«сокровище русское, неоскудное и неокрадное»

Преподобный Иринарх Соловецкий. Иконы

В Житии Иринарха описан внешний облик святого, каким он являлся разным людям в видениях. Так, на 40-й день после преставления преподобный явился соловецкому иноку Виталию: «Вижду любимаго ми отца игумена Иринарха лицем светла, оболченна в епитрахиль, кадило в руце». В 1629 году, спасая «от потопления промышленников», Иринарх привиделся во сне одному из них: «Некий старец, браду имеяй доволну и сединами украшену, во священническом подобии, в десной своей руце крест держит…»

Об облике Иринарха в текстах иконописных подлинников XVIII-XIX вв. под 29 марта сообщается: «Сед, брада Кириллы Белозерскаго, в клобуке, ризы преподобническия». Иконография Иринарха, сформировавшаяся на Соловках, не имеет устойчивых признаков: он изображается как в куколе или клобуке, так и с непокрытой головой, в схиме, старцем или почти средовеком.

Преподобный Иринарх Соловецкий. Фрагмент иконы «Собор русских святых». Конец XVIII — начало XIX векаПреподобный Иринарх Соловецкий. Миниатюра из рукописи «Сад спасения». 1709–1711 годыПреподобный Иринарх Соловецкий

О чем молятся святому

Иринарх Ростовский помогал бедным и страждущим людям при мирской жизни и продолжил творить чудеса после кончины. Мощи святого, которые сегодня находятся в соборе его родной Борисоглебской обители, а также оставшиеся вериги, кресты, цепи, путы и другие вещи обладают чудотворными свойствами.

Преподобному Иринарху молятся о даровании:

  • исцеления от изнуряющих недугов;
  • защиты от дурного и негативного влияния;
  • освобождения от бесовских оков;
  • защиты от недругов и лихих людей;
  • спокойствия душе и крепости телу.

Молитвы, обращенные к Ростовскому затворнику Иринарху помогают верующим обрести внутренние силы, восстановить сон, укрепиться в вере, направить близких на богоугодный путь, обрести смирение и покаяние.

Значение Ростовского затворника в православии

К преподобному старцу Иринарху многие приезжали за благословением. В числе посетителей монаха были князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, воевода Ян Сагепа. Сагепа настолько был поражен подвигами затворника, что стал лично покровительствовать обители и дал старцу 5 золотых монет.

Человек Божий посвятил себя служению Господу и трудился, не жалея сил. Он самовольно обрекал себя на муки и истязания, говорил о том, что многими скорбями предстоит войти в Небесное Царствие. Духовные и телесные подвиги Иринарха Ростовского стали примером смирения, послужили доказательством того, что с Божией помощью и молитвой можно вынести любые испытания.

Святыни Борисоглебского монастыря

Ростов Великий, безусловно, дорожит своим монастырём ещё и потому, что здесь хранятся многие православные святыни. Как дорогая святыня сохранялся в монастыре простой деревянный крест — благословение преподобного Сергия, из алтаря для поклонения верующим выносятся хранящиеся там многокилограммовые железные вериги преподобного Иринарха.

Ростов Великий, безусловно, дорожит своим монастырём ещё и потому, что здесь хранятся многие православные святыни.

В монастыре хранятся чудотворные мощи его основателей святых преподобных Феодора и Павла, преподобного Иринарха Затворника, жившего в Борисоглебском монастыре в Смутное время, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. По свидетельству верующих, после смерти преподобного Иринарха возле его гроба совершалось много чудес и исцелений больных и бесноватых при возложении на них крестов и цепей святого подвижника.

Каждому верующему известно, что в стенах Борисоглебского монастыря можно не только приобщиться к миру духовному, но и получить ответ на свои молитвы, исцелиться от болезней, освободиться от всяких недугов и наполниться миром и радостью.

Каждый год перед праздником Илии Пророка, мирского ангела преподобного, совершается крестный ход из стен обители к источнику Иринарха, в 40 км от Борисоглебского монастыря, недалеко села Кондакова — родины святого. Верующие приезжают сюда за чудом, туристы — за впечатлениями. Совершенно точно, что каждый получает то, за чем приехал в Ростовский Борисоглебский монастырь.

История монастыря

Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор ростово-ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.

Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков, его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.

Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся известный археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий, будущий епископ Угличский.

Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Г. Г. Орлову. В праздник Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.

В 1924 году монастырь был официально упразднен. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.

Богослужения в храмах уже упраздненного монастыря продолжались до октября 1928 года. года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от  г. Краеведческий актив поселка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный  г. народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.

С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.

Это интересно: Пюхтицкий монастырь в Эстонии — описываем во всех подробностях

Каменное строительство


После полной обветшалости деревянных строений Борисоглебский мужской монастырь Ярославской области с 1522 года начинает «одеваться» в камень. Организовал переустройство святой обители Ростовский зодчий Григорий Борисов. В XVII веке масштабное строительство проходило по указанию митрополита Ростовского Иона Сысоевича. Были перестроены все существующие здания, возведены новые. Монастырь превратился в мощную крепость, защищавшую западную границу Руси. Стены его уникальны: их продолжительность больше 1 км, толщина до 3 м, высота 10-12 м; приспособлены они и под ведение боевых действий, и под проведение крестных ходов. По периметру построено 14 башен. Самая высокая из них расположена с северо-востока, в высоту она достигает 38 м. В ограде находятся 2 ворот: северные и южные. Над северными в XVI-XVII веках была воздвигнута Сретенская надвратная церковь, отличающаяся легкостью, нарядностью и красотой. Над южными в 1679 году построена Сергиевская надвратная церковь, получившая свое название в честь Сергия Радонежского. Самая древняя постройка относится к 1526 году — это здание Борисоглебского собора. Именно здесь покоятся святые мощи преподобного Иринарха, иноков-основателей Федора и Павла. Московские князья высоко ценили Борисоглебскую обитель и почитали ее за «домашнюю». В XVIII веке монастырь стал центром местных слобод, здесь активно развивались ремесленные промыслы, проводились пышные ярмарки. В конце века Екатерина II передала значительную часть монастырских земель своему фавориту, графу Орлову. В то время большинство ценностей обители было разворовано и распродано. Но к началу XX века монастырь обрел устойчивое положение, он был почитаем и начальством, и паломниками.

Житие Иринарха затворника Ростовского

Святитель Иринархродом из крестьянской семьи, что проживала в Ростовском уезде. В тридцать лет Илия (имя в миру) принял монашество в Борисоглебском монастыре, где настойчиво выполнял иноческие подвиги во имя и для людей.

Из-за неприятия его игуменом, который всячески издевался над ним физически и морально, пытаясь сломить его веру, был вынужден покинуть обитель и перейти в Аврамиев Богоявленский монастырь, где вскоре стал келарем.

Но увидев несправедливость и нечестность в поведении со стороны служителей, которые неправильно использовали церковные блага,перешёл в Ростовский монастырь святого Лазаря. Там он прожил в отшельничестве три года, после чего с большим желанием вернулся в родную обитель, где вёл жизнь в суровом уединении. Так целых 25 лет Иринарх жил там, закованный цепями, периодически принимая физические муки и душевные истязания – в тяжких трудах (как говорил о себе сам святой).

После раскаяния Борисоглебского игумена вернулся в родное место, но жизнь его всегда была подвержена душевным трудностям, ибо святитель понимал, что живёт совсем не так, как его братия. Его же путь был более высокий, а предназначение – истинно Божие. И он неукоснительно следовал ему, несмотря ни на что.

Во времена русско-литовской войны выполнял послушание, усердно молясь Господу о помиловании Русской земли. Предсказывал гибель врагам при захвате родного монастыря и помогал представителям власти своими молитвами и предсказаниями. Во время всего хода войны преподобный непрестанно и слёзно молился об избавлении Руси от врагов, помогал людям излечиться от разных болезней и напастей.

Здравствуй, поселок Борисоглебский!

В восемнадцати километрах севернее Ростова Великого находится один из районных центров Ярославской области – поселок Борисоглебский.

После возникновения монастыря и по мере его расцвета, стали расти у его стен поселения мастеровых и крестьян. Росли – да не выросли. Если Сергиев Посад разросся в полноценный город из таких же слобод, то здесь этого не случилось – не было рядом большого и богатого торгового пути.

Мы оставили машину на стоянке, вышли на простор и — погода испортила все настроение. Ветер задувал почти шквальный.

Черно-белая длиннохвостая сорока, что сидела на дереве вдруг вздумала перелететь через площадь. Мы засмотрелись на белобоку — дочка большая любительница птиц. И видим — махала-махала бедняга своими короткими крыльями, а ветер все сносил ее на исходное место. Прострекотала что-то сердито, развернулась и полетела в противоположную сторону — не зря говорят, что сорока умная птица.

С неба сыпалось что-то колючее. Идти куда-либо сразу расхотелось. А ведь планировали начать осмотр со всех трех памятников поселка – князю Пожарскому и монахам — Пересвету, да Иринарху. Но не уезжать же солоно хлебавши! Съежившись и собрав волю, отправились к стенам монастыря.

Первые русские святые Борис и Глеб Кратко – кто же они такие?

Летом 2015 года исполнится тысяча лет, как отлетела к Господу душа крестителя Руси — великого князя киевского Владимира. Мало известны подробности его жизни. Да что там подробности! Окутаны туманом как и само его рождение, так и обстоятельства смерти.

Но известно, что Владимир Красное Солнышко в языческий период своей жизни был закоренелым многоженцем. Поэтому и детей от разных жен у него было много. Считается, что одних сыновей было двенадцать человек.

И особенно среди них он выделял младших — Бориса и Глеба. Кто был их матерью? Неизвестно. Долгое время считалось, что ею была дочь и сестра византийских императоров — порфирородная византийская принцесса Анна. Сейчас это утверждение в ученой среде считается необоснованным и не подтвержденным источниками.

Прошло всего несколько дней после неожиданной смерти Владимира, как в разных местах были убиты любимые его сыновья, не пожелавшие участвовать в междоусобной войне с братьями, – ростовский князь Борис и Глеб, княживший в Муроме.

В те далекие времена преемственность власти опиралась исключительно на силу и шла рука об руку с убийством претендентов. Безжалостно расправлялись даже с ближайшими родственниками.

А тут случилось удивительное: имея каждый под началом сильную дружину, они не захотели идти кровавым путем, не стали поднимать руку на братьев. Приняв мученическую кончину, они утвердили новую модель поведения – не все средства хороши для достижения власти.

Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными русской церковью. В их честь на Руси были построены сотни монастырей и храмов.

Значение Ростовского затворника в православии

К преподобному старцу Иринарху многие приезжали за благословением. В числе посетителей монаха были князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, воевода Ян Сагепа. Сагепа настолько был поражен подвигами затворника, что стал лично покровительствовать обители и дал старцу 5 золотых монет.

Человек Божий посвятил себя служению Господу и трудился, не жалея сил. Он самовольно обрекал себя на муки и истязания, говорил о том, что многими скорбями предстоит войти в Небесное Царствие. Духовные и телесные подвиги Иринарха Ростовского стали примером смирения, послужили доказательством того, что с Божией помощью и молитвой можно вынести любые испытания.

Разговор старца Иринарха и пана Сапеги

«Однажды пан Сапега со своим войском остановился за два ночлега от Борисоглебского монастыря, намереваясь выжечь монастырь и побить братию. Услышав о преподобном, Сапега сам пожелал увидеть его. Сапега приехал в монастырь, вошел в келью старца и сказал ему:

— Благослови, отче! Как ты терпишь такую великую муку?

Старец отвечал ему:

— Бога ради сию темницу и муку терплю в кельи сей.

Многие из панов стали говорить Сапеге:

— Сей старец за нашего короля и за Димитрия Бога не молит, а молит Бога за Шуйского царя.

Старец возразил:

— Я в России рожден и крещен, за русского царя и Бога молю.

Сапега сказал:

— Правда в батьке велика: в которой земле жить, тому царю и служить.

— Ограбили тебя, старец? — спросили паны.

Старец отвечал:

— Приехал лютый пан Сушинский и пограбил весь монастырь, не только меня, старца грешного.

Сапега сказал:

— За то пан Сушинский повешен.

После сего старец дал такой совет пану Сапеге:

— Возвратись, господин, в свою землю: полно тебе в России воевать! Если же не уйдешь из России или опять придешь в Россию и не послушаешь Божьи слова, то будешь убит в России.

Пан Сапега умилился душою вследствие сих слов и сказал:

— Чем мне тебя одарить? Я ни здесь, ни в иных землях монаха такого крепкого и безбоязненного не видывал.

Старец сказал:

— Я Святому Духу не противник, от Святого Духа и питаюсь. И как Святой Дух тебе внушит, так ты и сделаешь.

Сапега сказал:

— Прости, отче! — и, поклонившись, вышел с миром.

Сапега прислал затем старцу на милостыню пять рублей денег и воспретил своему войску чем-либо вредить монастырю. Вскоре Сапега с ратью направился к Переяславлю, а в монастыре была великая радость, что Бог избавил от разорения; старец же непрестанно со слезами молил Бога об избавлении всей русской земли от пленения».

Из жития святого Иринарха, составленного святителем Димитрием Ростовским.

Архитектура

Строения из камня появились в пустыни в XVI столетии. Первая церковь освящалась в честь преподобных защитников Руси Бориса и Глеба.


Собор Бориса и Глеба, Борисоглебский монастырь

  • Это небольшой одноглавый храм на четырех столпах, суровый облик которого четко вписывался в общую стилистику. Наружным декором служили только порталы, углубленные в стены. На небольшом и мощном барабане возвышалась глава, кровля была четырехскатной. С восточной стороны к зданию примыкали три алтарные апсиды с едва различимыми гранями.
  • Первоначальный облик храм изменялся под воздействием перестроек. Новый барабан и глава сильно исказили гармоничность сооружения. В 1810 г. к собору пристроили церковь Илии Пророка, в ходе работ разрушили паперть, заложили оконные проемы, стесали выступы и сняли украшения порталов.
  • Внутри стены отличались простотой и гладкостью, арки опирались на четыре столба крестчатой формы. Свет проникал через щелевидные окна, а иконостас, обрамленный червонным золотом, стоял на каменном постаменте. Стены покрывали колоссальные, богато украшенные картины с евангельскими событиями. На столбах и апсидах виднелись фигуры московских митрополитов.

Вторым по значимости строением обители считается собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Первый камень заложили в 1524 г., а спустя два года он был завершен.


Внутреннее убранство Борисоглебского монастыря

  • Объем здания имел кубическую форму и завершался четырехскатной кровлей с главкой луковичной формы, тонкий барабан был декорирован аркатурным (арочным) поясом. Фасад делился на три части (прясла) за счет архитектурных лопаток. Во внутреннем помещении церкви не было столпов, интерьер перекрывался крестчатым сводом.
  • Сведений о росписи собора не сохранилось, в настоящее время стены полностью белые. Однако в период реставрации 1990—х гг. мастера обнаружили фрагменты живописи XVII или более ранних веков. Наиболее значимой находкой явилась часть изображения Пречистой Девы в позе, характерной для иконы «Благовещение».
  • В конце XVIII в. церковь подвергли серьезной переделке: убрали большее количество оконных проемов, изменили фасады и форму главы, нарастили объем барабана. В 1882 г. Благовещенский собор в третий раз освятили после значительных ремонтных работ.
  • Собор располагается на подклете, который в период становления обители использовался в качестве монастырской кладовой. На месте входа в это помещение в XX столетии еще находилось широкое окно. Южный фасад церкви претерпел глобальное изменение, так как средина лопаток (вертикальных выступов) стесывалась, а также появлялись оконные проемы, украшенные наличниками и кирпичной кладкой.
  • С западной стороны к Благовещенскому собору пристроена квадратная одностолпная трапезная, имеющая крестовые своды. Дополнительным зданием, примыкающим к собору, являются древние настоятельские палаты, поставленные на высокий подклет.

Другие постройки

В 1680 г. на территории появилась пятиглавая церковь, освященная в честь Сергия  Радонежского. Она выделялась широкими оконными проемами, гладкими стенами и декоративными белокаменными розетками. Изумляли наружные росписи, затрагивающие тематику библейских сюжетов, но интерьер никогда не расписывался, что создавало ощущение большей свободы для находящихся здесь людей.

В 1680 г. на месте деревянного собора Иоанна Предтечи соорудили Борисоглебскую звонницу. Это трехъярусное прямоугольное здание казалось легким и стремящимся вверх, несмотря на свою монументальность. В нижнем ярусе располагалась ризница, на втором — бесстолпная церковь Иоанна Крестителя, а на третьем — колокола, висящие на железных балках. С востока постройки приделана высокая апсида прямоугольной формы.


Церковь Иоанна Предтечи в колокольне Борисоглебского монастыря

Вместе со звонницей здесь возводилась церковь Сретения Господня. Изящный объем собора завершался пятью главами. Основа здания разделялась за счет лопатки (выступа на стене) в центральной части. Церковь поставлена над Водяными вратами, находящимися на северной стороне. Проезды декорировались арочными поясами, паперть украшалась висячими арками.

На севере пустыни стоят братские кельи и настоятельские покои, часовня преподобного Иринарха находится за Водяными (северными) вратами. На каждом из углов монастырской стены воздвигнута оборонительная башня. С запада от обители паломники наблюдают небольшой пруд, а рядом с главным церквями находятся остатки некрополя.

Молитва святому Иринарху

О великий угодниче Божий и преславный чудотворце, преподобне отче наш Иринарше! Призри на ны, грешныя, в скорбех и обстояниих наших усердно к тебе вопиющия и на тя по Бозе все упование наше возлагающий. Просим тя со умилением многим: твоим предстательством ко Господу Богу испроси нам мир, долгоденствие, братолюбие, земли плодоносие, воздуха благорастворения, дожди благовременны и свыше благословение на вся начинания наша благая. Избави же всех нас святыми твоими молитвами от всяких бед: глада, града, потопа, огня, меча, вредоноснаго червия, тлетворных ветров, смертоносныя язвы и напрасный смерти, и во всяких скорбех наших буди нам утешитель и помощник, сохраняя ны от падений греховных и сподобляя наследники быти Царствия Небеснаго, да прославляем вкупе с тобою всех благих Подателя, Триедйнаго Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Статьи на Православие.Ru

24–28 июля 2019 года. Паломники проходят около 70 км за первые четыре дня пути, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов.

Преподобный Иринарх родился в Ростовской области, в селе Кондакове. Родители его были крестьяне, отец по имени Акиндин, мать по имени Ирина.

18–22 июля 2018 года. Фото: Василий Нестеренко / Православие.Ru.

О подвижнических трудах преподобного Иринарха, о том, зачем он ходил к царю Василию Шуйскому, что ответил Яну Сапеге и какой наказ дал князю Пожарскому.

12 / 25 января 2014 г. Суббота 31-й седмицы по Пятидесятнице, по Богоявлении. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:26:39 мин. Размер 105.6 Mb)

Существование России как самостоятельного государства, казалось, подходило к концу. Из-за внутренних противоречий распались отряды Первого ополчения, после многомесячной осады пал Смоленск, шведы захватили новгородскую землю, во Пскове обосновался «Сидорка Псковский вор», поляки засели в Московском Кремле. Но… именно в это время движение за освобождение России стало набирать силу. Возглавить борьбу могли только бескорыстные и преданные России люди.

Житие святого Иринарха Ростовского

Будущий святой родился в простой крестьянской семье, проживающей в небольшом селе Кондаково неподалеку от города Ростов. Случилось это радостное событие предположительно в начале лета 1548 года (точная дата рождения не известна). Отец мальчика, Акиндин, и мать Ирина нарекли младенца именем Илья.

Малыш на удивление быстро развивался и рос, рано начал ходить, был смышленым и рассудительным. В отличие от ровесников и двух старших братьев, игры не прельщали его. Он стремился к уединению, вел себя тихо и кротко. В возрасте 6 лет Илюша сам предсказал свою судьбу, сказав матери, что быть ему монахом, носить железо, трудиться, молиться Господу и учить людей. Эти слова оказались пророческими.

Достигнув совершеннолетия, Илья направился в город Нижний Новгород на заработки. Два года семья юноши ничего не знала о нем. На поиски младшенького отправились старшие братья. Они нашли Илью, трудящимся в крестьянском уделе, и остались с ним на целый год.

Однажды без видимых причин Илья начал плакать. Он рассказал удивленным братьям, что видит, как представился их отец. Вернувшись домой, скорбную весть они узнали от матери. В день погребения родителя и произошло видение у Ильи.

После кончины отца Илья, его старший брат и овдовевшая мать перебрались в Ростов, где купили дом и начали заниматься торговым делом. Дела их шли хорошо. Илья все чаще посещал храм, помогал нищим и готовился к монашеству, соблюдая телесную и духовную чистоту, проводя время в изучении Закона Божия.

Верным другом и собеседником стал ему купец Агафоник. Они обсуждали строки Писания, беседовали на религиозные темы. В возрасте 30 лет Илья решился уйти в монахи. Простившись с матерью и братом, он отправился в Борисоглебскую обитель. Игумен монастыря радушно принял его в братию, увидев в нем Божьего человека, и постриг в монахи с именем Иринарх.

Монах прилежно исполнял послушания, и любой труд выносил стойко. Он работал день и ночь, а также исправно молился на службах. Иринарх мало общался с братией, посвящая все время труду и молитве. Навестил его однажды лишь старый друг, купец Агафоник.

Проводив гостя, Иринарх шел и думал о том, что нужно ему перебраться в Белозерский монастырь, но неведомый глас известил монаха, что здесь его спасение. Он продолжил усердно работать и молиться. Монах спал прямо на земле, и сон его был коротким. Вскоре настоятель направил его на пономарскую службу, что Иринарх принял с радостью.

Случилось так, что в сильные морозы монах отправился вызволять одного христианина из гнета, имея намерение выкупить его, и отморозил пальцы ног. Это послужило началом затяжного недуга. 3 года терпел он боли, но продолжал трудиться. Излечившись молитвами, Иринарх продолжал ходить босым. Тогда игумен отправил его на работы вне стен обители. Монах огорчился и покинул монастырь.

Иринарх пешком добрался до Ростовской Авраамиевой Богоявленской обители, где был радушно принят. Игумен назначил его келарем, но монах счел это слишком почетным и желал подвизаться в смирении. Он перебрался в обитель святого Лазаря, где жил в тесной уединенной келье, изнурял себя голодом, носил железные оковы, тяжелые цепи и молился. Он желал вернуться в Борисоглебскую обитель, и вот за ним послали старца.

Иринарх в железных веригах отправился в родной ему монастырь. Там его приняли с почетом и определили в отдельную келью. Вскоре монах получил благословение на затвор. Будущий святой приковал и опутал себя тяжелыми цепями. Цепь увеличивалась. Бывшие затворники отдавали ему свои цепи, а на груди Иринарха висело более 100 крестов.

Все это время монах не оставлял труд, плел рясы и одежды, помогал нищим. Чтобы усилить телесные муки, он бил себя железной палицей. Потом страдал, болел и продолжал молиться. Братия относилась к затворнику плохо. Его не раз пытались оклеветать и насильно вытащить из оков. При одной из таких попыток старцу сломали руку. Так провел он 30 лет.

Душа преподобного старца Иринарха отошла к Господу 13 января 1616 года. Монаху было 68 лет.

Не самая приветливая погода

Поехали! За бортом около нуля, но сильный ветер. На выходе из города порыв ветра сорвал с прохожего шапку и та проворно бросилась от владельца наутек по проезжей части

Гражданин находился в том возрасте, когда еще важно, как ты выглядишь в глазах окружающих. Боязнь показаться смешным мешала ему припустить изо всех сил за беглянкой, а пришедшее с годами благоразумие не разрешало махнуть рукой на потерю

Головной убор резво скакал по произвольной траектории вдаль, но общее направление его движения все же просматривалось: куда-то на противоположную сторону дороги. Его хозяин, смущенно улыбаясь автомобилистам, пыхтел, метался по трассе и пытался улучить удобный момент для поимки своей вещи. Наконец, шапка, вильнув, прибилась к колесу идущего перед нами москвича, сам ловец при этом чуть не угодил под него же.

Саня проворно остановился, обезопасив тем самым арену действий. Воспользовавшись этим благоприятным обстоятельством, объект преследования, а следом его незадачливый владетель, выскочили на тротуар, где преступный головной убор живо пленили прохожие. Наконец-то получив собственность в руки, счастливый ростовчанин удалился. Мы последовали его примеру.

Ссылки

  • Борисоглебский мужской монастырь на сайте «Храмы России»
  • Борисоглебский мужской монастырь на сайте sobory.ru
Монастыри Ярославской области
Действующие
  • Авраамиев Богоявленский (Ростов)
  • Адрианов Успенский (Пошехонский район)
  • Алексеевский (Углич)
  • Богоявленский (Углич)
  • Борисоглебский (Борисоглебский)
  • Воскресенский (Углич)
  • Казанский (Данилов)
  • Казанский (Ярославль)
  • Кирилло-Афанасиевский (Ярославль)
  • Никитский (Переславль)
  • Николо-Бабаевский (Некрасовское)
  • Николо-Сольбинский (Переславский район)
  • Николо-Улейминский (Угличский район)
  • Никольский (Переславль)
  • Покровский (Некоузский район)
  • Богородице-Рождественский (Ростов)
  • Свято-Алексиевская пустынь (Переславский район)
  • Свято-Троицкий Данилов (Переславль)
  • Спасо-Геннадиев (Любимский район)
  • Спасо-Яковлевский (Ростов)
  • Толгский (Ярославль)
  • Троице-Сергиев Варницкий (Ростовский район)
  • Феодоровский (Переславль)
Упразднённые (некоторые)
  • Александрова пустынь (Рыбинский район)
  • Александровский (Переславский район)
  • Белогостицкий Георгиевский монастырь (Ростовский район)
  • Вепрева пустынь (Ростовский район)
  • Григорьевский затвор (Ростов)
  • Афанасьевский (Молога)
  • Борисоглебский Надозёрный (Переславль)
  • Борисоглебский Песоцкий (Переславль)
  • Горицкий (Переславль)
  • Исакова пустынь (Первомайский район)
  • Кассианов Учемский
  • Леушинский
  • Николо-Сковородский
  • Петропавловский (Ярославль)
  • Паисиев Покровский
  • Рождественский (Ярославль)
  • Спасо-Песоцкий (Ростов)
  • Спасо-Преображенский (Ярославль)
  • Сретенский Новодевичий (Переславль)
  • Югская Дорофеева пустынь
Золотое кольцо России
  • Сергиев Посад
  • Переславль
  • Ростов
  • Ярославль
  • Кострома
  • Иваново
  • Суздаль
  • Владимир

Дополнительные пункты Александров Боголюбово Борисоглеб Гороховец Гусь-Хрустальный Калуга Калязин Касимов Кидекша Москва Муром Нерехта Палех Плёс Рыбинск Тутаев Углич Улейма Юрьев-Польский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector