Как выйти победителем в борьбе с грехом чревоугодия
Содержание:
- Собственная цель
- Смертные грехи в православии — что это такое?
- Что такое Чревоугодие?
- Не смена меню
- Почему чревоугодие — грех
- Как правильно бороться с грехом чревоугодия?
- Наблюдаем за динамикой
- Почему не помогают диеты
- Чревоугодие – первое звено в цепи греховных страстей
- Что этот грех означает в православии?
- Закаливание и водные процедуры
- Тексты сильных православных молитв от чревоугодия
- И снова про еду…
- Болезни ума и тела
- Проявления чревоугодия: чем отличается от обычного принятия пищи
- Проявления чревоугодия: чем отличается от обычного принятия пищи
- Воздействие цвета, музыки, ароматов
- Чревоугодие: бешенство, рождающее другие страсти
- Возможные последствия чревоугодия для души и тела
Собственная цель
— Что мы должны найти во время поста? К чему прийти в итоге?
— Единственная цель у нас есть всегда, и она и во время Великого поста, и во время Светлой седмицы, и в другое время одна и та же — стяжание Царствия Небесного. У нас нет другой цели, кроме как приблизиться к Богу, быть с Ним в единстве и спасти свою душу. Пост нас подвигает, прежде всего, к этой цели.
Но есть еще и какие-то глубокие и серьезные цели, каждым человеком поставленные перед самим собой
Очень важно, чтобы человек сформулировал для себя самого свою небольшую, но очень важную для него цель конкретного Великого поста, потому что у каждого из нас есть много наших собственных препятствий, которые мы приобрели или сами построили на нашем пути ко Христу. И вот цель Великого поста это как раз преодоление этих препятствий
В этом как раз помогает наше покаяние.
Покаяние как раз открывает, что же мешает нам быть с Богом, что, собственно говоря, есть в нас такого, что не дает Богу пробиться к нам, до конца поселиться в нашем сердце. Удалить препятствие, которое мешает Христу в нас пребывать — это и есть для каждого из нас цель поста.
Каждый человек здесь должен честно определить, всерьез, потому что какие-то общие цели — размытые. Понятно, что всегда остается главная цель — спасение души. Нам кажется, что мы приходим на исповедь, перечисляем грехи, подходим ко Причащению Святых Христовых Тайн, соблюдаем пост — это только и есть путь к спасению. Не думаю, что этим исчерпывает наш путь ко спасению.
Есть еще очень многое — и многое такое, что мы должны в себе обнаружить. Потому что очень часто этот путь ко спасению превращается в такое хождение по кругу. Потому что сама традиция, само богослужение очень удобно устроены для нас, проверены, надежны, наполнены, эстетически необыкновенно красивы. Все это действительно так, и кажется, что самому человеку вроде как бы уже ничего не надо делать, потому что за него уже все придумано.
Есть устав поста, есть утренние и вечерние молитвы. Хочешь помолиться — открыл молитвослов, прочел Акафист, например, кроме утреннего и вечернего правила. Хочешь поисповедоваться — на исповедь пришел. Хочешь — еще что-то. Все есть. Устав поста есть. А если ты не можешь по такому уставу поститься — что, трудно тебе к батюшке прийти, взять благословение на послабление? Любой батюшка благословит тебе то рыбку, то молочное. Все можно, все будет совершенно безопасно, потому что ты же сделал это с благословения, значит, с тебя уже спроса никакого нет. И поэтому все можно с благословения ослабить, расширить, сделать для себя удобно вполне, так, чтобы сильно даже не утрудиться ни с чем.
Но это не дорога ко спасению еще пока, потому что путь ко спасению — это очень сложный и тяжелый путь крестоношения, очень личностный. И чтобы этим путем начать идти, необходимо как раз понять — а что во мне такое, что не дает Христу во мне пребывать.
Смертные грехи в православии — что это такое?
В светской среде существует понятие «семь смертных грехов», часто мы слышим фразу «самоубийство — смертный грех». В действительности понятие «смертный грех» нельзя назвать совсем правильным, хотя отчасти оно справедливо. Жизнь для человека — во Христе, вне греха. Бог создавал Адама и Еву для рая. Но мы в результате грехопадения мы оказались в мире, где грех есть. Смерть — это следствие грехопадения. Грех проник в нас в результате свободного выбора человечества и сделал человека смертным, потому что грех убивает. Именно самоубийство считается таким тяжким грехом, потому что человек сам выбирает смерть, лишая себя шанса на спасение. Но, как мы знаем, даже самоубийство трудно вменить во грех человеку, который страдал от тяжелого психического расстройства. Судьбу нашей души, ее посмертную участь всегда определяет только Господь, и только Он ведает, мог ли в эти страшные моменты человек контролировать себя.
Тем не менее, выражение «7 смертных грехов» появилось не случайно. Этот термин и перечень грехов предложил святитель Григорий Великий в 590 году. На тот момент в Церкви существовал другой список — перечень греховных страстей, который состоял из восьми пунктов:
- Чревоугодие
- Прелюбодеяние
- Сребролюбие
- Гнев
- Печаль
- Уныние
- Тщеславие
- Гордыня
Сами по себе искушения могли и не являться грехом. Грех — поддаться искушению. Так желание вкусно пообедать или съесть мясо в пост само по себе не грех, тем более, смертный. И все же такая страсть может склонить человека ко греху, именно для этого ее посылает враг рода человеческого. Печаль же понималась, как роптание на Бога, недоверие Его воле и Его бесконечной любви. А гордыня заключалась в надменном отношении к ближним, в ощущении своего превосходства.
Это неизбежно приводило к смерти человеческой души, которая была создана, чтобы «жизнь свою отдать за други своя». Можно ли назвать этот грех смертным? Да, ведь он и приводил к смерти в конечном итоге. Это была смерть не в физическом, а в духовном понимании.
Что такое Чревоугодие?
Добавить в избранное
Чревоугодие — это склонность человека к неумеренной жадности в еде, перееданию, обжорству.
Современные реалии – свидетельство того, что культ чревоугодия шагает по планете. Реклама на каждом углу прикармливает и подкармливает людей. При бесконтрольном поглощении пищи человек проявляет чрезмерную Притязательность и Агрессию к внешнему миру. Такое поведение порочно, за что и приходится расплачиваться тяжелыми болезнями и несчастными случаями. Словно перед убоем, люди безрассудно поглощают калорийную пищу в безмерных количествах. Чревоугодие, как один из смертных грехов, осуждается Богом! Связь с растлением души очевидна. Человек не получает удовольствия и насыщения чувств, кроме как через еду. Получая пьяные эмоции, они деградируют и больше никчему не приспособлены! В древние времена чревоугодие было в почете у обжор. Чревоугодие — это когда человек принимает пищу не по мере надобности, а просто бесконтрольно. Чревоугодие не дожидается легкого чувства голода и вообще ему не знакомо чувство пресыщения от еды. Чем больше оно ест, тем больше хочется. Ненасытное удовлетворение собственного чувства Голода — это единственная цель! Бесконтрольное потребление еды, конечно это большая нагрузка на организм и на органы пищеварения. Чревоугодие на пьедестале греховных страстей занимает третье место после Гордыни и Блуда.
За едой человек в среднем проводит за жизнь до четырех лет. Прямое удовлетворение чувства голода и непомерная жадность в разнообразии вкусов, небольшой выбор в разнообразности удовлетворения чувств, однотипный образ жизни – являются мощным стимулом развития гипертрофированного чувства голода.
Противоположностью чревоугодия является добродетель — воздержания от еды.
Люди, погрязшие в Невежестве, утратили способность слышать этот голос, поэтому неудивительно, что именно их среда поставляет подавляющее количество чревоугодников.
Люди в Благости и Страсти слышат голос своей совести, который всегда выносит им свой вердикт, если они переели. Зачастую человек, руководствуясь голосом жадного до удовольствий ложного эго, переедает, но уже во время поглощения пищи он не слышит слов собственной Совести.
Полноту человека, можно с уверенностью отнести, как внешний признак греховного увлечения едой и как один из признаков вырождения этой ветви в наследственности человека. Толстые люди, неприятны сами по себе, что неминуемо сказывается на продолжении рода, как невозможность передать хорошие генетические данные. Бойтесь толстых людей!
Мера воздержания в еде определяется совестью. Собственный контроль и разнообразие интересов являются решением от переедания. Человек, пресыщаясь и переедая, осознает этот факт и испытывает душевный дискомфорт. Его охватывает смущение и раздражение собой.
Как же уловить границу, за которой радость от вкусно приготовленной еды превращается в чревоугодие? Это важный вопрос, и ответ на него однозначен – голос собственной совести.
Чревоугодие провоцирует человека к проявлению порочных качеств личности. Чревоугодие, способствует Разврату. Чревоугодие делает грубым ум, притупляет разум, вызывает у людей проявление лживости, хвастовства, глупой словоохотливости и бесконтрольного пустословия.
Чревоугодие может маскироваться под хлебосольство. Например, неожиданно приходит гость, и чревоугодник несказанно ему радуется, ведь появился повод сделать себе праздник живота и заглушить голос совести.
Настоящим чревоугодником был великий русский баснописец И.А. Крылов. О его подвигах на ниве чревоугодие рассказывает А. Казакевич: «Главная радость «дедушки Крылова», как именуют его все словари и учебники, была еда.
Из высказываний Великих людей: «Всякий излишек противен Природе», — говорил Гиппократ. Он не был противником вкусной и здоровой пищи. Великий врачеватель считал, что человек должен есть не более того, чтобы восполнить свои энергетические потери. Поэтому полноценное питание должно содержать достаточное для радостной жизни количество энергии. В таком случае не нарушаются законы природы – человек не берет больше, чем ему необходимо.
Не смена меню
Есть еще одна очень важная вещь, когда дело касается еды. Во время искушения Спасителя в пустыне сатана предлагает Ему превратить камни в хлебы, а Христос говорит о том, что не хлебом единым будет жив человек. Когда человек отказывается от одного рода пищи, заменяя его просто другим родом пищи, это, конечно, не пост. Действительно, не имеет никакого значения для нашего духовного состояния, какую пищу мы едим.
Скажем, почему мы не едим мясо в пост, например? Я не знаю, почему. Какая разница, почему мы не едим мясо? Лет 35 я стараюсь соблюдать посты, но мне ни разу в жизни в голову не пришел этот вопрос. Какая разница — почему? Есть некая дисциплина поста, которая сформулирована таким образом.
Конечно, можно об этом задуматься, обратиться к Ветхому Завету и вспомнить, что, как говорят первые главы книги Бытия, Господь благословил человеку в пищу все, кроме животных. Мы видим первое благословение Божие людям на вкушение мясной пищи после Ноева потопа, после того, как Ной приносит жертву Богу и заключает с Богом завет. Это не значит, что до Ноя люди не ели мясо, они и друг друга могли наверняка есть, все что угодно могли делать, как и сейчас это происходит. Но Ветхий Завет нам четко показывает, что живое, движущееся, одушевленное никогда не являлось райской пищей, никогда не было человеку изначально в пищу предназначено.
Это один из аргументов в пользу того, что мы не едим такую пищу во время поста, — потому что мы приближаемся к райской жизни, к состоянию Адама до грехопадения. Но по сути своей все-таки не имеет большого значения, что мы не едим именно, скажем, мясо.
Можно во время поста так поменять свое меню, что оно никак не усложнит жизнь. Тебе будет так же вкусно, комфортно и сытно, если ты будешь питаться постной пищей. Есть люди, их зовут вегетарианцы, которые никогда не едят никакой животной пищи и преспокойно себе существуют и очень даже довольны.
Поэтому вопрос о том, как мы меняем кухню во время поста, постную на непостную, не важен. Вопрос в том, как мы себя утесняем, каким образом мы боремся с этим качеством пожирания, которое в нас живет, лишает нас подобия Божия, не дает нам быть похожим на Христа, действует на нас как такая адская всепожирающая машинка
Важно понимать — как мы себя утесняем, как действительно делаем наш пост трудным путем, через который надо пройти, преодолеть
С другой стороны, если мы делаем только это, но не ищем иной пищи, слова Божия, то тогда пост, без всякого сомнения, превратится в непосильную ношу, в очень тяжелую обузу и будет для человека путем к унынию, к раздражению, к нежеланию поститься, к нелюблению поста.
Если ты отказываешь себе в пище, но при этом тебя не наполняет нечто другое, то тогда у тебя радости от поста не будет никакой. Не может голодный человек быть радостным, если у него кроме голода ничего нет.
Я замечаю, что на богослужения Великого поста приходит очень мало людей. Но ведь великопостные службы способны человека сильнейшим образом насыщать, по-настоящему его просвещать. Один только светилен утренний: «Свет сый, Христе, просвети мя Тобою» — мы обращаемся ко Христу как к Свету и просим посветить наше сердце, помраченное страстями. «Свет сый, Христе, просвети мя Тобою», — один раз придешь на великопостную службу, услышишь эту молитву, и потом всю неделю идешь и внутри себя ее повторяешь, она начинает внутри тебя звучать.
Почему чревоугодие — грех
Чревоугодие относят к одному из смертных грехов. По определению церкви, грех – это зло, которое обладает свойством постепенно накапливаться в душах. И когда чаша наполнена до краев, понятно, что приходит наказание. Но это не значит, что Бог карает людей. Просто зло, подобно бумерангу, настигает грешника. Даже незнание закона не освобождает человека от ответственности.
Нам сложно сейчас это понять, но ветхозаветные священники могли за любой из семи смертных грехов забить человека до смерти. При Новом Завете таких строгостей в наказании не стало. Но это не значит, что к нарушившим основные правила жизни церковь относится лояльно.
Чревоугодие порицается в христианстве, и для этого есть немало поводов:
- Чрево – это то, что находится внутри организма человека – живот, брюхо. Отсюда чревоугодие в прямом смысле – это жизнь в угоду своему животу. Именно он является господином, а человек всю жизнь прислуживает ему и исполняет все, даже порой нелепые, прихоти. Поглощение пищи и алкоголя становится страстью. А страсть и страдание, по сути своей, одно и то же. И уж, конечно, о душе такой слуга думает в последнюю очередь.
- Грех, как болезнь, может заражать других людей. Поэтому, если в семье кто-то болен чревоугодием, то в опасности все члены. Мама, которая с детства приучает детей к перееданию, готовит вредную для организма пищу, обрекает их страдать от избыточного веса. Пьющий отец может стать реальной угрозой для ближних.
- Есть еще один аспект. Тело наше неспроста называют храмом души. Если понимать Божественную природу тела, то становится ясно, почему его нельзя осквернять алкоголем, перееданием, вредными продуктами, табаком, наркотиками. Нам дан великий дар, который люди не ценят гораздо чаще, чем нам кажется.
- Переедание указывает на людскую жадность и ненасытность. Если вспомнить питание по типу шведского стола, то там люди готовы сметать со столов все подряд, будто скоро конец света.
- Чаще всего переедание, сладострастие и потребление алкоголя идут в ущерб духовной пище. Люди не могут заставить себя поститься, а пост – это очищение не только тела, но и души. Голова занята постоянным прокручиванием мыслей о все новых и более изысканных яствах, а не о служении, смысле жизни, чистой Божественной любви.
- Чревоугодие – это еще и недоверие к Богу. Мысли: «А вдруг всем не хватит? А вдруг завтра все съестное закончится?» – приводят к постоянному стрессу и переживаниям. Бог же никогда не оставляет своих приверженцев без пропитания.
- Еще один вид чревоугодия – когда начинают есть все подряд из-за скуки, тревоги, раздражительности, гнева. Человек будто подкармливает эти негативные эмоции пищей. Хотя логичнее в таких ситуациях помолиться, побыть на природе, пообщаться с близкими, сходить в церковь.
К чему приводит чревоугодие? К духовной деградации, периодически возникающим депрессивным состояниям, недовольству собой, жизнью и своим телом. Организм от постоянных перегрузок питанием или алкоголем начинает давать сбои, ухудшается обмен веществ, появляются проблемы с давлением. В итоге ничего хорошего впереди ждать не стоит.
Как правильно бороться с грехом чревоугодия?
Фото: Flickr.com
Чтобы победить агрессию своего тела против души, никогда не вернуться к этому греху, будет недостаточно просто отказаться от определенных продуктов, а также уменьшить порции. Человек, живущий ради еды и наслаждения вкусными ароматами, явно теряет чувство меры не только в этом, но и во всем, поэтому с греховной привычкой стоит бороться. Чтобы избавиться от греха обжорства, человеку, страдающему именно этой страстью, следует придерживаться следующих советов:
- желательно есть в тишине, потому что во время разговора можно употребить больше, чем нужно (лучше во время еды прочитать Иисусовую молитву мысленно);
- стоит мысленно определить количество еды, которое я хотел бы съесть, затем взять четвертую часть и отложить в сторону;
- кушать стоит не спеша, что позволит полностью насытиться меньшими порциями;
- стоит помнить, что даже жажда воды ложна и естественна, чтобы понять, действительно ли вы хотите пить, желательно держать во рту немного воды.
- на первых порах стоит ограничить употребление острой пищи, которая только возбуждает аппетит;
- перед каждым приемом пищи стоит коротко помолиться, прося Господа о помощи, чтобы избежать лишнего;
- желая угодить своему чреву, человек должен помнить, что тело для вечной жизни не создавалось, поэтому оно также станет пищей для червей, а значит, стоит лучше позаботиться о бессмертной душе;
Человек, который ест слишком много, заботится о том, чтобы обеспечить свое чрево более вкусной и вкусной пищей, делает его своим кумиром, совершая очередной ужасный грех. Начав с невинной, на первый взгляд, страсти к пище, человек медленно и уверенно погружается в другие грехи, даже не осознавая, что он уже покинул образ Божьей благодати и стал легкой добычей дьявола. В этом состоянии человек словно слепнет плоть, не различая границы между добром и злом, что очень вредно для него в будущем. Поэтому не стоит потакать своим слабостям и закрывать на них глаза. Вредные привычки следует искоренять после того, как они обнаружены, потому что тогда с ними будет труднее бороться.
Наблюдаем за динамикой
Очень важно наблюдать за динамикой. Допустим, человек всех осуждает
И он понимает, что это плохо. Говорит об этом в очередной раз на очередной исповеди. И я, если человек действительно хочет бороться с этим, иногда прошу его, чтобы он в течение недели записывал имена всех, кого он осудил.
А на службе в воскресенье пусть, допустим, за каждого свечку поставит или поклоны сделает. В следующий раз человек уже видит – неделю назад он десять свечек поставил или десять поклонов сделал, а сегодня уже – семь, то есть – видно движение.
Или, наоборот, сегодня – в два раза больше, значит, нужно усилить молитву, улучшить работу. Это частные рекомендации определенным людям в конкретных случаях, я не призываю всех поступать подобным образом.
Важно, чтобы человек всё контролировал, не просто называл грех, а у него была бы некая система работы над этим грехом, чтобы были видны усилия. Я где-то прочитал однажды, что если человек в течение целого года будет избавляться хотя бы от одного своего недостатка, то уже через несколько лет он будет гораздо прекраснее, чем был до этого!
Я где-то прочитал однажды, что если человек в течение целого года будет избавляться хотя бы от одного своего недостатка, то уже через несколько лет он будет гораздо прекраснее, чем был до этого!
Понятно, что с остальными грехами тоже нужно бороться, но если хвататься за все сразу, то в итоге ничего не получается.
Почему не помогают диеты
Организм очень запаслив, поэтому чем больше и активнее вы диетитесь, тем быстрее он накапливает запасные вещества. Только правильно подобранная многоступенчатая диета даст долговременный эффект.
Нужно ли идти за диетой к врачу? Если вы не дорожите своим здоровьем, да и жизнью тоже — совсем необязательно.
- Белковая диета. Врачи-диетологи, читая рецепт, написанной очередным доморощенным «спецом», хватаются за сердце, ведь отравление, вызванное большим количеством белковой пищи, относится к разряду тяжелейших — при переизбытке белка не выдерживают почки. А вареная колбаса, разрешенная такой диетой в неограниченных количествах, считается одним из самых вредных продуктов.
- Апельсиновая и грейпфрутовая диеты. Несколько дней «на апельсинах» не повредят абсолютно здоровому человеку, а вот пациентов с любыми нарушениями ЖКТ такой способ может привести прямиком на операционный стол. Кислота, содержащаяся в фруктах в больших количествах, моментально разъест даже небольшие эрозии и язвочки, результатом чего станут сильные боли и открывшаяся язва желудка.
- Фруктовая диета. Многие заблуждаются, считая, что фрукты относятся к низкокалорийной пище. Поэтому, стремясь похудеть, килограммами съедают бананы, хурму, груши, яблоки, виноград и т.д. А знаете ли вы, что во многих фруктах калорий даже больше, чем в макаронах? Например, те же бананы на каждые 100 гр содержат 90 ккал. Но проблема фруктовой диеты даже не в этом, а в большом содержании фруктозы, из-за этого виноград, бананы и сухофрукты запрещается есть диабетикам!
Чревоугодие – первое звено в цепи греховных страстей
Фото: Flickr.com
Чревоугодие — очень гнусный враг, так как многим христианам эта страсть представляется невинной слабостью, не несущей вредных последствий. Хотя этот грех не вызывает у людей страха, его вредные последствия таковы:
- даже слова молитвы обжору трудно и лениво говорить;
- телесное постоянно начинает торжествовать над духовным, а это значит, что дьявол без особых усилий получает доступ к человеческой душе, всячески затаскивая ее в пучину разрушения;
- эта привычка делает человека ленивым и равнодушным, поэтому за вечную жизнь с Господом он перестает бороться;
- этот грех активно подавляет творческие способности и интеллектуальные способности, не позволяя человеку совершенствовать свои таланты.
- эта зависимость обезображивает человека как физически (лишний вес, проблемы со здоровьем), так и духовно, делая его неспособным бороться со злом;
- чревоугодие — явный признак того, что телесные страсти победили дух;
- позволяя себе эту страсть, человек даже не замечает, как постепенно участвует в других грехах, считая их нарушением не закона, а нормы;
Что этот грех означает в православии?
С течением времени монахи, святые и отцы собрали воедино все человеческие страсти и классифицировали их в семь смертных грехов. Существование каждого невозможно в одиночестве. Они взаимосвязаны и один порождает следующий.
Чревоугодие – голова и начало этих грехов. Многие считают употребление пищи – обычным делом, естественной необходимостью. Но это не так. Нельзя переступать грань и поддаваться слабости тела и желаний.
В этом дисбалансе и постоянной борьбе внутри человека виновен Адам, совершивший первородный грех. В православии верят, что тело – лишь инструмент души и чувств, порождающий страсти и желания, заглушая голос сердца.
В писаниях говорится о том, что тело — добрый враг человека и с ним нужно быть осторожным и внимательным. Плоть имеет дьявольское происхождение и совращает мирян своими похотливыми желаниями и просьбами.
Если вы переступаете грань, то ваше тело побеждает дух и это становится началом всех грехов. Древние люди поклонялись плоти, жили ради удовлетворения чрева и желаний тела, поэтому дух не уживался в них и Бог покарал их. Погрязнув в материальности, люди стали поклоняться идолам и следовать строгой идеологии, моде, трендам. Они отказались от веры и покорности, воздержания и смирения.
Страсти охватывают людей и вместо Бога они поклоняются магам и колдунам, экстрасенсам и волшебству. Всемирный потоп нужен был для очищения, душа в людях уже почти погибла. Такого мнения придерживаются большое число священнослужителей.
Закаливание и водные процедуры
Обливания, контрастный душ не только укрепляют сосуды и иммунитет, но помогают справиться с тревогой, подавить агрессию.
Теплые расслабляющие ванны, особенно дополненные настоями лечебных трав, также благотворно действуют на человека, уставшего нервничать.
О том, как вылечить невроз самостоятельно, лучше всего расскажет врач-психотерапевт или психиатр, знакомый с особенностями возникновения и развития недуга, сопутствующими патологиями и результатами общего обследования.
К списку статейДругие статьи
- Как снять мышечное напряжение при неврозе?
- Невроз желудка: симптомы и лечение
Тексты сильных православных молитв от чревоугодия
Чтобы справиться с перееданием и тягой к алкоголю, нужно огромное желание победить напасть, а еще сила воли, помощь и поддержка близких. А самое главное – мощная молитва о помощи, обращенная к святым.
Молитва тайная предназначена для людей, неумеренных в питании. Читается она после молитвы на принятие пищи.
Чтобы преодолеть непомерные желания плоти, чревоугодие, используют молитву Иоанна Кронштадтского.
Святому Алексию
Следующий призыв, обращенный к человеку Божьему Алексию, поможет усмирить мирские страсти, убрать привязки к материальным благам, чревоугодию, жить в смирении и гармонии с собой.
Святителю Игнатию
Молитва, обращенная к Святителю Игнатию (Игнатию Брянчанинову), поможет очистить ум, справиться с привязанностями к еде, придать бодрость и легкость телу.
И снова про еду…
— Когда начинается пост, мы начинаем гораздо больше уделять внимания тому, что мы едим, думать, где купить, из чего состоят продукты, как бы разнообразнее приготовить…
— Проще, конечно, к этому надо относиться. Вопрос не в том, какое количество содержания яичного порошка в белом хлебе, а насколько ты способен воздерживаться в том же белом хлебе. Можно же просто поменять кухню, а смысла поста не будет, поэтому не думаю, что имеет какое-то серьезное значение — детально исследовать содержание продуктов в магазине.
Человек должен понять, что пища должна быть простая. Другое дело, что специально делать невкусную пищу в Великом посту не надо. Это неправильно — специально питаться невкусно. Человек все-таки человеком остается, мы должны просто поменять свое отношение к еде. В какой-то момент в чем-то себя ограничить, в какой-то момент от чего-то действительно отказаться.
И вот в это вот время, которое освободится от приготовления кулинарных изысков, можно как раз что-нибудь почитать.
Болезни ума и тела
Когда человек поддается различным пагубным страстям, чаще всего речь идет об отсутствии контроля ума. Для православного такое поведение недопустимо, ведь верующему нужно всегда хранить бдительность, «ибо неведом час». Нужно непрестанно пребывать в борьбе со страстями и грехами, для того чтобы душа становилась чище.
На самом деле есть вполне элементарное объяснение, почему чревоугодие является одним из самых распространенных грехов современности. Ведь около миллиарда людей на планете страдают от ожирения.
Эти данные предоставляют ученые, и они известны сейчас практически каждому мало-мальски образованному человеку, а Википедия всегда может помочь разъяснить некоторые детали. Итак, по пунктам:
- механизм насыщения изначально заложен в человеческом теле, он действует на гормональном уровне и создан для того, чтобы тело нормально функционировало и хотело есть, когда требуется;
- в природе людям, как правило, приходилось иметь ограниченное количество ресурсов;
- в современном мире люди обладают практически неограниченным количеством пищевых ресурсов, то есть даже в относительно бедных странах и относительно бедные люди могут себе позволить существенное количество пищи, а если говорить о более-менее обеспеченных людях, то они вообще могут не отказывать себе ни в каких пищевых удовольствиях;
- организм без вмешательства ума стремится обеспечить себе максимум ресурсов, дабы всегда знать, как справиться с возможным голодом, именно поэтому, кстати, некоторые животные, если давать им неограниченное количество пищи, могут есть практически до собственного крайнего предела;
- если человек себя не контролирует, то тело продолжает потреблять больше, чем нужно для поддержания, отсюда возникает пагубная страсть, другие грехи и различные телесные и душевные недуги;
- сюда прибавляется деятельность современной пищевой промышленности и пропаганды, где чревоугодники нередко всячески восхваляются, называются гурманами.
Соответственно, если человек позволяет действовать своему телесному началу бесконтрольно, а также поддается на пропаганду греха, то приобретает такую вредную привычку, как переедание сверх меры. Поэтому борьба с чревоугодием начинается именно в человеческом уме. Изначально следует понять, откуда возникает этот помысел и в чем его пагубность. Проделав добротно умственную работу, освободиться от греха намного легче.
Борьба с чревоугодием
Проявления чревоугодия: чем отличается от обычного принятия пищи
К чревоугодию относятся те случаи, когда человек пытается получить от еды особенное наслаждение и поиск этого удовольствия становится выше отношений с Богом. Например, человек, не имеющий никаких проблем со здоровьем берет на себя подвиг поста. Но никак не может удержаться от желания съесть не постную пищу и каждый вечер объедается. К чревоугодию относятся также грехи курения и винопития.
“Неужели нельзя пить вино? Многие Библейские персонажи пьют вино и сам Иисус превратил воду в вино на свадьбе, а наоборот?”, – спросит нас читатель. Можно. Умеренное винопитие не является грехом чревоугодия. Но ключевым словом здесь будет “умеренное”. Чрезмерное потребление спиртного может перейти в опасное заболевание, зависимость – алкоголизм.
– Грех и благодать
Таким образом, Господь оберегает нас. Определенные ограничения ставятся для нашего же блага. Грех чревоугодия стал грехом не потому что Господь хочет запретить нам есть сладкое. Небесный Отец знает нас лучше нас самих и чрезмерное увлечение сахаром, например, может спровоцировать развитие телесных недугов.
Проявления чревоугодия: чем отличается от обычного принятия пищи
Грех чревоугодия отличается от простого принятия пищи.
Обычный человек, садясь за стол, думает не только о том, что стоит перед ним. Он помолился.
Он видит вокруг себя семью или друзей. Он принимает первое, второе, запивает компотом, встает, молится и забывает о еде до следующего ее приема.
У чревоугодника все иначе. Он начинает думать о еде заранее. Представляет, что съест, как приготовит, наслаждается воображаемым вкусом. Садится за стол, во время молитвы перед этим уже думает о еде. Ест, наслаждаясь каждым кусочком, жалеет, что мало. Молясь после трапезы, думает о том, чтобы ему положить в рот потом.
Воздержание для него трудно, посты мучительны. Каждый отказ от сладкого воспринимается как наказание.
С таким адом в голове трудно думать о Боге. Подчас невозможно.
Воздействие цвета, музыки, ароматов
- Музыка. Прослушивание музыки — известный способ снимать стресс. Обычно выбирают спокойные расслабляющие мелодии, классику. Лечение музыкой можно проводить и в активной форме, распевая любимые песни или играя на инструментах то, что нравится. Комбинированное воздействие на психологическое состояние при неврозах оказывает сочетание декламация литературных произведений под музыку.
- Цвет. Помочь себе при неврозе можно, окружив себя предметами обстановки подходящего цвета. Зеленый, голубой, розовый, синий, особенно в сочетании с белым снимают напряжение, успокаивают.
- Ароматы. Используют в аромалампах, свечах или добавляют в ванну. Успокаивающее действие при неврозах оказывают запахи мяты, эвкалипта, розы, мандарина, лаванды, бергамота.
Чревоугодие: бешенство, рождающее другие страсти
Когда говорят, что во многом сам уклад современной жизни, современного потребительского общества противоречит важным христианским установкам, то в подтверждение этой радикальной казалось бы мысли достаточно привести окружающее нас кулинарное изобилие. Я имею в виду множество продуктовых магазинов и супермаркетов, которые на каждом шагу попадаются в современном мегаполисе, изобилие кулинарных изданий и шоу по телевидению. Кулинарные журналы и шоу учат вкусно готовить что-нибудь эдакое, а магазины стараются предложить максимальное изобилие еды. Маркетологи напряженно думают над тем, как заставить нас покупать все новые выбрасываемые на рынок продукты, и происходит все более возрастающий круговорот денег и товаров в обществе. И, казалось бы, все довольны. Но правильно ли это – с христианской точки зрения?
Наверняка многим мои слова покажутся каким-то малопонятным ворчанием на пустом месте, своего рода брюзжанием смутного сознания. Действительно, что же плохого в том, чтобы вкусно поесть? Однако одно дело отметить какое-нибудь радостное событие в жизни праздничным застольем, а другое дело – когда без вкусной еды ты уже не можешь жить ни дня. Это уже настоящая зависимость, и на языке христианской аскетики она называется страстью чревоугодия.
Возможные последствия чревоугодия для души и тела
Болезненное пристрастие к еде может проявляться по-разному. Отказ от еды ради того, чтобы похудеть, – тоже чревоугодие, пусть и в другом аспекте.
Один чревоугодник думает, как бы съесть побольше: он толстеет, душа его становится ленивой, посты его утомляют, он мечтает о том, чтобы они скорее закончились.
Другой чревоугодник думает, как бы съесть поменьше: он худеет, душа его становится вялой, посты он воспринимает как диету.
Оба сосредоточены только на своем животе, значит, чревоугодие — это не только обжорство — грех очевидный, но и истощение себя диетами.
Рисунок 2. Очевидный чревоугодник