Адмиралтейский район. домовая церковь андрея критского при бумажной фабрике гознака

Постсоветское время

В день памяти преподобного мученика Андрея Критского 17 октября 1998 года в церкви после длительного перерыва прошел первый молебен. После реставрации ее заново освятили 13 июня 2007 года . Ныне сооружение имеет статус городского подворья Константино-Еленинского женского монастыря. Его сокровищница включает более 70 святынь: это и образцы афонского письма, и сакральный образ Божией Матери «Всецарица».

На первом этаже работает Музей христианского искусства, где экспонируются уникальные византийские и древнерусские иконы, предметы религиозной живописи XIX века и прикладного творчества. В помещении храма также размещаются мастерская «Покров» и воскресная школа – Народное училище благочестия, имеющее теоретическое и прикладное направления.

Описание

Стоит сказать, что и внешние, и внутренние убранства храма отличаются особым богатством и уникальностью. Если рассматривать церковь снаружи, то в глаза бросится сама ее архитектура. Она не характерна для православного храма, в нашем понимании. Храм вписывается в саму стилистику здания, хотя и имеет позолоченную главку в виде луковицы над входом в звонницу.

Интерьер церкви Андрея Критского

Красота внутреннего убранства всегда поражала и прихожан, и туристов. Так можно легко заметить монументальные колонны, созданные из гранита. Стены расписаны восковыми красками. Иконостас вырезан из дуба Дмитрием Труновым.

Литература

  • BHG, N 113–114c;
  • Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбородко / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860. С. 415–417;
  • Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 5. S. 169–179;
  • ЖСв. Июль. С. 69–72;
  • Лопарев Х. Описание некоторых греческих житий святых, III: Житие св. Андрея Критского // ВВ. 1897. Т. 4. С. 345–348;
  • Latysev. Menolog. Fasc. 2. P. 136–137;
  • Гудзий Н. К. К легендам об Иуде предателе и Андрее Критском // РФВ. 1915. № 1;
  • Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Л., 1928;
  • Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI–XV вв. М., 1984;
  • Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 248–261;
  • Повесть об Андрее Критском // ПЛДР: XVII в. М., 1988. Кн. 1. С. 270–274, 640–641;
  • Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 215–220.
  • Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859;
  • Петров Н. О. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога (иноземные источники). К., 1875;
  • Веселовский А. Н. Андрей Критский в легенде о кровосмесителе и сказание об апостоле Андрее // ЖМНП. 1885. Т. 239. № 6. С. 231–237;
  • Драгоманов М. П. Славяньските преправки на Едиповата история. София, 1891;
  • Пономарев А. Андрей, архиепископ Критский, св. // ПБЭ. Т. 1. Стб. 765–769;
  • Heisenberg A. Ein jambisches Gedicht d. Andreas v. Kreta // BZ. 1901. Bd. 10. S. 505–514;
  • Vailhe S. Saint Andre de Crete // EO. 1901/02. T. 5. P. 378–387;
  • М-ов П. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Олонецкие ЕВ. 1902. № 4. С. 143–149; № 5. С. 181–187; № 6. С. 221–226; № 7. С. 276–279; № 8. С. 299–302; № 9. С. 330–334;
  • Рождественский М. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Странник. 1902. Март. С. 447–472. Июнь. С. 1136–1141;
  • Филарет. Песнопевцы. С. 195–200;
  • Petit L. Andre de Crete // DACL. T. 1. Col. 2034–2041;
  • Колокольников М., свящ. Великий «канон» св. Андрея Критского и его совр. значение // Странник. 1909. № 2. С. 192–206;
  • Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 98–107;
  • Mercenier E. A propos d’Andre de Crete // Tome commemoratif du millenaire de la Bibliotheque Patrarcale d’Alexandrie. Alexandrie, 1953. P. 170–178;
  • Sanz P. Ein Fragment eines neuen Kanon d. Andreas v. Kreta // JOBG. 1955. Bd. 4. S. 1–11;
  • Тодоров Т. Св. Андрей Критский – великий песнописец // Церковен вестник. София, 1961. № 6;
  • Будовниц И. У. Словарь русcкой, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII в. М., 1962. С. 76, 298;
  • Сарафанова (Демкова) Н. С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума // ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 335;
  • Shiro G. Caratteristiche dei canoni di Andrea Cretese: Studi su alcune composizioni inediti del melode // Krhtik Cronik. 1963. T. 15–16. S. 113–138;
  • Richard M. Le commentaire du Grand Canon d’ Andre de Crete par Acace le Sabaïte // EEBS. 1965. T. 34. S. 304–311;
  • Талин В. Святый Андрей, пастырь Критский, и его Великий покаянный канон // ЖМП. 1968. № 2. С. 65–72;
  • Рябцев А. Великий канон – школа покаяния (этюд) // Там же. 1969. № 3. С. 71–76;
  • Процюк Ю., прот. Наука покаяння у Великому канонi св. Андрея Критського. Львiв, 1972. Ðêï.;
  • Szoverffy. Hymnography. Vol. 2. P. 6–10;
  • Древнерусское шитье XV–XVIII в. в собрании Гос. Русского музея: Кат. выст. / Сост. и авт. ст. Л. Д. Лихачева. Л., 1980;
  • Климова М. Н. Опыт текстологии Повести об Андрее Критском // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосиб., 1982. С. 46–61;
  • она же. Повесть об Андрее Критском и фольклор (некоторые аспекты сопоставительного анализа) // Рукописная традиция XVI–XIX веков на востоке России. М., 1983. С. 27–39;
  • НКС. Т. 3. С. 512–513;
  • Правдолюбов С., протод. Великий канон св. Андрея Критского: История. Поэтика. Богословие: Магист. дис. / МДА. М., 1987. Т. 1–2 ;
  • Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в.: Кодикол. исслед. ркп. Софийско-Новгородского собр. Гос. Публичной б-ки. М.; Л., 1989. С. 29;
  • Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. Художественной галереи // ПКНО, 1992. М., 1993;

Литература по иконографии

  • Ерминия ДФ. С. 160, 175;
  • Detzel. Bd. 2. S. 64;
  • Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 112;
  • Millet, Frolow. Vol. 3. Tab. 32:3, 106:1, 107:2;
  • Skrobucha H. Katalog Ikonenmuseum Recklinghausen. Recklinghausen, 1968. № 266;
  • Knoben U. // LCI. Bd. 5. Sp. 156;
  • Миjовиz. Менолог. С. 191, 280, 301, 373;
  • Правдолюбов С., прот. Великий канон св. Андрея Критского: Магист. дис. Т. 1. Л. 3; Т. 2. Л. 2, 215;
  • Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. художественной галереи// ПКНО, 1992. М., 1993;
  • Сорок сороков. Т. 2. C. 483, № 87;
  • Евсеева. Афонская книга. С. 315, № 167;
  • Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе и искусстве // ТОДРЛ. Т. 51. С. 206–220. Ил. 208;
  • Христианские реликвии. С. 30, 134–136, 177–180.

Как добраться

Князь-Владимирский собор находится на Петроградской стороне в Успенском сквере, образующем треугольник на пересечении улицы Блохина, проспекта Добролюбова и переулка Талалихина. Вход в храм находится в непосредственной близости от станции метро «Спортивная», фиолетовой ветки метро М5, со стороны проспекта Добролюбова.

Интерактивная схема Санкт-петербургского метрополитена

На панораме Яндекс Князь-Владимирский собор

Рядом на проспекте Добролюбова находятся остановки трамвая № 6, 40, Т1; троллейбуса № 7 и автобуса № 191. С тыльной стороны собора в Талалихинском переулке останавливаются автобусы № 5 М, 10, 128, троллейбусы № 1, 9, 31 и маршрутные такси № К-10, К-30, К-32, К-127, К-149, К-175.

Поиск проезда на городском транспортном сайте Петербурга

Можно доехать до Князь-Владимирского собора на такси. В городе работает большое количество различных перевозчиков, в том числе Яндекс. Такси, Gett и Maxim. Машину можно вызвать через мобильное приложение, заказать по телефону или просто проголосовать на улице.

Совсем рядом на ул. Блохина, д. 15 расположен Музей-клуб Котельная «Камчатка», тот самый, где работал кочегаром в 1986—1988 гг. Виктор Цой. А в 10 мин ходьбы в восточном направлении находятся Министерская и Кронверкская набережные Невы, откуда рукой подать до Ленинградского зоопарка и Петропавловской крепости.

На видео Литургия в Санкт-Петербургском соборе Святого равноапостольного князя Владимира

Современное состояние

Сейчас храм Андрея Критского находится в прекрасном состоянии. Его отреставрировали в 2006 году и освятили 13 июня 2007. Он является частью подворья Константино-Еленинского женского монастыря.

Идет время и храм набирает все большую популярность как у прихожан, так и у туристов. Сюда даже приезжал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Деятельность прихода

Известно, что храм не стремится активно участвовать в социальной и общественной жизни. Однако на первом этаже работал и продолжает принимать посетителей музей искусства в христианстве.


Церковный хор при храме преподобномученика Андрея Критского

Здесь всем желающим показываются древние и уникальный иконы, привезенные из Византии, а также написанные во времена Древней Руси. Здесь же хранятся и образцы прикладного творчества XIX века.

Интересно! В храме расположена настоящая мастерская «Покров», которая готова почти в любой день принять всех желающих. В церкви Андрея Критского находится традиционная воскресная школа, как часть Народного училища.

Святыни

В стенах храма Андрея Критского хранится более 70 святынь::

  • частица мощей святого Николая Чудотворца;
  • частица мощей преподобного Аркадия Константинопольского;
  • частица мощей великомученика Георгия Победоносца;
  • частицы мощей равноапостольных Кирилла и Мефодия.

К иконам, почитаемым в храме Андрея Критского, стоит отнести образа Андрея Критского, Николая Чудотворца и Богоматери «Троеручицы».

БОГАДЕЛЬНЯ ПРИ ХРАМЕ

Главная особенность заключается в том, что в одном здании с богадельней находится храм, службы в котором совершаются несколько раз в неделю. Жизнь Покровской богадельни и храма Андрея Критского тесно переплетена. Пожилые люди, которые в силу своего возраста и состояния здоровья уже не могут посещать храм самостоятельно, здесь, благодаря такому сочетанию храма и богадельни имеют возможность не прекращать свою духовную жизнь и на её закате.

В основном молитвенное правило читают сестры в микрофон, чтобы слышали и лежащие в другой спальне болящие, но некоторые из насельниц, кто умеет читать внятно и грамотно, в слух, просят у сестер почитать молитвы, назначенные духовником богадельни, и с радостью это исполняют. Духовник богадельни, настоятель прихода протоиерей Валерий Швецов, часто заходит в богадельню, он живо интересуется каждой насельницей, обязательно к каждой подойдет, поговорит по душам, успокоит и словом и улыбкой.

Почитание Андрея Критского на Руси

Наиболее ранним свидетельством почитания этого святого на Руси является упоминание памяти Андрея Критского в месяцеслове Мстиславова Евангелия кон. – нач. XII в. .

Служба Андрея Критского содержится в Минее XII в. . В переведенный в 1-й пол. XII в. на Руси нестишной Пролог включены под 4 июля память Андрея Критского без жития, под 4 июня – краткое житие святого . В 1-й пол. XIV в. краткое житие Андрея Критского было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. Кроме основного праздника 4 июля, в ряде календарей память Андрея Критского указывается под др. датами, отражающими более архаичную визант. традицию: 29 апр.– в Апостоле и 4 июня – в Румянцевском Обиходе . Под 4 июня память Андрея Критского встречается и в более поздних рукописях: напр., в новгородских Минеях и XVI в., происхождение которых Е. М. Шварц связывает с сербскими Минеями, привезенными игуменом Лисицкого монастыря Иларионом с Афона в конце XIV в. ВМЧ содержат под 4 июля проложные жития и пространное житие Андрея Критского, написанное Никитой патрикием и квестором . По мнению А. А. Алексеева, перевод данного жития выполнен в Вост. Болгарии в в. и, по наблюдению О. А. Белобровой, отличается буквальностью . Переводное пространное житие читалось и переписывалось на Руси. В настоящее время известно значительное число его списков XVI-XVIII вв. в составе четьих Миней и сборников. Краткое житие Андрея Критского и Слова Андрея Критского включены во все издания Пролога (7 московских изданий с 1643 по 1696). В кон. XVII в. переработанное житие Андрея Критского с учетом данных печатного Пролога включил в свои Минеи под 4 июля святитель Димитрий Ростовский .

Большое распространение в русской письменности –XVII вв. получили гимнографические произведения и Слова Андрея Критского. Некоторые сочинения сохранились в составе древнейших рукописей XII–XIII вв. (напр., покаянный Великий канон в постной Триоди XII в. , гомилия «О четверодневном Лазаре» в Успенском сборнике кон. XII – нач. XIII вв. . Русские списки кон. XII в. Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. предписывает читать слова преподобного Андрея из цикла Триоди Постной и Цветной и на двунадесятые праздники (Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3, ч. 1. С. 247–256).

Преподобный Андрей Критский особо почитался в княжеской среде. По всей видимости, он являлся небесным покровителем святого благоверного князя Андрея Боголюбского и Андрея, сына святого благоверного князя Александра Невского . Несомненно в честь Андрея Критского был наречен Андрей, сын Ивана Калиты, родившийся 4 июля 1327 г. . Автор анонимного хожения в Царьград (кон. XIII – нач. XIV в.) и Стефан Новгородец (1348–1349) рассказывают об исцелениях от нетленных мощей прп. Андрея, находившихся в константинопольском монастыре его имени .

В конце XVI в. на Руси, по-видимому в юго-западнорусских землях, под влиянием западноевропейских сочинений-апокрифов «Повести о папе Григории», «Сказания Иеронима о Иуде-предателе» возникло новое литературное произведение, связанное с именем Андрея Критского, но не имеющее ничего общего с его житием, – Повесть об Андрее Критском . В основу повести положен Эдипов сюжет, известный в фольклоре и литературе всех европейских народов. По мнению М. Н. Климовой, исследовавшей историю возникновения повести (вслед за А. Н. Веселовским, М. П. Драгомановым, Н. К. Гудзием), единственным связующим звеном между Повестью об Андрее Критском и житием Андрея Критского является покаянный Великий канон. Составители повести буквально поняли некоторые признания героя Великого канона и отождествили его с создателем канона. На протяжении веков сюжет повести претерпел разнообразные изменения (М. Н. Климова выделяет 6 редакций), популярность повести подтверждается многочисленностью ее списков (около 50, в основном украинского и белорусского происхождения).

Зачем нам это «утомительное стояние»?

— Бывает, люди удивляются: текст огромен, при этом кажется, что в нем циркулирует одна и та же мысль — зачем же нужно на протяжении многих часов выслушивать его в церкви?

— Мне кажется, дело не в особенностях канона как такового. Просто у современного человека другой формат восприятия информации. У святителя Иоанна Златоуста были прекрасные проповеди, но воспринимать их на слух сегодня сложно.

Кроме того, мы же ведь все время в «вацапе» и «месенджере», нас напрягает «многабукаф», мы считываем информацию, как кассир со штрих-кода. Занимаясь одним делом, мы уже думаем о том, какое дело будет следующим. Я это осознал недавно, во время шестичасового всенощного бдения в одном из афонских монастырей. Шесть часов — это тяжело, если думать, что богослужение отвлекает тебя от какого-то другого занятия. Но когда никакого другого занятия нет, ты учишься быть здесь и сейчас, хотя это не всегда комфортно.

А еще мне вспоминается фраза Энди Уорхола: «Repeating the subject chаnges the subject» (повторение одного и того же предмета меняет сам предмет). Андрей Критский был не глупее Уорхола. Без настойчивого повторения, без навыка не отвлекаться погружение на глубину просто невозможно.

— Возникали ли у Вас какие-то ассоциации — литературные, поэтические или музыкальные — с текстом Великого канона?

— В свое время, меня поразило сходство ритма и стиля канона Андрея Критского и высказываний Будды Шакьямуни. И тот, и другой текст постоянно возвращаются к одной и той же теме. Как волна, которую прибивает к берегу одну за другой, звучит тема смерти:

«Взгляни на сей изукрашенный образ, на тело, полное изъянов, составленное из частей, болезненное, исполненное многих мыслей, в которых нет ни определенности, ни постоянства.

Изношено это тело, гнездо болезней, бренное; эта гнилостная груда разлагается, ибо жизнь имеет концом — смерть.

Как увядший лист, ты теперь, и посланцы Ямы (повелителя царства смерти. — Прим. ред.) пришли за тобой. И ты стоишь у порога смерти, и у тебя нет даже запаса на дорогу.

Сотвори себе остров, борись энергично, будь мудрым. Очищенный от скверны, безупречный, ты достигнешь небесного царства благородных».

И в том, и другом случае мысль о смерти — это призыв к пробуждению, к тому, чтобы наполнить свою жизнь смыслом. Не только мы сами нуждаемся в нем, но и сам Господь желает, чтобы мы были рядом с Ним и бодрствовали с Ним (Мф 26:38).

Совсем неслучайно то, что смысловой аккорд Великого канона заключен в этих словах: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?»

Разумеется, речь здесь идет совсем не о похожести христианства и буддизма – пути, которые они предлагают человеку, радикально различаются

И важно подчеркнуть, что пробуждение от того самого «сна» в буддизме и христианстве мыслится совершенно по-разному. Я, конечно, не специалист, но, не согрешая против истины, могу заметить, что в буддизме это пробуждение связано с растворением «я», нашей личности

То есть, грубо говоря, я проснулся тогда, когда просыпаться уже некому. В христианстве же личность никуда не исчезает, напротив — вся жизнь человека осмысляется как поиск настоящего себя.

Однажды я говорил с одним подростком, и он сказал мне: бывает, что я говорю или делаю что-то дурное, но это ненастоящий «я». И тогда я осознал, что это и есть определение греха. «С кем себе самому изменял?», как пелось в одной советской песне.

Мало себя в чем-то зажать или ограничить — это лишь путь к неврозу. Нужно искать вместе с Богом настоящего себя.

Об этом и напоминает нам канон: «Погребох перваго образа доброту, Спасе, страстьми, юже яко иногда драхму взыскав, обрящи» (пер.: «Засыпал страстями красоту первобытного образа, Спаситель; ее, как некогда драхму (монету. – Прим. ред.), Ты взыщи и найди»). Искать свою красоту, свою ценность в образе царя на монете — это и есть путь, на который указывает нам Канон.

Беседовал Тихон Сысоев

Кавалерский статус собора

С 1845 г. Князь-Владимирский собор получил статус кавалерского, он стал считаться капитульным храмом ордена Святого равноапостольного князя Владимира. Традицию назначать церкви, закрепленные за определенным орденом, ввел в конце ⅩⅧ в. Павел Ⅰ. На фасаде собора, ставшего капитульным, помещалось изображение ордена, а в престольный праздник святого, чье имя носил орден, в храме собирались на торжественную трапезу кавалеры в особых костюмах.

Кавалерами ордена Св. Владимира с первых лет его учреждения становились известные государственные чины и военноначальники. Среди них Александр Голицын, Григорий Орлов, Григорий Потемкин-Таврический, Александр Суворов, адмирал Ф. Ф. Ушаков, император Николай Ⅱ. Во второй половине ⅩⅨ в. орден выдавался за выслугу (35 лет) многим военным и гражданским чинам России. Знак ордена Св. Владимира размещен над входом в Князь-Владимирский собор. Композиция изображает двух ангелов, держащих орден заключенный в массивный позолоченный медальон, увенчанный императорской короной.

Monoklon

Интересно, что в годы советской власти Князь-Владимирский собор практически не прекращал богослужений, выстоял во время гонений на церковь и был открыт для прихожан даже во время блокады. В годы войны в нем служил митрополит Ленинградский, ставший впоследствии Патриархом Московским и всея Руси Алексием Ⅰ, награжденный медалью «За оборону Ленинграда».

На официальном сайте храма можно совершить 3D-прогулку по всему собору, рассмотреть иконы и внутреннее убранство и даже подняться на колокольню.

3D тур по Князь-Владимирскому собору

История Князь-Владимирского собора

Историю храма принято отсчитывать с момента закладки в 1708 г. деревянной церкви св. Николы на Мокруше. Мокрушей назывался низинный, периодически затопляемый район первых городских кварталов Петербурга, расположенных к западу от Петропавловской крепости. В 1717 г. церковь св. Николы сменил мазанковый храм, имевший три престола, главный из которых был освящен в честь Успения Богородицы, а боковые приделы — получили имена Никольский и Предтеченский. В 1719—1724 гг. в соборе молился Петр Великий. В 1740 г. по указу Анны Иоановны на замену деревянному Успенскому собору начали закладку нового, каменного храма. Однако, дворцовые перевороты и другие исторические события помешали строительству. Только в 1765 г. во времена Екатерины Великой вновь вернулись к незавершенному проекту.

По новому замыслу, храм должен был стать пятиглавым, в подражание Успенскому собору Московского Кремля. Первоначальный вариант был одноглавым, таким же как в соседний собор Петропавловской крепости. Выбор пал на проект итальянского архитектора Антонио Ринальди, который взялся достраивать храм и завершил черновое строительство к 1772 г.

Monoklon

Сройка снова прервалась на несколько лет, и заканчивал возведение церкви и ее отделку архитектор И. Е. Старов. 1 октября 1789 г. собор был освящен под новым именем — вместо Успенского, он получил имя Князь-Владимирского. Причиной такого изменения стали важные исторические победы на южных рубежах Российской империи. Именно в это время в составе Российской империи появляется Таврическая губерния на месте Крымского ханства, а в Петербурге архитектор И. Е. Старов строит Таврический дворец.

Успешные военные действия в Причерноморье и в Крыму оживили историческую память о князе Владимире, принявшем христианство и породнившемся с Византийским монаршим домом. Исторические параллели с деяниями князя Владимира создали символическую ауру преемственности отечественной истории. В эти же годы императрицей был учрежден орден Святого равноапостольного князя Владимира четырех степеней.

Екатерина Борисова

БЫТ

Усилиями прихода, а также помощью жертвователей и благотворителей в нашем доме престарелых – богадельне обустроен быт и налажен профессиональный сестринский уход. У нас  установлена новая вентиляционная система, через которую поступает свежий, подогретый до нужной температуры воздух. В каждой спальне и трапезной висят кварцевые лампы с экранами защищающими людей, очищающие воздух от вирусов и бактерий. Включаются увлажнители воздуха и вентиляторы во время жары летом. 

Куплена новая мебель, две стиральные и посудомоечная машины, противопролежневые матрацы, кислородный аппарат для облегчения затрудненного дыхания, специальные подъемники для лежачих и сидячих насельниц, инвалидные коляски, ходунки и пр. необходимые вещи. По мере необходимости постоянно приобретаются памперсы, одноразовые пеленки, медикаменты, хозяйственные товары.  Мы стараемся сделать все, чтобы нашим насельницам жилось удобно, уютно и комфортно, насколько это возможно.

После реконструкции помещений первого этажа, в нашем церковном доме престрелых открылось новое отделение, в котором разместилось 17 кроватей в пяти спальнях. теперь в Покровской богадельне целых 3 отделения на 45 человек. Насельницы богадельни размещены по три – четыре человека в комнатах. Их обслуживают три сестры. Кроме спальных комнат имеются большая трапезная, медицинская комната, комната отдыха. Комната отдыха у нас многофункциональная. В этой комнате можно уединиться, помолиться, можно встретиться с родственниками и  гостями, а можно и просто поговорить и отдохнуть с другой насельницей. Здесь могут отдохнуть и сестры, и здесь же проводятся сестринские  Евангельские чтения и различные совещания. В трапезной комнате имеется электронное пианино, под звуки, которого наши бабушки поют вечерами любимые песни. 

Постсоветское время

В день памяти преподобного мученика Андрея Критского 17 октября 1998 года в церкви после длительного перерыва прошел первый молебен. После реставрации ее заново освятили 13 июня 2007 года . Ныне сооружение имеет статус городского подворья Константино-Еленинского женского монастыря. Его сокровищница включает более 70 святынь: это и образцы афонского письма, и сакральный образ Божией Матери «Всецарица».

На первом этаже работает Музей христианского искусства, где экспонируются уникальные византийские и древнерусские иконы, предметы религиозной живописи XIX века и прикладного творчества. В помещении храма также размещаются мастерская «Покров» и воскресная школа – Народное училище благочестия, имеющее теоретическое и прикладное направления.

Церковь до 1923 года

В 1891 году в день Успения Божией Матери, приходящийся на 15 августа, строительные работы начались на третьем этаже складского особняка Экспедиции, выходившего фасадной частью на проспект. Вытянутое вверх сооружение, внешне органично вписавшееся в русскую стилистику здания, включало позолоченную луковичную главку и разместившуюся над входом звонницу. 

Освящение новой домовой церкви проводилось епископом Антонием Выборгским 18 октября 1892 года. Ее первым настоятелем вплоть до 1913 года стал один из членов комиссии по постройке культового сооружения отец Философ Николаевич Орнатский. 

Внутри монументальные колонны, сверкавшие блеском полированного гранита, делили помещение на три нефа. Арочные проемы были выполнены в характерной технике энкаустики. Роспись восковыми красками как нельзя более подчеркивала остальной декор. Над святыми элементами интерьера работали видные мастера своего времени. Для резного иконостаса из дуба образА создавались Дмитрием Труновым, а иконы в Царских вратах –  Адольфом Шарлеманем. Большинство других икон, в том числе «Нерукотворный Спас», принадлежат кисти Виктора Боброва.

Снаружи во входной арке установили авторскую копию картины Ивана Макарова, посвященную крушению императорского поезда. По информации экспертов Третьяковской галереи, сегодня местонахождение самого эскиза неизвестно.     

В 1923 году православный храм был закрыт и стал использоваться как общежитие для престарелых сотрудников фабрики Госзнака, а потом как клуб. В часовне расположился медпункт. Внешне храм также претерпел изменения: были сняты главка и крест.

История

История постройки церкви Андрея Критского приручена к интересному событию, связанному с царской семьей. 17 октября 1888 года произошла авария на железнодорожных путях. В поезде ехала вся семья Романовых вместе с императором Александром III. Неожиданно послышался ужасный шум и стало очевидно, что поезд падает, он сошел с рельсов на скорости в 70 км/ч. Казалось, что гибель царской семьи неизбежна, но чудом стала их невредимость. Все отделались лишь легким испугом и парой царапин, хотя при катастрофе погиб 21 человек.

Храм преподобномученика Андрея Критского, Санкт-Петербург

17 октября — это день памяти Андрея Критского. Именно в честь него позже и был возведен одноименный храм.

Стоит знать! Андрей Критский — выдающийся христианский богослов, автор духовных песен и гимнов, а также проповедник. Стал архиепископом на острове Крит, в честь чего потом и получил такое имя. Проповедник был канонизирован в лике святителя. Именно Андрей Критский написал «Великое покаяние канону».

Это событие сильно удивило сотрудников Экспедиции, связанной с созданием бумаг и денег. Тогда было принято решение построить храм, который вечно будет нести в своих стенах память о тех событиях. Эти события более подробно стали развиваться уже в 1891 году.

Церковь было решено возводить во дворе фабрики. Был объявлен специальный сбор со всех рабочих, коих было более 4 тысяч. По его результатам было собрано 36 тысяч рублей, плюс пожертвования в размере 32 тысяч. Однако этого оказалось мало, да и двор не совсем подходил для постройки храма.

Тогда, согласно проекту Карла Моевского, было решено создать внутренний храм, который мог разместить в себе 1500 человек. Работы начались 15 августа 1891 года. Уже 26 августа 1892 был назначен первый настоятель церкви, которым стал Философ Орнатский.

Храм продолжал свою деятельность вплоть до 1923 года. Тогда советское руководство решило его закрыть, а в здании организовать сначала общежитие для рабочих фабрики, а потом клуб. В небольшой, рядом расположенной часовне организовали медпункт.

Храмовый образ над входом в церковь Андрея Критского

Прошло много лет и в день памяти того же Андрея Критского в 1998 году в этом храме прошел первый за последние десятилетия молебен.

Церковь до 1923 года

В 1891 году в день Успения Божией Матери, приходящийся на 15 августа, строительные работы начались на третьем этаже складского особняка Экспедиции, выходившего фасадной частью на проспект. Вытянутое вверх сооружение, внешне органично вписавшееся в русскую стилистику здания, включало позолоченную луковичную главку и разместившуюся над входом звонницу. 

Освящение новой домовой церкви проводилось епископом Антонием Выборгским года. Ее первым настоятелем вплоть до 1913 года стал один из членов комиссии по постройке культового сооружения отец Философ Николаевич Орнатский. 

Внутри монументальные колонны, сверкавшие блеском полированного гранита, делили помещение на три нефа. Арочные проемы были выполнены в характерной технике энкаустики. Роспись восковыми красками как нельзя более подчеркивала остальной декор. Над святыми элементами интерьера работали видные мастера своего времени. Для резного иконостаса из дуба образА создавались Дмитрием Труновым, а иконы в Царских вратах –  Адольфом Шарлеманем. Большинство других икон, в том числе «Нерукотворный Спас», принадлежат кисти Виктора Боброва.

Снаружи во входной арке установили авторскую копию картины Ивана Макарова, посвященную крушению императорского поезда. По информации экспертов Третьяковской галереи, сегодня местонахождение самого эскиза неизвестно.     

В 1923 году православный храм был закрыт и стал использоваться как общежитие для престарелых сотрудников фабрики Госзнака, а потом как клуб. В часовне расположился медпункт. Внешне храм также претерпел изменения: были сняты главка и крест.

Описание

Храм был построен в период с 1891 по 1892 гг. в честь чудесного спасения императора Александра III и его семьи при крушении поезда в 1888 г. Автор проекта: архитектор К. Я. Маевский. Освятили храм епископ Выборгский Антоний и отец Иоанн Кронштадтский.

Это был домовой храм при фабрике государственных бумаг.

В 1923 г. храм был закрыт советской властью, здание было отдано под организацию клуба фабрики.

Возвращен верующим в 1998 г. Вновь освящен в 2007 г. после ремонта.

С 2006 г. является подворьем Константино-Еленинского женского монастыря в поселке Ленинское Ленинградской области.

Современное состояние

Сейчас храм Андрея Критского находится в прекрасном состоянии. Его отреставрировали в 2006 году и освятили 13 июня 2007. Он является частью подворья Константино-Еленинского женского монастыря. Идет время и храм набирает все большую популярность как у прихожан, так и у туристов. Сюда даже приезжал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Деятельность прихода

Известно, что храм не стремится активно участвовать в социальной и общественной жизни. Однако на первом этаже работал и продолжает принимать посетителей музей искусства в христианстве.

Церковный хор при храме преподобномученика Андрея Критского

Здесь всем желающим показываются древние и уникальный иконы, привезенные из Византии, а также написанные во времена Древней Руси. Здесь же хранятся и образцы прикладного творчества XIX века.

Интересно! В храме расположена настоящая мастерская «Покров», которая готова почти в любой день принять всех желающих. В церкви Андрея Критского находится традиционная воскресная школа, как часть Народного училища.

Святыни

В стенах храма Андрея Критского хранится более 70 святынь::

  • частица мощей святого Николая Чудотворца;
  • частица мощей преподобного Аркадия Константинопольского;
  • частица мощей великомученика Георгия Победоносца;
  • частицы мощей равноапостольных Кирилла и Мефодия.

К иконам, почитаемым в храме Андрея Критского, стоит отнести образа Андрея Критского, Николая Чудотворца и Богоматери «Троеручицы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector