История парижа

История

Основание Парижа датируется 3 веком до н.э. Именно в это время на острове Сите кельтским племенем паризиев было основано поселение, которое дало название сначала галло-римскому город Паризию, а в дальнейшем трансформировалось в Париж. Город стал столицей Франции в 10 веке и оставался ей с небольшими перерывами на протяжении многих веков.

Античность. Париж вырос на месте древнего поселения племени паризиев — Лютеция. Это кельтское племя в 3 веке до н.э. построило на острове Сите укрепленное поселение. Основой их экономики была торговля. В 52 году до н.э. они присоединились к восстанию галлов. В этом же году они были повержены римлянами в битве при Лютеции. Римляне построили город заново. Здесь возвели акведук, термы, амфитеатр, форум. В 4 веке город был осажден франками. После десятилетней осады — взят. Стал столицей государства франков в 5 веке.

Средние века. В начале 5 века Париж стал столицей государства Меровингов. В 6 веке город быстро рос и строился. Этому значительно способствовала не только его политическая функция, но и торговая. В 7 веке город перестал быть столицей государства франков. В 10 веке Париж снова стал столицей после коронации первого короля Франции из династии Капетингов. До 12 века население города в основном было сосредоточено на острове-крепости Сите. Королевская резиденция располагалась здесь до 14 века. В 12-13 веке происходило активное заселение правого берега Сены. В первой половине 15 века во время Столетней войны город был занят англичанами. С середины 15 века до середины 16 века столица была перенесена в Туре.

Остров Сите — древнейшее место Парижа

Новое время. В 16 веке Париж снова стал столицей Франции. В это же время город сотрясали страшные религиозные войны (например, печально известная Варфоломеевская ночь). К концу 16 века в Париже проживало более 300 тыс. человек.

В 17 веке король Людовик XIV перенес королевскую резиденцию в Версаль. В начале 18 века город был разделен на 20 районов, а вокруг возвели стену, которая стала его административной границей.

В 1814 году в Париж вошли русские войска

Река Сена, Париж

В 19 веке город стал одним из главных культурных и экономических центров Европы.

Интересно, что современный внешний вид город обрёл в середине 19 века в результате грандиозной перестройки, затеянной бароном Османом. По его проекту были снесены старые ветхие здания, а узкие улицы заменили широкие проспекты с каменными зданиями в неоклассическом стиле. 

20 век. В годы Второй мировой войны Париж был занят немецкими войсками. Освобожден в августе 1944 года. В 1968 году в городе произошли массовые беспорядки, которые привели к смене правительства.

Основание и становление Парижа

В ходе археологических раскопок было выявлено, что первые поселения на месте сегодняшнего Парижа существовали еще в 9800-7500 гг. до н.э. История же современного города начинается примерно в середине 3-го века до н.э., когда на небольшом островке Сите обосновалось кельтское племя паризиев, от которого впоследствии и произошло название города. К началу 2-го века основанное паризиями поселение Лютеция превратилось в хорошо укрепленный город-крепость. В этот период также были построены и первые мосты через Сену. Поскольку Лютеция располагалась на пересечении важных торговых путей, неудивительно, что именно торговля и стала основой его экономики. В 1-м веке до н.э. город уже имел собственную чеканную монету.

В 52-м году до н.э. после изнурительных битв Лютеция оказалась во власти римлян. Эти события нашли свое отражения в сочинении Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне», которые по сути являются первым письменным упоминанием о древнем городе. Римская эпоха внесла свою ощутимую лепту в развитие города, заложив прочный фундамент для его дальнейшего экономического развития и процветания. Фактически разрушенную Лютецию довольно быстро восстановили и основательно расширили, расстроив и заселив также и левый берег Сены. В период своего правления римляне построили форум, множество вилл, храмы, термы, огромный амфитеатр и шестнадцатикилометровый акведук, а также возвели новые мосты и проложили хорошие дороги. К началу 4-го века Лютеция уже именовалась «городом Паризиев», а к концу правления Римской империи за городом прочно укрепилось название «Париж». В 4-м веке в городе активно стало распространяться христианство.

Постепенный крах Римской империи наряду с многочисленными вторжениями различных германских племен привели город к упадку и значительному сокращению населения. В конце 5-го века Париж оказался во власти салических франков, а уже в 508 году стал столицей королевства Меровингов, что фактически послужило новым витком в развитии города. В середине 8-го века, когда на смену Меровингам пришла династия Каролингов, столицей королевства стал Ахен. Париж смог вернуть себе пальму первенства только в конце 10-го века, а концу 11-го века город уже был одним из крупнейших европейских центров в сфере образования и искусства. Пик же расцвета города пришелся на 12-13-й века. Этот же период отмечен и активным градостроительством, в том числе и на правом берегу Сены.

Сент-Шапель

Sainte Chapelle – сохранившаяся от бывшего Королевского дворца часовня-реликварий, находящаяся, как и Нотр-Дам, на острове Сите. «Святая капелла» была построена в конце первой половины XIII в. по приказу короля Людовика IX Святого специально для хранения реликвий, вывезенных крестоносцами из Константинополя. По форме часовня напоминает ларец для драгоценностей. Главной святыней был Терновый венец, приобретённый за огромную сумму Людовиком IX в 1239 г. (см. выше). Позже в Париже оказались также копьё Лонгина и фрагменты Креста Господня.

Предполагаемым архитектором Сент-Шапель был Пьер де Монтрей – один из двух главных соавторов Собора Парижской Богоматери. После постройки капелла несколько раз реставрировалась. Серьёзные разрушения причинила ей Французская революция. Были разбиты тимпаны и мебель, сломан шпиль. Археологу Александру Ленуару удалость спасти от революционного вандализма большинство статуй. Органы капеллы были перевезены в церковь Сен-Жермен-л’Осеруа. Главная реликвия – Терновый венец, ныне пребывает в Нотр-Дам.

В 1803 г., уже при Наполеоне, жертвами вандализма стала часть знаменитых витражей капеллы. После отведения капеллы под склад её верхние витражи были уничтожены или проданы. Покинувшие часовню витражи ныне находятся в парижском музее Клюни, в Филадельфийском музее искусств и в лондонском музее Виктории и Альберта. За реставрацию уцелевших витражей взялись только в 1837 г.

Сент-Шапель

Часовня спроектирована двухъярусной. Нижний ярус имени Девы Марии предназначался для прислуги и охранявших дворец гвардейцев. Высота яруса – около семи метров, Благодаря применённым архитектором решениям, ему удалось зрительно расширить небольшое помещение. Верхний ярус, освящённый в честь Святого Креста, значительно выше. В нём, возле реликвий молились король, его семья и высокопоставленные придворные.

Интерьер Сент-Шапель славится своими витражами. Они есть и на первом ярусе, ну а второй – целиком состоит из них. Посетителям, особенно в солнечную погоду, даже кажется, что в помещении нет стен. К счастью, большинство витражей сохранилось с XIII в., а уничтоженные во время революции – восстановлены реставраторами. Современные туристы имеют возможность на поверхности в 600 м2 вспомнить 1134 библейских эпизода, в хронологическом порядке расположенных снизу вверх по ходу часовой стрелки.
Летом в капелле, обладающей отличной акустикой, часто проходят концерты классической музыки.

Внутри Сент-Шапель

Адрес: 8 Boulevard du Palais. Часы работы: с 9 до 17–18, в зависимости от месяца. Стоимость билета для лиц старше 25 лет – 10 EUR. Проезд:

  • метро линии 4 до станции Cite;
  • метро линий 1, 7, 11, 14 до станции Сhâtelet;
  • автобусами 21, 27, 38, 85, 96 до остановки Cite;
  • городской электричкой RER веток B или C до станции Saint-Michel.

Символы Парижа

Герб Парижа

Герб Парижа

Описание герба

Герб города Парижа официально утверждён в 1358 году королём Карлом V. На гербе изображён корабль, который символизирует, с одной стороны, лежащий в самом центре города остров Сите на реке Сене, который имеет форму корабля, а также торговлю и торговые компании, что указывает на главную составляющую городского хозяйства, а лазуревое поле с золотыми лилиями в верхней части герба — старая эмблема французской королевской династии Капетингов, под покровительством которой находился Париж.

Символом Парижа послужил кораблик, так как через Париж проходят два древних торговых пути — сухопутный, с севера на юг, и водный, по Сене, с востока на запад, к Атлантике

В старину переправой через Сену заправляла гильдия лодочников, чьи доходы были важной статьей благосостояния города. Впервые упоминание о гербе Парижа появилось в начале 1190 года, когда Филипп Август проектировал город, прежде чем выступить походом к Святой Земле

После Великой французской революции указом от 20 июня 1790 года были отменены как дворянские титулы, так и эмблемы и гербы. Муниципалитет Парижа выполнил это указание и город остался без своего герба до периода первой Французской империи, при которой французским городам было вновь позволено иметь собственные гербы. В Париже герб восстановлен распоряжением Наполеона I от 29 января 1811 года. В 1817 году Людовик XVIII утвердил герб города в его прежнем виде.

Девиз

Флаг Парижа

Девиз города — «Fluctuat nec mergitur», что в переводе с латыни означает «Плавает, но не тонет». Девиз впервые появился в конце XVI века, хотя официальным он стал только после утверждения бароном Османом, а затем префектом Сены, с 24 ноября 1836 года.

Флаг

12 июля 1789 года, в воскресенье, в садах Королевского Дворца Камилл Демулен прикрепил к своей шляпе зелёный листок. Демулен убеждал людей сделать то же самое. Этот жест означал всеобщую мобилизацию. Вскоре заметили, что зелёный цвет является цветом крайне непопулярного в народе графа д’Артуа (будущего Карла X). Было решено заменить зелёную кокарду на кокарды других цветов, чаще синие и красные. После взятия Бастилии красные и синие кокарды стали самыми распространёнными, так как эти цвета были цветами муниципальной гвардии. С этого времени (Французской революции), и берёт начало флаг города.

Покровительницы города

Покровительницей города считается святая Женевьева, которая в V веке отвернула войска гуннов под предводительством Аттилы от стен города своими молитвами. Мощи св. Женевьевы сегодня находятся в парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон.

Транспорт[править]

Метроправить

Метро в Париже

План парижского метро

Самым удобным и быстрым транспортом Парижа считается метро — одно из старейших в Европе, его первая линия была открыта 19 июля 1900 года. В настоящее время эксплуатацией метро занимается полугосударственная монополия RATP.
Парижский метрополитен состоит из 16 линий (14 полных и 2 дополняющих; некоторые линии имеют на концах разветвления) общей протяжённостью 212,5 км, что делает его одним из самых больших в мире.
Ежегодно Парижское метро перевозит 2866 млн человек (данные 2006 года).
Парижский метрополитен открыт с 5.30 до примерно часа ночи. В пятницу, субботу и перед праздничным днём метро работает до двух часов ночи.
Станции метро расположены так, что максимальное расстояние между любой точкой города и ближайшей станцией метро составляет не более 500 м. Это сильно отличает Парижский метрополитен от Московского: поезда первого заметно медленнее, перегоны короче.
Изначально метро было рассчитано только на обслуживание Парижа. Для того, чтобы исключить возможные соединения сети метро с сетью пригородных железных дорог, власти города ввели правостороннее движение в метро — все остальные французские железнодорожные поезда ходят по левой колее. В 80-е годы были предприняты меры по связыванию транспортной сети Парижа с пригородами. Одной из таких мер является вывод линий метро за пределы города в ближайшие пригороды, например, Сен-Дени.

RERправить

Для лучшей связи города с пригородами, параллельно метро была создана сеть региональное экспресс-метро (RER) — линии пригородных электричек, проходящие в Париже под землёй и пересекающиеся с линиями метро.
Сеть RER состоит из 5 линий (A, B, C, D, E).

Линии RER эксплуатируются совместно полугосударственными компаниями RATP и SNCF. На тарификацию этот факт никак не влияет: один билет позволяет проехать по всему маршруту, даже если часть его эксплуатируется одной компанией, а часть — другой.

Фуникулёрправить

В Париже действует одна линия городского фуникулёра, поднимающая пассажиров на холм Монмартр. Монмартский фуникулёр, действовавший первоначально с 1900 по 1924 был возрожден в 1991 году. Правда, фуникулёр это скорее аттракцион – протяженность его маршрута составляет 108 метров. Тем не менее, билет на него стоит те же самые 1,4 евро, что и на все остальные виды общественного транспорта внутри города.

Трамвайправить

Сеть парижского трамвая состоит из четырёх линий, три из которых соединяют парижские пригороды, и лишь одна (Т3) проходит в городской черте.
В настоящее время идёт активное возрождение трамвайной сети, в ближайшие годы планируется создание десятка новых линий вокруг Парижа.

Рейсовые автобусыправить

В Париже имеется большая автобусная сеть.
Основное неудобство автобусов заключается в возможных пробках в часы пик, но с этой проблемой мэрия города пытается справиться вводом полос, зарезервированных для общественного транспорта.
Линии парижских автобусов имеют двузначные номера, даже если частично они выходят за пределы города. Трёхзначные номера зарезервированы для линий, соединяющих пригороды между собой.
Парижские автобусные маршруты находятся во владении частных компаний. Самая крупная из них − RATP, владеющая также некоторыми линиями метрополитена. Она обслуживает 66 автобусных маршрутов − с 20 по 96, исключая диапазон 60-69. Куда идёт автобус можно определить по номеру маршрута. Первая цифра обозначает начальную точку маршрута:

2 – Вокзал Сен-Лазар
3 – Восточный вокзал (Париж)|Восточный вокзал
4 – Северный вокзал (Париж)|Северный вокзал
5 – Площадь Республики
7 – Шатле
8 – Латинский квартал
9 – Вокзал Монпарнас

Вторая же цифра обозначает направление маршрута в соответствующий округ:

2 – 16-й округ
3 и 4 — 17-й округ
5 – 18-й и 19-й округа
6 – 20-й и 12-й округа
7 – 13-й округ
8 – 14-й округ
9 – 15-й округ.

Автобусы с трёхзначными номерами ходят в пригороды. Так, 283-й маршрут обслуживает аэропорт Орли, а 352-й – аэропорт Шарля де Голля.
Большинство автобусных линий работают с 6:30 до 20:30, некоторые линии по воскресеньям и праздничным дням не обслуживаются.

Транспортная система

Виды транспорта

Транспортная система в Париже на первый взгляд может показаться запутанной. Однако она является очень развитой структурой. В городе есть как наземная, так и подземная транспортная система. Они охватывают каждый уголок Парижа. Где бы не находился гость столицы, он с легкостью сможет добраться до нужного ему места одним из видов транспорта:

  1. Автобус. В городе существует 58 маршрутов. Каждая машина имеет свой номер – от 20 до 96. Передвигаются только в черте города. На остановке висит номер автобуса, который здесь останавливается, подробная маршрутная карта, расписание, а также сведения о пересадках. Режим работы: с понедельника по субботу с 6:00 до 20:30.
  2. Ночной автобус. Здесь есть и так называемые ночные автобусы Noctambus и Noctilien. Они движутся по восемнадцати маршрутам, расположенным в черте города. Остановка осуществляется на местах со знаком, где изображена сова на фоне луны. Режим работы подобного автобуса – ежедневно с 1:00 до 5:30.
  3. Метро. Вход в метро найти просто: над ним висит большая буква «М», окрашенная в желтый или красный цвет. Метро во французской столице имеет 300 станций, которые расположились на шестнадцати линиях. На каждой платформе имеется табло, где сообщается длина маршрута и время прибытия следующего вагона. Для туристов будут удобны следующие линии, ведущие к популярным парижским достопримечательностям:

    • линия 1 проходит через Лувр, квартал Марэ, Елисейские поля и Триумфальную арку;
    • по линии 4 можно доехать до Шатле-ле-Аль, острова Ситэ, а также квартала Сен-Жермен-де-Пре;
    • по линии 6 путешественник может доехать до Эйфелевой башни и башни Монпарнас;
    • линия 12 идет через Монмартр и музей Орсэ.
  4. Трамвай. Парижская трамвайная сеть имеет 4 линии, охватывающие пригород и районы в городской черте. Практически все трамваи останавливаются около входа в метро. В ночное время трамваи не работают.
  5. Речной транспорт. Прокатиться по Сене возможно каждому желающему. В городе существуют фирмы, оказывающие подобные услуги. Компания BATEAUX MOUCHES является старейшей организацией, специализирующейся на прогулках по Сене.

Режим работы речного трамвая: апрель-сентябрь – с 10:00 до 22:00, октябрь- март – с 11:00 до 21:20. Длительность прогулки равняется 1 ч. 10 мин. Место отправления – гавань у моста Альма. Стоимость взрослого билета – 14 EUR, для детей от 1 до 12 лет цена равна 6 EUR. За отдельную плату можно заказать ужин.

Особенности оплаты проезда

В Париже существует несколько видов билетов и проездных:

  • Le ticket t+. Это билет на один проезд в пределах Парижа. По данному билету пассажир может пересаживаться на любой наземный транспорт. Цена Le ticket t+ равна 1,90 EUR.
  • Le ticket t дает пассажиру возможность воспользоваться наземным и подземным видом транспорта без права на пересадку. Стоимость равна 2 EUR.
  • Carnet de 10 ticket – это набор из десяти билетов для поездки на наземном и подземном транспорте. Срок действия – 1,5 часа. Стоимость взрослого набора – 14,90 EUR. Для детей Carnet de 10 ticket стоит 7,45 EUR.
  • Origine-Destination. Данный билет дает пассажиру возможность переместиться за пределы города. Стоимость билета зависит от места назначения. Действует билет Origine-Destination в метро, электричке, на двух линиях трамвая, а также в пригородных поездах.
  • Билет Ticket Jeunes Week-end. Это билет выходного дня, который действует по праздникам, субботам и воскресеньям. По нему можно пользоваться всеми видами транспорта, кроме движущихся в аэропорты или из аэропортов. Стоимость билета равна 4,10 EUR в черте Парижа и 8,95 EUR для поездки за город. Действует с 00:00 до 23:59.
  • Проездной Navigo. По нему можно передвигаться по Парижу неделю, месяц или год. Это зависит от требований пассажира. Цена проездного – 5 EUR. Пополнить карту на семь дней возможно за 22,80 EUR. Цена путешествия по проездному равна 7,50 EUR, поездка за пределы города стоит 17,80 EUR.
  • Проездной Mobilis. По нему возможно передвигаться на любом наземном транспорте. Однако доехать из аэропорта или в аэропорт нельзя. Цена взрослого проездного в черте Парижа – 7,50 EUR, в пригород – 17,80 EUR.

О том, как пользоваться общественным транспортом в Париже, где покупать билеты, можно узнать из видео:

Что еще стоит посетить в Париже

Париж полон знаковых мест. После посещения основных достопримечательностей стоит «закрепить эффект». Для непосвященного человека открытие этих объектов подарит массу новых впечатлений.

Опера Гарнье

В парижской Опере

Роскошное здание оперного театра заложено в 1860 г. при правлении Наполеона III. Опера строилась 15 лет. Причиной были и сложности ландшафта, и политические неурядицы.

К первым относятся болотистость почвы и обнаружение большого подземного озера на месте строительства, ко вторым — франко-прусская война, падение Империи и возникновение Парижской коммуны.

Прекрасный театр знаменит не только своим искусством и изумительными интерьерами, но и множеством мистических историй. Одна из них легла в основу известного мюзикла Э.Л. Уэббера «Призрак оперы».

Печально известный призрак по имени Эрик до сих пор имеет собственную ложу в зале театра.

Перед зданием Оперы Гарнье планируют установить памятник русскому антрепренеру Сергею Дягилеву, чья труппа «Русский балет» давала спектакли на сцене этого театра.

Оперу Гарьне можно посетить не только ради спектакля. Здесь проводятся экскурсии.

Вы увидите многочисленные лестницы, роскошный зал с плафоном, расписанным самим Марком Шагалом, прекрасно оформленные комнаты и залы. Площадь театра настолько велика, что кажется, будто на осмотр этой достопримечательности может не хватить и дня.

Башня Монпарнас

Башня Монпарнас выглядит совсем не по-парижски

60-этажный монстр возвышается на бульваре Монпарнас с начала 70-х г. прошлого века.

По результатам опроса башня Монпарнас занимает 2 место среди самых уродливых зданий мира.

После возведения этой высотки власти Парижа решили не строить больше небоскребов в исторической части города.

И все же — это достопримечательность Парижа, пройти мимо которой нежелательно. Тем более, что бульвар Монпарнас давно славен своими кафе, театрами, богемной историей и обстановкой.

Башня возносится на высоту 210 м. На крыше есть смотровая площадка с видами на Париж и Эйфелеву башню. В небоскребе расположены офисы, а на крыше — кафе и рестораны.

Численность населения Парижа на 2021 год. Количество жителей Парижа

Ссылки на официальные документы и ресурсы по переписи жителей помечены знаком при наведении мыши вы увидите название документа.

Количество жителей Парижа Годы
2 790 091 человек 1962 год
2 590 771 человек 1968 год
2 299 830 человек 1975 год
2 176 243 человек 1982 год
2 152 423 человек 1990 год
2 125 246 человек 1999 год
2 181 371 человек 2006 год
2 249 975 человек 2011 год
2 229 621 человек 2013 год
2 196 936 человек 2015 год
2 190 327 человек 2016 год
2 187 526 человек 2017 год
2 140 526 человек 2019 год

График изменения численности населения Парижа:

По состоянию на 2015 год численность населения Парижа составила 2 196 936 человек, а плотность — 21 283 чел./км². Численность населения агломерации «Большой Париж» в 2011 году составила 10,62 млн. человек, а урбанизированной зоны Парижа – около 11,5 млн. человек. В городе проживает 3,6% от населения Франции. 

С начала 19 века и по конец первой мировой войны численность парижан постоянно увеличивалась, в 1921 году достигнув рекордной для города цифры в 2 900 000 человек. Начиная с 50-х годов, численность населения стала падать и в 1999 году составила 2,2 млн. человек. Затем опять начался рост, в основном благодаря росту рождаемости. А так как многие парижане пожилого возраста переселяются в провинциальные и южные регионы Франции, то в городе возросла доля молодежи. 

Большую часть горожан, 51,5%, представляют люди, не находящиеся в браке, средняя семья состоит из 1,88 человек. Также большинство парижских семей являются малодетными, имеющими только одного ребенка. По этой причине суммарный коэффициент рождемости равен всего 1,64. но при этом в 2004 году коэффициент рождаемости составлял 14,8, а смертности – 6,6. Следовательно, естественный прирост тогда был равен +8,1, а общий прирост — +2,1. 

В Париже проживает очень большое число иностранных мигрантов. К примеру, в 2008 году численность зарубежных граждан составила 0,33 млн. человек, или 14,9% от населения города. Почти треть из них представляют граждане стран Евросоюза, а 20% — выходцы из Марокко, Алжира и Туниса. В Париже уже сложились азиатский, арабский, африканский, греческий, еврейский и индийский кварталы.

Конфессиональный состав в Париже следующий: 80 % парижан являются христианами. Из них 75% это католики, а другие, в основном – приверженцы армянского и греческого обрядов. Большинство мусульман проживают в 11, 18, 19 и 20 округах, но городская мечеть, построенная в 1926 году, расположена в 5 округе. Кроме того в Париже действуют 94 католических общин, 21 синагога, 15 православных церквей, еще одна мечеть и Армянская Апостольская церковь. 

Этнохороним: парижанин, парижанка, парижане.

История возникновения

История Парижа берет свое начало в 3 столетии до нашей эры. Именно в этот период времени племена паризиев основали небольшое поселение Лютецию. Постепенно оно превратилось в маленький городок. Спустя два столетия, на земли Лютеции пришли римляне во главе с великим Цезарем. Город получил название Паризия и присоединился к римскому государству. В 5 веке он был захвачен франками, на территории города появилась королевская резиденция, а Паризию провозгласили столицей франкского государства. Расцвет города пришелся на 7 столетие. На его территории было построено огромное количество культурных, образовательных, политических учреждений. За свою нелегкую продолжительную историю Париж пережил немало испытаний – вторжения чужеземцев, несколько кровопролитных войн, эпидемию чумы. Официальной столицей Франции город стал в 16 веке. Сегодня Париж – крупный финансовый, промышленный, образовательный, культурный, торговый центр. Один из самых многонациональных городов мира.

Краткая история

На месте фешенебельной французской улицы раньше были болота, на которых гнездились утки. В начале XVII в., по распоряжению Марии Медичи, в продолжение сада Тюильри был проложен «бульвар королевы» из трёх аллей с вязами. Во второй половине XVII в., одновременно с реконструкцией сада Тюильри, ландшафтный архитектор Андре Ленотр устроил здесь прогулочную дорогу. В следующем столетии её продолжили до нынешнего холма Шайо. Территория была небезопасной, поэтому с 1777 г. на ней действовал гвардейский пост.

25 июня 1791 г. через этот пост проезжала королевская семья, спасавшаяся от набиравших силу революционеров. Начальник поста издал приказ, согласно которому рукоплескавшие королю должны были получить сто ударов палками, но оскорбляющим короля грозило повешение. Во исполнение поистине соломонова решения своего начальника гвардейцы подняли приклады в знак приветствия проезжавшему королевскому кортежу.

Увы, очень скоро остатки разума уступили место революционной вакханалии. Камни площади Людовика XV (первое название площади Согласия), помнят страшные времена. После переименования в площадь Революции в её центре появилась гильотина, на которой закончат свой жизненный путь сначала король и королева, а затем их заклятые враги – Дантон и Робеспьер.

В 1810 г. через Елисейские поля торжественно въехала в Париж вторая жена Наполеона Мария-Луиза Австрийская. Спустя четыре года тем же путём ей пришлось покидать город, который вскоре захватили войска антинаполеоновской коалиции. Казаки Александра I разбили свои лагеря именно на Елисейских полях, нанеся им существенный ущерб.
После масштабной реставрации история улицы обрела позитивную динамику. В 1836 г. она получила величественное завершение в виде Триумфальной арки. На Елисейских полях были благоустроены тротуары, появилось уличное освещение, стали строиться особняки и павильоны.
Со второй половины XIX эта улица стала свидетельницей всех значимых событий в жизни Франции – как радостных, так и печальных. К первым относятся Всемирные выставки, марш освобождения 1944 г., празднование 200-летия революции (мягко говоря, неоднозначного события), победы на чемпионате мира по футболу. Но через ту же Триумфальную арку проследовали прусские войска в 1870, и гитлеровские – в 1940 г., разгромившие будущую «державу-победительницу» за месяц.

Собор Парижской Богоматери

В XII в., на острове Сите, на месте существовавших на этом месте прежних христианских церквей, началось строительство кафедрального собора. У его истоков стояли трое – набожный король Людовик VII, инициатор возведения епископ Муриций де Сулли и папа Александр III, заложивший первый камень в фундамент.

Главный алтарь был водружён и освящён в 1182 г., но дальнейшее строительство растянулось почти на два столетия. Естественно, что здание собора – плод коллективного творчества многих архитекторов, но главную лепту внесли два зодчих XIII в. – Жан де Шель и Пьер де Монтрей.

Собор Парижской Богоматери

Во второй четверти XIII в. с возведением западного фасада с башнями-колокольнями завершился первый этап строительства. Во второй половине XIII в. появились северный, а затем – южный фасад. Водружённый шпиль разрушили революционеры в 1789 г., а восстановленная в 1840 г. копия сгорела на глазах у всего мира совсем недавно. «Революционные» потери не ограничились шпилем. Робеспьер потребовал у парижан выкуп за сохранение «твердыни мракобесия» («для финансирования революций в других странах»). Собор Парижской Богоматери был переименован в Храм Разума, а каменные иудейские цари – обезглавлены по приказу Робеспьера. Затем в соборе устроили продовольственный склад.

С приходом к власти Бонапарта собор был возвращён церкви и переосвящён. В нём произошла коронация Наполеона как императора. Спустя некоторое время собор изрядно обветшал: даже дискутировался вопрос о его сносе. И тут нужно сказать спасибо Виктору Гюго. После выхода в свет его романа «Собор Парижской Богоматери» разговоры о сносе сменились масштабной реставрацией здания, на которую пришлось потратить 23 года.

Её возглавил архитектор Виолле-де-Дюк. После восстановления шпиля и статуй, сточные трубы в нижней части башен были декорированы скульптурами фантастических существ – горгулий и химер. Они стали одной из «изюминок» здания. Желающие рассмотреть страшилищ вблизи могут сделать это за отдельную плату, поднявшись к башням на подъёмнике.

По предложению архитектора были снесены окружавшие собор строения, и перед ним образовалась площадь, которую можно видеть и сегодня. На ней, в частности, расположен нулевой километр, от которого принято исчислять все французские расстояния.

В дальнейшем периодически в соборе проводились локальные восстановительные работы. Уже в XXI в., к 850-летию, собор получил новые колокола, а его орган был реконструирован.

Сад Тюильри

Главные аллеи центрального парижского сада Le jardin des Tuileries лучами расходятся к знаковым объектам столицы. С востока это – площади Каррузель, за которой расположен Лувр. На западе парк упирается в площадь Согласия, за которой начинаются Елисейские поля. С севера сад граничит с улицей Риволи, ведущей к Вандомской площади, скульптуре Жанны д’Арк и дворцу Пале-Рояль. Естественная граница на юге – Сена.

Панорама сада Тюильри

Инициатором создания сада и несохранившегося одноимённого дворца на городской окраине, где добывалась глина, была «самая могущественная женщина Европы XVI в.» – Екатерина Медичи. Название происходит от французского слова tuile («глина»). Злые языки приписывали королеве стремление иметь собственную площадку для выращивания ядовитых растений как сырья для будущих ядов. Медичи сама виновата в подобной репутации: ведь она вошла в историю как инициатор страшной Варфоломеевской ночи.

Столетие спустя после создания, при Людовике XIV, сад Тюильри подвергся радикальной перестройке. Глава королевского правительства Жан-Батист Кольбер поручил её ландшафтному архитектору Андре Ленотру (автору и версальских садов). Так на месте итальянской рощи появился изысканный французский парк с клумбами, большими водоёмами, театром под открытым небом и неслыханными в ту пору общественными туалетами. Благодаря «прозрачным границам» сад плавно переходил в соседний городской объект.

Открытый для широкой публики парк приобрёл огромную популярность. Появилась целая серия полотен известных художников с сюжетами, связанными с садом: среди них – картина Эдуарда Мане «Музыка в саду Тюильри», изображающая отдыхающих в парке знаменитостей, в числе которых – и сам художник.

После уничтожения в 1871 г. дворца Тюильри в опалу попал и сад: в моду вошли сады с английскими и китайскими компонентами. К счастью, в конце XX в., одновременно с реконструкцией Лувра, был приведён в порядок и сад Тюильри. Во второй половине XX в. вдоль аллей сада было установлено множество скульптур, включая копии луврских и версальских. С того времени сад получил второе название – Сад скульптур.

В наши дни множество туристов, обессиленных эмоциональными нагрузками Лувра, восстанавливаются в находящемся поблизости саду. На территории парка функционируют кафе, детские аттракционы, Musée de l’Orangerie – своеобразный филиал Орсе, и выставочная Galerie nationale du Jeu de Paume.

Адрес: 113, rue de Rivoli. Сад открыт для свободного посещения с 7–7:30 до 19:30–21. Проезд: метро линии 1 до станций Tuileries или Concorde, линии 7 до станции Musée du Louvre и линий 8 и 12 до станции Concorde. До сада можно и доплыть по Сене на речном трамвае до остановки François Mitterrand.

Краткая история Парижа

Начало существования города ученые относят к доисторическому периоду. Уже 40 000 лет назад район Иль-де-Франс (так называется исторический округ Франции), был заселен людьми.

Париж был основан племенем кельтских галлов в III в. до н. э. Они назвали место Лютеция, что в переводе означает «болото». В I веке до н. э. место было завоевано римлянами. Гай Юлий Цезарь в 53 г. до н. э. воздвиг вблизи с Лютецией римские укрепления.

В V в. окончилось правление римлян. В 508 г. до н. э. король франков Хлодвиг I присоединил Галлию, существенно расширив территорию Франкского королевства. Париж был назначен резиденцией короля.

В XVIII-IX веках город был центром Парижского графства. А благодаря Гуго Капету в 987 г. Париж официально стал столицей. С этого года город активно развивается.

При правлении Филиппа II Августа были вымощены улицы, возведены здания и укреплена оборона города. Во времена Людвика IX в Париже были построены самые значимые места – Собор Парижской Богоматери и Сент-Шапель.

С приходом на престол Людвика XII, а далее Франциска I город претерпел серьезные изменения в плане культуры. Были выстроены новые соборы, дворцы, организованы парки, отели. Сюда стали съезжаться художники и ремесленники со всей Европы. В XIV-XV веках Париж был самым крупным городом Западной Европы.

1548 год ознаменован открытием первого парижского частного театра, который носил имя Бургундский Отель. При правлении Людовика XIV Париж был разделен на двадцать округов, а с XVIII века носит статус «законодателя мод».

При правлении Наполеона I были построены новые кварталы и возведено множество новых зданий, которые сейчас являются главными достопримечательностями, например, Триумфальная арка и колонна на Вандомской площади. Далее благоустройством города занялись Наполеон III и префект Осман. В это время были разбиты сады, бульвары, проложены улочки и созданы скверы.

Более современный вид Париж стал приобретать в конце 1960 – начале 1970 годов, когда в городе стали появляться новые современные постройки.

Еще больше про историю Парижа можете узнать из видео:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector