Евразийство — eurasianism

«Великая» Россия

Рост России 1613–1914 гг.

Политико-культурную концепцию, которую поддерживают некоторые в России , иногда называют «Великой» Россией и описывают как политическое стремление всероссийских националистов и ирредентистов вернуть себе некоторые или все территории других республик бывшего Советского Союза и территории бывшей Российской империи, не говоря уже о Демократической республике Афганистан и объединении их в единое российское государство. Александр Руцкой , вице-президент России с 1991 по 1993 год, заявлял ирредентистские претензии на Нарву в Эстонии , Крым на Украине и Усть-Каменогорск в Казахстане , среди других территорий.

Перед началом войны между Россией и Грузией в 2008 году Александр Дугин посетил Южную Осетию и предсказал: «Наши войска оккупируют столицу Грузии Тбилиси, всю страну и, возможно, даже Украину и Крымский полуостров, который исторически является частью России. . » Бывший
президент Южной Осетии Эдуард Кокойты является евразийцем и утверждает, что Южная Осетия никогда не покидала Российскую империю и должна быть частью России .

Критика

Писатель и публицист Максим Кантор в своей книге «Империя наизнанку» (2015) в качестве критики идеологии евразийства привёл аргумент о несуществовании исторической, культурной, религиозной или экономической целостности Евразии. Огромное различие в культурном, языковом, религиозном отношении между народами Европы и Азии делают практически невозможным какое-либо совместное единство. Сама идеология была использована лишь в геополитических целях для оправдания противостояния между российским консерватизмом и западным либерализмом. По мнению Максима Кантора евразийство не может считаться философией, так как оно основано на мистическом понимании действительности и содержит в себе абстрактные, неопределённые суждения. Особенно это касается определения экономической и социальной моделей данной идеологии и их воплощения после приобретения территориальных пространств евразийского континента.

Примечания

  1. .
  2. Братство св. Софии. Материалы и документы 1923—1939. / Составитель Н. А. Струве. Подготовка текста и примечания Н. А. Струве, Т. В. Емельяновой.. — Москва — Париж: Русский путь — YMCA-Press, 2000. — С. 3—10. — 330 с. — ISBN 5-85887-077-5..
  3. Igor Torbakov. Becoming Eurasian: The Intellectual Odyssey of Georgii Vladimirovich Vernadsky // Between Europe and Asia: The Origins, Theories, and Legacies of Russian Eurasianism. Edited by Mark Bassin, Sergey Glebov, and Marlene Laruelle. — Pittsburgh: University of Pittsburgh Press (англ.)русск., 2015. — P. 118.
  4. ↑ Савицкий П. Степь и оседлость.
  5. Макиндер Х. Д. Географическая ось истории.
  6.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 ноября 2014.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 октября 2017.
  8. Пресс-служба Евразийского Движения.  (недоступная ссылка) (15.11.15). Дата обращения: 21 декабря 2015.
  9.  (недоступная ссылка).
  10. Пресс-служба Евразийского Движения. (29.11.15). (недоступная ссылка)
  11. . vk.com. Дата обращения: 10 апреля 2017.
  12. Максим Кантор. Империя наизнанку. Когда закончится путинская Россия. — Алогоритм, 2015. — С. 73. — 384 с. — ISBN 9785443809724.
  13. Максим Кантор. Империя наизнанку. Когда закончится путинская Россия. — Алогоритм, 2015. — С. 143. — 384 с. — ISBN 9785443809724.
  14. Максим Кантор. Империя наизнанку. Когда закончится путинская Россия. — Алгоритм, 2015. — С. 141. — 384 с. — ISBN 9785443809724.
  15. Назарбаев Н. А. Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы, 1994-1997 гг. — Москва: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. — 480 с. — ISBN 5-7556-0085-6.
  16. Винокуров Е. Ю., Коршунов Д. А., Перебоев В. С., Цукарев Т. В. Евразийский экономический союз / под ред. Е.Ю. Винокурова. — Санкт-Петербург: ЦИИ ЕАБР, 2017. — С. 156—210. — 296 с. — ISBN 978-5-906157-37-9.

История классического эмигрантского евразийства

Толчком к возникновению евразийства послужила критика европоцентризма, содержавшаяся в книге Н. С. Трубецкого «Европа и человечество» (София, 1920). На книгу отозвался в журнале «Русская мысль» П. Н. Савицкий . В его рецензии «Европа и Евразия» были высказаны некоторые идеи будущего евразийства. В ходе обсуждения книги Трубецкого в Софии сложился евразийский кружок (Трубецкой Николай Сергеевич , Савицкий Пётр Николаевич , Флоровский Георгий Васильевич и Сувчинский Пётр Петрович). Его члены положили начало евразийству, выпустив сборник статей «Исход к Востоку». Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. Книга 1 (София, 1921).

В 1922 году в Берлине вышел второй сборник «На путях», затем в 1923 — «Россия и латинство». В 1923 году было создано евразийское книгоиздательство (на деньги английского миллионера-востоковеда Сполдинга) и стал выходить программный альманах евразийцев — «Евразийский временник» (первый номер в 1923, второй — в 1925, третий — в 1927). Одновременно стал выходить журнал «Евразийские хроники», а с 1928 года — газета «Евразия» (Париж). Евразийцы выпустили также два коллективных манифеста — «Евразийство: опыт систематического изложения (1926) и «Евразийство (формулировка 1927 года)». В Евразийском книгоиздательстве выходили книги самих евразийцев (Н. С. Трубецкой «Наследие Чингисхана» П. Н. Савицкий «Россия — особый географический мир», Г. В. Вернадский «Евразийское начертание русской истории» и др.) и близких к ним авторов.

Евразийство превратилось из маленького кружка в разветвленную эмигрантскую организацию с отделениями во всех центрах русского зарубежья. Самые крупные евразийские организации были в Праге и Париже. К евразийству примкнули многие видные эмигрантские ученые (Г. В. Вернадский, Н. Н. Алексеев, Р. О. Якобсон, Л. П. Карсавин, В. Э. Сеземан, Д. П. Святополк-Мирский и др.)С евразийцами сотрудничали П. Бицилли, А. Карташев, С. Франк, Л. Шестов и др. В то же время в 1923 году с евразийством порвал один из его основателей — Г. В. Флоровский, а в 1928 году он выступил с его резкой критикой — статьей «Евразийский соблазн».

С 1926 года возникли организационные структуры евразийства (Совет евразийства), в который вошли Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский и П. Арапов. Евразийство стало политизироваться, его лидеры пытались наладить связь с оппозицией в СССР, в связи с чем тайно посещали СССР. В итоге они стали жертвой мистификации ГПУ (операция «Трест»).

В 1928-1929 годах произошел раскол евразийства в связи с просоветской и пробольшевистской деятельностью левой группировки, выпускавшей газету «Евразия» (Л. Карсавин, С. Эфрон, Д. Святополк-Мирский и др.). Из руководства евразийского движения в знак протеста вышел Н. С. Трубецкой. П. Н. Савицкий и Н. Н. Алексеев выпустили брошюру «Газета „Евразия“ — не евразийский орган», в которой объявляли левое евразийство антиевразийством. Те же идеи звучали в «Евразийском сборнике» (1929).

Левые евразийцы вскоре покинули ряды движения, некоторые из них вернулись в СССР, как Д.П.Святополк-Мирский и там стали жертвами политических репрессий. В начале 1930-х годов «правым евразийцам» удалось восстановить движение и даже создать эмигрантскую Евразийскую партию (1932). Были выпущены сборник «Тридцатые годы», шесть номеров журнала «Евразийские тетради». В 1931 году в Таллине выходила ежемесячная евразийская газета «Свой путь». Евразийцы сотрудничали с пореволюционными группировками, публиковались в журнале Ширинского-Шихматова «Утверждения», участвовали в оборонческом движении (РОЭД). Но былой популярностью евразийство уже не пользовалось. К 1938 году оно сошло на нет.

Евразийские сборники

  • 1921 — Исход к Востоку (София)
  • 1922 — На путях (Берлин)
  • 1923 — Россия и латинство (Берлин)
  • 1923 — Евразийский Временник (Берлин)
  • 1925 — Евразийский Временник (Париж)
  • 1927 — Евразийский Временник (Париж)
  • 1929 — Евразийский Сборник (Прага)
  • 1931 — Тридцатые годы (Париж)

Начало 20 века

Орфографическая проекция Большой России / Евразии и ближнего зарубежья
Советский Союз в 1945 году
 (Советские территории, никогда не входившие в состав Российской империи : Тувинская АССР , Калининградская область и Закарпатье , Львовская , Станиславская и Тернопольская области на западе Украины )
 Дополнительная аннексированная / оккупированная территория Российской империи ( Великое княжество Финляндское и Конгресс Польша )
 Максимальное распространение советского ближнего зарубежья, 1955 г. ( Варшавский договор , Монгольская Народная Республика и Северная Корея )
 Максимальный размер сферы влияния Российской империи после продажи Аляски в 1867 году, несмотря на более поздние попытки Советского Союза восстановить их ( Северный Иран , Синьцзян , Маньчжурия )

Евразийство — политическое движение, берущее свое начало в русской эмигрантской общине 1920-х годов. Движение утверждало , что русская цивилизация не принадлежит к категории «Европейской» (несколько заимствования из славянофильских идей Константина Леонтьева ), а также о том , что Октябрьская революции из большевиков была необходимая реакция на быструю модернизацию российского общества. Евразийцы считали, что советский режим способен превратиться в новое национальное, неевропейское православное христианское правительство, сбросив первоначальную маску пролетарского интернационализма и воинствующего атеизма (которому евразийцы были категорически против).

Евразийцы критиковали антибольшевистскую деятельность таких организаций, как РОВС , полагая, что энергия эмигрантского сообщества будет лучше сосредоточена на подготовке к этому ожидаемому процессу эволюции. В свою очередь, их оппоненты среди эмигрантов утверждали , что евразийцы призывали к компромиссу с и даже поддержку советского режима, в то время как оправдывая свои безжалостные политики (таких , как гонения на РПЦ ), а всего лишь «преходящие проблемы» , которые были неизбежные результаты революционного процесса.

Ключевыми лидерами евразийцев были князь Николай Трубецкой , Петр Савицкий , Петр Сувчинский , Д.С. Мирский , Константин Чхеидзе , Петр Арапов, Сергей Ефрон . Философ Жорж Флоровский изначально был сторонником, но отказался от организации, заявив, что она «поднимает правильные вопросы», но «дает неправильные ответы». Николай Бердяев писал, что он, возможно, повлиял на принятие евразийцами революции как факта, но он отметил, что ряд ключевых евразийских постулатов были ему совершенно чужды и враждебны: они не любили свободу, как он, они были государственниками, они были враждебны западной культуре в отличие от Бердяева и формально принимали Православие.

Примерно в то же время в эмигрантском сообществе возникло несколько организаций, похожих по духу на евразийцев, таких как промонархистские Младоросси и Сменовеховцы .

Несколько членов евразийцев пострадали от советской провокационной операции TREST , в результате которой в России была организована фальшивая встреча евразийцев, на которую в 1926 году присутствовал лидер евразийцев П. Н. Савицкий (более ранняя серия поездок была совершена двумя годами ранее евразийцами. член П. Арапов). Раскрытие TREST как советской провокации нанесло евразийцам серьезный моральный удар и дискредитировало их общественный имидж. К 1929 году евразийцы прекратили выпуск своих периодических изданий и быстро исчезли из русского эмигрантского сообщества.

Литература

  1. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. — М., 2000.
  2. Анатолий Берштейн, Дмитрий Карцев
    Третий мир. Единое наследие Чингисхана «Время новостей» № 231 17 декабря 2007
  3. Гутов Е. В.
    Евразийство (Евразийское движение) // В. Кемеров. Философская энциклопедия. — «Панпринт», 1998 г.
  4. Данилевский Н.Я.
    Россия и Европа // Классика геополитики , XIX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  5. Дугин А.
    Основы Евразийства
  6. Жеребило Т.В.
    Евразийство // Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика Словарь-справочник, 2011 г.
  7. Иванов А. В., Попков Ю. В., Тюгашев Е. А., Шишин М. Ю.
    Евразийство: Ключевые идеи, ценности, политические приоритеты . — Барнаул: Изд-во АГАУ , 2007. — 243 с.
  8. Евразийство // Кожемякина В.А., Колесник Н.Г., Крючкова Т.Б.
    Словарь социолингвистических терминов. — М.: ИРЯ РАН , 2006. — 312 с.
  9. Люкс Л.
    Заметки о «революционно-традиционалистской» культурной модели «евразийцев» // Вопросы философии . — № 7. — 2003. — С. 23-34
  10. Макиндер Х.
    Географическая ось истории
  11. Платонов. Ю.
    Социологический глоссарий // «Народы мира в зеркале геополитики»
  12. Савицкий П.Н.
    Географические и геополитические основы евразийства // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  13. Савицкий П.Н.
    Евразийство // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  14. Савицкий П.Н.
    Степь и оседлость щжб // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  15. Савицкий П.Н.
    Евразийская концепция русской истории. Русские среди народов Евразии. Основы геополитики России . // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  16. Соболев А.В.
    // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин . — М.: Мысль , 2000 — 2001. — ISBN 5-244-00961-3 .
  17. Трубецкой Н.С.
    Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  18. Трубецкой Н.С.
    Европа и человечество // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  19. Трубецкой Н.С.
    Мы и другие // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  20. Трубецкой Н.
    Русская проблема // Классика геополитики, XX век: Сб. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  21. Хара-Даван Э.
    Евразийство с точки зрения монгола // Хара-Даван Э. Русь монгольская: Чингис-хан и монголосфера. — М.: «Аграф», 2002. — 320 с.
  22. Хачатурян В.
    Истоки и рождение евразийской идеи // Искусство и цивилизационная идентичность. — М.: Наука , 2007. — С. 289-301
  23. Шнирельман В.А.
    Евразийцы и евреи // «Скепсис »
  24. Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация / Под ред. Ю. В. Попкова. — Новосибирск: Параллель, 2010. — 449 с.
  25. К истории евразийства. 1922-1924 // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ : Рос. Архив, 1994. — С. 494-497. — Т. V.
  1. Stefan Wiederkehr, Die eurasische Bewegung. Wissenschaft und Politik in der russischen Emigration der Zwischenkriegszeit und im postsowjetischen Russland
    (Köln u.a., Böhlau 2007) (Beiträge zur Geschichte Osteuropas, 39).
  2. Кръстев В. Евразийската геополитическа идея на Русия в миналото и настоящето // Геополитика, бр. 4, София 2009.

использованная литература

  1. «Недавние палеогеномные исследования показали, что миграции западных степных пастухов (WSH), начавшиеся в энеолите (ок. 3300–2700 гг. До н.э.), глубоко трансформировали гены и культуры Европы и Центральной Азии … Миграция этих западных степных пастухов ( WSH), самым ранним представителем которого является ямный горизонт (ок. 3300–2700 гг. До н.э.), внесли вклад не только в европейскую культуру шнуровой керамики (примерно 2500–2200 гг. До н.э.), но и в степные культуры, расположенные между Каспийским морем и Алтаем. -Саянский горный регион, такой как Афанасьевская (ок. 3300–2500 до н. Э.), А затем синташтинская (2100–1800 гг. До н. Э.) И андроновская (1800–1300 гг. До н. Э.) Культуры ».

Неоевразийство

Новая волна интереса к евразийству появилась в 80-е гг. XX века в связи с творчеством Л. Н. Гумилёва. Гумилёв был лично знаком и переписывался с Петром Савицким, и называл себя «последним евразийцем». В своей пассионарной теории этногенеза Гумилёв ввёл понятия «суперэтноса» как группы этносов, проживающих в разных климатических зонах, но объединённых в единое общественное целое, культурного релятивизма («мозаичной антропосферы») и понятия «пассионарность» — особой биохимической энергии, позволяющей делать сверхусилия. Фактически пассионарий в концепции Гумилёва отождествлялся с героем и противопоставлялся «субпассионарию». Эти концепции пользуются популярностью у современных российских неоевразийцев, которые отождествляют Россию с суперэтносом.

Другим крупным представителем неоевразийства стал Александр Дугин, который первоначально следовал идеологии национал-большевизма. Он привнёс в евразийство идею «третьего пути» (совмещение капитализма и социализма), геополитику (евразийство как теллурократия, противостоящая атлантической англо-саксонской талассократии США и НАТО) и советский консерватизм (СССР как евразийская держава). В работах Дугина евразийские концепции и положения переплетаются с концепциями европейских «новых правых». Исследователи отмечают, что в постановке философских проблем и политических проектах он значительно отходит от классического евразийства, которое представлено в его многочисленных работах очень выборочно, эклектично.

Обрести себя

Масштабная пиар-кампания в экспертной среде и медийном пространстве вокруг нового цивилизационного мегапроекта Большой Евразии и поворота на Восток направлена на обоснование проводимого курса и потенциальных выгод от него, в том числе обеспечение поддержки инициативы населением страны. Поэтому в данном контексте вся риторика о возрождении евразийской сущности России воспринимается пока только как попытка придать повороту на Восток естественный характер и решить сразу несколько проблем, в том числе и идеологических.

История свидетельствует о том, что искусственно созданные нарративы и насаждённые сверху конструкты редко бывают жизнеспособны. Элементом официальной идеологии Советского Союза был нарратив о возникновении новой общности, человека нового типа, именуемой советским человеком. Эта идея активно форсировалась властью, но конструкт рассыпался вместе с СССР.

На юбилейном заседании Валдайского клуба В. Путин сказал: «Мы также понимаем, что идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии. Такая конструкция неустойчива и очень уязвима, мы знаем это по собственному опыту, она не имеет будущего в современном мире. Необходимо историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм. Только тогда наша идентичность будет основана на прочном фундаменте, будет обращена в будущее, а не в прошлое».

Без национального самоопределения и самоидентификации государство не может долго существовать, как успешная команда не может существовать без общей цели и солидарности между её членами. Необходимо сформировать национальную идентичность внутри страны, чтобы определить её как целостный субъект, а рассуждения о евразийской идентичности в поддержку политико-экономического курса страны пока напоминают попытку построить дворец на хилом фундаменте. Но не исключено, что в поиске внешнеполитических союзников и экономических возможностей мы также обретем себя.

Суперэтническая целостность

Конечно, многие положения концепции Л.Н.Гумилёва разработаны применительно к этнологии и этнографии , но они также могут быть транслированы в другие науки: суперэтническая целостность в понятие «цивилизация», стереотип поведения в «ощущение»

Важно другое — то, что, занимаясь концепцией этногенеза и исследуя фактографический материал, Л.Н.Гумилёв показывает, что на территории Евразийского материка необходимо выделять несколько доменов, обладающих собственными условиями существования, которые приводят к устойчивой форме бытийствования этносов. Также, исследуя домен Каспийского моря , сформировавший «монгольское» бытие, он показывает, что это бытие сформировано условиями окружающей среды и не уступает никакому бытию

Этот modus vivendi проходит через ряд этносов, существующих на территории данного домена, лишь незначительно видоизменяясь.

Истоки

Истоки евразийства обычно возводят к славянофильской традиции. Сами евразийцы считали своими предшественниками старших славянофилов (Алексей Хомяков, ), поздних славянофилов, таких как Константин Леонтьев, Николай Страхов и Николай Данилевский, а также Гоголя и Достоевского как публицистов. Наследниками славянофилов считали евразийцев и многие исследователи и критики евразийства (Степун даже назвал евразийцев «славянофилами эпохи футуризма»).

Однако евразийство имеет ряд существенных отличий от славянофильства. Евразийцы отрицали существование славянского культурно-исторического типа и считали, что культуры «евразийских народов» (финно-угры, тюрки), связанных с русскими общей исторической судьбой, ближе к русской культуре, чем культуры западных славян (чехов, поляков). Евразийцы отвергали также и панславистский политический проект, их идеалом было федеративное евразийское государство в границах СССР до 1939 года (единственное отличие — евразийцы предлагали включить в состав СССР Монголию).

Кроме того, евразийцам была чужда славянофильская апология общины. Ещё в предисловии к первому сборнику «Исход к Востоку» евразийцы утверждали, что община — историческая, преходящая форма русской культуры, которую нужно преодолеть в ходе модернизации страны. В области экономической евразийцы выступали за широкое использование энергии частной инициативы. При этом они были противниками чистого капитализма и призывали совмещать условно частную (функциональную) собственность с государственной.

Классическое евразийство

Николай Трубецкой впервые заявил в 1925 году, что Россия является наследницей не Киевской Руси, а Монгольской монархии. Русских и кочевников связывает особое умонастроение или «бытовое исповедание», которое основано на идеях личной преданности, героизма, духовной иерархии и вере в высшее начало мира. Эти ценности несовместимы с европейским мещанством и меркантилизмом. Евразийство образует обновлённую антитезу западничеству. Революция, большевики и СССР содержат историческую правду, так как они подсознательно реализуют евразийский проект сопротивления Западу в содружестве с азиатскими народами. Другой евразиец Петр Савицкий обогатил это мировоззрение понятиями «месторазвития» (аналога «жизненного пространства») и «идеократии» (подчинённости человеческой жизни высшим идеям).

Ощущение моря и ощущение континента

Развивая концепцию культурно-исторических типов, П. Савицкий, в отличие от Н

Данилевского, акцентирует внимание на «ощущении» — особом способе восприятия окружающей действительности, — ощущение моря и ощущение континента, называя одно западноевропейским, другое — монгольским: «на пространстве всемирной истории западноевропейскому ощущению моря как равноправное, хотя и полярное, противостоит единственно монгольское ощущение континента». По этому поводу следует заметить, что подобное решение характерно для историософии вообще

Например, Хэлфорд Макиндер связал романо-германский тип с «морским» восприятием окружающей действительности, а греко-византийский — с «материковым» . В понимании П. Савицкого русские в некоторой доле тоже монголы, ибо «в русских „землепроходцах“, в размахе русских завоеваний и освоении — тот же дух, то же ощущение континента» .

Однако П. Савицкий стремится понять, в чём особенность культурно-исторического типа России. По его мнению «Россия — часть особого „окраинно-приморского“ мира, носительница углубленной культурной традиции. В ней сочетаются одновременно историческая „оседлая“ и „степная“ стихия». В этом он видит одно из важнейших обстоятельств новейшей русской истории. «Пережив в начальные века развития влияние степных народов как влияние внешнее, ныне народ российский сам как бы охватывает степь. Степное начало, привитое русской стихии как одно из составляющих её начал со стороны, укрепляется и углубляется в своем значении, становится неотъемлемой её принадлежностью; и наряду с „народом-земледельцем“, „народом-промышленником“ сохраняется или создается в пределах русского национального целого „народ-всадник“, хотя бы и практикующий трехполье».

Преобладающую эмоциональную сторону в евразийском восприятии происходящего хорошо подметил Николай Бердяев . «Евразийство есть прежде всего направление эмоциональное, а не интеллектуальное, и эмоциональность его является реакцией творческих национальных и религиозных инстинктов на произошедшую катастрофу .»,- писал он.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector