«реквием» анализ поэмы ахматовой

Содержание

Содержание Реквиема предопределено самим жанром траурной мессы. Оно перекликается с содержанием пассионов. Реквием пронизывает мысль о смерти, ее трагической неотвратимости. Этот образ не раз будил творческое воображение Моцарта («Дон Жуан»). Но если в «Дон Жуане» образ потустороннего мира, загадочного небытия постоянно противопоставлялся бурному кипению жизни с ее сложностями, то здесь всё обыденное отступает на второй план. Остается главное: безысходная боль прощания с жизнью, понятная каждому человеку, и раскрытая с потрясающей искренностью. При этом тон моцартовского Реквиема очень далек от традиционной сдержанности, объективности церковной музыки.

№ 1 состоит из двух частей, соотношение которых отчасти напоминает полифонические циклы Баха. Плавная медленная музыка I–й, вступительной части, в целом проникнута трагически-скорбным настроением. Однако в ней есть и моменты просветления (связанные с содержанием текста).

В сопровождении совсем простого аккомпанемента струнных (с запаздывающими аккордами) у бассетгорнов и фаготов раздается тема «Requiem» – одна из важнейших в произведении: тоника с нижним вводным тоном и постепенное восхождение к терции – в традиционном церковном стиле. Основное настроение – сдержанная скорбь, которая заметно нарастает с 3 такта (неравномерные вступления голосов и восходящая устремленность мелодической линии). Хоровые голоса вступают в восходящей последовательности начиная от баса. При этом тема «Requiem» проводится стреттно. Вся манера имитационного ведения темы явно обнаруживает влияние Баха.

II-я – центральная часть – представляет собой стремительную драматическую фугу на две темы. Обе темы, звучащие одновременно, трактованы в духе Баха и Генделя, опираются на типичные для эпохи барокко интонация (ум.7). Но на основе совсем обычного, типического материала создается в высшей степени индивидуальное творение. В фуге нет длинных интермедий, вместо них – краткие переходы (в основном на второй теме). Фуга стремится таким неудержимым потоком, что ее структура не позволяет совершить хотя бы одну остановку.

Музыка № 2 рисует картину светопреставления. Моцарт близок здесь к громовым хорам Генделя. Тремоло струнных, сигналы труб и дробь литавр создают впечатление грандиозной силы. Партия хора, за единственным исключением, трактуется как монолитная масса: все голоса соединяются в обрывочные аккордовые фразы. На фоне мощных аккордов выделяются широкие скачки верхнего голоса, подобные исступленным возгласам отчаяния. На долю оркестра приходится отображение внешних ужасов (тремоло струнных, сигналы труб и дробь литавр делают картину особенно зловещей, усиливают впечатление смертельного страха, лихорадочной тревоги, леденящего ужаса). Связь с темой «Requiem» – такты 4-6. Развитие музыки идет на «одном дыхании».

Лишь в самом конце хор впервые делится на две группы: звучит своеобразный диалог между грозными восклицаниями басов (мотив, в котором звук «а» окружается вводными тонами) и стонущими, полными смятения, ответными интонациями женских голосов и теноров.

После этого неистового возбуждения в № 3 наступает тишина. Хор уступает место солистам. Торжественный сигнал тромбона возвещает начало Божьего суда. Инструментальную мелодию подхватывает солирующий бас, затем поочередно тенор, альт и сопрано (восходящая последовательность)

№ 4 – прозрачный, светлый лирический квартет солистов.

№ 6 – своим драматизмом перекликается с № 2 и № 4. Изображение мучений обреченных. На фоне бурлящего сопровождения канонически вступают басы и тенора. Им противопоставляются молящие фразы высоких голосов («Voca me» – «призови меня»).

Конец номера – уникальный для XVIII века образец гармонического новаторства. Это ряд энгармонических модуляций a-moll → as-moll → g-moll → ges-moll → F-dur. Музыкальная символика – впечатление погружения в бездну.

№ 7 – лирический центр произведения, выражение чистой, возвышенной скорби. На смену страшным угрозам и гневу приходят предельно искренние, благодатные слезы. После краткого вступления (без басов), основанного на интонациях вздоха, вступает проникновенно-простая мелодия в вальсообразном ритме на 12/8. Все хоровые партии объединяются в стройный квартет голосов, выражающих одно настроение. Выделяется верхний – самый песенный голос. Такой материал – единственный раз во всем реквиеме. Мотивы вздохов лежат в основе и вокальных партий, и в оркестровом сопровождении. Тембр тромбонов.

Последующие части Реквиема завершают «драму». Среди них есть и умиротворенные, просветленные («Benedictus»), и торжественно-ликующие («Sanctus» и «Osanna»).

Анализ поэмы «Реквием» Ахматовой

О страшном периоде сталинских репрессий написано немало научных исследований. Ему посвящено множество художественных произведений. Среди них самыми яркими являются личные воспоминания и впечатления непосредственных свидетелей этих событий. А. Ахматова на себе ощутила всю боль и страх, производимые этой «кровавой мясорубкой». Поэма «Реквием» через личный опыт поэтессы передает весь ужас тех лет.

Поэма создавалась в течение долгого времени. Вступление и первая часть написаны в 1935 г., сразу же после первого ареста единственного сына Ахматовой – Льва. Поэтесса при помощи Пастернака написала письмо лично Сталину и добилась освобождения сына, но карательные органы не оставили их в покое. В 1938 г. произошел второй арест. На этот раз унизительная мольба Ахматовой не принесла результата. Льва приговорили к ссылке в сибирские лагеря. В течение двух лет поэтесса продолжала создавать поэму, ставшую ее интимным дневником, отражающим все чувства и переживания. В условиях тотального контроля Ахматова не решалась записывать стихотворение. Она запоминала строки и читала их только самым близким людям.

Сюжет поэмы «Реквием» основан на нахождении Ахматовой в тюремной очереди. В таких очередях она провела почти полтора года. В этом униженном ожидании встречалось множество матерей и жен, выкинутых из общества за сфабрикованные преступления своих мужчин. В предисловии к поэме Ахматова вспоминает, что в очереди ее узнала одна женщина и попросила описать происходящее.

В «Посвящении», предваряющем поэму, поэтесса описывает свое тяжелое, как камень, горе, охватившее душу сразу после вынесения приговора. Она обращается с приветствием к своим «невольным подругам» по тюремной очереди, оказавшимся теперь связанным навеки общей бедой.

«Реквием» не имеет четкой хронологии. Отдельные части отмечены датами, но они непоследовательны. Это не играет большой роли. Два страшных года воспринимаются как целостная картина личной трагедии на фоне всенародного горя. Можно выделить некоторые главные мотивы произведения.

Ахматова подчеркивает огромный масштаб репрессий через количество («осужденных полки») и исторические параллели («корчилась Русь», «стрелецкие женки»). Поэтесса использует религиозную символику. В стране победившего атеизма вера выступает в роли еще одной жертвы режима. Полностью посвящена этому часть поэмы «Распятие», в которой страдания всех матерей трогательно сравниваются с горем Богородицы.

К финалу в поэме нарастает мотив обреченности, невозможности какого-либо сопротивления. Ахматова видит спасение только в смерти, но подозревает, что и она не даст окончательного избавления от всепоглощающего страха. Поэтесса считает, что лучшим признанием ее заслуг перед русской поэзией будет памятник у тюремных стен, который будет вечным напоминанием живущим о том страшном и беспощадном времени.

Концертная деятельность и большое путешествие

После путешествия по Европе семья решает немного отдохнуть. Маленький перерыв восстановил силы юных виртуозов. Не долго думая, Леопольд решает снова с детьми отправиться в путешествие, чтобы покорить Париж. Именно в этом удивительном городе Франции Вольфганг написал первые 4 сонаты для клавесина и скрипки. На то время Моцарту было 7 лет. В каком же были восторге аристократы! Они никогда не слышали ничего подобного. Благодаря этому Леопольд и его семья были взяты под покровительство Фридриха Мельхиора, который имел очень большие связи. Теперь Вольфганг и Наннерль выступали не только перед аристократами, но даже и в царских палатах перед королем и маркизой Де Помпадур.

В Париже дети Леопольда достигли удивительных высот. Они заработали приличную сумму денег, получили много подарков. После двух великих концертов путь лежит в Лондон. Пребывание в Англии еще больше отразилось на творчестве Вольфганга. Он познакомился с популярными композиторами Лондона.

1791

  • 5 января: Моцарт заканчивает свой последний фортепианный концерт , в B ♭ (К. 595).
  • 14 января: Моцарт заканчивает три немецкие песни (К. 596–8).
  • Январь – март: Моцарт в основном пишет танцевальную музыку (К. 599–611).
  • 14 февраля: Анна, жена графа фон Вальзегга , умирает в возрасте 20 лет.
  • 3 марта: Моцарт заканчивает Фантазию фа минор для механического органа (К. 608).
  • 8 марта: Моцарт заканчивает басовую арию Per questa bella mano (К. 612).
  • Март: Моцарт заканчивает Вариации фа на « Ein Weib ist das herrlichste Ding » (K. 613).
  • 12 апреля: Моцарт завершает свой последний струнный квинтет в E ♭ (K. 614).
  • 4 мая: Моцарт завершает « Анданте» фа для небольшого механического органа (К. 616).
  • 23 мая: Моцарт завершает Адажио и Рондо для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели , своего последнего камерного произведения (К. 617).
  • 17 июня: Моцарт завершает мотет Ave verum corpus (К. 618).
  • Июль: Моцарт заканчивает кантату Die ihr des unermeßlichen Weltalls (K. 619).
  • середина июля: прибывает посыльный (вероятно, Франц Антон Лейтгеб, управляющий графа) с запиской, в которой просит Моцарта написать мессу Реквиема.
  • середина июля: Поручение Доменико Гуардасони, импресарио Пражского национального театра, для написания оперы «Милосердие Тито» (К. 621) для торжеств, связанных с коронацией 6 сентября Леопольда II как короля Богемии.
  • 26 июля: Рождение младшего сына Моцарта, Франца Ксавера Вольфганга Моцарта .
  • Август: Моцарт работает в основном над «Клеменза ди Тито» ; завершено к 5 сентября.
  • 25 августа: Моцарт уезжает в Прагу.
  • 6 сентября: Моцарт дирижирует премьерой оперы «Милосердие Тито» .
  • середина сентября — 28 сентября: переработка и доработка «Волшебной флейты» (К. 620).
  • 30 сентября: Премьера «Волшебной флейты» .
  • 7 октября: Моцарт заканчивает Концерт для кларнета ля мажор (К. 622).
  • 8 октября — 20 ноября: Моцарт работает над Реквиемом и кантатой (К. 623).
  • 15 ноября: Моцарт заканчивает кантату.
  • 20 ноября: Моцарт прикован к постели из-за болезни.
  • 5 декабря: Моцарт умирает вскоре после полуночи.
  • 7 декабря: Похороны на кладбище Св. Маркса.
  • 5 декабря — 10 декабря: Кирие из Реквиема, исполненная неизвестным композитором (когда-то считавшимся учеником Моцарта Францем Якобом Фрейштедтлером, хотя сейчас эта атрибуция не является общепринятой)
  • 10 декабря: Реквием (возможно, только Introitus и Kyrie) исполняется в церкви Св. Михаила в Вене по мемориалу Моцарту сотрудниками Theater auf der Wieden .
  • 21 декабря: Джозеф Леопольд Эйблер получает партитуру Реквиема от Констанца, обещая закончить его к середине Великого поста (середина марта) следующего года. Позже он сдается и возвращает партитуру Констанце, которая передает ее Зюссмайру для завершения.

Краткий анализ поэмы А. Ахматовой «Реквием»

В основе поэмы «Реквием» Анны Ахматовой лежит личная трагедия поэтессы. Анализ произведения показывает, что написано оно под влиянием пережитого в период, когда Ахматова, простаивая в тюремных очередях, пыталась узнать о судьбе своего сына Льва Гумилёва. А он трижды арестовывался властями в страшные годы репрессий.

Писалась поэма в разное время, начиная с 1935 года. Долго это произведение хранилось в памяти А.Ахматовой, читала только друзьям. А в 1950 поэтесса решилась записать его, но опубликовалось оно только в 1988 году.

По жанру «Реквием» задумывался как лирический цикл, а позднее уже был назван поэмой.

Композиция произведения сложная. Состоит из таких частей: «Эпиграф», «Вместо предисловия», «Посвящение», «Вступление», десять глав. Отдельные главы имеют название: «Приговор» (VII), «К смерти» (VIII), «Распятие» (X) и «Эпилог».

В поэме речь идёт от имени лирического героя. Это «двойник» поэтессы, авторский приём выражения мыслей и чувств.

Главная идея произведения — выражение масштабов народного горя. Эпиграфом А. Ахматова берёт цитату из своего же стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали». Словами эпиграфа выражена народность трагедии, причастность к ней каждого человека. И дальше в поэме продолжается эта тема, но масштаб её достигает громадных размеров.

Анна Ахматова для создания трагического эффекта употребляет практически все стихотворные размеры, различный ритм, а также разное количество стоп в строках. Этот её личный приём помогает остро ощутить события поэмы.

Автор использует различные тропы, которые помогают осмыслить переживания людей. Это эпитеты: Русь «безвинная», тоска «смертельная», столица «одичалая», пот «смертный», страданье «окаменелое», локоны «серебряные». Много метафор: «лица опадают», «летят недели», «перед этим горем гнутся горы», «песню разлуки паровозные пели гудки». Встречаются и антитезы: «кто зверь, кто человек», «И упало каменное сердце на мою ещё живую грудь». Есть сравнения: «И старуха выла, как раненный зверь».

В поэме присутствуют и символы: сам образ Петербурга в стихах Ахматовой — наблюдатель горя, образ Иисуса и Магдалины — отождествление со страданиями всех матерей.

Чтобы оставить память об этом времени, автор обращается к новому символу — памятнику. Поэтесса просит поставить памятник у тюремной стены не её музе, а в память о страшных репрессиях 30‑х годов.

Основная структура реквиема

Форма (набор текстов и их последование) как в григорианской мессе разных эпох и разных локальных традиций, так и в композиторских реквиемах, изменчива. В структуру реквиема (в период от Тридентского до Второго Ватиканского собора) обычно входили следующие песнопения ординария и проприя:

  • Интроит «Requiem aeternam» (Вечный покой даруй им, Господи)
  • Kyrie (Господи, помилуй)
  • Градуал «Requiem aeternam» (Покой вечный)
  • Тракт «Absolve Domine» (Избави, Господи, души всех усопших верных)
  • Секвенция «Dies irae» (День гнева)
  • Офферторий «Domine Jesu Christe» (Господи Иисусе Христе); иногда используется только его вторая строфа «Hostias et preces tibi, Domine» (Жертвы и мольбы Тебе, Господи)
  • Sanctus (Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф)
  • Agnus Dei (Агнец Божий, принявший на себя грехи мира)
  • Communio «Lux aeterna» (Да воссияет им вечный свет, Господи)

В состав композиторского реквиема могли дополнительно включаться:

  • процессиональный антифон «In paradisum» (В рай ); исполнялся после окончания литургии, на вынос тела из церкви;
  • респонсорий «Libera me» (Избави меня, Господи, от вечной смерти); в традиционном заупокойном оффиции исполнялся во время разрешительной молитвы после мессы;
  • мотет «Pie Jesu» (на текст последних строк «Dies irae»); в традиционной литургии не использовался; как материал для отдельной части реквиема встречается у композиторов начиная с XIX века.

В композиторских реквиемах канонические тексты градуала, тракта, коммунио нередко опускались. Секвенцию же (вследствие её выгодного для музыкального воплощения драматического колорита) композиторы, наоборот, не только оставляли, но и оформляли отдельные её строфы в обособленные (многие) разделы. Например, в реквиеме c-moll Керубини градуал и тракт есть, а у Моцарта и Верди их нет. У Керубини нет Libera me, но есть в реквиеме Верди. Во всех перечисленных сочинениях «In paradisum» отсутствует. В реквиеме Г. Форе (исключительный случай) нет секвенции (за Kyrie eleison следует офферторий), но включены тракт, коммунио и заключительный антифон «In paradisum». Зачастую Benedictus (из Sanctus) также обособляется в отдельную часть ораториальной композиции.

Легенды моцартовской эпохи

Всевозможные предположения и домыслы о том, что в действительности случилось с молодым и жизнелюбивым Моцартом, со временем превратились в легенды. Отправных точек для вполне вероятных, но всё же малоправдоподобных историй, связанных с созданием «Реквиема», было несколько:

  • что предвестником несчастья стал мистический «черный человек». Загадочный недоброжелатель-инкогнито заказал траурную музыку, которая погубила её сочинителя;
  • что скоропостижная смерть не могла наступить из-за болезни, а была результатом отравления Моцарта завистниками;
  • что композитор предчувствовал кончину. Он писал реквием для себя, вложив в музыку отчаяние и несогласие с преждевременным уходом из жизни;
  • что безнадежно больной Моцарт призвал собравшихся у его постели исполнить Requiem. На первых тактах Lacrimosa заплакал и сказал, что ему уже не суждено дописать эту часть;
  • что находясь на смертном одре рассказывал, каким он видит окончание этого грандиозного произведения для хора, солистов и оркестра. И завещал своим лучшим ученикам закончить его творение.

Истории эти множество раз писали и переписывали биографы и музыковеды. А романтики и агиографы добавляли в них красок. Некоторые сюжеты приобрели художественное воплощение: маленькая трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери», пьеса Шеффера «Амадей», кинофильм Формана «Амадеус». Последние моменты жизни композитора изображены на полотнах живописцев: Г. Н. О’Нила, Г. фон Каульбаха, М. Мункачи, Ч. Чемберза. И повсюду в судьбе Моцарта присутствует мистическое, роковое и фатальное. И непременно звучит «Реквием».

Многие догадки и вымыслы, закрепившиеся как факты в жизнеописаниях композитора, пришли туда с подачи его жены и вдохновительницы Констанции Вебер. Надо заметить, что первым, кто написал биографию Моцарта, стал её новый муж, датский дипломат Г. Ниссен. Понимая, что многое из сказанного вдовой может быть далеко от действительности, моцартоведы стали всесторонне изучать личную переписку, проводить бесчисленные исследования и экспертизы.

С течением времени все эти мифы постепенно развенчивались и были вписаны в реалии ХVIII века. Но гений Моцарта не поблек, как и не уменьшилась значимость его грандиозного творения Requiem, Ре минор, K. 626. Слушатель воспринимает эту музыку по-особому, потому что она стала эпилогом всей жизни Вольфганга Амадея Моцарта.

Жанр, размер, направление

В начале 20 века мир захватила новое явление в культуре – модернизм. Оно было шире и масштабнее, чем любое литературное направление, и дробилось на множество новаторских течений. Анна Ахматова принадлежала к акмеизму, течению, в основе которого лежали ясность слога и предметность образов. Акмеисты стремились к поэтическому преобразованию обыденных и даже неприглядных жизненных явлений и преследовали цель, состоявшую в облагораживании человеческой природы посредством искусства. Поэма «Реквием» стала великолепным образчиком нового течения, ведь полностью соответствовала его эстетическим и моральным принципам: предметные, ясные образы, классическая строгость и прямота стиля, авторское желание передать зверство языком поэзии, чтобы предостеречь потомков от ошибок предков.

Не менее интересен жанр произведения «Реквием» — поэма. По некоторым композиционным признакам ее относят к эпическому роду, ведь произведение состоит из пролога, основной части и эпилога, охватывает не одну историческую эпоху и открывает взаимосвязи между ними. Ахматова выявляет определенную тенденциозность материнского горя в отечественной истории и призывает будущие поколения не забывать про него, чтобы не позволить трагедии повториться.

Стихотворный размер в поэме динамичен, один ритм переливается в другой, разнится и количество стоп в строках. Это связано с тем, что произведение создавалось фрагментарно в течение долгого времени, и стилистика поэтессы менялась, как и ее восприятие случившегося.

Реквием – это …

Церковные обряды (независимо от вида веры), совершаемые по поводу того или иного события, сопровождаются песнопениями (молитвами) и (или) торжественной музыкой. Это оказывает дополнительное воздействие на прихожан, создает подобающую случаю обстановку.

Католический обряд (месса), проводимый по поводу смерти человека, называется заупокойным. Он сопровождается торжественным печальным пением и музыкой, которая получила название «реквием».

Изначально реквием был произведением только для хора, без музыкального аккомпанемента, текстом являлись молитвы за упокоение. Впоследствии пение стало сопровождаться музыкой.

В переводе с латинского «реквием» (requies) – это «покой». Отсюда и название музыкального произведения. Есть симфонии, оратории, сонаты, оперы и т.д., а есть реквием. То есть это не название конкретного произведения конкретного автора, а наименование вида музыкального сочинения.

Композиция и конфликт

Особенности композиции «Реквиема» Ахматовой обусловлены историей создания произведения: оно было спаяно из нескольких самобытных частей, написанных в разное время. Поэтому каждый элемент представляет собой отдельное лирическое произведение со своим идейно-тематическим комплексом. Каждая часть имеет свой стихотворный размер.

  1. Прологом поэмы можно назвать первые две главы «Посвящение» и «Вступление», в которых перед читателем предстает образ эпохи, передается ее настроение и царящая в советской России атмосфера.
  2. В главах с первой по шестую рассказывается о личной трагедии лирической героини — страданиях матери, чьего сына арестовали. В пятой и шестой главах героиня, мучаясь своим горем, предрекает смерть сына.
  3. Далее следует «Приговор», в котором мать узнает о приговоре сына (ссылке) и пытается принять новость, которая и для нее становится приговором.
  4. Глава «К смерти» — обращение несчастной матери к смерти, от которой она жаждет получить освобождение от страданий.
  5. В девятой главе мы узнаем о последнем свидании героини со своим сыном. Она отступается от отчаянной борьбы и отдается безумию горькой утраты.
  6. «Распятие» вводит в повествование параллель между утратой лирической героини и библейским распятием, обернувшимся горем для Богородицы, потерявшей своего сына Иисуса Христа.
  7. В «Эпилоге» лирическая героиня подчеркивает, что ее история — лишь одна из немногих, а народной памяти достоин каждый пострадавший из всего «стомильонного народа».

Основной конфликт произведения «Реквием» — личность и государство. Лирическая героиня чувствует себя одинокой и слабой в противоборстве с государственной машиной и не может защитить ни себя, ни своего сына.

Характеристика жанра

Реквием – это траурная, заупокойная месса. От обычной мессы реквием отличается отсутствием таких частей, как«Gloria» и «Credo», вместо которых включались особые, связанные с погребальным обрядом. Текст реквиема был каноническим. После вступительной молитвы «Даруй им вечный покой» (Requiem aeternam dona eis») шла обычная часть мессы «Kyrie», а затем средневековая секвенция «Dies irae» (День гнева). Следующие молитвы – «Domine Jesu» (Господи Иисусе) и «Hostia» (Жертвы тебе, Господи) – подводили к обряду над усопшим. С этого момента мотивы скорби отстранялись, поэтому завершалась заупокойная католическая обедня обычными частями «Sanctus» и «Agnus Dei».

Такая последовательность молитв образует 4 традиционных раздела:

  • вступительный (т.н. «интроитус») – «Requiem aeternam» и «Kyrie»;
  • основной – «Dies irae»;
  • «офферториум» (обряд приношения даров) – «Domine Jesu» и «Hostia»;
  • заключительный – «Sanctus» и «Agnus Dei».

В своей трактовке формы траурной мессы Моцарт соблюдал эти сложившиеся традиции. В его Реквиеме тоже 4 раздела. В I разделе – один номер, во II – 6 (№№ 2 – 7), в III – два (№№ 8 и 9), в IV – три (№№ 10–12). Музыка последнего раздела в значительной мере принадлежит Зюсмайру, хотя и здесь использованы моцартовские темы. В заключительном номере повторен материал первого хора (средний раздел и реприза).

В чередовании номеров ясно прослеживается единая драматургическая линия со вступлением и экспозицией (№ 1), кульминационной зоной (№№ 6 и 7), переключением в контрастную образную сферу (№ 10 – «Sanctus» и № 11 – «Benedictus») и заключением (№ 12 – «Agnus Dei»). Из 12 номеров Реквиема девять хоровых, три (№№ 3, 4, 11) звучат в исполнении квартета солистов.

Основная тональность Реквиема d-moll (у Моцарта – трагическая, роковая). В этой тональности написаны важнейшие в драматургическом плане номера – 1, 2, 7 и 12.

Всю музыку Реквиема скрепляют интонационные связи. Сквозную роль играют секундовые обороты и опевание тоники вводными тонами (появляются в первой же теме).

История создания

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Сначала Ахматова планировала создать лирический цикл, который через некоторое время был переименован в поэму. Для самой поэтессы написание поэмы обернулось тяжёлым испытанием — до написания поэмы были арестованы два самых близких человека — третий муж Николай Пунин — отбывал второй из трёх сроков — также в застенках Ленинградской тюрьмы «Кресты», позднее — в смутном 1938-м участь ждала сына Николая Гумилёва (погиб в 1921 г. после участия в Кронштадтском мятеже) и Анны Ахматовой — Льва. Лев Гумилёв пробыл в застенках без малого девять лет, его ждала война, реабилитация, амнистировали его только в 1956 году. Самым страшным для Ахматовой стал именно смутный 1938 год: за передачками Ахматова находилась по 17 — 19 часов за очередью к сыну, с рукописями поэмы, дорабатывала их в проходных изолятора.

Первые 2 главы поэмы написаны в 1934 — 35 гг. Наиболее плодотворно она работала над поэмой в тяжёлых 1938 — 1940 годах и вернулась к ней позже, в 1960-е годы. Особенно тяжёлое время написания «Реквиема» у Ахматовой пришлось на годы войны, когда она была в Ташкенте в эвакуации. Ахматова очень часто сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала людям, которым доверяла, в частности Лидии Чуковской.
1946 год. Ахматова исключена из Союза Писателей СССР.
В 1960-е годы «Реквием» начал распространяться в самиздате. В 1964 году один из списков поэмы попал за границу, где впервые был опубликован полностью (мюнхенское издание 1964 года). В очерке известного прозаика Б. К. Зайцева, напечатанном в газете «Русская мысль», говорится:

Полный текст «Реквиема» был опубликован лишь в перестройку — в 1987 году, в журналах «Октябрь» № 3 и «Нева» № 6. Теперь поэма входит в общеобязательную школьную программу.

О чем фильм “реквием по мечте”?

Невероятной мощи драматизм и шок испытывается после просмотра фильма «Реквием по мечте». Этот фильм западает глубоко в душу. О чем фильм «Реквием по мечте»? Узнайте прямо сейчас.

Сюжет фильма

Острый катастрофический сюжет из жизни обычных на вид жителей Бруклина не оставляет равнодушным к драме «Реквием по мечте». Это фильм, отзывы о котором в большинстве положительные. 

Угнетающий саундтрек Клинта Мэнселла как будто окончательно добивает хрупкие пульсации жизней главных героев.

Действие фильма разворачивается на протяжении трех времен года, в которых безудержно рушится жизнь участников драмы: мать Сара, ее сын Гарольд и Мэрион – подруга Гарольда.

Это и есть “Реквием по мечте”. Описание фильма следующие: пожилая вдова Сара большую часть времени проводит перед телевизором

Ее внимание захватило телешоу, посвященное отказу людей от вредной пищи: мяса, полуфабрикатов и сахара. Гарольд изредка навещает свою мать, но с одной только целью – продать ее телевизор и на вырученные деньги приобрести наркотики

Сара снова и снова выкупает телевизор обратно. На беду ей позвонили из телестудии и пригласили поучаствовать в ее любимом шоу. Подруга Сары советует ей принимать амфетамин, чтобы похудеть и выглядеть в любимом шоу во всем своем блеске. В это время Гарольд умудряется мошенничать в наркоторговле. Поначалу ему везет, и они с Мэрион уже строят планы на счастливое будущее.

В дополнение к этому у него начинается гангрена руки, очевидно, во время принятия очередной дозы в вену попала инфекция.

https://youtube.com/watch?v=fVa0cQ4x1ZY

В финальной части фильма экран забрызгивается кровью при ампутации руки Гарольда. Обезумевшая Сара видит прекрасные образы своего участия в телешоу, находясь в клинике для душевнобольных. Мэрион лежит в позе зародыша после жуткой оргии, сжимая в руке честно заработанный пакет с наркотиком.

Перед съемкой актеры, исполняющие роль Гарольда и Мэрион, 30 дней избегали сексуальных контактов, чтобы как можно ярче отобразить в фильме силу желания.

«Свадьба Фигаро» — вершина оперных произведений

Среди музыкальных произведений Моцарта наибольшей популярностью пользуются оперы, как классические, так и комические. За всю жизнь Амадей написал более 20 опер, среди которых такие жемчужины искусства, как «Дон Жуан», «Волшебная флейта», «Школа влюбленных», «Похищение из Сераля» и, конечно же, «Свадьба Фигаро». Амадей не желал иметь постоянной работы, таким образом, он в любой момент мог поучаствовать в любом интересном ему проекте. Благодаря такой системе и появилось большинство произведений Моцарта.

Музыку к «Свадьбе Фигаро» Моцарт сочинял 5 месяцев, начиная с декабря 1785 года. Премьера оперы состоялась 1 мая 1786 года в Вене, несмотря на то что многие этого не желали. Сальери и многие из придворного театра графа Розенберга по репетициям поняли, что «Свадьба Фигара» — шедевр более высокого уровня искусства. Они всячески пытались отсрочить премьеру, боясь после нее потерять собственный авторитет.Премьера действительно принесла Моцарту победу, несмотря на то что «Свадьба Фигаро» была некоторое время запрещена из-за содержания. Эта победа за последние 2 века не только не поблекла, но и еще больше засияла.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector