«чучело» (1983)

Краткое содержание фильма Чучело

Основные герои фильма – школьники 6 класса одного из небольших провинциальных городов:

  • Железная Кнопка – девочка с железным стержнем внутри, не предающая ни при каких обстоятельствах своих убеждений, и поэтому часто жесткая и жестокая;
  • Дима Сомов – любимчик класса, мальчик из богатой семьи;
  • Шмакова – красивая девочка, знающая себе цену и считающая свою красоту основным своим достоинством;
  • Попов – обожатель Шмаковой;
  • Валька – мальчик, для которого хороши все пути зарабатывания денег. Даже отлов собак для живодерни, хотя об этом он предпочитает все же не распространяться в классе;
  • Мотя – дочь местной парикмахерши, мечтающая уехать от надоедливой матери в Москву к отцу;
  • Лохматый – преданный Кнопке силач;
  • Васильев – тихий мальчик, который в итоге оказывается самым сильным и честным из всех.

Чучело – смысл названия

В этот класс приходит новенькая – Лена Усольцева. Веселая и добродушная, она сразу становится объектом насмешек новых одноклассников. За смешливость и неповоротливость они дают ей кличку Чучело, смысл которой еще и в том, что Лениного дедушку в городе все считают чудаком и за спиной называют «заплаточником». Он ходит в чиненой одежде и на последние деньги собирает коллекцию картин. Но основные проблемы девочки начинаются в тот момент, когда она берет на себя вину симпатичного ей мальчика Димы. Он проговаривается классной руководительнице о том, что весь класс прогулял уроки и сбежал в кино.

Железная Кнопка, как действующий лидер класса, объявляет всеобщий бойкот Лене. Остальные поддерживают ее. Потому что в качестве наказания за прогул, класс лишается поездки в Москву, о которой все мечтали.

Наказание

Лене приходится несладко. Ей облегчает жизнь лишь то, что Дима, чувствуя свою вину, находится рядом с ней, поддерживает ее. Но в один момент, испугавшись стать таким же изгоем в классе, он предает ее и присоединяется к большинству. Рядом с Леной остается только невзрачный Васильев, который не боится приходить к ней в гости и защищать ее от нападок.

Сложная ситуация в классе набирает обороты. Бойкота становится уже недостаточно, и ребята переходят к более жестоким наказаниям:

  • пугают Лену ночью головой дикого кабана;
  • не дают ей проходу, загоняя ее, как дичь;
  • даже избивают ее.

Апогеем детской мести становится показательное сжигание на костре соломенного чучела, одетого в украденное у Лены платье. Эта жестокость, а также предательство Димы, будто преображают девочку, которая в одно мгновение становится взрослой.

С днем рождения, предатель!

Она отрезает свои волосы и бреется на лысо, становясь похожей на старинный портрет, который дедушка принес в дом последним. Явившись в таком виде на день рождения Димы, где собрался весь класс, она противостоит своим обидчикам, гордо подняв голову. Кнопка восхищена этим поступком, но статус предателя мешает ей подружиться с Леной. И тут тайна предательства раскрывается неожиданным образом.

Оказывается, при разговоре Димы и учительницы присутствовали еще двое. Это Шмакова и Попов, которые спрятались под партой. Они-то и рассказывают всю правду. И теперь уже всеобщий любимчик Димочка рискует стать изгоем.

Смысл

Основная идея, выраженная в повести «Чучело» – необходимость остаться человеком в любых условиях и обстоятельствах, и никогда не разменивать свои лучшие качества. Также автор побуждает читателя к старанию разглядеть и понять в коллективе того, кто выглядит «чучелом», вместо того, чтобы торопиться бросать в него камни.

Другая главная мысль повести «Чучело» — об ответственности взрослых за детскую жестокость. Никто из взрослых не вмешался в конфликт, не защитил девочку, а учительница Маргарита Ивановна даже не заметила происходящего с детьми.

В старинном городе с богатой историей, где стоит необыкновенный, знаменитый дом Бессольцевых, и где ходит по улицам бывший солдат, собирающий своё духовное наследие – прекрасные картины, здесь же, бок о бок, подрастает поколение наглых, циничных, бессердечных детей, не замечающих и не ценящих ничего святого и истинного. Почему это происходит, и кто в этом виноват? Этот серьёзный вопрос ставит перед читателями В. Железников, и об этом призывает нас серьёзно задуматься повесть «Чучело».

Второстепенные персонажи

Одноклассник Лены, грубый, безжалостный, корыстный. Ловит бездомных собак и сдаёт их на живодёрню за деньги. Об этом узнаёт Дима Сомов, но у него не хватает духу рассказать всё классу, он боится угроз старшего брата Вальки. Мальчик убеждён, что в жизни главное иметь много-много денег.

Самая красивая девочка в классе, но за внешностью скрывается пустота

Она хитра, любит внимание мальчишек, заводит себе “рабов”. Хочет заполучить в слуги Диму Сомова.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Чучело»

для самых компанейских —

Главные герои «Чучело»

для самых занятых —

Читательский дневник «Чучело»

Самые популярные материалы сентября для 7 класса:

«Старуха Изергиль» сочинения

Характеристика Тараса Бульбы

Краткое содержание «Садко»

«Остров сокровищ» главные герои

Характеристика Вральмана в комедии «Недоросль»

Можно ли назвать Данко героем?

Краткое содержание «Два капитана»

Краткое содержание «Каштанка»

«Садко» очень краткое содержание

Краткое содержание «Земля родная»

Что говорят мастера?

Мастера утверждают, что над чучелом лошади сложно работать, так как у этого животного шкура гладкая и тонкая. А вот у кабана или медведя шкура густая и какие-либо неточности в работе можно скрыть за счет пушистого меха.

Чучела крупных и средних животных изготавливать сложно. Ведь тут, кроме техники, нужны еще художественные способности и умение лепить. Мастера считают, что работа таксидермиста – это дать умершему зверю вторую жизнь, а не убить его повторно.

Они также говорят, что тяжелее всего и интереснее делать кошачьих. Они самые красивые и самые сложные в работе. Но жирафа создавать тоже сложно.

Второстепенные персонажи

Маргарита Ивановна

– классная руководительница 6 класса. Молодая женщина, которая зациклена на построении своей личной жизни. Обладает добрым и понимающим характером, уважаема среди учеников.

Миронова (прозвище — Железная Кнопка)

– серьезная девочка с сильными лидерскими качествами. Имеет огромное влияние в классе и манипулируют людьми. Не изменяет своим принципам, имеет свое видение справедливости.

Шмакова

– самая красивая девочка в классе. Очень хитрая, способна устроить подлость.

Валя

– грубый мальчик без чувства жалости.

Лохматый

– самый сильный мальчик класса, отец которого работает лесником.

Рыжий

– шутник класса.

Васильев

– справедливый и порядочный мальчик. Сначала заступается за Лену, но в результате оказывается слабохарактерным и отступает.

Немного о косметическом этапе

После того как шкура натянута и зашита, начинается косметический этап. Таксидермист разглаживает все складки, неровности, выгоняет из-под шкуры излишний клей. После обрезаются нитки. Если это чучело лошади, то расчесывается грива, осуществляется укладка с помощью фена и расчески.

Стеклянные искусственные глаза тщательно подбирают для чучела. Они должны соответствовать животному. Необходимо точно соблюсти окраску и форму зрачка, параметры. Рукотворные глаза покупают в зоомагазинах или заказывают на фабрике глазных протезов.

Техника установки глаз весьма проста. Но главное тут не в том, чтобы верно установить орган зрения и уложить веко на место. Все искусство и трудность состоят в ином – в умении с помощью поддельных глаз оживить экспонат, придать ему живое выражение. А для этого необходимо отыскать верный угол наклона глазных яблок касательно головы, найти нужную глубину орбиты, на которой размещается глаз, не ошибиться в ширине межглазничной дистанции.

Также мастерам необходимо придать глазам именно тот разрез, который свойственен для данного вида и отличает его от иных зверей.

Для прорисовки мышц шкуру фиксируют булавками. В таких зонах она к манекену должна прилегать плотно. У любого зверя на шкуре имеются изъяны. Чтобы их скрыть, таксидермисты тщательно подбирают краску. Также они в некоторых местах добавляют шерсть, подкрашивают ее и сушат.

Проблема и смысл

Автор написал «Чучело» с целью показать жестокость и бессердечие детей к сверстнице, которая на них непохожа. Железников пытается оценить мотивы каждого подростка. Тот же Рыжий из-за собственных проблем с отцом вымещает злость и безысходность на Лене.

Встает вопрос и об учительнице, которая из-за подготовки к свадьбе забывает о служебном долге. Она не хочет забивать мысли чужими проблемами, поэтому не вникает в ситуацию. Маргарита Ивановна не обращает внимания на пришедшую просить помощи Лену.

Проведя анализ, можно понять, что произведение Железникова учит быть добрее, сострадательней и жертвенней, как делает это Лена Бессольцева. Автор указывает, что ни в коем случае нельзя поддаваться чужому мнению, делать скоропалительные выводы, не разобравшись в ситуации. Иначе в будущем придется серьезно раскаиваться. Это главная мысль и мораль повести «Чучело».

В 1983 году по одноименной книге был снят фильм «Чучело», он стал настоящим откровением для многих советских зрителей. Эта была первая художественная лента, в которой школьники предстали в роли антигероев. Полный список актеров можно посмотреть на сайте «Википедия».

Очень краткий пересказ повести «Чучело».

Слушать краткий пересказ «Чучело»

Смотреть «Чучело» за 2 минуты

https://youtube.com/watch?v=BkaMzUbWQGg%3F

В обычной школе появляется новенькая — Лена Бессольцева. Класс плохо принимает девочку, её считают чудаковатой, как и её деда, который известен на весь городок. Николай Васильевич Бессольцев посвятил свою жизнь коллекционированию картин, он тратит на них всё заработанное и живёт, как бедняк. За потрёпанную одежду его прозвали «Заплаточником».

«Странная» новенькая – открытый и дружелюбный ребёнок, но одета не лучше деда. Одноклассники без тени смущения обзывают её «Чучело» и открыто насмехаются над ней. Почти все. Диме, любимчику учителей и девчонок, в отличие от остальных Лена нравится. Между ними разгорается нежная дружба.

Но всё заканчивается, не успев начаться. Класс вместо урока отправляется в кино. Дима «раскалывается» под напором классной руководительницы и сознаётся, где пропадали учащиеся. Школьников наказывают, отменив давно запланированную экскурсию в Москву. Ребята пытаясь выяснить кто предал класс, обвиняют в своих бедах чучело. Лена случайно слышала, разговор между учительницей и Димой, но молчит. Она надеется, что новый друг не даст её в обиду и честно признается в предательстве. Но Дима не готов терять свой авторитет.

Лене объявлен бойкот. Травля с каждым днём всё невыносимей. В конце концов, правда открывается и жестокие одноклассники чувствуют свою вину. Они бы рады всё исправить, но поздно — Бессольцевы уезжают из города.

Завершающий этап работ

Завершающим этапом работы является оформление манекена шкурой. Он в высшей степени ответственен и чрезвычайно важен, так как результат всего труда зависит от того, насколько живо и верно «сидит» шкура на манекене. У многих студий имеются свои поставщики шкур, которые их привозят со скотобоен или базаров.

Каждый таксидермист должен знать, что у живого зверя шкура плотно никогда не лежит. Она тело облегает свободно. При этом в одних местах она лежит складками или обвисает, а в других – тесно прилегает к сухожилиям и мышцам, четко обрисовывая сплетения кровеносных сосудов, суставы и весь подкожный рельеф.

Главные герои

Николай Николаевич Бессольцев (Заплаточник) – добрый, замкнутый старик, коллекционер старинных картин.

Лена Бессольцева – внучка Николая Николаевича, открытая, добрая, наивная девочка двенадцати лет.

Дима Сомов – красивый, умный мальчик, оказавшийся трусом и предателем.

Железная Кнопка (Миронова) – принципиальная девочка с волевым характером, жёсткая.

Шмакова – главная красавица в классе, кокетка, хитрая и подлая.

Маргарита Ивановна – молодая учительница, справедливая, добрая, но поверхностная.

Валя, Лохматый, Рыжий, Васильев – одноклассники Лены.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Чучело»

для самых компанейских —

Главные герои «Чучело»

История создания повести В. Железникова

По словам самого автора «Чучело» — автобиографичная повесть. Подобная школьная душераздирающая драма произошла не с самим Владимиром Железниковым, а с его племянницей. Когда он узнал о травле девочки, это очень всколыхнуло его душу.

Писатель решает написать пьесу «Бойкот», в которой описывает несколько тяжелых дней девочки-изгоя. Именно это произведение позже ляжет в основу повести «Чучело», где события вместо нескольких дней будут длиться полгода.

Вспоминая об истории и мотивах создания рассказа, Железников отмечал, что хотел понять истоки жесткого поведения детей.

Его интересовала, сможет ли маленькая и ранимая девочка выстоять против всех обидчиков.

https://youtube.com/watch?v=XxyY4-gx4rg

Суть: о чём повесть?

В маленький городок приезжает двенадцатилетняя Лена Бессольцева, к своему дедушке, одинокому, мягкому и доброму человеку. Николай Николаевич Бессольцев занимается поиском и собиранием картин, когда-то написанных его дедом, крепостным и неизвестным художником. Бессольцев видит в этом занятии единственную цель и радость в жизни. Однако приехавшая к нему внучка быстро становится для него новым утешением и смыслом.

В новой школе, куда поступает учиться Лена, одноклассники принимают её с насмешками и относятся к ней свысока, но девочка всё равно рада общению и дружбе. У неё завязывается дружба с Димой Сомовым, самым популярным мальчиком в классе, что вызывает новые насмешки и скрытое недоброжелательство. На улице у Димы случаются конфликты с одноклассником Валькой, который ловит и сдаёт на живодёрню бродячих собак. Дима подвергается угрозам и запугиванию со стороны старшего брата Вальки. Лена во всём поддерживает Диму и восхищается его храбростью.

Незадолго до осенних каникул классу объявляют новость – на каникулах детей ожидает поездка в Москву. Дима предлагает ребятам заработать самим на поездку – помогать жителям и предприятиям, трудиться во дворах и огородах. Большинство поддерживает предложение, и работа начинается, проходит весело и дружно. Нужная на поездку сумма набирается быстро, и ребята находятся в предвкушении желанной поездки.

В последний день школьных занятий класс решает сбежать с урока в кино. Случается так, что Дима признаётся в этой шалости учительнице, Маргарите Ивановне, при этом мальчик не решается сообщить о своём поступке классу. Класс в наказание за прогул занятий лишают поездки в Москву, что вызывает у детей возмущение. Они ищут виноватого в своей среде, и Лена, видя замешательство Димы, берёт на себя его вину. Миронова, заправляющая в классе девочка по прозвищу Железная Кнопка, предлагает объявить Лене бойкот, что все поддерживают. Возражает только Васильев, изгой и затравленный в классе мальчик, тогда как Дима пытается держать нейтралитет.

С Леной перестают общаться, всячески унижают и оскорбляют, обстреливают горохом и бьют. Лена надеется, что Дима рано или поздно скажет ребятам правду. Дима несколько раз обещает девочке поступить честно, но так и не решается на это.

Валька крадёт на дворе платье Лены, после чего класс устраивает жестокое представление – изготавливает из платья чучело и поджигает его. Диму вынуждают участвовать в этой затее. Он сгибается под давлением и ничем не помогает Лене.

Дедушка Лены начинает замечать случавшиеся у девочки неприятности. Он пытается помочь и просит девочку всё ему рассказать. Постепенно, раз за разом, Лена передаёт дедушке свою трагедию, также объявляет ему своё желание уехать из города.

Однажды к Бессольцевым приходит Васильев, мальчик-изгой, который сочувствует положению Лены и не участвует в травле. Он призывает Лену не бояться одноклассников и не уезжать из города. Тогда Лена решает бросить вызов классу – она стрижётся наголо и является к Диме Сомову, в момент, когда весь класс празднует его день рождения. Лена каждому говорит правду в лица, затем оставляет шокированных одноклассников.

Позже дедушка Лены также принимает решение – отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму. Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы. Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника.

Сюжет

В провинциальную школу приходит новенькая ученица Лена Бессольцева. Она селится в доме своего деда Николая Николаевича, бывшего военного, который коллекционирует картины, написанные одним из его предков, и устраивает картинную галерею в своём доме. В городке деда недолюбливают из-за его замкнутого образа жизни.

Когда Лена приходит в свой новый шестой класс, одноклассники своим поведением ясно дают понять, что презирают её. Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её деда, которого в городке называют «запла́точником»: он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями.
В классе особенно ярко выделяются следующие ученики: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» (девочка, фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели), Лохматый (силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила), Шмакова (первая красавица в классе, всегда делающая то, что выгодно в первую очередь ей), Попов (влюблён в Шмакову), Валька (мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это много денег), Мотя (мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву), Васильев (самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не издевается над Леной) и Сомов (мальчик из богатой семьи, из-за денег пользующийся большим авторитетом в классе). Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта. Классу её поведение кажется совершенно непонятным, и поэтому ей дают кличку Чучело, на которую Лена старается не обижаться. И только Дима Сомов оказывает новенькой поддержку. Их дружба, переросшая во влюблённость, вскоре даёт трещину из-за следующего трусливого поступка Димы.

Ребята решают прогулять урок и пойти в кино. Когда все тайком выходят на улицу, обнаруживается, что Дима оставил в классе копилку, в которой хранились деньги на поездку в Москву (собственно говоря, готовясь к этой поездке, ребята так много работали, что и решили прогулять урок). Лена вызывается её принести, но спотыкается, и Дима, обозвав её недотёпой, бросается вперёд. Лена идёт вслед за ним и у дверей класса слышит, как их классная руководительница Маргарита Ивановна выпытывает у Димы, куда все сбежали. Дима не хочет выдавать ребят, но в какой-то момент учительница называет его трусом, и он, не выдержав, выдаёт тайну. Лена всё это слышит, прячась за дверью, но ни она, ни Дима не знают, что в этот момент в классе под партой прячутся Шмакова и Попов.

В наказание за прогул ребят лишают поездки в Москву в осенние каникулы, к которой все очень долго и трепетно готовились. Ребята решают найти и наказать виновного, и Лена, видя нерешительность Димы, берёт вину на себя, в результате чего становится изгоем. Одноклассники объявляют ей бойкот, издеваются над ней при каждом удобном случае и даже несколько раз жестоко избивают.

Лена долгое время надеется, что Дима всё же признается в своей вине, но тот всё не решается.

В конечном итоге, несмотря на глубокую привязанность ребят, Дима присоединяется к своим одноклассникам, так как понимает, что если и дальше продолжит защищать Лену, то может оказаться на её месте. В один из дней одноклассники крадут платье Лены и с помощью Димы поджигают его.

На следующий день Лена, желая проучить Диму и других одноклассников, остригает себе волосы и на дне рождения Сомова унижает всех, кто издевался над ней. В этот момент Миронова начинает сомневаться в предательстве Бессольцевой и даже жалеет, что она стала предателем, так как увидела в ней моральную силу.

Попов понимает, что дело зашло слишком далеко, и выдаёт Диму. Весь класс объявляет тому жестокий бойкот. Только Лена отказывается, несмотря на то, что Дима предал её.

Лена уезжает из города вместе со своим дедушкой. Перед отъездом Николай Николаевич завещает все свои картины и дом в память городу в качестве городского музея. Свою любимую картину, на которой изображена очень похожая на Лену его бабушка Маша, Николай Николаевич дарит школе. В финале один из учеников оставляет надпись над портретом Машки: «Чучело, прости нас!», а свидетелем отъезда Лены и дедушки становится военный оркестр.

Смысл названия

В названии повести «Чучело» автор передаёт отношение жестокого коллектива к непонятой им, наивной, бесхитростной девочке, с добрым и честным сердцем. Кличка дана не только из-за внешнего вида Лены (она была худой, высокой и с выступающими ушами, а волосы были пушистыми и светлыми), но и по другой причине. Чучелом пугают птиц, и героиня действительно произвела переполох на своем «поле»: дети перепугались после ее признания и перестали заниматься тем, чем раньше промышляли тайком. Все тайное стало явным, и участь Лены отпугнула героев от бойкотов и прочих насильственных методов решения конфликта. Они начали бояться ошибки и других последствий травли.

Смысл заглавия повести «Чучело» показывает, кем в глазах большинства нередко оказывается тот, кто оказался лучше и чище, тот, кто находит в себе силу отличаться и поступать благородно.

Проблемы

Проблематика повести «Чучело» до сих пор актуальна во многих школах:

  1. В повести вырисовывается главной проблемой детская жестокость, способность детей быть беспощадной силой, способной растоптать и уничтожить. При этом проблемой другой стороны становится стремление выжить в коллективе, не перестать при этом быть добрым и честным, необходимость бороться и отстаивать своё право быть личностью.
  2. Также присутствует в произведении проблема взаимоотношений – между Леной и Димой Сомовым, проблема малодушия и храбрости, верности и предательства, благородства и низости. Девочка быстро привязывается и ошибается в своих чувствах, а мальчик теряет ее из-за трусости.
  3. У Димы проявляется его личная проблема благородства– желание быть благородным, при этом ничем не жертвовать и не терпеть никаких неудобств. Он видит решение проблемы в бегстве от действительности, вместо изменения самого себя.
  4. Существует в классе Лены и проблема неправильного понимания верных принципов – радикальность и жестокая непримиримость к оступившемуся, чего неотступно добивается Железная Кнопка, искренне считающая себя борцом за правду.
  5. Проблема непонимания между близкими присутствует в отношениях дедушки и внучки, на первых порах их общения. Поглощённый поиском и устроением в доме картин, дедушка не сразу замечает и понимает происходящее с Леной, из-за чего ему приходится приложить немало усилий, чтобы вызвать её на откровенность.

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Владимир Железников, Ролан Быков
  • Режиссёр-постановщик: Ролан Быков
  • Оператор-постановщик: Анатолий Мукасей
  • Художник-постановщик: Евгений Маркович
  • Композитор: София Губайдулина
  • Звукооператор: Владимир Курганский
  • Дирижёр: Сергей Скрипка
  • Режиссер: Аркадий Хайт
  • Операторы: Д. Смидович, Владимир Мясников
  • Художник по костюмам: А. Докучаева
  • Монтажёр: Людмила Елян
  • Художник-гример: Е. Евсеева
  • Комбинированные съёмки:
    • оператор: Всеволод Якубович
    • художник: Ирина Иванова
  • Консультант: А. Петровский
  • Редактор: Наталья Лозинская
  • Музыкальный редактор: Раиса Лукина
  • Директор картины: Сергей Вульман

Темы

Тематика повести «Чучело» отражает во всей сложности и динамике мир подростков с его недостатками и достоинствами.

  1. Основная тема произведения – конфликт в детском коллективе. Жестокость и бессердечие подростков к «белой вороне», девочке, непохожей на них. При этом автор оценивает мотивы каждого из них и приходит к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий. Так, Рыжий хотел поехать в Москву, чтобы увидеть отца, но не смог, поэтому с особым пылом преследует Лену. Он не злой, просто одинокий мальчик, нуждающийся в отце, которого почему-то нет рядом.
  2. Еще одна тема книги — справедливость. В процессе действия всплывает конфликт Мироновой, Железной Кнопки, с одноклассниками и близкими, возмущение тем, что «каждый может жить как хочет… и ни с кого ничего не спросится». Дети воспринимают справедливость утрировано и ищут ее в мести, но лишь запутываются и порождают произвол. Благие цели приводят к плачевным последствиям. Интересно, что автор отмечает в лексиконе детей советскую риторику пропаганды(«предатель», «суд», «шпион» и т.д.). Этим он намекает, что детей окружает враждебная атмосфера с заведомо ложными установками: ловить, наказывать, мстить.
  3. Тема учителя тоже важна для понимания текста. В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков. Но учительница создала негативную атмосферу и уехала, решая личные проблемы и забывая о служебном долге. Мысли о свадьбе мешают ей понять Лену, которая приходила за помощью, но ничего не получила.
  4. Тема семьи преподнесена очень интересно. В отношениях Лены с дедушкой временами присутствует атмосфера конфликтности, из-за непонимания и незнания со стороны дедушки обстоятельств Лены. Он думает лишь о картинах и давно умерших людях и не замечает того, что происходит вокруг. В финале он расстается с ними из-за раскаяния: в попытках удержать прошлое он забыл о настоящем. У Лены, кроме всего прочего, происходит внутренний конфликт с самой собой – она винит и не может простить себя, за то, что невольно, из простоты поддерживала насмешки класса над её дедушкой. Также за то, что сама стыдилась перед одноклассниками его странного вида.
  5. Тема искусства не менее значима. Дедушка собирает и хранит картины, специально для них топит весь дом, изводит дрова и деньги. Класс Лены выказывает Николаю Николаевичу пренебрежение и бросает насмешки, из-за того, что тот плохо одет и занимается непонятными детям вещами. Однако герой стойко терпит лишения, чтобы собрать и сохранить творческое наследие предка, которое он подарил городу.

Предыстория

Как оказалось, сценарий этого легендарного фильма был создан еще за 10 лет до того, как он вышел на экраны. Режиссер Владимир Железников принял решение написать сценарий и снять картину, которая отобразила бы не самую привлекательную сторону советских школьников. И все дело в том, что данная история вовсе не была вымыслом. Родная племянница Владимира, как и главная героиня картины, подверглась травле своих одноклассников потому, что взяла на себя чужую вину. А в это же время учитель, который должен был грамотно во всем разобраться и уладить конфликт, попал в больницу с инфарктом. Девочка мучилась несколько недель, пока правда не всплыла на поверхность.

История создания и выводы по повести.

Повесть «Чучело» основана на реальных событиях. Подобная ситуация произошла в судьбе племянницы автора. Железников откликнулся на несправедливость, сначала написав пьесу «Бойкот», а уже затем в 1981 году читатель познакомился с повестью «Чучело». Спустя всего три года на экраны вышел одноимённый фильм режиссуры Ролана Быкова.

Ещё Сальвадор дали утверждал, что «самые жестокие существа на свете — дети». Это и стало основной проблемой в произведении Железникова. Ребята-одноклассники безжалостно «убивают» в новенькой веру в радости жизни и собственное достоинство.

Но только мягкая, добрая и податливая девочка не сдалась под напором целого коллектива и, стерпев все насмешки и унижения, заявила во всеуслышание: «Верить надо до конца!» Эту фразу без преувеличения можно назвать основной идеей повести, мыслью, которую, взялся донести до своих юных читателей автор.

Итог бойкота Лены

В скором времени Димка окончательно предал Лену. Он присоединился к остальным и сжег чучело, действие являлось символическим. Наконец Попов, поняв, насколько все далеко зашло, рассказывает всем настоящую версию происходящих событий. Лена уходит из школы, и не собирается больше в нее возвращаться.

Ее дедушка подарил всю свою коллекцию картин городу и уезжает вместе со своей внучкой. Одно изображение его бабушки, которая в молодости похожа на Ленку, преподносит школе.

Произведение Владимира Железникова «Чучело» очень глубокое, показывает многие аспекты детской психики и отношений между детьми. Автор произведения детально описал непохожесть друг на друга всех героев, одноклассников Лены-Чучела. По книге Железнякова был снят фильм, который хорошо передал атмосферу произведения. Краткий пересказ повести по главам не полностью раскрывает глубину всех мыслей, заложенных в произведение, и детям рекомендуется прочитать его полностью. Ведь главное находится в диалогах и мелких поступках и действиях всех персонажей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector