Деизм

Теизм, деизм, пантеизм – в чем различие? (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Разница между этими похожими по звучанию словами велика:

  • Теизм – это мировоззренческая концепция, основывавшаяся на вере в единого Бога. Две мировые религии – христианство и ислам — являются теистическими. Они относятся к монотеистическим религиям, т. е. признают единого Бога.
  • Деизм – это не религия, как уже говорилось ранее, а симбиоз двух идей: идеи Творца и законов науки. Это философское направление не основывается на откровении, а признает разум, интеллект и статистические данные.
  • Пантеизм – это религиозно-философское направление, приравнивающее Бога к природе. Понять «Бога» можно через сближение с Вселенной и с природой.

Определившись с понятиями, перечислим основные отличия этих понятий друг от друга:

  • Теизм – то же самое, что и религия. Признает существование единого Бога, сотворившего мир и по сей день помогающего людям. Пантеизм и деизм – это философские направления, описывающие мироустройство.
  • Деизм – течение мысли, сочетающее в себе идею Бога, создавшего Вселенную, и идею дальнейшего развития мира по определенным законам, уже без вмешательства Творца. Пантеизм — это философское направление, отождествляющее понятие Бога с природой. Деизм и пантеизм – это принципиально разные вещи, которые не стоит путать между собой.

Различные школы мысли

Широкий спектр мысли, доступный в рамках идеи христианского деизма, включает модели и пандизма с простым почтением к посланию терпимости, провозглашенному человеческим Иисусом, к вере в Иисуса как своего рода естественную божественную фигуру, мистический продукт рациональных процессов рациональной вселенной . Пример широты, приписываемой христианскому деизму, можно найти в этой критике позиции:

Христианские деисты не поклоняются Иисусу как Богу. Тем не менее, существуют разные взгляды на точную природу Иисуса, а также разные уровни признания традиционной ортодоксальной деистической веры по этому вопросу. Есть две основные богословские позиции.

Иисус как Сын Божий

Что касается христианских деистов, которые смотрят на Иисуса как на Сына Божьего (но не на самого Бога), то христианский аспект их веры проистекает из трех основных аспектов предшествующей христианской мысли.

Они придерживаются модифицированного взгляда на Пелагиуса , согласно которому нет необходимости в божественной помощи для совершения добрых дел и что единственная необходимая «благодать» — это провозглашение закона. Они также придерживаются умеренной версии теории морального влияния философии искупления . Они сочетают эти две философии с некоторыми аспектами классической унитарной теологии. В самом деле, господствующая деистическая мысль способствовала подъему самого унитаризма, когда люди в XIX веке все больше идентифицировали себя как унитарианцев, а не как деистов.

Иисус как учитель нравственности

Христианские деисты, которые не верят в Иисуса как в сына Божьего, категорически отвергают любые теории искупления.

Различные теории получают разные уровни отвержения, наиболее сильное отвержение относится к теории уголовного замещения , которая утверждает, что Иисус должен был умереть в качестве жертвы, чтобы заплатить «смертную казнь» за человечество и спасти его от «гнева» Бога. И они не рассматривают Бога как причудливого тирана, который насылает язвы и эпидемии, чтобы наказать людей на земле и который планирует мучить людей в « аду » в будущем. Христианские деисты отвергают эти идеи как результат человеческой ненависти и неспособности признать естественные законы любви Бога к другим.

Христианские деисты считают себя учениками или учениками Иисуса, потому что Иисус учил естественным законам Бога. Но христианские деисты верят, что Иисус был всего лишь человеком. Иисусу приходилось бороться с собственными временами разочарования, печали, гнева, предрассудков, нетерпения и отчаяния, точно так же, как другие люди борются с этими переживаниями. Иисус никогда не утверждал, что он совершенен, но он был привержен следованию естественным законам любви Бога.

История

Слова деизм и теизм, первоначально синонимы, происходят от слова «бог»: первое от латинского deus, второе от греческого θεός . Мыслители этих направлений утверждали веру в единого Верховного Бога, Творца. В XVII веке значения этих терминов начали расходиться: теисты учили, что Бог активно интересуется созданным миром и действует в нём, тогда как деисты утверждали, что при создании Бог наделил мир самоподдерживающими и самодействующими силами, а затем полностью отдал его под управление этих сил. Термин деист впервые появился в своём новом смысле в книге «Анатомия меланхолии» (1621 г.) Роберта Бёртона.

Идеи деизма связаны с концепцией естественной религии, сформулированной Жаном Боденом в произведении «Беседа семерых о сокровенных тайнах возвышенных вещей» (название также переводят как «Семичастный разговор о секретах высших истин») в 1593 году. Первым документом деизма считается сочинение «Трактат об истине…» Э. Герберта Чербери (1624), хотя в ней, как и в работе Бодена, сам термин деизм не используется. Слово «деизм» было популяризировано противниками этого направления мысли, прежде всего богословом Эдуардом Стиллингфлитом (англ.)русск. в «Письме к деисту» (1677), и стало использоваться как оскорбительный ярлык. В XVII—XVIII веках деизм стал значимым философско-религиозным направлением, характерным для европейского Просвещения.

Деизм процветал в Англии между 1690 и 1740 годами

В это время привлекла большое внимание работа Мэтью Тиндала «Христианство, древнее как само Творение, или Евангелие как воспроизведение естественной религии]» (Christianity as Old as the Creation, or the Gospel a Republication of the Religion of Nature, 1730). Её часто называли «Библией деистов», поскольку в ней были почти все доводы, цитаты и вопросы, поднимавшиеся десятилетиями.

Позднее деизм распространился во Франции (особенно благодаря работе Вольтера), в Германии и в других странах.

Деизм господствовал над интеллектуальным миром Франции и Англии с конца семнадцатого до первой половины восемнадцатого века, затем его культурное значение уменьшилось. Но и в современном мире деизм продолжает существовать. Некоторые учёные, такие как Альберт Эйнштейн и Стивен Хокинг, не называли себя деистами, но их взгляды на Бога как на возможного создателя мира или как на воплощение законов физики соответствуют взглядам деистов. К числу современных последователей деизма относятся, в частности, Энтони Флю и Вацлав Гавел.

От Чербери к Юму

Деизм, представленный Гербертом Чербери, был построен исключительно на естественно-правовом мышлении. В соответствии с ним существовала естественная и разумная вера в единое божество.

Юм же привёл доказательства того, что единобожие исторически известных народов возникло не из света разума, а из тьмы многобожия, из мутных волн страха, беспокойства, ужаса и мстительности, свойственных первобытным людям. Человечество, по мнению Юма, только постепенно восходит к более высокому уровню разумности.

Где зародился деизм? (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Родиной деизма была Англия, затем учение стало популярным во Франции и в Германии. В каждой из стран направление имело свою характерную окраску, сочетаемую с ментальностью людей. Именно эти три страны являлись центрами идеологии Просвещения, большинство научных открытий произошли именно в них.

В Англии деизм не был повсеместно распространен среди образованных людей. Лишь узкая прослойка писателей и философов во главе с лордом Чербери «зажглась» новой идеей. Они писали многочисленные труды, опираясь на идеи античных философов. Основатель деизма резко критиковал церковь: он считал, что она обладает безграничной властью, основанной на слепой вере людей.

Второе название деизма – это религия разума, описанная в «Трактате об истине», труде Чербери. Пик популярности направления в Англии пришелся на первую половину 18-го века: идеи учения стали разделять даже глубоко верующие люди.

Большое значение имел деизм для Франции: Вольтер, Мелье и Монтескье жестко критиковали власть церкви. Они протестовали не против веры в Бога, а против навязываемых религией запретов и ограничений, а также против большой власти церковных служащих.

Вольтер – это ключевая фигура во французском Просвещении. Ученый из христианина превращается в деиста. Он признает рациональную веру, а не слепую.

Деисты Германии читали труды своих английских и французских современников. Далее они образовали популярное движение «Просвещение». Немецкий философ Вольф был деистом: благодаря ему протестанская религия стала более свободной.

Примеры[править]

Мифология и фольклорправить

  • Многочисленные пословицы типа «на Бога надейся, а сам не плошай» намекают на невозможность, или, во всяком случае, маловероятность прямого божественного вмешательства

    Либо на то, что в христианстве называется синергией: Бог отвечает Своей помощью на усилия самого человека, «девятьсот девяносто девять камней Бог поднимет за тебя, но тысячный камень ты должен поднять сам».

    .

  • Хаос из греческой мифологии: создал мир, но никак на него не влияет и в дальнейшем в мифах не фигурирует.

Литератураправить

Русскоязычнаяправить

  • Н. С. Лесков, «Соборяне» — ученик Алёша Лялин заявляет учителю, что «допускает только Бога Творца, но не признает Бога Промыслителя».
  • Л. Н. Толстой, «Разрушение Ада и восстановление его» — предлагаемая картина мира близка к деистической; отрицается воскресение Христа и другие чудеса, а также действенность церковных таинств.
  • Ник Перумов — в Упорядоченном именно такая картина в целом: Творец его создал и отстранился. С прикрученным фитильком

    Так безрезультатно же. Были бы с ним постоянно на связи — фитилек бы тем самым прикрутили. Да и действовали уже давно в своих интересах, а как запахло жареным, побежали папку звать. А вот Дальние, будучи самым последним экспериментом Творца, действуют и поныне так, как он замыслил. Вот это фитилек прикручивает.

     — последним его актом творения были Молодые Боги, которые впоследствии пытались с ним связаться, но безрезультатно.

На других языкахправить

  • Станислав Лем, «Профессор Коркоран» — ГГ ничего не меняет в созданной им виртуальной реальности, несмотря на периодически возникающий соблазн.
  • Артур Кларк, «Звезда» — зигзаг: одно из евангельских чудес (вифлеемская звезда) объясняется рационально, как вспышка сверхновой, хотя верующий рассказчик все же предполагает, что эта вспышка могла быть инициирована Богом.
  • К. С. Льюис, «Мерзейшая мощь» — зигзаг: Бог не мог бы послать подчинённые ему силы на Землю для разрушения демонического Института, если бы люди до этого не нарушили изоляцию Земли сами своими перелётами к Марсу и Венере.
  • Лавкрафтианские ужасы — Азатот, здешний Творец, одновременно со всемогуществом полностью безумен и неадекватен, а потому на реальность сознательно в силу своего слабоумия не влияет, однако может по желанию левой пятки как создать, так и уничтожить бесконечное множество вселенных.

Телесериалыправить

«Сверхъестественное»: зигзаг с местным всевышним. Поначалу Дин искренне уверен, что Бога нет; затем, познакомившись с ангелами, он волей-неволей признает существование Творца, но тут выясняется, что Бог так давно и надолго покинул свое творение, что ангелы сами впали в деизм и утратили веру в его возвращение. И действительно, Бог поначалу выглядит точь-в-точь как сабж этой статьи — ни во что не вмешивается, предоставляя событиям идти своим чередом и переложив спасение человечества на плечи Винчестеров. Правда, в 11 сезоне ему все-таки приходится принять участие в судьбе созданного им мира, а к финалу 14 сезона он превращается в изрядного козла и собирается выпилить население Земли путем зомби-апокалипсиса.

Видеоигрыправить

The Elder Scrolls — Ану и Падомай, первосущества сеттинга, в то, что происходит в Аурбисе никоим образом не вмешиваются.

  • Одним из первых деистов можно назвать Аристотеля, который считал, что причина мира есть бог — недвижимый двигатель, который запустил однажды вселенскую гармонию, и теперь она работает по установленным богом законам. Помимо главного бога, у Аристотеля были и другие, сотворённые им; отчасти они соответствовали планетам.
  • Был мегамоден в XVII—XVIII веках. Некоторые философы XVII в. и эпохи Просвещения, вроде Гоббса и Вольтера, были деистами. Всплеск популярности деизма в то время был связан с открытиями Ньютона (который был теистом-арианином) и развитием механики, из-за которых Вселенную начали представлять в виде часов, заведённых однажды небесным часовщиком и с тех пор не перестающих тикать.
  • Деистами звали себя многие «отцы-основатели» США, например, Джефферсон и Франклин. Это привело их к чётко высказанному утверждению, что новоявленная страна «христианской» не является. Но во имя Deus Absconditus умоляю, не говорите этого американским консерваторам! Желчью изойдут, а потом в клочья порвут или хотя бы попытаются (по собственному опыту говорю).
  • Попытку создать деистическую религию Верховного Существа и навязать её народу предприняли в конце того же XVIII века французские революционеры. Неудачно.
  • Чарльз Дарвин во время написания «Происхождения видов».

Определение

Что же подразумевается под деизмом? Можно ли считать его религией?

Деизм в философии – это направление общественной мысли, возникшее в 17-м веке. Является синтезом рационализма с идеей Бога. Согласно деизму, первопричиной возникновения мира был Бог или некий Высший Разум. Именно он дал толчок для развития того удивительного и прекрасного, что окружает нас. Дальше он оставил мир развиваться по естественным законам.

Деизм в философии появился благодаря революционной буржуазии, отрицавшей феодализм и безграничную власть Церкви.

Пришло время разобраться, что такое деизм: религия, философия или же мировоззренческая концепция? Большинство источников определяют его как направление или течение мысли, объясняющее мироустройство. Деизм — это точно не религия, поскольку отрицает догмы. Некоторые ученые даже определяют это философское направление как скрытый атеизм.

Значение терминов

Термины деизм и деист появились во Франции примерно в середине 16 века. Это выученные словообразования, полученные из латыни. Самым старым свидетельством является наставление Кретьена , опубликованное реформатором Пьером Вире в Женеве в 1564 году. Эти термины тогда в основном использовались в Великобритании. На немецком языке деист впервые засвидетельствован в 1683 году, деизм — в 1711 году.

Что их объединяет с теизмом, так это то, что они оба принимают Бога, сотворившего творение. Разница заключается в дальнейшем поведении Бога: в то время как деизм предполагает, что Бог больше не вмешивается в мир, теизм предполагает, что Бог может вмешиваться в мир как причинная причина в любое время. Для деистов не существует чудес (событие, противоречащее законам природы) и, в конечном счете, никакого . Влияние на Бога, такое как в Книге Иова , также противоречило бы свободной воле человека. В то время как деизм постулирует полное разделение Бога и мира, пантеизм предполагает, что Бог и мир в конечном итоге образуют единое целое.

Работы деистов

Классическим текстом для деизма является, вероятно, работа Томаса Пейна «Век разума», где он утверждает: «Я верю в одного Бога, и не больше; и я надеюсь на счастье за ​пределами этой жизни. Я верю в равенство человека; и я верю, что религиозные обязанности состоят в том, чтобы добиваться справедливости, быть милосердными и пытаться сделать наших соотечественников счастливыми».

«Я не верю в вероучение, исповедуемое еврейской церковью, римской церковью, греческой церковью, турецкой церковью, протестантской церковью и какой-либо другой церковью, о существовании которой я знаю. Мой собственный разум — это моя собственная церковь».

Отношение к организованной религии

Философский теизм рассматривает природу как результат целенаправленной деятельности и, следовательно, как понятную систему, открытую для человеческого понимания, хотя, возможно, никогда полностью не понятную. Это подразумевает веру в то, что природа упорядочена по некоему последовательному плану и проявляет единственную цель или намерение, какими бы непонятными или необъяснимыми они ни были. Однако философские теисты не поддерживают и не придерживаются теологии или доктрин какой-либо организованной религии или церкви. Они могут принимать аргументы или наблюдения о существовании бога, выдвинутые теологами, работающими в какой-либо религиозной традиции, но отвергать саму традицию. (Например, философский теист может поверить некоторым христианским аргументам о Боге, тем не менее отвергая христианство.)

Библиография

Истории

  • Беттс, CJ Ранний деизм во Франции: от так называемых «деистов» Лиона (1564 г.) до «Философских словечек» Вольтера (1734 г.) (Мартинус Нийхофф, 1984)
  • Крейг, Уильям Лейн. Исторический аргумент в пользу воскресения Иисуса во время деистских споров (Эдвин Меллен, 1985)
  • Опасность, Пол. Европейская мысль XVIII века от Монтескье до Лессинга (1954). pp 393–434.
  • Херрик, Джеймс А. (1997). Радикальная риторика английских деистов: дискурс скептицизма, 1680–1750 . Университет Южной Каролины Press.
  • Хадсон, Уэйн. Просвещение и современность: английские деисты и реформы ( Routledge , 2015).
  • Израиль, Джонатан I. Просвещение оспаривается: философия, современность и эмансипация человека 1670–1752 (Oxford UP, 2006).
  • Лемей, Дж. А. Лео, изд. Деизм, масонство и Просвещение. Очерки в честь Альфреда Оуэна Олдриджа . (U of Delaware Press, 1987).
  • Луччи, Диего. Священное Писание и деизм: библейская критика британских деистов восемнадцатого века (Питер Ланг, 2008).
  • Макки, Дэвид Райс. Саймон Тиссо де Пато и предыстория критического деизма семнадцатого века (Johns Hopkins Press, 1941)
  • Орр, Джон. Английский деизм: его корни и плоды (1934)
  • Шлерет, Эрик Р. Эпоха неверных: политика религиозных противоречий в ранних Соединенных Штатах (Университет Пенсильвании Press; 2013) 295 страниц; о конфликтах между деистами и их противниками.
  • Уилли, Бэзил. История восемнадцатого века: исследования идеи природы в мысли того времени (1940)
  • Йодер, Тимоти С. Хьюм о Боге: ирония, деизм и подлинный теизм (Bloomsbury, 2008).

Основные источники

  • Деизм: Антология Питера Гэя (Ван Ностранд, 1968)
  • Деизм и естественная религия: первоисточник Э. Грэма Варинга (Фредерик Ангар, 1967)
  • Американские деисты: голоса разума и инакомыслия в ранней республике Керри С. Уолтерс (Университет Канзаса, 1992), включающий обширный библиографический очерк.
  • Боб Джонсон, основатель Всемирного союза деистов
  • Боб Джонсон
  • Боб Джонсон

Деисты – известные исторические личности и ученые

Неудивительно, что классический приверженец деизма имел высшее образование и увлекался историей. Когда человек знает физику, его невозможно убедить в том, что радуга или гром – божественные явления. Ученый может предполагать, что первопричиной всего был Бог, который сформировал гармоничный и красивый мир, дал ему логичные законы, по которому все живет и движется. Но Всевышний не вмешивается в происходящие события. Они происходят в соответствии с открытыми физическими законами.

Известными деистами были:

  • Исаак Ньютон.
  • Вольтер.
  • Жан-Жак Руссо.
  • Дейвид Юм.
  • Александр Радищев.
  • Жан Боден.
  • Жан Батист Ламарк.
  • Михаил Ломоносов.

Идеи деизма до сих пор пользуются популярностью. Многие западные ученые являются деистами – они признают Божественное начало мира, при этом отлично знают свою область науки.

Современный деизм

Современный деизм пытается объединить классический деизм с современной философией и текущим состоянием научных знаний. Эта попытка породила широкий спектр личных убеждений в рамках широкой классификации веры «деизм».

Существует ряд подкатегорий современного деизма, включая монодеизм (это стандартная концепция деизма по умолчанию), пандеизм , панендеизм, духовный деизм, деизм процесса, христианский деизм , полидеизм , научный деизм и гуманистический деизм. Некоторые деисты видят замысел в природе и цель во вселенной и в своей жизни. Другие видят Бога и вселенную в процессе сотворчества. Некоторые деисты рассматривают Бога в классических терминах и видят, что Бог наблюдает за человечеством, но не вмешивается напрямую в нашу жизнь, в то время как другие видят Бога как тонкий и убедительный дух, который создал мир, а затем отступил, чтобы наблюдать.

Недавние философские дискуссии о деизме

В 1960-х богослов Чарльз Хартсхорн скрупулезно исследовал и отверг как деизм, так и пандеизм (а также пантеизм ) в пользу концепции Бога, характеристики которой включали «абсолютное совершенство в некоторых отношениях, относительное совершенство во всех других» или «AR», письмо что эта теория «способна последовательно охватить все положительное в деизме или пандеизме», делая вывод о том, что «панентеистическая доктрина содержит все деизм и пандеизм, за исключением их произвольного отрицания».

Чарльз Тейлор в своей книге 2007 года «Светский век» показал историческую роль деизма, ведущую к тому, что он называет исключительным гуманизмом. Этот гуманизм призывает к моральному порядку, онтическая приверженность которого полностью внутричеловеческая, без ссылки на трансцендентность. Одно из особых достижений такого основанного на деизме гуманизма состоит в том, что он открывает новые, антропоцентрические моральные источники, с помощью которых люди мотивируются и наделены полномочиями для совершения актов взаимной выгоды. Это область ограниченного, изолированного «я», которое является средоточием достоинства, свободы и дисциплины и наделено чувством человеческих способностей. Согласно Тейлору, к началу 19 века этот исключительный гуманизм, опосредованный деизмом, развился как альтернатива христианской вере в личного Бога и порядок чудес и тайн. Некоторые критики деизма обвиняют приверженцев в содействии росту нигилизма .

Деизм в современной Америке

По оценкам американского исследования религиозной идентификации (ARIS) 2001 года, в период с 1990 по 2001 год количество самоидентифицирующих деистов выросло с 6000 до 49000, что составляло около 0,02% населения США в то время. Опрос, проведенный ARIS в 2008 году, показал, что на основании заявленных ими убеждений, а не религиозной идентичности, 70% американцев верят в личного Бога, примерно 12% — атеисты или агностики, а 12% верят в «деистскую или языческую концепцию Божественного». как высшая сила «, а не как личный Бог.

Термин « церемониальный деизм » был введен в обращение в 1962 году и использовался с 1984 года Верховным судом Соединенных Штатов для оценки изъятий из Положения о создании Первой поправки к Конституции США, которые считаются выражением культурных традиций, а не серьезными заклинания божества. Было отмечено, что этот термин не описывает какую-либо школу мысли в самом деизме.

литература

Обзорные изображения в руководствах

  • Эдвард Бэрт: Деизм. В: Hans Jörg Sandkühler (Ed.): Encyclopedia Philosophy. Том 1, Meiner, Hamburg 2010, ISBN 978-3-7873-1999-2 , стр. 355-358
  • Питер Бирн и др.: Деизм. В: Религия в прошлом и настоящем . 4-е, переработанное издание. Mohr Siebeck, Tübingen 1999, ISBN 3-16-146942-9 , Sp. 614-623
  • Гюнтер Гавлик : Деизм. В кн . : Исторический философский словарь . Том 2, Schwabe, Basel 1972, Sp. 44-47
  • Кристоф Гестрих :  Деизм . В: Реальная богословская энциклопедия (TRE). Том 8, de Gruyter, Берлин / Нью-Йорк 1981, ISBN 3-11-008563-1 , стр. 392-406.
  • Эрнест Кэмпбелл Мосснер: Деизм. В: Дональд М. Борхерт (ред.): Энциклопедия философии , 2-е издание, том 2, Томсон Гейл, Детройт и др. 2006, ISBN 0-02-865782-9 , стр. 680-693
  • Джон Владимир Прайс: Деизм. В: Энциклопедия континуума британской философии. Том 2, Thoemmes, Лондон / Нью-Йорк 2006, ISBN 1-84371-141-9 , стр. 809-812

Общие презентации и исследования

  • Питер Бирн: естественная религия и природа религии. Наследие деизма. Рутледж, Лондон / Нью-Йорк 1989, ISBN 0-415-04104-X
  • Кристофер Фойгт: английский деизм в Германии. Исследование восприятия английской деистской литературы в немецких журналах и сборниках 18 века. Мор Зибек, Тюбинген 2003, ISBN 3-16-147872-X

Литература

  • Деизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Глаголев С. С. // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1903. — Т. 4. — Стб. 971
  • Герберт Чербери. Трактат об истине ().
  • Орбинский P. В. Английские деисты XVII и XVIII столетий. («Записки Новороссийского университета», )
На английском языке
  • Эта статья (раздел) содержит текст, взятый (переведённый) из статьи [[[s:en:1911 Encyclopædia Britannica/Deism]] «Deism»] из одиннадцатого издания «Британской энциклопедии», перешедшего в общественное достояние.

Деистические убеждения

Аналогией, часто используемой для объяснения философского деизма, является часовой мастер: часовщик создает часы и разрабатывает механизм, но в итоге устройство работает самостоятельно.

Вместо того чтобы верить Библии, деисты обычно рассматривают Ветхий Завет в лучшем случае как исторический роман с добавленными сверхъестественными атрибутами, а Новый Завет — как настоящий способ промывания мозгов. Они рассматривают Иисуса и Павла как философов, не имеющих ничего от Всемогущего.

В отличие от представителей известных религий, многие деисты не поклоняются богу, поскольку не видят никаких доказательств того, что он хочет того, чтобы ему поклонялись. Тем не менее деисты, которые все еще желают пользоваться атрибутами церковных служб, могут посещать унитарные универсалистские общины, где недостаток веры в Библию обычно не подвергается стигматизации.

Известные деисты

Томас Джефферсон

  • Герберт Чербери
  • Вольтер
  • Жан-Жак Руссо
  • Томас Пейн
  • Томас Джефферсон
  • Максимилиан Робеспьер
  • Джон Толанд
  • Энтони Эшли Купер Шефтсбери
  • Исаак Ньютон
  • Жан Батист Ламарк
  • Бенджамин Франклин
  • Герман Самуил Реймарус
  • Джон Энтони Коллинз
  • Александр Николаевич Радищев
  • Наполеон Бонапарт
  • Паркер, Трей — один из создателей мультсериала «Южный Парк»
  • Флю, Энтони — британский философ и религиозный критик, до 2004 года был убеждённым атеистом, однако позже пересмотрел свои взгляды и заявил, что Бог (Создатель) существует. Флю отмечал, что его позиция является деистической и далека от христианских или исламских верований.
  • Армстронг, Нил — американский астронавт НАСА, первый человек, ступивший на Луну (20 июля 1969 года) в ходе лунной экспедиции корабля «Аполлон-11».
  • Гавел, Вацлав
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector