Великий воздушный перелом. битва над кубанью

Подготовка и расстановка сил

► Карта кубанской военной операции.

К осени 1942 года Германия оккупировала основную часть Северного Кавказа и захватила Ростов-на-Дону. Коммуникации были нарушены, поставки нефти из Азербайджана и прикаспийских регионов в европейскую часть CCCP — прерваны. Оставался, правда, резервный путь по железной дороге, через Сталинград, где, как известно, состоялась одна из самых масштабных в истории человечества битв, в которой победила обороняющаяся сторона. Гитлеровцы отступали обратно на Запад, и Сталин собирался нанести двойной удар с Южных и Закавказских фронтов, чтобы окончательно разбить основные силы противника в этом регионе.

Немецкие части укрепились между рекой Кубанью и черноморским побережьем. Всего там находилось около 400 тысяч военных, у которых был прямой доступ к снабжению водным и воздушным путями из Крыма. Советские войска неоднократно пытались взять этот участок — к марту были освобождены Краснодар и Новороссийск. Дальше, правда, дело не шло — конечной целью этой кампании было вернуть контроль над Таманским полуостровом и вытеснить силы Германии с Северного Кавказа.

С 18 апреля командование операции взял на себя лично маршал Жуков. Вместе с главнокомандующими ВВС А. А. Новиковым и наркомом ВМФ Г. Н. Кузнецовым они разработали план по завоеванию полного господства в воздухе и поддержке наступления наземных сил на Северо-Кавказском фронте.

► Маршал Г.К. Жуков и нарком ВМФ Г.Н. Кузнецов.

А вот силам Гитлера требовалось любой ценой удержать кубанский плацдарм до кардинальных перемен на Восточном фронте — в обозримом будущем там должен был образоваться важный опорный пункт для дальнейшего наступления на Советский Союз. Преимущество в численности сухопутных войск было явно не на стороне вермахта — всего три немецких корпуса и один румынский, зато с воздухом дело обстояло совсем иначе — с северных участков фронта были переброшены дополнительные эскадры самолетов.

Перед первыми воздушными битвами за Кубань за СССР числилось от 750 до 1300 самолетов, а за Германией — от 400 до 1100. Как всегда, каждый из участников войны старался преувеличить силы противника в случае собственного поражения, и наоборот.

С 1 апреля в сражениях в основном участвовала 4-я воздушная армия — как собственные советские самолеты, так и приобретенные у союзников по ленд-лизу. К первым относились истребители Як-1, Як-7, Ла-5 и ЛаГГ-3, штурмовик Ил-2, многоцелевые бипланы По-2 и Р-5. Союзники предоставили нам американские истребители P-39 Airacobra, P-40 Warhawk, британские Spitfire Mk V и бомбардировщики (опять же из США) DB-7 Boston.

► Советские истребители Як-1, Як-7 и Ла-5 .

От люфтваффе в бой шли эскадры истребителей «Мессершмитт» Bf.109, Bf.110 и «Фокке-Вульф» FW-190, бомбардировщики «Хейнкель Хе» 111 и «Юнкерсы Ю» 88 и 87D, а еще транспортные самолеты «Юнкерс Ю» 52.

Несмотря на явное превосходство немцев перед битвой, ВВС СССР успели оправиться после потерь в начале войны. Постоянно совершенствовались технологии и применялись новые конструкторские решения. Хотя если сравнивать модели «по классам», люфтваффе все равно пока были впереди: истребитель ЛаГГ-3 уступал «Мессершмиттам» в скорости и боевом оснащении, а Яки частенько выходили из строя из-за дефектов производства.

Как ни странно, одной из лучших моделей на вооружении у Советского Союза на тот момент оказалась американская «Аэрокобра». «Спитфайры» были попроще, к тому же из-за особенностей дизайна их часто путали с немецкими самолетами и сбивали в режиме, так сказать, friendly fire. Отметим и Ил-2 — уникальный на тот момент штурмовик, в котором сочетались хорошее боевое оснащение и достойные защитные качества корпуса; этот зверь эффективно поддерживал наземные силы. Многоцелевые бипланы действовали преимущественно ночью, равно как и бомбардировщики дальней авиации Ил-4 и Ли2ВВ.

► Ленд-лизовские P-39 Airacobra, P-40 Warhawk DB-7 Boston .

А вот Германия к весне сорок третьего замедлила темпы своего технологического совершенствования — ее изначально мощную авиацию успешно догоняли силы противника. Гитлеровцам приходилось воевать сразу на несколько фронтов и рассредоточивать свои силы по разным частям континента.

Над «Голубой линией»

Пока наземные войска готовились к штурму собственно «Голубой линии», намеченному на конец мая, авиаторы проводили пополнение и переформирование, а также готовились к авиационной подготовке, которая должна была предшествовать началу наступления. Она стартовала утром 26 мая, когда под прикрытием дымовой завесы почти две сотни бомбардировщиков и штурмовиков нанесли удар по обороне немцев. Попытки немецких истребителей помешать этому были малоэффективны: советские летчики уже научились связывать их боем, а бомбардировщики и штурмовики — самостоятельно отбиваться от тех немногих атакующих самолетов, которые все-таки прорывались к ним. Поэтому, когда немцы начали наносить массированные бомбардировочные удары по нашим наступающим войскам, советским ВВС удалось быстро выделить необходимое число самолетов для борьбы с ними. Кроме того, поскольку немецкое командование уже начало переброску к Курской дуге своих лучших истребительных соединений, наши летчики смогли нанести несколько массированных ударов по аэродромам врага, существенно сократив число его бомбардировщиков.

Наземная часть весеннего наступления завершилась к началу июля, так и не достигнув поставленных целей. Несмотря на то, что советские войска сумели прорвать два первых оборонительных рубежа «Голубой линии», разорвать ее полностью и выйти на оперативный простор им не удалось. Они смогли сделать это лишь в октябре 1943 года, когда началась Новороссийско-Таманская операция, ставшая последним этапом битвы за Кавказ. А вот успехи советских ВВС были гораздо более впечатляющими. Им не только удалось завоевать и удержать господство в воздухе над Кубанью, но и существенно сократить численность немецких самолетов, а главное, летчиков. К лету 1943 года в боевых порядках Люфтваффе стало гораздо меньше опытных пилотов, чем было в начале Великой Отечественной войны, а советские ВВС, напротив, стали пополняться опытными пилотами, которые к тому же получали в свое распоряжение новую технику, способную на равных противостоять немецкой.

По сравнению с первыми месяцами войны, когда советские самолеты во многом уступали вражеским, в том числе по маневренности и вооружению, воздушное сражение над Кубанью стало временем паритета в технике. Новые отечественные истребители Як-1Б и Як-7, а также Ла-5, могли сражаться с немецкими «Мессершмиттами» и «Фокке-Вульфами» на равных, а при условии, что за их штурвалами сидели опытные пилоты — то и с явным преимуществом.

Автор книги: Дмитрий Дёгтев

сообщить о нарушении

Дмитрий ДегтевБитва за небо Кубани. 1943 г.

Дегтев Д.М., Богатырев С.В., Зубов Д.В., 2020

ООО «Издательство «Вече», 2020

ООО «Издательство «Вече», электронная версия, 2020

Сайт издательства www.veche.ru

* * *

Предисловие

Замысел этой книги возник у одного из авторов, когда, проверяя боевой путь одного из советских авиаполков, он зашел на русскоязычную Википедию в статью «Битва в воздухе на Кубани». И в конце с изумлением прочитал, что потери обеих воющих сторон «до сих пор неизвестны…» И это в 2019 году! Через 77 лет? Реально ли их установить, или уже нет, по прошествии стольких лет?

Закончившаяся много лет тому назад Вторая мировая война оставила после себя много мифов и легенд, многие из которых продолжают жить и по сей день. Почетное место среди них занимает и воздушная битва над Кубанью в 1943 г. Согласно советской историографической традиции, именно в этой грандиозной схватке ВВС Красной армии впервые навязали люфтваффе борьбу за господство в воздухе «на равных», а к концу ее и вовсе захватили господство в воздухе. Сразу стоит оговориться, что, собственно, легендой это событие является даже не столько из-за спорных выводов, сколько ввиду практически полного отсутствия сколь-нибудь системного и подробного описания указанной битвы. В то время как про многие эпизоды воздушной войны на Восточном фронте написаны чуть ли не десятки статей и книг, хотя они порой не оказывали никакого серьезного влияния на общий ход событий, воздушная битва за Кубань по сей день не удостоилась ни одной серьезной работы

Не является исключением и битва за Кубань в целом (сухопутная), которая по неизвестным причинам тоже оказалась серьезно обделена вниманием историков, а по поводу обороны плацдарма, вошедшего в историю под названием «Малая земля», по сей день едва ли не самым «фундаментальным» произведением остается одноименная книга Л.И. Брежнева

В доказательство этого утверждения достаточно привести тот факт, что как в советских мемуарах (например, начальника оперативного управления Генштаба Красной армии Сергея Штеменко), так и во всех современных немногочисленных публикациях всю битву за Кубань фактически сводят к четырем событиям: захвату и удержанию плацдарма под Новороссийском, битве за станицу Крымская в конце апреля – начале мая, а также освобождению Новороссийска в сентябре 1943 г. и последующей эвакуации немцев в Крым. Порой складывалось впечатление, что упомянутая Крымская и являлась главной целью советского наступления, а после ее освобождения параллельно с «завоеванием господства в воздухе» данный театр боевых действий был попросту «планово заморожен». Неудивительно, что во многих источниках можно увидеть вот такие утверждения: «Командующий 17-й армией генерал-полковник Рихард Руофф после поражения в боях на Кубани 1 июля 1943 года был отстранен от командования и отчислен в резерв». Какие именно «поражения» потерпел этот генерал, история умалчивает… Из-за попыток напустить туман на тему в целом и затушевать ее неприглядные стороны в итоге осталось непонятным и то, ради чего, собственно, велась эта грандиозная воздушная битва и каковы были ее стратегические цели? Ради удержания плацдарма «Малая земля», ради взятия Крымской или же просто, как говорил персонаж известного фильма про летчиков, чтобы «сбросить врага с неба»? И почему после завоевания господства в воздухе, которое, по советским данным, выразилось в том, что немцы «отказались от использования Ю-87 и Хе-111», уже наши штурмовики и бомбардировщики не использовали это достижение для нанесения всесокрушающих ударов по «Голубой линии» (так принято называть позиции 17-й армии на Кубани)?

От Мысхако до Крымской

Воздушную битву над Кубанью можно условно разделить на три этапа, каждый из которых соответствовал тому или иному этапу наступления на земле. Первый этап начался неожиданно для советского командования, когда немцы, от которых ждали сугубо оборонительной тактики, внезапно перешли в наступление, стремясь уничтожить захваченный нашими морскими пехотинцами 4 февраля 1943 года плацдарм на мысе Мысхако — знаменитую Малую землю. Используя традиционную тактику, немцы начали атаку с массированного налета на защитников Малой земли, и, надо признать, этот удар советская воздушная разведка предупредить не смогла. В итоге в первые дни воздушного сражения на Кубани перевес был на стороне немецких летчиков, которые имели аэродромы, расположенные ближе к линии фронта, что позволяло им выполнять по несколько вылетов в сутки. Однако вскоре ближе к месту боев подтянулась и советская авиация, усиленная приданными резервными частями, и 20 апреля наступил перелом: наши летчики сумели завоевать превосходство в воздухе. В итоге всего за неделю потери немцев составили 152 самолета, советские ВВС потеряли несколько меньше, но самое главное, без поддержки с воздуха наступление германской армии на земле захлебнулось: глубина продвижения составила не более одного километра!

После недельной передышки, 28 апреля немецкая авиация нанесла новый массированный удар по советским войскам, готовившимся к наступлению на станицу Крымскую — крупный транспортный узел на Кубани. На этот раз переломить ситуацию советским летчикам удалось всего за сутки: сказался опыт, полученный на первом этапе сражения. Надо заметить, что по инициативе командования ВВС Северо-Кавказского фронта генерал-лейтенант Константин Вершинин и координировавший действия всей авиации на Кубани главком ВВС маршал авиации Александр Новиков быстро наладили обмен накапливавшимся опытом, и найденные кем-то тактические приемы быстро перенимались остальными летчиками. В результате уже к 30 апреля активность немецкой авиации снизилась вдвое, зато настолько же возросла активность советской. Сыграли в этом роль и регулярные налеты советских бомбардировщиков и штурмовиков на немецкие аэродромы: теперь близость к фронту играла против них. И в итоге к 10 мая, когда завершился второй этап воздушной битвы, советская авиация по численности в полтора раза превосходила немецкую. 

Прорыв

26 мая началась третья и последняя большая битва в кубанском небе — прорыв «Голубой линии» обороны Германии у станиц Киевская и Молдаванская. Наша авиация (сразу 338 самолетов) нанесла массированный удар по основным укреплениям противника. Перед Германией замаячила неприятная перспектива потерять позиции на Кавказе, и люфтваффе бросили в бой буквально все ресурсы: около 600 дополнительных самолетов с Крыма и южных регионов Украины. В этот день советская авиация совершила 1500 самолетовылетов, а немецкая — около 1000, но, несмотря на это, Германия начала перехватывать инициативу.

► Юнкерсы Ju-88, Ju-87D Ju-52 .

На следующий день немцы смогли выполнить уже около 2700 налетов. Командование ВВС СССР тоже пошло на почти отчаянные меры — наши истребители перестали сопровождать бомбардировщики и накинулись на вражескую авиацию. Нам удалось уничтожить триста с лишком немецких самолетов и в конечном итоге победить в последней из серий воздушных битв за Кавказ.

* * *

Точные цифры потерь в Кубанской битве неизвестны, но по советским данным считается, что мы потеряли 750 самолетов (по версии немцев — почти в два раза больше), а Германия — около 1100 машин (по их записям — в три раза меньше). Однако результат говорит сам за себя: гитлеровцы значительно сдали позиции на Южном фронте и к моменту начала решительных битв на Центральном подошли уже в совсем не блестящей форме.

Ну а для советской школы авиации это стало важным источником опыта: все-таки то была первая большая операция с тщательным планированием вылетов, координацией действий между наземными частями и воздухом, и, кроме того, тогда же впервые применили некоторые тактические приемы в воздухе.

Вторая серия

Далее действие переместилось к станице Крымская и происходило с 28 апреля по 10 мая. В первый день самолеты люфтваффе совершили около 850 налетов, атакуя наземные части наступавшей советской армии. На второй день наши воздушные силы огрызнулись и нанесли превентивный удар в зоне возможного наступления врага, куда было сброшено около двухсот тонн бомб. Тогда же, 29 апреля, прошел один из самых масштабных боев, в котором участвовало около 500 советских и 250 немецких самолетов.

Наша авиация продолжала наступление на Крымскую, и к началу мая, после продолжительных бомбардировок, ей удалось прорвать наземные части немцев и продвинуться на десять километров. Тактика поведения самолетов была достаточно тривиальна: сначала над полем боя появлялись группки по три-четыре истребителя-разведчика, которые по радио сообщали воздушную обстановку. Затем прибывала более серьезная эскадрилья истребителей — они отвлекали вражеские самолеты и позволяли своим бомбардировщикам спокойнее работать. В одной локальной битве, как правило, одновременно участвовали 50—80 самолетов.

Освобождение Кавказа в 1943 г.

Советскому командованию удалось значительно пополнить и укрепить военные соединения, действующие в регионе. Серьёзную помощь им оказывали Черноморский флот и Азовская военная флотилия во время битвы за Кавказ.

Оккупантам удалось избежать окружения и отойти, с минимальными потерями, на запад Краснодарского края и севернее, в район Ростова. Но это означало, что план захвата Кавказа провалился: вновь повторять свои наступательные удары у немцев не было уже ни сил, ни возможностей.

Битва за Кавказ. Карта

Освобождение Северного Кавказа и Кубани Красной Армией в основном было закончено уже в конце зимы 1943 года. Но совсем уходить из этого региона немцы не собирались. На Таманском полуострове они подготовили для своих войск сильный плацдарм и возвели мощные оборонительные рубежи – «голубую линию». Её советские войска безуспешно пытались прорвать до октября 1943 г., когда немцы эвакуировались через Керченский пролив в Крым.

Битва за Кавказ кратко

В Битве за Кавказ, дата которой определяется как июль 1942 – октябрь 1943 гг., германское командование рассчитывало захватить богатые ресурсы юга СССР – прежде всего, нефть и хлеб, чтобы в условиях провала блицкрига обеспечить ведение затяжной войны. В то время в этом регионе добывалась почти вся нефть Советского Союза – примерно 90%.

Советские войска в битве за Кавказ

Советские войска нанесли оккупантам поражение на Кавказе, однако решительного разгрома или операции, которая позволила бы запереть гитлеровские войска в этом регионе, не получилось. Благодаря грамотному отступлению, основные силы немцев и их союзников смогли благополучно эвакуироваться в Крым и на Украину.

Начало боев

Первый большой бой проходил с 17 по 24 апреля недалеко от поселка Мысхако. Гитлеровцы, немного неожиданно для командования СССР, начали наступление около Новороссийска. Наземные войска прикрывали волны по двадцать пять — тридцать бомбардировщиков, которые атаковали тяжелую артиллерию. Вермахту не удалось прорвать советскую оборону — за первые два дня сражений они продвинулись лишь на километр вперед, а после этого и вовсе принялись отступать.

Но в воздухе немцы смогли захватить инициативу — в первую очередь благодаря численности: у люфтваффе было что-то около четырехсот пятидесяти бомбардировщиков и две сотни истребителей, а у нас лишь триста машин. Вдобавок советские аэродромы располагались от Новороссийска заметно дальше, чем немецкие.

► Немецкие истребители Bf.109, Bf.110 FW-190 .

На четвертый день обороняющейся стороне наконец удалось ослабить наступление врага. Двести советских бомбардировщиков били по авангарду наземных частей, и в итоге немцы понесли большие потери и вынуждены были перераспределять силы. К 23 апреля ВВС СССР получили очередное подкрепление, и общее число машин почти сравнялось у обеих сторон. Кроме того, немцы активно проигрывали в воздухе, и к концу этого дня их численность сократилась почти вдвое (от изначальных шестьсот пятидесяти единиц).

Хотя все закончилось в целом положительно и противник прекратил нападать на наши наземные войска и объекты, битва у Мысхако выявила проблемы в действиях советской авиации. Прежде всего, взаимодействие между разные командными частями было затруднено. Во-вторых, Германия удачнее расположила аэродромы — и это помогало грамотному нанесению ударов в нужных точках. А в-третьих, и это типичная для Великой Отечественной проблема, большинству советских пилотов не хватало опыта.

Великая Отечественная война на Кавказе – итоги борьбы за регион

Битва за Кавказ началась с стремительного наступления гитлеровцев, и первый её этап остался за немецкими войсками. За отлично проведённую наступательную операцию её командующий Эвальд фон Клейст получил звание генерал-фельдмаршала. Но к концу 1942 года наступательный потенциал гитлеровских войск был исчерпан.

Медаль «За оборону Кавказа» получили более 800 тыс. красноармейцев и партизан

Освобождение Кавказа 1943 года стало отличным примером эффективного взаимодействия советских войск с ВВС, флотом и партизанскими отрядами. Важнейшие нефтеносные и сельскохозяйственные районы страны остались под контролем Советского Союза. 

Битва за Кавказ выявила проблему массового предательства некоторых народов, которая была решена радикальным образом. Советская власть, вернувшись в регион, полностью депортировала в Сибирь и Среднюю Азию чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, и ликвидировала автономии этих народов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector