школы Василий Зарывалов.

Курсант Береговой стал прекрасным летчиком. Не раз получал нагоняи за лихачество. Но воевать пришлось на штурмовиках. Сначала летал на одноместном (сзади беззащитном) Ил-2 — без стрелка. Немецкие истребители били их, как куропаток.

Трижды горел и Береговой.

— И после таких злоключений у него не пропало желание летать?

 — Это означало бы стать трусом. Подобное, вспоминал отец, он видел лишь раз. Горящий штурмовик стремительно снижался. Прыгать с парашютом было поздно. Увидев на лугу стога сена, летчик выпрыгнул из кабины, бросив стрелка в неуправляемой машине. И тут проявилась высшая справедливость: от удара о землю стрелка выбросило из кабины прямо… в стог сена, а летчик… промахнулся и сломал себе позвоночник.

Был ли отец бесстрашным человеком? Он не любил громких слов и честно говорил: «Иногда боялся так, что поджилки тряслись. Но страх — в определенной мере даже хорошо, это сигнал об опасности. Только если страх не держать в узде, он сам может стать опасностью. Его нужно обуздывать знанием техники, опытом, которые дают уверенность в себе».

Войну командир эскадрильи капитан Береговой закончил 11 мая 1945 года неподалеку от города Брно в Чехословакии. Потом продолжил службу в части, которая осваивала американские истребители «Кингкобра» (»Королевская кобра»). В душе он всегда оставался истребителем. Мог на штурмовике броситься в атаку на вражеский истребитель.

Пришло время поступать в академию. А общее образование у отца — всего лишь восемь классов! И бывалый фронтовик, майор-комэск, Герой Советского Союза ходил в вечернюю школу вместе с солдатами и младшими офицерами, чтобы получить аттестат зрелости.

— Как Георгий Тимофеевич познакомился с вашей мамой?

 — А там же, во время учебы в вечерней школе, в библиотеке части в поселке Лиманском под Одессой. Мама, тогда еще десятиклассница, приехала из Сум навестить брата-офицера. Они начали переписываться.

Космическая подготовка

42-хлетний герой войны, Георгий Береговой дважды подавал заявление на зачисление в отряд космонавтов, и, несмотря на пройденное медицинское обследование, не был принят.  Однако в январе 1964-го года главнокомандующий ВВС К.А. Вершинин единолично принял решения о зачислении Г. Берегового в отряд космонавтов.

Летчик-испытатель проходил обучение управления космического аппарата «Восход-3», однако после закрытия программы был привлечен к программе «Союз». В то время данная программа столкнулась с рядом проблем: первый беспилотный корабль взорвался при запуске, другие два не стартовали, четвертый, на борту которого был космонавт Владимир Комаров, потерпел крушение.

Когда указанные проблемы были представлены Леониду Брежневу, генсек напомнил ведущим проекта, что в их отряде космонавтов имеется заслуженный летчик испытатель. Осенью 1968-го года Георгий Тимофеевич завершил обучение на роль командира-пилота космического аппарата «Союз-3».

Выстрелы в Кремле

На дворе ещё стояла эпоха, когда космос будоражил умы, а космонавты были героями. Советская пресса и правительство этому всячески способствовали. В газетах заранее публиковали анонсы будущих торжественных приёмов в Кремле в честь космонавтов.

Один человек решил этим воспользоваться.

Младший лейтенант Ильин 21-го января 1969 года покинул расположение части, прихватив с собой два пистолета Макарова и четыре обоймы с патронами. По заранее купленному билету он полетел с оружием в Москву. Времена стояли ещё самые невинные, никаких изнуряющих личных проверок не существовало.

Летел Ильин с одной единственной целью — убить генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева. Который, несомненно, будет присутствовать на широко анонсированном приёме в честь космонавтов в Кремле на следующий день.

Экипажи кораблейСоюз-4» иСоюз-5» провели долгожданную стыковку с переходом из корабля в корабль через открытый космос. Делали они это на солнечной стороне Земли, над территорией СССР, в конце первых суток полёта, — опыт неудачиСоюза-3» был учтён.

Всё это надо было хорошо отпраздновать.

Ильин раздобыл милицейскую форму, в которой без проблем прошёл в Кремль и встал в оцепление в ожидании проезда кортежа. Увидев приближающийся правительственный кортеж, Ильин по-македонски, с двух рук, открыл огонь по второму автомобилю в отряде.

Автомобиль, на котором везли космонавтов

Всё это было, конечно, феерическим проколом советских спецслужб.

В этой машине Брежнева не было, он вообще то ли уже въехал в Кремль ранее, то ли находился в хвосте колонны. В небронированном лимузине ЗИЛ-111, попавшем под огонь, ехали советские космонавты. На заднем сиденье находились Адриан Николаев, Валентина Терешкова и Алексей Леонов, на переднем — Георгий Береговой.

В космонавты не брали тех, кто не умел молниеносно реагировать на изменение обстановки. После первых же выстрелов все, кто был на заднем сиденье, упали на пол. А сидевший на пассажирском месте Береговой перехватил управление у получившего смертельные ранения водителя и увёл машину из-под обстрела.

Ильина сбил один из мотоциклистов эскорта, после чего стрелка задержали. Он провёл 20 лет в психиатрической больнице и сегодня проживает в городе Санкт‑Петербурге.

А назначенный на 22 января 1969 года приём прошёл, как будто ничего не случилось.

Испытания самолётов

В 1948 окончил высшие офицерские курсы и курсы лётчиков-испытателей. В 1948—1964 работал лётчиком-испытателем. Им было испытано более 60 типов самолётов, в том числе: МиГ-15 (1949), МиГ-19П (1955), СМ-12 (1957), СМ-30 (МиГ-19) (1956), Як-25 (1949), Як-27К (1956), Су-9 (1958), Ту-128 (1962). Первым на практике осваивал гермошлем ГШ-4. В 1949 г., испытывая истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом, впервые освоил пилотирование реактивного самолёта в условиях штопора. Обучал лётчиков входу в штопор и выводу самолёта из штопора на самолётах Су. В 1956 окончил Военно-воздушную академию (с 1968 имени Ю. А. Гагарина). В 1961 был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

«Когда Берегового спросили о самочувствии после полета, он отшутился: «Как после хорошей пьянки»

 — Виктор Георгиевич, ко времени первого в истории человечества полета в космос, 50-летие которого мы в эти дни отмечаем, Георгий Тимофеевич уже был Героем Советского Союза, заслуженным летчиком-испытателем. Испытатели — особая каста летчиков, они, как правило, даже на космонавтов поглядывают свысока. Дескать, чем космонавт на орбите управляет? Это ведь им самим управляют с земли. Что же потянуло вашего отца — уже солидного человека — в космос?

 — Тяга к небу, потом и в космос, была, наверное, следствием величайшей любознательности отца, — рассказывает Виктор Береговой. — Заместителем главкома ВВС по космосу был генерал-полковник авиации Николай Каманин — знаменитый летчик 30-х годов, за спасение челюскинцев одним из первых удостоенный звания Героя Советского Союза.

В годы войны Николай Петрович командовал авиакорпусом, в котором воевал Береговой. Каманин поначалу отговаривал отца от этой затеи. Ссылался на приказ брать в отряд космонавтов летчиков не старше тридцати лет. «Георгий, — говорил, — ты хочешь, чтобы тобой командовали мальчишки, уже побывавшие в космосе?»

На снимке справа: Виктор Береговой (1968 год): «Папа хотел, чтобы я стал военным инженером-авиатором. Но мне не хотелось в армию…»

Но все-таки познакомил папу с главным конструктором Сергеем Павловичем Королевым. Береговой как опытный летчик-испытатель сформулировал несколько предложений, как усовершенствовать кабину космического корабля, чтобы им было удобнее управлять. Эти идеи понравились Сергею Павловичу. И Королев пригласил отца в отряд космонавтов.

Да, поначалу Береговому пришлось несладко. Некоторые молодые космонавты поглядывали на пожилого, на их взгляд, летчика искоса…

Потом начались другие проблемы — отец весил 90 килограммов. Многовато для космонавта. После упорных тренировок и диеты он сбросил десять килограммов. Артериальное давление стало, как у 25-летнего, пульс снизился до стабильных 64 ударов в минуту.

Выяснилось также, что папа не умеет плавать! В украинском городе Енакиево, где прошло его детство, подходящих водоемов не было. А космонавтов бросали и в тайгу, и в тундру, и в море. Ничего, вскоре Береговой научился и плавать. Его зауважали за характер, трудолюбие, упорство, открытость, искренность и веселый нрав.

После полета его спросили, как себя чувствует. «Как после хорошей пьянки», — отшутился. Человеком он был компанейским, иногда мог и выпить, но никогда не пьянел и никогда не страдал, так как меру знал. Все, кто побывал в космосе, знали, что там очень непросто: и перегрузки, и невесомость.

После смерти Королева в этой отрасли начались серьезные неприятности. В 1967 году во время приземления Владимира Комарова, испытывавшего корабль нового поколения «Союз-1», отказал один из двух тормозных двигателей. Корабль, спускавшийся на парашюте, начал вращаться, стропы парашюта скрутились, купол сжался, и «Союз» с космонавтом врезался в землю.

Дублером у Комарова был Юрий Гагарин. Он снова рвался в космос. Но главный конструктор решил не рисковать. Второй «Союз» послали на орбиту беспилотным, в автоматическом режиме. Лишь после его успешного приземления третий корабль уже решили запускать с человеком на борту.

Но Гагарин, как вы знаете, вскоре погиб. Представляете, каково лететь после таких ЧП? И здесь отцу пригодился фронтовой опыт: на войне летчики, чуть ли не каждый день терявшие товарищей, научились преодолевать страх, не думать о плохом. Папа говорил: если летчик не верит в успех — не стоит и браться, надо уходить. Наверное, поэтому у него и получилось. Кстати, автомобили, которых у отца за долгие годы было несколько, он страховал. А вот свою жизнь ни он, ни другие летчики и космонавты — никогда! У них суеверие такое было.

Результаты космической миссии

Космонавт Береговой провел полет общей длительностью 3 суток 22 часа 50 минут 45 секунд. Также Георгий Тимофеевич стал старейшим на то время человеком, посетившим орбиту нашей планеты.

В результате опыта полученного во время миссии корабля «Союз-3», сделали два основных вывода:

  • Не производить стыковку в тени
  • Не производить стыковку на первом витке вокруг Земли

Несмотря на подробный отчет с множеством нюансов и подробным описанием недостатков корабля, который был тщательно составлен Георгием Береговым, космонавт не был доволен своей работой. Сегодня же результат модернизаций корабля данной серии очевиден, кораблями «Союз» было проведено 47 полетов с целью доставки экипажа на Международную космическую станцию.

Задний план

Beregovoy родился 15 апреля 1921 года в Федоровка, Полтавской области , Украинской ССР (ныне Украина ). Его отец работал телеграфистом на железной дороге. У него было два старших брата; Старший Виктор тоже стал летчиком, а младший Михаил — офицером Советских войск ПВО . Виктор был пойман во время Великой чистки в конце 1930-х, был арестован и казнен в 1938 году. Впоследствии он был реабилитирован . Георгий окончил школу в 1938 году в Енакиевском , Донецкой области , Украина. Он вступил в ряды ВВС СССР в 1941 году и вскоре был направлен в штурмовую часть на Ил-2 «Штурмовик» Ильюшина . В ходе Второй мировой войны он совершил около 185 боевых вылетов и быстро поднялся по служебной лестнице, завершив войну капитаном и командиром эскадрильи

Его командиром был тогда полковник Николай Каманин , знаменитый полярный летчик и будущий руководитель подготовки космонавтов по советской космической программе , которая впоследствии станет важной

После войны он стал летчиком-испытателем, а в течение следующих шестнадцати лет испытал около шестидесяти различных самолетов, дослужившись до звания полковника и заместителя начальника отдела летных испытаний ВВС. В 1962 году он подал заявку и был принят на подготовку космонавтов, которую спонсировал его бывший командующий во время Второй мировой войны генерал Каманин, который в то время возглавлял подготовку космонавтов.

В 1956 году окончил Военно-воздушную академию .

Примечания

  1. Береговой Георгий Тимофеевич // Большая советская энциклопедия:
  2. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  3. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  4. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  5. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  6. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  7. . pamyat-naroda.ru. Дата обращения: 15 ноября 2017.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 8 сентября 2018.
  9.  (англ.). spacefacts.de. Дата обращения: 27 января 2018.
  10. Советские и российские космонавты. 1960—2000 / Сост.: И. А. Маринин, С. Х. Шамсутдинов, А. В. Глушко. Под редакцией Ю. М. Батурина. — М.: ООО Информационно-издательский дом «Новости космонавтики», 2001. — ISBN 5-93345-003-0.
  11.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 сентября 2015.
  12. // Собрание сочинений в 3-х томах. — М.: Детская литература, 1989. — Т. 1. — 496 с. — ISBN 5-08-001356-7.

Военный пилот

Тридцатые годы стали эпохой романтики советской авиации. ДевизКомсомолец, на самолёт!» тогда был не просто дежурным лозунгом, а руководством к действию. Большинство молодёжи шло по заранее проложенному маршруту: авиамодельный кружок, авиаклуб, школа военных лётчиков.

Первое и второе было доступно даже для жителей небольших городов. Так что на третьем этапе инструкторы могли придирчиво отбирать кандидатов в военные пилоты из огромной массы получивших первоначальную подготовку.

Георгий Тимофеевич Береговой родился в 1921 году и, как и сотни сверстников, заболел авиацией. Кружок авиамоделистов в школе, потом аэроклуб после смен на Енакиевском металлургическом заводе. Затем призыв в Красную армию и Ворошиловградскую авиашколу.

На фронт, в штурмовой авиаполк, он попал летом 1942 года в звании сержанта. Молодые лётчики на Ил-2 в те дни горели десятками, не успев совершить сколько-нибудь заметного числа боевых вылетов.

Береговой мог стать одним из них.

Береговой возле самолёта

За время войны Берегового сбивали ещё дважды. Один раз он плюхнулся на нейтралку — тогда его спас вовремя подоспевший джип. А во второй раз вместе с бортстрелком успел выпрыгнуть из горящей боевой машины за секунды до взрыва. После этого он всю оставшуюся жизнь не любил парашютные прыжки.

Во фронтовом небе Берегового хранили не только удача и пилотажное мастерство, но и, прежде всего, умениелететь впереди самолёта».

Береговой был не просто удачливым воздушным снайпером, но и отличным командиром. Командуя эскадрильей, был награжден двумя полководческими орденами — Александра Невского и Богдана Хмельницкого.

В октябре 1944 года он стал Героем Советского Союза.

Первые послевоенные годы многим молодым асам давались нелегко. Мирная жизнь и мирная армия подошли далеко не каждому. Но Георгий Береговой сделал шаг вперёд — в 1948 году он стал лётчиком-испытателем.

Наступала новая эпоха — эпоха реактивной авиации, и многое приходилось постигать едва ли не с нуля. Пилот-ас, всегда интересовавшийся технической стороной полётов, оказался на своём месте. Он первым вывел из штопора реактивную машину, испытывал на больших высотах первый гермошлем и проверял норов совсем новых стальных птиц.

Казалось, выше взлететь уже нельзя.

«Мама до конца дней жалела, что не настояла на лечении отца за границей»

 — Мама поступила в Харьковский университет на исторический факультет, — продолжает рассказ Виктор Георгиевич. — Когда окончила второй курс, поехала с отцом в Сумы знакомить его со своей мамой, нашей бабушкой, просить благословения. Будущая теща поначалу категорически воспротивилась. Боялась, что замужество помешает маме завершить образование. Отец дал слово, что семейная жизнь не станет препятствием для маминой учебы. Он и сам заочно учился в Военно-воздушной академии, которая теперь носит имя Юрия Гагарина.

Ко времени женитьбы Георгий Тимофеевич служил уже летчиком-испытателем в научно-исследовательском институте ВВС в подмосковном гарнизоне Чкаловское, это неподалеку от будущего Звездного (которого тогда еще и в помине не было). Там находилась воинская часть, а остановка электричек называлась просто «41-й километр».

Мама рассказывала, что в первый день, когда папа привез ее к себе, у них в городке хоронили разбившегося летчика. Еще вспоминала, как они с друзьями отмечали ее окончание университета и один из товарищей предложил тост за второе рождение Георгия. Мама насторожилась. Ведь отец старался всячески оберегать ее от своих неприятностей. Летчики же сказали ей: твой Жора, Лида, настоящий мужик. На днях посадил совершенно деформированный от перегрузок самолет.

— Отчего отец умер?

 — Мама считала, что из-за своего упрямства. С юности столько пережил… Старшего брата арестовали и объявили врагом народа. Потом война. После нее испытательные полеты. Да и космос здоровья не прибавил. Понадобилось шунтирование сердца. Предлагали сделать за границей. Тогдашний премьер-министр Виктор Степанович Черномырдин давал деньги. А папа лег в московский кардиологический центр, где делали такую же операцию Ельцину, а перед этим — тому же Черномырдину. Только Виктора Степановича оперировали в пятьдесят лет, а отца — в 74. Операцию проводил профессор Акчурин — хирург, оперировавший Ельцина. Она прошла успешно, сердце после нее заработало. Но потом отец потерял сознание, 12 дней не приходил в себя, у него парализовало дыхание… Мама до конца дней жалела, что не настояла на лечении за границей… Не зря говорят: врачи на Родине золотые, а вот выхаживать после операции не умеем.

— А чем занималась Лидия Матвеевна?

 — Преподавала историю в школе Звездного городка. Учила дочек Гагариных… Титовых немножко — они вскоре уехали в Москву. Наташу Попович учила, и детей Зудовых, и Волыновых. Все дети, говорила, хорошо учились. Шалопаев не было.

Кстати, во время поездки с отцом в США мама обнаружила поразительную вещь: наши дети, оказывается, знают историю Америки лучше, чем американские мальчишки и девчонки. В Штатах они встретились с известным киноактером Кирком Дугласом. Возле гостиницы решили сфотографироваться. Отец увидел Дугласа на фоне советского флага и спрашивает: «Кирк, как ты чувствуешь себя на фоне советского флага? Не будет ли у тебя неприятностей»? — «Откуплюсь!» — засмеялся тот.

— Это правда, что печально известный террорист Ильин принял Георгия Тимофеевича за Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева и из-за этого Береговой чуть не погиб в январе 1969 года?

 — Вы имеете в виду некоторое сходство бровей? В тот день руководство страны торжественно встречало вернувшиеся из полета экипажи кораблей «Союз-4» и «Союз-5», и праздничный кортеж направился в Кремль. Террорист, устроивший стрельбу возле Боровицких ворот, вряд ли видел, кто находится в первой машине. А там ехали Береговой, Андриян Николаев, Валентина Терешкова…

Террориста сбил мотоциклист из охраны. Он был ранен. Но одна из пуль Ильина попала в голову пожилому водителю, который успел уже оформить пенсию, но начальство попросило его еще денек поработать. Он погиб. Осколки стекла легко ранили отца. Срикошетившая пуля поцарапала спину Андрияну Николаеву. Когда водитель потерял сознание, двигавшаяся на подъем машина остановилась, начала скатываться назад. Отец не растерялся и рванул рычаг ручного тормоза. Реакция у него была хорошая.

13202

Читайте нас у Telegram-каналі,
та

Космическая миссия

Записи не найдены

26-го октября 1968-го года Георгий Береговой стартовал на борту «Союз-3». Целью летчика было испытание корабля новой модели, определение его недостатков, а также проведение состыковки с беспилотным аппаратом «Союз-2». Ранее стыковка проводилась аппаратами автоматически, однако на этот раз данный маневр должен был выполнить космонавт собственноручно.

«Союз-3» без происшествий стартовал с Байконура и на высоте 4 000 км Георгий Береговой перешел к ручному управлению. Находясь на расстоянии в 200 метров от корабля «Союз-2», Георгий Тимофеевич начал подготовку к стыковке. Так как операция проходила в тени Земли, ориентация «Союз-3» должна была происходить по световым сигналам, установленным на беспилотном корабле. Однако космонавт неверно определил положение корабля и попытался провести стыковку «Союз-3» с «Союз-2» — «вниз головой». Береговой провел еще несколько попыток сближения, которые ни к чему не привели. Космонавту, удалось обнаружить проблему лишь, когда оба корабля вышли из тени Земли. Но запаса топлива было недостаточно для проведения еще одного маневра и Георгию Береговому пришлось возвращаться на Землю.

Схожесть с генсеком

Советская космонавтика отмечала серьезный успех, поскольку в начале 1969 года отечественные ученые и инженеры первыми в мире все-таки совершили стыковку двух пилотируемых кораблей. На орбите удалось создать экспериментальную космическую станцию с четырьмя космонавтами на борту. Тысячи людей вышли на московские улицы приветствовать покорителей космоса.

С Генеральным секретарем ЦК КПСС Леонидом Брежневым, 1968 год Виктор Кошевой/ТАСС

Во время торжественной встречи космонавтов в Кремле 22 января офицер Виктор Ильин, переодевшись в милицейскую форму, совершил покушение на генерального секретаря, обстреляв автомашину «Зил-111», в которой, как он думал, ехал Леонид Брежнев. На подъезде к Кремлю у Боровицких ворот Ильин выстрелил 11 раз по лобовому стеклу, приняв сидящего спереди генерал-майора Берегового за генсека. В итоге погиб водитель, слегка задело пулей летчика-космонавта Андрияна Николаева, а Георгия Тимофеевича лишь поранило стеклами. Ему даже удалось перехватить управление машиной и остановить ее. Стрелявшего тогда задержали.

Другие высоты

Работа Берегового продолжилась, он был назначен заместителем, а в 1972–1987 годах главой Центра подготовки космонавтов. Одновременно с административной работой вел большую научную деятельность. Специализацией он выбрал инженерную психологию в космонавтике и защитил кандидатскую диссертацию в Институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В 1987 году ушел в отставку в воинском звании генерал-лейтенанта авиации.

В этот период открылся ещё один талант Берегового — литературный. На страницах своих произведений он подчеркивал невероятные ощущения, романтику и динамизм, которые присутствовали при покорении воздушного и безвоздушного пространства.

Подготовка к первому полету в космос

1964 год стал переломным этапом в жизни летчика. Он был принят в отряд, члены которого занимались подготовкой к полету в космос. Несмотря на некоторое превышение в возрасте (ему было 43, в то время как максимально допустимый порог – 35), к подготовительной программе специалиста все же допустили. Через 4 года специалистами был посещен центр управления полетами, расположенный в Евпатории. Там в их адрес поступило требование о принятии участия не только в полетах, но и в новых разработках.

Береговой был убежден, что государственная комиссия подходит к вопросу с чрезмерной осторожностью, что создавало препятствия для отправления устройств в космос и проведения испытаний. Но 5 тренировочных кораблей с успехом вернулись на Землю, и правительство приняло решение о необходимости проведения нового эксперимента, заключающегося в стыковке двух аппаратов на территории открытого космоса

В итоге двадцать пятого октября произошел успешный запуск беспилотного корабля 7-ОК №10 «Союз-2».

Было предположение, что сначала произойдет сближение двух кораблей с использованием механизма «Игла», а когда расстояние между ними станет равным 150 м, пилот станет сближать устройства в ручном режиме. Произойти это должно было на темной стороне орбиты. Запуск успешно состоялся, что повысило уровень компетентности Берегового как специалиста в космических устройствах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector