Дело отставного майора мартынова

Дуэль, которая не должна была состояться

Познакомившись с обычаями горных народов во время Кавказской войны, Лермонтов начал уважать кавказцев. Его друг Мартынов, напротив, одним своим внешним видом (офицер любил носить подражательную черкеску) показывал пренебрежительное отношение к горцам. Однажды Лермонтов пошутил о Мартынове при дамах. Друзья поссорились и назначили дуэль.

Опытные дуэлянты, бывшие в окружении молодых людей, отправили Лермонтова в вечер ссоры с бала домой. Мартынову нанесли визит, его пытались отговорить от поединка. Однако Николай Соломонович терпеливо ждал часа мести.

Секунданты назначили дистанцию в 30 шагов. Отмерив положенное расстояние, секундант Глебов бросил к ногам шапку. Позже подошёл секундант Васильчиков и пнул её ногой так, что она улетела ещё на несколько метров. Никто не возражал — это был хитрый план друзей Лермонтова и Мартынова по предотвращению кровопролития. Время тоже было предусмотрено: вечер, дождь, местность заволокло туманом. Видимость была, откровенно, плохая.

Как вспоминал Глебов, по дороге на дуэль Лермонтов не отдавал никаких предсмертных распоряжений и делился планами двух будущих произведений: «одного из времен смертельного боя двух великих наций, с завязкою в Петербурге, действиями в сердце России и под Парижем и развязкою в Вене, и другого из кавказской жизни, с Тифлисом при Ермолове, его диктатурой и кровавым усмирением Кавказа, персидской войной и катастрофой, среди которых погиб Грибоедов». Он сожалел, что не получил увольнения в Петербурге и предвкушал отправиться в экспедицию. Уже стоя напротив Мартынова и укрываясь рукой с поднятым вверх пистолетом, он сохранял спокойное выражение лица. Лермонтов не собирался стрелять: «Рука на него не поднимается», — говорил он про Мартынова, а незадолго до дуэли повторил: «Стану я стрелять в такого дурака».

Мартынов попал прямо в сердце, пуля прошла навылет. С похоронами Лермонтова возникли проблемы. Понимали, что хоронить поэта нужно по православному обычаю. Но из-за того, что Лермонтов — дуэлянт, а, стало быть, самоубийца, ни заупокойной, ни места на кладбище ему не полагалось. Батюшку уговаривали дарами — в обмен на дорогую икону в серебре. Через несколько дней Лермонтова похоронили в Пятигорске.

Где похоронен Лермонтов?

Тело Михаила Юрьевича привезли на его квартиру в одиннадцать вечера. На Пятигорском кладбище, где могила Лермонтова появилась 17 июля 1841 года, тело пролежало 250 дней. Его бабушка, Елизавета Арсеньева, добилась разрешения перезахоронить внука. Где похоронен М.Ю. Лермонтов теперь? Ответ на этот вопрос очевиден – на родине. Его прах перевезли в свинцовом гробу в Тарханы, где похоронен Лермонтов с 23 апреля 1842 года. Он покоится на семейном кладбище рядом с дедом и матерью.

Теперь вы знаете, как погиб и где похоронен Лермонтов. За свою недолгую жизнь он успел оставить значимый след в русской литературе, подарив нам множество произведений, которые и поныне находят отклик в сердцах читателей.

Первая ссылка

Внимание Николая I Лермонтов привлек стихотворением на гибель Пушкина. Первая версия «Смерти поэта» оканчивалась словами: «И на устах его печать»

Она быстро разошлась в обществе, вызвала бурю и… новые похвалы Дантесу, убийце Александра Сергеевича. В гневе Лермонтов дописал еще 16 строк, начинавшихся словами «А вы, надменные потомки…». Николая I взбесили эти новые слова, в которых ответственность за гибель Пушкина возлагалась на императорский двор. Он даже послал к Лермонтову доктора «удостовериться, не помешан ли поэт».


А. И. Клюндер, Лермонтов после возвращения из первой ссылки. (wikipedia.org)

Последовал арест и судебное разбирательство, за которым наблюдал сам император. За Лермонтова вступились пушкинские друзья, прежде всего Жуковский, близкий императорской семье. Бабушка, имевшая светские связи, также сделала всё, чтобы смягчить участь единственного внука. В итоге Лермонтов был переведён в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Поэт отправлялся в изгнание, где он пробыл несколько месяцев, а затем (стараниями бабушки) переведён в Петербург.

Из первой ссылки Лермонтов привёз массу новых поэтических произведений. После «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России, да и в свете его теперь воспринимают совсем иначе. Лермонтов вошёл в круг пушкинских друзей и начал печататься.

Не обошлось и без скандалов. 16 февраля 1840 года в доме графини Лаваль в разгар бала вспыхнула ссора Лермонтова с сыном французского посла де Баранта — Эрнестом. Поэта очернили в глазах молодого француза, рассказав о давней эпиграмме (которая была адресована вовсе другому лицу). На балу Барант подошёл к Лермонтову и потребовал от него объяснений. Дуэль состоялась 18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Чёрной речкой, недалеко от того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом.


Лермонтов. (wikipedia.org)

Дуэль началась на шпагах. Нанося удар, Барант поскользнулся и только оцарапал грудь Лермонтова. Перешли на пистолеты. Сын посла промахнулся, поэт выстрелил в воздух. Дуэль закончилась миром.

Но тайными путями о дуэли стало известно начальству. Лермонтова арестовали и предали военному суду за «недонесение» о дуэли. Царь распорядился снова сослать поэта на Кавказ. А молодому Баранту, чтобы не привлекать его к судебному следствию, министр иностранных дел граф Нессельроде в частной беседе посоветовал выехать на некоторое время за границу.

Вторая ссылка на Кавказ кардинальным образом отличалась первой. Теперь его прибытие сопровождалось личным приказом императора не отпускать поэта с первой линии и задействовать его в военных операциях.

Лермонтов дуэлянт. Место дуэли М.Ю. Лермонтова – памятное место в Пятигорске

Место дуэли Лермонтова – это одна из важнейших достопримечательностей Пятигорска. Объект культурного наследия федерального значения.

Дуэли в России

Появившиеся в начале 18 века и официально запрещённые, дуэли всё же были чрезвычайно популярны как защита дворянской чести. Порядок их был закреплён дуэльным кодексом Франции, но он соблюдался отнюдь не полностью.

3D-панорама Места дуэли М.Ю. Лермонтова

И хотя поединки эти приравнивались к уголовному преступлению, они случались часто. Отказ от них расценивался как малодушие и закреплял за отказавшимся ярлык труса, в случае если противники равны по социальному статусу, а также приводил к тому, что офицер, вызываемый на дуэль, должен подать в отставку. Так что цена в любом случае была высока.

Однако, приняв вызов, дуэлянты вполне могли разойтись мирно, если обидчик принёс извинения и признал свою неправоту. Ситуаций таких было множество. Как символ примирения, расценивался и выстрел в воздух.

Что же произошло?

Жизнь талантливого поэта, писателя, драматурга М.Ю. Лермонтова оборвалась на 27-м году. Нелепо, неожиданно, незамедлительно. Выстрелом навылет в грудь.

Как?

На дуэли с Н.С. Мартыновым, когда-то учившимся вместе с Лермонтовым в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и являвшимся его партнером по фехтованию на эспадронах.

Почему?

Оскорблённое самолюбие.

Выходец из богатого рода, майор в отставке, двоюродный брат писателя М. Загоскина, знаменитого своими историческими романами, прекрасно образованный, начитанный и с молодых лет пишущий стихи и прозу, Николай Соломонович Мартынов устал терпеть колкие и язвительные насмешки в свой адрес от острого на язык поэта.

Он многократно просил Лермонтова, который при любом удобном случае отпускал в адрес отставного майора неприятные замечания, перестать подшучивать над ним и говорить о нём нелицеприятные вещи

Особенно в обществе дам, вниманием одной из которых он очень дорожил. Последней каплей стали события вечера 13 июля 1841 г

У Верзилиных

Сегодня в этом здании расположилась экспозиция, посвящённая кавказскому периоду жизни и творчества Лермонтова

Особое внимание отведено гостиной, где Мартынов бросил поэту вызов

Дом в Пятигорске, расположенный на пересечении улиц Буачидзе и Карла Маркса, принадлежал семье генерала Петра Семёновича Верзилина, с которым поэт познакомился во время лечения на водах.

Лермонтов был частым гостем в этом доме. Мартынов жил во флигеле рядом. По вечерам все собирались в гостиной и оживлённо беседовали, танцевали, спорили, играли на фортепиано.

Шутка

Князь Трубецкой музицировал. В другом конце гостиной, сидя на диване, Лермонтов разговаривал с Эмилией Александровной, дочерью супруги Верзилина от первого брака. Неподалёку беседовали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина, общая дочь супругов Верзилиных. Рыжеволосая красавица, она нравилась обоим будущим противникам.

Надо сказать, что Мартынов был очень щепетилен во внешности и крайне утрировал вкусы обитателей гор. Товарищи неоднократно посмеивались над ним. И в этот раз был одет как настоящий горец: в черкесский костюм, дополненный большим кинжалом.

Лермонтов иронично заметил своей собеседнице, что ей нужно быть осторожной, общаясь с этим страшным горцем. Шутка, адресованная девушке, по роковой случайности прозвучала на весь зал, так как именно в этот момент князь Трубецкой остановил игру

Все рассмеялись.

Но быть посмешищем, особенно в глазах милой сердцу Надежды Петровны, Мартынову не хотелось. Он вышел из себя и резко произнёс, что больше терпеть насмешки Лермонтова не будет.

Вызов

Вечер был закончен. Выйдя из дома, Лермонтов не спешил извиняться, а Мартынов был в бешенстве. Итогом их возбуждённого разговора, свидетелей которого нет, стал вызов поэта на дуэль.

Близкий друг майора в отставке настаивал, чтобы Мартынов отказался от задуманного поединка. Но разгневанный Николай Соломонович был непреклонен.

Причина дуэли Лермонтова с барантом. Обида Баранта: первая дуэль Лермонтова

Пылкий, мятущийся — для современников Лермонтов был не бронзовым памятником, а противоречивой натурой, умеющей и страстно любить, и также страстно ненавидеть.Он хотел любить и быть любимым, дружить и обрести верных товарищей на всю жизнь, сражаться и познать вкус славы, но судьба рассудила по-своему — первая любовь без взаимности, легкомыслие друзей, арест и ссылка за дерзкие строки.

Скрывая разочарование и тоску, Лермонтов стал для света колким насмешником, а его доброта, ранимость и мечтательность остались лишь для самых близких людей и творчества: «Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».

Опала и слава

После публикации «Смерти поэта» Лермонтов попал в опалу. (В то время многие сочувствовали Дантесу, считая, что в трагичном исходе виноват сам ревнивец Пушкин). Так думал и Николай Столыпин, родственник Лермонтова. В пылу спора поэт не выдержал и дописал ещё 16 строк: «Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!».

Подобная крамола не могла остаться без наказания, появилось «Дело о непозволительных стихах». Николай I решил: «Медику гвардейского корпуса удостовериться, не сошёл ли он с ума; а затем мы накажем его согласно закону». Согласно закону — сослали на Кавказ, приписав к воевавшему там 17-му драгунскому полку.

М. Лермонтов. Воспоминания о Кавказе

Однако вскоре в дело вмешалась бабушка (богатая и влиятельная особа), Лермонтова вернули в Петербург. После ссылки опальный поэт приобрёл популярность: его заметили, стали печатать, приглашать на светские вечера. Именно на одном из них и произошла ссора, ставшая причиной первой дуэли.

Любовь или политика?

Давали бал у высокопоставленной графини. Помимо Лермонтова на нём присутствовал весь цвет весь цвет высшего общества, в том числе и сын посла Франции Эрнест де Барант («салонный Хлестаков», как метко заметил Белинский). Молодые люди крупно поссорились и условились драться на дуэли. Точная причина неизвестна до сих пор, поводов могло быть несколько.

По одной из версий, Лермонтов и Барант были влюблены в одну и ту же особу, однако она отдала предпочтение французу. Оскорбленный поэт написал язвительное и не совсем пристойное четверостишие о даме, что и стало поводом для ссоры. Правда впоследствии выяснилось, что злополучные строки были написаны за восемь лет до этих событий. Другие свидетели утверждали, что дама отдала предпочтение Лермонтову, за это и мстил пылкий француз.

А. Клюндер. М. Ю. Лермонтов после возвращения из первой ссылки

Возможно, молодые люди поссорились вовсе не из-за женщины. Говорили, что поэт недолюбливает французов (французом был Дантес, убийца Пушкина), что, как будто бы, он и продемонстрировал в «Смерти поэта». Сам Лермонтов подобное отрицал и даже был приглашен на приём во французское посольство.

Как бы то ни было, дуэль состоялась.

Не целясь

18 февраля 1840 года соперники встретились за Черной речкой. Сначала условились биться на шпагах, потом, после «первой крови», на пистолетах.

Поединок на шпагах закончился быстро — шпага поэта почти сразу сломалась, Барант легко ранил Лермонтова. Решили продолжить на пистолетах. Стреляли одновременно с двадцати шагов. Француз прицелился и промахнулся, Лермонтов целиться не стал, стрелял навскидку. Тоже не попал, впрочем, как показали секунданты, он и не хотел убивать соперника.

М. Врубель. Дуэль Печорина с Грушницким

Наказать по всей строгости

Был суд, арест (француза не тронули, обвинение предъявили только Лермонтову). Узнав из показаний, что поэт намеренно выстрелил в сторону, Барант обиделся: соперник целился как следует, да только не попал. Лермонтов не выдержал, предложил повторно стреляться. И снова суд, теперь за подстрекательство к дуэли.

Лермонтову предложили извиниться перед соперником, на что тот, оскорблённый, ответил: «Никогда я не унижался до обмана и лжи».

Суду стало ясно: поэт не раскаивается и своей вины не видит, а сыну французского посла нанесено тяжёлое оскорбление. По указке сверху, Лермонтова снова отправили на Кавказ, только теперь в самую гущу войны, на передовую, где через год и случилась его вторая и последняя дуэль.

Приговор

Судил Мартынова военный суд, который приговорил его к трем месяцам гауптвахты и 15 годам церковного покаяния. Николая отправили в Киев, где он отбыл наказание и поселился во флигеле Киевско-Печерской Лавры. Позже срок покаяния сократили до 7 лет. Каждый день все это время Мартынов бил поклоны и молился, в том числе за убиенного друга. Он терпел множество издевательств: киевляне показывали на него пальцем, называли убийцей и плевали в лицо. Но он терпеливо сносил все издевательства. До чаши с Причастием его допустили только в 1846 году.

Издатель Илья Александрович Арсеньев писал в воспоминаниях, что Мартынов всю оставшуюся жизнь мучился от чувства вины.

В Киеве Мартынов познакомился со своей будущей женой Софьей Проскур-Сущанской, здесь он обвенчался с ней, а потом уехал в Москву, где жена родила ему 11 детей.

В Москве Мартыновы жили в доме No 13 в Леонтьевском переулке, а позже уехали в имение Николая Иевлево-Знаменское, где Мартыновым-старшим был построен храм Знамения Божьей Матери в стиле ампир. Здесь Николай Соломонович Мартынов прожил до 60 лет, продолжая каждое утро ходить в храм и отстаивая там панихиду по рабу Божьему Михаилу.

Он прекрасно понимал, талант какой силы был им загублен, и поэтому после смерти просил похоронить его в безвестной могиле. Однако родные распорядились по-своему и погребли его останки в фамильном склепе.

После революции в имении располагался детдом для беспризорников. Узнав, что рядом на кладбище погребен убийца поэта, советские дети разрушили усыпальницу, а останки всех Мартыновых выбросили в ближайший пруд.

Воля покойного исполнилась.

Дуэль

После окончания школы пути приятелей разошлись: Лермонтов отправился служить в гусарский полк в Царское село, а Мартынов стал кавалергардом. Приятели встречались, когда Лермонтов приезжал в Москву, и поэт даже ухаживал за сестрой Мартынова Натальей, однако не встретил понимания со стороны ее матери.

В 1837 году приятели встретились в Пятигорске, куда Лермонтов отправился в наказание за стихотворение «На смерть поэта», а Мартынов служил в действующих войсках добровольцем и вернулся в Москву при ордене Анны III степени «с бантом». В тот раз друзья расстались мирно, но в следующую встречу в 1841 году коса нашла на камень. Причиной дуэли следует считать соперничество – как литературное, так и в жизни. Мартынов был красив, Лермонтов – нет; Мартынов был ветераном войны, имевшим награду, майором, а Лермонтова из-за проблем с цензурой тщательно вычеркивали из наградных списков и не давали продвижения по службе. Наконец, Мартынов сочинил поэму «Герзель-аул», в которой описал поход в горы, а Лермонтов сочинил гораздо более удачную поэму «Валерик», после чего Мартынова читатели обвинили в плагиате.

Лермонтов высмеивал манеру Мартынова одеваться и писал на него едкие эпиграммы: несмотря на то, что Николай уволился из армии по выслуге лет, он носил черкеску, огромный кинжал и брил череп наголо по моде горцев.

Поэтому замечание Лермонтова на балу у коменданта Пятигорска, Петра Семеновича Верзилина, о котором позже вспоминала Эмилия Александровна Клингенберг, стало последней каплей, толкнувшей Мартынова вызвать друга на дуэль.

Впрочем, биограф поэта Павел Александрович Висковатов считал, что Мартынова спровоцировали «люди из Петербурга», которые были заинтересованы, чтобы поэт навсегда остался на Кавказе.

По воспоминаниям секунданта, Александра Илларионовича Васильчикова, Лермонтов перед дуэлью сказал, что виноват перед другом и «выстрелит в воздух». Не хотел стрелять в друга и Мартынов, но по правилам дуэли он не мог стрелять в воздух: его обвинили бы в трусости.

Дуэль состоялась 15 июля 1841 года у горы Машук, Мартынов, не целясь, выстрелил в сторону друга, и Лермонтов упал.

По свидетельству Николая Николаевича Раевского, Мартынов подошел к упавшему, поклонился до земли и произнес: «Прости меня, Михаил Юрьевич». Вернувшись в город, Мартынов сразу же сдался коменданту, и его заключили в камеру.

Детство Лермонтова

Будущий поэт Миша Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, в семье Марии и Юрия Лермонтовых. По материнской линии приходились родственниками Столыпиным, — это был знатный род. Поэтому в семье несколько тяготились браком Марии с представителем разорившейся и «неблагородной» фамилии.

Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, была властной дамой с сильным и прямым характером. Может быть, именно поэтому со своим мужем в браке счастлива была только в первые годы.

Не задалась семейная жизнь и у родителей Мишеньки, Марии Михайловны и Юрия Петровича. Между ними слишком скоро произошло охлаждение, а учитывая нелюбовь тёщи, отношения сошли на нет. Мише не было и трёх лет, когда его молодая мама умерла от чахотки, а отец вынужден был покинуть поместье тёщи и вернуться в своё родовое село.

Миша рос болезненным и впечатлительным ребёнком, и потерявшей мужа и единственную дочь бабушке на долгие годы стал единственной любовью и отрадой. Теперь и до конца жизни она будет обожать своего внука. К сожалению, переживёт и его. Но будет делать всё, чтобы Мишель получил прекрасное образование и воспитание. Будет трепетно следить за его здоровьем и вывозить на Кавказ, к родственникам, где климат должен был служить оздоровлению.

Всё детство Миши Лермонтова прошло в бабушкином поместье Тарханове, в богатстве, любви и обожании, все его капризы исполнялись. Бабушка не жалела сил и средств, чтобы воспитать обожаемого внука и дать ему всё самое лучшее.

А поездки мальчика на Кавказ навсегда сделали его поклонником этих мест: гор и неба, природы. Здесь Миша с замиранием сердца слушал истории о горцах, о войне, смелости, славе, подвигах, — и здесь зарождался в мальчике будущий поэт.

Теория заговора: за и против

Таким образом, теория «выстрела со стороны» не подтверждалась и не опровергалась. Эксперты комиссии ИРП тщательно и придирчиво отбирали свидетельства. Уже в 70-х годах ХIХ столетия один из главных устроителей дуэли Васильчиков на вопрос, были ли рядом посторонние, ответил биографу поэта П.А. Висковатому так:

— Ну что ж, может быть, и были…

И отвел взгляд. Какие же посторонние? Александр Арнольди писал в воспоминаниях: «Я полагаю, что, кроме двух секундантов… вся молодежь, с которою Лермонтов водился, присутствовала скрытно на дуэли, полагая, что она кончится шуткой и что Мартынов, не пользовавшийся репутацией храброго, струсит и противники помирятся…» Так не присутствие ли этого общества, о чем Мартынов мог догадываться, вселило в него мужество и непреклонность?

Последняя дуэль Лермонтова.

Если так, мог прятаться где-то поблизости и таинственный стрелок. Но если он был подослан III отделением, эта служба должна была знать и о наличии многих свидетелей. И каким-то образом обеспечить их пожизненное молчание. Согласитесь, такое более уместно в детективном романе. Ведь это были люди молодые, многие из них пережили и императора Николая I, и графа Бенкендорфа. И нигде никаких подозрений, даже косвенных. Да и сам Мартынов никогда не пытался свалить вину на кого-то другого. Нравилось ему жить с клеймом убийцы поэта или попросту боялся?

Лермонтов на Кавказе

Через два года герой нашей статьи станет штатным военным. А ещё будут шалости с немногочисленными друзьями, и жизнь в нелюбимом Петербурге, и нелюбимое светское общество, и первая ссылка на Кавказ за стихотворение «На смерть поэта» (1837 г.). Пушкина Михаил Юрьевич боготворил, и незадолго до печальной трагедии они познакомились. Пушкин высоко оценил талант Лермонтова.

Кавказ, как ни странно, пошёл поэту на пользу: здесь стал выкристаллизовываться его характер, его поэтическое дарование, поэт много переделывает старые стихотворения и работает над новыми. Постоянная опасность обостряет все мысли и чувства, заставляет ярче чувствовать и острее проживать жизнь. Здесь поэт задумывает и пишет «Героя нашего времени», переносит действие «Демона» на Кавказ, а многие встреченные герои становятся прототипами его литературных героев.

* * *

Осенью 1837 года Лермонтову разрешили вернуться в Петербург, он был прощён. Но в нём произошли огромные перемены, и он не желает вести прежнюю жизнь с кутежами; он знакомится с поэтическими кружками, становится известным, но… не находит себе места в обществе. В 1838 году он почти ничего не пишет, кроме обличающего общество стихотворения «Дума». Лермонтов становился популярным, даже модным. Но светская жизнь была ему не по вкусу.


Лермонтов М. Ю., портрет кисти Перова В. Г. 1837 год. (vsdn.ru)

Позже, в 1840 году, на балу у графини де Ламбаль, Лермонтова вызовет на дуэль молодой сын французского посланника при дворе, де Барант. Во время дуэли поэт будет легко ранен, а её последствия приведут ко второй высылке на Кавказ, в Пятигорск. Лермонтов так радовался, что едет в Пятигорск! Знал бы он, чем эта поездка обернётся…

Говорить о «последних годах жизни» в случае с Михаилом Лермонтовым немного странно. Ведь это был молодой, — если не сказать «юный» человек, получивший прекрасное воспитание и образование, уже известный, офицер. Он много писал, и здесь, на Кавказе, постоянно работал над своими произведениями.

Немного портил впечатление о Михаиле Юрьевиче его характер. Он держался довольно замкнуто в обществе, и лишь близкие друзья знали, какая у него тонкая, поистине поэтическая натура.

Именно вторая ссылка оказалась роковой для поэта. Он уехал на Кавказ, откуда уже не вернулся. Дуэль с Мартыновым произошла из-за мелкой ссоры, из-за постоянных насмешек и карикатур, которые Михаил Юрьевич рисовал в присутствии дам. Мартынов нервничал и несколько раз просил прекратить, но шутить Лермонтов не перестал.

Дуэль назначена, и в положенный день и час она состоялась у подножия Машука. Дуэль, в трагический исход которой никто не верил, обернулась трагедией не только для друзей и близких, любивших поэта, но и для всей России.

Причины дуэли

По официальной версии, поводом стала банальная ссора. Говорят, дерзкий нрав поэта часто вызвали негодование окружающих.

Кацура А. Поединок чести. М. 1999.

В книге «Поединок чести. Дуэль в истории России» (М., 1999) приведены показания Мартынова на следствии: «С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал не одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счет… На вечере в одном частном доме, – за два дня до дуэли, – он вывел меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову, – на каждом шагу показывая явное желание мне досадить. – Я решил положить этому конец».

По другой версии, причиной дуэли стала зависть Мартынова к поэту. Лермонтов всегда пользовался успехом у женщин. По слухам, оба друга одновременно увлеклись некой особой. Но девушка сделала выбор в пользу Лермонтова.

Еще одна гипотеза: Мартынов отстаивал честь своей сестры Натальи, с которой Лермонтов любезничал, бывая в доме Мартыновых в Пятигорске и в Москве. Помимо этого Лермонтов позволял себе рисовать на Мартынова карикатуры и писать эпиграммы. Мартынов, в свою очередь, пытался также отвечать эпиграммами. Некоторые считали, что Мартынов злится оттого, что узнает себя в Грушницком – герое романа М. Лермонтова «Герой нашего времени».

Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. М. 1981.

Другие добавляли, что в отношениях Печорина с княжной Мэри Мартынов видит намеки на отношения Лермонтова с его сестрой.

Есть и еще одно громкое предположение: дуэль Лермонтова и Мартынова была заказной. А ее организатором являлся сам Николай I. Император действительно недолюбливал свободолюбивого поэта и не раз говорил об этом. Так, в книге литературоведа Дмитрия Благого «Душа в заветной лире» (М., 1977) приводится такой случай:

Благой Д. Д. Душа в заветной лире. М. 1977.

«Во второй половине июля, в один из воскресных дней, Государь, по окончании литургии, войдя во внутренние покои дворца кушать чай со своими, громко сказал: «Получено известие, что Лермонтов убит на поединке – собаке – собачья смерть!». Сидевшая за чаем великая княгиня Мария Павловна Веймарская вспыхнула и отнеслась к этим словам с горьким укором. Государь внял сестре своей и, пошедши назад в комнату перед церковью, где еще оставались бывшие у богослужения лица, сказал: Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит». Однако никаких доказательств причастности государя к трагической дуэли и гибели великого поэта нет.

Роковой выстрел

«На следующее утро ко мне приехали секунданты Михаил Глебов и Александр Васильчиков. Михаил Глебов пробовал меня уговорить отозвать вызов. Я понял, что они уговаривают от себя, а не от имени Лермонтова. Я ответил, что уже сделал шаг к сохранению мира. Но не я его вызывал, а меня вызывают, и потому мне невозможно первому призывать к примирению. Меня продолжали уговаривать, но я спросил: «Господа, что бы вы сделали на моем месте?». После чего они прекратили разговоры и уехали.

Кроме секундантов и нас двоих, никого на месте дуэли не было, и никто не знал о ней. Был отмерен барьер в 15 шагов и ещё 10. Было решено сделать до трёх выстрелов, осечка считалась за выстрел. Мы стали на крайних точках. Я первый подошёл к барьеру, ждал выстрела Лермонтова, у его пистолета не было осечек. Потом сам спустил курок. Он упал, был жив, но уже не говорил. Я поцеловал его и отправился верхом домой. Дома ждали мои крепостные: камердинер Илья, повар Иван и казачок Ерошка. Его я послал на место дуэли за забытой мной там черкеской. Потом прибыл с рапортом к коменданту».

На этом текст письменной исповеди обрывается. Пока Мартынов сидел на гауптвахте пятигорского гарнизона в ожидании военного суда, секунданты с воли слали ему записки, согласовывая свои показания перед грядущим разбирательством. За дуэль Мартынов был приговорён военно-полевым судом к разжалованию и лишению всех прав состояния, однако по окончательному приговору, смягченному Николаем I, его заменили трёхмесячным арестом на гауптвахте. Церковный суд наложил епитимью на христианина Мартынова за душегубство, покаяние он отбывал в Киевском монастыре в течение года.

Из всех участников поединка до седых волос дожил лишь Александр Васильчиков — Михаил Глебов погиб на Кавказе. При встречах с Мартыновым бывший секундант относился к нему с подчеркнутым уважением.

Причина дуэли и ее последствия

Причиной поединка считается конфликт, произошедший между приятелями 13 июля 1841 г. на вечере у генерала Верзилина. Дамы, которые были приглашены на этот вечер, подтвердили это. В одну из дочерей Верзилина был влюблен Мартынов, и Лермонтов дал шутливое предостережение молодой особе насчет странного молодого человека, одетого в горскую одежду. В это время закончил игру на фортепьяно князь Трубецкой, и поэтому слова поэта услышали все. Гости рассмеялись шутке, а самолюбие Мартыновы было сильно задето.

Потом, во время разговора наедине, Николай Соломонович спровоцировал вызов на дуэль. Поэт прибыл на место встречи в хорошем расположении духа, потому что не сомневался в том, что поединок не состоится. Участниками дуэли, кроме Лермонтова и Мартынова, были:

  • Михаил Глебов, секундант Лермонтова;
  • А. А.Столыпин-Монго, родственник поэта;
  • Александр Васильчиков, секундант Мартынова;
  • Сергей Трубецкой.

15 июля 1841 г. состоялась роковая для Михаила Юрьевича дуэль. Сами участники того события вспоминали, что поэт не собирался стрелять в оскорбленного приятеля и был уверен в таком же намерении и со стороны Мартынова. Во время выстрела Лермонтов замешкался (по другой версии, он выстрелил в воздух). Николай же точным выстрелом смертельно ранил поэта, который от полученного ранения скончался на месте.

Во время показаний фамилии Столыпина и Трубецкого не упоминались, так как они находились в опале у императора. На допросе все участники сговорились, что фамилии двух участников не будут названы, а также, что причиной дуэли было неуважительное к Мартынову отношение Лермонтова.

Все, кто знал о предстоящем поединке, понимали всю серьезность последствий, поэтому делали все возможное, чтобы он не состоялся. Были специально ужесточены правила дуэли, так как все знали, что Мартынов не отличался большой храбростью. Почти удалось уговорить Столыпина и Лермонтова покинуть Пятигорск, Глебов старался успокоить Мартынова. Дуэль могла бы и не состояться, если бы Васильчиков не согласился стать секундантом приятеля поэта.

Впоследствии, все давали путаные показания о том, что произошло в тот роковой для Михаила Юрьевича день. Все, кроме Васильчикова, никогда никому не рассказывали подробностей того поединка. Да и князь только в самом конце жизни поделился воспоминаниями о том случае. После произошедшего Мартынов мучился угрызениями совести, потому что общество винило его в ранней смерти великого поэта. Но он пытался обелить своё имя, утверждая, что у Лермонтова был сложный характер, у него были задатки хорошего, но были погублены влиянием светского общества.

Но все равно, даже по истечении стольких лет, специалисты спорят о том, кто убил на дуэли Лермонтова, какие настоящие причины за этим стоят. Кто-то придерживается версии, что причина этому немилость у императора Николая Первого, кто-то утверждает, что все это из-за декабристов, которым Лермонтов симпатизировал. Какими бы ни были настоящие причины, можно с уверенностью сказать одно: в тот день Россия потеряла одного из великих поэтов, который мог бы создать еще много прекрасных произведений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector