Константин i великий биография

Единственный римский император

Константин продолжал провозглашать свою приверженность христианству, и его правление установило влияние на религиозные конфликты в церкви. Не желая, чтобы вопросы о божественной природе Христа посеяли раздор, Константин вызвал церковных чиновников в Никейский собор в 325 году. Из этого вышел Никейский Символ веры, который подтвердил, что Иисус был божественным существом.

Хотя у власти Константин провел реформы, призванные укрепить его режим.Одной из таких реформ была реорганизация армии, которая помогла Константину столкнуться с такими племенами, как вестготы и сарматы.

Константин был в Хеленополисе, планируя кампанию против Персии, когда он заболел. Он намеревался вернуться в Константинополь, но ухудшился и был вынужден прекратить свое путешествие. Он откладывал свое крещение — обычную практику в то время — но теперь прошел обряд. Константин скончался 22 мая 337 года в Анкироне, недалеко от Никомедии, Вифинии (современный день в Турции), в возрасте примерно 57 лет. Он был похоронен в Константинополе в церкви Апостолов.

Проклятие памяти: казнь и забвение Криспа

Казалось бы, у Криспа было все, чтобы стать преемником отца — управленческий опыт, военная слава, популярность в войсках. Но через два года после победы при Геллеспонте молодой цезарь был казнен.

В начале 326 года Константин прибыл на север Италии. Он вызвал Криспа из Трира для проведения семейного торжества двадцатилетия правления Константина. После прибытия к отцу Крисп был казнен. Вскоре после него была убита и мачеха Криспа Фауста.

Флавия Максима Фауста была дочерью Максимиана Геркулия и сестрой Максенция. В 307 году она стала женой императора Константина. Фауста родила мужу трех сыновей и двух дочерей. В 324 году она была удостоена титула августы, что было отмечено выпуском серии монет.

Из текста древних авторов можно сделать вывод, что Крисп был казнен после суда. Это был закрытый суд, на котором присутствовал только император и его доверенные советники.

Спустя несколько десятилетий Аммиан Марцеллин писал, что Крисп был убит в Истрии недалеко от города Пола. Позже там же по приказу Константина II был убит его соправитель цезарь Галл.

Казнь Криспа и последовавшая за ней через некоторое время казнь Фаусты — одна из загадок правления Константина. Историк Зосим считал ее причиной супружескую измену. Якобы Константин посчитал Криспа любовником Фаусты, его мачехи. Елена, мать Константина, была возмущена убийством любимого внука. Чтобы утешить ее, император приказал казнить и жену — он приказал посадить ее в ванну с горячей водой и держать там, пока императрица не умерла.

Аврелий Виктор в «Извлечениях о жизни и нравах римских императоров» пишет, что Крисп был казнен по наущению Фаусты. Потом под влиянием упреков своей матери Елены Константин убил и жену — он столкнул ее в горячий бассейн в бане.


Рубенс. Свадьба Константина и Фаусты. (Wikimedia.Commons)

Высказывалось предположение, что августа могла умереть при попытке избавиться от нежеланного ребенка — горячая ванна была популярным в древности методом аборта. По другой версии, Фауста покончила с собой перед лицом суда. Вероятно, Константин раскаялся в казни Криспа и готовился обвинить жену в клевете.

Самым вероятным было, что Крисп пал жертвой придворных интриг. Фауста хотела избавиться от старшего сына Константина, чтобы власть унаследовали ее дети.

Изображения Фаусты уродовали и ломали, как это делалось с подвергнутыми «проклятию памяти». Имя Криспа убирали с официальных надписей. Сохранились незаконченные изображения Криспа, работа над которыми, вероятно, прервалась после его казни. Хотя имя Фаусты было проклято, ее дети продолжили династию римских императоров.

Политика и религия

В 312 году Константин выдвинулся на бой в римском предместье возле Мульвийского моста, где, по легенде, увидел знамение своего предназначения – огненный крест в небесах. По другой версии, император увидел вещий сон, в котором ему велели поместить на щиты воинов монограмму из первых букв имени Христа. Так или иначе, бой был выигран, а после победы на императорском знамени – лабаруме – появились означенные символы.

После этого Константин в Миланском эдикте даровал гражданам империи свободу вероисповедания. Христианство обрело статус «дозволенной религии», повелением императора были запрещены гонения на последователей Христа и попытки отобрать у церкви имущество.

Позже у Константина случился конфликт с его родственником Лицинием, который помогал ему в государственном управлении. Тот, до поры послушно исполнявший роль наместника в восточной части страны, взбунтовался и объявил войну, попутно возобновив на своей территории гонения на христиан. Константин разбил Лициния в 2 сражениях и отстранил его от власти, став единоличным правителем Римской империи.

Икона святых Константина и Елены

Именно его правление дало старт распространению христианства в Европе. К нему Константина расположила мать Елена, да и отец тоже покровительствовал христианам, считая их добропорядочными и честными гражданами. Еще больше императору понравилась твердость и верность представителей этой религии своему учению, особенно учитывая, какими ужасами порой оборачивалось их гонение.

Приход правителя к христианству совершался постепенно – так, свою первую победу над соперниками он отпраздновал в храме Аполлона, принеся богу обильные жертвы. Симпатии к другой вере начали проявляться в Константине после военных побед. Аристократическая верхушка воззрений правителя не одобряла. В Риме власть языческих убеждений была особенно сильна, что в итоге повлияло на решение императора лишить город столичного статуса.

Бюст Константина Великого

Крещение Константин принял лишь в конце жизни, однако всячески поощрял представителей христианской церкви и последовательно проводил политику их защиты. Он активно вмешивался в вопросы церковного управления: в 325 году на Первом Вселенском соборе принимал участие в разрешении разногласий по поводу учения арианцев и впоследствии неоднократно присутствовал на его заседаниях. Еще через 5 лет правитель перенес столицу в Константинополь, позже ставший духовным и политическим центром Византийской империи.

Ранние годы

Константин I родился 2 августа 1868 года в Афинах , Константин был старшим сыном короля Георга I и королевы Ольги . Его рождение было встречено с огромной волной энтузиазма: новый наследник престола был первым членом семьи, родившимся в Греции. Когда церемониальная пушка на холме Ликавитос выпустила королевский салют , огромные толпы собрались у дворца, выкрикивая то, что, по их мнению, по праву должно быть именем новорожденного принца: «Константин». Это было как имя его деда по материнской линии, великого князя Константина Романова из России , так и имя «короля, который отвоевывает Константинополь », будущего «Константина XII , законного преемника Константина XI Палеолога », согласно популярной легенде. . Его неизбежно окрестили «Константином» ( греч . Κωνσταντῖνος , Kōnstantīnos ) 12 августа, и его официальным стилем был Diádochos (Διάδοχος, наследный принц, буквально: «преемник»). Для обучения молодого наследного принца были отобраны самые выдающиеся университетские профессора того времени: Иоаннис Пантазидис преподавал ему греческую литературу; Василиос Лаконас по математике и физике; и история Константина Папарригопулоса , в которой молодой принц проникся принципами Мегалийской идеи . 30 октября 1882 г. он поступил в Греческую военную академию . По окончании учебы он был отправлен в Берлин для дальнейшего военного образования и служил в Императорской гвардии Германии . Константин также изучал политологию и бизнес в Гейдельберге и Лейпциге . В 1890 году он стал генерал-майором и принял командование штабом 3-й армии (Γʹ Αρχηγείον Στρατού) в Афинах.

Смуты после Диоклетиана

По истечении двадцати лет с утверждения своего во власти (305) и удалился в частную жизнь, построив себе дворец на далматинском берегу Адриатического моря (около г. Салоны). То же самое сделал по его настоянию другой «август», Максимиан. После этого оба их соправители, Галерий и Констанций, сделались «августами» и назначили в помощь себе двух новых «цезарей». Таким образом, порядок, придуманный Диоклетианом для обеспечения правильной преемственности власти, вошел в силу, но это был первый и последний случай применения нового порядка. Вскоре (306) умер Констанций, и ему в его части наследовал сын его Константин, провозглашенный цезарем подчиненными Констанцию солдатами, а римские преторианцы провозгласили цезарем Максенция, сына бывшего императора Максимиана, да и последний сам вдруг снова объявил себя императором. Начались новые смуты и междоусобия, во время которых Константин в союзе с одним из новых цезарей, Лицинием, победил Максениия и разделил с ним власть над империей, причем помощниками себе они назначили собственных сыновей. Согласие между обоими «августами» продолжалось только десять лет (313–323), и когда в новом междоусобии Лициний был побежден Константином, последний сделался единодержавным государем Римской империи.

Голова Константина Великого из Капитолийского музея, Рим

О чем молиться перед его иконой?

Кому и в чем помогает святой Константин? Икона и молитва ему уберегут от напастей в делах, бизнесе, при общении с государственными служащими. Святой покровительствует людям-стратегам, вне зависимости от того, в какой сфере они трудятся. Помогает воплощать планы в жизнь.

Вот небольшой перечень, демонстрирующий, о чем молиться святой иконе Константина принято:

  • материальные блага, достаток, стабильность и рост в делах и карьере;
  • помощь в новых начинаниях, бизнес-проектах;
  • успех в общественной деятельности и на политическом поприще.

Конечно же, обращаются к святому и с иными просьбами. Но о даровании личного счастья и о прочих подобных вещах Константина, как правило, не просят.

Личная жизнь

О личной жизни правителя сохранились лишь обрывочные сведения. Упоминается, что старшего сына и наследника престола Клиспа ему родила матрона Минервина, но обладала ли она статусом официальной супруги или конкубины, точно не известно. Она не была первой женщиной в его жизни, но о ее предшественницах упоминаний в документах не осталось.


Флавия Максима Фауста, жена Константина Великого

В 307 году Константин женился на Флавии Максиме Фаусте, дочери Максимилиана. Это был династический брак с целью укрепления политического влияния, но император очень уважал свою образованную и энергичную супругу, родившую ему шестерых детей (трех сыновей и трех дочерей). Фауста была замешана в свержении своего отца и стала виновницей трагедии, омрачившей последние годы жизни прославленного римского правителя.

В 326 году Константин велел казнить собственного сына Флавия Юлия Криспа вместе с племянником Лицинианом. Причины такого решения называются разные, наиболее популярна версия о том, что Крисп был казнен по навету Фаусты, обвинившей его в попытке изнасилования. Обвинение было ложным – таким методом она избавилась от главного наследника, чтобы расчистить дорогу к трону своим сыновьям.


Флавий Юлий Крисп

Вероломная Фауста сполна поплатилась за свое злодеяние – через месяц Константин раскрыл обман и велел запереть ее в бане, где она задохнулась (по другой версии, разгневанный муж столкнул ее в горячую воду). За казнью жены последовали расправы над друзьями императора, которых он посчитал причастными к делу. Позже он предал имя Фаусты проклятию памяти (запретил любые посмертные упоминания о ней), и его наследники оставили это распоряжение в силе.

По легенде, именно моральные терзания после гибели близких привели Константина к христианской вере. Впрочем, ряд современных историков отвергают эту версию: есть факты, указывающие на то, что к моменту смерти жены и сына он уже 10 лет исповедовал эту веру и его крещение было давно обдуманным решением.

Римский император Константин Великий и христианство

Карфаген и Донат

С безрассудным энтузиазмом новообращенного, Константин, с самого начала бросается в различные споры, разделяющие христианскую церковь.

Первый вопрос, который встает перед ним, как только он приходит к власти, имеет больше отношения к церковной политике, чем к ереси. Церковь в Карфагене спорит о том, кто будет ее епископом. Одна пуританская фракция утверждает, что этот официальный кандидат сотрудничал с римскими властями во время гонений 303 г. Они предлагают на его место клирика по имени Донат, а в 313 году обращаются к Константину.

Константин просит папу Римского и трех епископов разобраться в этом деле. Они обвиняют Доната, последователи его обжалуют приговор. Император, желая казаться непредвзятым, созывает более 300 епископов в Арль для рассмотрения этого дела. Они тоже выступают против Доната. В 316 году донатисты обращаются непосредственно к самому Константину. Он поддерживает решение и приказывает удалить священников-донатистов из их церквей.

Гонения дают мучеников, а мученики питают секты, донатисты будут оставаться занозой в боку североафриканской церкви в течение следующих трех столетий. Но Константин приобрел неприязнь к инакомыслию. И вскоре он сталкивается с гораздо более разрушительным расколом в Александрии.

Александрия и Арий 323-325 гг. н. э.

Ересь, связанная с именем Александрийского священника Ария, является самой значительной в истории христианства. Это касается тайны, лежащей в самом сердце религии — Троицы.

Проблема ранней Церкви заключалась в том, что в Евангелиях говорится о Боге и Иисусе (который описывает Бога как своего отца), а иногда и о Святом Духе. Но они не объясняют, как они соотносятся друг с другом. Все трое кажутся божественными, и все же — как секта монотеистического иудаизма — ранние христиане точно знают, что они поклоняются только одному богу. Как такое может быть? Концепция Троицы, три в одном и один в трех, постепенно появляется как лучший ответ. Но это вызывает много вопросов.

Только если все трое равны, они могут быть аспектами одного бога. Тем не менее, если Бог создает Иисуса, у него явно есть какой-то приоритет. С другой стороны, если Бог не сотворил Иисуса, он вряд ли может быть его отцом. Это проблема, которая касается Ария, который спрашивает, в частности, было ли когда-либо время, когда Бог существовал, но Иисус еще не существовал. Он заключает, что было такое время («было, когда его не было»). Следовательно, Иисус не вполне божественен.

Тем не менее, Арий согласен с тем, что поклоняться Иисусу правильно. Это вновь открывает дверь к политеизму, и в 323 г. епископ Александрии увольняет своего беспокойного священника. Спор стремительно обостряется. В 325 г. вмешивается Константин, созывая собор в Никее.

Никея и православие 325 год

Более 200 епископов, главным образом из восточных частей империи, прибывают в Никею на собор. Они встречаются во Дворце Константина, и сам император руководит многими дискуссиями. Его авторитет чисто политический, хотя он и является несомненным сторонником христианства, он еще не крещен.

Тревожное присутствие императора помогает епископам прийти к заключению более решительному, чем это оправдано диапазоном их мнений. Трещина, широко открытая Арием, кажется, прочно закрыта, когда в Никее объявляется, что отец и сын имеют одну и ту же сущность.

Добрые дела и позднее крещение 325-337 гг.

Арианская ересь не была подавлена так окончательно, как хотелось бы думать Константину, но его последние годы достаточно спокойны, чтобы он мог посвятить себя избранной им религии. Он становится все более набожным и щедро строит церкви в Риме и Палестине, а также в Константинополе.

В Иерусалиме он строит храм Гроба Господня на предполагаемом месте распятия. К счастью, раскопки открывают то, что принято считать настоящим крестом (или Истинным Крестом), на котором умер Христос. Позднее это открытие приписывают престарелой матери императора Елене, которая в 327 году совершает знаменитое паломничество в Святую землю.

Заболев в 337 году нашей эры, Константин римский император, наконец, крестится — всего за несколько дней до своей смерти. Часто спрашивают, почему он так поздно совершил этот необходимый акт христианского посвящения. Ответ, вероятно, заключается в том, чтобы не тратить впустую магию крещения, которая смывает грехи. Император вряд ли может прожить безупречную жизнь, и в послужном списке Константина есть много пятен — например, его необъяснимая казнь старшего сына и второй жены в 326 году.

Позднее крещение гарантирует чистую запись в Судный день.

Политика и религия

В 312 г. Константин начал готовиться к военному походу неподалеку от Мульвийского моста, где по преданию увидел во сне видение креста и услышал заверение того, что он выйдет победителем в предстоящем сражении.

В итоге правитель действительно разгромил своего противника. После этого он распорядился впервые изготовить лабарум – военное знамя, на котором значилась монограмма Иисуса Христа. Интересен факт, что вскоре он даровал соотечественникам свободу вероисповедания.

Констанций назначает Константина своим преемником

Благодаря этому, христиане смогли совершать богослужения не опасаясь за свою жизнь. Стоит заметить, что сам Константин продолжал оставаться язычником. Позднее у него произошел серьезный конфликт с родственником Лицинием, который управлял восточным регионом империи.

Лициний взбунтовался и объявил войну Константину, попутно начав преследовать христиан. Однако последний одержал важные победы в 2-х крупных сражениях, существенно укрепив свои позиции. Константин предлагал Лицинию отречься от власти, поклявшись за это оставить его в живых.

Тот был вынужден согласиться, вследствие чего осенью 324 г. Константин Великий стал официальным и единоличным главой империи. Некоторые биографы сообщают, что спустя годы Константин, вопреки данной им клятве, распорядился убить Лициния.

Став полноправным императором, Константин 1 Великий продолжил курс по закреплению свободных земледельцев за их землями. Одновременно с этим в государстве увеличились налоги. Это было связано с тем, что империя нуждалась в экономическом возрождении, после 20 лет гражданских войн.

По приказу Константина началась активная масштабная стройка, которая также требовала немалых средств. Благодаря его покровительству христианство начало быстро набирать обороты, распространяясь по всей территории Европы.

Важно отметить, что Константин 1 во многом хорошо относился к христианству благодаря наставлению матери. Он отмечал то, что христиане отличались крепкой верой, ради которой шли на любые жертвы, вплоть до смерти

Любопытно, что симпатия к этой религии у императора начала появляться постепенно. Изначально за свои победы он благодарил богов, принося им разные жертвы, и только позже начал более серьезно относиться к христианству.

Высокопоставленные чиновники критически относились к такому поведению Константина, так как продолжали оставаться язычниками. Однако это не повлияло на обстановку в государстве. В городах и провинциях стали активно возводиться христианские храмы.

Памятник Константину Великому

Более того, по приказу Константина 1 Великого было разрушено немало знаменитых языческих храмов. Со временем между священнослужителями Арием и Александром разгорелся религиозный спор: первый отвергал догмат о Троице (единство Бога-Отца и подчинение Христа Отцу), тогда как второй, наоборот, был приверженцем данного учения.

Церковь стояла на грани раскола, вследствие чего Константин решил вмешаться в спор. Он стал инициатором Никейского Собора в 325 г., на котором поддержал идеи Александра. После этого император распорядился изгнать Ария и его последователей за пределы империи.

Хотя сегодня Константин Великий почитается как святой в разных конфессиях, принять христианство он согласился уже на смертном одре. Интересен факт, что он был крещен арианским священником, поскольку позднее начал симпатизировать именно арианскому учению.

Весной 330 г. Константин 1 провозгласил о переносе столицы Римской империи в Византий, назвав его Новым Римом. И все же, это название не смогло прижиться в народе и было забыто. Еще при жизни правителя, город все называли – Константинополем.

Неудачное убийство и ноябрьское восстание

Было совершено покушение на жизнь великого князя Константина, которое спровоцировало восстание в Варшаве в ноябре 1830 г. ( Ноябрьское восстание ). После покушения на Константина был создан тайный суд для преследования виновных. «Стало известно, что Николай приказал великому князю Константину … начать энергичное расследование и привлечь виновных к военному трибуналу … комитет на своем заседании 27 ноября решил безвозвратно начать революцию вечером 29-го, в 18:00 «. Как и в случае с убийством, вербовка армейских частей повстанцами провалилась; к ним присоединились только два отряда, и только захват оружейного склада и последующее вооружение населения поддержали восстание. Константин считал восстание чисто польским делом и отказался использовать войска, как мог бы, потому что это было глупо политически. Он мог доверять своим русским войскам, но их использование могло рассматриваться как нарушение независимости королевства и даже акт войны.

Из-за этой неудачи он был ограничен ресурсами вокруг себя. Если он решит вмешаться, потребуется другой источник рабочей силы. Он был ограничен горсткой польских войск, которые он мог собрать вместе. Таким образом, Константин отказался послать свои войска против революционеров: «Поляки начали это волнение, и поляки должны его остановить», и оставил подавление восстания в руках польского правительства.

Польский князь Ксаверий Любецкий , понимая, что к полуночи повстанцы не сформировали правительство, по собственной инициативе собрал некоторых членов совета и других видных деятелей. Они отправили делегацию к великому князю, но когда он снова заявил, что не желает вмешиваться каким-либо образом, комитеты решили взять дело в свои руки. Участие Константина оставалось минимальным, демонстрируя значительную сдержанность в нежелании использовать российские войска для подавления восстания. Робкий ответ, который он дал, заключался в том, что он не будет атаковать город Варшаву, не предупредив его за 48 часов, что он будет заступаться между императором и Польским королевством и не прикажет литовским войскам войти в Польшу. Он пытался любой ценой оставаться нейтральным, что привело к мнению среди его соотечественников, что он более чувствителен к независимости Польши, чем к господству России. Обеспечение нейтралитета от Константина дало польскому правительству ощущение, что Россия не нападет на Польшу, и дало ему возможность эффективно подавить восстание.

Обеспечив нейтралитет России, Константин отступил в тыл русских. Это еще больше запутало польское правительство в отношении его статуса с Россией из-за предыдущего обещания России помочь подавить восстание. Поляки-патриоты были очень довольны. Константин 3 декабря отступил в сторону России. После провала восстания Константин выразил восхищение доблестью польских повстанцев. Политика нейтралитета любой ценой привела к тому, что Константин стал рассматриваться с двух сторон в исторической перспективе. Либо он будет рассматриваться российской королевской семьей как слабый и симпатизирующий полякам, либо он будет рассматриваться как семя для идеи о скором обретении независимости Польшей, но он фактически только пытался избежать более широкой войны.

Олимпиада и противостояния с Трикуписом

Константин как член международного комитета по организации летних Олимпийских игр 1896 года.

В январе 1895 года Константин вызвал политическую неразбериху, когда приказал армии и жандармерии разогнать уличный протест против налоговой политики. Константин ранее обратился к толпе и посоветовал им подать свои жалобы правительству. Премьер-министр Харилаос Трикупис попросил короля рекомендовать своему сыну избегать такого вмешательства в политику без предварительной консультации с правительством. Король Георг ответил, что наследный принц, разгоняя протестующих, просто подчинялся военным приказам и что его действия не имели политического значения. Инцидент вызвал бурные дебаты в парламенте , в результате чего Трикупис наконец подал в отставку. На следующих выборах Трикупис потерпел поражение, и новый премьер-министр Теодорос Делигианнис , стремясь преуменьшить враждебность между правительством и Дворцом, решил , что вопрос закрыт.

Организация первых современных Олимпийских игр в Афинах была еще одной проблемой, которая вызвала противостояние Константина и Трикуписа, когда Трикупис выступил против проведения Игр. После победы на выборах Делигианниса над Трикуписом в 1895 году победили те, кто выступал за возрождение Олимпийских игр, в том числе наследный принц. Впоследствии Константин сыграл важную роль в организации летних Олимпийских игр 1896 года ; по словам Пьера де Кубертена , в 1894 году «наследный принц с большим удовольствием узнал, что Игры будут открыты в Афинах». Кубертен заверил, что «король и наследный принц окажут свое покровительство проведению этих Игр». Позже Константин сообщил о большем; он с нетерпением принял пост президента оргкомитета 1896 года. По просьбе наследного принца, богатый бизнесмен Аверофф согласился заплатить приблизительно один миллион драхм , чтобы финансировать восстановление стадиона Panathinaiko в белом мраморе .

Отражение войны в других мифах

Давид был пастухом и умело обращался с пращей, которой сгонял овец в стадо. Выйдя перед битвой на поединок с Голиафом, он взял с собой только пращу.

Рис. 10. Давид, сражающийся с Голиафом.

История битвы Давида отражает битву Константина с Максенцием. Присутствуют ключевые элементы сюжета, такие как превосходящие силы противника, борьба с гигантским человеком и отрубленная голова врага.

«Махабхарата», великое произведение индийского эпоса, посвящено гражданской войне между двоюродными братьями Пандавами и Кауравами. Последние претендуют на мировое господство. Кауравы обладают большей численностью и военной мощью, а Пандавы имеют на своей стороне бога Кришну. Битва происходит на поле Курукшетра. Перед началом грандиозного сражения Арджун (Пандав) впадает в отчаяние и растерянность от того, что ему придется убивать своих родственников. Кришна, как бог, убеждает Арджуна в том, что это необходимо сделать. Этому моменту целиком посвящена «Бхагават Гита», духовная часть Махабхараты, являющаяся своего рода Библией для индусов.

Рис. 11. Кришна и Арджун перед началом сражения.

Арджун здесь является аналогом Андрея, Кришна – его брата Алексея. Кришна управлял колесницей Арджуна во время битвы. Учитель Алексей управлял умом Андрея, помогая ему в правлении государством.В этой грандиозной битве принимают участие боги и применяется сверхмощное космическое оружие, поражающее воображение даже современного читателя.После того, как почти вся армия Кауравов была перебита, её предводитель Дурьодхана, старший из братьев Кауравов скрывается на дне озера. Пандавы выманивают его оттуда и Бхима (силач Пандав) в сражении на палицах побеждает его.Этот эпизод аналогичен событию в истории Мульвийской битвы: тело Максенция было выловлено из Тибра и обезглавлено.

Детали реальных событий в Махабхарате замаскированы столь тонко, что только несуразица смысла некоторых сюжетов может обнаружить их. Так, Кришна, вернувшись в родной город после окончания войны, обнаруживает, что погибли все мужчины его рода.

Таким образом в Махабхарате отражена массовая гибель людей в результате наводнения. «Проклятие брахманов» — наказание богов, «напились» – иносказание – «утонули», океан – большая масса воды, молнии – буря и/или огонь битвы.

Заканчивается война победой Пандавов. В результате войны погибает очень много народа, к чему добавочной причиной могло быть наводнение.

В описании битвы на Курукшетре присутствуют те же элементы, что и в сражении Константина:превосходящие силы противника,гражданская война,сомнение Арджуна и обращение его к богу,участие гигантских людей – ракшасов,участие богов в войне,окончание войны потопом.

Глубокий анализ Махабхараты может дать многие подробности жизни людей того времени и обстоятельств гражданской войны. Очевидно, что в ней тоже смешаны в одну две или даже три войны. Поэтому прежде надо выявить в ней сюжеты разных эпох.Небольшая дополнительная деталь. Имя Пандав, отца братьев Пандавов, означает бледный, так же как прозвище Хлор Констанция, отца Константина.

Продолжение исторических личностей следует…

Статья серии Князь Андрей Первозванный <<< >>>

Общие сведения[править | править код]

В области внутренней политики правление Константина во многом являлось продолжением деятельности Диоклетиана, упрочением основанного домината как формы государственной власти и характеризовалось превращением империи в военно-бюрократическое государство, которое было разделено Константином на 4 префектуры — Восточную, Иллирик, Италию и Галлию, подразделявшиеся в свою очередь на 14 диоцезов (епархий) и 114 провинций. Первоначально резиденциями Константина являлись Трир, затем Сирмий и Сердика (София). В 326 г. Константин окончательно избрал столицей империи Византию, которую в 330 г. переименовал в Константинополь (град Константина). Константин окружил себя пышным императорским двором с созданным по образцу восточных государств церемониалом (ношение диадемы, земной поклон императору), учредил консисторий — тайный императорский совет — и осуществлял свою власть посредством строго организованного чиновничьего аппарата. Сенаторы, положение которых вновь было упрочено, всемерно привлекались к управлению государством. Начатое еще Галлиеном разграничение военного и гражданского управления получило при Константине окончательное оформление. Согласно проведенной реформе армии, войска были разделены на подвижные (comitatenses) и войска, постоянно дислоцирующиеся в приграничных районах (limitanei), преторианская гвардия была распущена, а префектура претория претерпела кардинальную реорганизацию; приток в армию выходцев из германских племен принял массовый характер. Усилилось профессиональное прикрепление сословий, в первую очередь колонов, к земле. Введение в обращение золотого солида стабилизировало денежную единицу.

Поворот Константина к христианству произошел, видимо, в период борьбы против Максенция. Миланским эдиктом г. христианство признано равноправной религией. Тем самым была заложена основа его становления государственной религией. Вмешательство государства в церковные дела, в частности в церковные споры, ставшее со времен Константина обычным явлением, сделало церковь государственной и превратило ее в инструмент политической власти. В 325 г. Константин созвал в Никее 1-й экуменический собор (1-й Вселенский Собор), всемерно поощряя деятельность церкви в распространении христианства. В 321 г. Константин объявил воскресенье официальным “днем покоя”. Возведением Латеранской церкви Константин положил начало монументальной церковной архитектуры. В 313 г. им завершено строительство базилики Максенция. В 312—315 гг. в Риме была возведена триумфальная арка, украшенная многочисленными богатыми фигурными рельефами, заимствованными от более ранних построек и частично переработанными.


Император Константин Великий Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе. Конец X века.

В последние годы жизненная энергия Константина заметно ослабла. Армия теряла боевую способность. На Востоке государства персы готовились отнять области, приобретеные Диоклетианом на берегах Тигра. Константин сам выступил во главе войска в поход, но, смертельно больной, остановился в Никомедии, где и скончался, незадолго до того приняв от Евсевия Кесарийского крещение. Прах его погребен в Апостольской церкви в Константинополе. Церковные историки нарекли Константина Великим и провозгласили его образцом христианского правителя. Русская православная и армянская церковь чтят память Константина как святого и равноапостольного 21 мая. Биография Константина изложена Евсевием Кесарийским.

Имел титулы:
Цезарь — с 25 июля 306 г.,
Август — с 31 марта (?) 307 г.,
Величайший Август — после 29 октября 312 г.,
Германский Величайший и Сарматский Величайший — не ранее 314 г.,
Готский Величайший — с 314-315 гг.,
Германский Величайший II, Мидийский Величайший, Британский Величайший, Арабский Величайший, Адиабенский Величайший и Персидский Величайший — с 315 г.,
Армянский Величайший и Германский Величайший III — с 318 г.,
Карпийский Величайший — с 318-319 гг.,
Готский Величайший II — с 324 г.,
Готский Величайший III — с 332 г.

Власть трибуна получал 34 раза (впервые 25 июля 306 г., в 307 г. дважды — 25 июля и 11 ноября, затем ежегодно 11 ноября; начиная с 317 г. — 1 марта, в 323 г. дважды — 1 марта и 8 ноября, затем ежегодно 8 ноября; в 333 и 334 гг. — 25 декабря; с 335 г. — 18 сентября).

Был консулом 307 или 309 г., 312, 313, 315, 319, 320, 326, 329 гг.

5.


За все годы правления Константина, которого считают образцом мудрого правителя, было начато строительство таких памятников христианской архитектуры, как собор Святого Петра в Риме и храм Гроба Господня в Иерусалиме.
При этом покровитель христианства был далеко не праведником. Его поступки были весьма противоречивы не только в свете закона, но и полностью шли вразрез с христианским образом жизни и всеми христианскими доктринами. В борьбе за абсолютную власть, Константина ничто не могло остановить. Для достижения своих целей он в прямом смысле этого слова шёл по трупам. В 323 году Константин разгромил армию своего союзника Лициния и казнил его самого. Несмотря на то, что жена Лициния — его родная сестра, умоляла оставить мужу жизнь.

Сияющий победный крест на небе

Гонения на христиан продолжались около 250 лет и прекратились только при императоре Константине Великом, который сам принял христианскую веру. Константин Великий с детства был воспитан своей матерью царицей Еленой в уважении к христианам.

При вступлении на императорский престол ему пришлось выдержать упорную борьбу с двумя соперниками, Максентием и Ликинием, врагами христиан.

Перед решительной битвой с Максентием Константин и его воины увидели на небе сияющий крест, как бы составленный из звёзд, и над ним надпись: «Сим побеждай».

Константин исполнил повеление: он поставил на своих знамёнах изображение креста и одержал полную победу над Максентием.

Когда Константин стал полновластным императором, то столица государства была перенесена из Рима в Византий. Вскоре и сам город Византий был переименован в Константинополь.

Велики и благодатны в очах христиан дела Константина. Он не только дал возможность свободно исповедовать христианскую веру, но строил множество храмов и заботился о распространении христианства по всей стране. По всей империи стали праздноваться воскресные дни и христианские праздники. Была отменена смертная казнь через распятие.

Равноапостольные Константин и Елена

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector