Государственная дума

Как рассматриваются законы

Раз Государственная Дума — это законодательный орган власти, то логично предположить, что и законы принимаются тоже нею. Кто же вносит предложения по принятию законов? В Думе это могут быть депутаты или члены Совета Федерации. Законы может прислать на рассмотрение президент страны, Верховный или Арбитражный суд, комиссии Государственной Думы и ее комитеты.

Все внесенные предложения и законопроекты и рассматривает Государственная Дума. Это объясняет еще и то, что обрабатывают и принимают документы все по-разному.

Важно знать, что обычный человек не может напрямую подать закон на рассмотрение в Думу. Но через посредника это сделать вполне реально

Посредником является депутат, который закреплен к той или иной территории проживания. Обычный гражданин должен обратиться именно к тому слуге народа, который находится в его районе. Если проблема узконаправленная, то искать помощи можно в комитете по этому вопросу.

Мятежный броненосец

За полгода до созыва 1 Государственной думы, 27 июня 1905 года, случился бунт матросов линкора «Потемкин». Причина — гнилое мясо, которым кормили моряков. Капитан судна приказал расстрелять бунтовщиков, но команда отказалась выполнить приказ, бунт продолжился, в результате которого мятежники убили восемнадцать офицеров вместе с капитаном и создали судовой комитет во главе с Афанасием Матушенко.

Мятеж, начавшийся на броненосце, быстро распространился и вскоре охватил войска армии и флота, поразил промышленные города России. В октябре стачку объявили железнодорожники, парализовав транспортное сообщение всей страны. Началось всеобщее массовое революционное движение, вошедшее в историю государства как Первая октябрьская революция 1905-1907 годов.

Вот что написал первый министр правительства Сергей Витте в обращении от 22 октября 1905 года к Николаю II:

По мнению Витте, у правительства было два пути: либо возглавить народное движение «За свободу» и предложить политические реформы, либо подавить мятеж, а репрессии ничего, кроме кровопролития, не принесут и вряд ли решат проблемы, возникшие в управлении государством. Дальше последовали события, окончательной определившие необходимость создания первой Госдумы.

Учреждение Государственной Думы

20 февраля 1906 г.

I. О составе и устройстве Государственной Думы

1. Государственная Дума учреждается для обсуждения законодательных предположений, восходящих к верховной Самодержавной
Власти по силе Основных Законов и в порядке, установленном в сем
Учреждении и в Учреждении Государственного Совета.

2. Государственная Дума образуется из Членов, избираемых населением Российской Империи на пять лет на основаниях, указанных в
Положении о выборах в Думу.

3. Государственная Дума может быть, до истечения пятилетнего
срока полномочий ее Членов, распущена указом Императорского Величества. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время
ее созыва.

4. Продолжительность ежегодных занятий Государственной Думы
и сроки/их перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества.

5. Государственная Дума может, для предварительной разработки
подлежащих рассмотрению дел, образовывать из своей среды Отделы
и Комиссии.

6. Число Отделов и Комиссий, их состав, а также предметы их ведомства, устанавливаются Государственной Думой.

7. Для законного состава заседаний Государственной Думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава
Членов Думы.

V. О предметах ведения Государственной Думы

31. Ведению Государственной Думы подлежат:

а) предметы, требующие издания законов и штатов, а также их изменения дополнения, приостановления действия и отмены;

б) Государственная Роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами Министерств и Главных Управлений, равно как денеж-
ные из казны ассигнования, Росписью не предусмотренные, — на основании установленных правил;

в) отчет Государственного Контроля по исполнению Государственной Росписи;

г) дела об отчуждении. части государственных доходов или имуществ, требующем Высочайшего соизволения;

д) дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за ее счет; .

е) дела об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов;

ж) дела, вносимые на рассмотрение Думы по особым Высочайшим повелениям.

Примечание. Ведению Государственной Думы подлежат также
сметы и раскладки земских повинностей в местностях, в которых
не введены земские учреждения, а также дела о повышении земского
или городского обложения против размера, определенного Земскими
Собраниями и Городскими Думами…

32. Государственная Дума может возбуждать предположения об
отмене или изменении действующих и издании новых законов.., за
исключением Основных Государственных Законов.

33. Государственная Дума может обращаться к Министрам и
Главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону
Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны или подведомственных им лиц и установлений,
действий, кои представляются незакономерными.

ПСЗ, Собрание третье, т. XXVI, отделение
первое, № 27424.


Сосканированно из кн.: Сборник документов и материалов по курсу «Политическая история XX века. Москва, 1991 г. с. 122 — 123

Далее читайте:

Россия в первые годы XX века
(хронологическая таблица).

Основные события 1906 года
(хронологическая таблица).

Манифест об учреждении
Государственной Думы, 6 августа 1905 г.

Депутаты Государственной Думы
в 1905-1917 гг. (биографический указатель)

I созыв

Созвана согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 года, по которому 49 % всех выборщиков принадлежало крестьянам. Выборы в Первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906.

Выборы Депутатов Думы происходили не напрямую, а через избрание выборщиков отдельно по четырём куриям — землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для первых двух выборы были двухстепенные, для третьей — трехстепенные, для четвёртой — четырёхстепенные. РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот.

Из 448 депутатов Госдумы I созыва кадетов было 153, автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. этнических групп) — 63, октябристов — 13, трудовиков — 97, 105 беспартийных и 7 прочих.

Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга (после приема у Николая II в Зимнем). Председателем был избран кадет С. А. Муромцев. Товарищами председателя — князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем — князь Д. И. Шаховской (кадет).

Первая дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи). Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения землей крестьянства. Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель. Выступали за сохранение образцовых помещичьих хозяйств и отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду. Трудовики требовали для обеспечения крестьян отвести им участки по трудовой норме за счет казенных, удельных, монастырских и частно-владельческих земель, превышающих трудовую норму, введение уравнительно-трудового землепользования, объявления политической амнистии, ликвидации Государственного совета, расширения законодательных прав Думы.

13 мая появилась правительственная декларация, которая объявляла недопустимым принудительное отчуждение земли. Отказ даровать политическую амнистию и расширить прерогативы Думы и ввести принцип ответственности перед ней министров. Дума ответила решением о недоверии правительству и замене его другим. 6 июня появился ещё более радикальный эссеровский «проект 33-х». Он предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление её со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России. 8 июня 1906 Царское правительство под предлогом, что Дума не только не успокаивает народ, но ещё более разжигает смуту, распустило её.

Думцы увидели манифест о роспуске утром 9-го числа на дверях Таврического. После этого часть депутатов собралась в Выборге, где 9-10 июля 200 депутатами было подписано т. н. Выборгское воззвание.

Порядок выборов в Государственную думу

Государственная дума избиралась на 5-летний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Это право применялось императором Николаем II для роспуска Государственной думы 1-го и 2-го созывов.

В основание избирательной системы были положены цензовое и отчасти сословное начала.

Выборы в первую и вторую Думы проходили на основании «Положения о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 года и именного высочайшего указа от 11 декабря 1905 года «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу».

Выборы были многоступенчатыми, проводились по четырем неравноправным куриям: 1) землевладельческой, 2) земледельческой, 3) городской и 4) рабочей.

Норма представительства составляла: один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельческой курии, на 4 тыс. — в городской, на 30 тыс. — в крестьянской, на 90 тыс. — в рабочей.

Для участия в выборах по землевладельческой курии устанавливался земельный ценз — владение от 100 до 650 десятин земли в зависимости от местности, и имущественный ценз — наличие недвижимой собственности стоимостью не менее 15 тыс. рублей.

Городские избиратели в столицах и 24 крупных указанных в законе городах составляли один разряд (избирательная курия), пользующийся правом двухстепенной подачи голосов, то есть избиратели выбирали выборщиков, а последние в одном собрании — членов Думы.

Избиратели в уездах и всех других городах образовывали два разряда: 1) крупные землевладельцы и 2) владельцы 1/10 ценза и священнослужители; первые выбирали двухстепенными выборами, а вторые — трехстепенными, то есть на предварительных съездах избирали уполномоченных, которые на уездных съездах вместе с крупными землевладельцами избирали выборщиков для губернского избирательного собрания.

Для крестьян и рабочих предусматривалась сложная многоступенчатая система выборов. Сельские и хуторские крестьянские сходы выбирали десятидворников, те на волостных сходах — уполномоченных, последние на уездных сходах — выборщиков от волостей.

По рабочей курии каждый завод, фабрика, предприятие горнозаводской промышленности, железнодорожная мастерская с числом рабочих мужского пола от 50 до 1000 человек избирали одного уполномоченного. Наиболее крупные предприятия избирали уполномоченного от каждой тысячи рабочих. Уполномоченные всей губернии собирались на губернское собрание уполномоченных от рабочих. На нем избирались выборщики для участия в губернском избирательном собрании.

Выборщики губернии от всех курий (от уездов, городских избирателей и крестьян) избирали установленное законом количество членов Государственной думы на губернском избирательном собрании.

Выборы в третью и четвертую Государственные думы проходили на основании высочайшего манифеста от 3 июня 1907 года «О роспуске Государственной думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу», а также нового избирательного закона.

Число выборщиков было коренным образом перераспределено в пользу помещиков и крупной буржуазии.

При этом городская курия делилась на курии 1-го разряда (крупная буржуазия) и 2-го разряда (мелкая буржуазия и городская интеллигенция).

Теперь в курии землевладельцев один выборщик приходился на 230 избирателей, в 1-м разряде городской курии — на 1000 избирателей, во 2-м разряде — на 15 тыс., в крестьянской курии — на 60 тыс., в рабочей — на 125 тыс.

Таким образом, землевладельческая курия и крупная буржуазия избирали 2/3 всех выборщиков, а на долю крестьян и рабочих приходилось около четверти выборщиков. Сильно сокращалось представительство от национальных окраин.

Казачьему населению было предоставлено право отдельно избирать своих уполномоченных и выборщиков.

Совершенно лишены избирательных прав военнослужащие на действительной службе, учащиеся в учебных заведениях, лица до 25-летнего возраста и женщины.

Число членов первой и второй Государственной думы в 50 губерниях 412, от 10 губ. Царства Польского — 36; от Кавказа — 32, от Сибири — 20, от Закаспийских областей — 19, от сибирских казаков, кочевых калмыков и киргиз и холмской православной епархии — 5, всего 524 (с 1907 года — 442).

Седьмой созыв, 2016 — 2021

Выборы в Госдуму седьмого созыва вновь закончились победой “Единой России”, которая вернула себе конституционное большинство, взяв более 340 мандатов из 450.

Эта Госдума тоже запомнилась неоднозначными и резонансными законами. И если прошлую называли “взбесившимся принтером”, то эту политолог Алексей Макаркин назвал “управляемым принтером”, который выполнит любые задания, что ему дадут. Причём некоторые даже ценой своего рейтинга.

Центральными событиями седьмого созыва стали две масштабные реформы — пенсионная и конституционная.

Первая подразумевает увеличение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет к 2028 году, а для женщин — до 60 лет к 2034 году. Такую инициативу граждане восприняли крайне негативно — в России прошла волна народных и местами жестоких протестов.

Законопроект был одобрен летом 2018 года голосами исключительно единороссов, а КПРФ, ЛДПР и “Справедливая Россия” выступили категорически против.

В конституционной реформе Дума тоже в основном играла роль исполнителя: большинство поправок поступали либо от президента, либо от представителей общественности через рабочую группу. Поправка об обнулении президентских сроков, давшая возможность Владимиру Путину и экс-президенту Дмитрию Медведеву баллотироваться еще на два срока, была внесена депутатом-единороссом Валентиной Терешковой.

За текст новой Конституции, по официальным данным, проголосовали почти 78% россиян. Однако эта реформа тоже вызвала массовые протесты.

Также среди законов — закон о неприкосновенности бывших президентов России, о “суверенном Рунете”, о “СМИ-иноагентах”, о просвятительской деятельности (который, кстати, тоже вызвал критику, теперь научного сообщества и людей, занимающихся просветительской деятельностью) и многое другие.

Кроме прочего, этот созыв Госдумы во время своей работы столкнулся с пандемией коронавируса, что тоже дало свои плоды. Так, была реализована возможность трёхдневного голосования на любых выборах и электронное голосование.

Под занавес депутаты одобрили закон, запрещающий участвовать в выборах лицам, которые были причастны к деятельности организаций, признанных впоследствии экстремистскими. Он был принят, невзирая на критику многих юристов, которые нашли в этой норме противоречие ст. 54 Конституции (“Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением”).

Всего за время седьмого созыва было принято 2672 закона.

И всё же, Дума успевает рассмотреть не все инициативы. По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, от предыдущего созыва депутатам досталось в наследство больше двух тысяч законодательных инициатив, сейчас новому, восьмому созыву остаётся меньше — тысяча. Если говорить об итогах седьмого созыва, то важнейшим Володин назвал принятие законопроектов в развитие новых норм Конституции, а заметным — повышение пенсионного возраста.

Представитель оппозиции, депутат Госдумы четвёртого, пятого, шестого и седьмого созывов от ЛДПР Сергей Иванов говорит, что в эти пять лет “по всем фронтам был наезд на права и свободы граждан”, а седьмой созыв оказался более репрессивным, чем шестой. Он извинился перед избирателями и сказал, что такого позора ещё не видел, и даже новые полномочия Думы (право утверждать вице-премьеров и министров несилового блока) считает профанацией, ведь “всё равно всё решает президент”.

Второй созыв, 1996 — 2000

Как и первый созыв, второй работал во время правления Бориса Ельцина. В эту Думу из 43 избирательных объединений и блоков прошли четыре.

По партийным спискам уверенную победу одержала КПРФ, получив 22,3% голосов, а партия власти “Наш дом — Россия”, которую создали в 1995 году по инициативе Ельцина, неожиданно осталась лишь третьей с 10,1%. С учётом одномандатников левая оппозиция в лице коммунистов и аграриев контролировала почти 50% голосов и всей своей мощью мешала инициативам Кремля и правительства.

Депутаты этого созыва попытались повторно начать процедуру импичмента Бориса Ельцина, но левая оппозиция потерпела поражение.

Обострение отношений Госдумы и Ельцина было во время голосования по кандидатуре главы правительства. Депутаты несколько раз срывали эти выборы и отклоняли предложенные президентом кандидатуры Виктора Черномырдина и Сергея Кириенко. Острой была ситуация весной и осенью 1998 года, когда Госдума только после третьего голосования, под угрозой роспуска и досрочных выборов, утвердила Кириенко на должность главы правительства.

Ситуация изменилась в 1998 году, когда российская экономика вступила в острую фазу кризиса. Сергей Кириенко заявил о введении комплекса мер, “направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики” страны. Фактически это означало дефолт и девальвацию рубля.

Спустя несколько дней после выступления Сергея Кириенко экономический кризис усугубился кризисом политическим: все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Тогда Борис Ельцин подписал указ об отставке премьера Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина. Госдума была против и дважды отклоняла кандидатуру.

После дефолта 1998 года левое большинство Госдумы заставило президента Ельцина пойти на компромисс и внести в Госдуму кандидатуру на пост премьер-министра — Е. Примакова.

Законодательная деятельность Госдумы второго созыва отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику — это законы о хлебной индустрии, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности

В основном принимались законы, увеличивающие госрасходы.

Многие решения Государственной думы носили политический характер и были рассчитаны на общественный резонанс. Однако были приняты также и базовые законы, до сих пор регулирующие жизнь граждан: Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс, Бюджетный кодекс, первая часть Налогового кодекса, вторая часть Гражданского кодекса, Лесной, Воздушный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания.

Всего за время работы второго созыва было принято почти 1,1 тыс. федеральных законов, из которых почти 750 вступили в силу.

Литература

  • Гос. Дума: Стеногр. отчеты: Созыв 1–4. СПб., 1906–1914. Пг., 1915–1917;
  • Обзор деятельности комиссий и отделов Гос. думы. СПб., 1907–1914. Пг., 1915–1916;
  • Полное собр. речей депутатов Гос. думы 1-го и 2-го созыва. СПб., 1908. 5 кн.;
  • Таганцев Н. С. Пережитое: Учреждение Гос. Думы в 1905–1906 гг. Пг., 1919. 2 вып.;
  • Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Восп. М., 1994;
  • Родзянко М. В. Крушение империи и Гос. Дума и Февральская 1917 г. революция. Н.-Й., 1986;
  • Шульгин В. В. Годы. Дни. 1920: Мемуары. М., 1990;
  • Столыпин П. А. Нам нужна Великая Россия: Полн. собр. речей в Гос. думе и Гос. совете, 1906–1911. М., 1991;
  • Рос. законодательство X–XX вв. М., 1994. Т. 9;
  • Россия, 1913 г.: Стат.-док. справ. СПб., 1995;
  • Гос. дума, 1906–1917: Стеногр. отчеты: В сокр. М., 1995. 4 т.;
  • Мусульм. депутаты Гос. Думы России, 1906–1917 гг.: Сб. док-тов и мат-лов. Уфа, 1998;
  • Глинка Я. В. 11 лет в Гос. Думе: 1906–1917: Дневник и восп. М., 2001;
  • Столыпин П. А. Программа реформ: Док-ты и мат-лы. М., 2002. Т. 1.
  • Гос. дума и пастырь Церкви. СПб., 1905;
  • Восторгов И. И., свящ. Гос. дума и Правосл.-Рус. Церковь: К вопр. о положении Церкви в правовом гос-ве. М., 1906;
  • он же. Гос. дума и церк. школы. СПб., 1911;
  • Боиович М. М. Члены Гос. Думы: Созыв 1–4: Портреты и биографии. М., 1906–1913;
  • Васильев Н. П. II Дума. М., 1907;
  • Каменский П. В. Вероисповедные и церк. вопросы в Гос. думе 3-го созыва и отношение к ним «Союза 17 октября». М., 1909;
  • Богданович С. Н., свящ. Сельский священник в Гос. думе: (Сб. моих статей). СПб., 1911;
  • Сендерко М., свящ. Гос. дума и жизненные вопр. правосл. духовенства. СПб., 1912;
  • Брусянин В. В. Указ. книг и ст. о Гос. Думе. М., 1913;
  • Деев А. С. Указ. книг и брошюр о Гос. Думе: Опыт библиографии. СПб., 1913;
  • Кадсон И. З. Депутаты из духовенства в III Гос. Думе // ИЗ. 1981. № 106. С. 302–322;
  • Гос. Дума в России (1906–1917 гг.): Обзор. М., 1995;
  • Становление рос. парламентаризма нач. ХХ в. Ì., 1996;
  • Смирнов А. Ф. Гос. дума Рос. империи, 1906–1917 гг.: Ист.-правовой очерк. М., 1998;
  • Усманова Д. М. Мусульм. фракция и проблемы «свободы совести» в Гос. думе России (1906–1917). Каз., 1999;
  • Кудрина Т. А., Пинкевич В. К. Вероисповедные реформы в России в нач. ХХ в. М., 2003;
  • Циунчук Р. А. Гос. дума имперской России: Проявления этно-конфессиональных интересов и формирование новых полит. элит // ИЗ. 2001. № 122. С. 240–250;
  • Захаров Н. А. Система рус. гос. власти. М., 2002;
  • Фирсов С. Л. Рус. Церковь накануне перемен: (Кон. 1890-х–1918 гг.). М., 2002. С. 343–390;
  • Дорская А. А. Гос. и церк. право Рос. империи: Проблемы взаимодействия и взаимовлияния. СПб., 2004;
  • Рожков В., прот. Церк. вопросы в Гос. думе. М., 2004. (МИЦ; Кн. 23).
  • РГИА. Ф. 1278.

Статус депутата Государственной думы

Члены Государственной думы пользовались свободой суждений и мнений по делам, обсуждавшимся в Государственной думе, не несли ответственности перед избирателями.

Они могли быть подвергнуты лишению или ограничению свободы лишь по распоряжению судебных властей, не подлежали задержанию за долги.

Для лишения свободы члена Государственной думы во время её сессии необходимо было разрешение Государственной думы.

Члены Государственной думы выбывали из её состава по личному заявлению, в случае утраты российского подданства, ценза, поступления на действительную военную службу, при назначении на высокооплачиваемую гражданскую должность (за исключением должностей министров и главноуправляющих), а также, если член Государственной думы не посещал в год ни одного заседания без уважительной причины.

Лиха беда — начало

Открытие первого заседания состоялось 27 апреля 1906 года в Георгиевском зале Таврического дворца, в Санкт-Петербурге.

Свою деятельность 1 Государственная дума начала с избрания председателя.

Избранником стал известный общественный деятель, правовед, профессор Московского университета, представитель социологического подхода к формированию законов — Сергей Андреевич Муромцев.

Председатель 1 Государственной думы был избран от партии большинства — кадетов.

Комиссии Думы обсуждали различные законопроекты, в том числе об отмене смертной казни, о правах и свободах граждан, о неприкосновенности личности.

Но центральным законопроектом для депутатов 1 Государственной думы 1906 года был аграрный вопрос.

Первыми идею нового законопроекта по аграрному вопросу выдвинули кадеты, под ним подписались 42 депутата, поэтому он получил название «проект 42-х». По нему предлагалось дополнительное формирование наделов земель для крестьянских хозяйств из фондов казенных, церковных, удельных и других земель не частного пользования; также предлагалось частичное выделение земель помещиков за «справедливый» выкуп по объективной оценке.

Трудовики предложили «проект 104-х», который требовал отчуждения помещичьих земель и из частных владений по «трудовой норме»: все земли, которые превышали эту норму, подлежали изъятию в общенародный фонд, своеобразное уравнительное землепользование.

Страсти разгорались нешуточные. Вплоть до того, что 7 июня правительство приняло решение о необходимости роспуска Госдумы в случае «раскачивания» аграрного вопроса и нагнетания напряженности вокруг его решения.

В ответ на это 8 июня 1906 года были обнародованы взгляды эсеров в проекте «Основного земельного закона» от 33 депутатов. Согласно предложенному законопроекту, полностью уничтожалась частная собственность на землю и проводилась социализация земли, которая становилась общенародным достоянием.

Этот «проект 33-х» вел государство к настоящей войне за землю, к «черному переделу», поэтому депутаты Первой государственной думы отказались его обсуждать.

20 июня правительство выступило в Думе с категорическим высказыванием о сохранении и неприкосновенности частной собственности на землю.

За 72 дня деятельности депутатам удалось одобрить всего два законопроекта: об отмене смертной казни (законопроект приняли, хотя он и был инициирован с нарушением процедуры) и о выделении 15 млн рублей для оказания помощи пострадавшим хозяйствам от неурожая (этот законопроект был внесен на рассмотрение правительством).

По всем другим проектам разворачивалась ожесточенная борьба и споры между партиями и фракциями за первенство, поэтому до постатейного обсуждения законопроектов дело так и не дошло. Дополнительным фоном к борьбе за власть в Госдуме в стране происходили крестьянские волнения.

Указом от 8 июля Государственная дума была распущена, Манифестом от 9 июля 1906 года роспуск законодательного органа был аргументирован тем, что:

Одновременно на Государственную думу возлагалась ответственность за прошедшие крестьянские выступления.

Литература:

  • Аврех А.Я., Грунт А.Я. Государственная дума // Советская историческая энциклопедия: В т.: т. 4: Г-Д / Редкол.: Жуков Е.М. (гл. ред.) и другие. — М.: Советская энциклопедия, 1963. — С. 610-619;
  • Витенберг Б.М. Государственная дума // Отечественная история: энциклопедия: В 5 т.: т.1: А-Д / Редкол.: В.Л. Янин (гл. ред.)и другие. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. — С. 611-612;
  • Малышева О.Г. Государственная дума // Энциклопедия государственного управления в России: В 4 т. / Под общ. ред. В.К. Егорова. Отв. ред. И.Н. Барциц / Том I. А-Е. Отв. ред. И.Н. Барциц. — М.: Изд-во РАГС, 2004. — С.209-211.

Взаимодействие с другими органами власти

Совет Федерации Государственной Думы — это верхняя палата Федерального Собрания. Деятельность Федерального Совета имеет определенные особенности. Она сильно отличается от деятельности Госдумы. Но их взаимодействие и приводит к плодотворным результатам.

Итак, представим вам ниже функции Государственной Думы Федерального Собрания:

  1. Госдума решает вопросы, связанные с доверием исполнительному органу.
  2. Дает отказ или согласие на назначение того или иного лица на должность Правительственного председателя нашей страны.
  3. Самостоятельно назначает председателей Счетной палаты и Центрального банка.
  4. Объявляет амнистию.
  5. Становится инициатором проведения процедуры импичмента.

Тем временем, Федеральный совет выполняет следующие функции:

  1. Утверждает изменения в территориальных границах некоторых субъектов страны.
  2. Объявляет военное или чрезвычайное положение.
  3. Решает, применять ли армию нашей страны за ее пределами.
  4. Назначает новые выборы президента и его отрешение.
  5. Назначает судей в Конституционном суде.

Казалось бы, абсолютно разные функции, но тем не менее они плодотворно работают вместе. Итак, совместно происходит:

  1. Внесение коррективов и обсуждение принимаемых законопроектов.
  2. Принятие и обсуждение бюджета на следующий год.
  3. Установка налогообложения и размер налоговых и иных сборов.
  4. Ратификация документов международного уровня и решение вопросов мира и войны.
  5. Решение о статусе и положении границ государства.

Как видите, совместная работа приносит хорошие результаты.

Состав

Всего было избрано 499 депутатов (из них избрание 11 депутатов было аннулировано, 1 ушёл в отставку, 1 умер, 6 не успели приехать). Депутаты распределились следующим образом:

  • по возрасту: до 30 лет — 7 %; от 30 до 40 лет — 40 %; от 40 до 50 лет; старше 50 — 15 %;
  • по уровню образования: с высшим образованием 42 %, средним — 14 %, низшим — 25 %, домашним — 19 %, неграмотных — 2 человека;
  • по профессии: 121 земледелец, 10 ремесленников, 17 фабричных рабочих, 14 торговцев, 5 фабрикантов и управляющих фабриками, 46 помещиков и управляющих имениями, 73 земских, городских и дворянских служащих, 16 священников, 14 чиновников, 39 адвокатов, 16 врачей, 7 инженеров, 16 профессоров и приват-доцентов, 3 преподавателя гимназии, 14 сельских учителей, 11 журналистов и 9 лиц неизвестных занятий.

По признаку партийной принадлежности большинство мест заняли конституционные демократы — 176 человек. Избрано также 102 представителя «Трудового союза», 23 социалиста-революционера, 2 члена Партии свободомыслящих, 33 члена польского коло, 26 мирнообновленцев, 18 социал-демократов (меньшевиков), 14 беспартийных автономистов, 12 прогрессистов, 6 членов партии демократических реформ, 100 беспартийных.

Избрано 279 депутатов, русских по национальности.

Были образованы фракции: кадетов — 176 человек, октябристов — 16, трудовиков (члены «Трудового союза») — 96, социал-демократов (меньшевики) — 18 (сначала меньшевики вступили во фракцию трудовиков и только в июне по решению 4-го съезда РСДРП образовали собственную фракцию); автономисты — 70 человек (представители национальных окраин, выступающие за автономии этих территорий и их сторонники), прогрессисты — 12 (фракция образована беспартийными кандидатами с либеральными, близкими к кадетам, взглядами). Независимых кандидатов насчитывалось 100 человек, в это число входили и эсэры, которые не стали официально образовывать фракцию в связи с бойкотом выборов их партией.

Председателем был избран кадет С. А. Муромцев, профессор Московского университета. Товарищами председателя стали князь П. Д. Долгоруков и Н. А. Гредескул (оба кадеты). Секретарем — князь Д. И. Шаховской (кадет).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector