«шинель» гоголя: вечный титулярный советник акакий акакиевич

Шинель (повесть) — это… Что такое Шинель (повесть)?

Почтовая марка России, посвящённая 200-летию со дня рождения Н. В. Гоголя, 2009 «Шине́ль» — повесть Николая Васильевича Гоголя. Входит в цикл «Петербургские повести». Первая публикация состоялась в 1842 году.

Сюжет

Повесть рассказывает читателю о жизни так называемого «маленького человека».

Главный герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, бедный титулярный советник из Петербурга. Он ревностно выполнял свои обязанности, очень любил ручное переписывание бумаг, но в общем роль его в департаменте была очень незначительна, из-за чего над ним нередко смеялись молодые чиновники.

Однажды Акакий Акакиевич заметил, что его старенькая шинель совсем пришла в негодность. Он отнёс её к портному Петровичу, чтобы тот залатал её, однако последний отказался чинить шинель, сказав, что надо шить новую.

Акакий Акакиевич уменьшил расходы: по вечерам прекратил пить чай, старался ходить на цыпочках, чтобы не истёрлись ботинки, реже отдавал прачке бельё в стирку, а дома, чтобы не изнашивать одежду, носил только халат.

Наконец, премия к празднику оказалась больше ожидаемого, и титулярный советник вместе с портным отправляются покупать материал для новой шинели.

И вот однажды морозным утром Акакий Акакиевич вошёл в департамент в новой шинели. Все принялись хвалить и поздравлять его, а вечером пригласили на именины к помощнику столоначальника. Акакий Акакиевич был в прекрасном расположении духа. Ближе к полуночи он возвращался домой, когда к нему вдруг со словами «А шинель-то моя!» подошли «какие-то люди с усами» и сняли шинель с плеч.

Хозяйка квартиры посоветовала Акакию Акакиевичу обратиться к частному приставу. На следующий день Акакий Акакиевич отправился к частному приставу, но безуспешно. Он явился в департамент в старой шинели. Многим стало жаль его, и чиновники советовали обратиться за помощью к «значительному лицу» потому, что это лицо ещё недавно было незначительным. «Значительное лицо» накричал на Акакия Акакиевича, да так, что тот «вышел на улицу, ничего не помня».

В Петербурге в то время было ветрено, морозно, а шинель была старая, и, вернувшись домой, Акакий Акакиевич слёг в постель. Поправиться он уже не смог и через несколько дней умер в бреду.

С тех пор у Калинкина моста стал появляться призрак «в виде чиновника», стаскивавший с прохожих шинели, шубы, пальто. Кто-то узнал в мертвеце Акакия Акакиевича. Не было никакой возможности угомонить мертвеца. Однажды через эти места проезжало «значительное лицо». Мертвец сорвал и с его плеч шинель, и с криком «твоей-то шинели мне и нужно было!», исчез и более уже не появлялся.

Действующие лица

dic.academic.ru

Главная сюжетная линия

История создания

произведения и кто егоглавные герои . В начале 30-х годов 19 столетия Гоголь услышал юмористический рассказ о страданиях бедного чиновника, мечтавшего о дорогом ружье, долго копившем на него и скоропостижно умершем от горя после его потери.

Данные события и стали основой для создания повести. «Шинель» жанр имеет комически-сентиментальной повести о серой, лишенной радости жизни простых петербургских чиновников. Изложим краткое содержание.

Первая часть. Знакомство с главным персонажем

Повествование начинается со сведений о рождении и оригинальном наречении имени главному герою. Мать, после предложенных нескольких причудливых имен из святок, решила дать новорожденному

имя его отцаАкакий Акакиевич Башмачкин . Далее автор подробно описывает кем был герой, чем занимался в жизни:был небогат , служилтитулярным советником , в обязанности которого входилоскрупулезное переписывание бумаг .

Свою однообразную работу Башмачкин любил, выполнял с усердием и другого занятия для себя не желал. Жил от зарплаты до зарплаты,

имея скудное пропитание и самые необходимые для жизни вещи.

Важно!

Башмачкин был очень смиренным и добрым человеком. Молодые сослуживцы никогда не считались с ним, даже более того – всячески над ним издевались. Но это не могло нарушить душевного покоя главного героя, он никогда не реагировал на оскорбления, а тихо продолжал свою работу.

Поход к портному

Сюжет повести довольно простой, в ней рассказывается о том, как главный герой сначала приобрел шинель

, а затем еепотерял . Однажды Башмачкин обнаружил, что его шинель (пальто со складками на спине, форменная одежда госслужащих в 19 веке) сильно износилась, а в некоторых местах вовсе порвалась. Чиновник поспешил к портному Петровичу, чтобы тот смог залатать верхнюю одежду.

Подобно приговору звучит отказ портного в починке старой шинели

и совет приобрести новую. Для бедного чиновника с годовым жалованием около 400 рублей сумма в 80 рублей, требуемая для пошива новой шинели, была просто неподъемной.

Башмачкин копит на обновку

Половина суммы у героя была накоплена – откладывалась ежемесячно по копейке с каждого рубля.

Другую половину он решает приобрести путем экономии: отказывается от ужина, ходит на цыпочках, чтобы не портить подметки на обуви, а дома носит один халат с целью экономии на белье и стирке. Неожиданно на службе выдаютпремию на 20 рублей больше ожидаемой суммы, что ускоряет процесс шитья обновки.

Новая шинель и ее похищение

Портной мастерски выполняет заказ Башмачкина , который, наконец, становится счастливым обладателем шинели из хорошего сукна с кошкой на воротнике. Окружающие замечают обновку, радуются за героя и поздравляют, а вечером приглашают на чай в дом к помощнику столоначальника.

Акакий приходит на вечер

, хотя чувствует себя там неловко: такое мероприятие ему непривычно. Остается в гостях до полуночи. По пути к дому на безлюдной площади его останавливают неизвестные люди и снимают с плеч новую шинель.

Обращение к приставу и посещение «значительного лица»

На следующий день несчастный Акакий Акакиевич Башмачкин

направляется за помощью кчастному приставу , но поход не увенчался успехом. В департаменте, где все сочувствуют горю и пытаются помочь. По совету сослуживцев главный герой обращается к «значительному лицу», которое, желая произвести впечатление на присутствующего у него в кабинете приятеля, грубо обращается с Башмачкиным, чем повергает несчастного в шок и беспамятство. Расстроенный титулярный советник бредет по холодному Петербургу в своей потрепанной одежде, простужается и серьезно заболевает.

Смерть и появление привидения

Через несколько дней в бреду и горячке Акакий Акакиевич умирает. После его смерти в городе появляется привидение, по внешнему описанию похожее на покойного, ведущего охоту за шинелями прохожих.

Однажды по дороге домой «значительное лицо» встречает призрак Башмачкина,

который с криком набрасывается на генерала, пытаясь отобрать шинель. После этого случая, появления привидения-мертвеца совершенно прекращается.

Проблемы

В повести очень глобальная проблематика. В ее рамках автор объясняет читателям нравственные проблемы гуманизма, бедности, социального неравенства, равнодушия. Трагедия маленького человека — основная в их списке. Конкретизируем ее другими, более узкими направлениями:

  • Проблема гуманизма – главная в «Шинели». Абсолютно все персонажи в произведении мелочны по характеру и эгоистичны. В погоне за материальной обеспеченностью они игнорируют мораль и нравственность. Они им не нужны, так как она составляют лишние хлопоты. Зачем помогать мелкому титулярному советнику, если у него и так жизнь не сложилась нормально? Воры на мостовой – тоже чистой воды антигуманизм. Сам Акакий, став призраком, тоже становится вором, он не может упокоится, пока не утолит своё желание мстить.
  • Проблема равнодушия вытекает из проблемы отсутствия гуманизма. Никто не помогает Башмачкину, ведь всем все равно. Никто не отзывается на его просьбы о помощи. Должностное лицо, которое по своему служебному долгу должно было помочь просителю, вытолкало его за дверь, чтобы показать свою власть другим людям. Если бы он принял надлежащие меры, никто бы не пострадал.
  • Проблема бедности призраком проходит через всё произведение. Она незаметна, но при этом очень хорошо ощущается почти на каждом этапе. Башмачкин очень беден. Зарабатывая 400 рублей в год, особо не разгуляешься. Он живет в маленьком помещении с поломанными скрипящими половицами, там сыро и холодно. Для покупки шинели он отказывается от привычных каждому человеку элементарных правил гигиены и здоровья: стирать белье в прачечной, носить белье, есть здоровую и сытную пищу. Он даже не зажигает свеч и не пьет чай. Бедность не порок, но в шинели она обретает очень уродливые очертания.
  • Проблема социального неравенства тоже проявляется на протяжении всей повести. Значительное лицо игнорирует Башмачкина и унижает его за то, что он, по его мнению, пришел в неподобающем виде. Пытается построить бедного и без того Акакия, ругая его за внешний вид. Хотя сам совсем недавно этим значительным лицом стал. Но несмотря на это, показывает своё превосходство и более высокий чин.

Книга направлена против эгоизма и равнодушия людей, особенно на службе, где они должны выполнять не только нравственный, но и служебный долг.

Главный персонаж, А. А. Башмачкин

Чтобы утвердиться во мнении о том, что в повести отсутствуют не то что революционные мотивы, но и вообще социальная идея, достаточно понять, о ком написал Н. В. Гоголь «Шинель». Анализ личности главного героя приводит к поиску современных аналогий. На ум приходят пресловутые «менеджеры среднего звена», презрительно называемые также «офисным планктоном», выполняющие рутинные поручения. Работники, по мнению одного литературного персонажа, делятся на две основные категории: большинство не способно ни на что, и лишь некоторые могут практически все. Судя по описанию Акакия Акакиевича и его отношений с коллективом, он к всемогущему меньшинству не относится. Но Гоголь не был бы собой, если бы не углядел в нем и определенных достоинств, о которых пишет тоже с изрядной долей иронии. Башмачкин, типичный «вечный титулярный» (таких в Советской Армии называли пятнадцатилетними капитанами, по сроку службы в младшем офицерском звании), работу свою любит, он прилежен и покорен до смирения. На шутки товарищей, порой злые, он реагирует мягко и мирно. Друзей, помимо красивых каллиграфических букв, у него нет, да ему и не нужно.

Для того чтобы оценить материальное положение Башмачкина, современному читателю нужно покопаться в литературе и понять, что и сколько тогда стоило. Занятие это требует кропотливости и терпения. Цены на многое были совсем другими, как и ассортимент современного супермаркета отличается от выбора товаров в лавках и магазинах той эпохи, в которую писал Гоголь «Шинель». Анализ покупательной способности можно произвести приблизительно.

Сравнивать цены середины XIX века с сегодняшними совсем невозможно. Сейчас появилось множество товаров, совершенно не вписывающихся в тогдашнюю потребительскую корзину (мобильные телефоны, компьютеры и пр.). К тому же и выбор одежды стал очень широким (от дешевого ширпотреба, шьющегося нашими китайскими друзьями, до предложений суперпрестижных бутиков). Сравнение целесообразнее производить с зарплатами в относительно недавнем советском прошлом.

Критика

В русской литературе повесть «Шинель» сыграла огромную роль: благодаря этому произведению возникло целое течение — «натуральная школа». Это произведение стало символом нового искусства, а подтверждением тому был журнал «Физиология Петербурга», где многие молодые писатели выступили со своими вариантами образа бедного чиновника.

Критики признавали за Гоголем мастерство, а «Шинель» считали достойным произведением, но полемика в основном велась вокруг гоголевского направления, открытого именно этой повестью. Например, В.Г. Белинский называл книгу «одним из глубочайших созданий Гоголя», но «натуральную школу» считал направлением бесперспективным, а К. Аксаков отказывал Достоевскому (который тоже начинал с «натуральной школы»), автору «Бедных людей», в звании художника.

Не только русские критики осознавали роль «Шинели» в литературе. Французскому рецензенту Э. Вогюэ принадлежит известное высказывание «Все мы вышли из гоголевской шинели». В 1885 году он написал статью о Достоевском, где говорил об истоках творчества писателя.

Позднее Чернышевский обвинял Гоголя в излишней сентиментальности, нарочитой жалостливости к Башмачкину. Аполлон Григорьев в своей критике противопоставлял истинному искусству гоголевский метод сатирического изображения действительности.

Не только на современников писателя повесть произвела большое впечатление. В. Набоков в статье «Апофеоз личины» анализирует творческий метод Гоголя, его особенности, достоинства и недостатки. Набоков считает, что «Шинель» создана для «читателя с творческим воображением», а для максимально полного понимания произведения необходимо знакомиться с ним на языке оригинала, ведь творчество Гоголя – «это феномен языка, а не идей».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Н. В. Гоголь считается самым мистическим писателем в русской литературе. Его жизнь и творчество полно тайн и загадок. Повесть Гоголя “Шинель” изучают на уроках литературы в 8 классе. Полноценный анализ произведения требует знакомства с творчеством и некоторыми биографическими сведениями автора.

История создания

Анализ произведения “Шинель” невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Некто П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.

Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В

Погодина, известного издателя, историка и учёного.

В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).

Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Шинель»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Шинель»

для самых компанейских —

Главные герои «Шинель»

для самых занятых —

Читательский дневник «Шинель»

для самых крутых —

Читать «Шинель» полностью

Сочинение 2

Тема «маленького» человека достаточно широко и красочно раскрывается в произведении Н.В.Гоголя «Шинель». Данная повесть позволяет читателю увидеть со стороны на сколько велико влияние жестокого общества на одинокого и слабого духом человека.

Главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин работает титулярным советником. Из-за невысокой должности, которую он занимал, его коллеги пренебрегали им

Герой старается не обращать внимание на издевки, но однажды не выдерживает и восклицает: » Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» Однако, вскоре размеренная рутина Башмачкина прерывается. Его шинель износилась так, что теперь не подлежит ремонту

Покупка новой вещи становится лучиком света в тёмной жизни Акакия Акакиевича. Он начинает откладывать деньги с каждой зарплаты ради достижения своей цели. Наконец, приобретя шинель, Башмачкин переполнен счастьем, но его радости не суждено было длиться долго. Во время возвращения с ужина у него крадут драгоценную одежду. Акакий Акакиевич впадает в отчаяние. Ведь для него эта шинель была особенной. Она принесла в жизнь героя перемены и позволила на мгновенье забыть о его роли «маленького» человека. Однако, другие не разделяют такого мнения.

Для окружающих это лишь обычная, ничем не примечательная, шинель. Не понимая, что делать, Башмачкин обращается ко всем с мольбой о помощи. Но в ответ на просьбы он получает жестокие отказы и равнодушие. Не выдерживая, давящей на него, безысходности, Башмачкин вскоре заболевает и умирает. Смерть героя становится результатом безнравственности людей, которые даже после случившегося продолжили жить, как обычно, не обращая внимания на проблемы и переживания, «маленького» для общества, человека. Причиной такого поведения было безразличие, ведь гибель, никчемного по их мнению коллеги, не занимавшего высокого поста, не влияла ни на что. Даже после похорон главного героя рассказ продолжается, жизнь продолжает идти своим чередом. Коллеги заметили его отсутствие лишь спустя четыре дня.

Часто ли мы задумываемся о трудностях, в которых оказываются другие люди? Искренне ли мы сочувствуем им? Автор попытался донести до общества, как безразличие может губительно сказаться на людях,  которые не в состоянии дать отпор жестокости, направленной на них. Можно прийти к выводу, что несмотря ни на что, каждый человек заслуживает понимания и уважения независимо от того, какое положение в обществе он занимает. Н.В.Гоголь показывает как легко толпа, сплоченная одним мировоззрением, способна уничтожить личность, которая лишь немного не вписывается в установленные ими стандарты и правила.

Проблематика

Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает вопросы, касающиеся, как общества, так и внутреннего мира человека.

  • Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством. Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает прощения и способен лишь на месть. Герой даже не может обрести покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
  • Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а значительное лицо пытается всеми известными ему способами заглушить в себе всякие проявления человечности.
  • Проблема бедности затрагивается Гоголем. Человек, примерно и усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе, роскошно обедают и устраивают вечера.
  • Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуживцев, всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает свою мощь и превосходство.

Главные герои и их характеристика

Авторская позиция Гоголя заслуживает отдельного внимания. Он не оправдывает и не возвышает своего героя, хоть и жалеет его от всей души. В начале он явно иронизирует на его счет, зато потом искренне сопереживает его утрате, наделяя душу умершего мистической силой для реализации правосудия.

  1. Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести «Шинель»; бедный титулярный советник, зарабатывающий 400 рублей в год на переписывании бумаг. Очень любит свою работу и специально находит её даже тогда, когда она не нужна. Но платят ему ничтожно мало, поэтому каждая серьезная покупка заставляет его голодать. Коллеги с работы всячески издеваются над героем и смеются над его нелепым и покорным видом, но он не может постоять за себя. Его судьба была предопределена еще очень давно – еще при его рождении. Об этом говорила повитуха: когда родился Акакий, он скорчил гримасу, которая не сулила ему в жизни ничего хорошего, однако перед нами развивающийся в духовном плане персонаж. Ведь когда Башмачкин надевает заветную шинель, он преображается: пытается подойти к даме, становится смелее. Это образ «маленького человека», который Гоголь с успехом раскрыл со всех сторон и ракурсов.
  2. Образ шинели тоже нашел свое место на страницах повести. Это не вещь, а символ перемен в герое. Именно она придала ему веру в себя, став универсальной визитной карточкой чиновника, которая внушает окружающим уважение к владельцу. Она как раз может показать двойственность характера Башмачкина. Ведь герой, с появлением новой шинели, начинает видеть мир по-другому: более ярким, интересным и обновленным. Мелкий чиновник становится более деятельным, настойчивым и инициативным. Весьма показательно, что отношение общества изменилось, когда перемены коснулись внешнего вида чиновника. Это лишний раз доказывает, что оно слепо и не различает внутренних качеств личности. Люди не только встречают, но и провожают по одежке. Шинель стала отражением ничтожности чиновничей среды, где все решает форма, а не содержание.
  3. Образ Петербурга также не остался незамеченным. В каждой части произведения он предстает перед читателем в ином свете. То он гостеприимный и дружелюбный, то он страшный и мистический (вспомним ту ночь, когда Башмачкин стал жертвой воров), жестокий и милостивый. Здесь Петербург скорее враждебен человеку, нежели добр. Здесь суровая зима, непригодный для жителей климат, очень жестокий промозглый сухой ветер, пробирающий до костей. Тут же находят свое место нищета и богатство. Пока большинство людей голодают, чтобы одеться, верхушка общества бахвалится, унижая просителей. Таков Санкт-Петербург — холодный и равнодушный ко всему город контрастов.
  4. Образы чиновников отталкивающие, ведь большинство из них — жалкие люди, цепляющиеся за мнимую власть. Коллеги Башмачкина — эгоистичные и жестокие трусы, которые робеют перед начальством, но унижают равного и нижестоящего. Должностное лицо не так однозначно. Сначала оно выгоняет просителя, зато потом сожалеет о случившемся. В этом мундире все еще виднеется человек, которому стыдно за то, что позволяет себе его чиновничья сущность.

Сюжет

Титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачкин обладал весьма посредственной, неприметной внешностью и столь же скромными жизненными запросами. Он служил в одном из петербургских департаментов, и в его обязанности входило переписывание бумаг. Рутинная работа доставляла герою большое наслаждение.

С наступлением холодов Акакий Акакиевич с досадой отметил, что его шинель безнадёжно прохудилась, и уже не подлежала какому-либо ремонту. Стоимость новой шинели была достаточно высока, и Башмачкину пришлось себя всячески урезать, чтобы насобирать нужную сумму: он отказался от вечернего чая, стал реже сдавать в стирку бельё и менять подмётки на ботинках.

Спустя несколько месяцев лишений деньги были собраны, шинель пошита, и наконец наступил тот счастливый день, когда Акакий Акакиевич появился в департаменте в новой шинели. Коллеги по достоинству оценили обновку, и в тот же вечер герой вместе со всеми отправился на именины помощника столоначальника. Возвращаясь домой, Башмачников стал жертвой нападения ночных грабителей, которые отобрали единственную его ценность – новую шинель.

Акакий Акакиевич обратился было к представителю закона – значительному лицу, но тот принял его незаслуженно сурово. Башмачкин, который никогда ещё не оказывался в столь печальном положении, вернулся домой в подавленном настроении. Без тёплой шинели он сильно простудился, впал в бредовое состояние и спустя несколько дней скончался.

С тех пор в Петербурге поползли слухи, будто на улицах стал появляться призрак умершего чиновника, который тщётно искал свою шинель. Однажды ему попался тот самый чиновник – значительное лицо, отказавшее в помощи поиска грабителей. Он с ужасом узнал в призраке Акакия Акакиевича и добровольно снял свою шинель и отдал призраку. После этого призрак больше не появлялся.

Чему учит?

«Шинель» Гоголя написана почти два столетия назад, но остаётся актуальной и по сей день. Автор заставляет задуматься не только о социальном неравенстве, проблеме бедности, но и о собственных душевных качествах. Повесть «Шинель» учит сопереживанию, писатель призывает не отворачиваться от человека, который находится в тяжелом положении и просит помощи.

Для достижения своих авторских целей Гоголь изменяет финал исходного анекдота, ставшего основой для произведения. Если в той истории сослуживцы собрали сумму, достаточную для покупки нового ружья, то коллеги Башмачкина практически ничем не помогли попавшему в беду товарищу. Сам же он погиб, борясь за свои права.

Смысл названия повести «Шинель»

Название книги можно объяснить даже не вчитываясь в ее суть: главный герой Акакий Акакиевич покупает судьбоносную новенькую шинель, которая в продолжение книги будто бы занимает титул главного персонажа. Дело в том, что главный герой всячески экономит на собственной жизни и буквально медленно убивает сам себя ради новенькой шинели, в необходимости которой его убедили коллеги по работе. Пережив немалую гору трудностей, Акакий все же сумел накопить нужное количество средств и таки приобрел чистую и новую шинель. Но не прошло и пары дней, как главный герой умудряется ее потерять — после праздничного ужина с коллегами по работе на мосту на Акакия Акакиевича нападают подозрительные мужчины и силой отбирают его дорогую, любимую шинель.

Находясь в замешательстве, мелкий чиновник бежит в полицию и пытается подать заявление об ограблении, умоляет о помощи «значительное лицо» и пытается достучаться до него. Но ничего не выходит, поэтому наш «маленький человек», окончательно убившись горем, получив выговор от вышестоящего лица и полностью сконфузившись, приходит домой весь мокрый и в горячке. Не в силах пережить горе и позор.

Акакий умирает «мелким чиновником». После его похорон по городу разошелся слух о так называемом призраке Акакия Акакиевича, который нападает на мимо проходящих богатых чиновников отбирает у них шинели. Таким образом, отчаянно искомая главным героем справедливость все же восторжествовала, хоть и после его смерти.

Смысл повести Шинель — Гоголя

Н.В.Гоголь своим немало известным приемом плавного и как бы само собой разумеющегося включения нотки мистики в простой рассказ о жизни простого человека подчеркнул бесчеловечность общества. Писатель остро показал несправедливость иерархии и необоснованное превосходство и главенство высших лиц над мелкими чиновниками. Именно после подобных произведений в литературе появился один из важнейших терминов — проблема «маленького человека». Н.В.Гоголь показал своеобразное противостояние простого человека и жестокого, полного принципов и желания быть лучше остальных общества

Писатель попытался обратить внимание читателей на простого человека с тяжелой, а иногда и вовсе непосильной, жизнью. Общественный уклад того времени зачастую отрицательно влиял на простых людей, но Гоголь также показал и влияние этой истории на выше поставленное лицо: тот самый чиновник, который обругал Акакия Акакиевича, после всей ситуации абсолютно перестал показывать направо и налево свое превосходство в чинах и стал более сдержанным

Таким образом, маленькая повесть о «маленьком человеке» совершила настоящую революцию в литературе!

Образы шинели и города

Помимо образа маленького человека, Гоголю удалось хорошо раскрыть образ шинели. Это необычный предмет одежды, символ, который запускает череду перемен в жизни персонажа. Она заставляет его поверить в себя, превращаясь в своеобразную визитную карточку. Надевая её, Башмачкин словно чувствует уважение к себе. Она же демонстрирует двойственность характера героя. Шинель заставляет его видеть мир по-другому — более интересным и ярким.

Мелкий чиновник становится инициативным, активным и настойчивым. На самом деле общество в действительности меняет отношение к чиновнику, как только преображается его внешний вид. Это показывает, что люди встречают по одёжке. Получается, что в среде чиновников всё решает именно форма.

Не остался незамеченным и образ Петербурга. Он приобретает особый характер в каждой из частей произведения. Город может быть дружелюбным, открытым для всех, кто посещает его. Но есть у него и другая сторона, мистическая и страшная. Достаточно вспомнить ночь, когда на Башмачкина напали грабители. В романе Петербург больше враждебен, чем добр к людям. Здесь население мирится с непригодным для жизни климатом, суровыми зимами, промозглым ветром. Ещё это место, где соседствуют богатство и нищета. Верхушка общества всячески хвастается перед более бедными слоями общества своим положением. Таким образом, Санкт-Петербург играет роль равнодушного к людским чувствам места.

Жанр и направление

Многие писатели в описываемый период придерживались направления реализма в литературе. Для него были характерны определенные черты. К ним можно было отнести затрагивание острых социальных проблем, использование различных литературных приемов для демонстрации взаимоотношений между героями в контексте действий. Это относилось к таким моментам, как:

  • мораль и аморальность;
  • бедность и богатство;
  • способность противостоять различным соблазнам.

Что касается «Петербургских повестей», здесь прослеживается четкое жанровое определение. Его можно охарактеризовать, как фантастический реализм. Жанр «Шинели» дает автору возможность воздействовать на читателя более активно, применяя разные художественные средства, например:

  • гиперболу;
  • гротеск;
  • авторский вымысел;
  • фантастику через демонстрацию безысходности реального мира.

Обычному человеку справиться с беспределом, творящимся здесь, практически невозможно.

Можно выделить два отдельных мира. Они существуют на территории департамента Санкт-Петербурга, где трудится главный герой. Но также имеется и мистическое пространство. Последнее находит выражение в призраке Башмачкина на Мостовой. Получается, что действительность переплетается с фантастикой, передавая таким образом новый смысл.

В действительности можно наблюдать только нищету и несправедливость. Но на помощь приходит вымысел, позволяющий людям наказать виновных в виде должностных лиц. Фантастика в произведениях Гоголя выполняет именно эту роль.

Образ маленького человека развивается вместе с реализмом. В XIX веке именно этот типаж стал любимым для писателей. Под таким персонажем подразумевается человек, занимающий не самое престижное социальное положение. Он обычно имеет следующие черты:

  • безобидный;
  • никому не желает зла;
  • не отличается значительной силой характера;
  • не демонстрирует особых способностей.

Первым рассматриваемую идею подал Пушкин через свою повесть «Станционный смотритель». Гоголь, сочетая фантастику и реальность, взял за основу проблемы, актуальные для России тех времен. Он комбинирует их со сверхъестественными явлениями в своём сюжете.

Шинель — анализ повести

Жизнь Николая Васильевича Гоголя окутана мистической силой. Сколько тайн и загадок унёс в могилу знаменитый писатель.

Произведение «Шинель» практически сразу же стало популярным среди читателей и вызвало не мало шуму со стороны критиков.

Это история об Акакии Акакиевиче Башмачкине — бедном чиновнике над которым все смеются. Чтобы купить себе новую шинель главный герой отказывает себе во всём, экономит даже на продуктах, чтобы к зиме у него была новая вещь. Это чудо наконец-то наступает. Башмачкин, накопив нужную сумму денег и покупает себе долгожданную шинель. Радости было не счесть. Но в тот же вечер грабители отнимают у Акакия Акакиевича долгожданный предмет.    Главный герой борется до последнего за предмет обожания, но проигрывает эту борьбу. А в скором времени и во все умирает от горячки. И даже тут автор не обходится без мистики. Он пишет, что Башмачкин в образе призрака блуждает по городу с целью найти того преступника, а когда находит то, отнимает шинель и тогда душа покойного успокаивается.

Это повесть о маленьком человеке, который не стремится жить лучше, чем есть. Акакий Акакиевич доволен тем, что у него есть сейчас. Но, когда появляется цель, то и жизнь меняется. В этом и суть, что у главного героя жизнь не являлась жизнью без цели, хотя он любил свою работу и это можно было считать за главную цель в жизнь. Однако, когда встаёт вопрос о покупке новой шинели, то главный герой оживает ещё больше, чем когда — либо.

Так же автор даёт понять читателю, что нельзя относиться бессердечно к людям, издеваться, унижать. Это совершенно несправедливо, ведь у главного героя нет никого и ничего. Он абсолютно одинок. Когда шинель отбирают, то Башмачкин становиться одиноким и несчастным в двойне, ведь у него отобрали смысл жизни.

В те страшные годы не было дела до маленьких людей, которые так много страдали. Когда Акакий Акакиевич умер никто этого даже не заметил. Разве это не печально, что статус играет такую важную роль в социальной жизни человека. Если нет должного статуса, то звать значит никак. Эта идеология погубила немало судеб в те года, да и в нынешнее время это частично играет роль. Надо учиться избавляться от предубеждений, чтобы не создавать не себе, не другим проблемы.

Основываясь на анализе можно с уверенностью предположить, что делать смыслом жизни работу не всегда хорошо,  точнее грустно и серо. А маленькие цели всегда дают какую-нибудь надежду на что-то новое, интересное. Это как новая страница в книге.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector