Искушение христа — temptation of christ

Свт. Григорий Двоеслов

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола

Некоторые обыкновенно сомневаются, каким духом Иисус был отведен в пустыню, потому что далее говорится: берет Его диавол в святой город; и еще: берет Его диавол на весьма высокую гору. Но истинно и без всякого прекословия согласно признано, что Он отведен был в пустыню Духом Святым для того, чтобы собственный Дух Его вывел оттуда, где доселе находил Его злой дух для искушения. Но вот — когда говорится, что Богочеловек или возводится на весьма высокую гору, или поемлется во Святой Град диаволом, тогда ум становится в тупик, уши человеческие страшатся слышать об этом. Впрочем, мы признаем это не невероятным, принимая в соображение и другие события на Нем. Известно, что глава всех нечестивцев есть диавол, а члены этой головы суть все нечестивцы. Не член ли диавола был Пилат? Не члены ли диавола были иудеи, преследовавшие Христа, и воины, распинавшие Христа? Итак, что удивительного в том, если попустил ему возвести Себя на гору Тот, Кто попустил членам его даже распять Себя? Посему не недостойно для нашего Искупителя то, что Он соизволил быть искушаемым, когда Он пришел для того, чтобы быть умерщвленным. Ибо праведно было, чтобы Он таким образом Своими искушениями препобедил наши искушения, так как Он пришел победить нашу смерть Своей смертью. Но нам надобно знать, что искушение совершается тремя способами: наущением, услаждением и согласием. И мы, когда подвергаемся искушению, тогда большею частью впадаем в услаждение, или даже в согласие, потому что, распространенные от греховной плоти, мы сами в себе носим причину на то, почему должны выдерживать борьбу. Но Бог, воплотившийся в утробе Девы, пришел в мир без греха, не имел в Самом Себе ничего противоречащего. Поэтому Он мог быть искушаем наущением, но услаждение грехом не убило души Его. И потому все оное диавольское искушение отвне не проникало внутрь.

Сорок бесед на Евангелия.

Искусство, литература, кино и музыка

Ксилография Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда , 1860 г.

Искушение Христа было частой темой в искусстве и литературе христианских культур. Сцена, которую обычно интерпретируют как третье искушение Иисуса, изображена в Келлской книге . Третья и последняя часть древнеанглийской поэмы « Христос и сатана» касается «Искушения Христа» и может рассматриваться как предшественник « Потерянного рая» Джона Мильтона . Искушение Христа действительно является предметом продолжения Мильтона «Потерянный рай, возвращенный рай» . Дж. М. У. Тернер сделал гравюру «Искушение на горе» для издания «Поэтических произведений Джона Мильтона » 1835 года . Сатана и Иисус стоят силуэтами на скале, глядя на широкий пейзаж, переходящий в море. Изображение «… изображает искушение Христа, совершенное сатаной, особенно тот момент, когда сатана предлагает Христу царства мира. Это видение искушения, простирающегося до открытого моря, устрашающе похоже на возможности завоевания, которые обычно изображаются в Британское и американское искусство эпохи романтизма ».

Освещенная сцена в книге часов XV века Très Riches Heures du Duc de Berry изображает Иисуса, стоящего на вершине готического замка, основанного на собственном замке герцога в Мехун-сюр-Евр. Даниэлла Жупан-Иероним рассматривает это как вызов «… герцогу, призванный призвать его к смирению и обращению …»

В романе «Великий инквизитор» Федора ДостоевскогоБратья Карамазовы» подробно рассматривается искушение Христа. Кэтлин Е. Гиллиган проводит параллель с Толкиен «s Властелином колец , в которых персонажи Гэндальф и Галадриэль , как влиятельные фигуры , каждый в своем собственном праве, соблазн приобрести кольцо и стать более мощным , лучшими из причин , но с вероятностью катастрофические результаты.

В фильме Эндрю Ллойда Уэббера « Иисус Христос суперзвезда» есть краткие ссылки на Христа, искушаемого смертными удовольствиями, и Стивен Шварц посвящает этому сцену в . В романе У. Сомерсета Моэма « Лезвие бритвы» рассказчик использует Евангелие от Матфея, чтобы представить свой собственный финал, в котором Иисус принимает смерть на кресте, «ибо большей любви нет человека», в то время как дьявол ликует, зная, что человек отвергнет это искупление и совершит зло вопреки, если не благодаря этой великой жертве.

В фильме 1989 года « Иисус из Монреаля» актера, играющего Иисуса, поднимают на вершину небоскреба и адвокат предлагает выгодные контракты, если он будет служить ему. В телевизионном мини-сериале 2019 года « Добрые предзнаменования » искушение Христа приписывается демону Кроули, который утверждает, что показал Христу царства мира как простую возможность для путешествий.

Искушение Христа в пустыне показано в следующих театральных и телевизионных фильмах: Царь царей (США, 1961, Николас Рэй ), Евангелие от Матфея (Италия, 1964, режиссер Пьер Паоло Пазолини ), Величайшая история, которую когда-либо рассказывали ( США, 1965, Джордж Стивенс ), Иисус (США, 1979, Питер Сайкс и Джон Криш ), Последнее искушение Христа (США, 1988, Мартин Скорсезе ), Иисус (телефильм 1999 года, Роджер Янг ), Создатель чудес (Великобритания-США). фильм, 2000 г.), Библия (мини-сериал США, 2013 г., Рома Дауни и Марк Бернетт ) и « Последние дни в пустыне» (США, 2015 г., Родриго Гарсия ).

Три искушения приготовил для Христа Диавол в пустыне

Христианская Церковь считает, что искушение Христа в пустыне после сорокадневного поста было направлено против человеческой природы Иисуса, воздействуя на которую Дьявол надеялся совратить Христа на ложный путь.

Таким образом «новый Адам» воплотившийся ради того, чтобы спасти человечество, во время пребывания в пустыне боролся с Дьяволом, который жаждал сохранить власть над людьми. Для этого Враг рода человеческого приготовил три искушения для Иисуса.


«Христос, ведомый Духом в пустыню». Уильям Хол, 1908 год. Христос, ведомый Духом в пустыню, оправился туда, в том числе, чтобы указать на троичность Божественных лиц

Эти три искушения затрагивают практически все греховные сферы. В Священном Писании они называются так:

  • искушение голодом;
  • искушение гордыней;
  • искушение верой.

Иисус Христос удалился поститься в пустыню после крещения.

Многие верующие спрашивают: для чего Христос был направлен Духом в пустыню? Сын Божий вполне мог избегнуть всех искушений. Преподобный Ефрем Сирин в своих сочинения на это отвечает так:

Таким образом, пребывание Христа в посте и молитве в пустыне после крещения — это, в том числе свидетельство о троичности Божественных лиц, которые все участвуют в этом.


Иов северорусская икона XVII век. Существует параллель с искушением Христа в пустыне и испытаниями Иова

В Библии существуют параллели с искушением Христа в пустыне с испытаниями Иова. Пророк также подвергся трем испытаниям и в последнем испытании также Сатана предлагал поклониться ему.

Кроме того, усматриваются аналогии с Исходом евреев из Египта, например, евреи переходили через Иордан, а Иисус Христос крестился в нём, Спаситель постился сорок дней и израильтяне испытывали голод в пустыне.

Третье искушение

Фото: Foma.ru

Дьявол, потерпев две неудачные попытки, казалось бы, готов на любые для себя жертвы, чтобы заставить Сына Божьего согрешить. И он показывает ему весь мир, предлагая его на блюдечке с голубой каемочкой:

Предлагает власть над людьми. Эту власть, казалось бы, Бог может использовать и для того, чтобы спасти их. Для этого он и пришел на землю.

Дьявол как бы говорит: «Так вот, все люди твои – спасай их, люби их, как ты планировал – бери! Но только поклонись при этом сатане.»

Но тут Иисус отвечает уже более определенно и даже возмущенно.

Господь возмущен тем, что сатана считает себя властителем мира, забывая о том, что и сам является Божьим созданием. И сын Божий дает понять падшему, что власть принадлежит совсем не ему, и ни о каком поклонении даже речи не идет.

После этого дьявол оставляет Христа. А Спаситель вернулся из пустыни и начал свою миссию, заранее зная, что она закончится не только мучительной смертью, предательством друзей, но и спасением и освобождением человечества от греха.

Второе искушение

Фото: Flickr.com

Дьявол проверяет Сына Божьего, не поддастся ли он на такой легкий способ — завоевать доверие иудеев с помощью чуда. Что легче – покажи, как ангелы понесут тебя и, конечно, все уверуют. Но Спасителю не нужен был этот способ получить авторитет. Он нес людям Знание, он основал Церковь, в которой должна царствовать любовь. А если их соберет в ней только фокус, то тот, кто покажет более эффектный фокус, будет для них большим авторитетом. Речь идет, конечно, об антихристе. И все это Господу было известно.

Стоит отметить, что сатана цитирует Евангелие, не боясь произносить цитаты их него, правда, вырванные из контекста. И вот это искушение одно из самых опасных. Чтобы не соблазниться, каждый верующий должен постоянно просвещаться, изучать труды святых отцов православной Церкви, чтобы не поддаваться на подобное этому псевдознание мнимых пророков и самого дьявола.

Иисус отвечает на предложение теми словами, что каждый христианин должен постоянно иметь на сердце:

В изобразительном искусстве


«Искушение Христа» (мозаика собора Святого Марка)


«Искушение Христа голодом» (Симон Бенин, XVI век)

Сюжет искушения Христа не получил в изобразительном искусстве широкого распространения. Оно присутствует чаще всего в живописных изображениях всего цикла событий жизни Христа (например, в соборе Святого Марка и Сикстинской капелле). Изображаться могут как все три искушения (часто на первом плане крупно представлено первое искушение, а два вторых помещены на задний план), так и просто Христос, стоящий рядом с Дьяволом на вершине горы. Православная живопись иногда помещает сцены искушения Христа на иконах Крещения Господня. То же можно встретить в западноевропейской живописи, например, на картине Веронезе «Крещение и искушение Христа», где на одном полотне изображены две сцены.

Искушение Христа изображают в трёх композициях (по числу искушений):

  1. «Иисус в пустыне»: Искушение голодом — ландшафт пустыни, Христос, у ног которого лежат камни либо их держит в руках Дьявол. Это наиболее часто изображаемая из сцен искушений;
  2. «Иисус на крыле храма»: Искушение гордыней — Христос и Дьявол стоят на крыше Иерусалимского храма (изображается как всё здание, так и только кровля), у храма могут стоять люди;
  3. «Искушение Христа на горе»: Искушение верой — на вершине горы стоит Христос и Дьявол, вокруг горы видны города (образ царств, которые предлагает Христу Дьявол), рядом со Христом могут быть изображены ангелы, пришедшие к нему, тогда Дьявол изображается отдаляющимся от Христа или низвергающимся с горы вниз головой (в иконописи бегство Сатаны может выступать отдельной сценой, тогда Иисус изображается в окружении ангелов, из которых одни стоят на коленах, а другие держат над ним рипиды).

В романском, готическом искусстве, а также в период Дьявола обычно изображали в образе духа тьмы — демоном с рогами, чешуйчатым телом, крыльями и когтями на руках и ногах (например, у Дуччо). В Италии в период Дьявол принимает образ миловидного юноши — «падшего Ангела» (например, у Тициана). Для акцентирования коварства и хитрости Дьявола он нередко изображался в образе старца в монашеской рясе, из под которой видны копыта или когти (например, у Мастера замка Лихтенштейн).

Церковное почитание

В память о сорокадневном посте Иисуса в пустыне в христианстве установлен ежегодный Великий пост, первая часть которого — четыредесятница, совершающаяся в подражание посту Христа.

В Католической церкви в первое воскресение Великого поста установлено воспоминание искушения Христа в пустыне. В этот день на Литургии Слова в каждом из трёх годовых циклов читается евангельский рассказ об искушении Христа, а причастным песнопением выступают слова, сказанные Иисусом в ответ на первое искушение — «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Чтимые церковью места

Церковное предание считает местом, где Иисус сорок дней провёл в посте и был искушаем Дьяволом, гору недалеко от Иерихона.

Гора имеет высоту 380 м и именуется христианами горой Искушения или Сорокадневной горой и на её вершине располагается монастырь Искушения, где единственным насельником в настоящее время является греческий монах.

Монастырь основан в IV в., его внутренние помещения вырублены в скале, а в пещере, где по преданию жил Христос во время своего пребывания в пустыне, устроена часовня.

Гора является традиционным местом христианского паломничества:

«…мы сели на коней и пошли в лагерь, раскинутый в оазисе Иерихона у Айн-Султане. За ним высилась цепь Кварантана, с горою сорокадневного поста, на которой Спаситель готовился к своему земному служению постом и молитвою. На её восточном склоне, обращённом в долину Иордана, видны пещеры. В этих пещерах, до сего времени, копты пред принятием священства обязательно должны провести в посте и молитве сорок дней».

— Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году.

Прп. Исихий Иерусалимский

Недоумение V. Почему Матфей и Лука в разном порядке изложили искушения, которые употребил дьявол против Господа, возведённого на крыло и на высокую гору (Мф. 4:1; Лк.4:1)?

Разъяснение. Нет здесь противоречия, потому что в один миг случилось каждое по причине того, что соединены тщеславие, высокомерие и сребролюбие, которые предложил Ему враг (символом этих являются крыло и высокая гора), тем, что сказал «бросься вниз» (Лк.4:9), к тщеславию Его подстрекая, обещанием же обладания показанной Ему обманчивой славы к сребролюбию и гордости Его побуждая. Но во всей этой борьбе низверженный постыжен был.

Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов.

«Собрание недоумений и разъяснений».

Искушение Иисуса в пустыне

Седмица 33-я по Пятидесятнице

В сегодняшнем Евангелии мы читаем о том, как Иисус уходит в пустыню на сорок дней, ведомый Святым Духом, и как бы испытывает Свои силы, физические и духовные, перед выходом на проповедь. А диавол, со своей стороны, проверяет Его на прочность.

Смысл первого искушения следует искать в изречении, процитированном Иисусом. Оно заимствовано из Ветхого Завета, где Бог обращается к израильскому народу перед его вступлением в Землю обетованную, после сорокалетнего пребывания в пустыне: «Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор. 8:2–3). Чудо всегда совершается Иисусом ради людей, а не ради Самого Себя. Искушение превратить камни в хлебы ради собственного насыщения и удовлетворения естественного чувства голода Иисус отвергает, но в дальнейшем без всякой просьбы со стороны совершит чудо умножения хлебов ради насыщения тысяч людей.

Получив от Иисуса ответ на первое искушение в форме цитаты из Священного Писания, диавол, искушая Его вторично, сам цитирует Писание. По своей смысловой нагрузке второе искушение сходно с первым: здесь опять Иисусу предлагается совершить чудо ради чуда. Однако если в первом случае мотивацией для принятия искушения, с точки зрения диавола, должно стать чувство физического голода, испытываемое Иисусом, то во втором случае соблазн связан с тем, что Иисусу предлагается осознать собственное всемогущество и проявить Себя в славе. Иисус отвергает искушение со ссылкой на слова из книги Второзакония, полностью звучащие так: «Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали его в Массе» (Втор. 6:16).

Третье искушение является самым значительным по своей смысловой нагрузке: это искушение политической властью и могуществом. Иисус отвергает его словами «отойди от меня, сатана», к которым прибавляет ссылку на слова Второзакония: «Господа Бога твоего бойся, и Ему одному служи» (Втор. 6:13; 10:20).

В повествовании о трех искушениях, как и в других евангельских эпизодах, невозможно отделить Человека Иисуса от Сына Божия. Диавол искушает Иисуса, воспользовавшись немощью Его человеческой плоти и чувством голода, которое Он испытывает именно как человек. В то же время, отвечая диаволу, Иисус прямо называет Себя Богом: «Не искушай Господа Бога твоего». Все искушения Он отвергает и как человек, и как Бог.

Узнать больше вы можете в книге митрополита Волоколамского Илариона «Иисус Христос. Жизнь и учение», размещенной в свободном доступе на нашем портале, а также в книгах серии «Читайте Евангелие». Также Евангелие дня с митрополитом Иларионом доступно в специально созданном Телеграм-канале.

Евфимий Зигабен

Тогда Иисус возведен бысть Духом в пустыню, искуситися от диавола

Когда, как человек, Он для научения людей все сделал и принес, – передается после крещения Духу Святому и ведется Им, куда повелит, и подводится в пустыню на борьбу с дьяволом. И ты после Крещения не будь уже сам руководителем себя самого, но водись лучше Духом и не смущайся, подпадая после Крещения испытаниям. Для того ты и вооружен, чтобы сражаться. Посему Бог и не удерживает нападающих бедствий; прежде всего, чтобы ты знал силу возложенного на тебя всеоружия; далее, чтобы учился сражаться; затем, чтобы стал славным; потом, чтобы таким образом не превозносился; сверх всего этого, чтобы ты знал, что великое сокровище вверено тебе. Если бы этого не было, то враг ни в каком случае не сражался бы с тобою напрасно. Где он видит богатство, туда и направляет свой строй. И возведен был в пустыню неприступную. Марк, свидетельствуя об этом, говорит, что Он был там со зверями (Мк. 1:13); посему борьба была еще большей. Дьявол тогда нападает еще более, когда видит, что человек уединен и лишен всякого утешения…

Толкование Евангелия от Матфея.

Зачем сатане было нужно искушать Христа, если он наверняка должен был хорошо понимать, что Бога невозможно искусить?

Одно из первых мест Священного Писания, в котором мы находим хоть какие-то указания на свидетельство того, что диавол знал или не знал Божества Иисуса Христа, является Евангельский рассказ об искушении Господа в пустыне. Об этом событии из жизни Иисуса Христа совместно повествуют евангелисты Матфей и Лука (Мф. 4,1-11; Лк. 4,1-13). Сами рассказы вполне идентичны, разнятся лишь последовательностью искушений

Это место особо важно, потому что тут с Иисусом Христом в диалог вступает сам сатана. И уже из характера разговора можно сделать определенные выводы о ведении или неведении сатаной Божественной природы

Но прежде чем приступить к разбору текста, нужно уяснить несколько вопросов. Первый аргумент, который выдвигают приверженцы теории не ведения диаволом Божественной природы Христа (назовем ее теорией неведения, а противоположную ей – теорией ведения) в адрес своих противников, заключается в постановке вопроса: зачем сатане было нужно искушать Христа, если он наверняка должен был хорошо понимать, что Бога невозможно искусить? Однажды Денница уже усомнился в Божественном  всесилии, результатом чего стала всем нам известная история. Тогда, будучи высшим из всех ангелов, он имел возможность непосредственно созерцать Бога, осознавать его всемогущество, но и это его не остановило, и он, надеясь на невозможное, предпринял бессмысленное действие, получив важный урок. Отказать сатане в введении всемогущества Божия вполне допустимо, но было бы не разумно утверждать, что сатана не обладает памятью, что он попытается сделать в союзе с меньшим количеством уже падших духов на земле, то, что ему не удалось сделать на небе, окруженным множеством подчиненных ему ангелов. Утверждение в том, что лукавый не обладает памятью, противоречит церковному преданию, зафиксированному в многочисленных житиях святых, творениях святых отцов. Итак, если диавол помнит о своем бессмысленном поступке, если он понимает, что вторая попытка заведомо приговорена на ту же участь, зачем он искушает Господа?

Противники же теории ведения настаивают на том, что как когда-то сатана проявил свое безумие, восстав против Господа, так и сейчас он вновь, возможно уже даже не надеясь на победу, пытается нанести Господу хоть и не смертельные, но все же раны. Для наглядного уяснения часто рисуется образ, в котором Господь изображается как человек, а диавол как не опасное кусачее животное (к примеру, собака), которое зная, что не сможет одолеть, все же в порыве безумия доставляет укусы человеку.

Блж. Феофилакт Болгарский

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню

Научая нас, что после крещения более всего должно ожидать искушений, Иисус отводится Духом Святым, ибо Он ничего не делал помимо Духа. Отводится же Он в пустыню, чтобы показать нам, что дьявол искушает нас тогда, когда видит, что мы одни и не получаем помощи от других. Поэтому и нам не должно отказываться от совета других и полагаться на самих себя.

для искушения от дьявола

Дьявол, то есть клеветник, называется так потому, что клеветал на Бога Адаму, когда сказал Ему: «Бог завидует вам». Он и теперь клевещет на добродетель.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евангельская история искушения Христа в пустыне

Теперь вернемся к тексту Евангелия. Это всем нам известная история о том, как сатана, после сорокадневного поста Господа в пустыне, приступает к Нему с искусительными вопросами. Первое искушение сатаны заключается в том, чтобы алчущий Христос претворил Себе камни в хлебы. Святитель Иоанн Златоуст толкует это место так: «После того как слышал уже голос, снишедший с неба и свидетельствующий: сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф. 3, 17), слышал столь же славное о Нем свидетельство Иоанново, искуситель вдруг видит Его алчущим. Это приводит его в недоумение: припоминая сказанное об Иисусе, он не может поверить, чтобы это был простой человек; с другой стороны, видя Его алчущим, не может допустить, чтобы это был Сын Божий. Находясь в таком недоумении, он приступает к Нему со словами сомнения. И, как некогда, приступив к Адаму, выдумал то, чего совсем не было, чтобы узнать истину, так и теперь, не зная ясно неизреченного таинства воплощения, и того, кто пред ним, коварно сплетает новые сети, чтобы, таким образом, узнать сокровенное и остававшееся в неизвестности» (Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XIII).

Здесь особого внимания заслуживают выражения: «Находясь в таком недоумении», а также «не зная ясно неизреченного таинства воплощения и того, кто пред ним».

Таким же образом, диавол приступает ко Христу во второй и третий раз. Важным представляется замечание свт. Иоанна Златоуста касательно этих двух искушений. Он говорит: «Однако Христос и после этих слов не открывает Себя, но все еще говорит с ним как человек; слова: не о хлебе единем жив будет человек, и: не искусиши Господа Бога твоего еще не обнаруживали ясно, кто Он, но показывали в Нем простого человека».

Хотя святитель и говорит, что Христос Своими двумя первыми ответами не открывал Своего Божества, но вместе с тем он и не утверждает, что когда Христос сказал «отойди от Меня, сатана» (Мф.4,10) (третий ответ), диавол действительно понял, Кто перед ним.

Каждую свою новую попытку сатана предпринимает с постановки вопроса, предваряемого вопросительной фразой: «если Ты Сын Божий…». Тот же святитель Иоанн, разъясняя это место Священного Писания, говорит, что подобно тому как тогда словами: «в оньже аще день снесте, отверзутся очи ваши» (Быт. 3, 5) он клеветал на Бога, желая этим показать, что они (Адам и Ева) обмануты, обольщены и нимало не облагодетельствованы, так и теперь старается внушить то же самое, и как бы говорит: напрасно Бог назвал Тебя Сыном Своим, Он ввел Тебя в обольщение этим даром, если же это не так, то покажи нам божественную Свою силу.

Слова святителя «покажи нам божественную Свою силу» — указывают на то, что жаждущий увидеть Божественную силу никак не мог видеть ее источника, т.е. Божества Христа.

На вопрос, который был поднят несколькими абзацами выше, касательно того, зачем же диавол искушает Господа, святитель Иоанн Златоуст дает следующий ответ: «Дьявол говорил это (искушения – свящ. И.П.) не для того, чтобы самому уверовать, но чтобы, как он думал, обличить Христа в неверии, так как и прародителей он обольстил таким же образом, и обнаружил, что они мало имели веры к Богу». Попытка обличить в неверии не указывает ли на отсутствие истинного ведения диавола, т.к. можно ли пытаться обличить в неверии Бога в Самого Себя?

Оканчивается Евангельский рассказ тем, что когда Христос отразил все искушения диавола, к Нему приступили Ангелы. У евангелиста Луки (4,13) содержится интересное дополнение о том, что после всех искушений «диавол отошел от Него до времени». На вопрос, что это означает, и до какого времени отошел лукавый, преподобный Максим Исповедник отвечает, что сатана отошел до времени крестного страдания, дабы как он полагал, ему удалось с помощью искушений … найти в Господе какое-либо человеческих страстей. У преподобного Максима здесь нет прямого ответа на исследуемый вопрос, но смысл его слов о том, что диавол посредством крестных страданий будет пытаться победить Господа, скорее всего, указывает на его восстание против человека, нежели против Бога.

Картина Искушения Христа — это сюжет Нового Завета о сорокадневном посте Спасателя в пустыне

Искушение Христа в пустыне — это сюжет Нового Завета. В нем рассказывается о том, что пережил Спаситель во время его сорокадневного поста в пустыне, куда Он удалился после своего крещения. Повествование говорит о тех искушениях, которым подверг Диавол Иисуса для того, чтобы он усомнился в своей Божественной миссии.

В христианстве искушение Христа понимается как одно из доказательств двух природ в Иисусе. При этом уязвления Им Диавола понимается в качестве примера правильной борьбы с силами зла и результат благодатных плодов крещения.


«Искушение Христа». Хуан де Фландес, XVI век. Искушение Христа в пустыне — это сюжет Нового Завета, рассказывающий о сорокадневном посте Христа в пустыне после Его крещении и искушения Его в это время Диаволом

Предание говорит о том, что эти события Евангелия произошли на горе, находящийся рядом с городом Иерихон. Сейчас она называется горой Искушения и на ней воздвигнут монастырь. Это место часто посещается православными паломниками, в том числе и из России.

Паломничество на гору Искушения финансировали в своё время члены российской императорской фамилии. Некоторые из них сами побывали здесь.

Библейские сюжеты в живописи.Крамской И.Н. Христос в пустыне

Крамской Иван Николаевич. «Христос в пустыне». 1872 г.

Размеры оригинала: 180×210 см. Техника исполнения оригинала: Холст, масло. Москва, Государственная Третьяковская галерея.

Картина «Христос в пустыне» занимает совершенно особое место в творческой биографии Ивана Крамского. Многие художники второй половины XIX века, создавая образ Христа, придавали ему не созерцательное, а острое историко-философское звучание. В произведениях из жизни Христа художники пытались ответить на многие наболевшие вопросы эпохи — вопросы о смысле жизни и самопожертвовании ради общества, которые никого не оставляли равнодушными. В то время в России было немало людей, готовых принести себя в жертву во имя добра, правды и справедливости. Именно тогда готовились к «хождению в народ» молодые революционеры-разночинцы.

Главная мысль И. Крамского тех лет, сильно занимавшая его, — это трагедия жизни тех высоких натур, которые добровольно отказались от всякого личного счастья, и самым лучшим, самым высшим и чистым образом, который художник мог найти для выражения своей идеи, был Иисус Христос. И у Н. Ге, и у А. Иванова, позднее у В. Поленова Христос — это философ, странствующий проповедник, ищущий истину, а не всемогущий властитель мира, все знающий и всем указывающий.

В ноябре 1869 года, чтобы «видеть все, что сделано в этом роде», художник уезжает в Германию, затем перебирается в Вену, Антверпен, Париж. Он ходит по картинным галереям и художественным салонам, знакомится со старым и новым искусством, а вернувшись на родину, совершает поездку в Крым — в районы Бахчисарая и Чуфут-Кале, которые своей природой напоминали палестинские пустыни.

«Под влиянием ряда впечатлений, — говорил впоследствии И. Крамской, — у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу?» Итогом этих размышлений явилась у художника «потребность рассказать другим то, что я думаю. Но как рассказать? Чем, каким способом я могу быть понят? И вот однажды я увидел человека, сидящего в глубоком раздумье. Его дума была так серьезна и глубока, что я часто заставал его постоянно в одном положении». Поразила художника и пластика лица этого человека, которая выдавала и его характер. Губы его как бы засохли, слиплись от долгого молчания, и только глаза выдавали внутреннюю работу, хотя ничего не видели. И «я понял, — писал И. Крамской, — что это — такого рода характер, который, имея силу все сокрушить, одаренный талантом покорить себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности». И после этого, как вспышка, рождается образ — сначала смутный, затем все более проясняющийся, набирающий глубину и силу.

Художник изобразил Христа сидящим на холодных серых камнях, пустынная почва мертва так, что кажется, будто сюда не ступала еще нога ни одного человека. Но благодаря тому, что линия горизонта делит плоскость холста почти пополам, фигура Христа одновременно и господствует в пространстве полотна, и, несмотря на одиночество, находится в гармонии с суровым миром картины.

В этом произведении нет действия, но зримо показана жизнь духа, работа мысли. Ноги Христа изранены об острые камни, фигура согбенна, руки мучительно стиснуты, над склоненной головой не замечаемое им течет и течет время. А между тем изможденное лицо Христа передает не только страдание, но вопреки всему выражает невероятную силу воли и готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе.

Анонимный комментарий

Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола

Тем, что евангелист добавил: для искушения от диавола, он показывает, что Господь был возведен Святым Духом , но не как младший по повелению старшего и не как старший по просьбе младшего. Ибо «возведен» или «приведен» говорят не только в том случае, когда кто-то ведом чьей-то силой, но и когда сам повинуется разумному побуждению. Как написано об Андрее: Находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу (Ин. 1:41-42). Так, он привел его не силой, но склонил рассуждением. Как, например, если военачальник увидел бы тирана, захватившего власть, и дал бы царю такой совет: выступи против него, ибо вся провинция гибнет; ведь твоя слава сильнее моей силы. И вот, царь ведом военачальником, но он не меньше того, кто его ведет. Иисус был приведен к дьяволу для искушения; но дьявол приходит к людям, чтобы искушать, а не люди к дьяволу, чтобы он их искушал. Потому и не мог дьявол идти против Христа, что Христос выступил против дьявола.

предыдущий стихследующий стих

В древней Церкви существовало предание, что во время крещения Господа от Иоанна на Иордане явился чудесный свет; об этом предании упоминает святой Иустин Мученик (Dial. с. Tryph.c. 88) и некоторые памятники древнехристианской письменности.

Сюжет и описание

Сюжет картины связан с описанным в Новом Завете сорокадневным постом Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения, и с искушением Христа дьяволом, которое произошло во время этого поста. По признанию художника, он хотел запечатлеть драматическую ситуацию нравственного выбора, неизбежную в жизни каждого человека.

Искушение Христа в пустыне, Новый Завет:

  • Евангелие от Матфея — Мф. 
  • Евангелие от Луки — Лк. 
  • Евангелие от Марка — Мк. 

На картине изображён Христос, сидящий на сером камне, расположенном на возвышенности в такой же серой каменистой пустыне. Крамской использует холодные цвета, чтобы изобразить раннее утро — заря только зачинается. Линия горизонта проходит довольно низко, разделяя картину примерно пополам. В нижней части находится холодная каменистая пустыня, а в верхней части — предрассветное небо, символ света, надежды и будущего преображения. В результате фигура Христа, одетого в красный хитон и тёмно-синий плащ-гиматий, господствует над пространством картины, однако пребывает в гармонии с окружающим суровым ландшафтом. В одинокой фигуре, изображённой среди холодных камней, чувствуется не только горестная задумчивость и усталость, но и «готовность сделать первый шаг на каменистом пути, ведущем к Голгофе».

Руки Христа (фрагмент картины)

Сдержанность в изображении одежды позволяет художнику придать основное значение лицу и рукам Христа, которые создают психологическую убедительность и человечность образа. Крепко сжатые кисти рук находятся практически в самом геометрическом центре холста

Вместе с лицом Христа они представляют собой смысловой и эмоциональный центр композиции, притягивающий к себе внимание зрителя. Сцепленные руки, находящиеся на уровне линии горизонта, «в судорожно-волевом напряжении словно пытаются связать, подобно замковому камню, весь мир — небо и землю — воедино»

Босые ноги Христа изранены от долгого хождения по острым камням.

Картина статична, в ней нет действия, но показаны работа мысли Христа и сила его духа, сохранённая вопреки всем страданиям, которые ему пришлось и ещё придётся пережить. Сам Крамской так рассказывал о своём замысле: «Я хотел нарисовать глубоко думающего человека, но не о потере состояния или какой-нибудь жизненной неудаче, а… не могу определить, но вы понимаете, что я хочу сказать». Христос у Крамского показан высоконравственным, но всё же вполне земным человеком — с ортодоксально-церковной точки зрения такой подход мог быть воспринят как святотатство. Крамской писал: «Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье — пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступать ни шагу злу». Художник вспоминал, что на вопросы, которые задавали ему зрители: «Это не Христос, почему вы знаете, что он был такой?», — он «позволял себе дерзко отвечать, что ведь и настоящего, живого Христа не узнали».

Пейзажный фон картины нельзя назвать нейтральным, так как пространство пустыни играет значительную роль в смысловой структуре полотна — «это активное пластическое пространство, целенаправленно лишённое многословия». Для его построения художник использовал приглушённую цветовую гамму, составленную из серых, серебристых и лиловых цветов. Такая комбинация создаёт впечатление «вибрирующей, мерцающей формы в лучах розовеющего неба». Хотя отдельные детали пейзажа выглядят довольно натуралистично, в целом он создаёт ирреальное впечатление. В результате пустыня воспринимается в виде «леденящего пространства, где нет и не может быть никакой жизни».

Как и в других картинах, отличительной чертой техники Крамского была тонкая законченность — до такой степени, что некоторые даже считали её чрезмерной или излишней. Рама для картины была изготовлена в Санкт-Петербурге по специальному заказу художника — она также содержит часть смысловой нагрузки и дополняет образное содержание полотна: «Углы её перехвачены и скреплены верёвкой, образующей крестообразные петли. Это по-своему ассоциируется с идеей обречённости».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector