Димитрий ростовский
Содержание:
- Уныние — смертный грех
- Жизнеописание
- К своим восемнадцати годам митрополит Дмитрий Ростовский решил принять монашество
- Церковь св. Дмитрия Ростовского в Очаково
- Житие
- Смерть и канонизация
- Молитва святителю Димитрию Ростовскому
- Библиография
- Что мы выбираем?
- Литература
- Канонизация
- Детство и юность будущего святителя
- Не стяжав «имения, кроме книг святых»
Уныние — смертный грех
Когда человек унывает, у него наступает апатия. Какие там дела или чтение молитвенных правил? Лишний раз с кровати вставать не хочется, зарыться бы под одеяло настолько глубоко, чтобы никто и не заметил силуэта.
Сейчас конец зимы, в этот период все больше людей подвержены унынию. Серые будни, полное отсутствие солнца, постоянные проблемы и стресс способны довести до белого каления обладателя самой крепкой психики. Какие варианты можно предложить унывающему?
- Не поддаваться дьявольскому искушению, противостоять ему.
- Легко сказать — противостоять, как это сделать никто не объясняет. Мы расскажем, будьте уверены. Молитесь через «не могу» и «не хочу». Хотя бы самыми простыми словами — «Господи, помилуй».
- Читайте молитву от уныния Димитрия Ростовского. Она заимствована из творений святителя, проверена временем и церковью.
- Дабы не случилось впасть в уныние, старайтесь регулярно посещать храм, исповедоваться и приступать к таинству причащения.
- Кода совсем невмоготу, просите помощи у Господа и Пресвятой Богородицы своими словами.
Жизнеописание
Родился 11 () декабря в сотенном местечке Макарове Киевского полка в семье сотника Киевского полка Саввы Туптало.
Учился в Киево-Братской коллегии, ставшей впоследствии Киево-Могилянской академией. В 1668 году принял постриг в Киевском Кирилловском монастыре, где потом прожил семь лет. Весной 1669 года рукоположен во иеродиакона, а в июне 1675 года во иеромонаха и назначен проповедником в Чернигов. В этой должности Димитрий трудился до 1677 года и прославился многочисленными проповедями. Димитрий несколько лет путешествовал по монастырям Украины, год прожил в Слуцке в Преображенском монастыре, где был братским проповедником. Все эти годы он писал свой «Диарий» (записки на польском языке). В них он делал записи о событиях на Украине, в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины.
Портрет митрополита Димитрия (из фондов НХМУ)
После возвращения на Украину Димитрий жил в Крупецком Николаевском монастыре (1679—1681 годы). В марте 1681 года возведён в сан игумена и назначен в Максаковский Преображенский монастырь. Позже был игуменом в Батуринском Николаевском монастыре. 26 октября (5 ноября) оставил игуменство и по приглашению Варлаама (Ясинского) переехал в Киев. С 23 апреля (3 мая) поселился в Киево-Печерском монастыре, в котором получил послушание составлять жития святых. В 1686 году Киевская митрополия переходит из подчинения Константинопольского патриархата в состав Московского патриархата.
По поручению патриарха Адриана поддержку Димитрию, работавшему в этот период над третьей книгой «Житий святых», оказывал архиепископ Иоанн (Максимович). В 1697 году он возвёл Димитрия в сан архимандрита и назначил настоятелем Елецкого Успенского монастыря, а в 1699 году перевёл настоятелем в Новгород-Северский Преображенский монастырь.
Царь Пётр I 18 июня 1700 года шлёт указ Киевскому митрополиту Варлааму (Ясинскому), в котором требует прислать в Москву кандидатов из архимандритов и игуменов на Сибирскую архиерейскую кафедру. С такой же просьбой обратился к Варлааму и патриарх Адриан. 16 октября 1700 года патриарх Адриан умер, местоблюстителем патриаршего престола стал Рязанский митрополит Стефан (Яворский). Указом от 27 дек. 1700 г. царь Петр I назвал две кандидатуры на Сибирскую кафедру: Димитрия (Туптало) и Переяславского епископа Захарию (Корниловича) и велел им приехать в Москву не позднее первых чисел февраля 1701 года.
10 февраля 1701 года Димитрий переезжает в Москву как кандидат на Тобольскую кафедру, 8 марта он произнес приветственное слово Петру I, 23 марта Димитрий был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. После назначения почти год жил в Москве на Сибирском подворье в Чудовом монастыре. По причине болезни 4 января 1702 года указом Петра I святитель Димитрий был определён на Ростовскую митрополию. Прибыв в свою епархию, Димитрий после молебна в Зачатьевской церкви Яковлевского монастыря определил там себе место погребения, сказав «се покой мой, зде вселюся во век века» (традиционным местом захоронения ростовских архиереев был кафедральный Успенский собор).
За время нахождения на ростовской кафедре Димитрий заботился о просвещении и нравственности населения, боролся с невежеством и пьянством, старообрядческим расколом и католицизмом. Им основано славяно-греческое училище с преподаванием греческого и латинского.
Как малороссиянин, Димитрий не мог быть знаком с расколом до тех пор, пока не стал управлять Ростовскою епархиею; здесь, увидевши всю силу зла, он решился вооружиться против него. «Окаянные последние времена наши! — писал Димитрий. — Святая церковь сильно стеснена, умалена, с одной стороны, от внешних гонителей, с другой — от внутренних раскольников. С трудом можно где найти истинного сына церкви; почти в каждом городе изобретается особая вера; простые мужики и бабы догматизуют и учат о вере».
Смерть и погребение
Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября (6 декабря) , оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря.
В могиле, вопреки указанию Монастырского приказа устроить каменный склеп и сделать каменный гроб, был сооружён деревянный сруб. В деревянный гроб Димитрия положили черновики его незаконченных произведений. Над местом погребения установили деревянную гробницу.
В настоящее время мощи святителя Димитрия Ростовского пребывают в Спасо-Яковлевском монастыре.
К своим восемнадцати годам митрополит Дмитрий Ростовский решил принять монашество
К своим восемнадцати годам он решил принять монашество. Вначале он попросил благословения у своих родителей, а затем отправился в Кирилловский монастырь. После принятия монашества, спустя год его возвели в иеродиакона.
Братия его относилась к нему с большой любовью. В 1675 году он был возведен в сан иеромонаха. Архиепископ Лазарь пригласил его к себе проповедовать на кафедру, Дмитрий согласился. Его речи были настолько пламенны, что люди увидели в нем образованного пастыря, который был чутким и отзывчивым к людям. Вскоре о нем стали говорить не только в округе, но и в Украине, и в Литве.
1667
в этом году Дмтрию явился Господь
В 1667 году Дмитрию было видение, в котором сам Господь напомнил ему о том, что ему необходимо более строго исполнять свой монашеский и священнический долг. Именно сон отложился в его памяти на всю жизнь.
Когда Дмитрий хотел поклониться образу Божией Матери, он попросил благословения у начальства. Тогда Белорусский епископ попросил Дмитрия отправиться в Слуцк, чтобы там проповедовать в Преображенской пустыни. Отец Дмитрий решил согласиться. В этом монастыре он прожил целый год. Но после кончины епископа, он вернулся на Украину.
Церковь св. Дмитрия Ростовского в Очаково
В России почитаются многие святые. Дмитрий Ростовский, конечно же, входит в их число. Посвящены ему и многие храмы. К примеру, такое сооружение есть в Очаково. В 1717 году здесь построили деревянную церквушку и освятили ее в честь Пресвятой Богородицы. В 1757 г. деревня перешла к другому владельцу. Он и возвел рядом с деревянным новый каменный храм во имя митрополита Дмитрия. Эта церковь дошла до нас практически в неизменном виде. Построена она в красивом стиле русского барокко. С помощью трапезной с храмом соединена высокая колокольня.
История церкви св. Дмитрия очень богатая. В 1812 году в Очаково случился пожар. При этом старая деревянная церквушка Пресвятой Богородицы сгорела в огне. Купившая в этом же году село Екатерина Нарышкина по традиции решила открыть взамен ее новый храм, под который и перестроила одну из своих усадеб. Церковь освятили в честь Пресвятой Троицы и предположительно приписали к храму св. Дмитрия.
В 1926 году это культовое сооружение по решению властей закрыли. Известно, что в 1933 г. храм Дмитрия Ростовского был приспособлен под зерновой склад и имел совершенно плачевный вид. Крест с него снесли, а на одном из фронтонов нарисовали пятиконечную звезду, стереть которую впоследствии было очень сложно.
В 1972 году церковь решили отреставрировать. Работы длились около 6 лет. В 1992 году храм Дмитрия Ростовского вновь вернули верующим. Тем православным, которые хотят посетить эту старинную церковь, следует ехать в Москве на улицу генерала Дорохова, д 17.
Житие
К молодому священнослужителю был благосклонен архиепископ Лазарь, который вскоре возвел его в иеромонахи. В этот период юноша показал себя как талантливый проповедник, чуткий по отношению к прихожанам. Некоторое время он жил в Чернигове, но затем получил приглашение проповедовать в Слуцком Преображенском монастыре.
Затем церковник вернулся в Украину и служил при Крупицком монастыре, после чего получил сан игумена при Максаковском. Год спустя он отправился в Батурин, где позже откликнулся на просьбу Варлаама вернуться в Киев. Димитрий поселился при Киево-Печерской лавре, в которой занялся литературным творчеством.
Уже в 1697 году мужчина был возведен в архимандриты и стал настоятелем Елецкого Успенского монастыря. Его следующее пристанище — Преображенский монастырь, куда церковника перевели спустя 2 года после принятия нового сана.
Когда Петр I издал требование прислать кандидатов на место просветителя в Сибирской архиерейской кафедре, Димитрий отправился в Москву для встречи с царем. Но после возведения в сан митрополита Тобольского у священнослужителя начались проблемы со здоровьем, поэтому его направили в Ростовскую митрополию.
В период жизни в Ростове церковник занимался вопросами нравственности и просвещения местных жителей, боролся со старообрядчеством, мракобесием и невежеством духовенства. Он основал училище при своих покоях, в котором воспитывали будущих иереев, и продолжал писать.
Смерть и канонизация
Священнослужитель умер 28 октября 1709 года, причина смерти неизвестна. По собственному желанию он был похоронен в Яковлевском монастыре. Тело поместили в деревянный гроб, устланный черновиками произведений. В последний путь Димитрия проводил друг Стефан Яворский.
Почти 40 лет спустя, во время ремонта монастыря, были обнаружены нетленные мощи Ростовского. Но к лику святых он был причислен только в 1757 году, после обретения доказательств их чудодейственной силы. С тех пор 28 октября и 21 сентября (дата обретения мощей) считаются днями памяти Димитрия. Святителю были посвящены молитвы, иконы, акафист и тропарь.
Молитва святителю Димитрию Ростовскому
О предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляяй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, буди ми ходатай пред Господем и помощник на преоборение страстей ненасытныя плоти моея и на одоление стрел сопротивника моего диавола, имиже уязвляет немощное сердце мое и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою. Ты, святителю Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие! За твоим содействием сокрушу вся во мне сопротивная воле Царя царствующих. Ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем ревнуя о Православной Церкви Божией, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и уклонившихся от стези правды в ереси и расколы наставлял еси на путь истины. Споспешествуй убо и мне исправити кратковременный путь жизни моея, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему. К сим же припадая, молюся ти, угодниче Божий, егда изыти души моей из телесе моего, избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему: не даждь сатане возгордиться победою над немощною душею моею. Избави ю от геенны, идеже плач и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небеснаго Царствия в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Святитель Дмитрий Ростовский много трудился, окормляя и оберегая вверенную ему Господом паству. Он вел жизнь аскета, любил людей и помогал им. Святитель оставил много трудов и поучений. Именно он составил знаменитые «Четьи-Минеи».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Библиография
Писатель Димитрий Ростовский приблизил духовную литературу к пониманию простого читателя. До него все книги писали на старославянском языке. В описании святителя мученики предстают перед внутренним взором читателя, будто живые. Некоторые сочинения святого отца посвящены Страстям Христовым, Богородице. В своем творчестве автор наставляет, как бороться с нечистыми помыслами, сохранять чистоту души и приблизиться к Царствию Божьему.
Агиографические и богослужебные сочинения
Хвалебные сочинения святителя:
- «Руно орошенное» — о чудесах икон Богородицы;
- «Псалтирь Божьей Матери» — посмертное собрание, псалмы из которого издавались в других сборниках;
- «Псалмы или духовные канты» — восемь восхвалений Господу Иисусу Христу;
- «Пяточисленные молитвы» — сложены в память о скорбях Девы Марии.
По трудам отца Димитрия можно судить о богословских представлениях святых разных эпох, отношении к религии простых людей.
Проповеди и поучения
Митрополит Ростовский воплотил талант проповедника и богатый управленческий опыт в таких произведениях:
- «Поучения и слова» — к церковным праздникам, дням памяти мучеников;
- «Поучения и проповеди» — к предпраздничным, постным неделям;
- «Поучения к иереям» — о долге священнослужителя;
- «Приготовление иереев к Божественному Причащению» — изобличение богохульного отношения священников к Святым Дарам и прочим церковным атрибутам;
- «Память духовному отцу, как управить ставленника» — правила для священнослужителя при возведении послушника в духовный сан.
Поучителен труд «Слово о пьянстве», описывающий десять растлевающих гроздей винограда.
Исторические и полемические сочинения
«Келейный летописец» — исторический труд, описывающий библейские события до рождения Христа в хронологическом порядке. В нем святитель собрал из других сочинений все сведения, которые посчитал полезными. «Розыск о раскольнической брынской вере» — полемический труд, доказывающий ложность вероисповедания, проповедуемого сектантами.
Письма
22 письма написаны святителем в период его работы в Ростове. Большинство посланий датированы 1708-1709-м годом и адресованы монаху Феологу, другу и московскому редактору.
Трактаты
Сочинения святителя написаны в простом стиле, передают суть его мысли и отличаются краткостью. По сравнению с одностраничными сочинениями, можно считать объемным трактат «Зерцало православного исповедания». Он состоит из трех частей, посвященных вере, надежде и любви. Из этих составляющих состоит вера в Господа и добродетель, необходимые для обретения вечной жизни.
Назидательные сочинения
Краткие очерки:
- «Богодухновенное христианское наставление»;
- «Апология для утоления печали человека, находящегося в беде, гонении и страдании»;
- «За что подобает благодарить Бога?»;
- «Краткое христианское нравоучение».
В простой форме автор пишет о том, как душой пребывать в согласии с Господом.
Стихотворные тексты
«Стихи на Страсти Христовы» напоминают пьесу и повествуют о страданиях Христа. В произведение включено стихотворное обращение грешника к Марии Магдалене.
Другие произведения
Святитель составлял молитвы:
- повседневного исповедания человека, вступающего на путь спасения;
- молитвенные стихословия;
- краткое воспоминание страстей Христовых.
Митрополит также сложил собственную «Молитву о своем окаянстве».
Сборники
Известны два сборника:
- «Житие и творения святого Димитрия»;
- «Симфония по творениям».
В книгах собраны уже издававшиеся назидания, поучения и высказывания митрополита.
Приписываемые сочинения
Книга «Алфавит духовный» впервые издана в 18-м веке. Каждой букве алфавита соответствует краткое поучение. Первоначальное название книги — «Лествица духовная», а автор — митрополит Исаия Копинский. Есть версия, что в типографии ошиблись, так как сочинение лежало с произведениями Димитрия Ростовского.
До «Алфавита» «Лествицу» читал Серафим Саровский, рукопись нашли в его личных вещах под таким названием. Святитель Димитрий, вероятно, тоже постигал духовные законы по рукописи Исаии, которую редакторы превратили в «Алфавит».
Собрание сочинений
«Житие святых. Двенадцать книг» повествует о жизни православных подвижников, святителей, мучеников. Каждая книга соответствует месяцу. На каждый день приходится биография почитаемого святого. Полное «Собрание сочинений» включает 5 томов. В многотомнике можно найти «Алфавит духовный», житие святителя, его келейные записки и письма.
Что мы выбираем?
К сожалению, в наши дни сбывается одно из пророчеств святых отцов, говоривших, что настанут времена, когда то, что «предки собирали по крупицам, потомки оставят лежать на полках». Не многие семьи сегодня имеют в домашней библиотеке хотя бы 1 – 2 тома собрания Димитрия Ростовского. То, чем дорожили наши предшественники уходит из культурного наследия, исторической памяти народа вместе с традиционными представлениями о человечности, добре, правде.
С момента, когда в России были вновь открыты храмы, прошло уже около 20 лет, и мы имеем возможность выбирать, чем питать ум, душу? – Тем, что дается непосредственно и по видимому легко с экранов или тем, что требует определенного понуждения себя: разыскать, приобрести то, чего нет на книжных развалах, но без чего прежде не мыслили себе жизни православные христиане? Первое – легче, только часто ли этот выбор оставляет по себе глубокие «всходы»? Второе несравненно труднее, но это – первый шаг к свободе духовной, сопряженной с ответственностью.
Кого-то смущает и серьезность духовной литературы. Конечно, здесь нет ни захватывающего сюжета, ни привычного юмора, это чтение другого рода. Но, возможно, тем, кто стоит сегодня перед выбором, окажется полезным небольшое напутственное слово святителя Димитрия Ростовского: «…Нет у праведников печали, которая не превратилась бы в радость, как нет у грешников радости, которая не обратилась бы в печаль». По-настоящему прочно и ценно лишь то, что приобретается с усилиями и закрепляется опытом.
Литература
- Попов М., свящ. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб, 1910.
- Он же Прославление памяти мощей св. Димитрия Ростовского. СПб, 1910.
- Шляпкин Св. Димитрий Ростовский и его время. СПб, 1891.
- Скворцов Д.И. Святитель Димитрий, митр. Ростовский (очерк жизни и деят. свят.). Тула, 1909.
- Титов Ф.И. Св. Димитрий, митр. Ростовский, бывший ученик К. Д. А. (1651-1709). Киев, 1909.
- Преображенский Св. Димитрий Ростовский как проповедник. Казань, 1909.
- Скворцов Г.И. Патр. Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913, с. 337-339.
- Толстой М. Древние святыни Ростова Великого. М., 1860, с. 25, 41, 46, 50-56, прил. с. 25.
- Толстой М. Рассказы из истории Р. Ц. М., 1901, с. 606-613, 614 прим. 45.
- Титов Л.Л. Кресль Ростова Великого. М., с. 36-42.
- Поселянин Е. Св. Димитрий Ростовский и его творения (Рус. палом., 1909, № 15, с. 238-239; № 16, с. 255-257; № 7, с. 268-270).
- Майя Кончина св. Димитрия Ростовского (Рус. палом., 1909, № 43, с. 681-682).
- Тарасов В. Посланник Неба (к 21 сентября — дню памяти св. Димитрия Ростовского) — о видении муч. св. Ореста. (Рус. палом., 1909, № 38, с. 602).
- Сементовский Н. Киев, его святыни, древности и достопам. Киев, СПб, 1881, с. 244.
- Соловьев С.М. История России, кн. III, с. 1365-1366; кн. IV, с. 22-25; кн. V, с. 1126.
- Нечаев В. Св. Димитрий, митр. Ростовский. М., 1849.
- Протопопов Д. Жития святых. М., 1885, сентябрь, с. 332-349.
- Едлинский, свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую. 3-е изд. СПб, 1903, т. III, c. 177-192.
- Державин А.М. Четьи-Минеи свят. Димитрия, митр. Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник (магистерская диссертация).
- Маккавейский Н. Св. Димитрий, как пастырь и настоятель. Киев, 1910ю
- Титов А. Проповеди св. Димитрия, митр. Ростовского на украинском яз.
- Добровольский П. Чернигов. Елецкий Успен. м-рь (истор. опис. Чернигова), с. 13, 59, 60.
- Поселянин Е. Русская церковь и рус. подвижники XVIII в. СПб, 1905, с. 35-53 с портретом.
- Фон Эдинг Борис Ростов Великий. Углич — памятник худ. старины. М., 1913, с. 36-37.
- Денисов, с. 903, 922-925.
- Булгаков, с. 1415, 1418.
- Строев П., с. 318, 333.
- Летопись Е. А., с. 688, 690.
- Записки историко-филологич. факультета имп. СПб университета, т. XXIV.
- Минуты пастырского досуга Гермогена, еп. Ладожского, ныне Таврич. и Симфероп. СПб, т. II, с. 129, 139, 140, 142, 147.
- Старч. советы подв. благочестия XVIII-XIX вв. М., 1913, с. 366, 456, 458, 459, 524.
- Обозрение епархии преосвящ. Ионафаном, еп. Яросл. и Рост. Ярославль, 1881, с. 171.
- Портреты имен. мужей Рос. Церкви. М., 1843, с. 25, 26.
- Труды К. Д. А., 1873, март, с. 164.
- Странник, 1872, сентябрь, с. 190-202.
- Рус. палом., 1889, № 28, с. 331-334; № 29, с. 348-349.
- -«- 1909, № 15, с. 241; № 38, с. 602; № 40, с. 643; № 3, с. 684.
- -«- 1912, № 1, с. 14.
- -«- 1913, № 37, с. 577, 585, 590-591.
- -«- 1914, № 48, с. 768, 776.
- Прав. собес., 1858, февраль, с. 295.
- -«- 1907, ноябрь, с. 698.
- -«- 1909, декабрь, с. 519-526, 725-766.
- -«- 1912, декабрь, с. 847.
- Изв. Казан. еп., 1869, № 20, с. 605.
- -«- 1882, № 7, с. 151.
- Церков. вестн., 1891, № 12, с. 189; № 13, с. 198; № 33, с. 517; № 34, с. 532.
- -«- 1910, № 5, с. 153, 154; № 7, с. 222.
- Приб. к Ц. В., 1891, № 46, с. 1654.
- -«- 1907, № 38, с. 1615-1621.
- Истор. вестн., 1882, август, с. 447.
- -«- 1884, декабрь, с. 560 п/с. I, с. 809, 810.
- -«- 1885, октябрь, с. 88.
- -«- 1888, февраль, с. 242, 425, 426, 428, 432.
- -«- 1889, август, с. 368.
- -«- 1891, июль, с. 194.
- -«- 1894, май, с. 551.
- -«- 1906, январь, с. 304.
- -«- 1908, октябрь, с. 238.
- Рус. старина, 1872, сентябрь, с. 292-293.
- -«- 1876, апрель, с. 723.
- -«- 1880, сентябрь, с. 153.
- -«- 1887, июль, с. 1, 3.
- -«- 1888, ноябрь, с. 523.
- -«- 1910, август, с. 203-219.
- Рус. архив, 1871, № 11, с. 1953.
- -«- 1872, № 2, с. 441.
- -«- 1895, кн. 1-я, № 4, с. 478, п/с. 2.
- -«- 1900, кн. 1-я, № 1, с. 160.
- -«- 1901, кн. 1-я, № 3, с. 356-358.
- -«- 1903, кн. 2-я, № 5, с. 90.
- -«- 1904, кн. 1-я, № 1, с. 60.
- Ж. М. П., 1947, № 6, с. 26-40.
- -«- 1954, № 4, с. 75.
- -«- 1955, № 9, с. 28-32.
- -«- 1959, № 2, с. 64-73; № 12, с. 9-10.
- Н. Д., с. 24, 53.
- БЭЛ, т. IV, с. 1038.
- БЭС, т. I, с. 733-735.
- БЭЮ, т. 8, с. 467; т. 15, с. 119.
- РБС, т. VI, с. 389-394.
Канонизация
Рака с мощами св. Димитрия Ростовского в Зачатьевском соборе Спасо-Яковлевского монастыря. Фото С. М. Прокудина-Горского (1910)
Икона XVIII века
В 1752 году над могилой святителя Димитрия осел чугунный пол. В ходе ремонта открылся повреждённый бревенчатый сруб и деревянный гроб митрополита, в котором и были обретены его нетленные мощи. Был извещён митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич), который приехал в монастырь и лично освидетельствовал мощи, облачение и гроб. Для хранения мощей была устроена каменная гробница, а о случившемся было направлено донесение в Синод.
Об обретении мощей стало известно в народе, стали появляться рассказы об исцелениях при мощах Димитрия и по молитве к нему. Официальная канонизация произошла более чем через 4 года после обретения мощей после проверки их нетленности и исцелений, происходивших при обращении к Димитрию (императорским повелением в Ростов направлялся синодальный прапорщик Ф. И. Баранов для сбора сведений о совершённых при мощах исцелениях, а указом Синода — суздальский митрополит Сильвестр и архимандрит Московского Симонова монастыря Гавриил для вторичного освидетельствования мощей). Подлинное дело об обретении и открытии мощей святого Димитрия Ростовского хранится в РГИА. Ф. 796 (Канцелярия Синода). Оп. 33. № 222. В первый день Пасхи — 1 апреля 1757 года состоялось прославление митрополита Димитрия в лике святых, а день обретения мощей — 21 сентября, как и день кончины — 28 октября были объявлены днями празднования святому. Служба святителю Димитрию была составлена епископом Переяславским и Дмитровским Амвросием. К концу XVIII в. были созданы две краткие редакции Жития Димитрия Ростовского: одна, 1756 г., связана с именем того же епископа Амвросия, другая — с именем настоятеля Спасо-Иаковлевского монастыря Луки (создана между 1758 и 1763 г.), кроме того, две полные редакции: редакция Арсения Мацеевича (1757—1758 г.) и Синодальная редакция (1784 г.), написанная Я. А. Татищевым.
Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к общерусскому почитанию в синодальный период. Елизавета Петровна велела изготовить для мощей Димитрия серебряную раку и облачение из золотой парчи. Однако на самих торжествах в Ростове в 1763 году по случаю переложения мощей Димитрия в новую раку присутствовала уже Екатерина II.
Детство и юность будущего святителя
Родился Димитрий Ростовский в декабре 1651 года, в небольшом украинском селе Макаровке, вблизи Киева. При святом крещении ему было дано имя Даниил. Родители мальчика, не выделяясь ни знатностью, ни богатством, были людьми, уважаемыми за своё благочестие и доброту. Получив домашнее образование, юноша поступает в Братское училище, открытое при Киевской Богоявленской церкви. Оно существует и поныне, но уже преобразованное в Духовную Академию.
Обладая незаурядными способностями и усидчивостью, Даниил своими успехами в учёбе вскоре выделился из общей массы студентов, и был по достоинству отмечен педагогами. Однако наибольшую славу в те годы он снискал своим исключительным благочестием и глубокой религиозностью. Но тем не менее столь успешную учёбу вскоре пришлось оставить.
Не стяжав «имения, кроме книг святых»
…Солнце клонилось к западу, трудным выдался для митрополита Димитрия осенний день 1709 года. За три дня до того Владыка почувствовал слабость, однако не мог отказаться от того, чтобы служить у престола в храме в день своего небесного покровителя – Св. Вмч. Димитрия Солунского.
И, хотя каждый шаг давался ему с трудом, он отслужил Литургию, особенно торжественно, радостно, как будто чувствовал, что приносит Богу бескровную жертву в последний раз. Поздравлять его приехало множество гостей, а он, как обычно, был «не как возлежащий, а как служащий». В тот день заболела одна из приезжих монахинь, и он, забыв о своей болезни, поспешил к ней, чтобы поддержать, ободрить, и уже с трудом вернулся в свою келью.
Было уже поздно, когда митрополит неожиданно позвал к себе певчих и долго слушал, прислонившись больной спиной к печке, чтобы как-то умягчить приступы кашля, любимые духовные гимны и песнопения. Всех благословил, как-то особо тепло, участливо. Удержав одного из них еще на малое время, поклонился ему в пояс, сердечно благодаря за труды (тот много помогал ему переписывать набело его духовные сочинения).
А утром Ростов облетела весть – митрополит Димитрий скончался. Едва колокола ударили к заутреней, служители нашли его стоящего на коленях и как бы молящегося перед образами; душа же его уже отошла ко Господу.
Провожало Владыку великое множество людей. Приехала из Москвы вдова государя Иоанна Алексеевича – царица Параскева с дочерьми, миряне и духовенство потоками шли поклониться в последний раз тому, кто всю Россию наделил своими знаниями. Непрерывно шли и бедные, нищие, которых митрополит годами ссужал и одеждой, и пищей, принимая их как братьев. Семинаристы ежились, будто осиротели.
Много лет Владыка Ростовский на средства архиерейского дома содержал в городе духовное училище, растрачивая то, чем мог бы пользоваться и сам, чтобы поддержать учащихся, особенно же из бедных семей. Первой мыслью, первым чувством у всех было: «Потеряли!», и лишь потом, когда смолкли звуки панихиды, поняли, осознали, что и «приобрели»: от земных трудов призван он к новым трудам как молитвенник за Россию.
Его никогда не видели праздным. Он управлял делами Церкви, постоянно что-то писал: духовные сочинения, наставления мирянам и духовенству, заботился о нуждающихся и обращал от заблуждений к истине раскольников и еретиков, болезнуя и о них, как о погибающих.
Во всем этом просто не было место для «частного», «своего». Не скопил Владыка за долгие годы архиерейской службы богатства земного – все до последнего раздавал, растрачивал для людей. Нищета его монашеская доходила до того, что в одном из писем он просил прощения у одного лица за то, что не имеет возможности привезти его к себе: «Ни коня, ни всадника, оскудели овцы, и лошадей нет».
А в духовном завещании, составленном незадолго до кончины, митрополит Димитрий говорил о своем материальном состоянии еще более откровенно, чтобы не вызвать смущения у тех, кто в случае его внезапной смерти, решился бы искать у него «имения»:
«С той поры, как принял я святой иноческий образ и постригся в Киевском монастыре восемнадцати лет отроду и обещал Богу хранить добровольную нищету…не стяжал я имения и пристрастия к вещам, лишь к книгам святым, не собрал злата и сребра, не изволил иметь лишних одежд, ни каких-либо других вещей, кроме самых нужных… Да не усердствует же никто по смерти моей, изыскивая каких-либо келейных моих сбережений…верую, что приятнее будет Богу, чтобы ни единая полушка по мне не осталась, чем богатое наследство было раздаваемо».
При такой добровольной бедности митрополит Дмитрий приложил в наследство по себе для целых поколений великое духовное сокровище – 12 томов житий святых.
Прошло 42 года после его погребения, и 21 сентября 1732 года были обретены нетленными его святые мощи, от которых начали совершаться исцеления. Святейшим Синодом святитель Димитрий был причислен к лику новоявленных чудотворцев Российских.
В следующем году императрица Елизавета устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложення их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма.