Церковь трезвенников

Революционные и советские годы в жизни подворья

В храме ежедневно проводились службы, работала большая библиотека, монахи несли свое послушание в стенах обители. Но грянула революция 1917- года и спокойная жизнь монахов и прихожан прекратилась.

Сначала подворье обрело статус приходской церкви. В 20-е годы из храма были вынесены все ценности. Власти не раз предпринимали попытки закрыть церковь. Здание хотели передать в ведение , но передача не состоялась. Позднее было решено снести строение. Прихожане собрали больше трех тысяч подписей в защиту храма. Последовал арест оставшихся при храме монахов и ряда активистов из числа прихожан. В списке сосланных на Соловки был певчий хора Гундяев Михаил Васильевич, отец нынешнего Патриарха Кирилла.

В 1935-ом году храм закрыли и в нем устроили склад. В 1961-ом году тут обустроили каток с искусственным ледовым покрытием. Бесценные росписи на стенах были попросту закрашены. Воздействие длительного холода и влаги разрушали стены и фундамент исторического строения.

Строительство[ | ]

Купцы с Сенной площади настойчиво обращались к городским властям с просьбой о постройке церкви с 1743 года и получили разрешение на её строительство через 8 лет. На Выборгской стороне была куплена готовая деревянная церковь Происхождения Честных Древ и после переноса она была освящена 18 июля 1753 года на новом месте.

Вид со стороны колокольни

Каменная церковь была заложена 20 июля 1753 года архиепископом Сильвестром. Церковь строилась на средства богатого откупщика Саввы Яковлева (Собакина). Архитектором в старину считался Бартоломео Растрелли, в настоящее время более вероятным автором проекта признаётся Андрей Квасов, хотя некоторые авторы не исключают участия Растрелли на основании характерных плана и пропорции сооружения и изящества постановки главного купола. Храм впоследствии был расширен пристройкою двух приделов, во имя Спаса и Архангела Михаила на средства К. И. Новикова. Кроме того, Растрелли возводил неподалёку особняк Яковлева (не сохранился).

Церковь планировалось разделить на тёплую половину с двумя приделами и однопрестольную холодную. В 1758 году храм был готов, но не был освящён: комиссия архитекторов предложила переделать своды. В итоге освящение первого, Трёхсвятительского придела (левого) произошло только 20 июня 1761 года. Под этим приделом был устроен склеп, в который с Сампсониевского кладбища Яковлев перенёс останки своих родителей. Внешне церковь была завершена строительством к 1762 году, и 2 октября 1764 года произошло освящение правого придела во имя преподобного Саввы, имя которого носил храмоздатель. 5 декабря 1765 года состоялось освящение главного, холодного придела, освящённого во имя Сретения Господня (позже он был переосвящён во имя Успения Божией Матери). Образа в этом приделе исполнил известный живописец Михаил Колокольников.

В итоге величественное и просторное здание церкви увенчивали пять куполов, расположенных на многогранных барабанах. Величественная трёхъярусная колокольня была увенчана слегка удлинённым куполом, к ней примыкала высокая трапезная.

Архитектура храма была выдержана в смешанном стиле, переходном от барокко с классицизму. Высокий позолоченный иконостас храма считался одним из лучших в Петербурге. Примечательны были также живопись греческого письма и серебряный престол весом в 6 пудов 38 фунтов.

Славная история Успенской Церкви

На теперешнем месте храма в 1721-ом году было заложено монастырское подворье с небольшой церквушкой и несколькими строениями. За свою историю оно несколько раз переходило от одного монастыря к ведению другому. В 1875-ом году его приобрела Киево-Печерская Лавра.

На тот момент маленькая церквушка не вмещала всех прихожан, а здания вокруг не отвечали требованиям монашеского подворья. Митрополит Киевский Иоанникий ходатайствовал о перестройке подворья. И вот в 1894-ом году был проведен конкурс среди архитекторов на постройку комплекса церковных зданий. Среди множества работ был отобран проект Косякова Василия Антоновича. В своем проекте ему удалось придать строению солидности и простоты, объединить уют домашней церкви с грандиозностью митрополичьего собора.

Здание выполнено в псевдорусском стиле. Нижняя часть постройки отделана серым гранитом. Верх выстроен из радомского песчаника и четырнадцати видов лекального кирпича. Чтобы внутреннее пространство храма было как можно просторнее, архитектор предложил оригинальное решение – пересекающиеся арки. Таким образом, ему удалось обустроить внутренне пространство церкви без колонн, и зал для ведения служб получился огромным, он мог вместить до двух тысяч прихожан.

На подворье помимо церкви были выстроены еще конюшни, жилые, бытовые и служебные помещения, был разбит уютный садик. Постройки были расположены так, чтобы оградить мирную монашескую жизнь от столичного города.

Восемнадцатого декабря 1897-го года было проведено освящение главного придела в честь Успения Пресвятой Богородицы. А уже через день освящен боковой придел, посвященный Антонию и Феодосию Печерским.

К 1900-му году строительство закончилось. До 1903-го года велась роспись внутренней части храма, которую осуществляли художники из мастерской Федора Соколова. Исследователи утверждают, что к росписи стен приложил руку и Виктор Васнецов.

Казанский собор

Рекомендовать место

21

4

Казанский собор в Санкт-Петербурге был построен и освящен в 1811 г. в честь иконы Казанской Божьей Матери. А закладка собора состоялась в 1801г. – строительство длилось десять лет. Император Павел I , по чьему приказу началось возведение храма, очень хотел, чтобы собор Петербурга был схож с собором Святого Петра в Риме. Казанский собор действительно напоминает этот итальянский храм, однако в то же время собор Казанской иконы Божьей Матери очень самобытен.

Наиболее эффектен северный фасад собора, выходящий на Невский проспект. Он представляет собой полусферу из 96 колонн. Длина каждого из крыльев колоннады составляет 42,7 м. Над колоннами поднимается купол 70-метровой высоты. Оформлен фасад собора великолепными бронзовыми скульптурами. Несмотря на внешнюю монументальность сооружения, внутри собор достаточно светел, особую торжественность и красоту придают внутренние колонны, высеченные из розового финляндского гранита.

Построенный накануне Отечественной войны, Казанский собор является и храмом-памятником войны 1812 года. В 1813 г. в нем был погребен великий русский полководец Михаил Кутузов.

Первоначальный храм 1158—1160 годов

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Это интересно: Астраханский Успенский собор: изучаем вопрос

Дореволюционная история

В течение XIX века здание церкви претерпело ряд изменений.

Вскоре после постройки неравномерная осадка здания привела к повреждению колокольни. В 1816—1817 годах архитектор Л. Руска создал проект частичной переделки здания, соединив вместе тёплую и холодную церкви. Вход в церковь украсил многоколонный портик с фронтоном, повторяющий очертания портика гауптвахты, возвёденной по проекту того же зодчего.

В начале XX века. Ответные портики церкви и гауптвахты, построенные Л. Руска, обновлённая форма колокольни

Архитектор А. И. Мельников на южной стороне от главного алтаря построил придел во имя Всемилостивого Спаса, который был освящён 14 января 1822 года. После этого ему были поручены работы по ремонту.

В 1833—1835 годах, при настоятеле И. И. Иванове, по проекту Мельникова были переделаны купола и своды церкви; 14 февраля 1835 года был освящён северный придел во имя Архангела Михаила, построенный П. Ф. Воцким.

В 1867—1873 годах были проведены работы по капитальной переделке верха храма и колокольни: деревянные конструкции были заменены кирпичными, одновременно была несколько изменена форма глав и переделаны портики. Автором проекта был архитектор Г. И. Карпов. Работы начались с обновления главной церкви, после её освящения были продолжены в малой. Новое освящение каждого престола было полным, так как все пять престолов были сняты со своих мест; 1 октября 1870 года состоялось освящение перестроенного храма, но работы не были завершены и продолжались до 1873 года.

В результате этого комплекса переделок, по мнению некоторых современников, к началу XX века архитектура здания утратила стилистическое единство.

В 1897—1898 годах под руководством В. В. Виндельбандта были пристроены бетонные тамбуры, а купола были покрыты золочёной медью.

В 1902—1903 годах по проекту И. И. Яковлева были произведены работы по удлинению боковых приделов храма, а также произведён ремонт и реставрация икон.

В храме более полувека (с 1858 года) прослужил протоиерей Константин Никольский.

Ежегодно, 1 августа, в воспоминание избавления от холеры, традиционно совершался крестный ход.

Архитектура

Церковь Успения Пресвятой Богородицы имеет высокую архитектурную ценность. В здании нет поддерживающих колонн. За счет перекрещивания бетонных арок, поддерживающих массивный главный барабан, образовалось большое внутреннее пространство. Это была новаторская идея архитектора В. А. Косякова. Новая технология на сезон сократила время стройки и улучшало акустические свойства внутри. Архитектор при строительстве Успенского храма не экономил на материалах. Получился отличный результат.

Вместимость церкви — до 2 000 человек. Построена из кирпичей и бетонной смеси. Было использовано 14 сортов облицовочного кирпича. Нижний ярус покрыт серым гранитом, верхний — песчаником. Русский художник-мозаичист В. А. Фролов вместе с учениками исполнил в мастерской наружные мозаики. Гладкие части 5 куполов закрыты листами из алюминия.


Храм выполнен в псевдорусском архитектурном стиле, распространенном в XIX-XX веках. Русско-византийское направление объединяет элементы европейской культуры и архитектуры и народные творческие мотивы.

Внутреннее убранство храма

Архитектор смог достичь удивительного сочетания монументального собора и уюта домовой церкви. В. А. Косякову удалось гармонично вписать здание в панораму Васильевского острова.

Стены церкви изначально расписаны московскими мастерами. В Советский период, когда здание храма использовалось не по назначению, росписи замазывали штукатуркой, белили стены, закрашивали масляной краской в несколько слоев. Холод и влага ускорили разрушение. После возвращения Успенского храма церкви, реставрацию начали проводить, используя фото из архивов и аналогичные росписи живописцев дореволюционного времени. Этим занимались группы реставраторов и 80 выпускников Санкт-Петербургского государственный академического института имени И. Е. Репина. В 2013 году работы были окончены.


Внутренняя роспись купола изображает Христа с херувимами и серафимами. Под барабаном размещены композиции о деяниях Спасителя.

В Успенской церкви находятся:

  • иконы с мощами Оптинский старцев, целителей и святых
  • рака с останками преподобного Амвросия, Оптинского чудотворца
  • частица Животворящего Креста
  • икона Богородицы «Скоропослушница», написанная на Афоне в 2009 г.
  • иконы Божией Матери «Всецарица» и Божией Матери «Неупиваемая чаша»

Строительство[ | ]

Купцы с Сенной площади настойчиво обращались к городским властям с просьбой о постройке церкви с 1743 года и получили разрешение на её строительство через 8 лет. На Выборгской стороне была куплена готовая деревянная церковь Происхождения Честных Древ и после переноса она была освящена 18 июля 1753 года на новом месте.

Вид со стороны колокольни

Каменная церковь была заложена 20 июля 1753 года архиепископом Сильвестром. Церковь строилась на средства богатого откупщика Саввы Яковлева (Собакина). Архитектором в старину считался Бартоломео Растрелли, в настоящее время более вероятным автором проекта признаётся Андрей Квасов, хотя некоторые авторы не исключают участия Растрелли на основании характерных плана и пропорции сооружения и изящества постановки главного купола. Храм впоследствии был расширен пристройкою двух приделов, во имя Спаса и Архангела Михаила на средства К. И. Новикова. Кроме того, Растрелли возводил неподалёку особняк Яковлева (не сохранился).

Церковь планировалось разделить на тёплую половину с двумя приделами и однопрестольную холодную. В 1758 году храм был готов, но не был освящён: комиссия архитекторов предложила переделать своды. В итоге освящение первого, Трёхсвятительского придела (левого) произошло только 20 июня 1761 года. Под этим приделом был устроен склеп, в который с Сампсониевского кладбища Яковлев перенёс останки своих родителей. Внешне церковь была завершена строительством к 1762 году, и 2 октября 1764 года произошло освящение правого придела во имя преподобного Саввы, имя которого носил храмоздатель. 5 декабря 1765 года состоялось освящение главного, холодного придела, освящённого во имя Сретения Господня (позже он был переосвящён во имя Успения Божией Матери). Образа в этом приделе исполнил известный живописец Михаил Колокольников.

В итоге величественное и просторное здание церкви увенчивали пять куполов, расположенных на многогранных барабанах. Величественная трёхъярусная колокольня была увенчана слегка удлинённым куполом, к ней примыкала высокая трапезная.

Архитектура храма была выдержана в смешанном стиле, переходном от барокко с классицизму. Высокий позолоченный иконостас храма считался одним из лучших в Петербурге. Примечательны были также живопись греческого письма и серебряный престол весом в 6 пудов 38 фунтов.

Архитектура

Церковь Успения Пресвятой Богородицы имеет высокую архитектурную ценность. В здании нет поддерживающих колонн. За счет перекрещивания бетонных арок, поддерживающих массивный главный барабан, образовалось большое внутреннее пространство. Это была новаторская идея архитектора В. А. Косякова. Новая технология на сезон сократила время стройки и улучшало акустические свойства внутри. Архитектор при строительстве Успенского храма не экономил на материалах. Получился отличный результат.

Вместимость церкви — до 2 000 человек. Построена из кирпичей и бетонной смеси. Было использовано 14 сортов облицовочного кирпича. Нижний ярус покрыт серым гранитом, верхний — песчаником. Русский художник-мозаичист В. А. Фролов вместе с учениками исполнил в мастерской наружные мозаики. Гладкие части 5 куполов закрыты листами из алюминия.


Храм выполнен в псевдорусском архитектурном стиле, распространенном в XIX-XX веках. Русско-византийское направление объединяет элементы европейской культуры и архитектуры и народные творческие мотивы.

Внутреннее убранство храма

Архитектор смог достичь удивительного сочетания монументального собора и уюта домовой церкви. В. А. Косякову удалось гармонично вписать здание в панораму Васильевского острова.

Стены церкви изначально расписаны московскими мастерами. В Советский период, когда здание храма использовалось не по назначению, росписи замазывали штукатуркой, белили стены, закрашивали масляной краской в несколько слоев. Холод и влага ускорили разрушение. После возвращения Успенского храма церкви, реставрацию начали проводить, используя фото из архивов и аналогичные росписи живописцев дореволюционного времени. Этим занимались группы реставраторов и 80 выпускников Санкт-Петербургского государственный академического института имени И. Е. Репина. В 2013 году работы были окончены.


Внутренняя роспись купола изображает Христа с херувимами и серафимами. Под барабаном размещены композиции о деяниях Спасителя.

В Успенской церкви находятся:

  • иконы с мощами Оптинский старцев, целителей и святых
  • рака с останками преподобного Амвросия, Оптинского чудотворца
  • частица Животворящего Креста
  • икона Богородицы «Скоропослушница», написанная на Афоне в 2009 г.
  • иконы Божией Матери «Всецарица» и Божией Матери «Неупиваемая чаша»

Новодевичье кладбище

За четыре года до начала строительства монастыря было отведено место для захоронения людей, которое в наше время именуется Новодевичьим кладбищем. При выделении участка для монастырского корпуса кладбище автоматически стало собственностью православной общины. В первые годы существования кладбище было очень маленьким, здесь хоронили мало людей. Когда его передали в ведомство монастыря, оно стало разрастаться и пользоваться популярностью. Здесь стали хоронить только представителей дворянских сословий.

С 1845 по 1934 годы на Новодевичьем кладбище было захоронено около 25000 человек. Большая часть захоронений не сохранилась, остались лишь некоторые памятники, которым не смогли найти применение вандалы.

На Новодевичьем кладбище похоронено много известных людей России: художников, поэтов, врачей, архитекторов. Оно пользовалось популярностью у петербургского дворянства и купечества. Благодаря этому на кладбище было установлено множество высокохудожественных скульптурных памятников.

После революции большинство родственников, у которых на кладбище были похоронены близкие люди, иммигрировало за границу, и присматривать за захоронениями стало некому. Богатые могилы стали хорошей приманкой для безбожников. Во времена повального гонения и запрета на православную веру в послереволюционное время многие захоронения были разграблены и полностью уничтожены. Часовни и храмы, находящиеся при кладбище, были снесены.

В начале XXI века городской комитет по охране памятников поднял архивы старых документов и восстановил имена 13730 человек, похороненных на Новодевичьем кладбище.

Собор Владимирской иконы Божьей матери. Церковь, которая строилась 124 года

В 1745 году границей Санкт-Петербурга был Аничков мост, в Московском предместье, прилегающему к нему, начали возводить церковь, на месте современного Владимирского собора. Как ни странно, толчком для начала строительства стали опустошительные пожары, произошедшие за много лет до этого.

Деревянная церковь

В 1736 и 1737 году в Петербурге произошли два пожара, которые уничтожили Морскую слободу и значительную часть построек на Адмиралтейском острове.

Московское предместье представляло собой плотно застроенный деревянными домами район. В этой же слободе императорским указом было выделено место:

  • для постройки домов с прилегающими строениями (они впоследствии принадлежали придворным служащим);
  • организации площади и церкви на ней.

Церковь возвели из дерева, вида довольно скромного: у неё был один купол и трёхъярусная колокольня. В 1747 состоялось освящение во имя особо почитаемой чудотворной Владимирской иконы.

Через девять лет здание обветшало настолько, что прихожане обратились в Синод с просьбой возвести каменный храм.

Ещё четыре года собирали средства на строительство, а в 1761 на месте деревянной церкви заложили первый камень.

Затянувшаяся стройка

Важно

Строительство тянулось, как осенние сумерки. Только в 1768 был освящён нижний храм. Верхний закончили ещё через пять лет, а отдельно стоящая башня колокольни была открыта в 1791 По отзывам современников, внутреннее убранство было великолепно, но, к сожалению, ни один из предметов утвари не сохранился. Та же участь постигли иконы и книги, которые были в первые годы после постройки.

В 1810 году из церкви Аничкова дворца перенесли иконостас, который установили на место изначального. Он считается единственным иконостасом работы Растрелли, который уцелел почти полностью (24 иконы из 30). Тем временем достройка шла полным ходом. Притвора у Владимирской церкви не было до 1831 года. Через 17 лет под руководством архитектора Ф. И. Руска:

  • колокольня стала на ярус выше;
  • были построены две часовенки;
  • сооружено кованное ограждение.

В середине XIX века боковые приделы обзавелись собственными иконостасами. Их выполнили в барочном стиле, который на тот момент считался несовременным. Зато они прекрасно вписались в убранство церкви. В 1885 к церкви сделали две пристройки, а через два года началась первая реставрация здания.

Знаменита Владимирская церковь не только изысканным архитектурным решением и богатым убранством. При ней действовало благотворительное общество, помогавшее обездоленным детям и женщинам, попавшим в трудную ситуацию. Среди знаменитых прихожан были Достоевский и няня Пушкина — Арина Родионовна.

Повышение звания

В советские годы в церкви до 1947 года располагалась библиотека, а после производство, обеспечивающее трикотажем физкультурников. В 1990 Владимирская церковь была передана епархии, а через год началась реставрация храма.

В начале XXI века обновлённая церковь удостоилась звания собора. Надо сказать, что подлинная икона, датируемая V веком, хранится в Москве. Она помещена в специальный киот, внутри которого поддерживается микроклимат, благотворно влияющий на икону. А в Петербурге находится копия. Служители собора утверждают, что мощь иконы такова, что всякая копия обретает чудодейственные свойства.

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Адрес: Владимирский пр-т, 20. Санкт-Петербург

Ближайшее метро: Владимирская, Достоевская, Маяковская

Посмотреть на карте:

Храм Сегодня

Церковь Успения Пресвятой Богородицы — это не только духовный, но и просветительский центр. При подворье работают:

  • воскресная школа
  • гимназия
  • институт религиоведения и церковных искусств с двумя отделениями: богословским и церковных искусств
  • иконописная школа
  • реабилитационный , который помогает людям, пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных организаций и ведет профилактическую работу по предотвращению вовлечения в секты
  • золотошвейная мастерская «Урбус»
  • мужской хор «Оптина Пустынь» — настоящая гордость храма, сопровождает службы в традициях старинных монастырских распевов
  • паломнический центр, который организует экскурсии по территории храма и по святым местам г. Санкт-Петербурга; проводит много встреч, концертов и дискуссий
  • гостиница
  • кафе

Второе рождение и возрождение храма

В июне 1990-го года храм был возвращен православной церкви. Комиссия, проводившая оценку здания, вынесла вердикт, что оно не подлежит восстановлению. Но было решено восстановить строение в первозданном виде. И уже в 1993-ем году в боковом приделе начались службы.

В 1997-ом году начались работы по восстановлению росписи стен, которые ведутся до сегодняшнего дня. Был установлен иконостас по сохранившимся фотографиям. На звоннице установлены шесть колоколов.

Одной из первых начала действовать приходская библиотека при храме. Сегодня в ее архиве более двадцати двух тысяч экземпляров.

В последний год двадцатого века при храме открылся Институт религиоведения и церковных искусств. Здесь все желающие могут освоить иконопись, вышивку, церковное пение, богословие. Позже была открыта православная Гимназия. Мужской хор является еще одним сокровищем Успенского подворья. Стройное пение хора сопровождает каждую службу.

Разрушение храма[ | ]

В 1920-х годах все ценности из этой церкви были изъяты. С 1932 года до закрытия храм выполнял функции кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. В апреле 1938 года храм был закрыт и снят с охраны.

Взорван вместе с соседним доходным домом 1 февраля 1961 года, в разгар очередной антирелигиозной кампании.

Распоряжение о сносе храма было дано главным архитектором Ленинграда Валентином Каменским. «В. А. Каменский, сменив после войны Н. В. Баранова, осуждал его за стратегические недостатки действующего генплана города, несовершенство малоэтажного жилого строительства первых послевоенных лет и т. п. Узнав об угрозах Н. В. Баранова, В. А. Каменский потребовал собрать у себя „своих академиков“ Е. А. Левинсона, И. И. Фомина и др.), чтобы добиться подписания документа о полной никчемности церкви Успения Пресвятой Богородицы в панораме Сенной площади». Документ о сносе храма был ими подписан.

Перед взрывом кровля с медью и позолотой была демонтирована. Опасаясь повредить стоящие на площади дома, инженеры рассчитали взрыв так, чтобы его сила ушла в землю; тем не менее, имеются сведения, что в результате взрыва были повреждены даже сваи Исаакиевского собора. Завалы взорванного храма были расчищены. На освободившемся месте по проекту Каменского был выстроен вестибюль наземного выхода станции метрополитена «Площадь Мира» (переименованная 1 июля 1992 года вслед за площадью в «Сенную площадь»). Она была открыта 1 июля 1963 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector