Как найти духовного наставника или учителя
Содержание:
- «Хорошо, когда у человека есть духовник»
- Методы разоблачения шарлатанов
- Виды взаимоотношений с учителем
- Послушание — от слова «слух»
- — Как найти своего гуру?
- «Наставництво – це слово, яке ти сприймаєш на виконання»
- Какова роль духовного наставника
- Два способа изменить себя через знание
- Духовник по переписке
- Духовник
- Популярное за 7 дней
- «Не каждый может быть послушным духовным чадом»
- Роль и задачи душепопечителя
- Научитесь быть здесь и сейчас
- Где искать духовника
«Хорошо, когда у человека есть духовник»
Сабина Шарафетдинова, журналист, телекомпания «Орбита», г.Красноармейск, Донецкой обл.:
«У меня нет духовника. И я часто об этом сожалею. Сложно объяснить, почему так сложилось. Нет, конечно, у меня много друзей и очень хороших знакомых среди священников, я могу в любое время обратиться к ним за молитвенной помощью, за советом и поддержкой. Но духовника — нет. Попытаюсь найти оправдание.
Несколько лет назад, Божьим промыслом, я окунулась в духовную жизнь, как слепой котёнок. Будучи воспитанной в межнациональной и межрелигиозной среде, я шаг за шагом открывала для себя Православие. И в этом мне помогали десятки священников. Дело в том, что моя работа была связана с православными храмами, монастырями, священниками и всеми событиями, которые происходили в духовной жизни нашего округа. Это было невероятно благодатное время. Наша съемочная группа имела возможность много путешествовать по святым местам области и страны, встречаться и интервьюировать замечательных священников. И каждый из них помогал мне в моём духовном развитии. Со многими я продолжаю общаться и поныне. Безгранично люблю их, уважаю и благодарна им за то, что они есть в моей жизни.
Я не знаю, как найти своего духовника. Знаю одно: Господь всё устроит. И может статься, через несколько лет я буду рассказывать своей крестнице, почему так нужен духовник, и где найти такого наставника. Когда-то давно прочитала такую фразу: «Человек без духовника — как слепой без поводыря». Я еще тогда её запомнила. А в последнее время я всё чаще её вспоминаю. Хорошо, когда у человека есть духовник».
Методы разоблачения шарлатанов
Настоящий духовный наставник не ставит завышенные требования к своему ученику, он не продает свои знания, а делится ими. Так как же определить настоящего духовного наставника?
Ниже приведены основные признаки, согласно которым можно разоблачить шарлатана:
1. Деньги и материальные ценности.
При оказании финансовой поддержки новому ученику стоит поинтересоваться, куда тратятся вложенные средства. Существует большой риск того, что деньги, вложенные во благо, могут тратится не по назначению. Отсюда следует вопрос: а настоящий ли это духовный наставник?
2. Власть и авторитет.
Власть может иметь как положительный, так и отрицательный характер. Существует большая разница межу тем, когда человек бездумно подчиняется авторитету или же сознательно признает своего духовного учителя, которого нужно слушаться. Руководителям культа не нравятся честные отзывы, человеку не разрешается подвергать сомнению их действия или решения. Властный гуру любит указывать как себя вести и контролировать образ жизни своего ученика. Это не духовность, это духовная диктатура.
3. Алкоголь и наркотики.
Некоторые духовные учителя просят своих студентов пить алкоголь или принимать наркотики, чтобы достичь просветления! Максимум чего можно достичь в данном случае – это обретения алкогольной или наркотической зависимости.
4. Сексуальный Гуру.
Сексуальные отношения между человеком, который находится у власти, и человеком, который зависит от влиятельного человека, является предательством. К сожалению, за последние годы было много сообщений о сексуальных проступках среди духовных учителей. Ученикам говорят, что для достижения полного просветления они должны заниматься сексом со своим хозяином
Важно понимать, что это лишь наглая манипуляция, направленная на использование людей для удовлетворения собственных сексуальных потребностей
Причины того, почему многие люди доверяют пророкам-шарлатанам
Ошибочная харизма и сила для мудрости. Есть много влиятельных людей, которые не обязательно мудры. Мудрость часто ассоциируется с простотой и смирением. Хороший наставник сострадателен и не позиционирует свое духовное просветление как знак достижения.
Поклонение гуру. Некоторые духовные наставники при любом удобном случае, акцентируют внимание на том, что они якобы имеют мощную духовную энергию. Это заставляет ученика больше сосредоточиться на персоне духовного советника, чем на его духовных учениях
Истинные духовные наставники ведут аскетический образ жизни и не стремятся к популярности и славе, они берут человека на обучение для того, чтобы передать полученный опыт и знания, а не ради материальной выгоды или иных личных интересов.
Эффект нимба. То, что учитель обладает духовностью, не означает, что он знает все. Духовный учитель также допускает ошибки, и если он признает это, он искренен со своим учеником.
На пути к духовному просветлению важно не заниматься самообманом и помнить, что духовное развитие – это кропотливая работа над собой, требующая уйму времени
Виды взаимоотношений с учителем
В каждой традиции есть свой этикет нахождения духовного учителя. Изучая какое-то знание, человеку нужно слушать, задавать вопросы и получать на них ответы. Спрашивать и следовать чьим-то словам.
Подобные отношения с наставником завязываются естественным образом. Чем больше вы верите — тем больше слушаете. Больше слушаете — больше придаетесь знанию.
Затем происходит посвящение в духовную традицию.
В отношениях «учитель-ученик» главное — ученик. Если есть ученик, будет проявляться учительство. В то же время нужно вступить в личные отношения с учителем. Это как бы более концентрированная сфера опыта. Почему?
Потому что когда мы находимся рядом с тем, кого принимаем как учителя, мы можем непосредственно наблюдать опыт его жизни. Непосредственно перенимать от него качества его сознания, его внутреннего мира.
Это можно делать в том числе и через звук, слушая лекции и беседы наставника с другими людьми. Но сам по себе близкий контакт дает бо́льшую возможность для этого. И еще бо́льшая возможность — найдя учителя, задавать ему вопросы и служить ему.
Что это означает — задавать вопросы и служить духовному наставнику?
Продолжение → здесь.
Если вы здесь впервые, подписаться можно прямо отсюда. Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу (социальные кнопки — чуть ниже).
По семинару О. Гадецкого «Уроки жизни», лекциям О. Торсунова и В.Рузова
Послушание — от слова «слух»
В семейной жизни, кстати, тоже необходимо послушание — друг другу. Причем надо не от другого требовать послушания, а самому его проявлять. Допустим, жена что-то тебе говорит, а ты не согласен. Возражать, лишь бы сделать по-своему, идти на конфликт неправильно. Всегда надо уметь прислушаться.
Послушание — от слова «слух», оно начинается с умения вслушаться в то, что говорит другой. Мы не любим молчать. Наш друг митрополит Антоний Сурожский учил нас: «Мы все умеем хорошо говорить, но не умеем слушать друг друга
Поэтому очень важно вслушиваться». И в семейной жизни это очень важно
Муж должен уметь слушать жену, жена — мужа, и все вопросы надо решать с рассуждением. Не убедила тебя жена — ничего страшного, иногда ради мира все равно лучше согласиться с ней. Мир в семье важнее любых наших амбиций.
С духовником отношения другие — здесь я проявляю послушание, но дать правильный совет, не от себя, а от Бога, священник может, только если он понял человека, а чтобы понять, надо внимательно слушать, вслушиваться. Ну, а я в свою очередь должен вслушиваться в слова духовника, чтобы понять его совет.
— Были в вашей жизни случаи, когда после совета духовника вам казалось, что вы не в силах проявить послушание, что оно неподъемное для вас?
— Нет, такого не помню, но бывало, что я впадал в грех, от которого с трудом освобождался. Для этого мне требовались и время, и молитвенная помощь духовного отца. Священники, которым я исповедовался в своих грехах, всегда за меня молились, я чувствовал их духовную поддержку, благодаря которой мне удавалось выйти из того состояния, освободиться от греха. Это большое дело — свобода от греха!
Трудно бывает справиться с собой. Самый лютый враг духовной жизни — моя самость, гордыня, неумение делать над собой усилие. Разными путями идет человек. Один грех удается победить, он уходит, но что-то опять возникает в душе. Это требует большого внимания, и как раз духовный отец может подсказать, иногда даже со слезами.
Помню, когда я в детстве и юности исповедовался в своих юношеских грехах, священник плакал. Кажется, отец Вениамин его звали. Я подходил к нему действительно со страхом и трепетом, а он, слушая мою исповедь, плакал. Плакал о моих грехах. У каждого свой путь, иногда очень трудный, иногда полегче, но в любом случае надо уметь делать над собой усилие. А мы не любим, когда требуется проходить через тесные врата. «Ищите же прежде Царства Божия» (Мф., 6, 33). Оно внутри нас.
— Как найти своего гуру?
______
Живой учитель играет огромную роль в жизни человека. Он является носителем информации, которой нет в книгах. Он оживляет в людях слова и фразы, истины и знания, которые прописаны и давно известны.
Учитель — духовный и душевный наставник моего развития. Он является не просто попутчиком на моей дороге. Учитель — это проводник в мои закоулки сознания. Он спускается в колодец в моего подсознания, высветляет стороны бессознательного, составляет карту моего ресурса. Он становится хранителем знаний, моей копилкой, моим маяком в штормовые дни.
Признаки вашего учителя зависит от того, какую дальнейшую жизнь вы желаете для себя: например, вы не хотите обременять себя семьёй, тогда вам нужен учитель, у которого нет семьи и отношений. Будьте осторожны: если вы выбираете учителя без семьи, а у вас она есть, то велика вероятность, что и вы останетесь без семьи. Хотите вы того или нет осознанно, но учитель — это ваша икона. Вы будете стремиться к тому, чтобы быть похожим на него. Тоже касается счастья, у несчастного, грустного учителя, вы научитесь несчастью, у грубого — грубости.
Учитель должен вдохновлять: его действия, результаты работы с другими людьми, его преданность и постоянство себе, его наполненность и светящиеся глубиной глаза. Часто бывает, что учитель и ученик чем-то даже внешне похожи. Это значит, что ваши энергии имеют общие составляющие.
Ваш учитель всегда заботится о вашем состоянии. Он более милостив к вам, чем другие. Он оказывает помощь, даже если вы не знаете об этом. Но с другой стороны, он может создать условия испытания вашей преданности, постоянства и ресурса. И если учитель видит, что обучение может повредить вам, он обязательно остановит процесс.
Задача учителя — укрепить вашу веру в себя, в свои возможности. Он рассеивает ваши сомнения, освещая качества вашей личности, которые помогут в этом. Но и качества, которые тормозят развитие он не прячет. Он говорит и действует, когда у вас есть к этому готовность. Учитель способен проявить ваши лучшие качества, постоянство и вдохновлять вас на новые открытия.
Ещё один важный признак учителя — вы чувствуете с ним родство, сердечность, вам хочется делиться с этим человеком, вы можете открыть ему свою душу. А разлука с ним навевает щемящее чувство.
Отсюда виден ещё один момент того, что это ваш гуру. Вам хочется ему помогать!
1) Знающих, умников, философов, мудрецов много, а учитель — один. Прочувствуйте людей, которых вы метите в кандидаты. Исходят ли их слова и действия из сердца. Или они являются показателем ума?
2) Насколько прост учитель? Есть ли возможность общаться с ним в любое время? Учитель должен быть прост и доступен. Ведь никто не сможет кинуть вам спасательный круг, когда вы кричите в пустоту. Учитель всегда отвечает на вопросы ученика.
3) Является ли этот человек для вас примером? Учитель всегда подаёт пример, а не время от времени делает то, о чём говорит. Он с радостью делится богатством своего духовного и материального опыта.
4) Осознаёт ли учитель свою слабость? Совершенных людей не бывает, и настоящий учитель, зная свои слабые стороны, стремится к их залечиванию, а не прятанью и выпячиванию. Только победа над слабостями даёт истинные возможности и силы, которые светятся глазах, ощущаются жестах и голосе, читаются на лице.
5) Находясь с учителем рядом, у вас налаживается жизнь. Вы понимаете, что можете повернуть механизмы, сдерживающие вас.
Учитель — это воздух, он подгоняет вас в спину, закручивая и унося пыль и грязь. Учитель — это огонь. Он освещает ваш путь, ваши тёмные стороны, засветляя вас внутри. Учитель — это вода, которая смывает ошибки, допускаемые во время обучения. Учитель — это структура информации, обладающего вкусом. Вкус — это ключ к преодолению застоя в жизни. Если есть вкус, то обучение будет радостным и простым, как и сама жизнь. Иначе любая практика в напряжении превращается в обычный ритуал, не имеющий смысла.
______
«Наставництво – це слово, яке ти сприймаєш на виконання»
Наталья Гром, майор милиции:
«Духовний наставник дуже необхідний у житті кожної людини. На першому етапі, коли людина приходить до храму, вона приносить свої гріхи на сповідь до священника. На другому етапі людина починає більше довіряти священику, й тому уже більш прислуховується до його порад та поступово починає ставитись до священика, як до наставника. Наставництво, на мою думку, це уже слово, яке ти сприймаєш на виконання. Якщо людина приступає до виконання настанови і бачить, що завдяки цьому вона зростає у духовному житті, то відносини між людиною та наставником все більше й більше закріплюються. З того часу людина починає ставитись до священика, як до духовного наставника. Я маю такого духовного наставника і дуже тішуся з того приводу. Він не раз допомагав мені мудрою порадою, були такі моменти, коли я бігла до нього у розпачі на сповідь, а виходила втішеною та радісною. Дуже вдячна йому, що він є в моєму житті та у житті нашої родини. А як знайти такого наставника? Господь ніжками приведе…»
Какова роль духовного наставника
Для христианского развития, освобождения от грехов, видения целей жизни людям постоянно нужна помощь со стороны. В мирской жизни появились психологи, психоаналитики, целители и коучи, которые за очень большие деньги готовы помочь решить любую проблему, но нет денег, нет помощи.
В христианской жизни духовный наставник выполняет все функции вышеперечисленных помощников в решении всех проблем.
Роль духовного наставника
Как целитель духовный наставник готов выслушать любую проблему, не осудить, а помочь найти выход, поддержать христианина, наполнить его верой, что именно за него, его грехи пошел на крест Иисус.
Разбирающийся в Библии учитель покажет те места в Святом Писании, которые следует читать в тех или других случаях, чтобы найти выход из любого тупика, будь то:
- болезнь;
- бизнес;
- долги;
- семейные отношения;
- непослушания детей.
Найти настоящего православного учителя, это, как выиграть в лотерею большой приз. Имея хорошего друга, готового всегда помочь не только через слово Божье, но и делом, надо очень ценить и уважать.
Духовные вопросы православной веры:
- Можно ли в спальне ставить иконы?
- Можно ли похоронить домашнее животное на человеческом кладбище?
- Можно ли ходить в церкви других религий
У духовного наставника может быть много подопечных, каждый из них нуждается во внимании, а около учителя еще и семья живет, ей также нужно время уделить, поэтому с особой теплотой и заботой относитесь к посланнику Божьему, уважая его время.
Важно! Ни один психолог или коуч не берет на себя ответственность за проведенную консультацию, в то время как православный душепопечитель за каждого христианина отвечает перед Богом, ибо ему доверено «пасти овец». Для достижения цели и решения проблемы мирскими специалистами хороши разнообразные методы, включая гипноз и манипуляции
Божий слуга будет идти по дороге Света, ведя за собой доверенных ему людей, руководствуясь ведением Духа Святого, канонами православия, опытом Отцов Церкви
Для достижения цели и решения проблемы мирскими специалистами хороши разнообразные методы, включая гипноз и манипуляции. Божий слуга будет идти по дороге Света, ведя за собой доверенных ему людей, руководствуясь ведением Духа Святого, канонами православия, опытом Отцов Церкви.
Чтение Библии
Конечная цель духовного роста состоит в том, чтобы укрепить маловерующего христианина на пути к вечной жизни, помочь ему по-настоящему воцерковиться, возрасти в вере, чтобы он в скором времени мог стать, пусть маленьким, но наставником.
Два способа изменить себя через знание
Вы когда-нибудь задумывались над механизмом изменения своего характера?
Каждое знание развивать в себе можно только одним способом — контактируя с теми, кто его имеет. Например, материальное знание надо перенимать у тех, кто обладает нужной квалификацией, кто что-то умеет делать и может этому научить других.
Духовное — в храмах, в обществе людей, которые изучают истину, которые пытаются понять, как правильно жить.
Существует 2 проверенных способа работать над любыми чертами характера:
1) В результате общения увидеть пример поведения другого человека, и какой оно дает результат в жизни.
2) Работать над собой после общения с тем, кто добился результата.
Что это дает?
Наглядную практику и понимание, как это работает в жизни. Например, девушка, которая хочет хорошо выйти замуж, должна дружить с благополучными женами. Когда она видит рядом с собой примеры из жизни, она понимает, как надо действовать правильно.
Эти 2 шага дают возможность добиться чего угодно в жизни. Потому что позволяет увидеть, что этот опыт работает
Это очень важно. Иначе никакие черты характера не разовьются
Теперь вопрос такой…
Духовник по переписке
— Может ли современный человек иметь духовника на расстоянии? Созваниваться, переписываться по Интернету, лично редко встречаясь или не встречаясь вообще?
— Конечно, могут быть такие отношения, и они очень распространены. Я слышал, что такие известные духовники, как протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Димитрий Смирнов имели с неким старцем переписку — брали у него советы письменно и получали ответы письменно.
И, кажется, никто из них ни разу не увидел этого старца. Такое возможно. Нам посчастливилось выбираться в Псково-Печерский монастырь, когда мы хотели, сначала мы приходили к старцам с «простынями» вопросов, потом вопросов становилось все меньше и меньше. А некоторые уже не приезжали, а письменно вопрошали старцев и получали ответы. И руководствовались этими ответами.
— Мы снова говорим о старцах, людях особых дарований, прозорливых, которые могли на расстоянии решать определенные вопросы. А как быть с обычными духовниками?
— Есть вопросы, на которые, я думаю, обычные духовники-священники, не осененные такой благодатью духовнической, старческой, не могут дать ответ. Вопросы сложные, которые требуют не только внимания и углубления в душу человека, но еще какого-то параллельного знания, духовного познания, дающегося только свыше, только Богом.
Но, предположим, я имею духовных детей, которых давным-давно знаю, и это знание помогает мне, не будучи старцем и прозорливым человеком, решать, может быть, и гораздо более сложные проблемы. А если ты, обычный священник, не знаешь всех сложностей, нюансов жизни твоего духовного чада, как ты можешь ответить на его вопросы и затруднения?
— Со временем человек начинает меньше нуждаться в духовнике, меньше задавать вопросов, короче исповедоваться. Нормально ли это?
— Я думаю, это нормально. Конечно же, человек учится. Безусловно, любой предмет, по которому мы получаем знания, он гораздо более обширен, чем, допустим, институтская программа. Но тем не менее в институте дают системные знания об этом предмете, достаточно цельные. Основа в тебе заложена, и, опираясь на нее, ты можешь развиваться и дальше. Если у человека пытливый ум, и он продолжает стремиться к познанию интересующего его предмета, то все же постепенно, постепенно вопросов становится все меньше и меньше. Так же и в духовной жизни! Когда мы в последнее время приезжали к отцу Иоанну (Крестьянкину), я выцеживал из себя, как из комара, 2-3 вопроса. Мне нечего было задавать, не было проблем!
И я понимаю, что почти на все вопросы отец Иоанн ответил нам за достаточно продолжительные наши духовные отношения, которые насчитывают три с половиной десятилетия.
— Как Вы относитесь к смене духовника?
— Вы знаете, когда я был моложе, я очень ревностно относился к этому, и достаточно сильно переживал, когда от меня отходили духовные дети. Но, если они отходили, допустим, к отцу Иоанну (Крестьянкину) или к таким столпам Церкви, радость от этого превозмогала ту боль, которая во мне была. А сейчас я свободно отношусь.
Руководствуясь поговоркой: рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Человек свободен! И замыкаться на мне, человеке, который не является святым и знает, может, несовершенно, но цену своей духовной жизни… Я бы не хотел этого, не хотел бы говорить о себе: «Вот я — источник знаний». Ничего подобного. Есть люди гораздо мудрее меня. И если мои духовные чада попадают к таким людям, я сейчас уже этому радуюсь и не испытываю боли.
Духовник
Кто такой духовник, духовный отец? Лучше искать духовника из монахов или из женатого духовенства?
Духовником обычно называют священника, к которому регулярно ходят на исповедь (у кого исповедуются по преимуществу), с кем советуются в сложных жизненных вопросах. Слова духовника принимают как совет. Тот духовник, который требует абсолютного подчинения себе, настаивает на буквальном, строгом, неукоснительном исполнении своих советов, претендует на роль старца – может сильно навредить; духовника нужно выбирать, как мне кажется, кроткого и смиренного.
Духовный отец – это духовник, который давно знает человека, приходящего к нему на исповедь, хорошо с ним знаком, засвидетельствовал своим внимательным отношением к человеку свою любовь к нему. Я обычно не делаю различия между духовником и духовным отцом, мне кажется, это понятия в принципе одинаковые, но духовный отец –– это, возможно, тот духовник, который в большей степени заботится о своих духовных чадах, уделяет им больше времени, кого сами духовные чада называют духовным отцом.
А вот старец – это совершенно другая категория в духовном руководстве. Старец – это человек, которому открыта воля Божия, которого слушаются безусловно, полностью доверяют и слова которого исполняют беспрекословно.
Популярное за 7 дней
Михайлово чудо: как вести себя в этот день, чтобы избежать житейских искушений
17.09.21 20:53
Как правильно читать Псалтирь? Какие установлены правила?
15.09.21 13:31
Как часто нужно причащаться?
13.09.21 09:49
Осенняя Лавра
16.09.21 12:36
19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19.09.21 08:39
Нуждаются ли православные во Христе?
15.09.21 18:17
Осенний Шишкин
14.09.21 11:41
Митр. Антоний (Паканич) о Православии, кириллице, Украине и Европе
13.09.21 20:55
Чудо святого Архистратига Михаила в Хонех – вечная притча о добре и зле
18.09.21 15:44
Центральный вход на территорию Киево-Печерской Лавры будет временно закрыт
19.09.21 12:50
«Не каждый может быть послушным духовным чадом»
Татьяна Матяш, редактор дайджеста «Седмица»:
«Духовник – наставник и руководитель – должен быть. Иначе в «житейском море» не выплыть. Но не каждый может быть духовником, как не каждый может быть и послушным духовным чадом.
Вот мне послушанию, смирению «до зела» — еще учиться и учиться. Безропотно подчиняться чужой воле я пока не могу – привыкла критично смотреть на вещи. Вот есть у меня знакомая одна: выбрала себе старца, ездит к нему в монастырь с вопросами разными. Спрашивает: «Познакомилась с парнем, хочу за него замуж, а он пропал куда-то. Судьба за него выйти или нет?» – «Подожди три дня, вернется». Ждет, через три дня звонит в монастырь: «Три дня прошло, где суженый?!» – «Подожди три дня…» И ждет ведь! Это тоже талант какой-то (смеётся).
Мой духовник – это священник, у которого я исповедуюсь, с которым делюсь своими сомнениями, размышлениями, советуюсь
Мы знакомы давно, почти в одно время пришли в Церковь; я вижу его жизнь, знаю, что его слова не расходятся с делами – это для меня очень важно. Мы можем поспорить, разойтись во взглядах (это, правда, исключительная редкость), но остаться друзьями и сохранить доверительные отношения
На исповедь я могу пойти и к другому батюшке, это как получается. Но поговорить, поделиться – только с ним.
Я не думаю, что духовника нужно специально искать. Тем более, ехать за ним в отдаленные монастыри. Нужно ходить в храм, исповедоваться, причащаться, общаться со священниками во внебогослужебное время (а значит — помогать, участвовать в жизни общины) – и душа к кому-то прильнет. Но процесс этот не стоит искусственно торопить – всему своё время».
Роль и задачи душепопечителя
Духовный учитель в христианстве выполняет сразу несколько функций: целителя, учителя, а иногда даже психотерапевта. Его задача – внимательно, без осуждения, выслушать человека, помочь мудрым советом, укрепить веру мирянина.
Людям, которые пока еще далеки от церкви, но хотят стать полноправными ее членами, духовник подробно объясняет смысл православия, рассказывает о Законах Божьих, растолковывает смысл Святой Жертвы. Наставник всегда разъяснит прихожанам Святое Писание, укажет, какие псалмы или молитвы следует читать для решения какой-либо проблемы.
Духовник подробно рассказывает о Законах Божьих
Православный учитель может брать шефство над несколькими мирянами. За каждого из подопечных он несет личную ответственность перед Создателем. В отличие от психологов, священник пользуется только одним инструментом – Словом Божьим. Служитель церкви помогает людям через обращение к вере, руководствуясь опытом Святых Отцов.
Научитесь быть здесь и сейчас
Сначала внимательно изучите окружающую обстановку и обратите внимание на каждую деталь окружающего пространства. Тут можно увидеть противоречие: зачем сосредоточиваться на физической реальности, пытаясь увидеть духовный мир? Большинство людей так цепляется за прошлое или погружается в мечты о будущем, что не может сконцентрироваться на настоящем, и, таким образом, не может оказаться здесь и сейчас
Чтобы увидеть своего наставника, вы должны уметь предельно фокусироваться на происходящем прямо перед вами — только в другом измерении. Чтобы развить эту способность, нужно тренироваться видеть все вокруг себя: это будет стимулировать ваш третий глаз и заставит его работать снова.
Где искать духовника
Ответ на этот вопрос прост – конечно же, в храме. Некоторым духовник дается во время принятия Таинства Крещения. Это происходит, когда человек крестится уже в зрелом возрасте. Некоторые находят духовного наставника на исповеди. Такое бывает чаще всего. Священник, у которого человек часто исповедуется, знает его, как говорится, не понаслышке, знает все его грехи и страсти. В результате, такому священнику легче всего доверить свое спасение.
Но вопрос в другом: как не ошибиться при выборе духовного наставника? Может быть, он не способен довести человека до Царствия Небесного по причине собственных немощей?