Основная проблема в повести «шинель» (н.в. гоголь)

Сочинение 3

Николай Гоголь описывает одну историю, которую приводит в пример людям чье сердце опустошено и заполнено лишь корыстью, жестокостью и превозношением. Именно такие примеры он ставил в рассказе.

В Петербурге жил один чиновник, занимавший ни такую уж и высокую должность. Он постоянно работал на своем месте и никогда его, ни повышали и тем более ни понижали. Его звали Акакий Акакиевич. Работал он усердно, очень любил уж свое дело, что даже после рабочего дня приходя домой продолжал недоделанную работу. Занимался он переписью. Выводя своим прекрасным подчергом буквы, парой наслаждался их красотой и правильностью написания.

Первые издевки пошли от его ближайших коллег. Смеялись они над его внешностью, его поведение, постоянной молчаливостью. Порой кажется, что они попросту завидовали ему, его стойкостью и ревностью к работе. Не воспринимая шутки, он не отвлекался от своей работы, но парой все же удавалось хоть что-то то вытащить из него какую либо реакцию. «Оставьте меня. Зачем вы меня обижаете?» Именно такими словами он приводил в ступор всех тех, кто надсмехался над ним. Они как бы пронизывались таким состоянием, что понимали и видели все свое несовершенство и даже его. И переставали как то либо насмехаться над ним. В их жизни что-то менялось потом, появлялись другие взгляды. Вот так простыми словами обычный летописец мог изменить мнение людей, который считают себя самыми величественными.

Однажды после покупки новой шинели, решили Акакия Акакиевича пригласить в гости, где все чиновники веселились, общались. После окончания гостей, он направился домой, где по пути его поджидали воры, которые сняли с него ту самую новую шинель. Что может быть самое ужасное в человеке, как ни зависть. Башмачкин кому только не обращался за помощью, но в сердцах людей было равнодушие к нему, к его проблеме. Решившись пойти к новому поставленному значительному лицу. Попросив помощи он получил ни только отказ, но и испуг, унижение и призрения со стороны значительного лица. Жизнь летописца закончилась тем, что при получения стресса, болезни он в конце умер, так и не дождавшись завершения дела.

Столько боли парой приносят даже не знакомые люди. Столько жестокости они сеют в сердца, полные любви, ревности к работе, робкому духу человека.

Место в литературе

Течение реализма в литературе и других видах искусства произвело в мире настоящий фурор. художники и скульпторы старались изобразить жизнь такой, какая она есть, без прикрас и лоска. И в образе Башмачкина мы в том числе видим высмеивание уходящего в историю романтического героя. У того были высокие цели и величественные образы, а здесь у человека смысл жизни — новая шинель. Эта идея заставляла читателя глубже мыслить, искать ответы на вопросы в реальной жизни, а не в мечтах и романах.

История создания повести Н. В. Гоголя «Шинель» — это история становления русской национальной мысли. Автор правильно увидел и угадал тенденцию времени. Люди уже не хотели быть рабами в прямом и переносном смысле, зрел бунт, но пока еще тихий и робкий.

Через 30 лет тему уже повзрослевшего и более смелого «маленького человека» поднимет Тургенев в своих романах, Достоевский в произведении «Бедные люди» и отчасти в знаменитом своем «Пятикнижии». Более того, образ Башмачкина перекочевал в другие виды искусства, в театр и кино, и здесь получил новое звучание.

Другие герои

Помимо Акакия Акакиевича в повести присутствуют портной Петрович и Значительное лицо, описание которых помогает автору глубже раскрыть натуру Башмачкина. Характеристика героев позволяет понять особенности общества того времени.

Акакий Акакиевич:

  • внешность: пожилой человек 50 лет, небольшого роста, с лысиной на голове, бледным цветом лица. Не придает значения своей одежде, носит потрепанные и выцветшие вещи,
  • отношение к работе: ревностно относится к своим обязанностям, никогда не прогуливает работу. Для него переписывание бумаг наивысшее наслаждение в жизни. Даже после работы Акакий Акакиевич брал бумаги домой для упражнения в писании,
  • характер: незлобивый, робкий и пугливый. Башмачкин бесхарактерная личность, не умеющая постоять за себя. Но в то же время это воспитанный, спокойный человек, не позволяющим себе сквернословия и ругани, главными его добродетелями были искренность и чистосердечие,
  • речь: говорит бессвязно и непонятно, употребляя большей частью наречия и предлоги,
  • жизненная позиция: домосед, живущий в своем мирке, не интересующийся развлечениями и общением. Несмотря на жалкое существование, любит свою работу, доволен своей жизнью и умеет радоваться мелочам.


Возвращение Башмачкина в полночь домой

Портной Григорий Петрович:

  • бывший крепостной с рябым одноглазым лицом, часто ходил с голыми ногами, как принято было у портных во время работы,
  • род занятий: искусный мастер, ответственно относящийся к выполнению заказов. Своим клиентам помогал выбрать материал для изделия, советовал, делал скидки, особенно когда был пьян.
  • характер: любил выпить, за что часто был бит собственной женой. Трезвый Петрович – это несговорчивый и грубый человек, пьяный – более уступчивый, мягкий. Очень гордился своими изделиями, любил важничать и «заламывать» цены.

Значительное лицо

генерал в летах с мужественной богатырской наружностью,
отношение к своему положению: стал значительным не так давно, поэтому всеми силами пытался изобразить из себя важного человека. Пренебрежительно относился к людям, младшим по званию, и вел себя подобающим образом с равными по чину,
характер: хороший отец семейства, строгий и требовательный начальник

Грубо обращается с низшими по рангу людьми, держит их в страхе. На самом деле, это добрый человек, переживает, что обидел Башмачкина.

Внимание! Хотя главный персонаж был неприметным человеком, с первого взгляда казался абсолютно ненужным в обществе, жизнь его оказывала большое влияние на окружающих. Только такие смиренные люди могут разбудить нашу уснувшую совесть

Из повести видно, что некоторые из сослуживцев, видя незлобие и покорность Башмачкина, перестали издеваться над ним. В тихой жалобе на жестокое обращение они смогли расслышать: Я брат ваш. Да и сам значительное лицо, после долгих мук совести из-за несправедливого обращения с Акакием Акакиевичем, встречи с привидением покойного, стал более снисходительно и по-доброму относится к подчиненным

Только такие смиренные люди могут разбудить нашу уснувшую совесть. Из повести видно, что некоторые из сослуживцев, видя незлобие и покорность Башмачкина, перестали издеваться над ним. В тихой жалобе на жестокое обращение они смогли расслышать: Я брат ваш. Да и сам значительное лицо, после долгих мук совести из-за несправедливого обращения с Акакием Акакиевичем, встречи с привидением покойного, стал более снисходительно и по-доброму относится к подчиненным.

Шинель. Николай Гоголь.

Шинель, гоголь, краткое содержание

Композиция

Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог.

  1. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей». Затем следует биография главного героя, что свойственно для авторов «натуральной школы». Считалось, что эти данные помогают лучше раскрыть образ и объяснить мотивировку тех или иных поступков.
  2. Экспозиция – описание обстановки и положения героя.
  3. Завязка происходит в тот момент, когда Акакий Акакиевич решает обзавестись новой шинелью, это намерение продолжает двигать сюжет до кульминационного момента – счастливого обретения.
  4. Вторая часть посвящена поиску шинели и разоблачению высших чиновников.
  5. Эпилог, где появляется приведение, закольцовывает эту часть: сначала воры идут за Башмачкиным, потом полицейский идет за привидением. А может быть, за вором?

В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»?

Смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после смерти героя. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей. Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом», который после службы решил «заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне». Но в пути с ним случается странное происшествие. Неожиданно чиновник почувствовал, что кто-то сильно схватил его за воротник, этим кто-то оказался покойный Акакий Акакиевич. Он страшным голосом произносит: «Наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно!»

Образ «маленького человека» в повести «Шинель» 8 класс

Проблема «маленького человека» появилась раньше, чем вышло произведение Николая Гоголя «Шинель». Однако наиболее сильно и ярко она раскрывается именно в этом произведении. Стоит заметить, что именно в творчестве Николая Васильевича Гоголя наиболее полно раскрылась эта проблема.

Что же такое «маленький человек»? В литературоведении под этим термином понимают мелкого чиновника. Он имеет низкий чин и незначительную должность, но его вклад важен и имеет свою цену. Такие чиновники, как правило, люди заурядные. Они не имеют выдающихся способностей или качеств характера. Их внутренний мир не так богат. Но это не принижает «маленького человека». Просто такова его сущность.

В произведении Гоголя «маленький человек» — это Акакий Башмачкин. Он служит в департаменте переписчиком. Акакий Акакиевич очень любит свою работу. Его завораживают красивые, ровные строчки. Он и в свободное время занимается переписыванием. У него есть любимые и нелюбимые буквы. Но на работе к нему относятся с пренебрежением. У переписчика нет друзей среди коллег. Они вовсе не замечают его, даже не здороваются с ним. Однако это не волнует Акакия Акакиевича, так как он полностью увлечен своей работой.

Именно это качество — страсть и преданность к своей работе — и выделяет образ Акакия Башмачкина среди остальных образов «маленьких людей».

У героя случилась беда. Его шинель совсем прохудилась, починить ее было невозможно. Пошив новой был дорогостоящим, поэтому он стал копить и экономить на всем. Акакий Башмачкин сконцентрировался на своей цели и добился ее.

Его обновка, несомненно, произвела впечатление на коллег. Они стали замечать его, даже пригласили на свой праздник. Этим эпизодом автор подчеркивает, насколько внешний вид человека важен для окружающих.

Герой очень любил свою шинель, которая далась ему такой дорогой ценой. Она стала смыслом его жизни, его мечтой. Кажется, что это слишком «маленькая» мечта для человека. Так и есть. Это один из признаков «маленького человека». Он имеет скромные цели, не амбициозен, не думает о чем-то возвышенном, особенном.

Жизнь героя потеряла всякий смысл, когда шинель была украдена. Даже его призрак не смог успокоиться до тех пор, пока не наказал обидчика.

После пропажи верхней одежды герой перестал быть замечаем коллегами на работе.

Образ Акакия Акакиевича Башмачкина — самый яркий образ «маленького человека» в русской литературе.

Главная сюжетная линия

История создания

произведения и кто егоглавные герои . В начале 30-х годов 19 столетия Гоголь услышал юмористический рассказ о страданиях бедного чиновника, мечтавшего о дорогом ружье, долго копившем на него и скоропостижно умершем от горя после его потери.

Данные события и стали основой для создания повести. «Шинель» жанр имеет комически-сентиментальной повести о серой, лишенной радости жизни простых петербургских чиновников. Изложим краткое содержание.

Первая часть. Знакомство с главным персонажем

Повествование начинается со сведений о рождении и оригинальном наречении имени главному герою. Мать, после предложенных нескольких причудливых имен из святок, решила дать новорожденному

имя его отцаАкакий Акакиевич Башмачкин . Далее автор подробно описывает кем был герой, чем занимался в жизни:был небогат , служилтитулярным советником , в обязанности которого входилоскрупулезное переписывание бумаг .

Свою однообразную работу Башмачкин любил, выполнял с усердием и другого занятия для себя не желал. Жил от зарплаты до зарплаты,

имея скудное пропитание и самые необходимые для жизни вещи.

Важно!

Башмачкин был очень смиренным и добрым человеком. Молодые сослуживцы никогда не считались с ним, даже более того – всячески над ним издевались. Но это не могло нарушить душевного покоя главного героя, он никогда не реагировал на оскорбления, а тихо продолжал свою работу.

Поход к портному

Сюжет повести довольно простой, в ней рассказывается о том, как главный герой сначала приобрел шинель

, а затем еепотерял . Однажды Башмачкин обнаружил, что его шинель (пальто со складками на спине, форменная одежда госслужащих в 19 веке) сильно износилась, а в некоторых местах вовсе порвалась. Чиновник поспешил к портному Петровичу, чтобы тот смог залатать верхнюю одежду.

Подобно приговору звучит отказ портного в починке старой шинели

и совет приобрести новую. Для бедного чиновника с годовым жалованием около 400 рублей сумма в 80 рублей, требуемая для пошива новой шинели, была просто неподъемной.

Башмачкин копит на обновку

Половина суммы у героя была накоплена – откладывалась ежемесячно по копейке с каждого рубля.

Другую половину он решает приобрести путем экономии: отказывается от ужина, ходит на цыпочках, чтобы не портить подметки на обуви, а дома носит один халат с целью экономии на белье и стирке. Неожиданно на службе выдаютпремию на 20 рублей больше ожидаемой суммы, что ускоряет процесс шитья обновки.

Новая шинель и ее похищение

Портной мастерски выполняет заказ Башмачкина , который, наконец, становится счастливым обладателем шинели из хорошего сукна с кошкой на воротнике. Окружающие замечают обновку, радуются за героя и поздравляют, а вечером приглашают на чай в дом к помощнику столоначальника.

Акакий приходит на вечер

, хотя чувствует себя там неловко: такое мероприятие ему непривычно. Остается в гостях до полуночи. По пути к дому на безлюдной площади его останавливают неизвестные люди и снимают с плеч новую шинель.

Обращение к приставу и посещение «значительного лица»

На следующий день несчастный Акакий Акакиевич Башмачкин

направляется за помощью кчастному приставу , но поход не увенчался успехом. В департаменте, где все сочувствуют горю и пытаются помочь. По совету сослуживцев главный герой обращается к «значительному лицу», которое, желая произвести впечатление на присутствующего у него в кабинете приятеля, грубо обращается с Башмачкиным, чем повергает несчастного в шок и беспамятство. Расстроенный титулярный советник бредет по холодному Петербургу в своей потрепанной одежде, простужается и серьезно заболевает.

Смерть и появление привидения

Через несколько дней в бреду и горячке Акакий Акакиевич умирает. После его смерти в городе появляется привидение, по внешнему описанию похожее на покойного, ведущего охоту за шинелями прохожих.

Однажды по дороге домой «значительное лицо» встречает призрак Башмачкина,

который с криком набрасывается на генерала, пытаясь отобрать шинель. После этого случая, появления привидения-мертвеца совершенно прекращается.

Композиция

В повести можно отследить линейную композицию – выделяя вступление и эпилог.

  1. Произведение начинается со своеобразного вступления-экспозиции – писатель рассуждает о городе, который объединяет между собой все «Петербургские повести».
    Эта часть сменяется биографией главного героя, что характерно для последователей «натуральной школы» (реализма). Это позволило автору раскрыть мотивировку его поступков и объяснить причины подобного поведения Башмачкина.
  2. Далее завязка (по законам жанра) – герой загорается «идеей будущей шинели».
  3. Эта идея подводит сюжет к кульминации повести – приобретение Акакия Акакиевича оказывается в руках грабителей.
  4. Развязка происходит на улице, где призрак настиг должностное лицо и отнял у него верхнюю одежду.

Если делить произведение на две части, то первая часть — это описание жизни и счастливых ожиданий Башмачкина, а вторая посвящена злоключениям героя, его попыткам вернуть шинель, общению со «значимым лицом».

Гоголь, «Шинель». Тема

У А. С. Пушкина в «Станционном смотрителе» впервые была раскрыта тема «маленького человека» с подлинной правдивостью и человечностью. За ним были написаны произведения «Записки сумасшедшего» и «Шинель» Гоголя. Краткое содержание сюжета не всегда может дать полный объем представлений о жизни чиновника низшего ранга, забитого и униженного государственным строем. Ведь на то время это было весьма распространенным явлением.

Повесть Гоголя «Шинель» в образе Акакия Акакиевича представила ту последнюю грань обмеления создания Божьего до такой степени, что вещь, причем самая ничтожная, для человека становится источником непередаваемой радости и горького уничтожения. Этот образ Гоголь сначала описывал больше в комическом или даже сатирическом виде, но потом стала прослеживаться жалость к своему несчастному герою.

Темы

Тематика повести очень многогранна и затрагивает много остросоциальных и психологических аспектов.

  • Основная тема произведения — судьба маленького человека. Именно раскрытию его образа посвящена повесть. Н. В. Гоголь в «Шинели» выразил свое отношение к этому типу людей и дополнил их большую галерею. В книге он описал характер, нравы, стремления и быт этого персонажа. Если у Пушкина в «Станционном смотрителе» Самсон был раскрыт не в полной мере, то у Гоголя весь сюжет посвящен одному Башмачкину. Тема маленького человека является ключом к пониманию авторского замысла: писатель хотел показать трагизм судьбы ограниченного и слабого члена общества, чтобы пробудить в наших сердцах сострадание к нему.
  • Тема сострадания и любви к ближнему тоже является центральной в тексте. Гоголь был верующим человеком и в каждой книге находил место для нравственного урока. Именно равнодушие и эгоизм людей способствуют несчастьям и горю, а противопоставить им можно только милосердие и доброту. Жалеть и любить нужно не за заслуги или выгоду, а просто так, без причин и наград. Только таким образом можно победить те социальные проблемы, которые давят на общество по сей день. По сути, чиновнику нужна была не шинель, а поддержка окружения, которое его призирало.
  • Еще одна важная тема – безнравственность. Именно фактом безнравственности можно объяснить большую часть из того, что происходит в повести. Например то, что все равнодушны к горю Башмачкина, никто не хочет ему помочь. Или то, что главного героя ограбили, или то, что человека в принципе ценят не за его умения, личные качества и достижения, а за чин и состоятельность. Пока у Башмачкина не было шинели, его вообще не замечали, и когда пропала – перестали. Поэтому можно сделать вывод что тема безнравственности следует по всем поворотам сюжета.
  • Тема мечты в произведении раскрывается в образе шинели и ее значимости для главного героя. Башмачкин экономил на всём, мало ел, не зажигал свечей, не пил чай и даже не отдавал белье в прачечную, а дома ходил в халате, чтобы одежда не снашивалась. Он говорил о шинели с упоением, мечтал о ней, как о подруге жизни. Здесь мы впервые сталкиваемся с настойчивостью героя, с его сильным желанием стараться ради чего-то. Может быть, будь это не шинель, а нечто большее (духовное), мы бы и увидели совершенно другого Акакия Акакиевича. Тем не менее, он сократил все свои привычные расходы ради того, чтобы носить эту шинель, сделал всё, чтобы воплотить свою мечту в реальность. Однако не стоит забывать, что до появления навязчивой «идеи будущей шинели», у него была другое увлечение. Каждый раз приходя с работы, он мечтал делать её снова. Он переписывал бумаги иногда даже специально, потому что ему это очень нравилось. Каждый день он переписывал бумаги, и ему это нравилось, для него это была работа мечты.
  • Также нельзя не уделить внимания теме униженных и оскорбленных. Эта тема напрямую связана с образом главного героя. На службе его пинают, толкают, а он прощает всё и слова никому не скажет, если только срывающимся на жалость голосом попросит быть осторожнее. Он не жалуется, не испытывает никаких глубоких эмоций и сильных чувств. Герой живет в маленькой, холодной квартирке, которая скорее напоминает комнату, не следит за собой, отчасти потому, что ему это не надо, он очень тихий и ненавязчивый. Может быть, он и при жизни был призраком?
  • Тема возмездия отчетливо прослеживается в эпилоге повести, когда многие видят призрак Башмачкина на мостовой (в частности, то значимое лицо, к которому Башмачкин обращался за помощью). И эта тема дает свое продолжение и преображается в дидактический авторский вывод. Когда значительное лицо получает по заслугам от призрака, то делает вывод, что нельзя быть очень строгим со своими подчиненными и гнобить людей лишь за их не высокопоставленность.
  • Также интересна тема судьбы в повести. Еще с детства стало ясно, что у Акакия будет судьба тихого, мирного титулярного советника, который будет жить не особо счастливо, зато спокойно и стабильно.

Главная мысль и смысл финала

  • Смысл финала и значение вьюги. Гоголь хотел показать все остросоциальные проблемы, которые его волновали. Показать, что на ленивых и беспринципных чиновников нет управы. А если есть, то только вышестоящие лица. Став в финале повести призраком, Башмачкин как раз обретает нужную форму и вершит свою месть в наказание за равнодушие высокопоставленных лиц. Но это, как подчеркивает писатель, возможно только в области мистики. Возможно, любитель шинелей стал орудием высшего и праведного Божьего суда, в который верил Гоголь. Всё это действо, стоит отметить, сопровождает такая художественная деталь как ветер. Вьюга, пронизывающая петербуржцев до костей, по моему мнению, символизирует животный страх, стихийный страх, который заставляет дрожать даже безнравственных чиновников. Это часть правосудия свыше, которое настигнет каждого, независимо от чина.И хотя Гоголь против мести, в этой повести он видел её единственным способом вершить правосудие.
  • Основная идея: Автор демонстрирует необходимость высоких моральных ценностей и убеждений для человека. Любой из нас перестает быть маленьким, когда обретает высшее предназначение. Нравственность и гуманизм — вот, что должно объединить и сравнять всех людей, уничтожив сословные различия. Главному герою нужна была не шинель, а признание в коллективе, уважение и поддержка. Не его вина, что такое отношение он мог получить только из-за приобретения шинели. В его зацикленности на верхней одежде виновато окружение, которое готово принять только тех, кто приходит «в надлежащем виде». Таким образом, смысл «Шинели» в том, чтобы показать истинные ценности человеческой натуры и отделить их от ложных и вредных предрассудков.

Жанр и направление

Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.

Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.

Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.

Смысл названия повести «Шинель»

Название книги можно объяснить даже не вчитываясь в ее суть: главный герой Акакий Акакиевич покупает судьбоносную новенькую шинель, которая в продолжение книги будто бы занимает титул главного персонажа. Дело в том, что главный герой всячески экономит на собственной жизни и буквально медленно убивает сам себя ради новенькой шинели, в необходимости которой его убедили коллеги по работе. Пережив немалую гору трудностей, Акакий все же сумел накопить нужное количество средств и таки приобрел чистую и новую шинель. Но не прошло и пары дней, как главный герой умудряется ее потерять — после праздничного ужина с коллегами по работе на мосту на Акакия Акакиевича нападают подозрительные мужчины и силой отбирают его дорогую, любимую шинель.

Находясь в замешательстве, мелкий чиновник бежит в полицию и пытается подать заявление об ограблении, умоляет о помощи «значительное лицо» и пытается достучаться до него. Но ничего не выходит, поэтому наш «маленький человек», окончательно убившись горем, получив выговор от вышестоящего лица и полностью сконфузившись, приходит домой весь мокрый и в горячке. Не в силах пережить горе и позор.

Акакий умирает «мелким чиновником». После его похорон по городу разошелся слух о так называемом призраке Акакия Акакиевича, который нападает на мимо проходящих богатых чиновников отбирает у них шинели. Таким образом, отчаянно искомая главным героем справедливость все же восторжествовала, хоть и после его смерти.

Смысл повести Шинель — Гоголя

Н.В.Гоголь своим немало известным приемом плавного и как бы само собой разумеющегося включения нотки мистики в простой рассказ о жизни простого человека подчеркнул бесчеловечность общества. Писатель остро показал несправедливость иерархии и необоснованное превосходство и главенство высших лиц над мелкими чиновниками. Именно после подобных произведений в литературе появился один из важнейших терминов — проблема «маленького человека». Н.В.Гоголь показал своеобразное противостояние простого человека и жестокого, полного принципов и желания быть лучше остальных общества

Писатель попытался обратить внимание читателей на простого человека с тяжелой, а иногда и вовсе непосильной, жизнью. Общественный уклад того времени зачастую отрицательно влиял на простых людей, но Гоголь также показал и влияние этой истории на выше поставленное лицо: тот самый чиновник, который обругал Акакия Акакиевича, после всей ситуации абсолютно перестал показывать направо и налево свое превосходство в чинах и стал более сдержанным

Таким образом, маленькая повесть о «маленьком человеке» совершила настоящую революцию в литературе!

2 вариант

Рассматривая повесть «Шинель» нельзя не упомянуть об истории, предшествовавшей написанию романа. Сидела компания людей, здесь же присутствовал и Гоголь, и один из мужчин рассказал смешную историю – анекдот про мужичка, который очень продолжительное время копил на свое ружье, а потом его потерял. Все в компании рассмеялись, кроме Николая Васильевича. Он вдруг помрачнел и ушел в свои думы. Через пять лет, свет увидела «Шинель», а её сюжет был весьма схож с рассказанным анекдотом.

В повести ведется рассказ об Акакии Акакиевиче, который является «маленьким человеком», на которого не обращают внимание власть, другие люди. Мы прослеживаем его жизнь с момента рождения до самой смерти

Главный герой так и не увидит справедливость в своей жизни. Она восторжествует только потом, в виде мистического героя, отбирающего шинели у прохожих.

Главная цель рассказа – обратить внимание на людей, которые тоже оказались беззащитны к этому миру, которые нуждаются в помощи. Автор протестует против надменности существующего общества, его бездуховности и безразличию к проблемам других людей

Мало того, что они не обращают внимания на «маленьких людей», так ещё и всячески унижают и ущемляют в правах.

Главный герой – Башмачкин, предстает нам невыразительным человеком, который не может совершить волевой поступок, его жизнь сера и скучна. Для него шинель – это верх его мечтаний. Для всех остальных –он человек, предназначенный для издевок, отчего главные слова его – отставьте меня, зачем вы меня обижаете. Все остальные персонажи описаны не так подробно, это дает выдвинуть проблемы Башмачкина на первый план. В повести очень мало имен, это придает эффект безликости того времени.

В течение произведения, мы переживаем с героем все «хождения» святых и мучеников. Ведь вся жизнь Акакия Акакиевича и есть этот подвиг, который он совершает во имя правды, справедливости. В начале повести мы узнаем, почему же главному герою так необходима шинель, вся жизнь его это ничем не примечательное существование обычного человека, и единственный поступок за всю жизнь – это кульминация произведения – противостояние властям, которое влечет за собой смерть Башмачкина.

В Эпилоге Гоголь добавил свою любимую мистическую составляющую – призрака главного героя, который ходит по улицам и отбирает шинели у проходящих людей. В конце концов он добрался и до своего главного врага. Здесь подчеркивается, что справедливость можно найти только на том свете, но не в реальном мире.

Сюжет

В департаменте Петербурга числился на службе титулярный советник. Был он очень бедный, совсем не красавец, низенького роста, подслеповатый, несколько рыжеватый, лысоватый и с морщинистым лицом. Его звали Акакий Акакиевич Башмачкин. Так назвала его мать после долгих раздумий в честь его отца.

Должность Акакия была совсем незначительной, и поэтому молодые чиновники очень часто подтрунивали над ним и разыгрывали. В общем, обычно такое происходит с теми, кто не может «кусаться».

Этот герой очень ревностно и, можно сказать, с любовью выполнял свою работу. Он вручную очень красиво и аккуратно переписывал бумаги. За это ему платили жалование в размере 400 рублей в год.

Примечания к повести «Шинель»

Первая мысль «Шинели» зародилась у Гоголя в 1834 г. П. В. Анненков в своих «Воспоминаниях» говорит, что в это время к Гоголю собирался небольшой кружок приятелей потолковать о предметах искусства, и отмечает, что на этих собраниях никогда, даже среди жарких споров, с лица Гоголя не сходила «постоянная, как бы приросшая к нему, наблюдательность». «Для Гоголя как здесь, так и в других сферах жизни ничего не пропадало даром. Он прислушивался к замечаниям, описаниям, анекдотам, наблюдениям своего круга и, случалось, пользовался ими. В этом, да и в свободном изложении своих мыслей и мнений, круг работал на него. Однажды при Гоголе был рассказан канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего Лепажевского ружья рублей в 200 (ассигн.). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье пред собой на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни, но о страшном событии он уже никогда не мог вспоминать без смертельной бледности на лице… Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслью чудной его повести «Шинели», и она заронилась в душу его в тот же самый вечер».

Но лишь в 1839 г. за границей повесть была набросана на бумагу. Она продолжала обрабатываться и в следующем году, пока наконец не появилась в печати в 1842 г. в собрании сочинений Гоголя. До нас дошли в неполном виде рукописи нескольких первоначальных редакций. Сперва рассказ назывался «Повесть о чиновнике, крадущем шинель», герой не носил никакого имени («право, не помню его фамилии», говорит автор); постепенно в отрывках появляется имя Акакий Акакиевич, но фамилия еще долго не устанавливается, как это всегда у Гоголя, и мы видим ряд смен: Тишкевич, Башмакевич, Башмаков. Из вариантов первоначальных редакций приводим один, представляющий прототипы известных Щедринских юмористических переделок названий наших канцелярий. Одна из редакций повести начинается так: «В департаменте податей и сборов, или, — как любят иногда называть его чиновники, любящие поострить, — подлостей и вздоров, служил один чиновник»… Примечание к этому месту гласить: «Да не подумают впрочем читатели, чтобы это название основано было в самом деле на какой-нибудь истине — ничуть. Здесь все дело только в этимологическом подобии слов. Вследствие этого департамент горных и соляных дел называется департаментом горьких и солёных дел и т. п. Много приходит на умы иногда чиновникам во время, остающееся между службою и вистом.

Благодарим за прочтение произведения Николая Васильевича Гоголя «Шинель»!
Читать все произведения Николая ГоголяНа главную страницу (полный список произведений)

«Онлайн-Читать.РФ»Обратная связь

Вывод и своё мнение

В своём произведении автор поднимает проблему маленького человека, который вполне доволен своей жизнью и способен радоваться тому, что имеет. Он покорно сносит холодное обращение руководства, издевательства сослуживцев и нищету. И неожиданно ему представляется возможность изменить свою жизнь, пошив новую шинель

Герой меняется буквально на глазах: он оживает, становится более весёлым, разговорчивым, ему приятно внимание коллег. И тем тяжелее становится утрата шинели, ставшей пропуском в новую жизнь

От сильно потрясения Башмачкин умирает. Повесть учит ценить людей не по занимаемым должностям или социальному статусу, а исключительно за личные качества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector