Дар напрасный, дар случайный

«Дар напрасный, дар случайный. », анализ стихотворения Пушкина

История создания

Под стихотворением «Дар напрасный, дар случайный. » стоит дата 26 мая 1828 года. Это день, когда Пушкину исполнилось 29 лет. 1828 год – тяжёлый период в жизни Пушкина. В июне этого же года начинает работу комиссия, которая должна была вынести вердикт о «Гавриилиаде» (1821). Сам Пушкин давно отказался от своих юношеских взглядов и искал гармонии в отношениях с Богом. Возможно, именно стихотворение «Дар. » и последующий ответ на него митрополита Филарета стали переломными в мировоззрении Пушкина.

Литературное направление, жанр

Лирический герой стихотворения романтик. Он презирает напрасную и случайную жизнь, ничуть ею не дорожит. Он наполнен страстями и сомнениями, его существование бесцельно. Можно только предполагать, к чему приведёт романтического героя тоска и поиск ярких впечатлений.

И всё-таки это не стихотворение поэта-романтика, упивающегося тоской, томлением, страстями. Это философское рассуждение о смысле жизни, наиболее близкое по жанру к элегии. Реализм прочитывается в вопросах стихотворения. Если они риторические – это плач романтика. А если они не риторические – то это вопросы опомнившегося человека, который перешёл уже рубеж молодости и вступает в пору зрелости. Это вопросы кризисного возраста, позволяющие, найдя на них ответы, продолжить жизненный путь.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Первая и вторая – это вопросы о смысле жизни: зачем она дана, зачем она будет оборвана (на казнь осуждена), кто дал её лирическому герою и почему она так несовершенна (со страстями и сомненьями). Третья строфа – своеобразный горький вывод: жизнь лирического героя бесцельна. После двоеточия разъясняется, что это значит: пустое (без любви) сердце и праздный (бездеятельный) ум. Такое состояние лирического героя делает жизнь однообразной и унылой, тоскливой.

Тема стихотворения – рассуждения человека о смысле жизни.

Основная мысль: человек должен найти цель и смысл жизни, иначе она будет несчастной, полной уныния и разочарований.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Первое ударение в каждой строчке падает на ключевое слово, почти всегда односложное: дар, жизнь, кто, ум, душу, цели, сердце. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Тропы и образы

Жизнь в произведении метафорически называется даром, подарком. Но эпитеты обесценивают этот подарок в глазах лирического героя: дар напрасный. случайный. Этот образ бесполезной жизни и дальше углубляется с помощью эпитетов: отнимает жизнь тайная судьба, а даёт жизнь враждебная власть. Таинственность и враждебность – это характеристики некой высшей силы, в руках которой судьба и власть. Слово Бог не произносится лирическим героем. Да он и не уверен, что это Бог, ведь враждебная сила душу наполнила страстью, а ум взволновала сомненьем. В третьей строфе описаны последствия пороков лирического героя. Душевные страсти привели к сердечной пустоте, а сомнения ума к праздности. Герой погружается в бездну уныния, которое вызывается пустой жизнью, метафорически названной «однозвучным жизни шумом».

Ответ митрополита Филарета

Стихотворение положило начало поэтической переписке Пушкина с митрополитом Филаретом, которому была небезразлична судьба русского гения.

В стихотворении Филарета нет ни одного вопроса. Оно написано верующим человеком, не сомневающимся в своей цели и предназначении. Воспользовавшись каркасом стихотворения Пушкина, митрополит дал ответы на все вопросы.

Жизнь – не напрасный и не случайный дар, данный нам Богом, по Его тайной воле, и им же отнимаемый. Всё плохое в жизни человека исходит от него самого:

Сам я своенравной властью Зло из тёмных бездн воззвал, Душу сам наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал.

Митрополит минимально меняет две последние пушкинские строки, изменив мне на сам. Последняя строфа – это не вывод, как у Пушкина, это выход, молитва: «Вспомнись мне, Забытый мною». Это просьба сотворить в молящемся «сердце чисто, правый ум». Филарет просто меняет эпитеты Пушкина, почти дословно цитируя православную молитву: «Сердце чистое сотвори во мне, Господь, и Дух правый обнови во утробе моей».

Пушкин ответил митрополиту новым стихотворением «В часы забав иль праздной скуки», из которого понятно, что он принял духовное наставничество митрополита. Уныние и тоска в его поэзии сменились светлыми мотивами.

Литературное направление, жанр

Лирический герой стихотворения романтик. Он презирает напрасную и случайную жизнь, ничуть ею не дорожит. Он наполнен страстями и сомнениями, его существование бесцельно. Можно только предполагать, к чему приведёт романтического героя тоска и поиск ярких впечатлений.

И всё-таки это не стихотворение поэта-романтика, упивающегося тоской, томлением, страстями. Это философское рассуждение о смысле жизни, наиболее близкое по жанру к элегии. Реализм прочитывается в вопросах стихотворения. Если они риторические – это плач романтика. А если они не риторические – то это вопросы опомнившегося человека, который перешёл уже рубеж молодости и вступает в пору зрелости. Это вопросы кризисного возраста, позволяющие, найдя на них ответы, продолжить жизненный путь.

Жизнь Пушкина наполнена интересными общениями, которые в дальнейшем послужили для его творчества

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в день праздника Вознесения. Происхождение его от нетитулованного дворянского рода Пушкиных. Отец его был светским острословом и поэтом. Кроме Александра выжили еще его сестра Ольга и брат Лев. Остальным, к сожалению, было не суждено выжить.

В 18 веке женщины рожали по 8-10 детей в семье, но выживали немногие из них.

Одним из таких сильных людей и оказался Александр Сергеевич Пушкин.

Александр Сергеевич Пушкин был лично знаком с митрополитом Филаретом, когда тот присутствовал на его публичном экзамене в Лицее. Но тогда Пушкин не знал, когда ему придется столкнуться с этим человеком

8 июня 1799 года Александра Сергеевича окрестили в Елохове в церкви Богоявления.  Мальчик был настолько молчалив и неповоротлив, что очень часто приводил свою мать в большое отчаяние.

Первой наставницей Пушкина была его родная бабушка Марья Алексеевна Ганнибал. Она обучала его всему, в том числе и русскому языку. Пушкин сохранил очень приятные воспоминания о своем детстве, проживая с бабушкой, он видел хороводы и слышал песни, бывал на многих русских народных мероприятиях.

Еще одна женщина, которая повлияла на мальчика — его няня Арина Родионовна.

Она знала множество песен, сказок и поговорок, которым учила мальчика.

В доме, где жил А. С. Пушкин с родителями всегда собирались поэты, музыканты, художники. На формирование ума повлияли и французское воспитание с французскими гувернерами. Также роль сыграло и то, что у мальчика был доступ к большой библиотеке отца.

В 12 лет мальчик был отвезен в Царскосельский лицей. Здесь поэт пережил события Отечественной войны 1812 года.  В это время был открыт и оценен его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведенных в лицее,  были самыми добрыми. За годы, проведенные в Лицее, им было написано множество стихотворений.

Его вдохновителями были французские поэты 17-18 веков, с творчеством которых он познакомился еще, будучи совсем ребенком. Вольтер и Парни были любимыми авторами Пушкина.

Учителями поэта стали Батюшков и Жуковский.

В те годы его лирика была пронизана мотивами быстротечности.

После Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря.

После окончания Лицея он приезжал в имении матери в село Михайловское. В эти годы были написаны очень много стихотворений, такие как поэма «Руслан и Людмила», «Домовому», «Вольность».

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Державина Соловей Державин написал свое произведения под названием «Соловей» в 1794 году. Хотя вышла на свет она значительно позднее, но самом содержании оды это обстоятельство никак не отразилось
  • Анализ стихотворения Фета Ещё весны душистой нега В стихотворении А.А. Фетом воссоздана картина начала весны. Она еще не вступила в свои права, но поэт видит ее признаки в окружающей его природе
  • Анализ стихотворения Бабочка Бальмонта Короткое стихотворение посвящено абсолютно незначительному событию, но символы, введенные поэтом должны, по его мнению, создать определенное настроение и выразить глубокий смысл.
  • Анализ стихотворения Осень Лермонтова 8 класс Если анализировать стихотворение «Осень» знаменитого русского писателя Лермонтова, то пожалуй лучше всего будет начать с маленького путешествия по истории. Очень интересным фактом становиться то, что данное произведение было
  • Анализ стихотворений Пастернака

Примечания

  1. Впервые эти три стихотворения в таковом качестве рассмотрел Павел Анненков в 1885 году в книге Материалы для биографии А. С. Пушкина.. — СПб., 1899. — С. 200—201.
  2. Здесь, как и часто у Пушкина, синоним небытия.
  3. Ранняя «Гавриилиада» пародирует не столько саму Библию, сколько её отражение в современной ему культуре.
  4. И начал Иов и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! (Иов 3:1)
  5. Он был канонизирован в 1994 году.

Источники

  1. , с. 164—170.
  2. ↑ , с. 255.
  3. , с. 236.
  4. , с. 410.
  5. , с. 77—78.
  6. , с. 171—172.
  7. Северные Цветы на 1830 год. — СПб., 1829. — С. 98 отдела «Поэзия».
  8. , с. 1160.
  9. , с. 77.
  10. .
  11. Маймин Е. А. 5. Философская поэзия А. С. Пушкина и любомудры // Русская философская поэзия: Поэты-любомудры, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев. — М.: Наука, 1976. — С. 113—114. — 192 с. — (Из истории мировой культуры). — 46 000 экз.
  12. Лотман Ю. М. Структура художественного текста — 6. Элементы и уровни парадигматики художественного текста — Повторяемость и смысл // Об искусстве. — СПб.: Искусство, 2005. — С. 136—137. — 753 с. — ISBN 5-210-01523-8.
  13. ↑ , с. 257.
  14. ↑ , с. 79.
  15. Благой Д. Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах. — Москва: Икар, 1959. — Т. 1.
  16. ↑ , с. 256.
  17. , с. 25.
  18. Городова М. А. . Православие.Ru (6 июня 2011).
  19. , с. 172.
  20. , с. 78—79.
  21. , с. 254—257.
  22. , с. 24—25.
  23. ↑ , с. 411.
  24. , с. 410—411.
  25. , с. 172—173.
  26. , с. 111.
  27. , с. 178—179.
  28. , с. 112.
  29. Священник Иоанн Малинин. . Православие.Ru (8 июня 2006).
  30. , с. 232.
  31. , с. 232—233.
  32. ↑ , с. 233.
  33. , с. 249.
  34. , с. 176—177.
  35. .
  36. священник Константин Пархоменко. . azbyka.ru (1 июля 2011). Дата обращения: 1 ноября 2016.

19 января 1830 года Пушкин написал отклик на слова митрополита Филарета

Пушкин же увидев это, откликнулся на послание святителя Филарета со своим новым стихотворением «Стансы». Написано оно было 19 января 1830 года:

Пушкин понял слова Филарета и оценил его послание. В нем Александр Сергеевич увидел самого посланника Бога. В ответе святителю он обращается к Тому, против кого он взбунтовал в своем стихотворении.

Александр Пушкин не был безбожником.

Вся его поэзия и говорит о том, что он был глубоко религиозным человеком. Также и в его биографии есть свидетельства, что он родился православным и умер как христианин.

Именно поэтому можно считать, что герой Пушкинского стихотворения просто «забыл» Бога. У каждого человека бывают в жизни такие тяжелые моменты, когда его охватывает тоска безверия, когда человек не видит смысла в жизни. И тогда он понимает, что жить незачем, его посещают самые различные мысли.

Все это рассказать и выложить пытался и Александр Сергеевич, который так ярко это выражал в своих стихотворениях того времени. И только осуждение своего собственного греха, в своей собственной душе, помогут убрести ту утраченную радость бытия.

В своем отклике митрополит Филарет напомнил Пушкину, что нужно бороться с грехом отчаяния

В ответе Митрополита Филарета как бы и было то самое напоминание о Боге. Поэтому своим ответом Пушкин выражает не только благодарность за помощь и за слова, но и показывает, что он не чуждое чадо для Церкви Христовой.

Тропы и образы

Жизнь в произведении метафорически называется даром, подарком. Но эпитеты обесценивают этот подарок в глазах лирического героя: дар напрасный, случайный. Этот образ бесполезной жизни и дальше углубляется с помощью эпитетов: отнимает жизнь тайная судьба, а даёт жизнь враждебная власть. Таинственность и враждебность – это характеристики некой высшей силы, в руках которой судьба и власть. Слово Бог не произносится лирическим героем. Да он и не уверен, что это Бог, ведь враждебная сила душу наполнила страстью, а ум взволновала сомненьем. В третьей строфе описаны последствия пороков лирического героя. Душевные страсти привели к сердечной пустоте, а сомнения ума к праздности. Герой погружается в бездну уныния, которое вызывается пустой жизнью, метафорически названной «однозвучным жизни шумом».

Примечания[ | ]

  1. Впервые эти три стихотворения в таковом качестве рассмотрел Павел Анненков в 1885 году в книге Материалы для биографии А. С. Пушкина.. — СПб., 1899. — С. 200—201.
  2. Здесь, как и часто у Пушкина, синоним небытия.
  3. Ранняя «Гавриилиада» пародирует не столько саму Библию, сколько её отражение в современной ему культуре.
  4. И начал Иов и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! (Иов 3:1)
  5. Он был канонизирован в 1994 году.

Источники

  1. Благой, 1967, с. 164—170.
  2. 12 Непомнящий, 1989, с. 255.
  3. Альтшуллер, 2003, с. 236.
  4. Муравьёва, 2009, с. 410.
  5. Таборисская, 1995, с. 77—78.
  6. Благой, 1967, с. 171—172.
  7. Северные Цветы на 1830 год. — СПб., 1829. — С. 98 отдела «Поэзия».
  8. Бонди С. М., Зенгер Т. Г., Измайлов Н. В., Слонимский А. Л., Цявловский М. А. Комментарии. Дар напрасный, дар случайный // А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений: В 16 т.. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. — Т. 3, кн. 1. Стихотворения, 1826—1836. Сказки. — С. 1159.
  9. Бонди и др., 1948, с. 1160.
  10. Таборисская, 1995, с. 77.
  11. Таборисская, 1995.
  12. Маймин Е. А. 5. Философская поэзия А. С. Пушкина и любомудры // Русская философская поэзия: Поэты-любомудры, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев. — М.: Наука, 1976. — С. 113—114. — 192 с. — (Из истории мировой культуры). — 46 000 экз.
  13. Гаспаров М. Л. Семантический ореол пушкинского четырёхстопного хорея // Пушкинские чтения: Сборник статей. — 1990. — С. 5—14.
  14. Лотман Ю. М. Структура художественного текста — 6. Элементы и уровни парадигматики художественного текста — Повторяемость и смысл // Об искусстве. — СПб.: Искусство, 2005. — С. 136—137. — 753 с. — ISBN 5-210-01523-8.
  15. 12 Непомнящий, 1989, с. 257.
  16. 123 Таборисская, 1995, с. 79.
  17. Благой Д. Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах. — Москва: Икар, 1959. — Т. 1.
  18. 12 Непомнящий, 1989, с. 256.
  19. Болотнова Н. С. О вариативном потенциале художественного концепта в поэтических текстах // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2015. — № 6 (159). — С. 122.
  20. Седакова, 1989, с. 25.
  21. 12Городова М. А. Дар случайный? Три урока Пушкина (глава из книги «Ветер Нежность»)(неопр.) . Православие.Ru (6 июня 2011).
  22. Левкович Я. Л. «Воспоминания» // Стихотворения Пушкина 1820—1830-х годов: История создания и идейно-художественная проблематика / Измайлов Н. В.. — Л.: Наука, 1974. — С. 107. — 415 с.
  23. Благой, 1967, с. 172.
  24. Таборисская, 1995, с. 78—79.
  25. Лосев Л. В. Примечания с примечаниями // Новое литературное обозрение. — 2000. — № 45.
  26. Непомнящий, 1989, с. 254—257.
  27. 12Л. Коган. «И внял я неба содроганье…» (О философии пушкинского «Пророка») // Вопросы литературы. — 2002. — № 4. Архивировано 25 октября 2016 года.
  28. Седакова, 1989, с. 24—25.
  29. Феликс Раскольников. Пушкин и религия // Вопросы литературы. — 2004. — № 3. Архивировано 14 октября 2021 года.
  30. 123 Муравьёва, 2009, с. 411.
  31. Муравьёва, 2009, с. 410—411.
  32. 12Мурьянов М. Ф. Пушкин и Песнь песней // Временник Пушкинской комиссии, 1972. — Л.: Наука, 1974. — С. 59—60.
  33. Благой, 1967, с. 172—173.
  34. Сурат, 2000, с. 111.
  35. Благой, 1967, с. 178—179.
  36. Сурат, 2000, с. 112.
  37. 12Священник Иоанн Малинин. К литературной переписке митрополита Филарета и А. С. Пушкина(неопр.) . Православие.Ru (8 июня 2006).
  38. Альтшуллер, 2009, с. 232.
  39. Альтшуллер, 2009, с. 232—233.
  40. 12 Альтшуллер, 2009, с. 233.
  41. Альтшуллер, 2003, с. 249.
  42. Благой, 1967, с. 176—177.
  43. Юрьева, 1995, 186—187.
  44. Протоиерей Максим Козлов . «Добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете,По ком звонит колокол (29 декабря 2012). Дата обращения 29 октября 2021.
  45. Александр Сегень. Предисловие // Московский Златоуст. Жизнь, свершения и проповеди святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского. — Litres, 2015. — С. 2. — 700 с. — ISBN 9785457737433.
  46. священник Константин Пархоменко. Удивительная икона(неопр.) . azbyka.ru (1 июля 2011). Дата обращения: 1 ноября 2021.
  47. Анастасия Чернова. Где увидеть Пушкина на иконе // Православная Москва. — 2021. — 10 сентября (№ 15 (604)).

Художник Репин написал картину «Пушкин на публичном экзамене», где есть и митрополит Филарет

Существует также знаменитая картина «Пушкин на публичном экзамене в Лицее 8 января 1815 года», которая была, написала самим Репиным в 1911 году.

На картине отмечено, в центре гордо стоит Пушкин, за столом сидит митрополит Филарет. Именно здесь и состоялась первая встреча митрополита с поэтом

Конечно, сюжет этой картины во многом будет собирательный. На картине рядом с Державиным, великим поэтом сидит именно митрополит Филарет, но удивительно то, что на самом деле, Филарета там не было. Видимо не случайно то, что именно святитель Филарет предстал на картине, человек, которого сведет Промысел самого Господа с уже повзрослевшим тогда Пушкиным в трудный момент в его жизни.

Митрополиту тогда было 45 лет, когда он увидел странное и одновременное непонятно грустное и печальное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.

Митрополит же решил дать свой стихотворный отклик.

Ответ митрополита Филарета на стихотворение Пушкина:

Пушкинскому тезису Филарет противопоставляет свой антитезис, особенно в таких словах «…зло из темных бездн воззвал…». Филарет  в своем отклике как бы подводит поэта к тому неизбежному выводу, той единственной ситуации, которая должна направить героя в глубину своей собственной души.

С точки зрения религии

В «Даре напрасном…» агностицизм Пушкина (который он неоднократно выражал в своём творчестве и личной переписке) тот самый наполненный сомнением ум, о котором он пишет и в этом стихотворении, достиг уровня прямого богоборчества, отчаянного вызова небу, особенно проявляющегося в строчках:

Михаил Мурьянов, пытаясь истолковать эти строки с ортодоксальных позиций, предположил, что вызов Пушкина обращён не к Богу, но к дьяволу.

Ещё в 60-х годах XX века советский критик Дмитрий Благой обратил внимание на параллель между вызовом, который бросает высшим силам Пушкин, с сюжетом ветхозаветной Книги Иова, находя прямые отсылки к ней в тексте стихотворения. Дмитрий Благой акцентирует внимание на том, что ещё с 1823-1824 годов Библия всерьёз заинтересовала Пушкина, и её чтение становится одним из источников творчества поэта

Пушкин, написав «Дар…» в свой день рождения, 26 мая, как и Иов, «проклял день свой», ни тот, ни другой не видит в жизни смысла («на что дан свет человеку, которого путь закрыт и которого Бог окружил мраком?

»). Даже чувство враждебности Творца отчётливо звучит уже в мольбе Иова («Сколько у меня пороков и грехов? Покажи мне беззаконие мое и грех мой. Для чего скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе? »). На существование последней из параллелей было указано Ириной Сурат.

Однако Пушкин, в отличие от библейского персонажа, не чувствовал себя праведником, в своём стихотворении он не проявляет никакого смирения, нет там ни покаяния, ни, собственно, веры. Если в финале Книги Иова Бог отвечает на отчаянные призывы праведника, Пушкин видит перед собой «однозвучную» тоску жизненного пути, лишённого цели. В последней строфе стихотворения поэт обращён уже не к небу, но замкнут в плоскости сугубо человеческих, мирских переживаний.

В 29 лет Пушкин написан довольно странное стихотворение, которое почти сразу нашло свой отклик у самого митрополита Филарета

Когда Пушкину шел 29 год, он стал довольно зрелым человеком. Позади остались годы учебы в Лицее, восстание декабристов 1825 года, и многие другие события.

В день своего рождения он пишет стихотворение.  По характеру  оно очень мрачное и печальное.

Также Пушкин пишет о том, что окружающий мир стал совсем бесцветным, тусклым, однозвучным. Именно такое состояние человеческой души свидетельствует о довольно страшных грехах — унынии и неблагодарности.

Но само стихотворение появилось в печати спустя только полтора года после написания, в 1829 году. Вскоре на это стихотворение последовал отклик, не простого человека, а самого главы Русской православной Церкви, митрополита Московского и Каменского Филарета Дроздова.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Некрасова Признание В этом стихотворении автор признается в любви к своей ненаглядной. Сколько прекрасных имен, эпитетов он для нее придумывает! Она и краса младая, и царица… А герой, понятно, готов стать её рабом.
  • Анализ стихотворений Некрасова
  • Анализ стихотворения Толстого Прозрачных облаков спокойное движенье… В этом стихотворении не просто очень красиво показана осенняя природа, но и передано ощущение этого состояния… Много не только красок, но и ощущений, звуков и, конечно, поэтических образов. П
  • Анализ стихотворения Мои читатели Гумилева Когда человек чувствует, что совсем скоро расстанется с жизнью, начинает задумываться над тем, как он прожил жизнь и что сделал для себя, а также и для других хорошего, а чего сделал плохого.
  • Анализ стихотворения Творчество Брюсова Валерий Брюсов является приверженцем символизма. Его произведения нельзя воспринимать буквально, нужно суметь разгадать символы, которые он в них вложил. В стихотворении «Творчество»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector