Как правильно причаститься и исповедаться в церкви
Содержание:
- Примеры исповеди
- Перед Исповедью
- Грехи говорящие на исповеди
- Что такое исповедь и для чего она нужна
- Потеря Евхаристической жизни является одной из причин революции и гонений на Церковь
- Как правильно говорить и называть свои грехи
- Примерный текст исповеди: образец для женщин и мужчин
- Пример написания грехов на листочке
- Как подходить к батюшке для исповеди
- Покаяние и Исповедь
- Важность и значение исповеди
- Как нужно вести себя после обряда
- Справка про таинство Евхаристии
- Как покаяться в своих грехах
- Отличительные черты генеральной исповеди
- О времена!
- Особенности причащения
Примеры исповеди
Речь при таинстве покаяния составляют произвольно, в зависимости от перечисления грехов верующего. Несколько примеров, что говорить на исповеди, помогут составить индивидуальное обращение к батюшке и Богу.
Пример 1
Господи, согрешил (согрешила) перед Тобой прелюбодеянием, ложью, жадностью, клеветой, сквернословием, суеверием, стремлением к обогащению, внебрачной плотской близостью, ссорами с близкими, чревоугодием, совершением аборта, зависимостью от алкоголя, табака, злопамятностью, осуждением, несоблюдением церковных правил. Каюсь, Господи! Помилуй мя, грешного (грешную).
Пример 2
Исповедую Господу Богу, во Святой Троице славивому, Отцу и Сыну и Святому Духу все грехи от юности до настоящего времени, совершенные делом, словом и помышлением, вольно или невольно. Возлагаю надежду на Божье милосердие и желаю исправить мою жизнь. Согрешил (согрешила) вероотступничеством, дерзкими суждениями о церковных законах, любовью к земным благам, непочитанием старших. Прости, Господи, очисти, обнови мои душу и тело, дабы идти мне по пути спасения. И вы, честный Отче, помолитесь обо мне Господу, Пречистой Владычице Богородице и святым угодникам, да их молитвами помилует меня Господь, разрешит от грехов моих и сподобит неосужденно причаститься Святых Христовых Тайн».
Пример 3
Приношу тебе, милостивый Господь, тяжелый груз моих согрешений с ранней юности до нынешнего дня. Я согрешил (согрешила) перед Тобой забвением Твоих заповедей, неблагодарностью Тебе за милости, суеверием, хульными мыслями, стремлением к удовольствию, тщеславием, пустословием, чревоугодием, нарушением постов, отказом помощи нуждающимся. Я согрешил в словах, мыслях, поступках, иногда невольно, но чаще осознанно. Я искренне раскаиваюсь в совершенных грехах, делаю все возможное, чтобы их не повторять. Прости и помилуй меня, Господи!
Перед Исповедью
Как подготовиться к Исповеди
Перед Исповедью нужно сесть в спокойном месте и, не торопясь и не отвлекаясь, спокойно подумать о том, в чем вы провинились перед Богом и людьми.
Нужно исследовать свои мысли, помыслы, дела
Проанализировать их с точки зрения заповедей Божиих.
Вспомнить за что вас ругают родные и близкие — со стороны часто виднее.
По возможности попросить прощения у всех, кого вы обидели словом и делом, невниманием, равнодушием. Примириться со всеми
Если по каким-то причинам примирение невозможно, необходимо примириться хотя бы в сердце своем.
Старайтесь не оправдывать себя, не перекладывать вину за свои дурные поступки на других людей.
Можно записать грехи на бумаге, чтобы ничего не забыть во время самой Исповеди. Что же такое грех? Это то деяние, которое противоречит Божьей воле. То, за что вас обличает ваша совесть.
Нужно иметь твердое намерение исправить свою жизнь и не повторять прежних грехов.
Не нужно смущаться своих грехов и унывать. Нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного.
Важно! Нужно исповедать всё плохое, что вы вспомнили. Утаивать ничего нельзя
Если за какой-то грех вам особенно стыдно, то называть его нужно в самую первую очередь.
Исповедь должна быть конкретной, нужно указывать конкретные поступки, а не общие черты характера. Например, не “согрешила гордостью”, а “высокомерно отношусь к другим людям”, “считаю себя лучше других”, “грубо разговариваю с людьми”. И в то же время Исповедь не должна быть мелочной: не надо долго перечислять грехи одного вида.
Нужно вспомнить всё, чем вы согрешили с момента последней Исповеди. Если вы никогда не исповедовались, то нужно исповедоваться за всю жизнь (см.-первая исповедь взрослого – ссылка)
Если у вас есть вопросы к священнику, лучше записать их, чтобы не забыть.
Пост перед исповедью
Особого поста перед исповедью Церковь не установила. Мы постимся перед исповедью только в том случае, если Таинство Исповеди соединяется с Таинством Причащения.
Грехи говорящие на исповеди
Батюшка в церкви не всевидящее око, тем более не экстрасенс, чтобы догадываться о Ваших грехах. Он будет задавать вопросы, так или иначе связанные с грехами. Эти вопросы напрямую связанные с 10 важными заповедями.
1. «Я есть Бог твой». Будет перечислено:
- Молишься ли ты, как часто ходишь на службу, просто в церковь?
- Признаешься ли, что веришь в Бога знакомым?
- Веришь ли в Бога?
2. «Не сотвори идола себе». Сюда можно отнести:
- Объедание, как культ еды;
- Украшения;
- Деньги, спиртное, курение;
- Гордыню.
3. Не вспоминаешь ли о Господе в минуты расстройства.
4. Посвящаешь ли выходной день молитве.
5. Уважаешь ли родителей своих
6. Не убей, ни словом ни делом.
7. Не соблазняй никого, не разрушай чей то брак и жизнь.
8. Не бери то, что тебе не принадлежит.
9. Не наговаривай на близких и знакомых неправды.
10. Не желай того, что есть у других.
Это интересно: Испанцы (народ)
Что такое исповедь и для чего она нужна
Святые Отцы учат, что грех — это главная преграда между человеком и Богом. И эта преграда настолько огромна, что люди не способны преодолеть ее своими силами. Справиться с ней можно лишь с Божией помощью, но для этого человеку нужно сперва признать свой грех и покаяться в нем.
Именно для избавления от греха и существует Таинство исповеди. Когда наш организм заражен опасным вирусом, мы обычно идем в больницу за лекарством. Однако грех — это такой же смертельный вирус, только поражающий не тело, а душу. И чтобы излечиться от него, человеку требуется помощь церкви.
Таинство покаяния часто сравнивают с крещением. Во время крещения новообращенных христианин избавляется от первородного греха, доставшегося от наших прародителей — Адама и Евы. Исповедь же помогает разрешиться от тех грехов, которые были совершены уже после крещения и самим человеком лично.
Обычно для христианина покаяние состоит из трех этапов:
Покаяться сразу, после прегрешения.
Попросить у Бога прощения вечером, перед отходом ко сну.
Сходить на исповедь, во время которой Господь окончательно разрешит этот грех.
Также можно исповедоваться, если на душе тяжело или мучает совесть. И здесь Таинство покаяния играет роль скорой помощи, поскольку помогает избавиться от страданий, причиняемых грехом, и вернуть утраченное душевное здоровье.
Очень важно научиться просить прощения у тех, кого мы обидел. Но еще важнее — это покаяние перед Богом, поскольку перед Ним у нас грехов гораздо больше, чем перед любым из людей
Многие спрашивают, зачем нужно ходить в церковь и исповедоваться в присутствии священника. Разве не достаточно того, что мы просим у Бога прощения, что нас мучает совесть, и мы раскаиваемся в содеянном?
Нет, недостаточно. Обычно священники дают такое объяснение: если человек, например, испачкался, он не станет чистым лишь из-за того, что осознал свою грязь и устыдился ее. Для очищения ему нужен какой-нибудь внешний источник воды, в котором он сможет помыться. Роль такого источника для христианина как раз и играет Святая Церковь.
Однако важно помнить, что исповедь — это не только раскаяние и освобождение от греха. Это еще и твердая решимость больше не повторять греховных поступков и привести свою жизнь в реальное соответствие с христианским учением
Потеря Евхаристической жизни является одной из причин революции и гонений на Церковь
Совершение Евхаристии постоянно, даже ежедневно, давно стало нормой для христианских народов. И, конечно, тем более странно видеть, что Евхаристия совершается, а причастников нет! Это полный нонсенс. Возглашается: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», — а никто не хочет принимать Тело Христово и никто не хочет причаститься Крови Христовой. Правила Святых Апостолов квалифицируют это как оскорбление Бога.
Если нет возможности совершить литургию, это другое дело, но если литургия совершается, то не причащаться — более чем странно.
Тем не менее, в дореволюционной России утвердилась традиция причащаться раз в год. К сожалению, большая часть русского народа принимала это ненормальное положение, как норму. И есть мнение (с которым трудно не согласиться), что именно такая потеря Евхаристической жизни является одной из причин революции и гонений, пришедших на Церковь.
Когда народ отступил от Церкви, охладел в вере, отступил от любви ко Христу, смог жить без таинства, которое соединяет со Христом, его постигли беды, несчастья, скорби, смертные страдания, присущие жизни без Бога в мире, который «во зле лежит», князем которого является дьявол. Только тогда люди снова стали молиться от всего сердца, стали каяться и причащаться. В период гонений уже не было вопроса, как часто нужно причащаться – все старались причащаться как можно чаще. Потому что страшно было! Когда перестали пускать в храмы, когда храмы отнимали, взрывали, закрывали, христиане стали совершать литургию по домам тайно, подобно первым христианам, и старались обязательно причаститься.
Как правильно говорить и называть свои грехи
В старых Требниках существовали перечни вопросов, которые священник был обязан задать кающимся. Они и определяли построение исповеди. Сейчас строгой регламентации исповедания грехов нет. Кающийся может:
- начать исповедь с наиболее тяготящих душу грехов, а затем переходить к другим;
- пойти по пути, рекомендуемому свт. Игнатием Брянчаниновым, делящим грехи на совершенные против Бога, против людей и против себя.
Грехи следует называть конкретно, не прикрывая их суть общими фразами. Например, «обижаю родителей», а не «грешен против пятой заповеди». Впрочем, называя грехи, следует знать меру. Грехи тяжелые, связанные с непристойными подробностями, достаточно упомянуть, во избежание соблазна для принимающего покаяние священника. Заканчивать исповедь нужно просьбой к Господу о прощении и помощи в исправлении жизни.
Примерный текст исповеди: образец для женщин и мужчин
Говоря деяниях, недостойных верующего человека, нужно называть вещи своими именами. Не стоит выражаться витиевато, подбирать двусмысленные выражения, пытаясь в определенной степени смягчить то или иное прегрешение. При опасении разволноваться, забыть подготовленные слова или сбиться при нахождении в храме предстоящую исповедь можно написать на бумаге.
Краткий текст исповеди, содержащий в себе основные человеческие грехи, выглядит следующим образом:
Я (имя того, кто исповедуется) согрешил(а) перед Господом недостаточно крепкой верой, отсутствием исповеди, раскаяния и причащения, следованием приметам, отсутствием кротости, смирения, мыслей о неизбежной смерти и суде Божием. Также согрешил(а) непокорностью воле Господней, боязнью страданий и болезней, ропотом на свою судьбу, гордыней, невнимательностью во время чтения молитвы, отсутствием почтения к церковным святыням, присутствием в храме в неподобающем виде, приписыванием имеющихся успехов себе, а не Богу, употреблением имени Господнего всуе и принесением клятв с его упоминанием. Против ближнего согрешил(а) осуждением чужих недостатков, пожеланием зла, наговорами, сплетнями, невыполнением обещаний, разглашением доверенных мне секретов, насмешками, унижением, празднословием, лжесвидетельством, похотью, добрачными связями, отказом в помощи, отсутствием сопереживания и милосердия, непокорностью, отлыниванием от выполнения своих рабочих/семейных обязанностей, сквернословием, бесполезными хлопотами, отсутствием должного уважения к родителям, игнорирования их беспомощного состояния в старости.
Женщины могут дополнить данный пример исповеди такими поступками, как употребление противозачаточных средств, детоубийство (аборты), обнажение в присутствии противоположного пола, ношение одежды, соблазняющей мужчин, нанесение краски на лицо и волосы, ношение длинного вызывающего маникюра, вызывающего ассоциации с дьявольской когтистой лапой.
Для мужчин в пример исповеди перед причастием могут добавляться следующие прегрешения: сомнения в существования Царства Небесного и загробной жизни, конфликтность, драки, азартные игры, подверженность спорам, бесцельному коллекционированию. К грехам, которые иногда имеются у обоих полов, принадлежат пьянство, хамское отношение к окружающим, употребление наркотиков, фамильярность, самолюбие, рукоблудие, страсть к наживе, избиение животных, сквернословие.
Всем, кто желает правильно исповедоваться до причастия, необходимо помнить: покаяние перед лицом Бога предполагает не просто перечисление накопленных негативных поступков. Истинный христианин должен глубоко раскаиваться, искренне осуждать собственные греховность и несовершенство, проявлять непреклонную решимость в искоренении в себе всяческого зла. После исповеди в душе должно оставаться чувство глубокого покаяния, духовного прозрения и отчетливого видения всевозможных благ, которые неустанно посылает человеку Господь.
Пример написания грехов на листочке
Грех надо записать так, чтобы обвинить только себя и не оправдывать себя. Не писать длинную историю, а только суть греха. Например, вас побеждает гнев. Вначале своей духовной жизни вы можете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я не смирилась, разгневалась на него и обзывала бранными словами (или ударила)».
Если вы будете вести брань с этой страстью, то в следующий раз сможете записать грех так: «Муж уязвил мое самолюбие, а я смутилась и забыла помолиться, чтобы Бог мне помог».
Дальше, по мере борьбы, вы, может быть, сможете написать так: «Муж уязвил мое самолюбие, но я не смогла в это время помолится о муже, потому что молилась только о себе».
Когда страсть гнева вы победите, то надо уже бороться против самолюбия, и тогда вы уже, может быть, запишите грех так: «Когда муж меня ругал, я не смогла сама себя укорить и обвинить». Но при этом вы уже можете молиться и за себя, и за мужа.
Или, например, возьмем страсть скупости. Сначала вы можете исповедаться так: «Я поскупилась и не подала милостыню просящей женщине». Если вы будете подвизаться, то в следующий раз, может быть, напишете так: «Я поскупилась и дала слишком маленькую милостыню просящему».
Возьмем, к примеру, страсть осуждения (или злословия). Грех можно записать так: «Я забыл(а) о своих грехах и превознесся(лась) над ближним осуждением (или злословием) его». А когда вы научитесь оплакивать свои грехи, то меньше будете замечать чужие грехи. И может быть, сможете написать грех так: «По гордости я не могу увидеть себя хуже других и замечаю грехи других».
А чтобы не осуждать и не злословить, надо стараться говорить и думать о людях только хорошее. Так же можно проанализировать свое духовное устроение и по другим страстям. Авва Дорофей очень понятно все объясняет.
Посмотрите видео: советы священника Павла Островского о правильной исповеди.
Понудим же себя к покаянию и исповеди, ибо Царствие Небесное силою берется. Господь знает наши грехи и страсти. И если мы будем обращаться к Нему в покаянии постоянно, то постепенно Он уврачует и сами наши греховные привычки. Главное — искренно захотеть оставить наши греховные навыки.
Как подходить к батюшке для исповеди
Приняв решение исповедаться, отнеситесь к нему со всей ответственностью:
- Подумайте о прегрешениях.
- Примиритесь с близкими.
- Простите обиды.
- Попросите прощения.
Люди, впервые пришедшие на исповедь, затрудняются обратиться к священнику, не зная:
- С какими словами правильно подойти к архиерею.
- Что говорить на исповеди.
- Какие вопросы задает священник и др.
Многие теряются и боятся выглядеть нелепо.
На сайте «Азбука веры» подробно объясняется данный вопрос, где онлайн любой желающий узнает основные правила:
- Готовясь дома к исповеди, обратитесь с молитвой к Богу с просьбой открыть содеянные грехи.
- Идя в церковь, не надейтесь на память, а запишите свои грехи на бумажке. Многие, подходя к аналою, где происходит исповедь, от переживания забывают о чем сказать.
- Подойдя к батюшке, выполняется поклон головой и, сложив руки крестообразно перед собой, просится о благословении.
- Затем положить два пальца правой руки на Святое Распятие, голову – на Библию.
- Священник покрывает кающегося частью одеяния (епитрахилью), спрашивает имя и просит назвать грехи, совершенные человеком.
- Если обратившийся затрудняется сказать необходимые слова, духовник задает некоторые наводящие вопросы.
- После окончания таинства, над кающимся произносится разрешительная молитва и снимается с головы покрывало.
- Кающийся крестится, целует Распятие и Библию.
- Священник дает поцеловать руку и благословляет совершившего покаяние.
Обратите внимание! В таинстве исповеди человек остается один на один с Богом, а священник – лишь свидетель примирения
Покаяние и Исповедь
Человек склонен ко греху, он постоянно грешит. Если основа каждого поступка не любовь, а что-то другое, то несомненно, каждое наше дело, каждое наше слово и каждая мысль имеет в себе какое-то зло, лукавство и скрытый обман.
Вот когда мы начинаем осознавать нашу греховность, то становится страшно, и мы хотим исправиться. Господь даровал нам совесть, благодаря ей мы не погибаем в согрешениях, а получаем шанс спастись. Она всегда где-то в глубине сердца кричит и возвращает нас к Истине. Когда нам стыдно, мы хотим исправиться и просим прощения у Господа – это и есть Покаяние. Оно может возникнуть в любой момент, тогда нужно мысленно произнести молитву:
Также существует домашнее Покаяние – ежедневное исповедование прегрешений. Последняя молитва вечернего правила так и называется – «Исповедание грехов повседневное». Еще нужно приучать себя следить за собой и своими поступками, писать записки на Исповеди и мысленно в конце дня воспроизводить все, что произошло, вспоминая, какие проступки совершили.
С этими списками стоит идти на Исповедь, чтобы исповедовать их перед Господом и священником в Таинстве. Помните, что батюшка только совершает Таинство, он посредник, который руками Божьими может отпустить грехи. То есть совершает видимые действия, но само Таинство происходит только через Всевышнего.
Сейчас существует практика исповедоваться перед Причастием, но привязывать этот обряд к Евхаристие не стоит. Каждое из этих священнодействий – отдельное и самостоятельное Таинство Святой Церкви, которые принято проводить вместе, чтобы подходить к Телу и Крови Христа с чистым сердцем. Но как Исповедь может проходить без Причастия, так и к Причастию можно подходить без Исповеди. (если человек ведет активную духовную жизнь, постоянно приобщается Тела и Крови христовых и имеет благословение духовного отца)
Важность и значение исповеди
В последние годы появилось мнение, что Исповедь и Причастие никак не должны быть связаны между собой. То есть, каяться христианину необходимо, когда он чувствует в этом внутреннюю потребность. А вот Причастие желательно принимать при каждом посещении храма. Однако большинство священнослужителей не согласно с такой постановкой вопроса, так как Исповедь является одним из 7 главных церковных таинств, и без него Причастие не имеет смысла. Они считают Покаяние вторым Крещением, так как при нем происходит очищение души христианина, после него человек способен принимать святые дары в храме.
Исповедоваться перед Евхаристией необходимо обязательно, таким образом очищая свои помыслы от неугодного Богу и приводя духовное состояние в готовность к участию в таинстве. Конечно, если человек по каким-то уважительным причинам не смог прийти на Исповедь и не чувствует за собой каких-то грехов, он допускается к причастию, однако нельзя пренебрегать исповедью на постоянной основе. Без нее таинство превратится в формальность и не принесет духовных плодов.
Как нужно вести себя после обряда
Обряд причащения совершается во время проведения священнослужителем Божественной литургии. Получив просфору, нужно остаться в храме до окончания церковной службы. Причащение — это момент единения со Спасителем, это вхождение Христа в душу и тело верующего.
Христианин, получивший причастие, допускается к общению с Богом. Верующий может попросить прощения у Господа за свои грехи и выразить Богу свою благодарность. После обряда нужно мысленно общаться со Спасителем, просить его о вразумлении и наставлении на путь истинный. По окончании литургии рекомендуется прочитать из молитвослова благодарственные молитвы после причастия.
Справка про таинство Евхаристии
Христиане, которые хотят жить по заветам и заповедям Христа, обязаны регулярно ходить в церковь, исповедоваться в прегрешениях и причащаться. Святейшее таинство Евхаристии — это и есть Причастие. Во время этого религиозного обряда христианин из рук священнослужителя получает напоенное Кровью Христа его Тело, то есть просфору (специальный освященный хлеб с оттиском печати).
Причастие установил сам Спаситель еще на Тайной Вечере накануне своего Распятия. Господь сказал, что он символизирует себя с хлебом, а свою кровь — с вином. Бог отдал свою жизнь ради спасения грешников, а в момент совершения причастия верующие получают прощение и входят в Царство Небесное. Во время литургии священнослужители погружают просфоры в чашу с вином. Символически этот обряд означает напоенное Тело Христа его Кровью.
Верующие, которые причащаются, соединяются телом и душой с Богом, они будут жить вечно и вправе рассчитывать на воскрешение в день Второго Пришествия Христа. Христиане, принявшие причастие, защищены от дьявольских промыслов. Причастившиеся верующие получают благодать на исцеление от душевных и телесных болезней.
Перед причастием христианин должен исповедоваться и помолиться. Исповедь обязательна для всех людей, начиная с 7-летнего возраста. Причащаться рекомендуется еженедельно во время церковной литургии или хотя бы раз в месяц. Подойдя к священнослужителю, нужно скрестить руки на груди, громко сказать свое имя, принять с ложки Святой Дар и тут же его проглотить. После причастия рекомендуется дождаться окончания церковной службы и прочитать благодарственные молитвы Спасителю.
Как покаяться в своих грехах
Покаяние предполагает изменение образа мыслей и образа жизни. Согласно православному пониманию, словесная исповедь – лишь один из этапов покаяния. Сама «метанойя» — процесс, в котором выделяют:
- раскаяние, то есть осознание своего падения. Этот этап необходим, но «застревание» на нем может привести к отчаянию от зрелища своих грехов. Самый яркий пример раскаяния без покаяния – Иуда, предавший Христа и от отчаяния совершивший самоубийство;
- обращение к Богу, то есть поиск помощи Господа в преодолении своего падения;
- собственно словесное исповедание грехов перед священником;
- разрешение грехов, исходящее через священника от Самого Бога;
-
освобождение от грехов, укрепление в доброделании, то есть собственно изменение жизни. Этот этап требует постоянной помощи Божией, многие опытные духовники говорят, что человеку необходимо не столько своими силами пытаться справиться с грехом, сколько показать желание, произволение измениться.
Аналой, Евангелие и Крест
Как соотносятся понятия «душа», «совесть» и «покаяние»
«Душа живая», дыхание жизни – дар Бога человеку, сотворенному «из праха земного» (Быт.1:7). Голос души – совесть человека. Как писал апостол Иоанн Богослов, «если сердце наше осуждает нас, кольми паче Бог? потому что Бог больше сердца нашего и знает все» (Ин.3:20).
Подобно телу, требующему пищи и одежды, душе также необходимо удовлетворять ее потребности. Основная из них – потребность в общении со своим Творцом, Богом. Если человек удаляется от этого общения, он чувствует обличения совести – образа Божия в душе. Тогда человеку необходимо покаяние. Св. отцы советуют при подготовке к нему руководствоваться именно обличениями совести, но предостерегают, что совесть может умереть у человека, подавленная множеством мирских попечений.
Каждодневное исповедание грехов в домашней молитве
В молитвословах в числе вечерних молитв есть «Исповедание грехов повседневное». Кроме того, опытные духовники советуют проверять свою совесть по 3 молитве вечернего правила, 4 молитве перед Причащением.
Может ли покаяние исправить прошлое
Покаяние, конечно, не изменяет события прошлой жизни человека – «сделанного не воротишь». Но оно меняет отношение к этим событиям и, при помощи Божией, дарует силы на преодоление последствий сделанных грехов.
Отличительные черты генеральной исповеди
Регулярные исповеди помогают христианам снять с души бремя совершенных грехов, принести Господу покаяние, принять причастие. Господь, в милосердии своем, отпускает человеку прегрешения, позволяет очиститься, стать лучше, ближе Творцу.
Даже истинно верующие люди не всегда регулярно исповедуются, часто выпадают из церковной жизни на долгое время. Многие принимают крещение в зрелые годы, накопив за жизнь множество грехов. Тем, кто редко исповедуется или не каялся в грехах никогда, православная церковь рекомендует пройти генеральную исповедь.
Кому необходимо таинство:
- принимающим крещение во взрослом возрасте;
- тем, кто пренебрегал долгие годы проведением церковных таинств;
- православным, ранее относящимся к исповеди несерьезно, неосознанно, формально;
- крещеным в раннем детстве, никогда не посещающим храм, вступающим осознанно в православную жизнь;
- тяжко больным при угрозе кончины.
Человек приходит на исповедь к священнику, но рассказывает о своих прегрешениях Господу, кается перед Ним. Генеральная исповедь – это покаяние во всех жизненных грехах, попытка осмыслить свою жизнь, признать ошибки.
Освободившись от грехов, получив прощение, православный становится свободным, снимает тяжесть с души. Божья милость пребывает со всеми, кто способен осознать собственную неправедность, греховность, хочет стать чище, ближе к Господу.
Подготовка к генеральной исповеди требует честности, мужества, способности трезво взглянуть на себя со стороны, признать вину. Изменить прошлое человек не в силах, но можно покаяться, получить прощение, начать жизнь более праведную, чистую, стараться избегать грехов.
О времена!
Ни для кого не секрет, что в раннехристианских общинах исповедь была случаем редким; к ней прибегали, когда человек совершал какой-то тяжкий грех (отречение от веры, идолопоклонство, убийство, воровство, прелюбодеяние). Причём исповедь была обязательно публичной, а не «тет-а-тет». В современных катехизисах нам объясняют, что тогда христиане жили особенной чистой жизнью, а грешили крайне редко, не то, что нынче; поэтому, мол, и исповедь была редким случаем.
Мне непонятно, как всерьёз можно воспринимать такие утверждения — про «особую» чистоту «в древности». Сразу вспоминается знаменитая археологическая история. Когда раскапывали какую-то очередную египетскую пирамиду, в ней нашли древнюю табличку с письменами — настолько древнюю, что поначалу разобрать было ничего невозможно. Учёные археологи и лингвисты долго изучали эти письмена, и наконец им удалось прочитать эту древнюю надпись. Она гласила: «В древности урожаи были плодороднее, а дети уважали старших». Представление о том, что в старые-добрые времена всё было старо-добро — бытовало всегда: и у древних египтян, и у авторов современного катехизиса.
Конечно, первые христиане жили в постоянной опасности: их преследовали за веру, требовали отречения, убивали. Понятно, что сегодня этот уровень напряжённости в нашей стране не такой острый; будем говорить честно: его попросту нет. Но это вовсе не значит, что первые христиане были безгрешными, а нынешние — погрязли во грехе. Человеческая природа не изменилась; склонность ко греху осталась той же — и она проявляется по-всякому как в мирное, так и в военное время, как в пору спокойствия, так и во времена гонений. Я не собираюсь здесь отдельно останавливаться на вопросе, почему же так произошло: почему исповедь из публичного покаяния превратилась в кулуарчик между батюшкой и исповедником — это оставим на изучение специалистам
Но я совершенно уверен в том, что исповедь — и вчера, и во времена апостолов, и сегодня, и завтра — это таинство, которое называется «вторым крещением» — насколько оно важно и особо. И поэтому исповедь — такая — одна, реже — две
Не бывает и не может быть 150 «вторых крещений».
Особенности причащения
Проведение таинства может быть осложнено состоянием здоровья или возрастом верующего. Существуют отдельные правила, которые касаются проведения обрядов для детей и людей, у которых диагностированы серьезные заболевания.
Детей
Младенцев причащают одновременно с крещением. Детям до 7 лет разрешают не исповедоваться, не соблюдать пост и не читать молитв до причащения.
Больных
Для тяжелобольных людей установлены определенные правила:
- Те, кто не в состоянии подготовиться к причастию и исповедаться, причащаются без проведения подготовки. При этом священник обращается к Господу, просит о вере и одновременно отпускает грехи больному.
- Те, кто отлучены от богослужений, но находятся на грани смерти, или их жизнь подвержена серьезной опасности, причащаются в специально обговоренное со священником время.