Иосиф (сын иакова)

Христос

  • Божественное провидение преодолело нечестие иудеев (Быт. 3:15; Иоан. 10:17,18; Рим. 6:23)
  • Иисус—Единородный Сын Божий (Иоан. 3:16)
  • Иисус послан с миссией спасения (Иоан. 1:29; 3:17; Лук. 19:10; Рим. 6:23; 1 Иоан. 4:14)
  • Иисус отвергнут Его народом из-за неверия (Иоан. 1:11,12; Зах. 13:6)
  • Иисус был ненавидим, потому что Он провозглашал Себя царем (Мат. 2:1-18; 28:18; Лук. 1:26-35; Деян. 2:22-30)
  • С Иисуса сняли одежду (Мат. 27:35; Мар. 15:24; Иоан. 19:23,24)
  • Иисус продан за тридцать сребреников (Мат. 26:15; 27:3-5)
  • Недруги Иисуса полагали, что избавились от Него (Мар. 15:13,14,29-31; Ис. 53:10-12)
  • Позднее, Его врагам пришлось столкнуться с Его воскресением (1 Кор. 15:1-8)
  • Враги Иисуса заимели лжесвидетелей и подкупили их, чтобы те солгали о Его воскресении (Мат.28:11-15)
  • Иисус был искушаем, но не согрешил (Мат. 4:111; Евр. 4:15; 1 Пет. 2:22)
  • Иисус стал правителем и всех призывает к спасению (Мат. 11:28-30; Мар. 16:15-16; Иоан. 14:1-4)
  • Иисус прощает и милует грешников (Лук. 23:34; Мар. 16:15,16; Евр. 5:9)
  • Иисус приготовляет небеса для нас (Иоан. 14:1-4; Евр. 4:9; Отк. 21:4)

Коран и коранические комментарии

Иосиф и жена Путифара , миниатюра Бехзада (1488 г.).

Коран рассказывает историю об Иосифе ( арабский  : يوسف  : Yusuf ) , как у великого пророка. Ахмад ибн Мухаммад аль-Талаби хотел дать первому имени Джозеф арабское происхождение, производя его от асаф , «печаль» или асиф , «раб» (или «поклоняющийся»). Мусульманское повествование об Иосифе построено на библейском повествовании, но также включает в себя элементы из еврейских комментариев первого века до нашей эры. Он берет начало в генеалогии Книги Бытия: Иосиф — сын Иакова, но что касается других библейских персонажей, текст Корана по нескольким пунктам отличается от еврейской Библии.

Джозеф трижды появляется в Коране, и его имя было дано в суре 12 ( Юсуф ). В суре 6 ( Аль-Анам ) он упоминается среди других библейских персонажей. Сура 40 ( Аль-Гафир ) упоминает человека по имени Джозеф, но некоторые комментаторы, такие как Замахшари , предположили, из-за несоответствий, что это имя касалось другого Джозефа, неизвестного в других местах. Сура 12 составлена ​​не как рассказ, а как серия слов с небольшими сценическими указаниями и двусмысленностями личных местоимений. «За фигурой Иосифа комментаторы филигранно различают самого Магомета» . Сура 12, содержащая историю любви в продолжении еврейского романа, написанного об Иосифе и Асенефе, считалась теологами первых веков не принадлежащей Корану.

Благородство Иосифа почиталось в мусульманской традиции. Мусульманских сказочников особенно интересовала фигура Зулайхи, женщины, которая пыталась соблазнить Иосифа и вышла бы за него замуж, став вдовой. Даже сегодня Джозеф остается источником вдохновения для мусульманских поэтов и режиссеров.

Из темницы во дворец

Спустя некоторое время провинились перед царём египетским виночерпий и хлебодар. Тот разгневался и велел заключить последних под стражу. И бросили их в темницу, где уже сидел Иосиф.

Однажды эти заключенные увидели сны. Поутру застал их Иосиф смущёнными и озадаченными, так как они не могли понять значение своих своих видений. Иосиф все растолковал, сказав хлебодару, что тот будет казнён, а виночерпию посулил благоволение в глазах царя и предрек верную службу фараону.

Попросил виночерпия Иосиф: «Египетский царь пусть узнает обо мне. Что украден я из земли евреев и незаслуженно брошен в темницу». Через три дня все так и произошло, как предсказывал Иосиф. Хлебодар был казнён, а виночерпия опять вернули царю прислуживать. Но забыл он обещание, данное Иосифу, – замолвить слово пред царём египетским. И остался Иосиф в тюрьме.

Водный путь Иосифа

Скорее всего, фараон возвысил Иосифа не потому, что тот предсказал голод, а потому, что предложил меры по борьбе с ним

Иосиф понимал: голод возникал благодаря засухе, поэтому очень важно было обеспечить водоснабжение сельскохозяйственных районов. И в прошлом, и сейчас основным сельскохозяйственным районом Египта являлись и являются плодородные земли вокруг озера Карун на западе страны

В древности озеро получало воду из рукава Нила. Однажды во время страшной засухи вода этого рукава испарилась, и озеро иссякло. Чтобы избежать второй катастрофы, во времена Иосифа кто-то из чиновников предложил сделать этот рукав глубже и шире, очистив его от ила. Проект оказался настолько удачным, что им пользуются и в наши дни. Земли в этом районе стали плодородными. Канал вот уже на протяжении нескольких тысяч лет известен под именем Вар Юсеф, что в переводе с арабского означает Водный путь Иосифа. Скорее всего, человек, предложивший этот проект, и был сам Иосиф! Официально он носил другое имя, но его высокое положение позволяло называться и собственным.

Испытание

«Женщина, в доме которой он жил, стала соблазнять его, заперла
двери и сказала: «Иди ко мне». Он сказал: «Упаси Аллах! Ведь он – мой господин,
обеспечивший мне прекрасную жизнь. Воистину, беззаконники не преуспеют» (Коран 12:23).

Красивая жена Аль Азиза отвела Иосифа в закрытую комнату
и пыталась соблазнить его, но он, не поддаваясь ее импульсам, обратился с
покаянием к Господу. Он взывал к Господу о помощи. Иосиф сказал ей, что не
намерен предавать своего хозяина – его супруга. Он молвил: «Он добр ко мне и
относится с уважением». Он знал, что те, кто чинят зло, никогда не добьются
успеха. Жена Аль Азиза имела злые намерения и пыталась действовать в
соответствии с ними. Но Иосиф устоял перед искушением и пытался уйти. Пророк
Мухаммад говорит, что если вы намереваетесь совершить злодеяние и осуществляете
его, это засчитается Господом не в вашу пользу. Но если вы затеяли плохое, а
потом отказываетесь от таких затей, то Господь вознаградит вас за это.

Иосиф отгоняет мысли от проведения ночи с женой хозяина,
взывая к Богу о помощи, и ему удалось выйти из этой сложной ситуации. Возможно,
Иосифу приходилось годами отказывать жене хозяина в ее интимных побуждениях.
Богатая и красивая женщина из высшего общества не стала бы сразу так
унизительно себя вести. Ее красота, положение и богатство подразумевали, что
большинство мужчин и парней легко бы согласились на ее любые пожелания. Но
Иосиф не был обычным человеком, и когда он призывал Бога на помощь, Господь
тотчас ему отвечал.

«Она возжелала его, и он возжелал бы ее, если бы не увидел
знамение своего Господа. Так Мы отвратили от него зло и мерзость. Воистину, он
был из числа Наших избранных (или искренних) рабов» (Коран 12:24)

Иосиф – один из тех избранных, которых Господь будет
оберегать в своей тени в Судный День. Пророк Мухаммад объясняет, что в Судный
День жара будет невыносима, и люди будут копошиться в смятении, каждый ожидая
своей очереди. Но будут там и те избранные, которых Господь намерен уберечь от
невыносимого зноя. Один из таких людей – это мужчина, который устоял перед
соблазном прекрасной и желанной женщины, обратившись к Господу за помощью.

Отказ Иосифа только прибавил огня ее страсти. Он пытался
убежать, но она помчалась за ним к двери. Жена Азиза схватила Иосифа за края
его рубашки и разорвала ее. В тот момент открылась дверь, и в комнату вошел ее
муж. В это же мгновение, не теряя ни секунды, жена Азиза сноровила повернуть
ситуацию в личную пользу. Она закричала: «Каково наказание тому, кто намерил
злодеяние против твоей супруги?
» Это была откровенная ложь, которую она
молвила с легкостью, имея в виду, что Иосифу грозит тюрьма. Иосиф в свою защиту
сказал: «Это она пыталась соблазнить меня» (Коран 12:25 – 26). Неожиданно
появился кто-то из родственников и предложил свое решение этой проблемы. Он
сказал:

«Если его рубаха разорвана спереди, то она говорит правду, а
он лжет. А если его рубаха разорвана со спины, то она лжет, а он говорит
правду» (Коран 12:26 – 27)

Учитывая, что рубашка была порвана на спине, как это и
было на самом деле, это свидетельствует, что он пытался убежать, а она гналась
и порвала рубашку сзади. Доказательство было неопровержимым. Главный министр,
хотя и был очень расстроен, хотел скорее загладить происшедшее. Он не был
заинтересован, чтобы нашумевший скандал запятнал его доброе имя и репутацию. Он
приказал Иосифу соблюдать молчание, а жене сказал просить у Господа прощения.
Все должно было бы утихнуть, но, как заведено в богатом обществе, у людей в
запасе много свободного времени. Они проводят уйму времени, сидя за столом и
сплетничая о друзьях, соседях и родственниках.

Житие

О муже Пресвятой Богородицы, святом Иосифе, известно из евангелистских историй от Луки и Матфея, а также письменного источника, датируемого IV-VII веком, «История успения отца нашего святого старца Иосифа плотника». «История успения…» написана от лица Иисуса Христа, рассказывающего о приемном отце апостолам на Елеонской горе.

Святой был родом из Вифлеема. Занимался плотничьим ремеслом, несмотря на генетическую связь с царями Израиля: Давидом и Соломоном. Был женат, имел 4 сыновей и 2 дочерей. Жил с семьей в маленьком городке Назарете. Вел праведный образ жизни, выполняя Божьи заветы. В 80 лет овдовел.

Дева Мария была единственным ребенком престарелых родителей, которые дали обет посвятить ее Богу. Девочка росла и воспитывалась при храме в Иерусалиме. В 12 лет Мария должна была выйти замуж или вернуться в родительский дом. Отец и мать к этому времени умерли.

Пресвятая Дева хотела принять обет целомудрия и служить Богу. Первосвященникам было знамение о выборе будущего супруга Марии. Белая голубка вылетела из жезла и села на голову престарелого Иосифа во время богослужения в церкви.

Ангел, явившийся во сне праведнику, объявил ему волю Господа стать защитником юной девы, так как женщины не имели права жить самостоятельно. После обручения Дева Мария переехала жить в Назарет. Через 6 месяцев обрученный муж увидел, что его супруга беременна, и решил, что она согрешила до вступления в брак.

Чтобы избавить жену от позорной казни, Иосиф решил тайно отпустить ее. Но во сне ему явился архангел Гавриил, пояснивший, что Дева Мария невинна. Не знавшая мужа девственница носит в чреве ребенка от Святого Духа. Архангел передал праведному мужу Божье повеление дать новорожденному имя Иисуса и быть ему наставником и опекуном.

Сосед Иосифа донес первосвященникам, что Мария беременна. Супругам пришлось пройти обряд «обличения водой». Древнееврейский обряд, согласно которому неверную жену за измену ждала Божья кара. Испытание показало, что Мария не имела греха с мужчинами.

После рождения Иисуса семейству пришлось спасаться бегством в Египет от царя Ирода, узнавшего о рождении Мессии и желавшего его убить. Праведный Иосиф Обручник был заботлив к Марии и ребенку, осознавая свою ответственность перед Господом за их жизнь и благополучие.

Когда Иисусу исполнилось 11 лет, праведник почувствовал приближение смерти. Он отправился в Иерусалим, чтобы помолиться в храме о своих грехах, так как смерть страшила его. В «Истории успения…» автор излагает от имени Христа неизбежность смерти приемного отца, обещание награды тем, кто будет почитать его память или назовет сына Иосифом.

Согласно Библии

Как любимый сын отца (Иакова) (Быт. ), он был ненавистен своим старшим десятерым братьям, которые после одного случая даже захотели убить его. Во сне Иосиф увидел солнце, луну и 11 звёзд, поклонившихся ему (Быт. ). Был и другой подобный сон про клонившиеся снопы.

Однажды братья ушли пасти скот далеко. Тогда отец позвал Иосифа и послал посмотреть, как обстоят дела, и принести ответ. Послушный сын пошёл исполнять волю отца. Братья, увидев приближающегося Иосифа, замыслили убить его. Однако старший — Рувим, желая тайком позже спасти невинного младшего брата, уговаривает всех бросить живую жертву в ров, предварительно раздев. Иуда же предложил более хитрый план.

Случайно проходивший караван измаильтян или аравитян решил судьбу: Иосиф был продан по совету Иуды (Быт. ) за 20 серебреников и перепродан в Египет. Братья испачкали одежды Иосифа в крови заколотого козла, чтобы Иаков поверил в смерть от хищного зверя (Быт. ).

Фараон награждает Иосифа за толкование сна (Быт. ). Иллюстрация, 1869

Иаков узнаёт одежды Иосифа. Алексей Новоскольцев, 1880

Иосиф, толкующий сны заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару. Александр Иванов, 1826

В Египте честный Иосиф был заключён в темницу по наговору распутной жены своего хозяина Потифара, с которой он не захотел разделить ложе (Быт. ).

В тюрьме Иосиф правильно истолковывает сны своих товарищей по несчастью — провинившихся перед фараоном виночерпия и хлебодара (Быт. ): виночерпию он предсказывает, что через три дня тот вернёт должность, а хлебодару, что тот будет казнён повешением. Предсказание сбылось. Иосиф попросил виночерпия вызволить его из тюрьмы, но тот позабыл данное обещание.

Спустя 2 года фараону приснился странный сон, и тогда виночерпий вспомнил о Иосифе (Быт. ).

Иосиф истолковал фараону , пожирающих тучных, после чего достиг положения верховного министра (наместника фараона) богатейшей страны древнего мира, которую он спас от бедствий голода своей мудрой предусмотрительностью. Он истолковал два сновидения фараона, предсказав: ближайшие семь лет будут плодородными, затем наступят семь лет голода.

Фараон поверил толкованию сна (Быт. ), и оно сбылось. Владыка «поставил Иосифа над всей землёй Египетской», и сказал: «без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей, во всей земле Египетской». Фараон сделал его визирем Египта (англ.)русск. и возможно своим соправителем, нарёк имя Цафнаф-панеах и дал в жёны Асенефу, дочь Потифера, жреца Гелиополиса.

Во второй год голода Иосиф (возможно, соправитель фараона) предложил израильтянам жить на территории Египта в земле Гесем. Вот как это произошло: когда гонимые голодом братья Иосифа прибыли в Древний Египет за пищей (Быт. ), Иосиф постепенно открылся им и помирился. Затем переселил весь род Израиля (70 человек), с приведённым братьями по просьбе Иосифа престарелым отцом Иаковом во главе, в Египет, где фараон отвёл им для поселения округ Гесем (, ).

В течение всей своей жизни Иосиф покровительствовал своему роду, и даже после смерти Иакова, когда братья опасались, как бы он не отомстил им за их прежнюю жестокость, продолжал относиться к ним с братской любовью. Он скончался в возрасте 110 лет, и египтяне забальзамировали тело и положили в ковчег в Египте (Быт. ). Оставил после себя двух сыновей, внуков и правнуков.

Впоследствии, во время Исхода из Египта, Моисей вынес останки Иосифа, чтобы перезахоронить их в земле Израиля (Исх. ).

Мусульмане считают, что могила Иосифа тоже находится возле пещеры Махпелы (также Пещера Патриархов) в Хевроне, там же где и захоронены библейские праотцы Авраам, Исаак и Иаков.

Упоминания[ | ]

В талмудической литературе

В раввинистической литературе Иаков рассматривается как символ еврейского народа, избранник среди патриархов (Быт. Р. 76:1), образец добродетели и справедливости, которому Бог открыл тайну мессианского избавления (Мид. Пс. 31:7; см. также Мессия) и, поместив его выше всех остальных смертных и чуть ниже ангелов (Мид. Пс. 8:7), запечатлел его лик на Своём троне (Быт. Р. 82:2).

В каббале раскрывается соответствие Иакова (Яакова) и сфиры тиферет

.

В исламе

Основная статья: Якуб

Иаков (Якуб) почитается как пророк и в исламе. В Коране он упомянут неоднократно. Так, например, рассказывается, как прозрел Якуб после того, как на его лицо была положена рубаха его сына Юсуфа (Иосифа), ранее проданного братьями в Египет: «Когда же прибыл добрый вестник, набросил рубаху на лицо (Якуба), и тот прозрел и сказал: „Разве я не говорил вам, что Аллах дал мне знание того, чего вы не знаете?“». Якуб упомянут и в ряде других сур (глав) Корана.

В искусстве

Личность и история жизни Иакова послужили основой для многочисленных произведений литературы и искусства, в частности романа «Былое Иакова» в тетралогии Томаса Манна «Иосиф и его братья». В 1994 году был снят фильм «Иаков» по мотивам книги Бытия. Это была не первая экранизация библейской истории об Иакове.

В православии

В православной церкви Иаков почитается как пророк и ветхозаветный патриарх. Православная традиция придаёт особое значение двум событиям из жизни Иакова: борьбе Иакова с ангелом и видению лестницы. Они понимаются как ветхозаветные образы боговоплощения,

раскрывающие различные его аспекты. Через борьбу с ангелом Иаков преображается (что отражается так же в перемене имени: Иаков — Израиль), выступая прообразом грядущему обновлению твари. Видение лестницы с движущимися по ней вверх и вниз ангелами знаменует собой восстановление связи Неба и земли, утраченной в результате грехопадения и вновь обретённой через вочеловечение Сына Божия; лествица при этом символизирует Богоматерь — «Радуйся лествице небесная, ею же сниде Бог» — (Акафист Богоматери, икос 2). Изображение видения Иакова часто встречается в византийском и древнерусском искусстве — обычно в сочетании с другими ветхозаветными прообразами воплощения (например, в иконе «Неопалимая Купина») .

Толкователь снов

Учёные ухватились за эту деталь. В источниках разных времён обнаруживаются сообщения о ценах на рабов. В разное время они разные. Во времена Иосифа невольник стоил именно 20 сребреников. Если бы этот рассказ являлся выдумкой, то откуда, считают специалисты, автор мог знать цену раба десятивековой давности? Измазав разноцветное одеяние Иосифа козьей кровью, братья заявили Иакову, что его сын погиб. Иосифа увезли в рабство в Египет. Однако по приказанию фараона его сразу же освободили и привели во дворец. Оказывается, накануне фараону приснился сон, в котором он увидел сначала семь тучных, а потом семь худых коров. Иосиф, обладавший способностью разгадывать сны, объяснил — это значит, что Египет ожидают семь изобильных, а затем семь голодных лет. Фараон поверил, и с этого дня началось возвышение Иосифа. Правда, в документах того времени высокопоставленный чиновник по имени Иосиф не встречается. Объяснением этому может быть то, что имена иностранных рабов египтяне переиначивали на свой лад. Способность разгадывать сны сыграла в жизни Иосифа важную роль. По мнению учёных, если бы удалось выяснить, что он действительно обладал этой уникальной способностью, то библейская история сделалась бы более достоверной. Но, между прочим, предки Иосифа были родом из Месопотамии, где толкование снов было частью древней культуры. Таким образом, история эта становится все более правдоподобной. В 80-е годы XX века археологи обнаружили недалеко от Каира гробницу бывшего визиря по имени Апер-Эль. На еврейском языке слово «эль» обозначает «Бог». Значит, Апер-Эль был не египтянином, а евреем. Этот визирь был одним из самых приближённых чиновников фараона.

Братья-соперники

Это описание было задокументировано в 600 году до нашей эры, через 1000 лет после описанных событий. Начинается история Иосифа в Ханаане (территория нынешних Израиля, Сирии и Палестины) на рубеже XVIII-XVII веков до нашей эры. Иосиф был одним из двенадцати сыновей богатого кочевника Иакова. Братья между собой соперничали. Учёные решили выяснить, насколько реальна эта история и что могло подтолкнуть братьев совершить столь страшный поступок? — Да, соперничество между братьями могло быть очень сильным, — уверяет профессор Гарвардского университета (г. Кембридж, США) доктор ЛойдЛюэлин Джонс. — Дело в том, что вожди кочевников были, как правило, многожёнцами. Каждая жена хотела, чтобы именно её сын унаследовал власть и богатство отца. Иосиф и Вениамин были сыновьями второй жены Иакова, а их братья — сыновьями других жён. Это уже что-то, но ситуацию не проясняет. Учёные продолжили свои изыскания.

Иосиф встречает своих братьев

Прошло много времени. За семь лет Иосиф сумел
подготовиться к встрече с голодом. Засуха и голод, которые он предвещал, не
только ударили по Египту, но и по окружающим землям, включая ту местность, где
жили Иаков и его сыновья. Иосиф так хорошо справлялся со всеми делами в Египте,
что смог собрать столько запасов зерна, что его было достаточно не только для
египтян, но и для жителей окрестностей. Поскольку жизнь стала тяжелой, еды не
хватало, то люди массово ехали в Египет, дабы купить у Иосифа зерно, причем по
доступной цене.

«Если же вы не привезете его ко мне, то я не стану отмеривать
вам. И тогда даже не приближайтесь ко мне» (Коран 12:60).

Братья вернулись к отцу, Пророку Иакову, и объяснили,
что им следует поехать с младшим братом, иначе зерна им не видать. После того,
как пропал Иосиф, отец сильно опекал Вениамина. Помня о своей предыдущей
утрате, Иаков не желал расставаться с младшим сыном. Братья пообещали оберегать
младшего брата, и Иаков снова почувствовал, как его сердце переполняется
страхом. Потом братья обнаружили, что деньги, которые они предварительно
заплатили за зерно, им тайно возвратили.

Иаков всецело доверял Господу и разрешил старшим
сыновьям взять с собой Вениамина при условии, что они поклянутся именем Господа
оберегать его. Несмотря на то, что Пророк Иаков был особенно привязан к Иосифу
и Вениамину, он ко всем своим сыновьям относился с любовью. Они были сильными,
красивыми, способными. Иаков боялся, что на очередном пути в Египет с ними
может случиться беда. Чтобы не рисковать всеми, он приказал сыновьям заходить в
город каждому с разных ворот. Иаков сказал им:

«Сыновья мои! Не входите через одни ворота, а войдите через
разные ворота. Я ничем не смогу помочь вам вопреки воле Аллаха. Решение
принимает только Аллах. На Него одного я уповаю, и пусть только на Него уповают
уповающие» (Коран 12:67)

Братья вернулись в Египет, вошли с разных ворот и пошли
к Иосифу за обещанным зерном. Во время встречи Иосиф отвел Вениамина в сторону
и поведал ему о том, что он его пропавший брат. Они в радости обнялись. Все же
Иосиф попросил Вениамина держать это пока в тайне. После того, как Иосиф дал
братьям обещанное количество зерна, он решил проверить братьев и приказал слуге
подложить Вениамину в сумку золотое блюдо. По затеянному Иосифом плану, кто-то
воскликнул: «Снабдив их провизией, он положил чашу в мешок своего брата. А
затем глашатай закричал: «О караванщики! Вы – воры»» (Коран 12:70).

Братья были поражены –  ведь они ничего не украли. Они
спросили об украденной вещи и были ошеломлены услышать, что это было
принадлежавшее царю золотое блюдо. Им сказали, если они признаются в краже и
вернут блюдо, то будут вознаграждены верблюдом, загруженным зерном. Братья
Иосифа уверяли, что они ничего не знали о краже. Они утверждали, что не воры и
не приехали в Египет с дурными намерениями. Один из подчиненных Иосифа спросил
у братьев, какое у вас на родине наказание за кражу? Братья ответили, в
соответствии с законами Пророка Иакова, вора имеют право продать в рабство.
Иосиф не пожелал судить своего брата по законам Египта и оставил его у себя, а
другим братьям позволил уйти к отцу. Сумки обыскали, золотое блюдо нашли у
Вениамина.

Примечания

Водный путь Иосифа

Скорее всего, фараон возвысил Иосифа не потому, что тот предсказал голод, а потому, что предложил меры по борьбе с ним

Иосиф понимал: голод возникал благодаря засухе, поэтому очень важно было обеспечить водоснабжение сельскохозяйственных районов. И в прошлом, и сейчас основным сельскохозяйственным районом Египта являлись и являются плодородные земли вокруг озера Карун на западе страны

В древности озеро получало воду из рукава Нила. Однажды во время страшной засухи вода этого рукава испарилась, и озеро иссякло. Чтобы избежать второй катастрофы, во времена Иосифа кто-то из чиновников предложил сделать этот рукав глубже и шире, очистив его от ила. Проект оказался настолько удачным, что им пользуются и в наши дни. Земли в этом районе стали плодородными. Канал вот уже на протяжении нескольких тысяч лет известен под именем Вар Юсеф, что в переводе с арабского означает Водный путь Иосифа. Скорее всего, человек, предложивший этот проект, и был сам Иосиф! Официально он носил другое имя, но его высокое положение позволяло называться и собственным.

Текстовая критика

Связь повествований об Иосифе и Иуде

Русская икона

Литературные критики сосредоточили внимание на взаимосвязи между историей об Иуде в главе 38 и историей Иосифа в главах 37 и 39. Виктор Гамильтон отмечает некоторые «преднамеренные литературные параллели» между главами, такие как призыв «идентифицировать» (38:25) -26 и 37: 32-33)

Дж. А. Эмертон , региональный профессор иврита в Кембриджском университете , считает эти связи доказательством включения главы 38 в корпус J и предполагает, что автор J увязал традиции Иосифа и Иуды. Дерек Киднер отмечает, что добавление главы 38 «вызывает беспокойство у читателя», но Роберт Альтер идет дальше и предполагает, что это результат «блестящего объединения источников литературным художником». Он отмечает, что тот же самый глагол «идентифицировать» будет играть «решающую тематическую роль в развенчании истории Иосифа, когда он противостоит своим братьям в Египте, он узнает их, а они не узнают его». Точно так же Дж. П. Фоккельман отмечает, что «дополнительное внимание» к Иуде в главе 38 «настраивает его на его главную роль в качестве представителя братьев в Бытие 44».

Предвещая гегемонию Иудеи

Помимо Иосифа (и, возможно, Вениамина ), к Иуде в Книге Бытия наиболее благосклонно относятся сыновья Иакова, что, согласно библейским историкам, является отражением исторического первенства, которым колено Иуды обладало на протяжении большей части истории Израиля, в том числе как источник Davidic линия . Хотя Иуда является только четвертым сыном Лии , в Бытии он явно изображен как ведущий среди 10 старших братьев, в том числе выступая против убийства Иосифа, ведя переговоры со своим отцом относительно требования Иосифа, чтобы Вениамин был доставлен в Египет, и умоляя Иосифа после того, как последний спрятал серебряную чашу в сумку Вениамина.

Позиция Иуды усиливается благодаря падению его старших братьев: Рувим, старший, уступит свое первородство через сексуальные действия с наложницей Иакова Валла ( Быт 35:22), и принятые Симеона и Левия кровавой мести после ( Быт. Глава 34). дисквалифицирует их как лидеров. Вечное наследие этих событий предвещали в предсмертном благословении Иакова ( Быт 49: 1-33), которое было приписано в соответствии с документальной гипотезой к про-Джуд Yahwist источника. По благословению Иакова, Рувим «не имел превосходства», чтобы руководить, «потому что ты поднялся на ложе отца твоего и осквернил »; Между тем, Симеон и Левий осуждены как «жестокие» и «орудия насилия их родством». ( Быт. 49.: 3-7.) С другой стороны, Иуда прославляется как «детеныш льва», чьи братья «склонятся перед тобою», и «скипетр не отступит от Иуды» (Бытие 49:10) ), последнее является четкой ссылкой на устремления единой монархии .

Археолог и ученый Исраэль Финкельштейн утверждает, что эти и другие про-иудейские повествования, вероятно, возникли после распада Израильского царства в 8 веке до нашей эры: « только после падения Израиля Иуда превратился в полностью развитую страну. государство с необходимым набором профессиональных священников и обученных книжников, способных взяться за такую ​​задачу. Когда Иуда внезапно столкнулся с неизраильским миром самостоятельно, ему потребовался определяющий и мотивирующий текст. Этот текст был историческим ядром Библии, составленной в Иерусалиме в седьмом веке до нашей эры. И поскольку Иуда был местом рождения центрального священного писания древнего Израиля, неудивительно, что библейский текст неоднократно подчеркивает особый статус Иуды с самого начала истории Израиля … , это был Иуда, среди всех сыновей Иакова, чьей судьбой было править всеми другими коленами в Израиле «.

История Иуды и Фамари в историческом контексте

Эмертон отмечает, что «широко признано», что история Иуды и Фамари «отражает период после поселения израильтян в Ханаане». Он также предполагает возможность того, что он содержит « этиологические мотивы, связанные с одноименными предками кланов Иудеи». Эмертон отмечает, что Диллман и Нот считали, что рассказ о смерти Эр и Онана «отражает вымирание двух кланов Иудеи, носящих их имена, или, по крайней мере, их неспособность поддерживать отдельное существование». Однако эту точку зрения «резко критиковал» Томас Л. Томпсон .

История многострадального Иова

В очень давние времена жил к востоку от Палестины праведный человек, по имени Иов. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей жизни своей угодить Богу. Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери. Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: «Разве даром богобоязнен (праведен) Иов? Отними у него все, что у него есть, — благословит ли он Тебя?» Бог же, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и чтобы научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел. И вот, в один день, разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, и все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: «Бог дал, Бог и взял: да будет благословенно имя Господне». Посрамленный диавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: «3а жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: но коснись его костей, его тела (т. е. порази его болезнью), — увидишь, благословит ли он Тебя?» Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самою страшною болезнью — проказой. Тогда даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога, а друзья его, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями. Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать, что он терпит все невинно. В беседе с друзьями Иов пророчествовал об Искупителе (о Спасителе) и о будущем воскресении: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю (увижу) Бога. Я узрю (увижу) Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19, 25-27). После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него. Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо. История многострадального Иова учит нас, что несчастья Бог посылает не только за грехи, но иногда Бог посылает несчастья и праведникам для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и для прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека и учит нас также быть сострадательными к несчастным. Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова. Примечание: см. Библию, в «Книге Иова».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector