Анализ драмы «борис годунов» (а. с. пушкин)

Место народа в пьесе

Народ – это носитель высокой нравственности. Он осуждает преступление своего царя и хочет справедливой власти. Обманом власть делает народ соучастником своих преступлений. Например, в пьесе толпа, подстрекаемая сообщниками Лжедмитрия, расправляется с наследником царя, надеясь на торжество справедливости. Но в результате народ получает очередного самозванца. В этом и заключается его трагедия.

Поняв это, народ безмолвствует. Что же скрывается за этим безмолвием? Это и растерянность народа, и осуждение преступников, и немая угроза. Жанр «Бориса Годунова» — народная историческая трагедия, он способствует изображению народа выразителем высшей нравственной истины и справедливым судьей любой власти.

Образ Бориса Годунова

Фигура Бориса Годунова — царя, который не получил престол по наследству, но завоевал его хитростью, умом и энергией, весьма симптоматична, как выражение перемен, начавшихся в его эпоху. Это-то и побудило Пушкина поставить образ Бориса в центр своей исторической трагедии, где душевные переживания и судьба Годунова получили широкий обобщающий смысл.

Царь Борис — в изображении Александра Сергеевича — дальновидный и умный правитель. Благодаря своей энергии и уму, он оттеснил более родовитых претендентов-бояр, расчистив дорогу к престолу. В дальнейшем честолюбивый Борис мечтает упрочить завоеванную власть за своими наследниками посредством трезвого расчета, твердо продуманных, дальновидных политических планов. Но, захватив трон в результате искусной политической игры, он своим примером показал путь к нему другим честолюбцам. С этой точки зрения, появление Самозванца в пушкинской трагедии — не случайность, а закономерное следствие тех же исторических причин, которые сделали возможным воцарение самого Годунова.

Пушкин воспользовался в трагедии принятой также Карамзиным (но отвергавшейся многими последующими историками) версией об убийстве Борисом Годуновым младшего сына Грозного, царевича Димитрия. Но Карамзин осуждал Годунова как узурпатора, убийцу законного монарха. Пушкин же трактует убийство Димитрия как звено в цепи многочисленных преступлений, неотделимых от самой идеи царской власти. Нравственный суд над Годуновым и Самозванцем в трагедии перерастает в осуждение любой — хотя бы выдающейся — исторической личности, которая строит свою деятельность на насилии и преступлениях.

Характер Бориса Годунова освещен Пушкиным широко и разносторонне. Перед зрителем проходят все основные этапы его царствования — от воцарения до смерти. Борис предстает перед нами в своих отношениях с боярами, народом, патриархом, наедине с собой, в различных обстоятельствах личной и государственной жизни. Трагедия изображает не только ступени, ведущие его к возвышению и гибели, но и показывает, как по-разному, в зависимости от обстановки, раскрываются несходные грани характера Годунова. Это — суровый и властный правитель, заботливый отец, человек, способный трезво оценивать свое положение и глядеть в глаза правде, даже если она угрожает его спокойствию и могуществу, и в то же время страдающий от бессилия изменить сделанное, помешать историческому движению, которое, не предвидя того, что оно в будущем неизбежно, обратится против него самого, он сам и вызвал.

Анализ 4

Одним из трагических произведений великого писателя А.С.Пушкина является поэма «Борис Годунов», в нее он внес массу трагедий как между героями, но так же и заключил в нее трагедию всего общества. Народ и царь — это основная тема, которая вошла в основу произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Сам же Борис Годунов был описан как положительный персонаж, на первый взгляд он казался не только хорошим царем, но и являлся прекрасным отцом и семьянином. Который очень сильно старался поддерживать своих детей во всех историях. Вместе со своей любимой дочерью переживает горе о потере ее жениха. Поддерживает своего сына в его желании получать большие знания в науке. Он очень умен, его желанием было, принести довольствие народу своему, после получения престола.

Борис был хорошим продуманным политиком, душевным человеком в отношении людей, просчитывал шаги наперёд зная всю обстановку страны. Даже, несмотря на все плюсы и положительные качества, население страны его не особо то и любили. Думая об укреплении связей и западными европейскими государствами, он просватал свою дочь за шведского королевича. В отношении к народу он продолжает политику некоторых московских монархов, он настаивает на том чтобы каждый крестьянин принадлежал одному помещику и не имел ни каких прав. Тем самым он полностью переходит к враждебному отношению людей к его персоне.

Борис отличался от своих предшественников, тем что завоевал свои престол не честным путем, он не получил его по наследству, а совершил преступление, убив младенца Дмитрия. Так считали не только народ, но и многие писатели того времени. Это абсолютно не красило его образ, как правителя, но и очень мучительно терзало его душу, это было лишь маленькой частью огромной трагедии его судьбы. Активную борьбу с его персоной вели не только бояре, донские казаки и польская шляхта, но и во главе стоял сам народ, это и было основной причиной его трагической кончины.

Тем самым Александр Сергеевич, показывает в своем произведении, если правитель лишится поддержки и уважения своего народа, ухудшая сам свое положение, обманывая крестьян, которые впоследствии его тирании не только возненавидели его, но и считали деспотом. Конечно же ничем хорошим для такого представителя правления как Борис Годунов это закончиться не могло, кроме как смерти от рук тех кого он пытался приручить под собственную власть.

Первое появление этого произведения на свет, где Пушкин, так же являлся героем. Произвело огромное впечатление на общество, которому он впервые его прочитал, кто-то был в недоумении от исходящей импульсивности и в ошеломлении. И по сей день уникальность этого произведение затягивает читателя в глубину истории, завораживает своим интригующим сюжетом. Образ мыслей писателя не оставляет никого равнодушным, даже критики высказывали свое мнение в воодушевлении.

Сюжет произведения

По приказу Бориса Годунова был убит наследник престола Дмитрий-царевич. Это дало возможность взойти на престол самому Годунову.

Свидетелем убийства наследника стал монах Пимен, который, спустя некоторое время, рассказал эту историю иноку Григорию Отрепьеву. Возраст инока совпадал с возрастом царевича Дмитрия. Сетовавший на монашескую жизнь Григорий решил выдать себя за наследника престола. Он бежал из монастыря в Литву, а затем – в Польшу, где собрал войско для похода на Москву.

Самозванец привел врагов на русскую землю. В результате нескольких боев и предательства московских военачальников победило войско Лжедмитрия. В это время умер сам Борис Годунов, но остался наследник – его сын, которого постигла участь царевича Дмитрия.

Когда вышедший на крыльцо боярин объявил, что Мария Годунова и ее сын отравили себя ядом, народ в ужасе замолчал, испытывая духовное потрясение. Поэтому и не возникает сомнений при рассмотрении произведения «Борис Годунов». Это какой жанр? Конечно, это народная драма.

Отношение Пушкина к своему произведению

Пьеса «Борис Годунов» была окончена А. С. Пушкиным в конце 1825 года в ссылке. Центром литературной жизни поэта в 1825 году было село Михайловское: там он творил и изучал исторические произведения Шекспира. Сам Пушкин в своем письме товарищам в то время сообщал, что его духовные силы «достигли полного развития», а написание «Бориса Годунова» считал одним из самых важных событий своей жизни в Михайловском.

Беря пример с исторических пьес Шекспира, Пушкин описывает эпоху XVII века в России развернуто, не обращая внимания на детали, без эффектных сцен и пафоса. «Борис Годунов» был его экспериментом, успех которого по замыслу автора мог реформировать существующую русскую драматургию.

Замысел автора удался, Пушкин остался доволен своей работой. В воспоминаниях самого А. С. Пушкина говорится о том, что после написания «Бориса Годунова» он вслух перечитывал свое произведение, был в восторженном настроении, хлопал в ладоши и говорил: «Ай да Пушкин!». «Любимейшее сочинение» — так называл поэт эту свою работу.

Образ. Характеристика

Годунов потомственный боярин. Если верить легенде, его предком был татарский князь. Он приходится зятем Малюты Скуратова.

…зять палача и сам в душе палач…

Борис Годунов являлся не только хорошим правителем, но и прекрасным семьянином. Сын и дочь главное в его жизни. Он искренне сопереживает горю дочери, потерявшей своего жениха. Скорбит по-покойному вместе с ней. С Феодором Борис постоянно беседует на волнующие его темы, наставляет на путь истинный, дает отеческие советы. Перед смертью признается сыну, что он для него дороже душевного спасенья.

…Чувствую, мой сын, ты мне дороже душевного спасенья…

Годунов хотел быть не только хорошим отцом для своих детей, он хотел стать отцом для всего русского народа. Вступая на престол он признавался боярам, что принимает власть со страхом и смиреньем, обещая быть благим и праведным. В этот момент Борис был искренен в словах. Он не лицемерил и не лукавил.

Несмотря на недостаточный уровень образования, он был умным человеком. Понимал, что за образованными людьми будущее. Признает высокое значение науки.

Простой и душевный человек с добрым сердцем и наделенный здравым смыслом. Властолюбие погубило его, потряся душу и внеся в нее адскую муку. Тревожная страсть довела его до преступления, отравив жизнь.

Несмотря на свойственную ему прямолинейность, Борис начинает хитрить, предпочитая отсиживаться в келье и делать вид, что ему чужда мысль о власти. Хотя именно ради нее была пролита кровь невинного младенца Дмитрия (царевича). От этих мыслей ему неспокойно. Он мечется, теряется. Становится мнительным и раздражительным. Частыми гостями в его опочивальне становятся колдуны.

…в своей опочивальне он заперся с каким-то колдуном…

Он советуется с ними. Ищет ответа на вопрос, сколько ему осталось царствовать. Спокойным будет его правление или нет. Борис перестает доверять простому народу, к которому раньше тянулся всей душой.

Характер его в корне меняется. Он уже не похож на прежнего Бориса Годунова. Он ужесточает расправу над боярами, ущемляет права крестьян, окончательно укрепляя крепостное право. Такая политика усиливает недоверчивое отношение к нему народа, которое в скором времени становится враждебным. Они стали приписывать ему то, чего он не совершал. Обвиняли в смерти жениха дочери и его сестры. Это было несправедливо, ведь он всегда был примерным отцом семейства. Люди перестали видеть в нем защитника. В их глазах он стал деспотом, который не только не заботится о благе народа, но и ухудшает и без того их шаткое положение. Для них он убийца. Все его попытки задобрить народ, всего лишь способ удержать смятенье и мятеж.

Хуже всего, то, что он не казнил людей явно. Он предпочитал отправлять их в ссылку, сажать в тюрьмы. Делать это не прилюдно, а втайне ото всех, но сути это не меняло.

…что пользы в том, что явных казней нет…

Спустя шесть лет правления Бориса Годунова Григорий Отрепьев, объявивший себя покойным царевичем Дмитрием, отправляется в Москву, чтобы свергнуть царя с престола. Когда до царя дошли слухи о самозванце, он приказывает арестовывать всех, кто хоть слово молвит о нем.

В разгар войны с Лжедмитрием, Годунов внезапно заболевает и скоропостижно умирает.

Образ Годунова – это образ типичного самодержавца, закончившего правление трагично по той причине, что он не учел силу и значение народа.

Темы

Тематика пьесы «Борис Годунов» представлена в нижеследующем списке:

  1. Быт и нравы – Пушкин постарался как можно более точно отобразить то, каким был русский народ в эпоху Средневековья. Русский фатализм, уверенность в божественной правде, гнев по отношению к неблагочестивым деяниям, но в то же время милосердие и доброта к невинным.
  2. Нравственный выбор – два центральных персонажа трагедии делают нравственный выбор между моралью и собственными амбициями. Борис Годунов ещё до начала повествования делает выбор в пользу детоубийства, считая, что, получив власть в свои руки, он сможет искупить этот грех. А Григорий Отрепьев должен выбирать между войной со своей собственной страной, ради власти и простой, но лишённой для него смысла, жизнью монаха. Характерно, что оба персонажа, отринув мораль ради власти, делают неправильный выбор, царствование Бориса оборачивается полным крахом, а Лжедмитрий становится всего лишь новым узурпатором, которого не ждёт ничего хорошего.
  3. Народ – именно народные массы в произведении играют решающую роль в борьбе за власть. Простой народ показан добрым и сострадательным, но, к несчастью, недалёким и легко поддающимся манипуляциям. Свергнув преступную власть Годуновых, простой люд открывает путь для новой тирании, которая начинается с убийства ни в чём не повинной семьи Бориса – его маленьких детей. Этот акт несправедливости открывает людям глаза и повергает их в немой ужас от осознания того, что они натворили.
  4. Судьба – судьба ведёт героев на протяжении всего произведения. Годунов пытается бороться с роком, но в итоге за совершённое им преступление следует жестокое наказание. Отрепьев же, напротив, в какой-то момент полностью отдаёт себя в руки судьбы, заранее смиряясь с последствиями, становясь орудием в руках провидения, которое карает семью Годуновых.

Суть: о чём пьеса?

Сюжет пьесы «Борис Годунов» берёт своё начало в 1598 году. После смерти последнего Рюриковича – царя Фёдора Иоанновича. Царём должен стать самый влиятельный человек в стране – Борис Годунов. Однако сам Годунов не спешит венчаться на царство и затворяется в монастыре, перед которым собирается толпа простого люда, ожидающая окончательного решения. Из всех присутствующих только коварный боярин Шуйский разгадывает тонкую игру Бориса, а также замечает, что Годунов не может отказаться от власти, ради которой, по мнению боярина, он в своё время убил маленького царевича Димитрия Рюриковича. В конце концов, Годунов, якобы, поддавшись мольбам народа, принимает корону и становится царём.

Спустя четыре года в келье Чудова монастыря мы становимся свидетелями беседы летописца Пимена и молодого инока Григория Отрепьева. Григорий страдает от кошмаров, сетует на свою уходящую в никуда молодость и хочет уйти в мир. Пимен пытается уговорить юношу остаться в монастыре. Разговор заходит об убитом царевиче Димитрии, свидетелем чего был Пимен. Летописец заявляет, что смерть царевича была не несчастным случаем, а спланированным убийством, за которым стоял никто иной, как Годунов. Эта история вдохновляет Отрепьева на авантюру, он решает сбежать из монастыря, выдать себя за чудом спасшегося Димитрия и попытаться захватить власть.

Тем временем мы оказываемся в Москве. Годунов мудро и справедливо правит страной, его положение кажется незыблемым, но сам царь постоянно испытывает беспокойство. В этот момент подтверждается причастность Бориса к смерти Димитрия, этот грех тяжким грузом лежит на сердце государя.

В этот момент мы снова переносимся к Отрепьеву, который сбегает из монастыря и пытается уйти в Литву, сбегая от приставов, которые ищут беглого инока. С помощью хитрости он успешно отводит погоню от себя и продолжает свой путь.

Через некоторое время во время торжественного приёма в доме Шуйского хозяин узнаёт о появлении при дворе польского короля, якобы, спасшегося царевича Димитрия. Боярин немедленно докладывает об этом царю, чем ещё больше усугубляет его беспокойство.

Нас снова переносит к Отрепьеву, который находится в Кракове при дворе воеводы Мнишека, во всю строит планы и собирает сторонников. Он влюбляется в дочь своего покровителя Марину Мнишек, и даже признается ей в своём обмане. Сама Марина в гневе начинает оскорблять Отрепьева, пробуждая в нём обиду и чувство собственного достоинства, чем укрепляет его уверенность в необходимости похода. В 1604 году войско самозванца переходит границы России.

В Москве собирается царская Дума, войска Лжедмитрия осадили Чернигов, а слух о выжившем царевиче настраивает народ против Годунова. Со временем ситуация, кажется, начинает исправляться, войско Отрепьева терпит поражение, а в московских храмах ему поют анафему, но недовольство народа и заговор бояр против Годуновых уже становится неостановимым. Лжедмитрий собирает новую армию, а истощённый физически морально Борис Годунов, благословив своего сына Фёдора, приняв клятву от бояр верно служить новому царю, умирает.

После смерти царя Бориса бояре во главе с Шуйским сначала переводят на сторону Отрепьева армию, потом поднимают москвичей против царя Фёдора и берут семью Годуновых под арест. Победа самозванца очевидна, его войска идут к Москве. В это время бояре вырываются в палаты Годуновых и зверски убивают низложенного царя и его сестру Марию. Народ, узнав о свершившейся несправедливости, безмолвствует.

Обобщенные характеры-типы

Пушкин нарисовал в «Борисе Годунове» не только яркую, незабываемую картину избранной им эпохи. Благодаря своему проникновению в дух русской истории, поэт, изображая мастерски политические события и нравы Смутного времени, давая емкие, впечатляющие, психологически глубокие портреты Бориса Годунова, Самозванца, Шуйского, Басманова, Марины Мнишек, смог в то же время гениально обрисовать ряд обобщенных характеров-типов и исторических ситуаций, воссоздающих общий склад, самую национально-историческую атмосферу жизни московской допетровской Руси и — еще шире — русской старины вообще. Не случайно уже первых слушателей и читателей трагедии особенно поразил образ Пимена, в котором Пушкин стремился нарисовать тип древнерусского монаха-летописца. Пимен, Юродивый, странствующие монахи отцы Варлаам и Мисаил, патриарх, молодой Курбский, Ксения Годунова, плачущая над портретом своего жениха,— не только образы-характеры одной конкретной эпохи, но и глубокие исторические характеры-типы, в которых воплощены общие черты быта и психологии людей древней Руси. Такой же обобщающий, типический смысл Пушкин сумел придать изображению основных исторических сил, действовавших и боровшихся на арене истории Руси не только в эпоху правления Годунова, но на протяжении многих других веков и десятилетий, — верховной власти, духовной и светской, бояр, служилого дворянства, народа. Мало того. Так же как «русские сцены» «Бориса Годунова» гениально воссоздают общий колорит русской истории, сложившейся в течение многих эпох ее развития, впитали в себя дух и приметы не одной, но многих ее эпох, так «польские» сцены и персонажи трагедии (как и в «Иване Сусанине» М. И. Глинки, опиравшемся в работе над музыкой этой своей гениальной оперы на опыт Пушкина — исторического драматурга) представляют собой аналогичный сгусток черт и примет многих эпох в истории старой аристократически-шляхетской Польши, воссоздают ее общий местный национально-исторический колорит.

Урок литературы на тему «Народ и власть в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«НАРОД И ВЛАСТЬ В ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА

«БОРИС ГОДУНОВ»

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем начатый на прошлом уроке разговор о трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Эта историческая трагедия поднимает важнейшие вопросы, которые остаются актуальными и до сегодняшнего дня, например, проблема, обозначенная нами как одна из основных – проблема взаимоотношений человека, получившего неограниченную власть, и народа, который как раз и находится под этой властью.

2. Основные вопросы беседы:

— кого автор определил как главных действующих лиц трагедии?

— можно ли в связи с этим считать трагедию политической?

— кто является главной действующей силой в первых сценах трагедии?

— почему никакие происки бояр и духовенства не влияют на настроение народа? («Давай народ искусно волновать…»)

— каким изображается народ в начале пьесы? Как действует московская толпа в сцене уговоров Бориса взойти на престол?

— каково отношение народа к власти?

— чем объяснить разные высказывания народа о Годунове?

— почему народ не может представить жизнь без власти?

— легко ли добиться признания, находясь у власти?

— для чего Борису нужен факт народного избрания его на власть?

— в чем сила Бориса на первых порах его правления? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем монолог Бориса из 6 сцены.

Монолог Бориса «Достиг я высшей власти…». Фрагмент х/ф «Борис Годунов».

— почему Годунов, полный самых добрых и просвещенных мыслей и намерений, становится, как и большинство его предшественников, тираном?

Монолог Пушкина «Такой грозе, что вряд царю Борису…»

— что начинает происходить, когда появляется реальная угроза власти Годунова?

— прочна ли власть, достигнутая через злодеяние?

Иллюстрация к образу Бориса Годунова

— чем отличается это изображение Бориса от ликов святых?

— почему никто: ни бояре, ни народ – не могут напомнить Борису, как он добился власти?

И все-таки есть один представитель народных масс, который может позволить себе сказать Годунову все, что он о нем думает. Послушаем фрагмент из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».

— кто из представителей народа может позволить себе сказать Борису все, что о нем знает и думает? (Традиция в русской литературе).

— как вы объясните выражение «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха»?

— за что отвергнут народом Годунов? Почему народ вдруг оказывается на стороне Лжедмитрия?

— итак, какое столкновение в трагедии можно считать главным?

— как созревает у Григория Отрепьева решение выдать себя за царевича?

— что предсказывает Отрепьеву его сон?

— что изменяется в положении Григория, когда он попадает к полякам?

— кто подогревает честолюбие в Отрепьеве?

— как он ведет себя на русской земле?

— что способно затмить Лжедмитрию власть?

— почему, несмотря на жестокое сопротивление, Лжедмитрий входит в Москву?

— в чем причина его побед?

— почему неизбежно крушение Лжедмитрия?

анализ эпизода из к/ф «Борис Годунов» (сон Лжедмитрия).

— каким видится Лжедмитрию с высоты народ?

— каким способом Лжедмитрий достигает высшей власти?

— какова реакция народа на злодеяния Лжедмитрия? Почему «народ безмолвствует»? («Молчание народа – урок королям»)

— кому из героев в большей степени симпатизирует автор?

— в чем значение народных масс, народного мнения в крупных исторических событиях?

— доказывает ли история, что основу жизни и развития нации, государства составляет простая жизнь народа?

3. Заключительное слово учителя.

Народ и власть… Тема неисчерпаемая. И проблема неисчерпаемая. Власть – огромная ответственность и колоссальное испытание для человека. Но самое главное – я думаю, что вы со мной согласитесь – это, имея неограниченную власть, остаться человеком. Как показывает история, не каждому удается выдержать это испытание. Примеров тому десятки. Опять же власть может оказаться палкой о двух концах, потому что человек может стать заложником власти, а то и пешкой в чьей-то нечестной игре. Только нравственная власть пользуется уважением. Но можно ли допустить общество без высшей власти? Конечно, нет. Как говорил французский писатель 18 века Антуан Ривароль, «где нет власти, там умирает закон».

4. Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Какими чертами, по-вашему, должен обладать человек, которому вы могли бы доверить власть?».

Проблемы

Проблематика пьесы «Борис Годунов» тоже изложена Многомудрым Литреконом в перечне:

  1. Борьба за власть – писатель показывает, как неимоверные амбиции людей, стремящихся достичь вершин могущества любой ценой, не приносят ни им, ни окружающим ничего, кроме гибели. Борис терпит крах, утаскивая за собой и свою семью, и всю страну, а Отрепьев становится катализатором страшной войны и Смутного времени, который поставят на кон само существование России как независимого государства.
  2. Трагедия Бориса Годунова – трагедия Годунова заключается в том, что он, желая достичь блага для всех, считает, что для этого можно пользоваться неблагородными средствами. За это провидение карает не только его, но и его семью и весь народ, который позволил такой ситуации произойти.
  3. Смута – это произведение переносит нас к самым истокам Смуты, говорит о причинах не только внешнеполитических, но духовных, скрытых глубоко в народном сознании, который привели к самым плачевным для России историческим результатам.
  4. Судьба России – повествование обрывается, не дойдя до самых драматичных и важных событий Смуты, однако заданное Пушкиным настроение ясно даёт понять, что русскому народу предстоят великие испытания.

Корчма на Литовской границе

Одетый в рванье Григорий с бродягами Мисаилом и Варлаамом проводят время в корчме на Литовской границе. Он интересуется у хозяйки заведения, как добраться до Литвы. Женщина предупреждает, что все дороги перекрыты. Ищут какого-то беглеца. Гришка понимает, что речь о нем.

Входят приставы с царским указом в руках, прочитать который они не могут в силу своей безграмотности. Гришка берется озвучить написанное, но переиначивает текст письма, в котором были описаны его приметы. Теперь по его словам беглец вылитый Варлаам, но бродяга был не промах. Он понял, что Георгий хитрит. Он выхватывает письмо. Поняв, что разоблачен, Отрепьев вытаскивает из глубин пазухи кинжал и выпрыгивает в окно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector