Епископ пантелеимон: нам не дано выбирать свою смерть
Содержание:
- О спасательной операции
- Естественно-научный подход к христианству
- О подвиге и подлости
- Отдайте любовь тем, кто нуждается в помощи
- Человека не исправить курсом лекций
- Сначала муж, потом – дети
- социальный экуменизм
- Прицерковная активность и целомудрие
- Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон — председатель Отдела
- Строгий игумен
- Документы, источники, литература
- патологическая речь
О спасательной операции
— Владыка, какую именно помощь оказывала Церковь пострадавшим в Крымске?
— Опыт пожаров двухлетней давности многому нас научил. В первую очередь мы поняли, что участие волонтеров и благотворительных организаций нужно именно в первые дни трагедии. На самом деле сегодня государство может обеспечить людей помощью очень большой, не сравнимой с тем, что способна сделать Церковь или какая-то светская благотворительная организация. И государственные ресурсы действительно выделяются в необходимом объеме. Но в то же время государство очень медленно разворачивается, не может быстро реагировать на подобные ситуации.
Это естественно для бюрократических структур, но именно поэтому на первом этапе, когда государство еще не успело в полной мере среагировать, требуется особая помощь маленьких организаций, общественности и в том числе помощь со стороны Церкви.
В долгосрочной перспективе, конечно, мы также будем стараться держать ситуацию под контролем, следить за тем, что происходит, и при необходимости помогать. Но я думаю, что со временем это будет не столь востребовано, как в первые дни. Надеюсь, люди получат дотации, новые дома, все, чтобы их жизнь вошла в нормальную колею.
— Если опять же сравнивать с пожарами 2010 года: насколько, по-Вашему, изменилось за эти два года благотворительное и волонтерское движение?
— Сейчас, в отличие от ситуации с пожарами, появилось очень много общественных организаций, которые готовы и умеют участвовать в решении таких проблем. Тогда мы были практически одни, теперь это не так. Через Интернет люди находят друг друга, собирают помощь. Это очень радостно: видеть, что мы можем использовать Сеть не только для того, чтобы протестовать и жаловаться, но и для того, чтобы совершать реальные действия, самостоятельно менять ситуацию.
Возникают группы людей, которые сами собирают помощь в своих городах и сами эту помощь привозят, ни с кем не договариваясь, никого не ставя в известность. У нас был случай, когда к храму, где находится штаб наших добровольцев, приехало шесть фур из Дагестана, хорошо, что рядом случайно оказалась группа других дагестанцев, которые помогли своим землякам разгрузиться.
Хочется верить, что во многом к этому людей подтолкнул и пример того, как на пожарах действовала Церковь.
— А чем сегодня может помочь рядовой россиянин, не имеющий опыта волонтерства?
— Помочь можно многим, но нужно учитывать и те проблемы, с которыми сталкивается сегодня волонтерское движение.
В первую очередь вопрос в координации действий. Не хватает четкости, очень мало понимания того, что помогать другим нужно, согласовывая свои действия с людьми, которые занимаются тем же. Есть такой специальный центр, где следят за развитием кризисных ситуаций. Я думаю, было бы хорошо, чтобы в него вошел представитель от Церкви, а также и представители других организаций
Важно, чтобы мы взаимодействовали, чтобы небольшие организации соединялись с более крупными и прежде чем что-то сделать, подумали бы, посмотрели, послушали
Нам пока не хватает опыта в этой сфере. Слава Богу, что у нас не накоплено такого числа переживаний страшных трагедий. Но хочется, чтобы в спокойной обстановке мы все-таки смогли подготовиться на случай трагедии, чтобы затем в экстремальных условиях действовать более слаженно.
Вот еще яркий пример: далеко не все поняли, что в подобных ситуациях одежда — вовсе не предмет первой необходимости. Так было и во время пожаров. К нам в Отдел привозили огромное количество одежды, которой мы с трудом находили применение. Бывает, что звонят и говорят: мы закрываем магазин и срочно хотим избавиться от детских вещей, возьмите их у нас. Человек преследует сразу две цели: избавиться от того, что ему не нужно, и помочь другим. Но совместить это не всегда получается.
Если хотите помочь, нужно следить внимательно за тем, о чем говорится в информационных сообщениях с места событий и от организаций, которые координируют помощь, и строго следовать тем правилам, которые там озвучиваются. Особенно по прошествии нескольких дней с момента катастрофы, когда ситуация не такая, как в начале. Сначала нужно было, наверное, помогать всем, что есть. Потом ситуация изменилась, огромное количество гуманитарной помощи стало приходить в Крымск.
Ну а если человек сам хочет стать волонтером и действовать на месте трагедии, тот тут еще более жесткие требования. Он должен быть готов не только сострадать и сочувствовать, но и переносить трудности: спать в палатке, есть, что дают, работать физически. А что еще сложнее подчас — быть дисциплинированным и уметь слушаться старших.
Но повторюсь — чем больше проходит времени с начала беды, тем меньше нужна помощь волонтеров.
Естественно-научный подход к христианству
На рабочем столе у игумена Пантелеимона много писем и деловых бумаг. Горка неразобранных почтовых извещений гласит: «Петру Королеву». В конце 1990-х годов так звали студента мехмата МГУ: он только что поступил на первый курс, а его мама выиграла «Грин-карту» и вместе с папой эмигрировала в США. Жить с родителями Петр не мог из-за учебы — летал к ним в Штаты раз в год на несколько месяцев и возвращался в Москву к бабушке. Через год он решил перевестись за границу.
— Я мальчик дико амбициозный — и был, и остаюсь, — поэтому стал собирать документы, чтобы поступить в лучшие вузы Америки. Готовился к экзаменам на знание английского языка и даже неплохо их сдал. Устроил себе такую эпопею…
Во всех университетах Петр получил отказ и остался на мехмате. Тогда же начал воцерковляться.
Впервые подруга привела его в храм на Рождество. Из-за духоты и столпотворения молодой человек едва мог стоять, но чувствовал, что сейчас он там, где должен быть. Службы разбудили в нем «интеллектуальный интерес», и вот уже на лекциях он читает «Исповедь» Блаженного Августина.
Читая в университете святоотеческую литературу, отец Пантелеимон впервые задумался о монашестве
— Мозг математика спорил с душой?
— Конфликта у них не было. Мне кажется, что математика, наоборот, помогает, потому что каждый день ты сталкиваешься с такими вещами, которые весьма сложно устроены. Скажем, в университете преподают многомерные комплексные пространства, попробуйте их представить! Ты регулярно оперируешь понятием «бесконечность»… Существует целый ряд вещей, перед которыми мозг не похвалится своим всемогуществом.
К христианской практике у меня был подход исследователя-естественника.
Например, было неясно, зачем поститься. И ответ, который я для себя сформулировал: «Надо попробовать!»
Хочешь узнать, действует это или нет, — проведи эксперимент. Так я убедился, что пост — штука важная, она во мне что-то меняет. Следовательно, и другие вещи, которым учит Церковь, тоже имеют смысл.
С моим неофитским запалом я постился так постился. Мне 20 лет, я учусь в университете, живу один в квартире: молюсь, сколько хочу, и питаюсь, как хочу. Не водой и хлебом, конечно, но… Отчасти по лени, отчасти из аскетических соображений. Однажды, когда жестко постился, решил с утра выпить грейпфрутового сока. Это было неразумное решение (смех). Запал не исчез, просто я осознал, что не надо грейпфрутовый сок пить с утра на пустой желудок.
— Чем еще вы интересовались, кроме математики и богословия?
— Была особая любовь к Хармсу, к специфичной эстетике его произведений. Не знаю, почему мне были созвучны поэзия и проза абсурда. Отчасти просто привлекала экстравагантность, отчасти — попытка писателя пробиться к чему-то неизреченному…
— Вы сами заговорили про Хармса, теперь будете отвечать. Хармс называл любимую женщину окном, сквозь которое он видел звезды, а звезды — раем… Вы были влюблены?
— (Хитрая улыбка.) Краткий ответ — да.
— А поподробнее?
— Как Хармс, окон на стенах не рисовал (смеется), но о семье думал. У меня были особенно ярко подчеркнуты стихи 142-го псалма: «Скажи мне, Господи, путь воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою». Когда учился в семинарии, я еще не мог определиться. Было желание послужить Богу, а где и в каком статусе, я не фантазировал. Я понимал, что бросить все и уйти в монастырь — это, скорее, классический неофитский запал, и думал, что вполне могу построить семью и служить Богу в качестве женатого священника.
Игумен Пантелеимон смущается отвечать на вопросы о любви
— Вы, крутой математик, окончивший МГУ, идете в семинарию. Зачем?
— Крутым математиком, с учетом моего разгильдяйства, я не был, и вид крутых математиков меня не вдохновлял. Некоторые из них настолько погружались в науку, что ходили по коридору с задумчивым видом и разговаривали со стенами.
Вдобавок предложение пойти в аспирантуру, по сравнению с той свободой, которая чувствовалась в церковной жизни, отдавало затхлостью. К тому же, никуда не делись мои амбиции. Я думал, что поступлю в семинарию и буду там самый умный. К счастью, это оказалось не так.
Когда сообщил родителям, начались длинные, напряженные письменные дискуссии. Папа считал, что ребенка оставили одного — и не пойми кто его запутал в свои сети. Им казалось, сейчас моя жизнь обрушится, и мне придется общаться только с бабушками в приходах. Конечно, приходские бабушки — неотъемлемая часть моего общения, может быть, даже одна из лучших.
О подвиге и подлости
— Катастрофа в Крымске уже породила и своих героев, и своих злодеев, Патриарх недавно наградил посмертно подполковника полиции, который ценой собственной жизни спас несколько людей во время наводнения. Но, наверное, мы знаем далеко не всех…
— Очень многие люди совершают подвиги в таких ситуациях, и очень мало нам известно об этих героях. Точно так же как есть святые известные, которым составлена служба, написаны иконы, а есть огромное число святых, о которых мы ничего или почти ничего не знаем.
Вот наша сестра милосердия с другими добровольцами пыталась остановить в Крымске толпу мародеров. Неизвестно, как бы все обернулось, если бы на помощь не подоспел полицейский. А перед этим она спала по два-три часа, работала все это время. И также ее товарищи, которые с ней приехали, и добровольцы из других организаций: каждый, кто сам что-то делает, конечно, приобщается к какому-то подвигу. И степень этого подвига знает только Господь, вспомним про лепту вдовицы.
В души людей не так просто заглянуть, потому и мародеров не хочется осуждать сразу. Мы не знаем, что ими движет. У людей беда случилась, может, они подумали, что им не хватит или еще что-то. Можно лишь высоко оценить тех, кто даже в такой экстремальной ситуации явил подвиг настоящего смирения перед испытаниями.
Да, есть подонки, мерзавцы, которые пытаются на всем этом нажиться, во всех слоях нашего общества есть такие люди. И они были такими еще до трагедии. Просто любая трагедия всегда выявляет то, что мало заметно в обычной жизни. Все вроде хорошие, но вот что-то случилось — и один всех отталкивает, чтобы спастись, а другой спасает женщину, ребенка, а сам погибает. В такой ситуации каждый человек показывает, что он из себя представляет.
Причем мы не знаем, как мы себя проявим, если с нами это случится. Вот в чем беда. Еще одна древняя истина — познай самого себя. Никто в наше время не хочет познавать самого себя, видеть свой грех. И потому может сам для себя оказаться неожиданностью в экстремальной ситуации.
— Выходит, кому-то такая ситуация просто необходима для того, чтобы привести свою жизнь в порядок?
— Конечно. Когда Бог попускает боль, страдания человеку — это всегда хирургический скальпель в Его руках. От души отсекается все лишнее. Без страдания, к сожалению, нельзя победить в себе зло, отказаться от грязи. И люди, которые пережили такое страдание, они же прославляются очень часто в Церкви как страстотерпцы. Прощаются грехи, потому что если человек это достойно пережил, то душа его делается другой.
В Апокалипсисе есть строки, где описывается, как Господь вразумляет последнее поколение. Как Богом будут попускаться страдания, которые люди сами для себя создают. И вовсе не Бог кого-то наказывает… Но люди страдают — и не каются, не меняют свою жизнь, и именно это ведет их к катастрофе.
А ведь выход здесь только один — измениться самим.
Отдайте любовь тем, кто нуждается в помощи
В то же время как можно говорить об одиночестве, когда так много людей нуждаются в помощи? Как много детей, которым нужна любовь! Есть семьи, где ребенка никто не любит. Есть детские дома, есть дети-инвалиды, которых никто не собирается усыновить или удочерить, взяв себе в семью. Отдайте им эту любовь, попробуйте это сделать не в мечтах, не в своих планах, а в жизни.
Некоторые люди говорят: «У меня есть любовь в душе, но эту любовь не на кого излить. Мне нужен человек, на которого я излила бы всю свою нежность, всю любовь, чтобы я заботилась о нем, готовила то, что он любит кушать, ухаживала…» Есть сосуды и для этой любви: бездомные, дети-сироты, больные в больницах, многодетные семьи, где у мамы не хватает любви и заботы на всех детей, одинокие престарелые, люди самых разных возрастов, самых разных положений. Очень много людей, которые нуждаются в любви. У нас есть сообщество добровольцев, которые помогают людям, нуждающимся в нашей помощи и любви.
Иногда слова: «Я одинок. Я бы хотел, чтобы у меня была своя семья», – на самом деле ложь, обман, прикрытие. Мы не умеем любить, радоваться. Мы не умеем верить в Бога. Но ищем себе какую-нибудь замену всему этому. Кому-то нужен наркотик, кому-то бутылка водки, кому-то компьютерная игра, а кому-то – семья. Но семья – это не шутка. Это серьезное дело.
Человека не исправить курсом лекций
— Сегодня в Церкви широко обсуждается тема предбрачного назидания для пар, готовящихся к венчанию. В некоторых храмах перед венчанием обязательна беседа со священником. На отдельных приходах существуют даже «курсы подготовки к браку». Как Вы считаете, это актуально?
— Очень хорошо, что такие вещи на некоторых приходах появляются. Я и сам задумываюсь о том, чтобы в нашей Смоленской епархии заняться этим вопросом. В Смоленске, например, давно сложилась традиция, что после государственной регистрации новобрачные едут в собор. Не на венчание, а приложиться к чудотворной иконе Божией Матери. Может быть, еще сфотографироваться около храма. У меня возникла мысль: можно же с этими людьми как-то работать! В ненавязчивой форме рассказать о возможности венчания. Дарить какие-то подарки, может, бесплатные купоны на венчание раздавать или что-то в этом роде.
Другое дело, что я не стал бы переоценивать эффект от работы с новобрачными или предбрачных консультаций. Все-таки человека не изменит ни одна беседа со священником, ни даже курс лекций. К моменту вступления в брак он, как правило, уже сформирован, и его отношение к жизни скорректировать сложно. Чтобы разводов стало действительно меньше, я вижу только один путь.
— Какой?
— Нужно во всех епархиях тщательно разыскивать священников, способных к работе с детьми. Давать им всяческие преференции, поддерживать их, как можно. Договариваться с местными отделами образования, чтобы таких священников пускали в школы на постоянной основе. И тогда, если с семи лет детей будет «вести» такой священник, то, может быть, став взрослыми, они будут иметь христианские представления о жизни и станут серьезнее относиться к браку.
Сначала муж, потом – дети
А вот дальше… Ужас-ужас-ужас… Владыка так прямо и говорит: хорошая жена любит мужа больше, чем детей. И даже рассказывает страшную историю, как его младшая дочь не получила самый большой бутерброд с черной икрой. Бутерброд достался папе. А остальным – бутерброды поменьше.
И забурлил Интернет. И обвинили владыку, что девочек он растил невротиками, что лишал их куска хлеба (с икрой), что он ужасен! Правда, девочки выросли вовсе не невротиками, папу очень любят, но… Интернет же лучше знает…
Но всё дело в том, что владыка прав. Вернее, не так… Владыка прав для своей семейной ситуации – патриархальная семья с отцом – главой не только семейным, но и духовным. Потому что в такой семье статус главы будет подчеркиваться всеми ее членами. Для семьи обычной, партнерской бутерброды у всех будут одинаковы. Или самый большой бутерброд получит тот, кто больше всех нуждается в заботе – например, старая бабушка. Или мама. Или папа.
А как же дети? А никак! «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф. 19:5). Наше общество декларативно детоцентрично, но это не христианская парадигма. Дети – уже после Бога и супруга.
Часто тут есть еще и практический воспитательный момент. Когда ребенок один, или между детьми большая разница в возрасте, то можно и больший бутерброд младшенькому дать. Он до поры до времени не поймет, что ему выделяют лучшее, а старший понимает, что младший нуждается в заботе. А вот когда детей несколько и разница в возрасте небольшая, то это будет обидно для других детей.
Непонимание вызвала следующая часть беседы – о наказаниях. Владыку даже обвинили в том, что он сторонник жестокостей. Но говорит-то он совсем не об этом. Он вообще формы наказания не обсуждает, справедливо считая, что в семье и по этому вопросу должно быть единство. И оговаривается при этом, что если есть угроза жизни и здоровью детей, надо не спорить и драться с мужем, а разводиться. Но именно ради того, чтобы у ребенка не возникало когнитивного диссонанса, владыка не рекомендует при ребенке ссориться и выяснять правильность той или иной модели воспитания.
Феминисток очень возмутили советы владыки, как встречать мужа с работы. Да, конечно, владыка рисует несколько пасторальную картинку – муж-работник, жена-домохозяйка, дети… Жена ждет мужа, переодевается к его приходу, готовит обед, выслушивает его рассказы… Но, согласитесь, что в семье многодетной такая ситуация вполне возможна. Ну а если и жена работает, то, соответственно, и распорядок дня будет другой.
социальный экуменизм
Участник разного рода социальных экуменических акций и проектов. В г. участвовал в экуменической процессии и богослужении по случаю освящения статуй мучеников XX века в Вестминстерском аббатстве (Лондон).
Выступал с докладом на экуменической конференции «Православная диакония: социальное свидетельство и служение Православных Церквей» (Ново-Валаамский монастырь, 30 апреля — 5 мая года).
Организатор и участник экуменической конференции «Церковь и бедные» (Москва, 5 декабря г.).
Участник II Московского международного форума «Религия и мир» (16 октября г.).
Сотрудничает с общиной св. Эгидия.
Прицерковная активность и целомудрие
Дальше владыка советует девушкам быть активными. Не сидеть в светелке, ожидая принца, как хотелось бы многим «консерваторам» и блюстителям традиций, а быть активными. Да, активность он предлагает прицерковную – миссионерскую и приходскую деятельность, хор, волонтерство. Но волонтерством сейчас не только православные занимаются. А молодежные клубы при приходах и монастырях собирают не только воцерковленных ребят.
Недавно меня пригласили в один коттеджный поселок на престольный праздник. Храм-часовня был построен на средства жителей, но дело этим не ограничилось. Местный священник (у которого этот храм – один из пяти, им окормляемых) – человек активный, и на его основном приходе много лет действует летний лагерь на Селигере.
Туда выезжают в основном мамы с детьми и приходская молодежь. Жители коттеджей стали тоже выезжать с ними, и теперь там два лагеря – для совсем воцерковленных (молитвы, службы, Типикон, посты, сухой закон) и для не совсем – где молитвы тоже есть, и службы посещают, но и посты помягче, и за Типикон не держатся, и выпить могут… Но время проводят вместе, батюшка с ними, спорт, купания, походы… и свадеб уже немало сыграли. И праздники все вместе отмечают – вот в этот раз был общий плов для всех…
Дальше беседа переходит как раз на пьянство. И владыка очень трезво предупреждает девушек, что
Как врач – согласен на все 100%.
Владыка говорит затем о целомудрии. Опять же, можно быть и нецеломудренным, быть адептом «фри лав», полиамории и многого другого. Это может быть весело и задорно. Но опыт показывает, что добрачный блуд редко переходит в хороший брак. Не зря св. Василий Великий писал, что «блуд не есть ни брак, ни начало брака».
Мне могут возразить, что очень многие пары начинали свою сексуальную жизнь до регистрации брака, прожили всю жизнь в любви и умерли в один день. Да, бывает и так. Брак – Таинство, которое совершает Сам Господь, и Он зрит намерения. И действительно, не штамп в паспорте брак определяет. Если это брак – то он и без штампа брак. Но есть нюанс – а как это узнать на стадии влюбленности? Это когда люди жизнь прожили, можно сказать – да, это семья, а не одиночество вдвоем, а до того – увы!
Ну а венчание – это испрошение благословения Божиего на брак. Может ли православный человек начинать такое дело, как семья, без Божиего благословения? Конечно, нет – иначе какой же он православный?! А брак – это не только ведение совместного хозяйства, но и половые отношения. Согласитесь, нелепо – на совместный бюджет и общие кастрюли у Бога благословения просить, а на любовные отношения – нет!
Дальше владыка опять говорит о многодетности. И о супружеских постах. Не случайно эти темы в его беседе стоят рядом. Потому что совместное соблюдение постов – это, помимо всего прочего, и регулятор рождаемости. Около 200 постных дней в году, Светлая Седмица, пост перед Причастием (а люди очень благочестивые и после Причастия день воздерживаются), накладываемые на естественную цикличность женского организма и какие-то внешние обстоятельства – вот и количество детей будет 5–6 , а не 20. Кстати, большое количество рождаемых детей у крестьян в Российской империи было не в последнюю очередь связано с редким причащением и плохим соблюдением постов.
Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон — председатель Отдела
Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Шатов Аркадий Викторович)
Родился 18 сентября 1950 года в Москве
В 1968-1970 годы проходил службу в армии
В 1971 году вступил в брак
В 1974 году принял крещение
В 1977 г. поступил в Московскую духовную семинарию, был принят сразу во второй класс
26 августа 1978 г. архиепископом Владимиром (с 1992 по 2014 гг. – митрополитом Киевским и всея Украины) рукоположен в сан диакона. Перешел на заочное отделение МДС и был отправлен сначала на приходское служение в Москву, а потом в Московскую область в храм с. Николо-Архангельское
15 апреля 1979 г. на праздник Входа Господня в Иерусалим митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием рукоположен во пресвитера и назначен настоятелем Троицкой церкви в с. Голочелово Московской области. Переведен в 1984 г. вторым священником в Тихвинский храм г. Ступино, а в 1987 г. в Смоленский храм с. Гребнево
В ноябре 1990 г. назначен настоятелем храма святого благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице. При храме было создано Свято-Димитриевское сестричество
В 2002 г. назначен председателем Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы. С 2005 г. является заместителем председателя Попечительского совета больницы святителя Алексия, митрополита Московского
Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. назначен председателем Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению
Решением Священного Синода от 31 мая 2010 г. (журнал № 41) избран викарием Московской епархии с титулом Орехово-Зуевский
17 июля 2010 г. в домовом храме Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры, освященном во имя святого праведного Филарета Милостивого, пострижен Святейшим Патриархом Кириллом в малую схиму и наречен Пантелеимоном в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона.
18 июля 2010 г. на малом входе Божественной литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры возведен Святейшим Патриархом Кириллом в сан архимандрита.
20 августа 2010 г. архимандрит Пантелеимон был наречен во епископа. 21 августа за Божественной литургией в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Пантелеимона во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии.
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла, которое было объявлено на Епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2010 года, владыке Пантелеимону поручено окормлять приходские храмы на территории Северо-Восточного административного округа г. Москвы (Троицкое благочиние).
С 22 марта 2011 года член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 14) назначен на Смоленскую и Вяземскую кафедру с сохранением должности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 127) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Преображенского Авраамиева мужского монастыря г. Смоленска.
Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 161) включен в состав Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства в качестве заместителя председателя.
Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года (журнал № 23) освобожден от управления Смоленской епархии в связи с увеличением объема работы на должности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Священный Синод постановил ему быть епископом Орехово-Зуевским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 16 марта 2013 г. назначен управляющим Восточным викариатством г. Москвы.
Является членом:
- Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви;
- Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан (под руководством Д. А. Медведева);
- Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере (под руководством О. Ю. Голодец);
- Общественного Совета Департамента здравоохранения города Москвы.
Вдовец, четыре замужних дочери, 20 внуков.
Строгий игумен
— Монастырь кажется замкнутой системой, где каждый день происходит одно и то же: молитвы утром, молитвы вечером. Что здесь считается крупным событием?
— Я не вижу в рутине ничего негативного. Ведь и в мирской жизни мы делаем какие-то вещи автоматически — например, чистим зубы. Рутинные дела не вызывают ни паники, ни напряжения: ты встаешь и делаешь это в одно и то же время, думая о чем-то другом. Процесс, чем-то похожий на ходьбу.
Мы стараемся и монастырскую жизнь превратить в рутинную. Тебе не нужно совершать подвиг для того, чтобы оторвать себя от кровати или от стула и пойти в церковь молиться. И праздничное богослужение — оно должно в эту рутину вписываться. В какие-то дни ты молишься более кратко и тихо, в какие-то Богослужение совершается торжественно, но ничего экстраординарного в этом тоже нет: ты знаешь, что и как там будет петься, поэтому паники у тебя не возникает. Визит архиерея — пышное событие, но и простая утренняя или вечерняя молитва по-своему радостна.
Для меня, как для игумена, важная, хоть и «молчаливая», новость — внутреннее преуспеяние братии. Когда выходят на поверхность сложности, — это событие, но тоже вполне ожидаемое. Вообще, жизнь монастыря можно сравнить с хорошо выверенным текстом, где не торчит никаких ушей и хвостов и все находится на своих местах.
Жизнь на паузе. Игумен Агафангел (Белых) — об эпидемии, друзьях и опыте тишины
— А коронавирус нарушил жизнь монастыря?
— В первую волну мы специфично отпраздновали Пасху: пустили на территорию только своих прихожан, заранее составили их списки. Во вторую волну мы полностью закрыли монастырь на три недели, потому что и я сам, и некоторые из братьев заболели. Просто отсиживались в кельях, чтобы не заразить никого из прихожан.
Конечно, эмоциональных переживаний было полным-полно. Постоянно читали новости на эту тему, пытались разобраться, как поступать. Возникало ощущение определенной беспомощности. Но при этом службы, к счастью, не прекращались
Для меня важно и ценно то, что, когда я болел и почти не вникал в монастырские дела, все продолжалось без сбоев. Братья просто молодцы
Говорят, что у хорошего начальника все трудятся и в его отсутствие — но в этом случае именно братья молодцы.
— Вы строгий игумен? Можете замахнуться посохом за непослушание?
— Чтобы быть хорошим игуменом, нужно много любви и много терпения. Но временами я жесткий. Надеюсь, мне удается соблюдать баланс: давая щелчок по лбу одной рукой, я стараюсь обнять и поддержать другой. Люди шли в монастырь осмысленно, и им за их обеты предстоит отвечать перед Богом.
В большей степени я стараюсь предоставлять братии свободу, чтобы и они брали на себя ответственность. Ценность работы из-под палки для спасения невысока.
Другая книга, которая была моим вдохновлятором, — «Открывая организации будущего» Фредерика Лалу. В ней говорится про разные подходы к управлению. Одна из крайностей — тоталитарная, когда старший отдает указания младшим и все должны их беспрекословно выполнять. И кому-то видится, что в монастыре так и происходит, но это не единственный вариант.
Отец Пантелеимон: «Чтобы быть хорошим игуменом, нужно много любви и много терпения»
Вторая возможная здравая модель для монастыря — когда у каждого брата есть ощущение, что монастырь — его дом. Он сам видит, что и как можно сделать, куда приложить свои усилия, но приступает к этому не самочинно, а подходит, советуется с собратьями и спрашивает благословения. Эта схема тоже описана в книге Лалу. Я стараюсь такую инициативу поддержать — и пускай они по своей инициативе наломают дров, но это будет важнее и полезнее для монастыря, чем если я эту инициативу убью и потом буду мучительно тратить огромное количество сил на то, чтобы заставить их хоть что-то делать.
— А к себе Вы строги? У вас есть слабости?
— С каждым годом отношусь к себе все менее строго, к сожалению. Тяжело куда-то деться от интернет-зависимости.
— И все?
— (Улыбается.) Вы же не хотите от меня публичной исповеди?
Фото: Людмила Заботина
Документы, источники, литература
- OCA Archives, Box 20.
- Документы из Архива Управления Патриарших приходов в Канаде.
- Воспоминания настоятельницы Кременецкого Богоявленского женского монастыря игумении Мариониллы.
- Воспоминания архиепископа Николаевского и Вознесенского Питирима
- Рус. Прав. Церк. и Вел. Отеч. война. Сборник церковных документов, 1941, 67, 73.
- Правда о религии в России, МП, 1942, 63.
- Раневский, С., Украинская Автокефальная Церковь, Jordanville, 1948, 14, 15.
- ФПС I, № 288, 12, III; 6, IV; 6, V, № 149.
- ФАМ 14.
- ЖМП, 1959, № 6, 40-42; № 10, 6, 11, 13; 1960, № 1, 18; № 3, 6, 23; № 11, 15; 1961, № 1, 16; № 10, 3-4; 1963, № 6, 10; 1968, № 12, 26-30.
- Дополнения к Кат-ЕС.
- Cerkovnyj Vestnik, 1968, № 11, 8-10.
- Seide, G., Geschichte der ROK im Ausland, 421, 465 u.a.
- Heyer, F., Die orthodoxe Kirche, 168, 175, 177, 180, 190, 191, 195, 197, 208, 209, 216, 219, 222, 224.
- Dallin, A., Deutsche Herrschaft in Russland, Dusseldorf, 1958, 497.
- Prav. Rus’, 1959, 24, 11; 1960, 17, 16.
- Std0, 1967, № 9, 14; № 10, 9; 1968, № 9, 14; 1969, № 1, 26-29.
- IKZ, № 50(1960), 6.
- Svitic, A., Prav. Cerkov’ v Polse, 194, 202.
- Vlasovs’kyj, I., Narys istorii UPC, IV, 2, passim.
- Николаев, К. Н., Восточный обряд, Париж: YMCA-Press, 1950, 297.
- Иванов, И., «Церковные дела в Тунисе,» Русская мысль, Париж, 1951, № 402, 4.
- «Хроника церковной жизни в Тунисе,» Русская мысль, Париж, 1951, № 369, 5.
- Из деяний Архиерейского собора Русской Православной Церкви Заграницей (Состоявшагося 18 октября – 14 ноября 1959 г. в г. Нью-Йорке, США), Jordanville, 1960, 134-135.
- Пантелеімон, архиєп., «Моя поїздка до Патриархії,» Канадський Православний вісник, 1963, ч. 1, 12-15.
- Канадський Православний вісник, 1964, ч. 3, 20; ч. 4, 17.
- «Обрання Предстоятеля Польської Православної Церкви,» Канадський Православний вісник, 1965, ч. 2, 16.
- Борис, Григорій, прот., «Світлий образ владики архієпископа Пантелеймона,» Канадський Православний вісник. Меморіяльне видання в память упокоївшогося архиєпископа Пантелеймона, 1968, ч. 4, 3-4.
- Соколовский, А., прот., «Кончина и погребение Высокопреосвященнейшего Пантелеимона, архиепископа Эдмонтонского и Канадского,» Канадський Православний вісник. Меморіяльне видання в память упокоївшогося архиєпископа Пантелеймона, 1968, ч. 4, 5-10.
- One Church, 1968, № 6, 5-7.
-
Алексеев В. И., Ставру Ф., Русская Православная Церковь на оккупированной немцами территории, гл. 5, Украина, Журнал «Русское Возрождение», № 16, 1981 (IV):
- Cerk. Zizn, 1984, № 3/4, 56f.
- Митрофан (Зноско-Боровский), еп., Хроника одной жизни (воспоминания), М., 1995, 280.
- Константинов, Д. В., Через туннель XX столетия (Материалы к истории русской политической эмиграции. Вып. III) , М.: ИАИ РГГУ, 1997, 396-397.
- Фотиев, К., Свитич, А., Православная Церковь на Украине и в Польше в ХХ столетии 1917-1950 гг., М., 1997, 72, 271.
- Киреев, Александр, протодиак., Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2002 годах, М., 2002, 314-316.
- Шкаровский, М. В., Нацистская Германия и Православная Церковь (нацистская политика в отношении Православной Церкви и религиозное возрождение на территории СССР), М.: Крутицкое подворье; Общество любителей церковной истории, 2002, 517.
-
Шкаровский, М. В., Православная Церковь в рейхскомиссариате «Украина», ч. 2:
-
Шкаровский, М. В., Русская Православная Церковь и власовское движение:
- Историко-биографический справочник «Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей».
- Міненко, Тимофій, протопр., Православна Церква в Україні під час Другої світової війни (1939-1945). В 3 т., Вінніпег-Львів: Львівский музей історії релігії «Логос», 2000, т. 1 (Волинський період), 189, 192.
-
Петрушко, Владислав, О попытках униатского прозелетизма в Советском Союзе накануне Великой Отечественной войны, 2002:
- A Century of Faith. St. Barbara’s Russian Orthodox Cathedral (1902-2002), Edmonton, Alberta, 2002, 34-38, 68, 70.
-
Фотиев, Кирилл, прот., «Попытки украинской церковной автокефалии в ХХ веке,» «Украинская» болезнь русской нации, М., 2004, 283-284:
- Ростислав (Колупаев), игум., Русские в Северной Африке Диссертация:
(гл. 3, «Приходская жизнь в Тунисе»)
- Шапка, Р., «Краткий очерк истории «твердых» русинов в Канаде,» Международный исторический журнал «Русин», 2007, № 3 (9), 146-156:
www.rusyn.md/14pdf
-
Свято-Успенская Почаевская Лавра, гл. 19, «Воссоединение. Война. Послевоенные годы (1939-1959)»:
патологическая речь
штампы
- Видение
Я очень рад, что, несмотря на все то, что нас разделяет с западными христианами, у нас есть одно видение с членами Общины святого Эгидия того, как можно научиться любви.
- Составляющая
Сострадание — это обязательная составляющая любви, к которой призваны все христиане.
- Наличие
Канцеляризм «наличие», страдательный залог вместо активного: «Церковная жизнь подразумевает наличие духовника» (где здесь деятель?).
- призвание
приемы патологической речи
- канцелярская речь
Самарянин (Лк. 10:34-36) «смог быстро сориентироваться в ситуации и оказать помощь, потому что у него было сострадание и сочувствие».
Без монастыря городу, мне кажется, трудно правильно сориентироваться.