3 июля 1583 года царь иван грозный убил своего сына

Вопрос о гибели святого благоверного царевича Димитрия

В течение нескольких столетий ученых волновала таинственная история трагической гибели восьмилетнего царевича Димитрия. Это событие произошло 28 мая 1591 года в Угличе. Борис Годунов направил Следственную комиссию для расследования обстоятельств гибели царевича. По данным историков, сохранились уникальные материалы об убийстве царевича Димитрия. Согласно им, царевич стал жертвой несчастного случая, зарезав сам себя ножом в припадке «черной болезни падучей». «Черная болезнь падучая» — одно из определений эпилепсии в XVI-XVII веках. Заболевание царевича Димитрия носило наследственный характер. Исследователи сходятся во мнении, что какой-то формой эпилепсии страдал и отец Димитрия, царь Иван IV.

Однако в материалах следственного дела сохранились следы иной версии — царевич Димитрий был убит людьми Бориса Годунова. Существует мнение о спланированном убийстве со стороны Василия Шуйского, который был фактически претендентом на трон. Высказывается предположение и о спасении царевича — догадавшись, что Борис Годунов замышляет убить царевича, Мария Нагая подменила сына другим мальчиком, одного возраста с царевичем и очень похожим на него. Посланные Борисом убийцы, не подозревавшие о подмене, зарезали другого ребенка во время игры в «тычку». Убитого мальчика похоронили как царского сына, а царевич Димитрий жил и воспитывался в неизвестном месте. Среди историков точка в вопросе «Угличского дела» до сих пор не поставлена. Загадка конца XVI века так и остается неразгаданной.

В исторической науке (Соловьев С., Костомаров Н., Ключевский В.), в публицистике и в художественной литературе на протяжении многих лет не угасал интерес к угличской драме. В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин постарался передать историю царя-убийцы Бориса Годунова. Также эта тема нашла продолжение в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». А Пушкинская трагедия легла в основу оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Угличское дело имело большие последствия для страны. Царь Феодор I Иоаннович оставался единственным законным наследником престола. Но физически и умственно был слаб, не оставил после себя наследников, что привело в дальнейшем к династическому кризису, ставшему точкой отсчета Смутного времени. Убийство царевича Димитрия привело к волне слухов, породило феномен так называемого «самозванничества», с которым мы впервые встречаемся в отечественной истории.

Святой благоверный царевич Димитрий. Иконы

Традиционно Дмитрий изображается в царских одеждах и в венце. В некоторых иконах можно встретить сцену с неповинным убиением отрока. 

Царевич Димитрий. 1606 год. Калужский областной художественный музейДимитрий царевич. XVII век. Происходит из Свято-Троицкого собора Спасо-Преображенского Соловецкого монастыряДимитрий царевич. XVII век. Происходит из старообрядческой моленной купцов Выжиловых начала XIX века города УгличаДимитрий царевич. XVII век. Происходит из Благовещенского собора в городе Сольвычегодске Вологодской областиСвятой царевич Димитрий. Сольвычегодск, 1656 год. Мастерская Анны Ивановны Строгановой. Из Благовещенского собора в Сольвычегодске. Спб, ГРМЦаревич Димитрий. Крышка раки. Москва, 1628–1630 годы. Москва, Архангельский собор Московского КремляСвятые Димитрий Солунский и царевич Димитрий. Начало XVII века, Строгановская школа. Чирин Прокопий Иванович. Москва, Дом-музей П. Д. КоринаЦаревич Димитрий и благоверный князь Роман Угличский. Первая половина XVII века, Строгановская школа. Чирин Прокопий Иванович. СПб, ГРМИзбранные святые (в центре — святые Димитрий и Роман Угличские). Первая треть XVII века, Москва. Углич, УГИАХМ

Предпосылки смерти царевича Дмитрия

После того как царь Иван IV Грозный (1533–1584) погиб, на престол взошел его сын от первого брака с Анастасией Романовой – Федор Иоаннович (1584-1598). В книге «Россия под скипетром Романовых» о нем писали, что все в государстве понимали то, что новый царь не сможет справиться с государственными делами. Он считался постником и молчальником и больше походил на смиренного инока, чем на царя.

В то же время в Угличе постоянно жила в удалении от двора Мария Нагая – последняя седьмая (пятая венчаная) жена Ивана IV, у которой был малолетний сын царевич Дмитрий, которого по угличской традиции называли Димитрием. Этот брак заключили, нарушая церковные правила и, в соответствии с правилами того времени, можно было сказать, что царевич был незаконнорожденный.

Замечание 1

Однако в то же время, никто не сомневался в том, что Дмитрий – сын Ивана Грозного. Он поражал всех своей жестокостью с детских лет – в возрасте 8 лет он лепил снежные фигуры с товарищами, которых называл именами первых бояр, а затем рубил им головы или четвертовал. Борис Годунов, брат жены царя Федора Иоанновича, который правил от его имени, даже решил запретить упоминать имя царевича в молитвах о здравии членов царской семьи.

Известен факт о том, что незадолго до своей смерти Иван IV хотел заключить Марию Нагую в монастырь и затем жениться на английской принцессе для того, чтобы укрепить связь России и Англии, а также получить поддержку ее флота на Балтике. Однако, англичане вежливо отказали царю и не успел осуществить свои замыслы до смерти. Если бы царь Федор Иоаннович не оставил сыновей, то ближайшим наследником престола был бы царевич Дмитрий. Об опасности, которая угрожала юному царевичу, писали даже иностранцы, которые посещали Россию. В 1589 году Джайлс Флетчер писал о том, что на Дмитрия могут совершить покушение те, кто хочет завладеть престолом, если царь погибнет бездетным. Уильям Горсей отмечал, что в 1586 году раскрыли заговор об отравлении царевича. В Углич отправили дьяка Михаила Битяговского с широкими полномочиями, который снабжал царевича деньгами и опекал его, однако у них часто возникали ссоры. 

Царевич Дмитрий погиб 15 мая 1591 года при невыясненных до конца обстоятельствах во дворе Угличского кремля. Мария Нагая приказала пономарю Федору Огурцу оповестить людей о гибели Дмитрия звоном в колокол, отчего в городе сразу же началась «великая смута». Жители Углича в тот же день убили государевых дьяков, которых приставили наблюдать за царевичем – Михаила Битяговского, Никиту Качалова и других. Люди посчитали, что они и были виновны в произошедшем злодеянии и в результате разгромили приказную избу. После в город приехала Следственная комиссия из Москвы и волнения прекратились.

…Судом постановлено

Всевышний известил государю отправить Марию в монастырь (там она приняла постриг под именем Марфы), Нагих-мужчин заточить в темницу, простых угличан частично казнить, а несколько сотен отправить в места отдалённые, где их руками будет построен Пелымский острог. Часть сосланных направили в Тобольск; они добирались туда около года, волоча на себе колокол, возвестивший беду. Бронзового злодея по приговору суда в назидание людям сбросили с колокольни, били кнутом, отрубили ему ухо (крепление) и вырвали язык. Дело было закрыто, казалось, навсегда.


Пелымский острог. Гравюра 17-го века. (Wikimedia Commons)

Дальше будет Смута, несколько десятков «чудом спасшихся Дмитриев Ивановичей», тройная «смена показаний» Шуйским, признание Марией Нагой сначала Лжедмитрия I своим сыном, а через год — чудесное обретение нетленных мощей (ходили упорные слухи, что для этого зарезали некоего стрелецкого сына) убитого по приказу Годунова царевича. Эта версия будет канонизирована в спешно написанном житии спешно причисленного к лику святых «невинно убиенного отрока» и прочно укоренится в общественном сознании благодаря одному из шедевров отечественной драматургии.

Гегель, цитируя «Гамлета», говорил о «кроте истории», который роет медленно, но верно. На сегодняшний день то, что он разрыл, в основном свидетельствует в пользу первоначальных выводов следственной комиссии.

Но кто же знает, что он ещё нароет?

Храмы на Руси во имя святого царевича Димитрия

Впервые храм на месте гибели царевича Дмитрия возник в XVI веке в Угличе. В 1692 году была построена церковь, сохранившаяся до нашего времени. В начале XVIII века бытовала легенда о том, что каждую годовщину смерти царевича через песок просачивалась кровь неповинно убиенного отрока.

Церковь царевича Димитрия «на крови» в Угличе

В храме выставлен знаменитый ссыльный набатный колокол, который разносил скорбную весть о гибели царевича. По приказу Бориса Годунова — набатный колокол лишили языка, отсекли ухо и сослали в Сибирь. Колокол обвинили в гибели неповинных угличан, растерзанных толпой без суда и следствия в день гибели царевича. 

Во имя святого благоверного царевича Димитрия освящен придел церкви Вознесения в Великом Устюге Вологодской области. Церковь была построена в 1648 году «иждивением» купца Никифора Ревякина. Квадратный в плане пятиглавый храм богато декорирован. С трех сторон к храму примыкают пристройки. В трапезу ведет крытая с рундуком лестница, сопровождаемая «ползучими» арками. Вход в храм находится под лестницей. С запада примыкает простой формы колокольня более позднего происхождения. Южный придел представляет собой как бы храм в миниатюре — завершен также пятиглавием, центральная главка установлена на двойном барабане. Живописность сооружению придает продуманная асимметрия объемов. Для декорирования использован кирпич. Резной белый камень, цветные изразцы.

Церковь Вознесения в Великом Устюге

Убранство второго этажа представлено спаренными колонками, на углах собранными в пучки. Окна снабжены профилированными фронтончиками. С северной стороны колонки заменены пилястрами. По верху здание огибает узорчатый пояс. Пояс венчают острые кокошники. Барабаны установлены на основания, прикрытые кокошниками, и украшены лепниной. На барабанах — граненые главки. Цветные изразцы обрамляют окна апсид и сгруппированы отдельными вставками по углам. Церковь Вознесения отличается от других устюжских храмов сложностью объемно-пространственной композиции, исключительным богатством декора, что роднит ее с московскими храмами середины XVII века.

Во имя святого благоверного царевича Димитрия освящен придел церкви Покрова в Рубцове (г. Москва). Храм был возведен царем Михаилом Федоровичем Романовым по обету и в благодарность за спасение Москвы от польско-литовских захватчиков в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1618 года. Первоначальный деревянный храм через восемь лет был заменен каменным, освященным 29 октября 1626 года. Храм был дворцовым, с 1761 года стал приходским. Храм имеет подклеть, была открыта ходовая паперть на арках. В 1787 году построена нынешняя колокольня вместо прежней звонницы, открытые паперти обращены в закрытые трапезные для приделов, заложены нижние арки под папертью. При храме была образована епархиальная община сестер милосердия. При общине был детский приют, аптека, амбулатория, дом призрения для престарелых, фельдшерские курсы и школа шелководства.

Храм Покрова в Рубцове (г. Москва)

В 1934 году храм был закрыт, разграблен, кладбище при храме разорено, высокая каменная ограда с воротами разрушена. Здание храма передали Метрострою под электромонтажные мастерские. Одно время использовалось под жилые помещения. В 1961-1962 годах была проведена реставрация храма под руководством архитектора А. Оха с приспособлением здания храма под репетиционные помещения Государственной республиканской академической хоровой капеллы имени А. А. Юрлова. В 1992 году храм возвращен РПЦ.

Во имя святого благоверного царевича Димитрия освящен придел церкви великомученика Георгия Победоносца Введенского монастыря в г. Серпухове Московской области. Церковь при монастырской трапезной, стоит к северо-западу от собора. Двухэтажное здание трапезной с шатровой церковью, к которой с севера пристроена звонница, было выстроено в 1599 г. на средства Бориса Годунова. Верхняя часть звонницы надстроена в конце XVII века. С 1920-х гг. в церкви был устроен клуб, с 1970-х гг. реставрировалась, но к 1990-м гг. заброшена. В конце 1990-х гг. возобновлены богослужения, завершена реставрация.

Георгиевская церковь в Серпухове

Во имя святого благоверного царевича Димитрия освящен придел церкви Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в с. Кушалино Тверской области. Храм был построен в 1597 году. Закрыт в 1930-е годы. Вновь открыт в 1991 году.

Смоленская церковь в с. Кушалино Тверской области

Конец династии Годуновых

1604 год наконец-то принес хороший урожай. Казалось, беды закончились. Это было затишье перед бурей – осенью 1604 года Годунову донесли, что со стороны Польши на Москву двигается войско царевича Дмитрия, чудом спасшегося от рук убийц Годунова в Угличе в далеком 1591 году. «Рабоцарь», как называли Бориса Годунова в народе, вероятно, осознавал, что проклятие Дмитрия теперь воплотилась в самозванце.

Однако государю Борису не суждено было встретиться лицом к лицу с Лжедмитрием: он скоропостижно умер в апреле 1605 года, за пару месяцев до триумфального вступления в Москву «спасшегося Дмитрия». Ходили слухи, что отчаявшийся «проклятый царь» покончил собой – отравился. Но проклятие Дмитрия распространилось и на ставшего царем сына Годунова – Федора, которого задушили вместе с родной матерью незадолго до въезда Лжедмитрия в Кремль. Говорили, что это было одним из главных условий «царевича» для триумфального возвращения в столицу.

Жизнь после смерти: Смутное время

Со смертью Дмитрия московская линия династии Рюриковичей была обречена на вымирание; хотя у царя Фёдора Иоанновича впоследствии родилась дочь, она умерла во младенчестве, а сыновей у него не было. 7 (17) января 1598 года со смертью Фёдора династия пресеклась, и его преемником стал Борис. С этой даты обычно отсчитывается Смутное время, в котором имя царевича Дмитрия стало лозунгом самых разных партий, символом «правого», «законного» царя; это имя приняли несколько самозванцев, один из которых царствовал в Москве.

В 1603 году в Польше явился Лжедмитрий I, выдававший себя за чудесно спасшегося Дмитрия; правительство Бориса, до этого замалчивавшее сам факт того, что царевич Дмитрий жил на свете, и поминашее его как «князя», вынуждено было в пропагандистских целях служить ему заупокойные службы, поминая его царевичем. В июне 1605 года Лжедмитрий вступил на престол и на протяжении года официально царствовал как «царь Дмитрий Иванович»; вдовствующая царица Мария Нагая признала его своим сыном, но, как только его 17 (27) мая 1606 года убили, отказалась от него и заявила, что её сын несомненно погиб в Угличе.

После этого царём стал тот самый Василий Шуйский, который пятнадцать лет назад расследовал гибель Дмитрия, а затем признавал Лжедмитрия I истинным сыном Ивана Грозного. Теперь он утверждал третью версию: царевич погиб, но не из-за несчастного случая, а был убит по приказу Бориса Годунова. В знак подтверждения гибели царевича в Углич была направлена специальная комиссия под руководством Филарета. Могила Дмитрия была вскрыта, при этом по собору распространилось «необычайное благовоние». Мощи царевича были обретены нетленными (в гробнице лежал свежий труп ребёнка с зажатой в руке горстью орехов). Ходили слухи, что Филарет купил у стрельца сына Романа, который был затем убит, а его тело положено в гробницу вместо тела Дмитрия. Торжественная процессия с мощами двинулась к Москве; 3 ноября[источник не указан 221 день] у села Тайнинское она была встречена царём Василием со свитой, а также матерью Дмитрия — инокиней Марфой. Гроб был открыт, однако Марфа, взглянув на тело, не смогла произнести ни слова. Затем к гробу подошёл царь Василий, опознал царевича и повелел гроб закрыть. Марфа пришла в себя только в Архангельском соборе, где объявила, что в гробу находится её сын. Тело было помещено в раку вблизи могилы Ивана Грозного. Немедленно у гроба Дмитрия начали происходить чудеса — исцеления больных, толпы народа стали осаждать Архангельский собор. По приказу царя была составлена грамота с описанием чудес Дмитрия Угличского и разослана по городам. Однако, после того, как доставленный в собор находящийся при смерти больной дотронулся до гроба и умер, доступ к мощам был прекращён. В том же 1606 году Дмитрий был причислен к лику святых.

Эта акция не достигла своей цели, так как в том же 1606 году явился Лжедмитрий II (Тушинский вор), а в 1608 году во Пскове — Лжедмитрий III (Псковский вор, Сидорка). Имя «царевича Дмитрия» (которого он не отождествлял ни с одним из реальных самозванцев) использовал его «воевода» Иван Исаевич Болотников. По некоторым данным, в 1612—1613 году за Дмитрия выдавал себя казачий предводитель Иван Заруцкий, бывший опекуном вдовы двух первых Лжедмитриев Марины Мнишек и её малолетнего сына — Ивана, известного как «Ворёнок». С казнью этого несчастного ребёнка (1614) тень царевича Дмитрия и его «потомков» перестала витать над российским престолом, хотя впоследствии польский шляхтич Фаустин Луба и выдавал себя (в Польше) уже за сына Марины Мнишек.

В 1812 году, после захвата Москвы французскими войсками и их союзниками, могила Дмитрия была вновь вскрыта и разграблена, а мощи выброшены. После изгнания захватчиков мощи были вновь найдены и установлены на прежнем месте в новой раке.

Тропарь и кондак святому благоверному царевичу Димитрию

Тропарь, глас 4.

Царскою диадимою одеян богомудре мучениче. За скипетр крест в руку прием. Явися яко победоносец. И всесожжения жертву священну себе принесл еси Димитрие. Показася изряден врачь Русскому царствию, образ в себе чюдотворения нося. Яко агнец непорочен, от раба заколение прият, убивающаго тело, души же коснутися не могуща. Да плачется убо злыи властолюбец. Ты же радуяся предстоиши Святей Троице. Молися о державе сродник твоих, благоугодне быти, и сыновом русским спастися.

Кондак, глас 8.

Восия днесь благоцветущая отрасль, благочестиваго корене, от скипетродержавных Русийскаго царствия, доброрасленыи грезн израсте, и Христови красен плод прозябе. Тем же от земли возвавыи тя к вечным обителем, соблюдает и по убиении твоем невредимо тело твое, страдальчески обагрено кровию. Благородне святе Димитрие, соблюдай отечество свое, и град твой невредим. Тому бо еси утвержение.

Библиотека Русской верыКанон святому царевичу Димитрию →

Читать онлайн

Конец народного доверия

До сих пор историки спорят, был ли «царь ненастоящим». Впрочем, наверное, мы об это никогда не узнаем. Сейчас мы можем говорить только о том, что Дмитрию так и не удалось возродить Рюриковичей. И снова роковым стал конец весны: 27 мая в бояре под руководством Василия Шуйского устроили хитроумный заговор, во время которого был убит Лжедмитрий. Народу объявили, что царь, которого они еще недавно боготворили, является самозванцем, и устроили публичное посмертное поругание. Этот абсурдный момент окончательно подорвал народное доверие к властям. Простые люди не верили боярам и горько оплакивали Дмитрия.

Вскоре после убийства самозванца, в начале лета, ударили страшные морозы, которые уничтожили все посевы. По Москве поползла молва о проклятии, которое бояре навлекли на Русскую Землю, убив законного государя. Кладбище у Серпуховских ворот столицы, на котором погребли самозванца, стало местом поломничества у многих москвичей.

Появилось много свидетельств о «явлениях» воскресшего царя в разных концах Москвы, а некоторые даже утверждали, что получили от него благословение. Испугавших народных волнений и нового культа мученника, власти выкопали труп “вора”, зарядили его прах в пушку и выстрелили в сторону Польши. Жена Лжедмитрия Марина Мнишек вспоминала, когда тело ее мужа тащили через кремлёвские ворота, ветер сорвал с ворот щиты, и невредимыми, в том же порядке установил их посреди дорог.

Набат в Угличе

Для царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного (от последнего брака с Марией Нагой, который, кстати, так и не был признан церковью) все закончилось 25 мая 1591 года, в городе Угличе, где он в статусе удельного князя Угличского, находился в почетной ссылке. В полдень Дмитрий Иоаннович метал ножи с другими детьми, входившими в его свиту.

В материалах следствия по факту смерти Дмитрия есть свидетельство одного отрока, игравшего вместе с царевичем: «…играл-де царевич в тычку ножиком с ними на заднем дворе, и пришла на него болезнь – падучей недуг – и набросился на нож». Фактически эти показания стали главным аргументом для следователей, чтобы квалифицировать смерть Дмитрия Иоанновича как несчастный случай.

Однако жителей Углича доводы следствия вряд ли бы убедили. Русские люди всегда больше доверяли знамениям, нежели логическим заключениям «человеков». А знамение было… И еще какое! Почти сразу же после того, как сердце младшего сына Ивана Грозного остановилось, над Угличем разнесся набат. Звонил колокол местного Спасского собора. И все бы ничего, только звонил колокол сам по себе — без звонаря. Об этом гласит легенда, которую угличане на протяжении нескольких поколений считали былью и роковым знаком.

Когда жители узнали о смерти наследника, начался бунт. Угличане разгромили Приказную избу, убили государева дьяка с семьей и нескольких других подозреваемых. Борис Годунов, который фактически управлял государством при номинальном царе Федоре Иоанновиче, спешно отправил в Углич стрельцов на подавление мятежа.

Досталось не только мятежникам, но и колоколу: его сорвали с колокольни, вырвали «язык», отрубили «ухо» и публично на главной площади наказали 12 ударами плетей. А затем его вместе с другими бунтарями отправили в ссылку, в Тобольск. Тогдашний тобольский воевода князь Лобанов-Ростовский велел запереть корноухий колокол в приказной избе, сделав на нем надпись «первоссыльный неодушевленный с Углича». Однако расправа над колоколом не избавила власти от проклятия – все только начиналось.

«Он находит удовольствие видеть перерезанное горло, когда течет из него кровь»

Сведения о самом Дмитрии противоречивы. Русскими историками по причинам, о которых будет сказано ниже, рисовался образ этакого ангелочка, наделенного исключительно добродетелями.

Иностранцы писали несколько иное. Англичанин Джайлс Флетчер, написавший книгу о своем путешествии в Россию, сообщал: «Младший брат царя, дитя лет шести или семи (как сказано было прежде), содержится в отдаленном месте от Москвы, под надзором матери и родственников из дома Нагих, но (как слышно) жизнь его находится в опасности от покушений тех, которые простирают свои виды на обладание престолом в случае бездетной смерти царя. Кормилица, отведавшая прежде него какого-то кушанья (как я слышал), умерла скоропостижно. Русские подтверждают, что он точно сын царя Ивана Васильевича, тем, что в молодых летах в нём начинают обнаруживаться все качества отца. Он (говорят) находит удовольствие в том, чтобы смотреть, как убивают овец и вообще домашний скот, видеть перерезанное горло, когда течет из него кровь (тогда как дети обыкновенно боятся этого), и бить палкой гусей и кур до тех пор, пока они не издохнут».

Помимо жестокости Дмитрия, которой он напоминал современникам отца и старшего брата Ивана, здесь еще всплывает и тема возможного покушения на царевича

Это чрезвычайно важно в связи с теми событиями, которые произошли впоследствии

 Роковое 15 мая

15 мая 1591 года царевич Дмитрий был найден мертвым во внутреннем дворике дворца. Смертельное ранение мальчик получил в шею.

Мать погибшего Мария Нагая, а также ее родственники, объявили, что царевич был зарезан людьми дьяка Михаила Битяговского по приказу из Москвы. Над Угличем зазвучал набатный колокол. Разъяренная толпа растерзала предполагаемых убийц — Осипа Волохова, Никиту Качалова и Данилу Битяговского, сына дьяка. Вслед за этим расправились и с самим Михаилом Битяговском, пытавшимся успокоить толпу.

С точки зрения царских властей, в Угличе произошел бунт. Шурин царя Федора Ивановича Борис Годунов, являвшийся на тот момент фактическим главой правительства, немедленно отправил в Углич следственную комиссию. Главой комиссии был назначен боярин Василий Шуйский.

Следствие по делу о гибели царевича Дмитрия уникально тем, что до нашего времени сохранились материалы расследования. Допрошены были около 150 человек — практически все, кто был причастен к событиям 15 мая.

Почему царевич Дмитрий стал последним представителем династии Рюриковичей?

Родился 19 октября 1582 г. в Москве. Он был младшим из четырёх сыновей русского царя Ивана IV Грозного. Двое из его старших братьев и сестёр умерли ещё до его рождения. Другой его брат Дмитрий утонул в реке, а Ивану суждено было быть убитым во время семейной ссоры собственным отцом.

Когда отец Иван Грозный умер, его трон занял Фёдор. Он был не очень умным, и по мнению некоторых историков, есть свидетельства о наличии у него предпосылок к психическим заболеваниям.

Интересно, что по словам иностранных послов, мальчик оказался характером в отца. Он плохо высказывался про Годунова и многих бояр.

Например, однажды он придумал вроде как детскую забаву. Он приказал слепить снеговиков, каждому из которых дал имена известных бояр. Затем он своей саблей рубил снеговикам головы, озвучивая, что подобным образом он поступит и с боярами, когда воссядет на российском престоле.

Властвовал от имени Дмитрия Борис Годунов. Он не делал этого, разумеется, бескорыстно. Борис Годунов рассчитывал на то, что в случае смерти не имеющего наследника Фёдора, он сам станет царём. На пути у него стоял только маленький царевич Дмитрий. Сохранение его жизни было крайне важным, потому что в той ситуации он оставался последним человеком, который мог поддержать владычество династии Рюриковичей.

Княжеские палаты в Угличском кремле, где жил Дмитрий с матерью

Это интересно: 1272,Окончание процесса объединения русских земель, создание государства российского

Авторы Гайдпарка

  • Светлана Никитина

    Активисты СС теперь — цензура в России? Мракобесие рулит вопреки конституции

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Запад теперь точно не признает итоги выборов! У Путина на часах, стояла другая дата

    Читать полностью

  • Дмитрий Сидоров

    Честность регионов РФ на выборах по оценке экспертов

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Теперь-то я точно не буду колоться жижей от Гинцбурга

    Читать полностью

  • Игорь Авдеев

    Против

    Читать полностью

  • Сергей Слизников

    Демократия и Россия – два несовместимых понятия

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Подходящая пара: он старенький, а она страшненькая

    Читать полностью

  • WikiLeaks

    В Белоруссии отмечается новый государственный праздник

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Признание Соловьева

    Читать полностью

  • ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ СЖЕ

    О чём молчал Марк Твен

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Новые города будут строить не только в Сибири, но и в Крыму

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Вот таким безразмерно эксцентричным был мой однокашник студент ЛИАПа Слава Семенов

    Читать полностью

Альтернативные версии

Версия Василия Шуйского о том, что именно Годунов был виновником убийства царевича Дмитрия, была выгодна по нескольким причинам. Во-первых, Борис Годунов был политическим противником Шуйского, а во-вторых — эпилептик, погибший в результате несчастного случая, не может быть канонизирован, а вот злодейски убиенный мальчик — вполне.

Романовы также поддерживали эту версию. Для них она была логичным продолжением истории о незаконном царе Борисе, ставшем причиной Смуты, и воцарении новых избранных народом легитимных правителей. В общественном сознании точку поставил А.С.Пушкин, подтвердивший версию Романовых-Шуйских трагедией «Борис Годунов», однако оба утверждения — об убийстве или несчастном случае имеют как сторонников, так и противников и не подтверждены до сих пор.

Смерть мальчика была выгодна многим, однако версия о преднамеренном убийстве имеет ряд противоречий:

  1. Годунов сам отправил в Углич следователей. Разбирательства, как следует из многочисленных сохранившихся материалов, велись тщательно. Группа Василия Шуйского добросовестно опрашивала всех свидетелей и восстанавливала ход событий, что не было бы на руку Годунову будь он виновен. Впрочем, следователи могли явиться в Углич с готовыми итогами, в которых стоял запрет даже на упоминание Годунова в материалах дела. Выводы комиссии были выгодны Борису еще и тем, что позволяли избавиться от Нагих, устранив их от трона навсегда.
  2. На момент смерти Дмитрий еще не был безнадежно единственным наследником. Царица могла родить, что и произошло в мае 1592 года. Тогда на свет появилась девочка и прожила недолго, но никто не мог гарантировать, что следом не родится долгожданный сын. Слухи, позднее появившиеся при Лжедмитрии, в смерти девочки также обвиняли Годунова.
  3. Царевич по канонам церкви был незаконнорожденным. Он представлял определенную опасность для Годунова, но Борис вполне мог претендовать на власть и при живом Дмитрии.

Противники несчастного случая утверждают, что современная медицина опровергает возможность аналогичного ранения при эпилептическом припадке — мальчик выронил бы нож. Однако это не устраняет возможности случайного движения, например, при оказании помощи находящимися рядом людьми.

Древняя Русь

  • Как образовалось Древнерусское государство?
  • Причины распада Древнерусского государства
  • Слои населения Древней Руси
  • Принятие христианства на Руси: причины и последствия
  • Самое главное о культуре Древней руси
  • Литература Древней Руси, дошедшая до наших дней

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Благоверный царевич Дмитрий Угличский и Московский

память 15/28 мая


Святой благоверный царевич Димитрий родился в 1582 г. Он был сыном царя Иоанна Грозного от его седьмого, то есть безусловно неканоничного, брака с Марией Федоровной из рода Нагих. После смерти Иоанна Грозного на престол вступил Феодор Иоаннович — сын царя от его первой жены, Анастасии. В царствование Феодора Иоанновича фактически правителем Русского государства был его шурин — властолюбивый боярин Борис Годунов, а царевич Димитрий вместе с матерью был удален от двора в Углич. Помимо старшего брата Феодора Димитрий оставался единственным прямым мужским потомком всего царского рода и в случае смерти старшего брата оставался бы единственным претендентом на престол; это представляло опасность для власти Годунова.

15 мая 1591 года царевич утром был в Спасо-Преображенской церкви на литургии, которую он посещал ежедневно. Дома ему, как и всякий раз после Литургии, дали богородичную просфору, а после этого нянька увела его гулять. Когда отрок гулял во дворе, три подосланных убийцы набросились на него и зверски зарезали. Убийцам не удалось бежать: услышав крики царицы и нянек, пономарь ударил в соборный колокол, сбежалась толпа и растерзала злодеев.

Через четыре дня прибыла комиссия, направленная Борисом Годуновым. Допросив множество свидетелей, она вынесла заключение, что царевич, играя в ножички с детьми, нечаянно зарезался сам, упав в эпилептическом припадке. Царица-мать, обвиненная в недостатке надзора за царевичем, была сослана в отдаленный монастырь и пострижена в монахини, многие жители Углича за самовольную расправу с убийцами были сосланы или казнены, а некоторым урезывали языки. Урезали язык и соборному колоколу, созвавшему народ, и сослали его, как человека.

Царевич Димитрий был погребен в Угличе, во дворцовом храме в честь Преображения Господня.

Московская линия династии Рюриковичей прекратилась со смертью не оставившего потомства царя Феодора Иоанновича в январе 1598 года. Преемником царя стал Борис Годунов. С этой даты обычно отсчитывается Смутное время, в котором имя царевича Дмитрия стало лозунгом самых разных партий, символом «правого», «законного» царя; это имя приняли несколько самозванцев. В апреле 1605 года внезапно умер Борис Годунов, в июне трон занял Лжедмитрий I, с 1603 года выдававший себя за чудесно спасшегося Дмитрия, а год спустя в мае 1606 года он был свергнут народным бунтом под руководством Василия Шуйского, которого и объявили царем.

Василий Шуйский немедленно по воцарении отправил в Углич в знак подтверждения гибели царевича специальную комиссию, состоявшую из митрополита Филарета, епископа Феодосия и четырех бояр. Было совершено вскрытие гробницы. Царю донесли: «Когда открыт был гроб царевича, мощи оказались целы и невредимы, за исключением некоторых частей: лицо, волосы на голове, на костях плоть — невредимы». За 15 лет не истлели также шитый платок в левой руке царственного отрока, одежды, сапожки, горсть орехов, найденных у закланного отрока в правой руке и с ним положенных в гроб. Все были изумлены свидетельством святости отрока. Торжественная процессия с мощами двинулась к Москве. Мощи царевича были помещены в Архангельском соборе Московского Кремля, вблизи гробницы Иоанна Грозного. Немедленно у гроба Дмитрия начали происходить чудеса — исцеления больных, толпы народа стали осаждать Архангельский собор. По приказу царя была составлена грамота с описанием чудес Димитрия Угличского и разослана по городам. В том же году царевич Димитрий был официально канонизирован и вскоре стал одним из самых почитаемых русских святых. В Угличе на месте его убиения в 1630 году была построена деревянная церковь Димитрия на Крови, а в 1692 году воздвигнута каменная.

Помимо дня страстотерпческой кончины — 15/28 мая, церковь отмечает и перенесение мощей святого благоверного царевича Димитрия 3/16 июня.

Елена Тростникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector